Определение №713 Определение о возбуждении дела № 013/05/21-595/2021 и назнач... от 15 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 013/05/21-595/2021 и назначении дела к рассмотрению

15 ноября 2021 года                                                                    г. Саранск, проспект Ленина, 14

Председатель Комиссии Мордовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <...> – временно исполняющий обязанности руководителя Управления, рассмотрев по собственной инициативе материалы о распространении на территории городского округа Саранск Республики Мордовия рекламы «24 ЖДЕМ ВАС КРУГЛОСУТОЧНО КРЕПКИЙ АЛКОГОЛЬ РАЗЛИВНОЕ ПИВО СНЕКИ» с использованием настенного панно, размещенного на фасаде дома, на торцевой части от входа в буфет АЛКО 24 (<...>), а также рекламы «Коктейль Шампанское алк. – 4,5% 1 л – 80 р 1,5 л – 120 р г. Самара», «Коктейль Виски-кола алк. – 4,5% 1 л – 80 р 1,5 л – 120 р г. Самара», «ПИВО Жигулевское ГОСТ светлое, фильтрованное, паст. ЭНС – 11%, алк. – 4,2% 1 л – 78 р 1,5 л – 117 р г. Саранск», «ПИВО Чешское светлое, фильтрованное, паст. ЭНС – 11%, алк. – 4,3% 1 л – 78 р 1,5 л – 117 р г. Курск», «ПИВО Афанасий ГОСТ светлое, нефильтрованное ЭНС – 10%, алк. – 4,1% 1 л – 88 р 1,5 л – 132 р г. Тверь», «ПИВО Бархатное ГОСТ темное, фильтрованное, непаст. ЭНС – 11,5%, алк. – 4,5% 1 л – 88 р 1,5 л – 132 р г. Дзержинск» с использованием шести плакатов формата А24, размещенных на фасаде дома, слева от входа в буфет АЛКО 24 (<...>), с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,   

УСТАНОВИЛ:

04 октября 2021 года специалистами Мордовского УФАС России при проведении наблюдения за соблюдением обязательных требований на территории городского округа Саранск Республики Мордовия в наружном оформлении объекта торговли под вывеской «буфет АЛКО 24» (<...>) выявлено распространение следующей информации:

- на настенном панно, установленном на фасаде дома, на торцевой части от входа в буфет АЛКО 24, нанесена текстовая надпись «24 ЖДЕМ ВАС КРУГЛОСУТОЧНО КРЕПКИЙ АЛКОГОЛЬ РАЗЛИВНОЕ ПИВО СНЕКИ», стилизованная изображениями бутылок и наполненных стаканов;

- на шести плакатах формата А24, наклеенных на фасадную часть наружной стены, слева от входа в буфет АЛКО 24, нанесены текстовые надписи «Коктейль Шампанское алк. – 4,5% 1 л – 80 р 1,5 л – 120 р г. Самара», «Коктейль Виски-кола алк. – 4,5% 1 л – 80 р 1,5 л – 120 р г. Самара», «ПИВО Жигулевское ГОСТ светлое, фильтрованное, паст. ЭНС – 11%, алк. – 4,2% 1 л – 78 р 1,5 л – 117 р г. Саранск», «ПИВО Чешское светлое, фильтрованное, паст. ЭНС – 11%, алк. – 4,3% 1 л – 78 р 1,5 л – 117 р г. Курск», «ПИВО Афанасий ГОСТ светлое, нефильтрованное ЭНС – 10%, алк. – 4,1% 1 л – 88 р 1,5 л – 132 р г. Тверь», «ПИВО Бархатное ГОСТ темное, фильтрованное, непаст. ЭНС – 11,5%, алк. – 4,5% 1 л – 88 р 1,5 л – 132 р г. Дзержинск».

Распространение такой информации подтверждается фотоотчетом от 04.10.2021г.

12 октября 2021 года на состоявшемся заседании Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Мордовском УФАС России предметом обсуждения была размещенная на настенном панно (г. Саранск, <...>, буфет АЛКО 24)  информация «24 ЖДЕМ ВАС КРУГЛОСУТОЧНО КРЕПКИЙ АЛКОГОЛЬ РАЗЛИВНОЕ ПИВО СНЕКИ», стилизованная изображениями бутылок и наполненных стаканов, по результатам обсуждения которой члены экспертного совета пришли к мнению о необходимости проверки такого информирования на соответствие требованиям законодательства о рекламе ввиду того, что рядом с буфетом АЛКО 24 находится Автошкола «Успех».

Учитывая мнение экспертного сообщества, а также исходя из содержания распространяемой информации и места её распространения, следует признать, что демонстрация снаружи помещения буфета АЛКО 24 ярко-выполненной информации на настенном панно с призывом «24 ЖДЕМ ВАС КРУГЛОСУТОЧНО КРЕПКИЙ АЛКОГОЛЬ РАЗЛИВНОЕ ПИВО СНЕКИ» и на плакатах с перечислением конкретных видов алкогольных коктейлей и алкогольного пива с указанием цен на такую продукцию определённо выделяет продавца такой алкогольной продукции (крепкого алкоголя, разливного пива и коктейлей в ассортименте), осуществляющего торговую деятельность в данном  объекте торговли, и обращает к нему внимание неопределенного круга лиц, формирует и поддерживает интерес к такому продавцу, специализирующемуся на реализации алкогольной продукции, тем самым способствует его продвижению на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы (пункты 1 и 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Поскольку из текста распространяемой рекламы с очевидностью следует, что в буфете АЛКО 24 круглосуточно реализуется алкогольная продукция (КРЕПКИЙ АЛКОГОЛЬ, РАЗЛИВНОЕ ПИВО), такая реклама является рекламой продавца алкогольной продукции, а также рекламой конкретных видов алкогольной продукции, предлагаемых таким продавцом в ассортименте (Коктейль Шампанское алк. – 4,5% 1 л – 80 р 1,5 л – 120 р г. Самара; Коктейль Виски-кола алк. – 4,5% 1 л – 80 р 1,5 л – 120 р г. Самара; ПИВО Жигулевское ГОСТ светлое, фильтрованное, паст. ЭНС – 11%, алк. – 4,2% 1 л – 78 р 1,5 л – 117 р г. Саранск; ПИВО Чешское светлое, фильтрованное, паст. ЭНС – 11%, алк. – 4,3% 1 л – 78 р 1,5 л – 117 р г. Курск; ПИВО Афанасий ГОСТ светлое, нефильтрованное ЭНС – 10%, алк. – 4,1% 1 л – 88 р 1,5 л – 132 р г. Тверь; ПИВО Бархатное ГОСТ темное, фильтрованное, непаст. ЭНС – 11,5%, алк. – 4,5% 1 л – 88 р 1,5 л – 132 р г. Дзержинск).

В рассматриваемом случае объектом рекламирования является продавец алкогольной продукции, осуществляющий торговую деятельность по реализации такой алкогольной продукции круглосуточно в буфете АЛКО 24, и предлагаемые таким продавцом конкретные виды алкогольной продукции в ассортименте (Коктейль Шампанское алк. – 4,5% 1 л – 80 р 1,5 л – 120 р г. Самара; Коктейль Виски-кола алк. – 4,5% 1 л – 80 р 1,5 л – 120 р г. Самара; ПИВО Жигулевское ГОСТ светлое, фильтрованное, паст. ЭНС – 11%, алк. – 4,2% 1 л – 78 р 1,5 л – 117 р г. Саранск; ПИВО Чешское светлое, фильтрованное, паст. ЭНС – 11%, алк. – 4,3% 1 л – 78 р 1,5 л – 117 р г. Курск; ПИВО Афанасий ГОСТ светлое, нефильтрованное ЭНС – 10%, алк. – 4,1% 1 л – 88 р 1,5 л – 132 р г. Тверь; ПИВО Бархатное ГОСТ темное, фильтрованное, непаст. ЭНС – 11,5%, алк. – 4,5% 1 л – 88 р 1,5 л – 132 р г. Дзержинск).

Алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк, виноградная водка, бренди), вино, крепленое вино, игристое вино, включая российское шампанское, виноградосодержащие напитки, плодовая алкогольная продукция, плодовые алкогольные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).

В буфете АЛКО 24 торговую деятельность осуществляет ООО «Фаворит»<...>, сведения о котором нанесены на остеклении входной двери в помещение буфета АЛКО 24 (г. Саранск, ул. <...>), что зафиксировано фотоотчетом от 04.10.2021г.

Вместе с тем, рядом с входной группой буфета АЛКО 24 расположена входная группа под вывеской «АВТОШКОЛА УСПЕХ», ведущая в помещение, в котором образовательную деятельность осуществляет Частное профессиональное образовательное учреждение Учебный центр «Успех» (г. Саранск, <...>).

В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Статьей 21 Федерального закона «О рекламе» к рекламе алкогольной продукции установлены специальные требования и ограничения.

В соответствии с пунктами 5 и 6 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться: с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их; в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.

В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Вопреки установленному запрету рассматриваемая реклама продавца алкогольной продукции, осуществляющего торговлю в буфете АЛКО 24 (г. Саранск, <...>), и предлагаемых таким продавцом конкретных видов алкогольной продукции в ассортименте распространяется без предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции и при этом размещена на фасаде здания, среди прочего, с использованием рекламной конструкции (настенного панно) и в непосредственной близости от входа в помещение, занимаемое образовательной организацией – Автошколой УСПЕХ (г. Саранск, <...>), что не допустимо.

Следовательно, распространяемая на настенном панно (рекламной конструкции) реклама с призывом «24 ЖДЕМ ВАС КРУГЛОСУТОЧНО КРЕПКИЙ АЛКОГОЛЬ РАЗЛИВНОЕ ПИВО СНЕКИ», стилизованная изображениями бутылок и наполненных стаканов, а также на настенных плакатах реклама «Коктейль Шампанское алк. – 4,5% 1 л – 80 р 1,5 л – 120 р г. Самара», «Коктейль Виски-кола алк. – 4,5% 1 л – 80 р 1,5 л – 120 р г. Самара», «ПИВО Жигулевское ГОСТ светлое, фильтрованное, паст. ЭНС – 11%, алк. – 4,2% 1 л – 78 р 1,5 л – 117 р г. Саранск», «ПИВО Чешское светлое, фильтрованное, паст. ЭНС – 11%, алк. – 4,3% 1 л – 78 р 1,5 л – 117 р г. Курск», «ПИВО Афанасий ГОСТ светлое, нефильтрованное ЭНС – 10%, алк. – 4,1% 1 л – 88 р 1,5 л – 132 р г. Тверь», «ПИВО Бархатное ГОСТ темное, фильтрованное, непаст. ЭНС – 11,5%, алк. – 4,5% 1 л – 88 р 1,5 л – 132 р г. Дзержинск», размещенная на фасаде дома, рядом с входом в буфет АЛКО 24 (г. Саранск, <...>), содержит признаки нарушения пунктов 5 и 6 части 2 статьи 21, части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2, 3 статьи 21 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В рассматриваемом случае рекламодателем и одновременно рекламораспространителем выступает ООО «Фаворит» <...>, осуществляющее предпринимательскую деятельность в буфете АЛКО 24 (г. Саранск, <...>) и имеющее лицензию <...> на розничную продажу алкогольной продукции.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 013/05/21-595/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе -  Общество с ограниченной ответственностью «Фаворит» <...>.

3. Назначить дело № 013/05/21-595/2021 к рассмотрению на 01 декабря 2021 года, в 12.00 часов по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск, проспект Ленина, 14, 2 этаж, каб.3 (конференц-зал), контактный телефон: <...>; контактное лицо: <...>; электронная почта (для оперативного предоставления информации): <...>.

4. ООО «Фаворит» представить в срок до 30 ноября 2021 года следующие документы и сведения:

1) письменные объяснения по поводу предъявляемых претензий;

2) копии документов (договор, текст (макет) рекламы, согласованный сторонами по договору, акт сдачи-приема услуг, счет-фактура, платежные документы на оплату услуг и другие), на основании которых ООО «Фаворит» осуществило заказ на изготовление и размещение настенного панно с рассматриваемой наружной рекламой, а также разместило рекламные плакаты формата А24. В случае, если такие документы отсутствуют, необходимо предоставить письменные мотивированные объяснения по данным обстоятельствам;

3) сведения (в письменном виде) о периоде, в течение которого в выше названном месте размещается рассматриваемая наружная реклама и рекламные плакаты;

4) сведения (в письменном виде) об адресном размещении аналогичной рекламы иными способами и с помощью иных средств (печатные, электронные СМИ, и др.) с приложением подтверждающих документов. В случае, если такие документы отсутствуют, необходимо представить письменные мотивированные пояснения по данным обстоятельствам;

5) письменное обоснование правомерности использования ООО «Фаворит» наименования «буфет АЛКО 24»;

6) прейскурант продукции (полный ассортиментный перечень, в том числе пива), реализуемой в буфете АЛКО 24 (г. Саранск, <...>), который актуален на дату предоставления такой информации;

7) копию журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за январь - ноябрь 2021 года;

8) копию (распечатку) декларации об объеме розничной продажи алкогольной продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи за 2020 год;

9) копии документов (свидетельство о государственной регистрации права собственности, договор аренды и др.), определяющих право владения, пользования и распоряжения помещением, в котором расположен буфет АЛКО 24 (г. Саранск, <...>);

10) копии учредительно-регистрационных документов (свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, лицензия на право реализации алкогольной продукции, и др.), на основании которых ООО «Фаворит» осуществляет предпринимательскую деятельность, в том числе по розничной продаже алкогольной продукции (пива);

11) сведения (в письменном виде) об идентификации ООО «Фаворит» в общероссийском классификаторе.

Копии всех документов и материалов должны быть заверены подписью руководителя и печатью (при наличии) ООО «Фаворит».  

Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет за собой ответственность виновных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Явка ООО «Фаворит», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.

Лица, участвующие в рассмотрении назначенного дела, вправе участвовать в дистанционном режиме рассмотрения дела, для чего им необходимо в срок до 29 ноября 2021 года направить в адрес территориального антимонопольного органа соответствующее ходатайство, указав при этом адрес своей электронной почты для оперативного обмена информацией.

Лица, участвующие в рассмотрении назначенного дела, обязаны предоставить документы, подтверждающие их личность и полномочия.

В соответствии с пунктом 29 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922), стороны и заинтересованные лица со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению вправе: знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них; давать устные и письменные объяснения; представлять доказательства по делу и участвовать в их исследовании; заявлять ходатайства; делать заявления; возражать против заявлений и доводов других лиц; пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Сведения и документы, которые представлены по запросу или иному требованию антимонопольного органа, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны и которые являются материалами дела, могут быть представлены для ознакомления лицам, участвующим в деле, под расписку с согласия обладателя таких сведений и документов.

Согласие обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, на ознакомление лиц, участвующих в деле, с такой информацией представляется в комиссию в письменной форме в ходе рассмотрения дела и приобщается к материалам дела.

Расписка лиц, участвующих в деле, в неразглашении информации, составляющей коммерческую тайну и ставшей им известной в результате рассмотрения дела, представляется в комиссию до ознакомления с материалами дела и приобщается к материалам дела.

Лица, участвующие в деле, обязаны пользоваться добросовестно своими правами при рассмотрении дела.

Председатель Комиссии                         <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны