Определение №896 о назначении дела к рассмотрению от 14 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 013/01/10-831/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства заместитель руководителя <...>

 

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) поступило обращение Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия (от 30.09.2020 вх. № 5992) (далее – Заявитель, МинЖКХ Республики Мордовия, Министерство) на действия Общества с ограниченной ответственностью «В.» (далее - ООО «В.», Общество), направленные, по мнению Заявителя, на ущемление интересов неопределенного круга потребителей путем навязывания услуг по выезду специалиста для выявления возможности установки прибора учета воды и обследования водопроводной системы на возмездной основе.

Из обращения МинЖКХ Республики Мордовия (от 30.09.2020 вх. № 5992) следует, что ресурсоснабжающая организация ООО «В.» при подаче заявки на ввод в эксплуатацию приборов учета требует от потребителей заключать договоры на оказание услуг по выезду специалиста для выявления возможности установки индивидуального прибора учета воды и обследования водопроводной системы. Стоимость оказания данной услуги по договору составляет 501 руб. (пятьсот один рубль).

В обоснование Министерство представило копии договоров с ООО «В.» на оказание услуг по выезду специалиста для выявления возможности установки прибора учета воды и обследования водопроводной системы, а также копии квитанций на оплату услуг согласно договора.

В ходе рассмотрения поступившего обращения, Мордовским УФАС России установлено следующее.

Согласно уставу предметом деятельности ООО «В.» является организация водоснабжения и канализации, очистка сточных вод.

Из пояснений Общества (от 20.10.2020 вх. №6421) следует, что согласно п. 2.1. Устава ООО «В.» является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей предпринимательской деятельности извлечение прибыли. Согласно п.2.5. Устава для осуществления предпринимательской деятельности Общество имеет право самостоятельно устанавливать цены и тарифы на продукцию основного производства, собственные товары и услуги с учетом требований законодательства. Ресурсоснабжающая организация ООО «В.» является исполнителем коммунальных услуг, которая на основании заявки собственника помещения вводит установленный прибор учета в эксплуатацию, то есть документально оформляет в установленном порядке готовность средств измерений к использованию по назначению и является составляющей для осуществления расчетов за коммунальные услуги по приборам учета. Тариф по выезду специалиста для осмотра правильности установки прибора и его готовности к использованию не является регулируемым и установлен на основании фактических затрат ООО «В.» на оказание данной услуги, рассчитанных в соответствии с методикой планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства. Плата за опломбирование и ввод в эксплуатацию прибора учета воды не взимается.

Согласно приложенной к пояснениям ООО «В.» калькуляции, оказание услуг по установке прибора учета холодного водоснабжения включает в себя следующие работы:

- выявление технической возможности установки прибора учета (в том числе проверка технического состояния трубопроводов), составление и утверждение схемы холодного водоснабжения с указанием места установки прибора учета (бесплатно);

- выезд специалиста к заказчику для осмотра места установки прибора учета воды в соответствии с разработанными техническими условиями и последующей постановкой на учет.

Калькуляция включает в себя следующие наименования статей и суммы затрат на них:

  1. Зарплата на оплату труда работника – 163,03 руб.
  2. Отчисления на социальные нужды – 49,24 руб.
  3. Цеховые расходы – 111,23 руб.
  4. Общеэксплуатационные расходы – 177,50 руб.

Общая стоимость оказания услуг по установке прибора учета холодного водоснабжения в соответствии с калькуляцией составляет 501,00 рубль.

Рассмотрев поступившие документы и материалы, Мордовское УФАС России пришло к следующим выводам.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, установлению их прав и обязанностей, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии и т.д. регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

В соответствии с пунктом 80 Правил № 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» утверждены Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод (Правила № 776), которые распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами № 354.

В соответствии с частью 8 Правил № 776 в случае если иное не предусмотрено настоящими Правилами, установка, эксплуатация, поверка, ремонт и замена узлов учета осуществляются в следующем порядке:

а) получение технических условий на проектирование узла учета;

б) проектирование узла учета и монтаж узла учета для вновь допускаемых к эксплуатации узлов учета, включая установку приборов учета;

в) допуск к эксплуатации узла учета;

г) эксплуатация узла учета, включая снятие показаний приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах и иных показаний, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), а также ведение учета о количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета узла учета;

д) поверка, ремонт и замена (при необходимости) приборов учета.

В соответствии с пунктом 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.

Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (далее – Порядок №149).

Для заключения договора заказчик - физическое лицо направляет исполнителю письменную заявку, которая должна содержать документы, предусмотренных пунктами 7 – 9 Порядка № 149.

В соответствии с пунктом 10 Порядка № 149 на основании документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка, исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня их получения производит осмотр объекта с целью проверки наличия технической возможности установки, замены и (или) эксплуатации прибора учета.

Согласно пункта 11 Порядка № 149 при наличии технической возможности выполнить указанные в заявке работы (оказать услуги), указанные в заявке, и при предоставлении заказчиком документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах), а также технические условия в случае установки (замены) прибора учета. Если иное не установлено федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, соглашением сторон договора, технические условия должны содержать перечень мероприятий, осуществляемых заказчиком, по технической подготовке объекта для установки (замены) прибора учета.

При отсутствии технической возможности выполнить работы (оказать услуги), указанные в заявке, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику мотивированный отказ в заключении договора.

Таким образом, Порядком № 149 предусмотрена обязанность исполнителя до заключения договора предоставить технические условия в случае установки (замены) прибора учета. При этом взимание платы за данную услугу законодательно не предусмотрено.

В соответствии с пунктами 13, 14 Порядка № 149 договор на установку (замену) и договор на эксплуатацию прибора учета должны содержать в числе прочих существенных условий цену договора.

В соответствии с пунктом 81 Правил № 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Согласно пунктом 81(9) Правил № 354 ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

Таким образом, из положений Закона об энергосбережении и Порядка №149 следует, что установка, замена и (или) эксплуатация приборов учета используемых энергетических ресурсов осуществляется на основании договора на возмездной основе. Цена такого договора определяется соглашением сторон.

При этом из норм действующего законодательства не следует возможность взимания платы за осмотр объекта с целью проверки наличия технической возможности установки, замены и (или) эксплуатации прибора учета и получение технических условий на проектирование узла учета.

Однако, пунктом 1.2 договора от 20.01.2020 № 11 на оказание услуг (далее – Договор), заключенного между ООО «В.» (в соответствии с договором – Исполнитель) и Д. В.Н., проживающим по адресу: п.Леплей, <...> (в соответствии с договором – Заказчик), Исполнитель обязуется оказать следующие услуги: выезд специалиста Исполнителя к Заказчику для выявления возможности установки прибора учета воды и обследования водопроводной системы.

При этом платность данных услуг определена пунктом 1.1. Договора.

Пунктом 2.2 данного договора установлено, что при подаче заявления Заказчиком Исполнитель обязан в течение одного месяца оказать услуги, указанные в пункте 1.2 договора. В исключительных случаях исполнитель имеет право увеличить срок выполнения услуг до двух месяцев, известив по телефону, либо письменно об этом заказчика.

Вместе с тем, пунктом 10 Порядка № 149 установлено, что осмотр объекта с целью проверки наличия технической возможности установки, замены и (или) эксплуатации прибора учета производится исполнителем в течении 10 рабочих дней со дня получения заявки и, как установлено ранее, не предусматривает взимание платы.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие)

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с приказами Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 13.12.2018 №170 и от 16.12.2019 №171 для ООО «В.» установлены тарифы на услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения в Потьминском, Явасском городских поселениях, Леплейском, Сосновском сельских поселениях Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия на 2019 и 2020 годы соответственно.

Таким образом, действия ООО «В.», выразившиеся во взимании платы за выявление возможности установки прибора учета воды и обследование водопроводной системы потребителей, содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 30.11.2020 № 184-од о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «В.» (431160, Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, р.п. Явас, <...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 14 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 013/01/10-831/2020 к рассмотрению на 19 января 2021 года на 15 часов 30 минут по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, д. 14, 2 этаж.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела 013/01/10-831/2020 в качестве ответчика Общество с ограниченной ответственностью «В.» (431160, Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, р.п. Явас, <...>).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела 013/01/10-831/2020 в качестве заявителя Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия (430000, г. Саранск, ул. Коммунистическая, д. 33/3).

Одновременно разъясняем, что все лица, участвующие в деле 013/01/10-831/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, вправе представить на заседание комиссии письменные мотивированные пояснения с нормативно-правовым обоснованием своих доводов, с приложением подтверждающих документов, а также заверенные копии иных, помимо истребованных комиссией по антимонопольному делу документов, касающихся рассматриваемых обстоятельств.

Напоминаем, что частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность должностных и юридических лиц за непредставление в антимонопольный орган сведений (информации) по требованию антимонопольного органа, а равно представление заведомо ложных сведений (информации).

Явка представителя ответчика (с доверенностью на участие) на заседание Комиссии обязательна.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                              <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны