Решение №101 решение по делу от 24 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 013/07/3-79/2022

 

г. Саранск

Резолютивная часть решения оглашена «18» февраля 2022 г.

В полном объеме решение изготовлено «24» февраля 2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

председатель Комиссии: <...> – врио руководителя Мордовского УФАС России,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

<...> – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

в присутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация «Держава» (ООО ЧОО «Держава», Заявитель) –  <...> (доверенность №3 от 01.02.2022),

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» (далее – ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва», Заказчик) – <...> (доверенность №01-06-04/136 от 19.11.2021),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции», Закон о защите конкуренции) жалобу ООО ЧОО «Держава» (вх. № 811 от 11.02.2022) на действия Заказчика – ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» при проведении открытого конкурса, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, в электронной форме на оказание услуг по обеспечению безопасности объектов ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru № 32211076427),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступила жалоба ООО ЧОО «Держава» (вх. № 811 от 11.02.2022) на действия Заказчика – ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» при проведении открытого конкурса, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, в электронной форме на оказание услуг по обеспечению безопасности объектов ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru № 32211076427).

Информация о поступлении жалобы на действия Организатора торгов размещена на официальном сайте Мордовского УФАС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.mordovia.fas.gov.ru.

Сторонам по делу направлено уведомление от 11.02.2022 № 379 о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

В соответствии с уведомлением рассмотрение жалобы назначено на 15 часов 00 минут 18 февраля 2022 года.

Согласно части 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы.

Как следует из жалобы Заявителя, 31 января 2022 года Заявителем была подана заявка на участие в закупке №2286892, Оператором электронной площадки ООО «РТС-тендер» направлено подтверждение в адрес Заявителя о получении заявки на участие в закупке №2286892.

4 февраля 2022 года Заявителем было получено уведомление о том, что заявка №3741911, поданная на участие в закупке №2286892, была возвращена по причине отсутствия на специальном счете участника закупки, открытом для проведения операций по обеспечению участия в закупках, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие.

По мнению Заявителя, ООО ЧОО «Держава» отклонили с площадки и не дали возможности заявиться на площадку вновь по причине того, что Заказчик ограничил время подачи окончания заявок до 09.00 МСК, что полностью противоречит п. 13.3 части II. Информационной карты открытого конкурса в электронной форме конкурсной документации на проведение открытого конкурса в электронной форме № 1002 на оказание услуг по обеспечению безопасности объектов ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева». Данным пунктом установлено: Дата начала подачи заявок: 27 января 2022 г. Дата и время окончания подачи заявок: 4 февраля 2022 г., 10:00 (время московское).

Таким образом, время окончания срока подачи заявок на участие, указанное в документации, не соответствует времени, указанному на официальном сайте https://zakupki.gov.ru и на сайте электронной площадки.

Заявителем представлены документы о подтверждении банком ВТБ (ПАО) о зачислении денежных средств для обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе 4 февраля 2022 года в 09:23:50 МСК, что не нарушило условия подачи документов до окончания подачи заявок.

В связи с этим, Заявитель считает, что Заказчик неправомерно и необоснованно отклонил его заявку и лишил возможности участия в данном конкурсе.

В ответ на доводы, изложенные в жалобе ООО ЧОО «Держава» (вх. № 811 от 11.02.2022), Заказчик представил письменные пояснения (вх. №967 от 17.02.2022), согласно которым подтверждает, что в конкурсной документации были указаны дата и время окончания подачи заявок 4 февраля 2022 года, 10:00, а в извещении о проведении конкурса, размещенном на сайте оператора электронной торговой площадки, было указано время 9:00 той же даты, тем самым признает факт нарушения требования части 8 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). Данное нарушение является следствием технической ошибки при вводе информации при размещении извещения на сайте оператора ЭТП.

По мнению Заказчика, данное нарушение не повлияло на результаты закупки, в связи с чем просит признать жалобу частично обоснованной и не выдавать Заказчику предписание по итогам рассмотрения жалобы.

Изучив имеющиеся материалы жалобы, представленные доказательства, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Таким образом, статья 18.1 Закона о защите конкуренции не подлежит применению только в отношении жалоб, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Жалобы на торги, проводимые по иным основаниям, подлежат рассмотрению по статье 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных данной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования. Таким образом, комиссия антимонопольного органа не вправе подменять заявителя и рассматривать оспариваемые действия заказчика на предмет иных нарушений, не указанных заявителем.

Часть 2 статьи 1 Закона о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятым в соответствии с ними и утвержденным в установленном порядке правовым актом, регламентирующим правила закупки.

Положение о закупке федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» (далее – Положение о закупке) в действующей редакции утверждено заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации <...> от 20 декабря 2018 года и размещено на сайте http://zakupki.gov.ru/. 29 июня 2021 заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации <...> утверждены изменения в Положение о закупке.

27.01.2022 Заказчиком на официальном сайте https://zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32211076427 (далее – Извещение) и Конкурсная документация на проведение открытого конкурса в электронной форме №1002 на оказание услуг по обеспечению безопасности объектов ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» для нужд федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», утвержденная проректором по административно-хозяйственной работе и безопасности ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» <...>17 января 2022 года (далее – Документация).

Предмет закупки: Оказание услуг по обеспечению безопасности объектов ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва»

Дата начала срока подачи заявок: 27.01.2022.

Дата и время окончания подачи заявок: 04.02.2022 09.00.

Дата рассмотрения первых частей заявок (по местному времени заказчика): 04.02.2022 (МСК).

Дата рассмотрения вторых частей заявок (по местному времени заказчика): 07.02.2022 (МСК).

Дата подведения итогов: 07.02.2022 (МСК).

Согласно пункту 13.3 Информационной карты открытого конкурса в электронной форме (далее – Информационная карта) Документации дата и время подачи заявок: 27.01.2022 г.

Дата и время окончания подачи заявок: 4 февраля 2022 г., 10-00 (время московское).

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

На основании пункта 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о порядке, дате начала, дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядке подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки).

В соответствии с пунктом 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки)

В соответствии с пунктом 1,2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно подпункта 7 пункта 7 раздела 1 главы III Положения о закупках в извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны сведения о порядке, дате начала, дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе и порядке подведения итогов открытого конкурса. При этом срок для подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен составлять не менее пятнадцати дней со дня размещения извещения о проведении открытого конкурса в единой информационной системе.

Согласно подпункту 13.3 пункта 13 Документации участник закупки вправе подать заявку на участие в конкурсе в любое время с даты начала срока подачи заявок на участие в конкурсе и до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, указанных в Информационной карте конкурса.

Комиссия Мордовского УФАС России, рассматривая действия Заказчика при проведении Закупки, учитывая его согласие с доводом жалобы Заявителя, установила фактическое разночтение между временем проведения процедуры на сайте https://zakupki.gov.ru и на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru, и установленной в Информационной карте Документации.

Таким образом, Заказчиком нарушены требования пункта 8 части 10 статьи 4, пункты 1,2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункта 7 пункта 7 раздела 1 главы III Положения о закупках, подпункта 13.3 пункта 13 Документации.

На основании вышеизложенного, довод Заявителя о несоответствии времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, указанному в документации, времени, указанному на официальном сайте https://zakupki.gov.ru и на сайте электронной площадки, Комиссия Мордовского УФАС России признает обоснованным.

2. Пунктом 2.3 Документации установлено, что адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которой планируется проведение конкурса, указан в Информационной карте конкурса.

В соответствии с пунктом 2.4 Документации, установленные оператором электронной площадки порядок регистрации (аккредитации) участников закупки на электронной площадке, порядок проведения конкурса (или адрес соответствующей страницы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которой размещены указанные порядки) указаны в Информационной карте конкурса.

Согласно пункту 13.2 Документации заявка на участие в конкурсе направляется участником закупки оператору электронной площадки по адресу электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», указанному в Информационной карте конкурса.

Согласно пункту 2.3, 2.4, 13.2 Информационной карты Оператор электронной площадки, адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: ООО «РТС-тендер», http://www.rts-tender.ru.

Адрес страницы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которой размещены установленные оператором электронной площадки порядок регистрации (аккредитации) участников закупки на электронной площадке, порядок проведения открытого конкурса в электронной форме: https://www.rts-tender.ru/zakupki-223/participants-223.

В соответствии с пунктом 12.1 Информационной карты Документации размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме составляет 299 700 рублей 00 копеек (1% начальной (максимальной) цены Договора.

Мордовским УФАС России в рамках рассмотрения жалобы был сделан запрос оператору электронной площадки ООО «РСТ-тендер» о сроках проведения процедуры и о причине возврата заявки ООО ЧОО «Держава».

Согласно представленной информации от оператора электронной площадки ООО «РСТ-тендер» (вх. №984 от 18.02.2022) Заказчиком были установлены следующие сроки:

Дата подачи заявок: 27.01.2022 (по московскому времени);

Дата и время окончания подачи заявок: 04.02.2022 09:00 (по московскому времени).

Заявка ООО ЧОО «Держава» на участие в закупке №32211076427 была возвращено оператором после окончания срока подачи заявок в связи с получением от банка информации об отсутствии на специальном счете участника денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке.

Запрос на блокировку денежных средств на специальном счете участника ООО ЧОО «Держава» был направлен оператором в банк в момент окончания срока подачи заявок (04.02.2022 09:00). Дата и время получения от банка информации об отсутствии на специальном счете участника ООО ЧОО «Держава» денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке: 04.02.2022 в 09:03:58.

Согласно письму ВТБ (ПАО) денежные средства для обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе зачислены 4 февраля 2022 года в 09:23:50 МСК, то есть до окончания срока подачи заявок согласно Документации.

Согласно части 15 статьи 3.4 Закона о закупках в течение одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации осуществляет блокирование при наличии на специальном банковском счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения указанной заявки и информирует оператора. Блокирование денежных средств не осуществляется в случае отсутствия на специальном банковском счете участника такой закупки денежных средств в размере для обеспечения указанной заявки либо в случае приостановления операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем оператор электронной площадки информируется в течение одного часа. В случае, если блокирование денежных средств не может быть осуществлено по основаниям, предусмотренным настоящей частью, оператор электронной площадки обязан вернуть указанную заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с момента получения соответствующей информации от банка.

Согласно пункту 12.7 Документации в течение одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации осуществляет блокирование при наличии на специальном банковском счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения указанной заявки и информирует оператора. Блокирование денежных средств не осуществляется в случае отсутствия на специальном банковском счете участника такой закупки денежных средств в размере для обеспечения указанной заявки либо в случае приостановления операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем оператор электронной площадки информируется в течение одного часа. В случае, если блокирование денежных средств не может быть осуществлено по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, оператор электронной площадки обязан вернуть указанную заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с момента окончания срока подачи заявок.

Таким образом, частью 15 статьи 3.4 Закона о закупках и пунктом 12.7 Документации установлена обязанность оператора электронной площадки по возврату заявок в случае отсутствия денежных средств, необходимом для обеспечения заявки на специальном банковском счете участника закупки.

Следовательно, Заказчик не отклонял заявку Заявителя, в связи с чем Комиссия Мордовского УФАС России признает довод Заявителя необоснованным.

Однако, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, выразившиеся в несоответствии размещенной информации времени окончания срока подачи заявок на сайте https://zakupki.gov.ru и на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru, и установленной в Информационной карте Документации, ввели в заблуждение Заявителя, оператора электронной площадки, что повлекло не допуск заявки Заявителя к участию в конкурсе.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В связи с чем, Комиссия Мордовского УФАС считает необходимым выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мордовского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО ЧОО «Держава» (вх. № 811 от 11.02.2022) обоснованной.

2. Признать действия Заказчика – ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» при проведении открытого конкурса, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, в электронной форме на оказание услуг по обеспечению безопасности объектов ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва», выразившиеся в несоответствии времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, указанному в документации, времени, указанному на официальном сайте https://zakupki.gov.ru и на сайте электронной площадки, нарушением требований пункта 8 части 10 статьи 4, пунктов 1,2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункта 7 пункта 7 раздела 1 главы III Положения о закупках, подпункта 13.3 пункта 13 Документации.

3. Выдать Заказчику – ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Мордовского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии:

Примечание. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны