Решение №267 Решение по жалобе физического лица на действия Организатора ... от 17 мая 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:
председатель Комиссии: <...> – заместитель руководителя Управления;
члены Комиссии: <...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства; <...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,
в отсутствие Заявителя – <...>, представившего ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие;
в присутствии от Организатора торгов: <...> – представителя МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области по доверенности (доверенность от 26.02.2019 № 13АА 0847246), <...> – представителя МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области по доверенности (доверенность от 05.02.2019 № 1252),
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – ФЗ «О защите конкуренции», Закон № 135-ФЗ) жалобу <...> (вх. № 2098 от 30.04.2098) на действия Организатора торгов – Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области при реализации имущества, обращенного в собственность государства (извещение № 030419/2854351/01 на сайте www.torgi.gov.ru (лот № 2)),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступила жалоба <...> (далее также <...>, Заявитель) (вх. № 2098 от 30.04.2098) на действия Организатора торгов – Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области (далее также – МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области, Организатор торгов) при реализации имущества, обращенного в собственность государства по лоту № 2 (извещение № 030419/2854351/01 от 03.04.2019), а именно: погрузчик вилочный 1 шт., цена продажи 25947 руб. 46 коп., в том числе НДС 20 % - 4324 руб. 58 коп.; погрузчик вилочный 1 шт., цена продажи 25947 руб. 46 коп., в том числе НДС 20 % - 4324 руб. 58 коп.; ручная гидравлическая вилочная тележка KGS Capasity 1 шт., цена продажи 5310 руб. 50 коп., в том числе НДС 20 % - 885 руб. 08 коп.; ручная гидравлическая вилочная тележка OTTO Kurbach 1 шт., цена продажи 4828 руб. 48 коп., в том числе НДС 20 % - 804 руб. 75 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Таким образом, статья 18.1 Закона № 135-ФЗ не подлежит применению только в отношении жалоб, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Жалобы на торги, проводимые по иным основаниям, подлежат рассмотрению по статье 18.1 ФЗ «О защите конкуренции».
Жалоба <...> (вх. № 2098 от 30.04.2098) подана в срок, установленный частью 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, подготовлена в соответствии с требованиями части 6 статьи 18.1 данного Закона.
Информация о поступлении жалобы на действия Организатора торгов размещена на официальном сайте Мордовского УФАС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.mordovia.fas.gov.ru 07.05.2019.
В связи с поступлением жалобы <...> (вх. № 2098 от 30.04.2098), Мордовским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» в адрес Заявителя и Организатора торгов было направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 1197 от 07.05.2019).
Рассмотрение жалобы назначено на 14 мая 2019 года на 14 часов 30 минут.
Из жалобы <...> (вх. № 2098 от 30.04.2098) следует, что 03.04.2019 года Организатором торгов на официальном сайте https://torgi.gov.ru опубликовано извещение № 030419/2854351/01 от 03.04.2019 о реализации имущества, обращенного в собственность государства, в том числе лота № 2 в состав которого включено следующее имущество: погрузчик вилочный 1 шт. цена продажи: 25947,46 (двадцать пять тысяч девятьсот сорок семь) руб. 46 коп., в том числе НДС 20% - 4324,58 (четыре тысячи триста двадцать четыре) руб. 58 коп.; погрузчик вилочный 1 шт. цена продажи: 25947,46 (двадцать пять тысяч девятьсот сорок семь) руб. 46 коп., в том числе НДС 20% - 4324,58 (четыре тысячи триста двадцать четыре) руб. 58 коп.; ручная гидравлическая вилочная тележка KGS Capasity 1 шт. цена продажи 5310,50 (пять тысяч триста десять) руб. 50 коп., в том числе НДС 20% -885,08 (восемьсот восемьдесят пять) руб. 08 коп.; ручная гидравлическая вилочная тележка OTTO Kurbach 1 шт. цена продажи 4828,48 (четыре тысячи восемьсот двадцать восемь) руб. 48 коп., в том числе НДС 20% - 804.75 (восемьсот четыре) руб. 75 коп.
При проведении данных торгов, как это следует из жалобы <...>, МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области были допущены следующие нарушения:
1. Затягивание процедуры ознакомления с реализуемым имуществом.
Согласно жалобе <...> (вх. № 2098 от 30.04.2098), 09.04.2019 им подана заявка на ознакомление с лотом № 2.
15.04.2019 Организатор торгов предоставил ему возможность ознакомиться с данным лотом. При этом у ответственного хранителя не оказалось документов на реализуемое имущество, в связи с чем Заявитель, как это указано в жалобе, не смог проверить комплектность лота № 2.
Последний срок для подачи заявки для участия в торгах по данному лоту – 16.04.2019 17:00.
15.04.2019 <...> направил на электронную почту Организатора торгов запрос о предоставлении ему в срок до 13:00 16.04.2019 акта приема-передачи по лоту № 2 и иную, имеющуюся документацию. Однако ответ на данный запрос, как это следует из жалобы Заявителя, в его адрес не поступил, запрошенные документы предоставлены не были, равно как и возможность ознакомиться с ними визуально.
Тем не менее, согласно жалобе <...> (вх. № 2098 от 30.04.2098), 16.04.2019 им была подана заявка на участие в торговой процедуре.
2. Опубликование протокола об определении участников торгов с нарушением срока, установленного приказом Минэкономразвития России от 02.08.2017 № 396, в связи с чем у Заявителя отсутствовала возможность определить кем и в какое время были поданы заявки на участие в торгах.
Согласно пункту 6 извещения о реализации имущества, обращенного в собственность государства, дата подведения итогов приема заявок – 17.04.2019.
24.04.2019 <...>, согласно жалобе (вх. № 2098 от 30.04.2098), направил письменный запрос на официальную электронную почту Организатора торгов с требованием выслать в его адрес Протокол о результатах торгов ввиду того, что он не был своевременно опубликован на официальном сайте https://torgi.gov.ru. Лишь после направления данного заявления, по мнению Заявителя, Организатор торгов опубликовал результаты торгов на официальном сайте.
Не согласившись с доводами Заявителя, МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области представило в адрес антимонопольного органа документы согласно части 15 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.
Кроме того, на заседании Комиссии Мордовского УФАС России, представители МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области обратили внимание на следующие обстоятельства.
Имущество, обращенное в собственность государства и реализуемое МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области по лоту № 2 (извещение № 030419/2854351/01 от 03.04.2019 на сайте www.torgi.gov.ru), находится на ответственном хранении за пределами Республики Мордовия, а именно в г. Пензе Пензенской области, в связи с чем у Организатора торгов отсутствует возможность оперативного ознакомления с ним потенциальных покупателей.
Кроме того, в заявлении <...> об ознакомлении с реализуемым имуществом не указана предполагаемая дата ознакомления с денным имуществом. Вместе с тем Ланчакову А.С. была предоставлена такая возможность в максимально возможный короткий срок – 15.04.2019.
Относительно непредставления в адрес Заявителя акта приема-передачи имущества по лоту № 2 представители МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области, присутствовавшие на заседании Комиссии, пояснили, что передача реализуемого имущества осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи должностному лицу Росимущества (его территориального органа, специализированной организации) с приложением оригиналов (а в случае их отсутствия – дубликатов, заверенных копий) правоустанавливающих и подтверждающих право документов и заверенных копий процессуальных документов. Данные документы не предназначены для ознакомления с ними потенциальных покупателей. Учитывая изложенное, возможность ознакомиться с ними Заявителю предоставлена не была.
Обоснованность довода <...> относительно несвоевременности опубликования на официальном сайте www.torgi.gov.ru протокола об определении участников торгов с нарушением срока, установленного приказом Минэкономразвития России от 02.08.2017 № 396 представителями МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области в рамках заседания Комиссии не опровергалась. Данное нарушение, по мнению Организатора торгов, было допущено в связи с возложением обязанности по размещению документов, в рамках проводимой закупки, на недавно назначенного сотрудника.
Исследовав жалобу <...> (вх. № 2204 от 13.05.2019), документы и материалы представленные Организатором торгов, выслушав возражения представителей МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области на доводы, изложенные в данной жалобе, Комиссия установила следующее.
Реализация имущества, обращенного в собственность государства, стоимость которого составляет 100 000 рублей и менее, осуществляется МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области в соответствии с Положением о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1041 «О порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 909» и приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.08.2017 № 396 «Об утверждении порядка реализации движимого имущества (за исключением акций (долей) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ), обращенного в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе конфискованного, движимого бесхозяйного и изъятого имущества, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза) или поступившего в собственность государства в порядке наследования, и кладов, переданных в государственную собственность, оценочная стоимость которых составляет 100 тыс. рублей и менее» (далее также – Порядок).
В соответствии с пунктом 7 Порядка информационные сообщения о реализации имущества и ее итогах размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также на официальных сайтах Федерального агентства по управлению государственным имуществом и организатора торгов в сети Интернет.
В соответствии с пунктом 8 Порядка Информационное сообщение о реализации имущества должно содержать следующие данные:
а) наименование имущества, количество (в соответствующих единицах измерения) и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристики имущества), состояние и недостатки имущества (при их наличии) в соответствии с заключением экспертизы о безопасности имущества и его пригодности к использованию по прямому назначению, а также данные о наличии либо отсутствии сопроводительных документов к имуществу;
б) начальная цена продажи имущества или сниженная цена продажи имущества на соответствующем этапе реализации (далее - начальная или сниженная цена продажи имущества);
в) адрес места нахождения имущества и информация о возможности ознакомления с ним (сроки (дата) и время ознакомления);
г) дата, время начала и окончания приема заявок;
д) дата подведения итогов приема заявок;
е) место нахождения Продавца, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона либо адрес электронной почты организатора реализации (в случае если заявки подаются на адрес электронной почты организатора реализации);
ж) форма и способ подачи заявки;
з) исчерпывающий перечень документов, представляемых покупателем при подписании договора купли-продажи имущества;
и) сроки оплаты, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи, сроки и порядок принятия имущества покупателем;
к) проект договора купли-продажи имущества и срок его заключения;
л) информация о том, что приобретенное покупателем имущество возврату и обмену не подлежит, имущество продается в том виде, комплектности и состоянии, в каком оно есть у Продавца, за скрытые дефекты имущества Продавец ответственности не несет;
м) информация о том, что претендент несет ответственность за достоверность сведений, указываемых в заявке.
03.04.2019 МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru размещено извещение о реализации имущества, обращенного в собственность государства (далее также – Извещение).
В соответствии с пунктом 16 Извещения установлено, что осмотр имущества осуществляется на основании письменного заявления Претендента, направленного в адрес Продавца за 2 рабочих дня до предполагаемой даты осмотра, по форме, прилагаемой к настоящему извещению (приложение № 3), дата и время согласовываются дополнительно. При этом осмотр проводится в рабочие дни с 10 до 17 часов по местному времени.
При этом в заявлении <...> от 09.04.2019 не указана дата предполагаемого ознакомления с реализуемым имуществом. В итоге по согласованию с Заявителем возможность ознакомиться с ним была предоставлена ему 15.04.2019.
Обязанность Организатора торгов предоставлять лицам, заинтересованным в приобретении реализуемого имущества, акт приема-передачи данного имущества, действующим законодательством не установлена.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода <...> о затягивании МТУ Росимущества процедуры ознакомления с реализуемым имуществом.
Относительно довода Заявителя о нарушении Организатором торгов срока опубликования на официальном сайте www.torgi.gov.ru Протокола № ПЗ-1/2019 заседания комиссии о подведении итогов приема и регистрации заявок на приобретение имущества, обращенного в собственность Российской Федерации от 17.09.2019 Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 6 извещения № 030419/2854351/01 от 03.04.2019 на сайте www.torgi.gov.ru дата подведения итогов приема заявок – 17.04.2019.
В соответствии с пунктом 23 Порядка реализации движимого имущества (за исключением акций (долей) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ), обращенного в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе конфискованного, движимого бесхозяйного и изъятого имущества, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза) или поступившего в собственность государства в порядке наследования, и кладов, переданных в государственную собственность, оценочная стоимость которых составляет 100 тыс. рублей и менее в протоколе об итогах реализации имущества указываются:
– сведения обо всех поступивших заявках в объеме сведений, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка, а также места нахождения юридического лица (места жительства физического лица), подавших заявку;
– наименование и место нахождения юридического лица (фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) и место жительства физического лица), чья заявка была подана первой.
В соответствии с пунктом 24 Порядка не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о реализации имущества покупателю, Продавец или организатор реализации:
– размещает информационное сообщение об итогах реализации имущества на официальных сайтах;
– направляет претенденту, признанному покупателем имущества, на указанный в заявке данного претендента адрес электронной почты уведомление о признании его покупателем имущества с предложением подписать договор купли-продажи имущества в установленные сроки.
В нарушение пункта 24 Порядка протокол № ПЗ-1/2019 заседания комиссии о подведении итогов приема и регистрации заявок на приобретение имущества, обращенного в собственность Российской Федерации от 17.04.2019 опубликован Организатором торгов на официальном сайте www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» только 24.04.2019 в 16:26.
Вместе с тем, согласно пункту 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными торгов, проводимых в рамках исполнительного производства» разъяснено, что нарушение порядка проведения торгов не может являться основанием для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки, поэтому лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса. Согласно пункту 5 указанного информационного письма при рассмотрении вопроса о недействительности публичных торгов ввиду допущенных нарушений подлежит выяснению вопрос о том, являются ли допущенные нарушения существенными и повлияли ли они на результат торгов.
В связи с этим решение антимонопольного органа о признании или непризнании факта нарушения Организатором торгов порядка организации и проведения торгов должно зависеть от того, являются ли такие нарушения формальными или существенными, либо от того, повлияли ли такие нарушения на результат торгов.
Согласно протоколу № ПЗ-1/2019 заседания комиссии о подведении итогов приема и регистрации заявок на приобретение имущества, обращенного в собственность Российской Федерации от 17.04.2019 заявка <...> была подана 16.04.2019 в 12:43:05. Эту же дату подачи заявки указывает в своем заявлении и сам <...>. Вместе с тем, первая заявка на участие в торгах по реализации имущества, обращенного в собственность государства по лоту № 2, поступила 03.04.2019 в 17:15:07. Всего на участие в торговой процедуре по указанному лоту поступило 16 заявок. При этом заявка <...> поступила последней.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что нарушение Организатором торгов срока публикации протокола № ПЗ-1/2019 заседания комиссии о подведении итогов приема и регистрации заявок на приобретение имущества, обращенного в собственность Российской Федерации от 17.04.2019 является формальным, поскольку не повлекло и не могло повлечь за собой нарушение результата торгов, и, как следствие, нарушение прав иных лиц, в том числе и лица, обратившегося с жалобой.
Вместе с тем, Комиссия усматривает в действиях должностного лица МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области, ответственного за размещением информации на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru признаки правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, а также руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП <...> (вх. № 2098 от 30.04.2098) необоснованной.
2. Передать материалы рассмотрения настоящей жалобы должностному лицу Мордовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии: <...>
<...>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.