Решение б/н по жалобе от 23 октября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
г. Саранск
Резолютивная часть решения оглашена «22» октября 2020 г.
В полном объеме решение изготовлено «23» октября 2020 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:
(...),
в отсутствие представителя Заявителя – АО «Земетчинский механический завод», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы (уведомления №№ 2742 от 19.10.2020 г., 2794 от 21.10.2020 г.),
при участии представителя Заказчика ПАО «Ковылкинский электромеханический завод» - председателя комиссии по закупкам (...) (доверенность №17 от 21 октября 2020 года) посредством подключения по видеоконференцсвязи,
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») жалобу АО «Земетчинский механический завод» (вх. №6331 от 15.10.2020 г.) на действия Заказчика – ПАО «Ковылкинский электромеханический завод» при проведении электронного аукциона «Поставка крана мостового электрического подвесного однобалочного с электрической талью в комплекте» (функционал электронной площадки ООО «ЭТП» извещение № 0652-2020-00604/01),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступила жалоба Акционерного общества «Земетчинский механический завод»» (далее – Заявитель) (вх. № 6331 от 15.10.2020 г.) на действия Заказчика – ПАО «Ковылкинский электромеханический завод» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона «Поставка крана мостового электрического подвесного однобалочного с электрической талью в комплекте» (функционал электронной площадки ООО «ЭТП» извещение № 0652-2020-00604/01) (далее – Закупка).
Сторонам по делу было направлено уведомление от 10.10.2020 г. № 2742 о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В соответствии с уведомлением рассмотрение жалобы назначено на 22.10.2020 г. Заявителем направлено ходатайство о дистанционном рассмотрении жалобы (вх № 6433 от 21.10.2020 г.). Мордовским УФАС России ходатайство было удовлетворено.
Как следует из жалобы Заявителя, Заказчиком на электронной площадке «ООО «ЭТП» было размещено извещение №0652-2020-00604/01 о проведении электронного аукциона «Поставка крана мостового электрического подвесного однобалочного с электрической талью в комплекте». По мнению Заявителя, нарушены условия Закупки, и аукционная комиссия неправомерно признала победителем другую организацию, и отказала Заявителю в заключении договора.
Заказчик согласился с доводами жалобы, представил объяснения (вх. № 6418 от 20.10.2020 года) и пояснил, что при вынесении заключения о соответствии заявок техническому заданию инициатором закупки по невнимательности было дано заключение о соответствии обоих заявок требованиям технического задания, чем он ввел в заблуждение закупочную комиссию.
Изучив имеющиеся материалы жалобы, представленные доказательства, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ») целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. Следовательно, заказчиками по смыслу Закона № 223-ФЗ могут являются только те лица, которые прямо указаны в части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ.
В части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ указан перечень лиц, для которых данный Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к их закупке, в том числе:
1. государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
2. дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 настоящей части юридическим лицам;
3. дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 настоящей части дочерним хозяйственным обществам и так далее;
4. бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона о закупках и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона;
5. государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона;
6. федеральными государственными унитарными предприятиями, имеющими существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, за исключением случаев осуществления такими предприятиями закупок за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации.
Перечень лиц, на которых распространяется действие Закона № 223-ФЗ, является исчерпывающим.
Из материалов дела следует, Акционером ПАО «КЭМЗ» является АО «..) с долей в уставном капитале 49,99% (доверительное управление(...) Государственная корпорация «Ростех», имеющая 100%-е участие в уставном капитале АО «Росэлектроника», в силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 23 ноября 2007 года № 270-ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» не выступает от лица Российской Федерации, так как Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» (далее – ГК «Ростех») является юридическим лицом, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме государственной корпорации.
Согласно части 1 статьи 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон 7-ФЗ), государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
Таким образом, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона №223-ФЗ ПАО «Ковылкинский электромеханический завод» не имеет организационно-правовую форму «государственная корпорация», не является субъектом естественных монополий, а также не является хозяйственным обществом, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, поскольку в уставном капитале АО «Росэлектроника» нет доли участия Российской Федерации.
Отсутствие государственного участия в АО «Росэлектроника» подтверждается арбитражной практикой, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2018 по делу №А40-152728/17.
Таким образом, ПАО «Ковылкинский электромеханический завод» не относится к лицам, перечисленным в части 2 статьи 1 Закона №223-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с директивными указаниями ГК «Ростех» на заседании совета директоров ПАО «Ковылкинский электромеханический завод» (протокол от 20.07.18 № 1) принято решение о присоединении с 1 сентября 2018 года к Единому положению о закупке Государственной корпорации «Ростех» (ЕПоЗ) (далее – Положение), утверждённому Наблюдательным советом ГК «Ростех» (протокол от 18.03.2015 № 2), в его действующей редакции с учётом всех дальнейших изменений и дополнений, а также правовых актов ГК «Ростех», регламентирующих вопросы закупочной деятельности, в том числе, издаваемых в его развитии.
В соответствии с разделом «Термины и определения» Положения под заказчиком понимается Корпорация или организации, корпорации, для удовлетворения потребностей которых осуществляется закупочная деятельность в соответствии с Положением и от имени которой заключается договор по итогам процедуры закупки. Согласно Положению в процессе осуществления закупочной деятельности заказчики делятся на 2 группы: 1 группа – заказчики, закупки которых регулируются Законом №223-ФЗ и Положением; 2 группа – заказчики, закупки которых не регулируются Законом №223-ФЗ, но регламентируются положением.
Согласно требованиям Положения ПАО «Ковылкинский электромеханический завод» является заказчиком 3-го уровня II группы, не попадающей под действие Закона №223-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Статья 23 ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает полномочия антимонопольного органа, в которые не входит контроль за проведением закупок лицами, не обязанными проводить закупки в силу закона, не предусмотрено таких полномочий и статьей 18.1 ФЗ «О защите конкуренции».
Таким образом, контроль за соблюдением Заказчиком требований Положения не входит в полномочия антимонопольного органа.
На основании изложенного, руководствуясь Законом №223-ФЗ, в соответствии со статьей 18.1 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
Оставить жалобу Акционерного общества «Земетчинский механический завод» (вх. № 6331 от 15.10.2020 г.) на действия Заказчика – ПАО «Ковылкинский электромеханический завод» при проведении электронного аукциона «Поставка крана мостового электрического подвесного однобалочного с электрической талью в комплекте» (функционал электронной площадки ООО «ЭТП» извещение № 0652-2020-00604/01) без рассмотрения.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.