Заключение №ЛА/1990/22 Заключение от 8 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заключение об обстоятельствах дела № 013/01/17-168/2022

 

08.11.2022 года г. Саранск

 

Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дела № 013/01/17-168/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии: [……….] - заместитель руководителя Управления Мордовского УФАС России;

члены Комиссии: [……….] - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; [……….] – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

при участии посредством видеоконференцсвязи:

от МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»: [……….] (действующий на основании Распоряжения Администрации г.о. Саранск от 06.11.2011 года № 146-рк),

в отсутствие заявителя ООО «Альтернатива», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев 8 ноября 2022 года дело № 013/01/17-168/2022 по признакам нарушения Муниципальным автономным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №10» ([……….]) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступило заявление ООО «Альтернатива» (далее – Заявитель) (вх. № 6186 от 30.11.2021 года), указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства при организации питания в общеобразовательных учреждениях г.о. Саранск, выразившееся, по мнению Заявителя, в искусственном дроблении договоров и контрактов на организацию услуг питания, в том числе в обход конкурентных процедур.

С целью полного и всестороннего рассмотрения обращения Заявителя, а также на основании части 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ Мордовским УФАС России были направлены соответствующие запросы.

Рассмотрев представленные сведения, Мордовское УФАС России установило в действиях МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в создании преимущественных условий для определенного поставщика, путем заключения договоров без проведения конкурентных процедур в нарушение утвержденного Положения о закупке товаров, работ, услуг МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10», норм Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 28.02.2022 года № 51-од о возбуждении дела № 013/01/17-168/2022 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Муниципальным автономным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №10» ([……….]) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением № 192 от 14.03.2022 года о назначении дела № 013/01/17-168/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, рассмотрение дела назначено на 6 апреля 2022 года. К участию в рассмотрении дела № 013/01/17-168/2022 в качестве заявителя привлечено ООО «Альтернатива» ([……….]). В качестве ответчика привлечено МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» ([……….]). Кроме того, у МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» были запрошены следующие сведения:

- письменные пояснения по доводу определения;

- копию Устава МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»;

- копия ОГРН и ИНН МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»;

- иную информацию и документы, имеющие отношение к рассматриваемому делу, в том числе любые иные доказательства, которые по мнению ответчика, будут способствовать полному и всестороннему рассмотрению дела.

При этом, ответчик просил разъяснить, по каким действиям признаки нарушения антимонопольного законодательства, а также каким образом им были представлены преимущественные условия для определенного поставщика.

Комиссия Мордовского УФАС России отметила, что в определении № 192 от 14.03.2022 года о назначении дела № 013/01/17-168/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению указаны обстоятельства, послужившие основанием к возбуждению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

В данном случае в действиях МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» установлены лишь признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось по мнению Мордовского УФАС России в создании преимущественных условий для определенного поставщика, путем заключения договоров без проведения конкурентных процедур в нарушение утвержденного Положения о закупке товаров, работ, услуг МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10».

При этом, только в ходе рассмотрения дела № 013/01/17-168/2022 Комиссией могут быть установлены все обстоятельства, свидетельствующие о наличии/отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

01.04.2022 года в адрес Мордовского УФАС России поступило ходатайство от ООО «Альтернатива» о предоставлении возможности дистанционного участия в рассмотрении дела № 013/01/17-168/2022 (вх. № 2057 от 01.04.2022 года).

Мордовским УФАС России лицам участвующим в деле направлено письмо о возможности дистанционного участия в рассмотрении дела № 013/01/17-168/2022 (№ 945 от 05.04.2022 года).

В ходе рассмотрения дела представители поддержали свои позиции, представленные ранее.

Представитель МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» заявил устное ходатайство об отложении рассмотрения дела с целью ознакомления с материалами дела № 013/01/17-168/2022.

Комиссией Мордовского УФАС России сообщено, что адрес, по которому возможно ознакомиться с материалами дела № 013/01/17-168/2022: Республика Мордовия, г. Саранск, пр. Ленина, д. 14, 2 этаж, кабинет 8.

График работы Мордовского УФАС России: Понедельник – четверг с 08.30 до 17.30. Пятница с 08.30 до 16.15. Перерыв с 13.00 до 13.45

Определением № 256 от 06.04.2022 года об отложении дела № 013/01/17-169/2022 рассмотрение дела было отложено на 12 мая 2022 года.

Кроме того, указанным Определением у МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» были запрошены:

1) Правовое обоснование заключения договоров на оказание услуг питания в учреждении с единственным поставщиком в 2019-2020 годах на сумму выше, предусмотренной подпунктом 1 пункта 15.3. Положения о закупке МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10».

2) Письменные пояснения, с указанием конкретных обстоятельств, послуживших основанием для заключения договоров на оказание услуг питания в учреждении с единственным поставщиком в количестве: в 2019 году 8 договоров; в 2020 году 12 договоров; в 2021 году 29 договоров, в том числе указать причины по которым в указанные года не могли быть проведены конкурентные процедуры, вместо заключения множества договоров с единственным поставщиком.

06.05.2022 года в адрес Мордовского УФАС России поступило ходатайство от МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» об отложении срока предоставления запрашиваемых сведений (вх. № 3541 от 06.05.2022 года).

Рассмотрев представленное ходатайство, Комиссия Мордовского УФАС России приняла решение о его удовлетворении.

Определением № 322 от 12.05.2022 года об отложении дела № 013/01/17-169/2022 рассмотрение дела было отложено на 9 июня 2022 года.

Кроме того, указанным Определением у МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» были запрошены сведения, не представленные в рамках Определения № 256 от 06.04.2022 года.

17.05.2022 года в адрес Мордовского УФАС России поступило ходатайство от ООО «Альтернатива» об ознакомлении с материалами дела (вх. № 3802 от 17.05.2022 года).

26.05.2022 года в адрес Мордовского УФАС России поступили запрашиваемые сведения от МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» (вх. № 3965 от 26.05.2022 года).

09.06.2022 года в адрес Мордовского УФАС России поступило ходатайство от МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» о рассмотрении дела в отсутствие представителя (вх. № 4248 от 09.06.2022 года).

Рассмотрев представленное ходатайство, Комиссия Мордовского УФАС России приняла решение о его удовлетворении.

Определением № 407 от 09.06.2022 года об отложении дела № 013/01/17-169/2022 рассмотрение дела было отложено на 6 июля 2022 года. Были запрошены следующие сведения у МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»:

- перечень заключенных договоров на оказание услуг питания за период с 01.01.2022 года по дату получения настоящего Определения, с указанием в том числе даты заключения, период действия, дату расторжения, причины расторжения договора, наименование поставщика, обоснование заключения, с приложением соответствующих документов.

- пояснения по факту проведения закупки № 32211124444 для учащихся с 1-4 класс, а также каким образом проходило оказание услуг питания для учащихся с 5-11 классы.

- сведения о порядке оказания услуг питания иных категорий учащихся (питающихся за счет родителей), в том числе правовое обоснование оказание услуг питания для данной категории.

Кроме того, Определением № 408 от 09.06.2022 года о продлении срока рассмотрения дела № 013/01/17-169/2022 срок рассмотрения настоящего дела продлен до 14 декабря 2022 года.

28.06.2022 года в адрес Мордовского УФАС России поступили запрашиваемые сведения от МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» (вх. № 239-ЭП/22 от 28.06.2022 года).

Определением № ЛА/298/22 от 06.07.2022 года об отложении дела № 013/01/17-169/2022 рассмотрение дела было отложено на 6 сентября 2022 года.

28.07.2022 года в адрес Мордовского УФАС России поступили запрашиваемые сведения от МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» (вх. № 687-ЭП/22 от 28.07.2022 года).

Определением № ЛА/1112/22 от 06.09.2022 года об отложении дела № 013/01/17-169/2022 рассмотрение дела было отложено на 22 сентября 2022 года. Кроме того, у МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» были запрошены сведения о доведении лимитов бюджетных обязательств на организацию питания в учреждении в 2020, 2021 и 2022 году, с приложением подтверждающих документов, в том числе бюджетных заявок.

22.09.2022 года Комиссия Мордовского УФАС России объявила перерыв до 29.09.2022 года.

Определением № ЛА/1469/22 от 30.09.2022 года об отложении дела № 013/01/17-169/2022 рассмотрение дела было отложено на 11 октября 2022 года. Кроме того, у МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» были запрошены следующие сведения:

- пояснения и правовое обоснование проведения закупки № 32211124444 для учащихся, именно с 1-4 класс, а не для всех категорий учащихся (в том числе указать, чем было обусловлено проведение конкурентной процедуры только для данной категории учащихся);

- копию документации и заявки по закупке № 32211124444;

- порядок заключения договора на оказание услуг питания для учащихся с 5-11 классы (размещалось ли извещение о проведении закупки);

- правовое обоснование возможности оказания услуг питания на территории учреждения одновременно двух и более операторов услуг питания;

- письменные пояснения и правовое обоснование проведения конкурсной процедуры № 32211124444 в период действия договора на оказание услуг питания № 29 от 29.12.2021 года

07.10.2022 года в адрес Мордовского УФАС России поступили запрашиваемые сведения от МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» (вх. № 1951-ЭП/22 от 07.10.2022 г.).

Определением № ЛА/1666/22 от 10.10.2022 года об отложении дела № 013/01/17-169/2022 рассмотрение дела было отложено и назначено на 8 ноября 2022 года. Кроме того, у МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» были запрошены следующие пояснения:

- направлялись ли предложения о заключении договоров на организацию услуг питания иным поставщикам (с приложением подтверждающих документов);

- обращалась ли иная организация по вопросам заключения договора на организацию услуг питания (с приложением подтверждающих документов).

28.10.2022 года в адрес Мордовского УФАС России поступили запрашиваемые пояснения от МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» (вх. № 2343-ЭП/22 от 28.10.2022 г.).

В рамках рассмотрения дела № 013/01/17-168/2022, в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» составлен Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции дела № 013/01/17-168/2022, возбужденного по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Изучив материалы дела, письменные пояснения, и выслушав устные пояснения ответчика и заявителя по делу, Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции) антимонопольный орган выполняет основную функцию по выявлению нарушений антимонопольного законодательства, принятию мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечению к ответственности за такие нарушения.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных статьей 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления определены Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о некоммерческих организациях).

В силу части 2 статьи 9.1 Закона о некоммерческих организациях, типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон об автономных учреждениях) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Как следует из части 7 статьи 2 Закона об автономных учреждениях автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи.

Распоряжением заместителя Главы Администрации г.о. Саранск от 30.11.2015 года утвержден Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 10» (далее – Устав).

Согласно пункту 1.1 Устава муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» городского округа Саранск (далее - Учреждение) создано в соответствии с постановлением Администрации городского округа Саранск от 21 июля 2011 г. № 1969 и зарегистрировано с наименованием Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» в Межрайонной инспекции МНС России № 1 по Республике Мордовия за основным государственным регистрационным номером № 1111327002082.

Пунктами 1.5, 1.6 Устава установлено, что по типу реализуемых основных образовательных программ Учреждение является общеобразовательной организацией с организационно-правовой формой Учреждения: муниципальное автономное учреждение.

Из пункта 2.4 Устава следует, что 2.4. основной целью деятельности Учреждения является реализация прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования по основным общеобразовательным программам. Иными целями деятельности Учреждения является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения, реализация которых не является основной целью деятельности Учреждения. Для достижения указанных целей Учреждение в качестве вида деятельности осуществляет образовательную деятельность.

Статьей 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

Осуществление организованного питания в образовательных организациях является составной частью образовательного процесса, в рамках которого предполагается выделение публичным образованием бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений, которые в числе прочего включают оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для муниципальных нужд.

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» при осуществлении закупочной деятельности руководствуется Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В силу части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Законом о закупках установлено, что закупка товаров, работ, услуг для юридических лиц, названных в части 2 статьи 1 данного закона, может осуществляться конкурентными и неконкурентными способами. К неконкурентным способам в числе прочего относится размещение заказа у единственного поставщика (часть 3.2 статьи 3).

Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Заказчику предоставлено право самостоятельно определять порядок и условия применения неконкурентных способов закупки, порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки, закреплять их в положении о закупке (часть 2 статьи 2, статья 3.6 Закона о закупках).

Это право должно реализовываться с учетом целей правового регулирования в сфере закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц и принципов, закрепленных в законе.

Избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения законодательства о защите конкуренции. Закрепленные заказчиком в положении о закупке условия, позволяющие осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур, независимо от наличия конкурентного рынка создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), что, в свою очередь, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции. Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам, например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы (пункт 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018).

Отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере.

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» является образовательной организацией и в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организует питание обучающихся. Из этого следует, что учреждение в соответствующий период осуществления образовательной деятельности имеет постоянную потребность в приобретении услуг по организации питания обучающихся.

Как установлено Мордовским УФАС России, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» за период с 2019 по 2021 год были заключены следующие договоры на оказание услуг питания.

В 2019 г. на организацию бесплатного горячего питания с ООО «Мордовская кейтеринговая компания» было заключено 8 договоров:

1) № Л/А-10/2019 от 01.06.2019 г-на сумму 76860,00. Питание детей в лагере. Фактически оплачено - 76860,00.

2) № 30/08/19 от 30.08.2019 г. - на сумму 374595,00. Услуги по организации бесплатного горячего питания детей из малоимущих семей. Фактически оплачено - 374595,00.

3) № 17/09/2019 от 17.09.2019г. - на сумму 15089,00. Услуги по организации бесплатного горячего питания детей с ОВЗ. Дополнительное соглашение б/н от 31.12.2019г. - на сумму 14215,00. Фактически оплачено - 14215,00.

4) № Л/А- 11 /2019 от 25.10.2019г. - на сумму 13000,00. Услуги по организации бесплатного горячего питания детей в лагере. Фактически оплачено - 13000,00.

5) № 25/11/19 от 25.11.2019г. - на сумму 200 000,00. Услуги по организации бесплатного горячего питания детей из малоимущих семей. Фактически оплачено - 200000,00.

6) № 30/12/19 от 30.12.2019г. - на сумму 3435,00. Услуги по организации бесплатного горячего питания детей из малоимущих семей. Фактически оплачено - 3435,00.

7) № 31/12/19_1 от 27.12.2019г. - на сумму 70000,00. Услуги по организации бесплатного горячего питания детей с ОВЗ. Дополнительное соглашение б/н от 03.06.2020г. - на сумму 33900,00. Фактически оплачено - 33900,00.

8) № 31/12/19 от 27.12.2019г. - на сумму 700000,00. Услуги по организации бесплатного горячего питания детей из малоимущих семей. Дополнительное соглашение б/н от 03.06.2020г. - на сумму 384750,00. Фактически оплачено - 384750,00.

В 2020 г. на организацию бесплатного горячего питания с ООО «Мордовская кейтеринговая компания» было заключено 12 договоров.

1) № 1 от 31.08.2020г. - на сумму 1252800,00. Оказание услуг на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование (завтрак 1-4 классы). Дополнительное соглашение б/н от 30.09.2020г. - на сумму 268110,00. Фактически оплачено - 268110,00.

2) № 2 от 31.08.2020г. - на сумму 121640,00. Оказание услуг на организацию бесплатного горячего питания обучающихся школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Дополнительное соглашение б/н от 28.12.2020г. - на сумму 47480,00. Фактически оплачено - 47480,00

3) № 3 от 31.08.2020г. - на сумму 928930,00. Оказание услуг по организации бесплатного горячего питания обучающихся школьного возраста (обед 1 -4 классы, завтрак, обед 5- 11 классы). Дополнительное соглашение б/н от 30.09.2020г. - на сумму 27430,00. Фактически оплачено - 27430,00.

4) № 4 от 01.10.2020г. - на сумму 340661,00. Оказание услуг на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование (завтрак 1- 4 классы). Дополнительное соглашение б/н от 02.11.2020г. - на сумму 243137,37. Фактически оплачено - 243137,37.

5) № 5 от 07.10.2020г. - на сумму 231725,00. Оказание услуг по организации бесплатного горячего питания обучающихся школьного возраста (обед 1 -4 классы, завтрак, обед 5- 11 классы). Дополнительное соглашение б/н от 28.12.2020г. - на сумму 119930,00. Фактически оплачено - 119930,00.

6) № 6 от 03.11.2020г. - на сумму 278723,00. Оказание услуг на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование (завтрак 1 - 4 классы). Дополнительное соглашение б/н от 01.12.2020г. - на сумму 231077,28. Фактически оплачено - 231077,28.

7) № 7 от 30.11.2020г. - на сумму 356144,88. Оказание услуг на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование (завтрак 1 - 4 классы). Дополнительное соглашение б/н от 28.12.2020г. - на сумму 273064,26. Фактически оплачено - 273064,26.

8) № 5/5 от 09.12.2020г. - на сумму 1674,08. Продуктовый набор для детей с ограниченными возможностями здоровья (1-4 классы) за ноябрь. Фактически оплачено - 1674,08.

9) № 6/6 от 10.12.2020г. - на сумму 1987,97. Продуктовый набор для детей с ограниченными возможностями здоровья (1-4 классы) за декабрь. Фактически оплачено - 1987,97.

10) № 8 от 25.12.2020г. - на сумму 526475,04. Оказание услуг на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование (завтрак 1 - 4 классы). Дополнительное соглашение б/н от 03.03.2021г. - на сумму 366219,77. Фактически оплачено - 366219,77.

11) № 9 от 25.12.2020г. на сумму - 90695,00. Оказание услуг на организацию бесплатного горячего питания обучающихся школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Дополнительное соглашение б/н от 31.05.2021г. - на сумму 71790,00. Фактически оплачено - 0,00.

12) № 10 от 26.12.2020г. - на сумму 244440,00. Оказание услуг по организации бесплатного горячего питания обучающихся школьного возраста (обед 1-4 классы, завтрак, обед 5- 11 классы). Дополнительное соглашение б/н от 31.05.2021г. - на сумму 214790,00. Фактически оплачено - 214790,00.

В 2021 г. на организацию бесплатного горячего питания с ООО «Мордовская кейтеринговая компания» было заключено 29 договоров.

1) № 7/7 от 25.02.2021г. - на сумму 1569,45. Продуктовый набор для детей с ограниченными возможностями здоровья (1-4 классы) за январь. Фактически оплачено - 1569,45.

2) № 8/8 от 26.02.2021г. - на сумму 1987,97. Продуктовый набор для детей с ограниченными возможностями здоровья (1-4 классы) за февраль. Фактически оплачено - 1987,97.

3) № 11 от 26.02.2021г. - на сумму 341752,18. Оказание услуг на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование (завтрак 1-4 классы). Дополнительное соглашение б/н от 31.03.2021г. - на сумму 249986,31. Фактически оплачено - 249986,31.

4) № П/Н 9 от 01.04.2021 г. - на сумму 1883,34. Продуктовый набор для детей с ограниченными возможностями здоровья (1-4 классы) за март. Фактически оплачено - 1738,19. Не оплачено 145,15.

5) № П/Н 10 от 02.04.2021г. - на сумму 2092,60. Продуктовый набор для детей с ограниченными возможностями здоровья (1-4 классы) за апрель. Фактически оплачено - 2092,60.

6) № 12 от 02.04.2021г. - на сумму 310683,80. Оказание услуг на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование (завтрак 1-4 классы). Дополнительное соглашение б/н от 11.05.2021г. - на сумму 292171,81. Фактически оплачено - 292171,81.

7) № 13 от 30.04.2021г. - на сумму 295149,61. Оказание услуг на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование (завтрак 1-4 классы). Дополнительное соглашение б/н от 31.05.2021г. - на сумму 202490,40. Фактически оплачено - 202490,40.

8) № 14 от 01.06.2021г. - на сумму 152145,00. Услуги по организации бесплатного горячего питания детей в лагере. Фактически оплачено - 152145,00.

9) № П/Н 11 от 11.06.2021г. - на сумму 14764,82. Продуктовый набор для детей с ограниченными возможностями здоровья (1-4 классы) за май. Фактически оплачено - 1464,82.

10) № 15 от 30.08.2021г. на сумму - 99935,00. Оказание услуг на организацию бесплатного горячего питания обучающихся школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Дополнительное соглашение б/н от 06.12.2021г. - на сумму 47145,00. Фактически оплачено - 0,00.

11) № 16 от 31.08.2021г. - на сумму 238580,00. Оказание услуг по организации бесплатного горячего питания обучающихся школьного возраста (обед 1 -4 классы, завтрак, обед 5- 11 классы). Дополнительное соглашение б/н от 06.12.2021г. - на сумму 82730,00. Фактически оплачено - 82730,00.

12) № 17 от 31.08.2021г. - на сумму 377783,56. Оказание услуг на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование (завтрак 1-4 классы). Дополнительное соглашение №1 от 01.10.2021г. - на сумму 345325,54. Фактически оплачено - 345325,54.

13) № 18 от 30.09.2021г. - на сумму 360611,58. Оказание услуг на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование (завтрак 1-4 классы). Дополнительное соглашение б/н от 09.11.2021г. - на сумму 243137,37. Фактически оплачено - 243137,37.

14) № 19 от 30.09.2021 г. - на сумму 63800,00. Оказание услуг на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование (обед 1-4 классы). Дополнительное соглашение б/н от 06.12.2021г. - на сумму 2695,00 Фактически оплачено - 2695,00

15) № П/Н 12 от 20.10.2021г. - на сумму 2301,86. Продуктовый набор для детей с ограниченными возможностями здоровья (1-4 классы) за сентябрь. Фактически оплачено - 0,00.

16) № 20 от 02.11.2021г. - на сумму 291923,66. Оказание услуг на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование (завтрак 1-4 классы). Дополнительное соглашение б/н от 01.12.2021 г. - на сумму 282096,92. Фактически оплачено - 282096,92.

17) № 21 от 26.11.2021г. - на сумму 289256,00. Оказание услуг по организации дополнительной витаминизации в рамках мероприятий по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование. Дополнительное соглашение б/н от 27.12.2021г. - на сумму 238450,00. Фактически оплачено - 238450,00.

18) № 22 от 30.11.2021r. - на сумму 343439,60. Оказание услуг на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование (завтрак 1-4 классы). Дополнительное соглашение б/н от 06.12.2021г. - на сумму 343439,60.

19) № П/Н 13 от 01.12.2021г. - на сумму 1674,08. Продуктовый набор для детей с ограниченными возможностями здоровья (1-4 классы) за октябрь. Фактически оплачено - 0,00.

20) № П/Н 14 от 03.12.2021г. - на сумму 1778,71. Продуктовый набор для детей с ограниченными возможностями здоровья (1-4 классы) за ноябрь. Фактически оплачено -0,00.

21) № 23 от 09.12.2021г. - на сумму 373680,00. Оказание услуг на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование (завтрак 1-4 классы). Дополнительное соглашение б/н от 27.12.2021г. - на сумму 303426,00. Фактически оплачено - 303426,00.

22) № 24 от 09.12.2021г. - на сумму 52040,00. Оказание услуг по организации бесплатного горячего питания обучающихся школьного возраста (обед 1 -4 классы, завтрак, обед 5- 11 классы). Дополнительное соглашение б/н от 27.12.2021г. - на сумму 41817,00. Фактически оплачено - 41817,00.

23) № 25 от 09.12.2021г. на сумму - 27770,00. Оказание услуг на организацию бесплатного горячего питания обучающихся школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Дополнительное соглашение б/н от 27.12.2021г. - на сумму 17768,00. Фактически оплачено - 0,00.

24) № 26 от 23.12.2021г. - на сумму 298944,00. Оказание услуг на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование (завтрак 1-4 классы). Фактически оплачено - 89683,20

25) № 27 от 23.12.2021г. - на сумму 336420,00. Оказание услуг на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование (завтрак 1-4 классы). Фактически оплачено - 100926,00

26) № 30 от 23.12.2021г. - на сумму 447108,00. Оказание услуг по организации дополнительной витаминизации в рамках мероприятий по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование. Фактически оплачено - 134132,00

27) № П/Н 15 от 24.12.2021г. - на сумму 2794,00. Продуктовый набор для детей с ограниченными возможностями здоровья (1-4 классы) за декабрь. Фактически оплачено - 0,00. 

28) № 28 от 29.12.2021 г. - на сумму 328874,00. Оказание услуг по организации бесплатного горячего питания обучающихся школьного возраста (обед 1-4 классы, завтрак, обед 5- 11 классы).

29) № 29 от 29.12.2021г. на сумму - 126353,50. Оказание услуг на организацию бесплатного горячего питания обучающихся школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Указанные договоры заключены с единственным поставщиком ООО «Мордовская кейтеринговая компания» без проведения конкурентных процедур на основании Положения о закупке товаров, работ, услуг МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10».

Как следует из представленных МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» пояснений (вх. № 6823 от 28.12.2021 года) обоснования выбора в качестве единственного поставщика услуг питания в 2018 году была выбрана ООО «Мордовская кейтеринговая компания», согласно положения на право заключения договоров с единственным поставщиком до 600 000,00 тыс. руб. с которой школа работает по настоящее время. При заключении договоров на сайт в ЕИС вывешивается извещение, по истечении пяти дней на данное извещение другие организации не откликаются. В итоге школа заключает договоры с ООО «Мордовская кейтеринговая компания» как с единственным поставщиком. Прямая закупка осуществлялась на основании пункта 15.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» на сумму, не превышающую 600 тыс. руб.

Наблюдательным советом МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» (далее – Положение о закупке).

За период с 2019 года по 01.01.2022 года действовали различные редакции Положения о закупке.

Как следует из пункта 2.1 Положения о закупке настоящее Положение о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», регламентирует закупочную деятельность Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 10» (при наличии положений подпункта 4 пункта 2 статьи 1 Закона о закупках), муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, в уставном капитале которых имеется доля муниципального образования, (далее – Заказчик), содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для нужд Заказчика, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

Согласно пункту 1.4. Положения о закупке единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) – поставщик (подрядчик, исполнитель), у которого осуществляется закупка, не основанная на принципе состязательности предложений участников в порядке, предусмотренном положением о закупке.

Из пункта 1.12. Положения о закупке закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – процедура закупки, в результате которой Заказчиком заключается договор с определенным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) без проведения конкурентных процедур выбора закупки.

Как следует из пункта 15.1 Положения о закупке, под прямой закупкой (у Единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) понимается неконкурентный способ закупки, при котором договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений.

Пунктом 15.2 Положения о закупке предусмотрено, что в зависимости от инициативной стороны прямая закупка (у Единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) может осуществляться путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику (подрядчику, исполнителю), либо принятия предложения о заключении договора от одного поставщика (подрядчика, исполнителя) без рассмотрения конкурирующих предложений.

Пунктом 15.3 Положения о закупке (в редакции от 22.10.2019 года) предусмотрен ряд случаев, когда Заказчик может осуществлять закупку у единственного поставщика. Так, Заказчик вправе осуществить прямую закупку у единственного поставщика в случаях если:

1) стоимость закупаемой Заказчиком продукции не превышает 400 000 рублей по одной сделке (в редакции Положения о закупке от 19.08.2020 года не превышает 600 000 рублей по одной сделке);

2) процедура закупки, проведенная ранее, не состоялась и имеется только один участник закупки, подавший заявку и допущенный до участия в закупке;

3) процедура определения поставщика запрос котировок в электронной форме, запрос предложений, в том числе в электронной форме, проведенная ранее, не состоялась и ни один участник закупки, подавший заявку, не соответствует требованиям документации и/или в случае, когда по истечении срока приема заявок не подана ни одна заявка закупочной комиссией принято решение заключить договор с Единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком);

4) необходимо проведение дополнительной закупки и смена поставщика не целесообразна по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами, а также в случае, если какой-либо конкретный поставщик (подрядчик, исполнитель) обладает исключительными правами в отношении данных товаров (работ, услуг) и не существует никакой разумной альтернативы или замены;

5) поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» или осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);

6) оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;

7) заключается договор аренды (субаренды, безвозмездного пользования);

8) осуществляются закупки культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, включая копии, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение, предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-фонда, фото-фонда и иных аналогичных фондов;

9) осуществляются закупки для нужд театров, учреждений, осуществляющих концертную деятельность, государственных образовательных учреждений, телерадиовещательных учреждений, цирков, музеев, домов культуры, клубов, библиотек, архивов;

10) заключается договор театром, учреждением, осуществляющим концертную или театральную деятельность, в том числе концертным коллективом (танцевальным коллективом, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), телерадиовещательным учреждением, цирком, музеем, домом культуры, клубом, образовательным учреждением, зоопарком, планетарием, парком культуры и отдыха, заповедником, ботаническим садом, национальным парком, природным парком или ландшафтным парком с физическом лицом или юридическим лицом на создание произведения литературы или искусства, либо физическим лицом или юридическим лицом, осуществляющими концертную или театральную деятельность, в том числе концертным коллективом (танцевальным коллективом, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), на исполнение, либо с физическим лицом или юридическим лицом на изготовление и поставки декораций, сценической мебели, сценических костюмов ( в том числе головных уборов и обуви) и необходимых для создания декораций и костюмов материалов, а также театрального реквизита, бутафории, грима, постижерских изделий, театральных кукол, необходимых для создания и (или) исполнения произведений указанными организациями.

11) осуществляется закупка на оказание услуг по авторскому контролю за разработкой проектной документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства соответствующими авторами;

12) осуществляется закупка на оказание услуг по авторскому и/или техническому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капстроительства;

13) осуществляется закупка на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также связанных с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных спортивных и культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашения на указанные мероприятия; при этом к услугам, предусмотренным настоящим пунктом, относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания;

14) проходит закупка товаров, работ, услуг в целях гражданской обороны или выполняются работы по мобилизационной подготовке;

15) осуществляется закупка на оказание услуг и выполнение работ по охране, техническому содержанию и обслуживанию одного или нескольких объектов учебно-производственной инфраструктуры, переданных в безвозмездное пользование Заказчику, за исключением закупок в рамках реализации отдельных программных мероприятий министерства образования Новосибирской области, имеющих целевое финансирование;

16) осуществляется закупка на оказании услуг и выполнении работ по охране, техническому содержанию и обслуживанию одного или нескольких объектов, переданных в безвозмездное пользование Заказчику.

17) существует срочная потребность в продукции, в том числе вследствие чрезвычайного события, и проведение закупки или использование иного способа закупки является нецелесообразным при условии, что обстоятельства, обусловившие срочность, нельзя было предвидеть или они не являлись результатом медлительности со стороны Заказчика;

18) предыдущий договор в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по такому договору расторгнут по решению суда. При этом если до расторжения договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем) частично исполнены обязательства по такому договору, то при заключении нового договора количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по ранее заключенному договору. При этом цена договора должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненных работ, оказанных услуг.

Как установлено Мордовским УФАС России ряд договоров заключен в нарушение Положения о закупке товаров, работ, услуг МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10», а именно на сумму свыше 400 и 600 тыс. руб. (в период действующей редакции Положения):

- № 31/12/19 от 27.12.2019г. - на сумму 700000,00. Услуги по организации бесплатного горячего питания детей из малоимущих семей. Дополнительное соглашение б/н от 03.06.2020г. - на сумму 384750,00. Фактически оплачено - 384750,00;

- № 1 от 31.08.2020г. - на сумму 1252800,00. Оказание услуг на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование (завтрак 1-4 классы). Дополнительное соглашение б/н от 30.09.2020г. - на сумму 268110,00. Фактически оплачено - 268110,00.

3) № 3 от 31.08.2020г. - на сумму 928930,00. Оказание услуг по организации бесплатного горячего питания обучающихся школьного возраста (обед 1 -4 классы, завтрак, обед 5- 11 классы). Дополнительное соглашение б/н от 30.09.2020г. - на сумму 27430,00. Фактически оплачено - 27430,00.

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» при заключении данных договоров были размещены извещения в Единой информационной системе (далее – ЕИС).

23.12.2019 года МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» в ЕИС размещено извещение № 31908699643 об осуществлении закупки у единственного поставщика на право оказание услуг питания с начальной ценой 700 тыс. руб.

Дата начала срока подачи заявок: 23.12.2019 года 00:00 час. (МСК).

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика): 27.12.2019 года 12:00 час. (МСК).

Дата подведения итогов: 27.12.2019 года (МСК).

Извещение о закупке № 31908699643 размещено в ЕИС 23.12.2019 года в 13:16 час. Извещение о закупке не содержит требований к участникам, а также не предусматривает проведение отборочных процедур. При этом, документ Извещения размещено под следующим наименованием «Документ о проведении закупки МКК на 2020 г.».

24.12.2019 года МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» в ЕИС размещен протокол № 4 Заседания закупочной комиссии МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» от 23.12.2019 года.

Согласно указанному протоколу Председателем закупочной комиссии и членом закупочной комиссии предложено одобрить заключение договора с единственным поставщиком ООО «Мордовская кейтеринговая компания» на общую стоимость договора 700 тыс. руб.

Таким образом, между МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» и ООО «Мордовская кейтеринговая компания» заключен договор на оказание услуг по организации бесплатного горячего питания детей из малоимущих семей питания № 31/12/19 от 27.12.2019 г. на сумму 700 тыс. руб.

31.08.2020 года МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» в ЕИС размещено извещение № 32009445806 об осуществлении закупки у единственного поставщика на право оказание услуг питания с начальной ценой 1 252 800,00 руб.

Извещение о закупке № 32009445806 размещено в ЕИС 31.08.2020 года в 19:42 час. Извещение о закупке не содержит требований к участникам, а также не предусматривает проведение отборочных процедур.

31.08.2020 года МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» в ЕИС размещен протокол № 1 Заседания закупочной комиссии МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» от 31.08.2020 года.

Согласно указанному протоколу Председателем закупочной комиссии и членом закупочной комиссии предложено одобрить заключение договора с единственным поставщиком ООО «Мордовская кейтеринговая компания» на общую стоимость договора 1 252 800,00 руб.

Таким образом, между МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» и ООО «Мордовская кейтеринговая компания» заключен договор на оказание услуг по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование (завтрак 1-4 классы) № 1 от 31.08.2020г. на сумму 1 252 800,00 руб.

31.08.2020 года МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» в ЕИС размещено извещение № 32009446079 об осуществлении закупки у единственного поставщика на право оказание услуг питания с начальной ценой 928 930,00 руб.

Извещение о закупке не содержит требований к участникам, а также не предусматривает проведение отборочных процедур.

31.08.2020 года МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» в ЕИС размещен протокол № 3 Заседания закупочной комиссии МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» от 31.08.2020 года.

Согласно указанному протоколу Председателем закупочной комиссии и членом закупочной комиссии предложено одобрить заключение договора с единственным поставщиком ООО «Мордовская кейтеринговая компания» на общую стоимость договора 928 930,00 руб.

Таким образом, между МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» и ООО «Мордовская кейтеринговая компания» заключен договор на оказание услуг по организации бесплатного горячего питания обучающихся школьного возраста (обед 1 -4 классы, завтрак, обед 5- 11 классы) № 3 от 31.08.2020г. на сумму 928 930,00 руб.

Доводы ответчика о возможности подачи заявок иным хозяйствующим субъектом не принимается Комиссией Мордовского УФАС России, поскольку указанные извещения, а также сама процедура закупки у единственного поставщика не подразумевает возможность и способ подачи заявок, следовательно, проведения конкурентных процедур.

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» пояснила (вх. № 223 от 20.01.2022 года), что в связи со сложившийся неблагоприятной эпидемиологической ситуацией новой коронавирусной инфекции (COVID-19»), договора на организацию питания заключались в срочном порядке. В связи с этим была допущена ошибка при заключении договоров по указанным извещениям.

Таким образом, действия МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10», выразившиеся в проведении закупок неконкурентным способом путем заключения договоров с единственным поставщиком, имеют признаки нарушения требования пункта 15.3 Положения о закупке, пунктов 2, 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно пункту 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений (далее для целей данного раздела - процедуры определения поставщика, процедуры) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами или заказчиками процедур определения поставщика деятельности их участников, создание участнику (участникам) преимущественных условий участия, нарушение порядка определения победителя, участие организаторов и (или) заказчиков, их работников в процедурах определения поставщика.

По смыслу взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, частей 1 и 4 статьи 17, части 5 статьи 18 Закона о защите конкуренции антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования (далее - обязательные процедуры), например конкурентных процедур определения поставщика в соответствии со статьей 24 Закона о контрактной системе.

Равным образом, исходя из требований части 5 статьи 17 Закона, частей 2 - 3.1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в их взаимосвязи правила статьи 17 Закона применяются к конкурентным закупкам товаров, работ, услуг, осуществляемым в соответствии с Законом о закупках. Действия хозяйствующих субъектов при осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика согласно положению о закупке, принятому в соответствии с Законом о закупках, не могут быть рассмотрены на предмет нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В данном случае была произведена закупка у единственного поставщика, а так как, исходя из требований части 5 статьи 17 Закона, частей 2 - 3.1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в их взаимосвязи правила статьи 17 Закона применяются к конкурентным закупкам товаров, работ, услуг, то в рассматриваемом случае, действия при осуществлении закупки у единственного поставщика не могут быть квалифицированы как нарушение статьи 17 Закона о защите конкуренции, так как при закупке у единственного поставщика не проводятся конкурентные процедуры, антимонопольные требования к которым установлены статьей 17 Закона о защите конкуренции.

В связи с вышеизложенным Комиссия приходит к выводу о том, что действия МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10», выразившиеся в заключении договоров у единственного поставщика в нарушении пункта 15.3 Положения о закупке (в редакции от 22.10.2019 года и 19.08.2020 года), не могут является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Указанные обстоятельства, выразившиеся в проведении закупки у единственного поставщика в нарушении утвержденного Положения о закупке носят признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, составляет 1 год.

При таких обстоятельствах, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, отсутствуют основания для передачи материалов дела должностному лицу, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в связи с наличием признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

При этом, Мордовским УФАС России в ходе рассмотрения дела № 013/01/17-168/2022 в действиях МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства при проведении запроса котировок на оказание услуг по организации горячего питания обучающихся получающих начальное общее образование (завтрак 1-4 классы) в МАОУ «СОШ 10», участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение № 32211124444), предусмотренного частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

11.02.2022 года МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» в ЕИС размещено извещение № 32211124444 о проведении запроса котировок на оказание услуг по организации горячего питания обучающихся получающих начальное общее образование (завтрак 1-4 классы) в МАОУ «СОШ 10», участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Предметом договора является оказание услуг на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование (завтрак 1-4 классы) в соответствии техническим заданием Заказчика.

Сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг: с 01.03.2022 г. по 31.05.2022 г.

Начальная (максимальная) цена договора, в рублях: 1 008 936 рублей.

Согласно Протоколу № 1 подведения итогов запроса предложений от 17.02.2022 года на участие в запросе котировок подана одна заявка ООО «Мордовская кейтеринговая компания». Заявка признана соответствующей требованиям.

Договор № 31 от 28.02.2022 года на оказание услуг на оказание услуг по организации горячего питания обучающихся получающих начальное общее образование (завтрак 1-4 классы) в МАОУ «СОШ 10» по результатам запроса котировок заключен с единственным участником ООО «Мордовская кейтеринговая компания».

Мордовским УФАС России установлено, что в период проведения торгов № 32211124444, между МАОУ «СОШ 10» и ООО «МКК» уже были заключены договоры на оказание услуг по организации питания учащихся, посредством закупки у единственного поставщика:

- договор № 28 от 29.12.2021 года; предмет договора согласно техническому заданию – оказание услуг на организацию услуг питания обучающихся школьного возраста (обед 1-4 класс), оказание услуг на организацию услуг питания обучающихся школьного возраста (завтрак 5-11 класс), оказание услуг на организацию услуг питания обучающихся школьного возраста (обед 5-11 класс). Соглашением № 4 от 01.06.2022 года договор расторгнут;

- договор № 29 от 29.12.2021 года; предмет договора согласно техническому заданию – оказание услуг на организацию услуг питания обучающихся школьного возраста ограниченными возможностями здоровья (обед 1-4 класс), оказание услуг на организацию услуг питания обучающихся школьного возраста ограниченными возможностями здоровья (завтрак 5-11 класс), оказание услуг на организацию услуг питания обучающихся школьного возраста ограниченными возможностями здоровья (обед 5-11 класс). Соглашением № 5 от 01.06.2022 года договор расторгнут.

Согласно представленным МАОУ «СОШ 10» пояснениям (вх. № 1951-ЭП/22 от 07.10.2022 г.), закупка № 32211124444 на организацию бесплатного питания проводилась только для категории обучающихся с 1-4 классов (завтрак), так как для остальных категорий учащихся были заключены прямые договора в декабре 2021 года с ООО «МКК» как с единственным поставщиком на срок до 31.05.2022 г.

Договор на оказание услуг питания для учащихся с 5-11 классов, договор № 29 от 29.12.2021 г. на оказание услуг питания для детей с ограниченными возможностями здоровья были заключены в соответствии с нормами Федерального закона от 18 июля 2011г. № 223 «О закупках, товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В соответствии с пунктом 15.3. Положения о закупках товаров, работ, услуг МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» прямая закупка до 600 000,00 руб. (у Единственного поставщика, подрядчика, исполнителя), извещения о проведении закупке размещалось на сайте ЕИС.

Школа не имеет технических возможностей, а также площадей для того чтобы организацию питания осуществляли два оператора питания. Следовательно, организацией питания во всех категориях школьников осуществляет один поставщик.

Пунктом 2.1 Технического задания Извещения о проведении запроса котировок № 32211124444 предусмотрено, что оказание услуг осуществляется силами персонала Исполнителя в помещениях (производственные, складские) и на оборудовании (технологическое, холодильное, моечное) Заказчика, которые передаются Исполнителю в аренду (безвозмездное пользование) на основании актов приема-передачи.

Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в случае заключения этих договоров с организациями общественного питания для создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (пункт 2 часть 3.2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 2.1.1 договора № 28 от 29.12.2021 года Заказчик обязан до начала оказания услуг передать в безвозмездное временное пользование Исполнителю на срок, указанный в пункте 1.6 настоящего Договора, помещения для приготовления пищи, складские помещения, укомплектованные оборудованием, столово-кухонной посудой, мебелью и инвентарем, а также иное имущество, необходимое для оказания услуг по настоящему Договору, с составлением соответствующего акта (Приложение №3 к настоящему Договору).

Пунктом 2.1.1 договора № 28 от 29.12.2021 года также предусмотрено, что Заказчик обязан до начала оказания услуг передать в безвозмездное временное пользование Исполнителю на срок, указанный в пункте 1.6 настоящего Договора, помещения для приготовления пищи, складские помещения, укомплектованные оборудованием, столово-кухонной посудой, мебелью и инвентарем, а также иное имущество, необходимое для оказания услуг по настоящему Договору, с составлением соответствующего акта (Приложение №3 к настоящему Договору).

При этом, заключенные в рамках исполнения договоров № 28 и 29 от 29.12.2021 года акты приема передачи имущества и оборудования в безвозмездное временное пользование не содержат перечень передаваемого муниципального имущества

В свою очередь, пунктом 2.1.1 договором № 31 от 28.02.2022, заключенным по результатам проведения конкурентной процедуры № 32211124444 также предусмотрено, что до начала оказания услуг передать в безвозмездное временное пользование Исполнителю на срок, указанный в пункте 1.6 настоящего Договора, помещения для приготовления пищи, складские помещения, укомплектованные оборудованием, столово-кухонной посудой, мебелью и инвентарем, а также иное имущество, необходимое для оказания услуг по настоящему Договору, с составлением соответствующего акта.

С учетом норм Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», договоров на организацию питания в МАОУ «СОШ № 10», извещения о проведении запроса котировок № 32211124444, организация питания допускается как непосредственно силами образовательного учреждения, так и посредством заключения контрактов (договоров) с лицами, осуществляющими данный вид деятельности, предметом которого является обеспечение питанием обучающихся, с передачей таким лицам в безвозмездное пользование объектов муниципального имущества, закрепленного за образовательным учреждением на праве оперативного управления, и необходимого для исполнения контракта (договора).

Стоит отметить, что договор № 31 от 28.02.2022 г. не содержит какого-либо акта приема передачи муниципального имущества.

Перечень передаваемого имущества также отсутствует в извещении о проведении торгов № 32211124444.

Мордовским УФАС России письмом от 17.01.2022 года № 86 у МАОУ «СОШ № 10» были запрошены в том числе копии договоров аренды, заключенных между МАОУ «СОШ № 10» и ООО «МКК» за период с 2018 по 17.01.2022 год.

Письмом № 12 от 20.01.2022 года (вх. № 223 от 20.01.2022 года) МАОУ «СОШ № 10» в адрес Мордовского УФАС России бы представлен договор о передаче в безвозмездное пользование муниципального имущества от 28.08.2018 года.

Как установлено комиссией Мордовского УФАС России, договор о передаче в безвозмездное пользование муниципального имущества от 28.08.2018 года (далее – Договор от 28.08.2018 года) заключен между МАОУ «СОШ № 10» и ООО «МКК».

Пунктом 1.1 Договора от 28.08.2018 года предусмотрено, что Ссудодатель (МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10») передает с согласия администрации Республики Мордовии, а Ссудополучатель (ООО «МКК») принимает в безвозмездное временное пользование: помещение общей площадью 200 кв. м, расположенные в здании МАОУ «Средняя школа №10», находящемся по адресу: 430017,Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Солнечная, д. 27, и оборудование, указанное в приложение №1, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора, для использования в целях оказания услуг по организации питания обучающихся согласно режиму работы Ссудодателя.

Согласно пункту 2.1 Договора от 28.08.2018 года, настоящий договор вступает в силу со дня передачи помещения Ссудополучателю и действует по 31.12.2018 г. включительно. Безвозмездное пользование помещением осуществляется со дня принятия помещения Ссудополучателем по акту приема-передачи муниципального имущества и оборудования в безвозмездное временное пользование. Настоящий договор может автоматически продлеваться при условии, что исполнителем является ООО «МКК» на оказание услуг по организации горячего питания для нужд МАОУ «Средняя школа № 10».

Данные обстоятельства подтверждаются представленными МАОУ «СОШ № 10» договорами на оказание услуг питания заключенными с ООО «МКК». Так, данные договора не содержат перечня передаваемого имущества и, следовательно, можно прийти к выводу, что продолжает действовать заключенный Договор от 28.08.2018 года.

Таким образом, в период проведения запроса котировок № 32211124444, а также в дальнейшем при исполнении Договора № 31 от 28.02.2022 года, имущество и помещения МАОУ «СОШ № 10», передаваемое в безвозмездное пользование в целях оказания услуг по организации питания, обучающихся находилось в безвозмездном пользовании ООО «МКК», в целях исполнения Договоров № 28 и 29 от 29.12.2021 года.

При таких обстоятельствах, установлено, что рассматриваемая закупка объявлена МАОУ «СОШ № 10» в период действия ранее заключенных с ООО «МКК» договоров на оказание услуг питания учащихся отдельных категорий.

Действующие договоры исключали возможность принять участие иным хозяйствующим субъектам в закупочной процедуре, так как договорами предусмотрена обязанность Заказчика передать в безвозмездное временное пользование помещения, необходимые для оказания услуг по договору. Одновременно проектом договора, являющимся приложением к извещению о проведении закупки № 32211124444, также предусмотрена передача в безвозмездное временное пользование муниципального имущества.

Учитывая изложенное, действия МАОУ «СОШ № 10», выразившиеся в объявлении закупки в период действия ранее заключенных договоров, которые исключают возможность принять участие в ней, а также исполнить договор иным хозяйствующим субъектам, предоставили преимущество конкретному лицу (обществу), предрешили исход закупки и ограничили число участников закупки.

Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о том, что совокупность прямых и косвенных доказательств, установленная в ходе рассмотрения настоящего дела свидетельствует о том, что, в целях заключения договора с определенным исполнителем услуги, но создавая при этом видимость наличия конкуренции на проводимых закупках, МАОУ «СОШ № 10» предоставлялись преимущественные условия участия для отдельного участника.

Как следует из части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Анализ положений статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» свидетельствует о том, что запреты, предусмотренные данной статьей, являются безусловными и имеют императивный характер. Правонарушение, выразившееся в нарушении данных запретов, носит формальный характер и не требует оценки последствий для конкуренции в связи с таким нарушением, доказывания наступления фактических или возможных негативных последствий от совершения таких действий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

С учетом изложенного, Комиссия Мордовского УФАС России считает, что доказательств, имеющихся в материалах дела №013/01/17-168/2022 достаточно для подтверждения того, что действия МАОУ «СОШ № 10» являются нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в предоставлении преимущества конкретному хозяйствующему субъекту, путем проведения запроса котировок на оказание услуг по организации горячего питания обучающихся получающих начальное общее образование (завтрак 1-4 классы) в МАОУ «СОШ 10», участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение № 32211124444) только для учащихся с 1-4 классы, в период действия заключенных ранее договоров на оказание услуг по организации питания для учащихся категорий иных, что исключает возможность принять участие, а также исполнить договор иным хозяйствующим субъектам, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

 

 

 

Председатель Комиссии [……….]

 

Члены комиссии [……….]

 

[……….]

Связанные организации

Связанные организации не указаны