Решение б/н по делу от 8 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

РЕШЕНИЕ

 

г. Саранск

Резолютивная часть решения оглашена «25» марта 2020 г.

В полном объеме решение изготовлено «08» апреля 2020 г.

Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дела № 013/01/10-597/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

(...), рассмотрев 25 марта 2020 года дело № 013/01/10-597/2019 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Рузаевское водопроводное предприятие» (431444, Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Кутузова, д. 89) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) из Рузаевской межрайонной прокуратуры письмом от 21.08.2019 года № 25-1-2019/4138 (вх. № 4249 от 26.08.2019 года) перенаправлено заявление Общества с ограниченной ответственностью «Стекольная компания «РАЗВИТИЕ» (далее – ООО «СК «РАЗВИТИЕ», Заявитель) на действия Общества с ограниченной ответственностью «Рузаевское водопроводное предприятие» (далее – ООО «Рузвода», Общество, организация ВКХ), выразившиеся в неисполнении Обществом обязанностей по осуществлению подачи Заявителю холодной воды, что предусмотрено договором холодного водоснабжения от 29.05.2019 года № 270, заключенным между ООО «СК «РАЗВИТИЕ» и ООО «Рузвода».

В связи с наличием в действиях ООО «Рузвода» признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в неисполнении ООО «Рузвода обязанностей, предусмотренных Договором холодного водоснабжения № 270 от 29.05.2019 года, заключенным между ООО «Рузвода» и ООО «СК «РАЗВИТИЕ», и навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него, а именно: неосуществление подачи ООО «СК «РАЗВИТИЕ» холодной воды и готовность исполнять условия Договора только в случае заключения Дополнительного соглашения № 1 от 27.08.2019 года, определяющего порядок использования ООО «СК «РАЗВИТИЕ» источников водоснабжения, Мордовским УФАС России было выдано предупреждение.

В установленный срок предупреждение не было исполнено. В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании приказа Мордовского УФАС России от 17.02.2020 г. № 25-од в отношении ООО «Рузвода» возбуждено дело № 013/01/10-597/2019 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В рамках рассмотрения дела № 013/01/10-597/2019 в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции был подготовлен аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции.

В соответствии с главой №220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, анализ состояния конкуренции на товарном рынке должен включать следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции установлено следующее:

Временной интервал исследования: 2018-2019 гг.

Продуктовые границы товарного рынка: определены как оказание услуг холодного водоснабжения с использованием централизованных систем для осуществления предпринимательской деятельности.

Географические границы: рынка холодного водоснабжения с использованием централизованных систем определены до границ города Рузаевки, Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.

Из представленных заявителем и ответчиком, и собранных Управлением документов и информации установлено следующее.

29.05.2019 года между ООО «Рузвода» и ООО «СК «РАЗВИТИЕ» был заключен договор холодного водоснабжения №270. Согласно п. 1.1 данного договора Организация ВКХ осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную воду, а Абонент обязуется оплачивать холодную воду установленного качества в объеме и в сроки, определенном настоящим договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета. Датой начала подачи холодной воды является 05.04.2019 года.

Отношения в сфере водоснабжения регламентируются Федеральным законом №416 «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона №416 водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона №416 по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона №416 договор водоснабжения является публичным.

Постановлением правительства Российской Федерации от 29.07.2013 года №645 утверждена типовая форма договора в области холодного водоснабжения. При этом требований о включении в договор водоснабжения условия о том, вода из централизованных систем водоснабжения должна быть основным источником водоснабжения, а артезианская скважина абонента резервным на случай аварии, указанных Ответчиком в проекте Дополнительного соглашения от 27 августа 2019 года к договору, типовая форма договора не содержит. Не предусмотрены данные требования какими-либо иными нормативными актами.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона №416 организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях:

1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;

2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;

4) при сбросе в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу;

5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.

ООО «Рузвода» предложило ООО «СК «Развитие» заключить дополнительное соглашение №1 от 27 августа 2019 года к Договору №270, поскольку согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.

Письмом от 08.10.2019 года № 728 (вх. № 5196 от 08.10.2019 года) ООО «Рузвода» пояснило, что согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Кроме того ООО «Рузвода» сообщает, что для исполнения обязательств по договору холодного водоснабжения №270 от 29.05.2019 г. (далее – Договор №270) необходимо было определить, что поставка холодной воды из централизованной системы водоснабжения ООО «Рузвода» является основным источником водоснабжения во избежание смешивания питьевой воды с технической из источника водоснабжения ООО «СК «РАЗВИТИЕ».

Согласно письму ООО «Рузвода» (вх. №5196 от 08.10.2019 года), ООО «СК «Развитие» для осуществления своей деятельности использует нецентрализованную систему водоснабжения, по которой транспортируется техническая вода, данная система подключена к центральной системе водоснабжения, таким образом, в случае подачи организацией ВКХ питьевой воды, произойдет смешение воды, чем будут нарушены требования, определенные СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», а в отношении ООО «Рузвода» будет возбуждено административное дело об административном правонарушении.

Согласно статье 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Согласно п. 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Пунктом 4.4. указанной нормы устанавливаются виды определяемых показателей и количество исследуемых проб питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть.

Данные доводы ООО «Рузвода» не нашли подтверждения в связи с представлением Заявителем в материалы рассмотрения заявления (вх. №4249 от 26.08.2019 года), в том числе копий документов, подготовленных Центром гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия, ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому Федеральному округу», а именно: заключения №1778/01-з от 05.11.2015 года, свидетельствующего о соответствии воды из артезианской скважины Заявителя нормам СанПиН 2.1.4.1074-01.

Также в адрес ООО «Рузвода» были предоставлены Протоколы от сентября 2019 года, где отражены результаты исследования качества воды, отобранной из скважины, принадлежащей ООО «СК «РАЗВИТИЕ».

Дополнительно Комиссией было принято решение о направлении запроса в ФАС России с целью получения официальной позиции о том, может ли гарантирующий поставщик являться резервным источником холодного водоснабжения, тогда как основным источником водоснабжения абонента будет являться принадлежащая ему на праве собственности или ином законном основании артезианская скважина.

Согласно ответу ФАС России от 27.12.2019 года № СП/114699/19 на запрос Мордовского УФАС России от 05.12.2019 года № 3243 об оказании методической помощи Федеральный закон от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон о водоснабжении и водоотведении) не содержит такие понятия как основной поставщик и резервный источник водоснабжения.

Согласно статье 2 Закона о водоснабжении и водоотведении организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенной решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о водоснабжении и водоотведении), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, является гарантирующая организация.

В соответствии с частью 8 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение шести месяцев с даты наделения ее в соответствии со статьей 12 Закона о водоснабжении и водоотведении статусом гарантирующей организации обязана направить абонентам, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и которые не имеют соответствующего договора с этой организацией, предложения о заключении договоров холодного водоснабжения, договоров водоотведения (единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения). Абонент в течение 30 дней с момента поступления ему предложения о заключении договора (договоров) обязан заключить указанный договор (договоры) с гарантирующей организацией либо представить гарантирующей организации письменный отказ от заключения такого договора (договоров). В случае, если по истечении этого срока абонент не подписал указанный договор (договоры) или не представил письменный отказ от заключения договора (договоров), договор (договоры) считается заключенным.

Согласно части 4 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Также необходимо отметить, что договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с порядком, предусмотренным Правилами холодного водоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 года № 644, и Типовыми договорами в области холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 29.07.2013 года № 645 (далее — типовой договор).

Одностороннее изменение типового договора гарантирующей организацией не допускается.

В целях дальнейшего всестороннего и объективного рассмотрения дела № 013/01/10-597/2019 о нарушении антимонопольного законодательства представителями Мордовского УФАС России осуществлен выезд на территорию ООО «СК «РАЗВИТИЕ» и проведен осмотр обратного клапана, расположенного в колодце первого подъема контрольного узла учета.

Акт осмотра территории ООО «СК «РАЗВИТИЕ» с приложенными фотографиями обратного клапана приобщен к материалам дела № 013/01/10-597/2019.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;

11) манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее — Постановление № 30), исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также исходя из буквального толкования положений Постановления № 30 антимонопольному органу в рамках рассмотрения дела необходимо определить, были ли действия субъекта, занимающего доминирующие положение, совершены в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо им налагаются на контрагентов неразумные ограничения либо ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Таким образом, в силу своего доминирующего положения ООО «Рузвода» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Федерального закона № 135-ФЗ, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Материалами антимонопольного дела установлено, что ООО «Рузвода», в силу своего доминирующего положения на указанном рынке, не вправе не осуществлять поставку ресурса в силу публичности договора (п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует и установлено Мордовским УФАС России, что ООО «Рузвода» являясь субъектом естественной монополии в нарушение названных требований законодательства подачу воды до настоящего времени не осуществляет.

На основании статьи 48.1 Закона о защите конкуренции приведённые выше фактические и иные обстоятельства дела, а также доказательства по делу были изложены в Заключении об обстоятельствах дела от 11.03.2020 г. № 7. В указанном заключении об обстоятельствах дела Комиссия пришла к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО «Рузвода в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона №135 «О защите конкуренции».

Каких-либо пояснений, доводов и возражений в отношении обстоятельств, изложенных в Заключении от 11.03.2020 г. № 7, от ответчика в Мордовское УФАС России не поступало.

В результате не поставки ресурса в соответствии с условиями договора ООО «Рузвода» имеются признаки нарушения положений Закона о водоснабжении со стороны ООО «Рузвода», имеет место отказ в предоставлении услуг водоснабжения согласно Договору холодного водоснабжения от 29.05.2019 г. № 270 и навязывание невыгодных условий договора посредством заключения дополнительного соглашения обязующего ООО «СК « РАЗВИТИЕ» использовать принадлежащую ему артезианскую скважину исключительно в качестве резервного источника водоснабжения в случае аварии на централизованных системах водоснабжения организации ВКХ при получении ее согласия и признавая ООО «Рузвода основным поставщиком холодного водоснабжения, не предусмотренных действующим законодательством. содержащая признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона №135 «О защите конкуренции».

Такие действия ООО «Рузвода» ущемляют права и законные интересы ООО «СК «Развитие», поскольку ставят перед ними необоснованные условия реализации своих прав.

Учитывая вышеизложенное, а также руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать действия ООО «Рузаевское водопроводное предприятие», выразившиеся в неисполнении Обществом обязанностей по осуществлению подачи заявителю холодной воды, что предусмотрено договором холодного водоснабжения от 29.05.2019 № 270 в целях навязывания контрагенту, ООО «СК «РАЗВИТИЕ», невыгодных для него условий Договора посредством заключения Дополнительного соглашения к нему, обязующего ООО «СК «РАЗВИТИЕ» использовать принадлежащую ему артезианскую скважину исключительно в качестве резервного источника водоснабжения в случае аварии на централизованных системах водоснабжения организации ВКХ при получении ее согласия и признавая ООО «Рузвода» основным поставщиком холодного водоснабжения, нарушением пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.Выдать ООО «Рузаевское водопроводное предприятие» обязательное для исполнения предписание.

3.Передать материалы дела № 013/01/10-597/2019 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии со статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

(...)

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а также в коллегиальный орган ФАС России.

Связанные организации

Связанные организации не указаны