Решение №592 решение по делу 443 от 22 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

----------------

 

МБОУ «Явасская средняя общеобразовательная школа»

Косарева ул., 28, Явас р.п., Зубово-Полянский район,  431110

 

МКУ «Центр информационно-методического и технического обеспечения  муниципальных бюджетных учреждений образования»  Зубово-Полянского  муниципального района Республики Мордовия

Новикова - Прибоя  ул., 6,  Зубова Поляна р.п., Республика Мордовия, 431110

 

                                   ЗАО «Сбербанк-АСТ»

                                                                               Большая Якиманка., д.23, Москва г., 119180

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 443

                                                                                                                                     

25.07.2016 г.                                                                                                                     г. Саранск

16:00                                                                                                                            пр. Ленина,14

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

------------- – заместитель руководителя Мордовского УФАС России – начальник отдела,

члены Комиссии:

 --------------- – начальник отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;

-----------------  – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;

-------------------- - специалист-эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;

в присутствии:

-------------------- – представителя МКУ «Центр информационно - методического и технического обеспечения муниципальных учреждений образования» Зубово-Полянского  муниципального района Республики Мордовия (распоряжение Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 14 октября 2015 г. № 223-р);

 представители ----------------- на заседание Комиссии не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом,

представители МБОУ «Явасская средняя общеобразовательная школа» на заседание Комиссии не явились, направив ходатайство (вх. № 3712 22.07.2016 г.) о рассмотрении дела без своего участия,

рассмотрев 25 июля 2016 года жалобу --------------(далее – Заявитель) на действия МБОУ «Явасская средняя общеобразовательная школа»  (далее – Заказчик),  МКУ «Центр информационно - методического и технического обеспечения муниципальных учреждений образования» Зубово-Полянского  муниципального района Республики Мордовия (далее- Уполномоченный орган) при проведении аукциона в электронной форме  форме  № 0309300111616000017  на реконструкцию здания МБОУ «Явасская СОШ», расположенного по адресу: Республика Мордовия, Зубово - Полянский район, р.п. Явас, ул. Косарева, 28 (извещение о проведении электронного аукциона от 28.06.2016 № 0309300111616000017)  (далее – Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее - Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Мордовское УФАС России 18.07.2016 г. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика. 

Уведомлением Мордовского УФАС России от 19.07.2016 № 937 рассмотрение жалобы назначено на 22.07.2016 года в 14 часов 30 минут. В заседании Комиссии его председателем объявлялся перерыв до 25.07.2016 до 16:00.

В своей жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком в документации об Аукционе содержится положение по оплате контракта, противоречащее требованиям ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе.

  Изучив представленные документы, заслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении жалобы и в результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.

Заказчиком 28.06.2016 на официальном сайте Единой информационной системы по адресу: http://zakupki.gov.ru размещены извещение и документация Аукциона на реконструкцию здания МБОУ «Явасская СОШ», расположенного по адресу: Республика Мордовия, Зубово - Полянский район, р.п. Явас, ул. Косарева, 28 (извещение о проведении электронного аукциона от 28.06.2016  № 0309300111616000017).

Начальная (максимальная) цена контракта: 14265303 рублей.

Дата и время окончания подачи заявок: 19.07.2016. 18:00

 

Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1  статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

В соответствии с частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона № 0309300111616000017 закупка проводится для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Вместе с тем, в пункте 16 раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе установлено – «Расчеты за выполненные работы производятся Заказчиком путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение 60 (шестидесяти) календарных дней на основании счета-фактуры, актов формы КС-2 и справки формы КС-3, предъявляемых подрядчиком, после подписания Заказчиком актов формы КС-2 и справки формы КС-3 в пределах средств, предусмотренных в 2016 году бюджетом Республики Мордовия и бюджетом Зубово – Полянского муниципального района РМ. Аналогичный срок оплаты прописан в п. 9.1 проекта контракта.

Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии сообщил, что Уполномоченным органом в документации об Аукционе и проекте контракта по указанному положению допущена техническая ошибка.

Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установившего ненадлежащим образом порядок оплаты выполнения работ по контракту нарушают часть 8 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем, в ходе проведения внеплановой проверки Аукциона, Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.

1. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе,  Заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

 Раздел 2 пункта 26 Информационной  карты документации об Аукционе содержит требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: «Наличие действующего свидетельства о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации. Основание: Градостроительный кодекс РФ (глава 6); приказ от 30.12.2009 № 624 Министерства регионального развития РФ. Свидетельство должно содержать допуск 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитальному ремонту привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3 Жилищно-гражданское строительство.

 

Приказом  Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – Перечень).

         Ппредметом контракта является реконструкция здания МБОУ «Явасская СОШ», расположенного по адресу: Республика Мордовия, Зубово - Полянский район, р.п. Явас, ул. Косарева, 28.

При изучении локальной сметы документации Аукциона Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что в нарушение ч. 6 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе Заказчиком, Уполномоченным органом в разделе 2 пункта 26 документации об Аукционе установлено необоснованное требование к участникам аукциона о предоставлении свидетельства о допуске к работам по организации строительства и содержит признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Относительно объяснений представителя Уполномоченного органа, касающихся работ по огнезащитному покрытию деревянных конструкций, включенных в состав, Комиссия Мордовского УФАС России отмечает следующее.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее – Закон о лицензировании отдельных видов деятельности).

В соответствии со статьей 3 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности к лицензируемым видам деятельности относятся вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности

Порядок лицензирования деятельности по  монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, устанавливает постановление Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» (далее – Постановление Правительства).

Согласно пункту 2 Постановления Правительства лицензирование деятельности  по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно приложению; пункт 10 данного Приложения включает в себя работы по огнезащите материалов, изделий и конструкций.

В соответствии со статьей 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация построенного, реконструированного, введенного в эксплуатацию здания, сооружения должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов; в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Деятельность по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, подлежащая лицензированию, осуществляется на стадии эксплуатации уже построенных, введенных в эксплуатацию зданий и сооружений (части 5, 6, 7 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, изложенные выше нормы законодательства и объект закупки, для выполнения работ по огнезащитному покрытию деревянных конструкций составом при помощи аппарата аэрозольно-капельного распыления для обеспечения первой группы огнезащитной эффективности по НПБ 251 свидетельствуют о необходимости наличия лицензии Министерства РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – лицензия МЧС России).

Вместе с тем, поскольку законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций, которые включены в работы, требуемые к выполнению по рассматриваемому Аукциону, Заказчику необходимо предусмотреть вышеуказанное требование к исполнителю данных работ.

2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Согласно ч. 2 ст. 33  Закона о контрактной системе  документация о закупке в соответствии  с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели,  позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к качеству используемого товара при выполнении строительно-монтажных работ, то подрядчик обязан использовать товар, соответствующий этим обязательным требованиям.

 Техническое задание документации об Аукционе содержит требования, к конкретным показателям используемых товаров, в том числе :

1) Краски масляные земляные, мумия, сурик железный

Степень перетира, мкм, (≤ 45). Максимальное время высыхания при температуре (20 ± 2), °С до степени 3, ч, не более 24.Твердость пленки* по маятниковому прибору (типа М-3), условные единицы, ≥ 0,12.Массовая доля пленкообразующего вещества, % ( ≥ 13,0), (≥12,4). Массовая доля летучих веществ, % (≤7,0), (≤6,5). Укрывистость невысушенной пленки краски, г/м2 (≤65), (≤ 35).

2) Олифа комбинированная: отстой, % по объему, (≤1,0). Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20 ± 0,5) °С, с 20-60. Кислотное число, мг КОН, 0-10

Прозрачность после отстаивания в течение 24 ч при температуре (20 ± 2) °С: полная

Максимальное время высыхания до степени 3 при температуре (20 ± 2) °С, ч, не более 24. Температура вспышки в закрытом тигле, оС не ниже 32. Массовая доля нелетучих веществ, % 68 – 72;

3) Керосин для технических целей марок КТ-1, КТ-2

Для марки КТ-1: Фракционный состав: 10 % перегоняется при температуре, °С: 130 - 180. 98 % перегоняется при температуре, °С, не выше 280. Кислотность, мг КОН на 100 см3 керосина, (≤ 0,5);(0,0). Зольность*, %, ≤ 0,003. Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 керосина, (≤ 12); (≤ 2). Массовая доля серы, %, (≤ 0,12);( < 0,0017). Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже 38. Содержание водорастворимых кислот и щелочей: отсутствие. Содержание механических примесей: отсутствие. Содержание воды: отсутствие. Для марки КТ-2: Фракционный состав: 10 % перегоняется при температуре, °С: 110 - 180. 98 % перегоняется при температуре, °С, не выше 300. Кислотность, мг КОН на 100 см3 керосина, (≤ 4,5);( ≤ 1,2). Зольность*, %, ≤ 0,005. Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 керосина, (≤ 40); (≤ 1). Массовая доля серы, %, (≤ 1,0);( < 0,3). Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже 28. Содержание водорастворимых кислот и щелочей: отсутствие. Содержание механических примесей: отсутствие. Содержание воды: отсутствие.         

Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации об Аукционе, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок химического состава веществ, используемых при изготовлении товаров, используемых при выполнении работ ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.

Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что содержание документации об аукционе должно быть ясным, четким, непротиворечивым, исключать возможность неоднозначного их толкования и быть реально исполнимым, неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации об аукционе, в которых содержатся требования к содержанию и порядку заполнения заявки на участие в аукционе, затрудняет формирование своих предложений и создает препятствия для потенциальных участников электронного аукциона.

Многие характеристики в техническом задании документации об Аукционе являются специфичными и известными только производителю, которые имеют значение на стадии лабораторного контроля произведенной продукции, но не в сфере обращения и реализации товара (материала) как такового. В сопроводительных документах при продаже товаров (материалов) могут отсутствовать в силу закона те характеристики, которые Заказчик определил как значимые и существенные.

На рассмотрении жалобы представитель Заказчика не представил доказательства и не привел доводов и аргументов в подтверждение необходимости установления таких сложных требований к используемым материалам при выполнении работ, что он обладает необходимым инструментарием, лабораториями и квалифицированными специалистами по проверке заявленных требований и предложений исполнителя по контракту, что также подтверждает бессмысленность и искусственное усложнение документации об аукционе в части требований к материалам. В результате чего возможно необоснованное и неправомерное ограничение количества участников закупки, трудности с заполнением заявки, отказ в допуске к участию в аукционе и нарушение прав и законных интересов участников закупки.

Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего требования к составу материалов, используемых при выполнении работ по контракту, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе ответственность за совершение которых предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказом Мордовского УФАС России от 21.03.2016 № 23-од «О создании комиссии по контролю в сфере закупок» (с изм. от 20.06.2016 г.) Комиссия Мордовского УФАС России,

 

 

РЕШИЛА:

 

1.   Признать жалобу ----------- обоснованной.

2. Признать действия Заказчика - МБОУ «Явасская средняя общеобразовательная школа», Уполномоченного органа - МКУ «Центр информационно - методического и технического обеспечения муниципальных учреждений образования» Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия при проведении аукциона в электронной форме № 0309300111616000017 на реконструкцию здания МБОУ «Явасская СОШ», расположенного по адресу: Республика Мордовия, Зубово - Полянский район, р.п. Явас, ул. Косарева, 28 выразившиеся в установлении ненадлежащего порядка оплаты выполнения работ по контракту нарушением ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе; выразившиеся в установлении необоснованного требования к участникам аукциона о предоставлении свидетельства о допуске  к работам по организации строительства нарушением ч. 6 ст. 31, п.  2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе; выразившиеся в установлении необоснованного требования к составу  материалов, используемых при выполнении работ по контракту нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать обязательное предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                                   ------------------

 

Члены Комиссии:   -------------

                                                                                                                                       

  -----------------

 

 

            ------------------

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны