Постановление №ЛА/546/22 Постановление о наложении штрафа по делу № 013/04/14.3-436/2... от 26 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 013/04/14.3-436/2022

об административном правонарушении 

26 июля 2022 года                                                                       г. Саранск, проспект Ленина, 14

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) <...>, рассмотрев протокол об административном правонарушении № 276/22 от 05.07.2022 и материалы дела № 013/04/14.3-436/2022 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Акционерного общества «Национальная система платежных карт» <...>,

УСТАНОВИЛ:

В рамках дела № 013/05/5-131/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе рассмотрены обстоятельства распространения на территории городского округа Саранск Республики Мордовия наружной рекламы «Везёт с выгодой! Скидка 5 рублей при оплате бесконтактной картой «Мир» МИР крутится вокруг тебя», размещавшейся в период с октября 2021 года по январь 2022 года на одной поверхности (сторона В) двухсторонней рекламной конструкции, установленной в городском округе Саранск на Лямбирском шоссе в придорожной полосе автодороги Р158, транспортная развязка г. Саранск – г. Нижний Новгород (щит №2), слева по движению в сторону с. Лямбирь от г. Саранска, а также в период с октября 2021 года по февраль 2022 года на одной поверхности (сторона В) двухсторонней рекламной конструкции, установленной в городском округе Саранск на улице Победы, в придорожной полосе автодороги, справа по движению со Светотехстроя в сторону Центра г. Саранска (ориентир: приблизительно в 50 м от въезда в «оздоровительный клуб на Победе»). Решением Комиссии Мордовского УФАС России от 23.05.2022 № 329 по делу № 013/05/5-131/2022 такая реклама была признана ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Данный факт нарушения законодательства о рекламе стал поводом для составления в отношении рекламодателя АО «НСПК» протокола Мордовского УФАС России об административном правонарушении № 276/22 от 05.07.2022, согласно которому названному юридическому лицу вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол Мордовского УФАС России об административном правонарушении № 276/22 от 05.07.2022 составлен в отсутствие законного представителя АО «НСПК», надлежащим образом извещенного о составлении такого протокола, копия которого и копия определения № ЛА/277/22 от 05.07.2022 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении направлены по адресу юридического лица, который с 01.09.2020 значится в Едином государственном реестре юридических лиц (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 16.02.2022 № ЮЭ9965-22-48793284 приобщена к материалам настоящего дела), через Почту России заказным письмом (штриховой почтовый идентификатор <...>). Названные процессуальные документы вручены адресату 11.07.2022, что подтверждается Отчетами об отслеживании отправления с почтовым идентификатором <...>, сформированными официальным сайтом Почты России www.pochta.ru 21 июля 2022 (приобщены к материалам настоящего дела).

От АО «НСПК» поступили письма <...> с объяснениями по делу об административном правонарушении и с ходатайством о рассмотрении дела № 013/04/14.3-436/2022 об административном правонарушении в отсутствие защитника и законного представителя АО «НСПК».

Рассмотрение настоящего административного дела состоялось в назначенное время в отсутствие защитника и законного представителя АО «НСПК».

Содержание протокола об административном правонарушении № 276/22 от 05.07.2022 соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каких-либо нарушений при его составлении не выявлено. При этом к материалам дела № 013/04/14.3-436/2022 об административном правонарушении приобщены копии материалов дела № 013/05/5-131/2022.

Статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса.

Согласно нормам части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе исчисляется сроком в один год.

На момент составления и рассмотрения протокола об административном правонарушении № 276/22 от 05.07.2022 срок исковой давности еще не истек.

С учетом изложенного, протокол об административном правонарушении № 276/22 от 05.07.2022 рассматривает заместитель руководителя Мордовского УФАС России <...> по месту совершения административного правонарушения в порядке статьи 25.15, части 2 статьи 29.5, статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отсутствии законного представителя, извещенного о рассмотрении такого протокола в установленном порядке.

Оценив в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеющиеся в материалах настоящего дела доказательства, уполномоченное должностное лицо территориального антимонопольного органа пришло к следующим выводам.

При проведении наблюдения за соблюдением требований рекламного законодательства специалистами Мордовского УФАС России выявлено:

размещение информации «Везёт с выгодой! Скидка 5 рублей при оплате бесконтактной картой «Мир» МИР крутится вокруг тебя» на одной поверхности (сторона В) двухсторонней рекламной конструкции, установленной в городском округе Саранск на Лямбирском шоссе в придорожной полосе автодороги Р158, транспортная развязка г. Саранск – г. Нижний Новгород (щит №2), слева по движению в сторону с. Лямбирь от г. Саранска, что подтверждается фотоотчетами от 21.01.2022, от 28.01.2022;

размещение информации «Везёт с выгодой! Скидка 5 рублей при оплате бесконтактной картой «Мир» МИР крутится вокруг тебя» на одной поверхности (сторона В) двухсторонней рекламной конструкции, установленной в городском округе Саранск на улице Победы, в придорожной полосе автодороги, справа по движению со Светотехстроя в сторону Центра г. Саранска (ориентир: приблизительно в 50 м от въезда в «оздоровительный клуб на Победе»), что подтверждается фотоотчетом от 16.02.2022.

Демонстрируемая с использованием рекламных конструкций информация направленно привлекает внимание неопределенного круга лиц к карте платежной системы «Мир», при бесконтактной оплате проезда по которой предлагается скидка 5 рублей, стимулирует к активному использованию карты «Мир», формирует и поддерживает к ней интерес, тем самым способствует ее продвижению на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемом случае объектом рекламирования является карта платежной системы «Мир», при бесконтактной оплате проезда по которой обещается скидка в размере 5 рублей.

Оказание услуг по переводу денежных средств по карте «Мир» осуществляет оператор платежной системы АО «НСПК», в интересах которого распространялась рассматриваемая наружная реклама.

АО «НСПК» с целью стимулирования потребителей к активному использованию карты «Мир» при оплате товаров (работ, услуг) проводило в Республике Мордовия с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года акцию на условиях публичной оферты, что подтверждается Правилами Акции «Выгодный проезд с бесконтактной картой «Мир» (имеются в материалах дела № 013/05/5-131/2022).

Для продвижения такой акции АО «НСПК» инициировало размещение рассматриваемой наружной рекламы в рамках проведенной на территории г. Саранск Республики Мордовия масштабной рекламной кампании, обеспеченной агентскими услугами АО «Медиа Инстинкт», а также рекламными услугами ООО «Приоритет», осуществляющего обслуживание рекламных конструкций ООО «АутдорСервис», ООО «РА «Цвет» и ИП Напалкова О.А., что подтверждается взаимосвязанностью гражданско-правовых договоров (имеются в материалах дела № 013/05/5-131/2022).

Владельцем рекламной конструкции (1), установленной в городском округе Саранск на Лямбирском шоссе в придорожной полосе автодороги Р158, транспортная развязка г. Саранск – г. Нижний Новгород (щит №2), слева по движению в сторону с. Лямбирь от г. Саранска, является ООО «АутдорСервис», которому Администрацией городского округа Саранск выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 4-рк/18 от 14.02.2018 (сроком на 5 лет).

Владельцем рекламной конструкции (2), установленной в городском округе Саранск на улице Победы, в придорожной полосе автодороги, справа по движению со Светотехстроя в сторону Центра г. Саранска (ориентир: приблизительно в 50 м от въезда в «оздоровительный клуб на Победе»), является ИП Н<...>, которому Администрацией городского округа Саранск выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 18-рк/20 от 29.04.2020 (сроком на 7 лет).

В данном случае рекламодателем рассматриваемой наружной рекламы выступило АО «НСПК», а рекламораспространителями - ООО «АутдорСервис» (рекламная конструкция 1) и ИП Н<...> (рекламная конструкция 2).

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

С письмом ООО «Приоритет» <...> предоставлен фотоотчет от 03.02.2022, свидетельствующий об отсутствии баннера с рассматриваемой наружной рекламой на рекламной конструкции (1), принадлежащей ООО «АутдорСервис».

В письме АО «НСПК» <...>, а также в письме АО «Медиа Инстинкт» <...> сообщается о том, что баннер с рассматриваемой наружной рекламой на рекламной конструкции (2), принадлежащей ИП Н<...> демонтирован 03.01.2022, в обоснование чего предоставлен скриншот наряда на монтажные работы с фотоотчетами.

Однако, сведения о демонтаже баннера с рекламной конструкции (2) опровергает фотоотчет от 16.02.2022, которым зафиксировано продолжающееся распространение рассматриваемой наружной рекламы.

С учетом фактической фото-фиксации рассматриваемой наружной рекламы 21.01.2022, 28.01.2022, 03.02.2022, 16.02.2022, а также адресной программы по размещению РИМ на наружных рекламных конструкциях, электронной переписки, отчетов агента, актов выполненных работ, счетов, платежных документов (имеются в материалах дела № 013/05/5-131/2022), следует признать, что рассматриваемая наружная реклама распространялась с использованием рекламной конструкции (1) в период с октября 2021 года по январь 2022 года, и с использованием рекламной конструкции (2) в период с октября 2021 года по февраль 2022 года.

Из фотоматериалов, которыми в январе и феврале 2022 года зафиксированы факты распространения рассматриваемой наружной рекламы карты «Мир», следует, что размещенные на рекламных конструкциях баннеры представляют собой две цветовые части:

в основной, большей части рекламного поля на ярком, зеленом фоне нанесены крупные, контрастные текстовые надписи «Везёт с выгодой! Скидка 5 рублей при оплате бесконтактной картой «Мир», стилистически оформленные изображениями автобуса и банковской карты с логотипом МИР;

в нижней, меньшей части рекламного поля на белом фоне, слева нанесены текстовые надписи «МИР крутится вокруг тебя», выполненные крупным шрифтом зеленого цвета, контрастно выделяющимся на белом фоне, а справа нанесены поясняющие надписи «ИМЕЮТСЯ ОГРАНИЧЕНИЯ АО «НСПК». ВЫГОДА ДОСТИГАЕТСЯ ЗА СЧЕТ УМЕНЬШЕНИЯ СТОИМОСТИ ПРОЕЗДА, ОПЛАЧЕННОГО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЕСКОНТАКТНОЙ КАРТЫ “МИР”. СКИДКА ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРИ ОПЛАТЕ ПРОЕЗДА В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ ПЕРЕВОЗЧИКОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ, ПРИСОЕДИНИВШИХСЯ К БЕЗНАЛИЧНОЙ СИСТЕМЕ ОПЛАТЫ. АКТУАЛЬНЫЙ СПИСОК ПЕРЕВОЗЧИКОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В АКЦИИ, РАЗМЕЩЕН В ПРАВИЛАХ АКЦИИ НА САЙТЕ PRIVETMIR.RU. СПИСОК МОЖЕТ МЕНЯТЬСЯ. СРОК ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИИ – С 01.07.2021 ПО 31.12.2021 СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАТОРЕ АКЦИИ, ПРАВИЛАХ И УСЛОВИЯХ АКЦИИ РАЗМЕЩЕНЫ НА САЙТЕ PRIVETMIR.RU В РАЗДЕЛЕ “ВСЕ АКЦИИ” КАТЕГОРИЯ “ТРАНСПОРТ”. ПО ВОПРОСАМ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВАШЕЙ КАРТЫ, ПОЖАЛУЙСТА, ОБРАЩАЙТЕСЬ В БАНК, ВЫПУСТИВШИЙ ВАШУ КАРТУ., выполненные мелким шрифтом серого цвета, затрудняющим восприятие таких надписей на белом фоне.

Рассматриваемая рекламная информация размещена на поверхностях (сторона В) рекламных конструкций площадью 3 х 6 м с высотой стойки от уровня грунта до низа панели от 3,5 м (рекламная конструкция (1); разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 4-рк/18 от 14.02.2018) и от 4,5 м (рекламная конструкция (2); разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 18-рк/20 от 29.04.2020), и такие отдельно стоящие щитовые установки расположены на земельных участках, прилегающих к полосе дорог, рядом с которыми не предусмотрены пешеходные зоны (тротуары), о чем свидетельствуют фотоотчеты от 21.01.2022, от 28.01.2022, от 16.02.2022.

Тем самым размещенная на рекламных конструкциях информация обозревается с проезжей части автомобильных дорог участниками дорожного движения и является видимой по ходу движения транспорта, находящегося через полосу со встречным автомобильным потоком, поскольку размещена на стороне В рекламных конструкций. При этом участники дорожного движения, находящиеся на дорожной полосе, рядом с которой расположены рекламные конструкции, не могут воспринимать рекламную информацию, поскольку она остается сзади.

Исходя из ориентированности рекламной информации на транспортные потоки автомобильных дорог, следует признать, что в процессе движения транспортных средств, когда время для считывания ограничено, и возможна вероятность помех из-за встречного движения транспорта, в результате хорошо прочитываются лишь крупные, контрастные рекламные надписи «Везёт с выгодой! Скидка 5 рублей при оплате бесконтактной картой «Мир» МИР крутится вокруг тебя» и внимание потребителей привлекается именно к данной части наружной рекламы, тогда как сноску с поясняющими надписями, занимающими значительно меньшую площадь по сравнению с хорошо прочитываемым текстом и выполненными мелким, блеклым шрифтом на светлом фоне, не представляется возможным прочитать не только в процессе движения транспорта, но и при его остановке.

Следует отметить, что содержащаяся в наружной рекламе сноска с поясняющими надписями доступна к прочтению только при фотографировании с использованием увеличения фокусного расстояния объектива фотоаппарата и при рассмотрении полученного фотоизображения наружной рекламы на компьютере, в том числе посредством увеличения масштаба.

Тем самым в распространяемой в придорожной полосе на высоте не менее 3,5 м в одном случае и на высоте не менее 4,5 и в другом случае наружной рекламе, размещенной с использованием рекламных конструкций, доступным для восприятия является только крупно выполненный текст «Везёт с выгодой! Скидка 5 рублей при оплате бесконтактной картой «Мир» МИР крутится вокруг тебя», а мелко выполненная сноска остаётся нераспознаваемой, в связи с чем потребители фактически не получали сообщаемые в такой сноске сведения о том, что скидка 5 рублей предоставляется при оплате проезда с использованием бесконтактной карты «Мир» в общественном транспорте перевозчиков на территории Республики Мордовия, присоединившихся к безналичной системе оплаты, действие которой ограничивается сроком проведения акции с 01.07.2021 по 31.12.2021.

Фактически отсутствующие в наружной рекламе сведения об ограничениях и особенностях предоставления рекламируемой скидки в определенные сроки являются существенной информацией, невозможность прочтения которой способно привести к формированию у потенциальных потребителей неверного представления о том, что скидкой в размере 5 рублей при оплате проезда по бесконтактной карте «Мир» можно безусловно воспользоваться у любых перевозчиков и в неограниченные сроки.

Поскольку подача рекламной информации направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться рекламируемой скидкой 5 рублей при оплате бесконтактной картой «Мир», поэтому существенной является не только информация о привлекательных условиях, но и информация, способная обмануть их ожидания, сформированные такой рекламой.

Действующим законодательством о рекламе закреплена обязанность доводить до потребителей рекламы все необходимые сведения, способные формировать правильное (неискаженное и относительно полное) представление об объекте рекламирования.

Размещение привлекательной для потребителей информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие, не допустимо.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена рекламная информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку сообщаемые в рекламе сведения должны восприниматься обычным человеком обычным образом.

Сообщаемая в рекламе информация в полной мере должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Следовательно, распространенная на территории городского округа Саранск Республики Мордовия наружная реклама «Везёт с выгодой! Скидка 5 рублей при оплате бесконтактной картой «Мир» МИР крутится вокруг тебя», размещавшаяся в период с октября 2021 года по январь 2022 года на одной поверхности (сторона В) двухсторонней рекламной конструкции, установленной в городском округе Саранск на Лямбирском шоссе в придорожной полосе автодороги Р158, транспортная развязка г. Саранск – г. Нижний Новгород (щит №2), слева по движению в сторону с. Лямбирь от г. Саранска, а также в период с октября 2021 года по февраль 2022 года на одной поверхности (сторона В) двухсторонней рекламной конструкции, установленной в городском округе Саранск на улице Победы, в придорожной полосе автодороги, справа по движению со Светотехстроя в сторону Центра г. Саранска (ориентир: приблизительно в 50 м от въезда в «оздоровительный клуб на Победе»), в которой из-за нечитаемости поясняющих надписей фактически отсутствовала существенная часть информации о том, что рекламируемая скидка ограничивалась сроком проведения акции с 01.07.2021 по 31.12.2021 и предоставлялась при оплате проезда в общественном транспорте перевозчиков на территории Республики Мордовия, присоединившихся к безналичной системе оплаты, нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и поэтому является ненадлежащей рекламой.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 настоящего Федерального закона.

В рассматриваемом случае рекламодателем является АО «НСПК» <...>, чьими действиями опосредовано и выражено распространение ненадлежащей рекламы на территории городского округа Саранск Республики Мордовия.

АО «НСПК» имело и правовую, и реальную возможность выполнить обязанность по соблюдению требований законодательства о рекламе, однако не проявило разумной заботливости и осмотрительности по соблюдению требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», следствием чего стало распространение ненадлежащей рекламы, за что предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

АО «НСПК» в письме <...> выражает мнение, что: 1) отсутствуют доказательства факта невозможности прочтения текста в нижней части рекламного поля из-за того, что не указано расстояние от рекламной конструкции, с которого производилась фотосъемка, а также расстояния, с которого текст не читается, а также не указано техническое средство, при помощи которого были сделаны фотографии рекламной конструкции, характеристики фотосъемки, не указана высота рекламой конструкции, не приведены характеристики рекламного текста мелким шрифтом и условия, при которых он не читаем; 2) сроки проведения акции не могут являться существенными условиями, так как Акция не относится к стимулирующему мероприятию и не подпадает под требования п.1 ст.9 Федерального закона «О рекламе».

Исследовав и оценив обстоятельства настоящего дела в их совокупности, уполномоченное должностное лицо территориального антимонопольного органа пришло к следующим выводам.

Выраженное АО «НСПК» мнение об отсутствии доказательств нечитаемости шрифта противоречит фактически установленным обстоятельствам и приведенному выше судебному толкованию, исходя из которого оценка спорной информации осуществляется с точки зрения рядового потребителя, который без каких-либо дополнительных усилий и специальных технических средств способен ознакомиться с распространяемой рекламой и воспринять её в полном объеме.

Наряду с этим, рассматриваемая наружная реклама не квалифицирована как нарушение требований статьи 9 Федерального закона «О рекламе», а является ненадлежащей в силу нарушения требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», запрещающей вводить потребителей в заблуждение посредством искажения смысла рекламной информации ввиду отсутствия части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования.

 Следовательно, в данном случае для квалификации нарушения требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» определяющим является не то, что имел в виду рекламодатель, ссылающийся в письме АО «НСПК» <...> «…на популяризацию оплаты проезда в общественном транспорте с использованием национальных платежных инструментов (карты платежной системы Мир»/ПС «Мир»)», а непосредственное восприятие потребителями сведений, сообщаемых в наружной рекламе, которые могут быть доступны им с учетом особенностей размещения рекламы (месторасположение, неограниченное время для считывания информации, размер шрифта, свободный доступ к рекламному щиту и беспрепятственная возможность максимального приближения к нему потребителя).

Вместе с тем, по смыслу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» требуется непосредственно в рекламе привести не только привлекательную для потребителей информацию о предлагаемых товарах (услугах), но и ту часть существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, если приведенные в рекламе сведения, ввиду их недостаточности, порождают заблуждение потребителей рекламы.

В данном случае существенной является информация об ограничениях и особенностях предоставления по бесконтактной карте «Мир» рекламируемой скидки в определенные сроки, без которых такая скидка для потребителей просто не актуальна.

Доведение до всеобщего сведения неопределенного круга лиц существенной информации должно осуществляться способами и в форме, которые позволят каждому из круга неопределенных лиц нормально воспринимать всё содержание рекламного текста, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо его части, то есть непосредственно воспринимать существенную информацию наравне с иными привлекательными для потребителей сведениями.

Для такого восприятия не требуется проведения специального исследования, поскольку размер и способ доведения рекламной информации должны быть такими, чтобы изложенные в рекламе условия воспринимались обычным человеком обычным образом, без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации, что будет отвечать интересам потребителей рекламы с целью формирования у них правильного, неискаженного и относительно полного представления об объекте рекламирования.

Однако, в рассматриваемой наружной рекламе содержащаяся в сноске существенная информация выполнена формальным способом, а именно, мелким, блеклым, нечитаемым шрифтом текста, на высоте рекламных конструкций (не менее 3,5 м - 4,5 м), расположенных в зоне интенсивного дорожного движения и не доступных для беспрепятственного приближения к ним пешеходов, что усложняет прочтение мелко выполненного рекламного текста, который требует уяснения только при совершении специальных действий (фотографирование изображения и его увеличение), лишает потребителей возможности получить сведения об объекте рекламирования в полном объеме, и поэтому существенная информация является для них недоступной. В этой связи существенная информация, хотя и была формально указана в наружной рекламе, не доводится до потребителей надлежащим образом, вследствие чего реклама может создавать у потребителей ожидания, не соответствующие реальным свойствам рекламируемого товара, и тем самым они вводятся в заблуждение, что характеризует такую рекламу как ненадлежащую.

Фактически проанализированные аспекты размещения наружной рекламы «Везёт с выгодой! Скидка 5 рублей при оплате бесконтактной картой «Мир» МИР крутится вокруг тебя» свидетельствуют о нарушении части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В рассматриваемом случае объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в области рекламы.

Объективная сторона административного правонарушения заключается в нарушении части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», выраженном в распространении вышеприведенной ненадлежащей рекламы.

Субъектом правонарушения в данном случае является юридическое лицо –рекламодатель Акционерное общество «Национальная система платежных карт» <...>.

Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Юридическое лицо – АО «НСПК» при реализации своей воли по распространению рекламы обязано было обеспечить соблюдение требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и при этом при должной внимательности и осмотрительности имело возможность обеспечить исполнение таких требований в процессе размещения и последующего распространения рассматриваемой наружной рекламы, могло предвидеть последствия нарушения законодательства о рекламе и предотвратить совершение административного правонарушения, однако не проявило необходимой заботливости и осмотрительности для недопущения нарушения рекламного законодательства, по сути, уклонилось от обязанности соблюдать требования рекламного законодательства, и тем самым пренебрежительно отнеслось к исполнению возложенных на него Законом обязанностей, следствием чего стало распространение рассматриваемой ненадлежащей рекламы, вводящей в заблуждение, чем нарушило права и законные интересы потребителей рекламы, и такими незаконными действиями посягнуло на установленный, регламентированный государством, порядок распространения рекламы, создав тем самым существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, направленным на защиту информационного права граждан в области рекламы.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание существенность угрозы охраняемым общественным отношениям и учитывая отсутствие исключительности рассматриваемого случая, оснований для признания малозначительным совершённого правонарушения не усматривается.

В рассматриваемом случае вина юридического лица - АО «НСПК» заключается в непринятии им исчерпывающих мер по соблюдению норм и правил рекламного законодательства.

При рассмотрении настоящего дела объективных обстоятельств, делающих невозможным исполнение установленных законом требований, не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), не установлено.

Таким образом, АО «НСПК» <...>, при попустительстве которого в нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» на территории городского округа Саранск Республики Мордовия распространена наружная реклама «Везёт с выгодой! Скидка 5 рублей при оплате бесконтактной картой «Мир» МИР крутится вокруг тебя», размещавшаяся в период с октября 2021 года по январь 2022 года на одной поверхности (сторона В) двухсторонней рекламной конструкции, установленной в городском округе Саранск на Лямбирском шоссе в придорожной полосе автодороги Р158, транспортная развязка г. Саранск – г. Нижний Новгород (щит №2), слева по движению в сторону с. Лямбирь от г. Саранска, а также в период с октября 2021 года по февраль 2022 года на одной поверхности (сторона В) двухсторонней рекламной конструкции, установленной в городском округе Саранск на улице Победы, в придорожной полосе автодороги, справа по движению со Светотехстроя в сторону Центра г. Саранска (ориентир: приблизительно в 50 м от въезда в «оздоровительный клуб на Победе»), в которой из-за нечитаемости поясняющих надписей фактически отсутствовала существенная часть информации о том, что рекламируемая скидка ограничивалась сроком проведения акции с 01.07.2021 по 31.12.2021 и предоставлялась при оплате проезда в общественном транспорте перевозчиков на территории Республики Мордовия, присоединившихся к безналичной системе оплаты, виновно в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена санкциями части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Временем и местом совершения административного правонарушения является период распространения рассматриваемой ненадлежащей рекламы с 01 октября 2021 года по 28 февраля 2022 года в Республике Мордовия, г. Саранск.

В процессе административного производства не установлено фактов привлечения в течение 2021 года и за истекший период 2022 года АО «НСПК» к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства. При этом АО «НСПК» прекратило распространение рассматриваемой ненадлежащей рекламы. Такие обстоятельства принимаются как обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

В Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (находится в открытом доступе на сайте Федеральной налоговой службы https://rmsp.nalog.ru/search.html) сведения об АО «НСПК» отсутствуют.

 Соответственно, к АО «НСПК» не применимы положения статьи 3.4, статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и тем самым отсутствуют основания для применения в отношении АО «НСПК» такой меры административного наказания как предупреждение.

АО «НСПК» с письмом <...> предоставило бухгалтерскую отчетность за 2021 год, свидетельствующую об устойчивом имущественном и финансовом положении юридического лица.

Уполномоченное должностное лицо антимонопольного органа, оценив роль правонарушителя, его имущественное и финансовое положение, фактические обстоятельства совершения правонарушения, характер и степень общественной опасности деяния, приняв во внимание цели правового регулирования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», запрещающей введение потребителей в заблуждение из-за отсутствия части существенной информации об объекте рекламирования, круг потребителей рекламы и последствия ее размещения в зоне интенсивного дорожного движения продолжительное время – в течение пяти месяцев, считает необходимым назначить АО «НСПК», виновному в совершении административного правонарушения, санкции по которому предусмотрены частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа в размере 101000 рублей.

Руководствуясь частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а также частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать юридическое лицо – Акционерное общество «Национальная система платежных карт» <...> нарушившим часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку им не соблюдены требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Применить к юридическому лицу – Акционерному обществу «Национальная система платежных карт» <...> меры административной ответственности в виде административного штрафа в размере сто одна тысяча (101000) рублей.

Сумму штрафа необходимо перечислить на счет казначейства:

Получатель: ИНН 1326136739; КПП 132601001 УФК по Республике Мордовия (Мордовское УФАС России, л/с 04091091570); УИН 16100500000001463885; код администратора доходов КБК 161 1 16 01141 01 0003140; ОКТМО 89701000; Банк получателя: Отделение - НБ Республика Мордовия Банка России/УФК по Республике Мордовия г.Саранск; БИК 018952501; Счет 03100643000000010900; Кор.счет 40102810345370000076; Назначение платежа: Оплата штрафа по постановлению № 013/04/14.3-436/2022 за АО «НСПК».

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей должностное лицо, вынесшее постановление, направляет в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а также составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

 Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Заместитель

руководителя Управления                                                              <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны