Решение №617 Решение от 17 сентября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                              г. Саранск

Резолютивная часть решения оглашена «07» сентября 2020 г.

В полном объеме решение изготовлено «17» сентября 2020 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: <…> – заместитель руководителя Управления, члены Комиссии: <…> – главный специалист-эксперт отдела Мордовского УФАС России, <…> – ведущий специалист-эксперт отдела Мордовского УФАС России, <…> – ведущий специалист-эксперт отдела Мордовского УФАС России, <…> – специалист-эксперт отдела Мордовского УФАС России, рассмотрела дело №013/01/10-475/2019 по признакам нарушения АО «Газпромнефть - Аэро» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения установленного порядка ценообразования на услуги по обеспечению воздушных судов авиационным топливом в аэропорту г. Саранска.

Заседание Комиссии по делу №013/01/10-475/2019 приходило в режиме видеоконференции (ВКС). Сторонам по делу было направлено письмо исх. №2186 от 31.08.2020 г. с приглашение в видеоконференцию (ВКС) по ссылке по адресу: https://fas.1.tconf.rt.ru/с/6831756357. Рассмотрение дела состоялось при участии представителя АО «Газпромнефть - Аэро» <…> (доверенность №Д-303 от 12.12.2019 года). В рамках рассматриваемого дела Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) поступило заявление Рузаевской транспортной прокуратуры (вх. №2696 от 10.06.2019 года). Согласно заявлению, Рузаевской транспортной прокуратурой по поручению Приволжской транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения должностными лицами АО «Газпромнефть-Аэро» (далее также – Общество) законодательства в сфере ценообразования на авиатопливо, по результатам которой установлен факт осуществления обществом деятельности по заправке топливом воздушных судов в аэропорту г. Саранск в отсутствие государственного регулирования данной деятельности.

По результатам рассмотрения заявления Рузаевской транспортной прокуратуры (вх. №2696 от 10.06.2019 года) Мордовским УФАС России установлены признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Приказом Мордовского УФАС России №109-од от 09.09.2019 года возбуждено дело по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении АО «Газпромнефть-Аэро». Комиссия Мордовского УФАС России привлекла к рассмотрению дела №013/01/10-475/2019 в качестве заинтересованного лица АО «Авиалинии Мордовии».

Кроме того, в материалах дела имеется письмо ФАС России от 24.07.2019 № ЦА/63413/19, в котором антимонопольный орган подтвердил свою позицию от 06.07.2018 № АЦ/51469/18, указав, что отсутствие хозяйствующего субъекта в реестре субъектов естественных монополий не может свидетельствовать об отсутствии у него статуса естественной монополии. А также ФАС России указала, что, поскольку АО «Газпромнефть-Аэро» предоставляет услуги авиакомпаниям, цены на которые регулируются государством, определенные Перечнем услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293, в действиях АО «Газпромнефть-Аэро», осуществляющего услуги по обеспечению воздушных судов авиатопливом по самостоятельно установленным тарифам усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В результате проведенного анализа материалов, полученных в ходе рассмотрения обращения, дополнительной информации и документов, иных материалов антимонопольного дела №013/01/10-475/2019 Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.

Согласно письму АО «Авиалинии Мордовии» (вх. №3852 от 02.08.2019 года) хозяйствующим субъектом, действующим на рынке услуг по обеспечению воздушных судов авиатопливом в аэропорту г. Саранск (далее – Услуга), является АО «Газпромнефть-Аэро» (филиал Ульяновск).

03 августа 2016 года АО «Газпромнефть-Аэро» (Поставщик) и ОАО «Авиалинии Мордовии» (Покупатель) заключили договор на поставку авиационного топлива для обеспечения воздушных судов №ГНА-16/01000/00147/Д (далее – договор от 03.08.2016 года).

Согласно пункту 1.1 договора от 03.08.2016 года Поставщик обязуется передать в собственность покупателя авиатопливо, ПВК и авиамасло для обеспечения воздушных судов Покупателя при выполнении всех видов полета в аэропортах Российской Федерации, а также оказывать услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиатопливом/обеспечение слива авиатоплива.

В соответствии с пунктом 2.3 договора от 03.08.2016 года аэропорты обслуживания, на территории которых оказываются услуги, являющиеся предметом указанного договора, а также третьи лица, привлекаемые Поставщиком для оказания услуг в соответствующем аэропорту, указываются в Приложении №1 к договору. В Приложении №1 к договору от 03.08.2016 года указан аэропорт заправки г. Саранск («Аэропорт Саранск»). Действие указанного договора неоднократно продлевалось дополнительными соглашениями от 01.12.2016 года, 01.12.2017 года.

В соответствии с письмом АО «Авиалинии Мордовии» (вх. №4879 от 24.09.2019 года) представлены договора, в соответствии с которыми АО «Авиалинии Мордовии» предоставлено АО «Газпромнефть-Аэро» имущество, используемое последним для оказания услуг заправки воздушных судов авиатопливом (договор возмездного оказания услуг №АМ-16/289 от 28.07.2016 года; договор аренды имущества №АМ-18/43 от 01.02.2018 года; договор субаренды №ФУЛ 18/018 от 20.03.2018 года (передача аэродромный заправщик); договор субаренды части земельного участка №ГНА-19/04500/00170/Р/ПРЗ от 01.02.2019 года).

В пояснениях, представленных АО «Газпромнефть-Аэро», указано, что первая заправка авиатопливом воздушных судов в аэропорту г. Саранска произведена Обществом 05.09.2016 года. В течение 2017 года в рамках программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу аэропорт г. Саранска был закрыт на реконструкцию. Регулярные рейсы возобновились с января 2018 года. Согласно представленным счетам - фактурам Услуга со стороны АО «Газпромнефть-Аэро» продолжилась с 08.01.2018 года.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц АО «Газпромнефть-Аэро» (197198, г. Санкт-Петербург, пер. Зоологический, д. 2-4, лит. Б; ОГРН 1027700232614; ИНН 7714117720) основным видом экономической деятельности по ОКВЭД является «торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами» (46.71). К дополнительным видам деятельности организации относятся «торговля оптовая моторным топливом, включая авиационный бензин (ОКВЭД 46.71.2), «деятельность по складированию и хранению» (ОКВЭД 52.10), «деятельность вспомогательная, связанная с воздушным и космическим транспортом» (ОКВЭД 52.23), «транспортная обработка грузов» (ОКВЭД 52.24) и иные.

Стоимость услуг по заправке воздушных судов подлежит официальной регистрации в Центре расписания и тарифов ПАО «Транспортная Клиринговая Палата» (далее – ЦРТ).

Согласно письму АО «Газпромнефть-Аэро» (вх. №5006/1 от 30.09.2019 года) с начала деятельности Общество зарегистрировано в ЦРТ и стоимость услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиатопливом установлена в размере 3 899 руб./т. (без НДС) и не менялась.

В материалы дела со стороны Общества представлена калькуляция стоимости услуги по обеспечению заправки авиатоплива в воздушные суда в аэропорту г. Саранска (вх. №5609 от 30.10.2019 года). На сегодняшний день стоимость услуги по заправке воздушных судов составляет 3 899 руб./т. (без НДС).

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 указанной нормы права).

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Статьей 6 Закона о естественных монополиях установлено, что перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 №293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» утверждено Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (далее – Положение №293) и установлен перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы) на которые регулируются государством (далее – Перечень).

В частности, к указанным услугам относятся услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом (пункт 5 Перечня).

Согласно пункту 5 Положения №293 тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.

Вместе с тем, АО «Газпромнефть-Аэро» за утверждением тарифа на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом в аэропорту г. Саранск в уполномоченный государственный орган регулирования не обращалось, соответствующий тариф Обществу не утвержден.

Таким образом, АО «Газпромнефть-Аэро» нарушен установленный порядок ценообразования на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом в аэропорту г. Саранск.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 года №220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 02.08.2010 года №18026. В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы материалы дела №013/01/10-475/2019.

Проведенным Мордовским УФАС России анализом состояния конкуренции определены следующие характеристики товарного рынка:

- временной интервал исследования: с 01.01.2018 года по 31.12.2019 года;

- продуктовые границы товарного рынка определены как услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом;

 - географические границы товарного рынка: границы аэропорта г. Саранска Республики Мордовия.

По результатам анализа установлено, что АО «Газпромнефть-Аэро» является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом на территории аэропорта г. Саранска, и занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке.

Согласно материалам дела №013/01/10-475/2019, услуги по заправке топливом воздушных судов в аэропорту г. Саранск оказывались Обществом по самостоятельно установленному тарифу без прохождения обязательных процедур по государственному регулированию.

В соответствии с письмом АО «Авиалинии Мордовии» (вх. №4347 от 29.08.2019 года) услуга по заправке воздушных судов авиатопливом в аэропорту г. Саранска оказывается АО «Газпромнефть-Аэро» по прямым договорам с соответствующими перевозчиками.

В соответствии с письмом АО «Авиалинии Мордовии» (вх. №4390 от 02.09.2019 года) по состоянию на сентябрь 2019 года в аэропорту г. Саранска осуществляли регулярные рейсы следующие авиакомпании: ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии» (ИНН 7712040126); АО Авиационная компания «РусЛайн» (ИНН 7713141247); АО «Авиакомпания «Сибирь» (ИНН 5448100656).

01 марта 2012 года между ЗАО «Газпромнефть-Аэро» и ОАО «Аэрофлот» заключен договор №12/А068-к/1 на поставку авиационного топлива для обеспечения воздушных судов. Далее были заключены дополнительные соглашения к указанному договору и приложены протоколы согласования цен (указанные сведения приобщены к материалам дела).

12 декабря 2011 года между ЗАО «Газпромнефть-Аэро» и АО Авиационной компании «РусЛайн» заключен договор на поставку авиационного топлива для обеспечения воздушных судов. Далее были заключены дополнительные соглашения к указанному договору и приложены протоколы согласования цен, расходные ордера на заправку воздушных судов и приходные ордера (указанные сведения приобщены к материалам дела).

28 декабря 2011 года между ЗАО «Газпромнефть-Аэро» и ОАО «Авиакомпания «Сибирь» заключен договор №11/А378-к/1 на поставку авиационного топлива для обеспечения воздушных судов. 27.12.2012 года было заключено дополнительное соглашение к договору от 28.12.2011 года. Далее были заключены дополнительные соглашения к указанному договору и приложены протоколы согласования цен. Кроме того, согласно письму АО «Авиакомпания Сибирь» (вх. №3206 от 29.05.2020 года) услуга по обеспечению заправки воздушных судов в аэропорту г. Саранска в 2018 году оказывало АО «Газпромнефть-Аэро» с февраля 2018 по декабрь 2018 года (указанные сведения приобщены к материалам дела).

Таким образом, материалами дела подтверждено, что АО «Газпромнефть-Аэро» осуществляло услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом в отсутствие законно установленных тарифов, в уполномоченный государственный орган регулирования тарифов до августа 2018 года не обращалось.  

Только руководствуясь запросом ФАС России от 05.07.2018 года №АР/51253/18, в августе 2018 года Общество направило заявления о включении его в реестр субъектов естественных монополий и рассмотрении вопроса введения государственного регулирования (№ЗЮГНА-03/3115 от 10.08.2018 и №ЗЮГНА-03/3116). При этом, вышеперечисленные заявления АО «Газпромнефть-Аэро» не касались деятельности, осуществляемой Обществом на территории аэропорта «Саранск», что также подтверждает информация, полученная от ФАС России (вх. №3914 от 29.06.2020 года).

11 октября 2019 года АО «Газпромнефть-Аэро» направило повторно письмо в ФАС России (исх. №ЗЮГНА-03/6251) о рассмотрении вопроса введения государственного регулирования. Следует отметить, что в этом обращении также не поднимается вопрос о необходимости введения государственного регулирования Общества непосредственно на территории аэропорта «Саранск».

Приказом ФАС России от 09.01.2020 № 7/20 АО «Газпромнефть-Аэро», в том числе на территории аэропорта «Саранск», включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте.

Вместе с тем, АО «Газпромнефть-Аэро» не включено в Перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России, утвержденный приказом ФАС России от 08.09.2017 №1189/17.

Таким образом, деятельность АО «Газпромнефть-Аэро» по Услуге подлежит регулированию органом исполнительной власти Республики Мордовия в силу положения абзаца 2 пункта 6 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественной монополии о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 №950.

Принимая во внимание императивное указание Закона о естественных монополиях о ценовом регулировании деятельности субъектов естественных монополий, на субъект естественной монополии накладывается обязанность вести хозяйственную деятельность по ценам (тарифам) определенным в результате государственного регулирования. Вместе с тем, само по себе отсутствие законодательного регулирования тарифа не может и не должно означать полную бесконтрольную свободу действий хозяйствующего субъекта в аэропортах, навязывание услуг, установление самостоятельных тарифов на услуги и их взимание.

АО «Газпромнефть-Аэро» за утверждением тарифа на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом в аэропорту        г. Саранска в уполномоченный государственный орган регулирования до настоящего времени не обратилось. Тариф на услуги АО «Газпромнефть - Аэро» по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом в аэропорту г. Саранск до настоящего времени не утвержден.

В соответствии с положениями пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности или неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Правовой запрет злоупотребления доминирующим положением, сформулированный в статье 10 Закона о защите конкуренции, включает в себя общий запрет злоупотребления доминирующим положением, а также перечень конкретных форм данного нарушения, который не является исчерпывающим. В связи с этим злоупотреблением доминирующим положением может быть признано также любое деяние, которое прямо не запрещается конкретным пунктом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, однако содержит все признаки злоупотребления доминирующим положением, определенные общим запретом злоупотребления доминирующим положением. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29.01.2015 года № 185-О, в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции называются наиболее распространенные виды злоупотреблений доминирующим положением, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции, а также ущемление интересов других лиц. Из содержания данной нормы следует, что в ней приведен лишь примерный общий перечень запрещенных действий, и соответственно, он носит открытый характер (Разъяснение Президиума Федеральной антимонопольной службы от 07.06.2017 гола № 8 «О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Для квалификации действий по указанной статье необходимо наличие, как доминирующего положения, так и факта совершения хозяйствующим субъектом запрещенных действий (бездействия) на соответствующем товарном рынке, влекущих негативные последствия для конкуренции либо ущемление прав иных лиц.

Исходя из положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, как злоупотребление доминирующим положением запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Следовательно, злоупотребление доминирующим положением характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:

1) доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

2) совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия);

3) наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей;

4) наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий (Разъяснение Президиума Федеральной антимонопольной службы от 07.06.2017 гола № 8 «О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 года № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В абзаце 2 пункта 4 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 30 указано, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

При этом согласно абзацу 4 пункта 4 Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 года № 30 в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

При этом, оценивая же поведение АО «Газпромнефть-Аэро» в рассматриваемом случае, Комиссия приходит к выводу, что оно свидетельствует о злоупотреблении Обществом своим правом, не допускающимся в силу части 1 статьи 10 ГК РФ, поскольку фактически Общество самостоятельно установило тариф на обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, подлежащую государственному ценовому регулированию, и взимания соответствующей платы с контрагентов.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

На основании вышеизложенного Комиссия Мордовского УФАС России утвердило заключение об обстоятельствах дела №013/01/10-475/2019 (исх. №11 от 24.07.2020 года) в отношении АО «Газпромнефть-Аэро». Согласно указанному заключению Комиссия выявила наличие факта нарушения со стороны АО «Газпромнефть-Аэро» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении услуг по заправке авиатопливом воздушных судов в аэропорту г. Саранска по тарифам, установленным самостоятельно (без обращения в установленном порядке в регулирующий орган).

27 августа 2020 года в Мордовское УФАС России поступили возражения на заключение об обстоятельствах дела (вх. №5147 от 27.08.2020 года). Согласно указанным возражениям Общество не имеет возможности обратиться в уполномоченный орган для установления тарифа, в связи с тем, что орган регулирования не определен.

Как следует из пункта 2 Положения №293, под органами регулирования понимается Федеральная антимонопольная служба и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное регулирование тарифов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приказом ФАС России от 09.01.2020 № 7/20 АО «Газпромнефть-Аэро», в том числе на территории аэропорта «Саранск», включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте.

Вместе с тем, АО «Газпромнефть-Аэро» не включено в Перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России, утвержденный приказом ФАС России от 08.09.2017 №1189/17.

Как следует из разъяснения ФАС России от 24.07.2019 года №ЦА/63413/19 поскольку АО «Газпромнефть-Аэро» предоставляет услуги авиакомпаниям, цены на которые регулируются государством, определенные Перечнем услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293, в действиях (бездействии) АО «Газпромнефть-Аэро», осуществляющего услуги по обеспечению воздушных судов авиатопливом по самостоятельно установленным тарифам усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

АО «Газпромнефть-Аэро» не состоит в реестре субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, вместе с тем, из анализа материалов дела следует, что Общество оказывает услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом в аэропорту г. Саранска, цены на которые регулируются государством, производя взаиморасчеты на основании установленной расчетным путем стоимости услуг.

АО «Газпромнефть-Аэро» не предпринимает действий, направленных на надлежащее установление тарифов, а определяет их самостоятельно, что может иметь своим результатом ущемление интересов хозяйствующих субъектов – конечных потребителей данных услуг (авиакомпаний).

Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечень документов, предоставляемых для рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах утверждены Приказом ФСТ России №135-т/1 от 24.06.2009 года (далее – Приказ №135-т/1).

Согласно пункту 4 Приказа №135-т/1 рассмотрение вопросов по установлению (изменению) тарифов в ФСТ России осуществляется на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов либо по инициативе ФСТ России.

Предложение должно содержать мотивированное обоснование необходимости рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов. Предложения по рассмотрению вопросов об установлении (изменении) тарифов (далее - предложение) направляются в ФСТ России почтовым отправлением либо нарочным (пункт 5 Приказ №135-т/1).

В случае если инициаторами являются субъекты естественных монополий, к предложению об установлении тарифов прилагаются документы в соответствии с перечнем (пункт 29 Приказа №135-т/1).

Приказом ФСТ России от 13.10.2010 № 481-э утвержден Порядок рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и перечня таких документов» (далее - Порядок № 481-э).

Деятельность АО «Газпромнефть-Аэро» по Услуге подлежит регулированию органом исполнительной власти Республики Мордовия в силу положения абзаца 2 пункта 6 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественной монополии о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 №950.

Кроме того, в материалы дела представлено письмо АО «Газпромнефть-Аэро» (исх. №ЗЮГНА-03/000428 от 07.02.2020 года) содержание которого, подтверждает осведомленность Общества об органе власти, осуществляющего регулирование тарифа за услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом.

С учетом всех изложенных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу, что Общество, в нарушении требований действующего законодательства, применяло тарифы на услуги обеспечения заправки воздушных судов авиационным топливом по цене, рассчитанной самостоятельно.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3.4 статьи 41, статьей 45, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия (бездействие) АО «Газпромнефть-Аэро» по установлению и взиманию с потребителей платы без установленного уполномоченным государственным органом тарифа за услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом в аэропорту г. Саранска, злоупотреблением доминирующем положением и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
  2.  Выдать АО «Газпромнефть-Аэро» обязательное для исполнения предписание.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мордовского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель Комиссии                                                                               <…> 

 

                                                                             

Члены Комиссии                                                                                      <…>

 

                                                                                                                    <…>

 

                                                                                                                    <…>

 

                                                                                                                    <..>

 

 

 

 

 

 

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подсудны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны