Постановление №ДМ/498/24 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 8 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<...> – временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России, антимонопольный орган), рассмотрев протокол от 26.01.2024 г. № 309/24 и материалы дела № 013/04/9.21-799/2023 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Публичного акционерного общества «Россети Волга» (далее – ПАО «Россети Волга») в лице филиала «Мордовэнерго» (далее – ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго», Общество, сетевая организация) (юридический адрес: 410031, Саратовская область, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 42/44; почтовый адрес: 430030, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Васенко, 40 В; ОГРН 1076450006280, ИНН 6450925977, КПП 645001001) по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии:

представителей ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» по доверенности – <...> (доверенность от 25.01.2024 № 03-юр),   (доверенность от 15.08.2022 г. № Д/22-357),

представителя Акционерного общества Технической фирмы «Ватт» по доверенности – <...> (доверенность от 23.01.2024 № 168-17),

(поводом к возбуждению дела послужило заявление Акционерного общества Технической фирмы «Ватт» от 02.10.2023 г. № 25-5567, направленное письмом Саратовского УФАС России от 01.11.2023 г. № 7985/23 (вх. № 5667/23 от 09.11.2023 г.), содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения),

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Мордовского УФАС России поступило заявление Акционерного общества Технической фирмы «Ватт» (далее – АО ТФ «Ватт», Заявитель) от 02.10.2023 г. № 25-5567, направленное письмом Саратовского УФАС России от 01.11.2023 г. № 7985/23 (вх. № 5667/23 от 09.11.2023 г.), о нарушении ПАО «Россети Волга» – «Мордовэнерго» Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее также – Правила № 861), выразившимся в навязывании технически необоснованных условий договора об осуществлении технологического присоединения (увеличения максимальной мощности) по существующим точкам присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям.

В соответствии с частью 2 Постановления Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» Федеральная антимонопольная служба наделена полномочиями по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В силу части 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) к сфере деятельности естественных монополий относится, в том числе оказание услуг по передаче электрической энергии в электроэнергетике.

Субъект естественной монополии согласно статье 3 Закона о естественных монополиях, это хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Основным видом деятельности ПАО «Россети Волга» является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям, то есть ПАО «Россети Волга» является субъектом естественной монополии.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения – это совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Таким образом, совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, лицом, уже подвергнутым административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Ранее ПАО «Россети Волга» привлекалось к административной ответственности за нарушение части 2 статьи 9.21 КоАП.

Постановлением Мордовского УФАС России от 06.10.2023 г. № ЕЛ/3886/23 ПАО «Россети Волга» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении Правил № 861.

Указанное постановление ПАО «Россети Волга» исполнило 18.10.2023 года.

В ходе предварительного анализа имеющихся материалов и данных, представленных АО ТФ «Ватт (вх. № 5667/23 от 09.11.2023 г.), было достаточно для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Определением от 01.12.2023 г. № 4922/23 в отношении ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» было возбуждено дело № 013/04/9.21-799/2023 об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред является потерпевшим.

В связи с поступлением заявления АО ТФ «Ватт» (вх. № 5667/23 от 09.11.2023 г.), в соответствии с которым действия (бездействие) ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» нарушают его права и законные интересы, АО ТФ «Ватт» привлечено к участию в производстве по настоящему административному делу в качестве потерпевшего.

Существо нарушения выразилось в следующем.

Заявителем в адрес ПАО «Россети Волга» – «Мордовэнерго» 30.05.2023 г. было представлено письмо № 06/45-3889 с приложением заявки № МЭ000002042 на увеличение объема максимальной мощности по существующим точкам технологического присоединения (ПС 110кВ Посоп яч.212, яч. 304 на 1850 кВт), расположенным по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, в районе улиц Сураева-Королева, Юрия Святкина (далее – Заявка).

Письмом № МР6/123/301/820 от 02.06.2023 г. Общество сообщило заявителю о приостановлении работ по заявке с указанием на недостающие документы и сведения.

29.06.2023 г. АО ТФ «Ватт» направило в адрес Общества письмо № 06/45-3894 с приложением скорректированной заявки.

Рассмотрев представленные заявителем сведения, ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» письмом от 04.07.2023 г. № МР6/123/303/59 сообщило о повторном приостановлении работ по заявке с указанием на недостающие документы и сведения.

После направления АО ТФ «Ватт» письмом от 27.07.2023 г. № 06/45-3900 скорректированной заявки ПАО «Россети Волга» представило в адрес заявителя проекты договора №2042и/23/2310-001465 (далее также – Договор) и технических условий (исх. от 10.08.2023 г. № МР6/3/1981).

Письмом от 28.08.2023 г. № 06/25-5534 (далее также – Письмо) заявитель сообщил ПАО «Россети» об отказе в подписании договора  в связи с навязыванием ему технически необоснованных условий, в соответствии с которыми существующая максимальная мощность в объеме 0,7783 МВт остается технологически присоединенной к существующим яч. 212 и яч. 304 ПС 110кВ «Посоп», а дополнительная мощность в объеме 1,85 МВт технологически присоединяется к вновь построенным ПАО «Россети Волга» электрическим сетям от новых яч. 112 и яч. 412 ПС 110 кВ «Посоп» со сроком выполнения мероприятий по технологическому присоединению 2 года, стоимость вышеуказанных мероприятий «последней мили» с учетом ставок С1 и С8 согласно условий Договора составляет 37 182 583,05 рублей с НДС 20%.

По мнению АО ТФ «Ватт», согласно заявленным характеристикам и срокам технологического присоединения, указанным в заявке заявителя, технологическое присоединение существующих и проектируемых объектов электросетевого хозяйства по существующим точкам технологического присоединения на ПС 110кВ «Посоп» яч. 212 и яч. 304 с учетом увеличения максимальной мощности с 0,7783 МВт до 2,6283 МВт должно быть осуществлено в срок до декабря 2023 года. С учетом вышеуказанных параметров стоимость технологического присоединения должна составить 43 163,58 рублей с НДС 20%.

В своем письме АО ТФ «Ватт» попросило ПАО «Россети Волга» привести договор в соответствие с заявленными характеристиками и направить новую редакцию проекта договора и технических условий для подписания в адрес АО ТФ «Ватт».

В ответ на письмо заявителя ПАО «Россети Волга» направило ответ от 14.09.2023 г. № МР6/3/2197 о соответствии договора требованиям Правил № 861.

Согласно пояснениям ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» от 06.12.2023 г. № МР/123/3/1734 (вх. № 6367/23 от 06.12.2023 г.) по результатам рассмотрения заявки АО ТФ «Ватт» и исходя из указанных в ней характеристик запрашиваемого присоединения (мощность, напряжение, вид нагрузки), ПАО «Россети Волга» были определены точки присоединения и объем мероприятий, необходимых для выполнения сетевой организацией технологического присоединения энергопринимающих устройств АО ТФ «Ватт», а также в адрес Заявителя был направлен проект договора № 2042и/23/2310-001465 об осуществлении технологического присоединения, предусматривающего в числе мероприятия по строительству ЛЭП 10 кВ от ячейки № 112 РУ 10 кВ ПС 110 кВ «Посоп» до существующих электрических сетей Заявителя, расположенных в границах участка Заявителя, и ЛЭП 10 кВ от ячейки № 412 РУ 10 кВ ПС «Посоп» до существующих электрических сетей Заявителя, расположенных в границах участка Заявителя. Указанные мероприятия были включены в Технические условия к договору и вошли в объём мероприятий, выполняемых сетевой организацией.

Мероприятия, изложенные в пп. 1.1.-1.2. технических условий (строительство ЛЭП 10 кВ от ячейки № 112 РУ 10 кВ ПС 110 кВ «Посоп» до существующих электрических сетей Заявителя и ЛЭП 10 кВ от ячейки № 412 РУ 10 кВ ПС «Посоп» до существующих электрических сетей Заявителя), необходимы для присоединения объекта запрашиваемой мощностью.

Сетевая организация в вышеуказанных пояснениях также указала, что обязательства по определению схемы технологического присоединения и перечня мероприятий, относятся к обязанности и компетенции сетевой организации, выдающей технические условия.

По мнению Общества, указанные мероприятия не включены в инвестиционную программу на очередной период регулирования и предусматривают строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств.

ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» также указало на непредставление Заявителем каких-либо доказательств, подтверждающих возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, к электрическим сетям посредством развития существующей инфраструктуры и установление соответствующей платы за технологическое присоединение.

Кроме того, в своих пояснениях сетевая организация указала на правомерность установления срока технологического присоединения – 2 года в соответствии с пунктом 16 Правил № 861.

По мнению ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго», АО ТФ «Ватт» была подана заявка на технологическое присоединение путем увеличения максимальной мощности на 1 850 кВт (с 778,3 кВт до 2 628,3 кВт), то есть свыше 670 кВт, следовательно, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 2 года со дня заключения договора.

Относительно размера платы за технологическое присоединение Общество указало на произведение расчета  в соответствии с приказом РСТ РМ № 262 от 25.11.2022 г. с применением соответствующих ставок по формуле, утвержденной в приложении 3 к указанному приказу.

Определением об истребовании сведений (информации) по делу № 013/04/9.21-799/2023 об административном правонарушении от 27.12.2023 г. № 5274/23 у Государственного комитета по тарифам Республики Мордовия Мордовским УФАС России была запрошена копия приказа РСТ РМ № 262 от 25.11.2022 г.

Государственный комитет по тарифам Республики Мордовия письмом от 28.12.2023 г. № 07-146 (вх. № 6826/23 от 28.12.2023 г.) представил в антимонопольный орган запрашиваемые сведения.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям установлены Правилами № 861.

Согласно пункту 1 Правил № 861, настоящие правила определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее – энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

В соответствии с пунктом 2  Правил 861 действие настоящих Правил распространяется на случаи увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами № 861. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Пунктом 16 Правил № 861 установлены предельные сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению.

Согласно подпункту «б» пункта 6 заявки АО ТФ «Ватт» максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств составляет 778,3 кВт.

Данный факт также подтвержден актом об осуществлении технологического присоединения от 25.07.2022 г.  № МЭ00000000000000924.

В соответствии с абзацем 10 подпункта «б» пункта 16 Правила № 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 1 год – для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт.

Таким образом, ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» в договоре № 2042и/23/2310-001465 неправомерно установлен срок технологического присоединения  – 2 года.

Согласно пункту 3.1 Договора размер платы за технологическое присоединение установлен в соответствии с Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 25.11.2022 г. № 262 и составляет 37182583 (Тридцать семь миллионов сто восемьдесят две тысячи пятьсот восемьдесят три) рубля 05 копеек, в том числе НДС 20% – 6197097 (шесть миллионов сто девяносто семь тысяч девяносто семь) рублей 18 копеек.

В пункте 4 Приказа РСТ РМ от 25.11.2022 г. № 262 установлены на 2023 год формулы определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, расположенных на территории Республики Мордовия, для заявителей, осуществляющих технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 150 кВт с применением стандартизированных тарифных ставок, установленных пунктом 2 настоящего приказа, согласно приложению 3 к настоящему приказу.

В соответствии со статьей 6 Закона об электроэнергетике одним из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики является соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.

Увеличение мощности энергопринимающих устройств заявителя производится в имеющейся конфигурации технологического присоединения (уровень напряжения, точки присоединения и т.д.), отраженной в акте о технологическом присоединении.

Иное означало бы, что, определяя схему технологического присоединения при заключении договора об увеличении максимальной мощности энергопринимающих устройств, сетевая организация обладала бы возможностью самостоятельно изменить уровень напряжения подключенных энергопринимающих устройств, тем самым установив заведомо невыгодные для заявителя условия технологического присоединения, что нарушило бы принцип баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, предусмотренный статьей 6 Закона об электроэнергетике.

Таким образом, сетевая организация, определяя мероприятия по осуществлению технологического присоединения (увеличение мощности) обязана соблюдать принцип баланса экономических интересов и разработать технические условия с учетом минимальных экономических издержек и потребностей заявителя.

В соответствии с пунктом 28 Правил № 861 критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:

а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также неухудшение условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства;

б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;

в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя;

г) обеспечение в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя допустимых параметров электроэнергетического режима энергосистемы, в том числе с учетом нормативных возмущений, определяемых в соответствии с методическими указаниями по устойчивости энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе.

Согласно пункту 29 Правил № 861 в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 Правил № 861 критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.

В силу пункта 30 Правил № 861, в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном Правилами, с учетом особенностей, установленных разделом III Правил № 861.

Заявка АО ТФ «Ватт» предусматривает осуществление технологического присоединения по индивидуальному проекту.

В соответствии с пунктом 30.1 Правил № 861 в случае если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 Правил № 861 инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

Вместе с тем материалами дела не установлено доказательств направления ПАО «Россети Волга» в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявления об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в отношении АО ТФ «Ватт».

При этом в соответствии с частью 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике состав расходов на проведение мероприятий по технологическому присоединению, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Частью 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике установлено, что с 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства – от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Согласно пункту 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования), в размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения, указанных в подпунктах «г» и «д» пункта 7 и подпунктах «а» и «д» пункта 18 Правил № 861, расходов на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) и расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства – от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, а в случае технологического присоединения генерирующих объектов к объектам электросетевого хозяйства, соответствующим критериям отнесения к единой национальной (общероссийской) электрической сети, – также инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Кроме того, пунктом 87 Основ ценообразования установлено, что не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства – от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Указанные требования не применяются в случае технологического присоединения генерирующих объектов к объектам электросетевого хозяйства, соответствующим критериям отнесения к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Из системного толкования указанных норм (положения статьи 23.2 Закона об электроэнергетике), с учетом норм Основ ценообразования, следует, что любые мероприятия, осуществляемые на существующих объектах электросетевого хозяйства, действующим законодательством отнесены к мероприятиям, связанным с развитием (усилением) существующей инфраструктуры (аналогичная позиция представлена в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.09.2015 по делу № А37-1989/2014).

Расходы, связанные с такой реконструкцией в силу норм статьи 23.2 Закона об электроэнергетике относятся к инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, при этом фактическое отсутствие данных затрат в инвестиционной программе сетевой организации, не изменяет статуса этих затрат как «инвестиционной составляющей», поскольку в таком случае сетевая организация в произвольном порядке может изменять состав расходов перенося их либо в состав платы за технологическое присоединение, либо в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии, что не соответствовало бы вышеуказанным нормам.

Таким образом, при увеличении максимальной мощности уже ранее присоединенных энергопринимающих устройств (вне зависимости от определенных сетевой организацией технических решений, исходя из которых увеличение максимальной мощности энергопринимающих устройств может осуществляться путем реконструкции имеющихся объектов электросетевого хозяйства или строительства новых объектов электросетевого хозяйства) расходы на строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства не включаются в плату за технологическое присоединение к электрическим сетям (в том числе при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту) и учитываются при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (до 01.07.2024).

Вместе с тем согласно абзацу 28 пункта 17 Правил № 861 включение в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства – от существующих объектов электросетевого хозяйства до границы участка заявителя, не допускается, за исключением случаев технологического присоединения генерирующих объектов к объектам электросетевого хозяйства, соответствующим критериям отнесения к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Учитывая, что размер платы за технологическое присоединение является одним из существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения (пункт 16 Правил), направление сетевой организацией оферты договора, в котором плата за технологическое присоединение рассчитана не в соответствии с вышеупомянутыми нормами законодательства, свидетельствует о нарушении Правил № 861, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП.

Однако Обществом в размер платы за технологическое присоединение по договору включены затраты, связанные с развитием существующей инфраструктуры.

Исходя из изложенного, в действиях ПАО «Россети Волга» усматривается нарушение пункта 17 Правил № 861 в результате включения в размер платы за технологическое присоединение по договору затрат, связанных с развитием существующей инфраструктуры.

Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих. Основанием для освобождения ПАО «Россети Волга» от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств ПАО «Россети Волга» не представлено.

Вместе с тем, являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, ПАО «Россети Волга» должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований. Действующее законодательство возлагает именно на сетевую организацию обязанность по соблюдению Правил № 861.

ПАО «Россети Волга» документально не подтвердило наличие чрезвычайных обстоятельств, не позволивших выполнить требования Правил № 861, а также то, что им были предприняты все необходимые и возможные меры к неукоснительному и точному исполнению требований законодательства Российской Федерации.

Таким образом, ПАО «Россети Волга» нарушены:

– подпункт «б» пункта 16 Правил № 861 путём указания в Договоре неверного срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению (2 года вместо 1 года).

– пункт 17 Правил № 861 путем включения в размер платы за технологическое присоединение по договору затрат, связанных с развитием существующей инфраструктуры.

Часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ признает административным правонарушением противоправное, виновное действие, бездействие физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

В силу части 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

С учетом установленных обстоятельств, действия ПАО «Россети Волга» образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Время совершения административного правонарушения – 10.08.2023 г. (дата направления в адрес АО ТФ «Ватт» Договора с нарушением подпункта «б» пункта 16 и пункта 17 Правил № 861).

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение Правил № 861, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Учитывая изложенное, срок давности привлечения ПАО «Россети Волга» к административной ответственности на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Местом совершения административного правонарушения является место нахождения ПАО «Россети Волга» – Саратовская область, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 42/44.

Согласно части 2 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Как разъяснено в абзаце 27 пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», по делам, перечисленным в частях 1.1, 2, 3, 5 и 6 статьи 29.5 КоАП РФ, установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Потерпевшим лицом является АО ТФ «Ватт».

Учитывая изложенное, в действиях ПАО «Россети Волга» присутствует событие административного правонарушения, предусмотренное частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения ПАО «Россети Волга» подтверждается материалами рассматриваемого административного дела.

При рассмотрении дела должностным лицом дополнительно исследован вопрос о возможности применения в отношении ПАО «Россети Волга» статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005 года № 5, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является формальным, то есть существенная угроза охраняемым общественным отношениям по указанному правонарушению заключается в пренебрежительном отношении ПАО «Россети Волга» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Вместе с тем квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение положений о малозначительности должно быть мотивировано.

При таких обстоятельствах основания для освобождения ПАО «Россети Волга» от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения отсутствуют.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания  юридическому лицу, учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Во исполнение определения Мордовского УФАС России о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 013/04/9.21-420/2023 от 26.01.2024 г. № ДМ/310/24 ПАО «Россети Волга»-«Мордовэнерго» письмом от 31.01.2024 г. № МР6/123/3/195 (вх. № 454/24 от 31.01.2024 г.) были представлены копии бухгалтерского баланса на 30.09.2023 г., отчета о финансовых результатах за январь-сентябрь 2023 г. и выписки операций по лицевому счету.

Проанализировав представленную информацию, должностным лицом Мордовского УФАС России установлено, что деятельность ПАО «Россети Волга» за 2023 год не является убыточной.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ПАО «Россети Волга» в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, признается оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.

С учетом всестороннего и полного исследования всех обстоятельств дела, при наличии смягчающего и отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств, руководствуясь статьей 2.1, частями 3.2, 3.3 статьи 4.1, 4.2, частью 2 статьи 9.21, статьями 23.48, 29.9, 29.10, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать Публичное акционерное общество «Россети Волга» (юридический адрес: 410031, Саратовская область, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 42/44; почтовый адрес: 430030, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Васенко, 40 В; ОГРН 1076450006280, ИНН 6450925977, КПП 645001001)  виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

2. Назначить Публичному акционерному обществу «Россети Волга» наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 (шестисот тысяч) рублей.

Сумму штрафа необходимо перечислить на счёт казначейства.

Получатель: ИНН 1326136739 КПП 132601001 л/с 04091091570 УФК по Республике Мордовия (Мордовское УФАС России) код администратора доходов 16111601091010021140, ОКТМО 63701000; Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ–НБ РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ БАНКА РОССИИ//УФК по Республике Мордовия, г Саранск, БИК 018952501; Кор. счёт 40102810345370000076; Расчетный счет 03100643000000010900, УИН 16100500000001873107.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 - 1.3-3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы штрафов, установленных КоАП РФ, подлежат зачислению в федеральный бюджет.

Назначение платежа: административный штраф по делу об административном правонарушении № 013/04/9.21-799/2023.

В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Срок предъявления постановления к исполнению – 2 года.

 

 

 

 

 

Врио руководителя управления                                                                                <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны