Постановление №283 Постановление о наложении штрафа по делу № 013/04/14.3-194/2... от 4 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 013/04/14.3-194/2021

об административном правонарушении 

04 июня 2020 года                                                                       г. Саранск, проспект Ленина, 14

Временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) <...>, рассмотрев протокол об административном правонарушении № 64 от 14.05.2021г. и материалы дела № 013/04/14.3-194/2021 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Публичного акционерного общества «Ростелеком» <...>,

УСТАНОВИЛ:

В Мордовское УФАС России из Федеральной антимонопольной службы поступило электронное обращение гр. Ю<...>, сообщившего антимонопольному органу о факте дозвона 09.02.2021 в 15:52  с номера <...> (оператор связи Ростелеком) на абонентский номер <...> (оператор связи МегаФон), посредством которого до сведения абонента без его предварительного согласия доведена информация рекламного характера «…Здравствуйте, меня зовут <...>, Компания ОнЛайн-Ростелеком, и дело в том, что наша Компания сейчас всем новым абонентам предоставляет домашний Интернет и телевидение на специальных условиях со скидкой до 50%. И сразу я хотела бы уточнить, а у Вас домашний Интернет от какой компании?..», во время которого абонент, ответивший на звонок, вступил в диалог со звонившим, что подтверждается приложенной к обращению телефонной аудиозаписью (продолжительностью 1 минута 04 секунды). Тем самым, Федеральная антимонопольная служба поручила рассмотреть обстоятельства распространения такой рекламы Мордовскому УФАС России.

Поступившие данные послужили поводом для вынесения определения Мордовского УФАС России от 14.04.2021 № 249 о возбуждении дела об административном правонарушении № 013/04/14.3-194/2021 и проведении административного расследования.

В соответствии с частью 4 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное расследование проведено по месту выявления административного правонарушения.

По окончании административного расследования в отношении юридического лица - ПАО «Ростелеком» составлен протокол об административном правонарушении № 64 от 14.05.2021г., согласно которому в действиях названного Общества, допустившего посредством использования подвижной радиотелефонной связи распространение рекламы с нарушением требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», присутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельства, послужившие поводом для возбуждения административного производства по делу № 013/04/14.3-194/2021, также стали поводом для возбуждения производства по делу № 013/05/18-94/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по результатам рассмотрения которого принято решение Комиссии Мордовского УФАС России от 13.05.2021 № 239 о признании ненадлежащей рекламы услуг домашнего Интернета и телевидения на специальных условиях со скидкой до 50% от Компании ОнЛайн-Ростелеком, распространенной по сети подвижной радиотелефонной связи в г. Москва 09.02.2021 в 15:52 с применением дозванивания с номера <...> (Ростелеком) на номер <...> (МегаФон), выделенный в пользование абоненту Ю<...>, без предварительного согласия абонента на получение такой рекламы, что нарушает требования части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Поскольку в рамках настоящего административного производства, по которому проведено административное расследование, и производства по делу по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе рассматриваются обстоятельства распространения одной и той же ненадлежащей рекламы одними и теми же лицами, материалы дела № 013/05/18-94/2021 и принятое решение Комиссии Мордовского УФАС России от 13.05.2021 № 239 по делу № 013/05/18-94/2021 учитываются в качестве доказательств при рассмотрении дела № 013/04/14.3-194/2021 об административном правонарушении.

В силу части 1 статьи 26.2 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится данное дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

В силу части 2 статьи 26.2 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации, эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Протокол об административном правонарушении № 64 от 14.05.2021г. составлен в отсутствии законного представителя ПАО «Ростелеком», надлежащим образом извещенного о составлении такого протокола, и в присутствии <...>, представляющей интересы ПАО «Ростелеком» по доверенности <...>, которой вручены под расписку копии составленного протокола об административном правонарушении № 64 от 14.05.2021г. и определения Мордовского УФАС России от 14.05.2021 № 341 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении. Также копии протокола об административном правонарушении № 64 от 14.05.2021г. и определения Мордовского УФАС России от 14.05.2021 № 341 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении направлены заказным письмом через Почту России по юридическому и фактическому адресу ПАО «Ростелеком» <...> в установленные сроки, и вручены адресату по юридическому адресу 28.05.2021, по фактическому адресу 01.06.2021.

Содержание протокола об административном правонарушении № 64 от 14.05.2021г., составленного уполномоченным должностным лицом территориального антимонопольного органа, соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каких-либо нарушений при его составлении не выявлено.

Статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса.

Согласно нормам части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе исчисляется сроком в один год.

На момент составления и рассмотрения протокола об административном правонарушении № 64 от 14.05.2021г. срок исковой давности еще не истек.

В соответствии с частью 2 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, по которому проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

С учетом изложенного, протокол об административном правонарушении № 64 от 14.05.2021г. рассматривает временно исполняющий обязанности руководителя Мордовского УФАС России <...> по месту нахождения органа, проводившего административное расследование, в порядке статьи 25.15, части 2 статьи 29.5, статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отсутствии потерпевшего гр. Ю<...>, в своем электронном обращении <...> выразившим согласие о рассмотрении административного производства в его отсутствие, а также в отсутствии законного представителя ПАО «Ростелеком», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещенных о рассмотрении такого протокола в установленном порядке, и в присутствии <...>, представляющей интересы ПАО «Ростелеком» по доверенности <...>.

При проведении административного расследования получены необходимые и достаточные документы и сведения, аналогичные поступившим в рамках рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, подтверждающие обстоятельства совершения административного правонарушения, которое выразилось в следующем.

09 февраля 2021 года в 15:52 на абонентский номер <...> гр. Ю<...> поступил телефонный звонок с номера <...>, посредством которого до сведения абонента без его предварительного согласия доведена информация рекламного характера. Из аудиозаписи телефонного разговора (продолжительностью 1 минута 04 секунды), предоставленной антимонопольному органу гр. Ю<...>, следует, что звонивший довёл до сведения ответившего на звонок абонента следующую информацию:

«- Алле.

- Здравствуйте! Меня зовут <...>, Компания Онлайн-Ростелеком, и дело в том, что наша Компания сейчас всем новым абонентам предоставляет домашний интернет и телевидение на специальных условиях со скидкой до пятидесяти процентов. И сразу я хотела бы уточнить, а у Вас домашний интернет от какой Компании?

- Почему вы рекламируете свои услуги? Я Вам разрешения на рекламу не давал.

- Не услышала. От какой Компании у Вас домашний интернет подключен?

- Я спрашиваю, почему вы мне рекламу шлёте?

- Повторите, пожалуйста, какой у Вас провайдер?

- Зачем вы мне рекламируете услуги свои?

- Понимаю Вас, и вместе с тем, давайте подробнее расскажем про наши условия. Сравните с теми, что у Вас сейчас есть, и потом уже примете решение. Хорошо?

- Вы понимаете, что Вы нарушаете закон о рекламе?

- Хорошо, я тогда не буду Вас отвлекать. Всего хорошего. До свидания.».

Доведенная до сведения пользователя абонентского номера <...> информация с предложением от Компании ОнЛайн-Ростелеком услуг домашнего Интернета и телевидения на специальных условиях со скидкой до 50% носит обобщенный характер и поэтому представляет интерес для неопределенного круга лиц, тем самым сообщаемая информация о предлагаемых услугах формирует к ним интерес и способствует их продвижению на рынке, в связи с чем такая информация по всем признакам соответствует понятию рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемом случае объектом рекламирования являются услуги домашнего Интернета и телевидения на специальных условиях со скидкой до 50% от Компании ОнЛайн-Ростелеком.

Рассматриваемая реклама распространена 09.02.2021 в 15:52 посредством телефонного звонка с номера <...> на абонентский номер <...>, находящийся в пользовании у гр. Ю<...>, который в направленном им в антимонопольный орган электронном обращении <...> утверждает, что такая реклама поступила без его предварительного согласия.

Согласно Реестру Российской системы нумерации, номер <...> входит в систему нумерации оператора связи ПАО «Ростелеком», номер <...> - оператора связи ПАО «МегаФон».

ПАО «МегаФон» в своем письме <...> подтвердило, что сертифицированной информационно-биллинговой системой ПАО «МегаФон» зафиксировано телефонное соединение 09.02.2021 в 15-51 с абонентского номера <...> на абонентский номер <...>, а также сообщило, что абонентский номер <...>, на который был совершён такой звонок, выделен Ю<...> на основании договора об оказании услуг радиотелефонной связи с приложением такого договора.

ПАО «Ростелеком» с письмом <...> предоставило детализацию, подтверждающую телефонное соединение 09.02.2021 в 15:51:35 номера <...> с набранным абонентским номером  <...> длительностью вызова 64 секунды.

Приведенные данные подтверждают заявленный дозвон 09.02.2021 в 15:52 с номера <...> (Ростелеком) на номер <...> (МегаФон).

Распространение рассматриваемой рекламы по сетям электросвязи должно осуществляться с соблюдением специальных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Из обращения гр. Ю<...> следует, что рассматриваемая реклама распространена путем дозвона на принадлежащий ему телефон без его предварительного согласия и является для него нежелательной.

Прослушивание предоставленной гр. Ю<...> аудиозаписи с рассматриваемой рекламой показывает, что при совершении телефонного дозвона осуществлялось непосредственное общение звонившей, представившейся <...>, с абонентом номера <...>, ответившим на входящий вызов с номера <...>, при том, что в ходе телефонного контакта звонившая <...> не информировала абонента номера <...> о рекламной цели звонка и у абонента не испрашивалось согласие на получение рекламы, а ею настойчиво и направленно привлекалось внимание ответившего на звонок абонента к рекламному предложению услуг домашнего Интернета и телевидения от Компании ОнЛайн-Ростелеком на специальных условиях со скидкой до 50%, несмотря на то, что ответивший на входящий вызов абонент в процессе телефонного общения довёл до сведения звонившей информацию о том, что разрешения на рекламный звонок не давал, и при этом выразил своё неудовольствие поступившим звонком.

В рассматриваемом случае реклама услуг домашнего Интернета и телевидения от провайдера - Компании ОнЛайн-Ростелеком предлагаются под брендом оператора связи Ростелеком и абонентский номер <...>, с которого осуществлен рекламный звонок, также принадлежит оператору связи Ростелеком.

ПАО «Ростелеком» (оператор связи Ростелеком) с письмом <...> предоставило письменные объяснения с приложением соответствующих документов, дополненные письмом <...>, а также письмом <...>, из которых следует, что распространение рассматриваемой рекламы осуществлено на основании Агентского договора <...>, заключенного между ПАО «Ростелеком» и ИП C<...>, в рамках проводимой ПАО «Ростелеком» Директ-маркетинговой кампании, обеспеченной силами  ИП C <...>, которому для исполнения такого договора выделен номер <...> (Ростелеком).

Аналогичная позиция изложена в письме ПАО «Ростелеком» <...> в виде пояснений по делу об административном правонарушении № 013/04/14.3-194/2021 <...>, дополненным письмом ПАО «Ростелеком» <...>, к которому приложены соответствующие документы и сведения.

Со стороны ИП C<...> поступило письмо <...>, в котором подтверждаются его договорные отношения с ПАО «Ростелеком» по Агентскому договору<...>, использование абонентского номера <...> для оказания агентских услуг по такому договору, а также даны пояснения о том, что при осуществлении звонка абоненту задается вопрос о согласии прослушать информацию рекламного характера, и в случае, если абонент не выразил явного согласия, в его адрес распространение рекламы не производится.

Согласно Агентскому договору <...>, подписанному сторонами <...>, что следует из п.2.4 такого договора, ИП С<...> (Исполнитель) обязуется за вознаграждение по поручению от имени и за счет ПАО «Ростелеком» (Заказчик) совершать следующие действия: в соответствии с Техническим Заданием Исполнитель обязуется организовать и провести в целях продаж (допродаж) услуг связи действующим и потенциальным Абонентам ПАО «Ростелеком» Директ-маркетинговые кампании, которые проводятся в соответствии с Заявками, формируемыми Заказчиком письменно и направляемыми Исполнителю (п.п.2.1, 2.2, 2.2.2). При этом Агентский договор <...> не является договором на оказание услуг связи, а направлен на организацию и проведение Директ-маркетинговой (рекламной) кампании. В Техническом Задании, являющемся Приложением № 1 к такому договору, определен порядок выполнения поручений, из раздела 1 которого следует, что выполнение поручений по проведению Директ-маркетинговой кампании представляет собой комплекс мероприятий Исполнителя, в состав которого входит проведение исходящего обзвона действующим и потенциальным клиентам ПАО «Ростелеком» по всем субъектам Российской Федерации на сотовые номера и номера фиксированной связи с ежемесячным общим объемом контактов не менее 200000, средним временем одного контакта 3 минуты, для осуществления которого ПАО «Ростелеком» предоставляет сценарий обзвона. Из Сценария для продажи продуктов ПАО «Ростелеком» для категории клиентов -  потенциальные клиенты, проживающие в г. Москва и Московской области, следует, что на начальном этапе общения предусмотрена установка контакта «Здравствуйте! Меня зовут <...>. Подскажите, я назову компанию и озвучу предложение это займет не более минуты, хорошо? Если – Да Переходим в блок № 2 – Выявление потребности Если – Нет Переходим в блок № 7 – Завершение диалога на первом этапе».

Сложившиеся договорные отношения свидетельствуют о том, что заказчиком рекламного исходящего обзвона является ПАО «Ростелеком», а исполнителем – ИП С<...>, которому ПАО «Ростелеком» предоставило принадлежащий его системе нумерации абонентский номер <...> для проведения такого обзвона среди потенциальных клиентов, проживающих в г. Москва и Московской области, и каждая сторона по договору была осведомлена о рекламной цели использования сетей электросвязи.

В данном случае существенным является то, что ПАО «Ростелеком», предоставляющее технические (коммуникационные) возможности своей сети связи, является неотъемлемой стороной правоотношений, складывающихся в процессе рекламного исходящего обзвона, отсутствие которого сделало бы распространение рассматриваемой рекламы невозможным, в связи с чем следует признать, что ПАО «Ростелеком» (Ростелеком) выступило в качестве рекламодателя, заинтересованного в распространении рекламы, и рекламораспространителя, осуществляющего фактическое управление деятельности агента ИП С<...> по распространению рекламы и предоставляющего сети электросвязи для распространения рекламы.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено следующее.

Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.

Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.

Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

В рассматриваемом случае под абонентом надлежит понимать гр. Ю<...>, проживающего в г. Москва, и сообщившего антимонопольному органу о том, что он не давал согласия на получение вышеприведенного рекламного звонка.

ПАО «Ростелеком» не предоставило доказательств того, что до начала телефонного обзвона им было получено предварительное согласие абонента номера <...> (МегаФон) на получение рассматриваемой рекламы. Таких доказательств не поступало и со стороны его агента - ИП С<...>.

Специфика требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» заключается в том, что при использовании, в частности, телефонной связи взаимодействие рекламораспространителя с получателем рекламы допускается только после того, как предварительное согласие на получение рекламы уже имеется, не иначе.

Согласно пункту 2 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 № 1342, под телефонным соединением понимается установленное в результате вызова взаимодействие между средствами связи, позволяющее абоненту и (или) пользователю услуг телефонной связи передавать и (или) принимать голосовую и (или) неголосовую информацию.

Учитывая изложенное и исходя из требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», следует признать, что моментом начала распространения посредством телефонного звонка рекламной информации является момент телефонного соединения, позволивший передавать голосовую информацию.

Обязанность рекламораспространителя предварительно получить согласие абонента на доведение до его сведения рекламы предполагает совершение им таких действий до начала распространения рекламы по сетям электросвязи, то есть в данном случае до поступления телефонного звонка на абонентский номер <...> (МегаФон).

Именно при соблюдении такого условия в полной мере реализуется законодательная цель оградить абонентов от нежелательных рекламных звонков, а не только от дальнейшего прослушивания рекламной информации после выражения отказа.

Более того, распространение рекламной информации посредством сетей электросвязи, в том числе с использованием телефонного обзвона, предполагает со стороны рекламораспространителя определение (идентификацию) абонентов, которые выразили волеизъявление на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя и которым допустимо совершение телефонного звонка.

Отсутствие идентификационных данных об абоненте, которому осуществляется телефонный дозвон, не позволяет лицу, осуществляющему распространение рекламы, удостовериться в том, что собеседником в телефонном разговоре является надлежащий пользователь телефонного номера, а не какое-либо иное лицо, а равно, что абонент номера желал поступление такого телефонного звонка.

Предоставленный ПАО «Ростелеком» Сценарий для продажи продуктов ПАО «Ростелеком» является свидетельством того, что сторонами Агентского договора <...> абоненты не конкретизировались, а лишь очерчен общий критерий -  потенциальные клиенты, проживающие в г. Москва и Московской области, то есть любые абоненты на территории столичного региона, при том, что запрос согласия на прослушивание рекламного предложения на начальном этапе общения, предусмотренный таким сценарием, не может быть расценен как наличие надлежащего предварительного согласия на получение рекламного телефонного звонка.

Тем самым в рассматриваемом случае у ПАО «Ростелеком» отсутствует предварительное согласие абонента номера <...> (МегаФон) на получение рассматриваемой рекламы от Ростелеком.

Следовательно, распространение по сети электросвязи рекламы услуг домашнего Интренета и телевидения на специальных условиях со скидкой до 50% от Компании ОнЛайн-Ростелеком, осуществленное в г. Москва 09.02.2021 в 15:52 с применением дозванивания с номера <...> (Ростелеком) на номер <...> (МегаФон) абонента Ю<...> без предварительного согласия абонента на получение такой рекламы, нарушает требования части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» и поэтому является ненадлежащей рекламой.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 настоящего Федерального закона.

В рассматриваемом случае распространение ненадлежащей рекламы опосредовано и выражено действиями рекламораспространителя – ПАО «Ростелеком» <...>, одновременно выступившего рекламодателем, которое в силу сложившихся договорных обязательств выступило инициатором исходящего обзвона и было осведомлено о цели использования его услуг при проведении такого обзвона, и при этом имело и правовую, и реальную возможность выполнить обязанность по соблюдению требований законодательства о рекламе, однако не проявило разумной заботливости и осмотрительности по соблюдению требований, установленных частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», следствием чего стало распространение ненадлежащей рекламы, за что предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Исследовав и оценив обстоятельства настоящего дела в их совокупности, уполномоченное должностное лицо территориального антимонопольного органа пришло к следующим выводам.

Представитель ПАО «Ростелеком» <...> в составленном протоколе об административном правонарушении № 64 от 14.05.2021г. сделала отметку, что ПАО «Ростелеком» не согласно с возбуждением настоящего административного производства, поскольку на дату составления такого протокола решение Комиссии Мордовского УФАС России от 13.05.2021 № 239 по делу № 013/05/18-94/2021 не вступило в законную силу, в связи с чем событие административного правонарушения не может быть установлено, а также указала, что в действиях ПАО «Ростелеком» отсутствует вина в совершении административного правонарушения, так как телефонный звонок был совершён работником ИП С<...>, а не работниками ПАО «Ростелеком», в связи с чем ПАО «Ростелеком» не может быть субъектом данного административного правонарушения.

Уполномоченное должностное лицо территориального антимонопольного органа  отмечает, что нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривают для возбуждения административного производства такого повода, как вступление в законную силу решения комиссии антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей, а также отклоняет доводы представителя ПАО «Ростелеком» <...> об отсутствии вины со стороны ПАО «Ростелеком», считая их ошибочными и не соответствующими фактически установленным обстоятельствам.

В рассматриваемом случае объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в области рекламы.

Объективная сторона административного правонарушения заключается в нарушении части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», выраженном в распространении по сетям электросвязи рассматриваемой рекламы услуг домашнего Интренета и телевидения на специальных условиях со скидкой до 50% от Компании ОнЛайн-Ростелеком путем дозвона с номера <...> (Ростелеком) на абонентский номер <...> (МегаФон) Ю<...> без предварительного согласия абонента на получение такой рекламы.

Субъектом правонарушения в данном случае является юридическое лицо –рекламораспространитель ПАО «Ростелеком» <...>, одновременно выступившее рекламодателем.

Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Юридическое лицо - ПАО «Ростелеком», выступая в качестве рекламодателя и рекламораспространителя, при реализации своей воли по предоставлению технических (коммуникационных) возможности своей сети связи с целью распространения рассматриваемой рекламы обязано было руководствоваться требованиями части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», и при этом имело возможность организовать фактическое управление деятельности агента ИП С<...> таким образом, чтобы заблаговременно идентифицировать круг лиц, выразивших предварительное согласие на получение рекламы от Ростелеком, либо, при отсутствии таковых, не поручать своему агенту пользоваться номером <...> (Ростелеком) для проведения от имени, в интересах и за счет Ростелеком исходящего рекламного обзвона. Однако ПАО «Ростелеком» не проявило необходимой заботливости и осмотрительности для выполнения возлагаемых на него Законом обязанностей, и ПАО «Ростелеком» не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных Законом требований, тем самым ПАО «Ростелеком» пренебрежительно отнеслось к исполнению своих обязанностей соблюдать требования законодательства о рекламе, вследствие чего распространило в сеть подвижной радиотелефонной связи ненадлежащую рекламу услуг домашнего Интренета и телевидения на специальных условиях со скидкой до 50% от Компании ОнЛайн-Ростелеком без предварительного согласия абонента на получение такой рекламы, чем нарушило информационное право потребителей рекламы, и такими незаконными действиями посягнуло на установленный, регламентированный государством, порядок распространения рекламы, создав тем самым существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание существенность угрозы охраняемым общественным отношениям и учитывая отсутствие исключительности рассматриваемого случая, оснований для признания малозначительным совершённого правонарушения не усматривается.

Таким образом, по вине рекламодателя и рекламораспространителя – ПАО «Ростелеком» <...> по сети электросвязи распространена ненадлежащая реклама услуг домашнего Интренета и телевидения на специальных условиях со скидкой до 50% от Компании ОнЛайн-Ростелеком, осуществленная в г. Москва 09.02.2021 в 15:52 с применением дозванивания с номера <...> (Ростелеком) на номер <...> (МегаФон) абонента Ю<...> без предварительного согласия абонента на получение такой рекламы, что нарушает требования части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», и за что предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Временем и местом совершения административного правонарушения является 09 февраля 2021 года в 15:52, г. Москва.

В процессе настоящего административного производства не установлено фактов привлечения в течение 2020 года и за истекший период 2021 года юридического лица - ПАО «Ростелеком» к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства. При этом ПАО «Ростелеком» своим письмом <...> уведомило антимонопольный орган от внесении номера <...> в «черный список», что автоматически исключает распространение в адрес абонента такого номера рекламы, в том числе путем дозванивания.

 Данные обстоятельства, с учетом положений статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимаются как обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

ПАО «Ростелеком» <...> по состоянию на 04 июня 2021 года не значится в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (находится в открытом доступе на сайте Федеральной налоговой службы https://rmsp.nalog.ru/search.html, распечатка принт-скрина имеется в материалах дела). Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Соответственно, к ПАО «Ростелеком» не применимы положения части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассмотренные обстоятельства указывают на виновность ПАО «Ростелеком» в совершении действия, содержащего состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - распространение рекламы по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента на получение такой рекламы, чем нарушены требования части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

При установленных обстоятельствах имеются все основания применить к ПАО «Ростелеком» <...> минимальную санкцию, предусмотренную частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно, административный штраф в размере сто тысяч рублей (минимальное значение штрафной санкции), что будет отвечать принципам соразмерности и справедливости наказания, соответствующим характеру совершённого административного правонарушения, и при этом позволит достичь предупредительные цели, установленные частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обеспечить соответствующую защиту охраняемым Законом государственным и общественным интересам.

Руководствуясь частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», а также частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать юридическое лицо – Публичное акционерное общество «Ростелеком» <...> нарушившим часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку им не соблюдены требования части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

2. Применить к юридическому лицу – Публичному акционерному обществу «Ростелеком» <...> меры административной ответственности по санкции части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере сто тысяч (100000) рублей.

Сумму штрафа необходимо перечислить на счет казначейства:

Получатель: <...>; Назначение платежа: Денежные взыскания (штрафы) по постановлению Мордовского УФАС России от 04.06.2021 № 283 о наложении штрафа по делу № 013/04/14.3-194/2021 об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей должностное лицо, вынесшее постановление, направляет в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а также составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Временно исполняющий обязанности

руководителя Управления                                                        <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны