Заключение №ЕЛ/2118/24 Заключение от 30 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА №013/01/17.1-609/2023

«30» мая 2024 г.                                                                                                      г. Саранск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

<...> – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия;

Члены комиссии:

<...> – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия,

<...> – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия,

<...> – ведущий специалист-эксперт инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия,

<...> –специалист-эксперт инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия,

рассмотрев дело №013/01/17.1-609/2023 по признакам нарушения Профессиональным образовательным учреждением «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (430006, г. Саранск, ул. Энергетическая, д. 28, ИНН 1328045572) части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступило заявление физического лица <...> (вх. № 3006/23 от 22.06.2023 г.) (далее – Заявитель) по факту предоставления   различных условий заключения договоров субаренды автодрома.

По результатам рассмотрения заявления физического лица <...> (вх. № 3006/23 от 22.06.2023 г.) в действиях Профессионального образовательного учреждения «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» установлены признаки нарушения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

21.09.2023 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия издан приказ №201/23 о возбуждении дела № 013/01/17.1-609/2023 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Профессиональным образовательным учреждением «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Определением №ЕЛ/3792/23 от 02.10.2023 г.  о назначении дела №013/01/17.1-609/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению в качестве ответчика привлечено Профессиональное образовательное учреждение «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», в качестве заявителя привлечен <...> , в качестве заинтересованных лиц привлечены - Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, ООО «Автошкола Джек Саранск», ООО «Мастер Профи», ООО «Прайд 13». Рассмотрение дела №013/01/17.1-609/2023 назначено на 16 октября 2023 года. Кроме того, у Профессионального образовательного учреждения «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, ООО «Автошкола Джек Саранск», ООО «Мастер Профи», ООО «Прайд 13» были запрошены необходимые для рассмотрения дела сведения.

13.10.2023 года от ООО «Автошкола Джек Саранск» поступили запрошенные документы и письменные пояснения (вх. №5082-ЭП/23 от 13.10.2023 г.).

Согласно представленным сведениям (вх. №5082-ЭП/23 от 13.10.2023 г.) между ООО «Автошкола Джек Саранск» и Профессиональным образовательным учреждением «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» были заключены договоры субаренды в 2019-2021 г.  

Рассмотрев представленные сведения, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, Комиссия Мордовского УФАС России приняла решение об отложении рассмотрения дела. 

Определением №ЕЛ/4053/23 от 16.10.2023 г. об отложении дела №013/01/17.1-609/2023 рассмотрение дела было отложено на 07.11.2023 г. Кроме того, у Профессионального образовательного учреждения «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, ООО «Мастер Профи», ООО «Прайд 13» были запрошены необходимые для рассмотрения дела сведения.

30.10.2023 года от ООО «Мастер Профи» поступили запрошенные документы и письменные пояснения (вх. №5435/23 от 30.10.2023 г.).

Согласно письменным пояснениям (вх. №5435/23 от 30.10.2023 г.) 24 февраля 2022 г. ООО «Мастер Профи» заключило с Профессиональным образовательным учреждением «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» договор субаренды автодрома, иной информации представить не могут.

07.11.2023 года от Профессионального образовательного учреждения «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» поступили запрошенные документы и письменные пояснения (вх. №5607-ЭП/23 от 07.11.2023 г.).

Согласно письменным пояснениям (вх. №5607-ЭП23 от 07.11.2023 г.) Профессиональное образовательное учреждение «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» согласно пункту 3.2.10 договора аренды №2887 от 27 декабря 2018 г. получено письменное согласие Министерства земельных и имущественных отношений Республики Мордовия от 09.06.2023 г. №1714 на сдачу автодрома в субаренду. Дополнительно пояснило, что в пункте 1.1 Устава прописано, что организация является социально ориентированной унитарной некоммерческой организацией и согласно пункту 4 Федерального закона от 06.12.2011 г. №401-ФЗ и пункту 6 Федерального закона от 05.04.2010 г. №405-ФЗ не нужно проводить конкурс или аукцион для дальнейшей передачи в субаренду в целях образовательной деятельности.

07.11.2023 года от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Мордовия поступили запрошенные документы и письменные пояснения (вх. №5613/23 от 07.11.2023 г.).

Согласно письменным пояснениям (вх. №5613/23 от 07.11.2023 г.) Министерство земельных и имущественных отношений Республики Мордовия письмом №1714 от 09.06.2023 в адрес Профессионального образовательного учреждения «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» было дано согласие на передачу в субаренду сооружения – автодрома, расположенного по адресу: г. Саранск, Пролетарский район, в районе улицы Строительная, согласно пункту 3.2.10 договора аренды №2887 от 27.12.2018 г. в порядке, установленном статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», то есть на торгах.

Рассмотрев представленные сведения, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, Комиссия Мордовского УФАС России приняла решение об отложении рассмотрения дела. 

 Определением №ЕЛ/4512/23 от 10.11.2023 г. об отложении дела №013/01/17.1-609/2023 рассмотрение дела было отложено на 20.12.2023 г. Кроме того, у Профессионального образовательного учреждения «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», Министерства земельных и имущественных отношений Республики Мордовия, ООО «Прайд 13» были запрошены необходимые для рассмотрения дела сведения.

07.11.2023 г. в адрес Мордовского УФАС России поступило ходатайство от ООО «Мастер Профи» (вх. №5583/23 от 07.11.2023 г.) об ознакомлении с материалами дела №013/01/17.1-609/2023.

Письмом от 10.11.2023 г. исх. №ЕЛ/4504/23 Мордовское УФАС России удовлетворило заявленное ходатайство и разъяснило ООО «Мастер Профи» о порядке ознакомления с материалами дела №013/01/17.1-609/2023.

07.12.2023 года от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Мордовия поступили запрошенные документы и письменные пояснения (вх. №6409/23 от 07.12.2023 г.).

12.12.2023 года от Профессионального образовательного учреждения «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» поступили запрошенные документы и письменные пояснения (вх. №6466-ЭП/23 от 12.12.2023 г.), а именно: договор субаренды автодрома №47/19 от 01.04.2019 г., заключенный с ЧУ ПОО «Автошкола МРО ВОА»; договор субаренды автодрома №49/19 от 01.04.2019 г., заключенный с ЧПОУ УЦ «Маневр-плюс»; договор субаренды автодрома №б/н от 17.05.2019 г., заключенный с ООО «Автошкола Джек Саранск»; договор субаренды автодрома №б/н от 01.06.2019 г., заключенный с ЧУ ПОО «Форсаж»; договор субаренды автодрома №б/н от 01.06.2019 г., заключенный с ЧПОУ УЦ «Успех»; договор субаренды автодрома №б/н от 01.07.2019 г., заключенный с АНО ДПО «Авто-Мастер»; договор субаренды автодрома №б/н от 09.01.2020 г., заключенный с ЧПОУ УЦ «Маневр-плюс»; договор субаренды автодрома №3 от 12.02.2020 г., заключенный с ООО «Автошкола Джек Саранск»; договор субаренды автодрома №10 от 01.03.2020 г., заключенный с ООО «Прайд 13»; договор субаренды автодрома №б/н от 27.07.2020 г., заключенный с ООО «Автошкола Джек Саранск»; договор субаренды автодрома №б/н от 01.01.2021 г., заключенный с ООО «Автошкола Джек Саранск»; договор субаренды автодрома №б/н от 01.04.2021 г., заключенный с ООО «Прайд 13»; договор субаренды автодрома №б/н от 01.04.2021 г., заключенный с ООО «Автошкола Джек Саранск»; договор субаренды автодрома №б/н от 01.05.2021 г., заключенный с ЧПОУ УЦ «Успех»; договор субаренды автодрома №б/н от 01.05.2021 г., заключенный с Местным отделением Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» г. Рузаевки Республики Мордовия; договор субаренды автодрома №б/н от 25.05.2022 г., заключенный с ООО «Прайд 13»; договор субаренды автодрома №2 от 24.02.2022 г., заключенный с ООО «Мастер Профи».

Также представлены:

1) письма Профессионального образовательного учреждения «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», направленные в адрес Министерства земельных и имущественных отношений Республики Мордовия, для дачи согласия на сдачу в субаренду автодрома;

2) письмо Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 13.09.2022 г. №2183 о нецелесообразности передачи имущества в безвозмездное пользование;

3) письмо в адрес ООО «Мастер Профи» о расторжении договора;

4) письмо в адрес ЧПОУ УЦ «Успех» о невозможности передачи в субаренду имущества без проведения торгов.

Рассмотрев представленные сведения, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, Комиссия Мордовского УФАС России приняла решение об отложении рассмотрения дела. 

Определением №ЕЛ/5196/23 от 22.12.2023 г. о продлении срока и отложении рассмотрения дела №013/01/17.1-609/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, привлечено Управление ГИБДД МВД по Республике Мордовия, в качестве заинтересованных лиц привлечены ЧПОУ «Учебный центр «Маневр плюс», ЧУПОО «Форсаж», ЧПОУ УЦ «Успех», АНОДПО «Авто-Мастер», Местное отделение Общероссийской Общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» г. Рузаевка Республики Мордовия.  Рассмотрение дела №013/01/17.1-609/2023 назначено на 19 февраля 2024 года. Срок рассмотрения дела №013/01/17.1-609/2023 продлен до 20.06.2024 г. Кроме того, у Профессионального образовательного учреждения «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», Управления ГИБДД МВД по Республике Мордовия, ЧПОУ «Учебный центр «Маневр плюс», ЧУПОО «Форсаж», ЧПОУ УЦ «Успех», АНОДПО «Авто-Мастер», Местного отделения Общероссийской Общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» г. Рузаевка Республики Мордовия, ООО «Прайд 13», ООО «Мастер Профи», ООО «Автошкола Джек Саранск» были запрошены необходимые для рассмотрения дела сведения.

09.01.2024 года от АНО ДПО «Авто-Мастер» поступили запрошенные документы и письменные пояснения (вх. №27/24 от 09.01.2024 г.).

Согласно представленным сведениям (вх. №27/24 от 09.01.2024 г.) между АНО ДПО «Авто-Мастер» и Профессиональным образовательным учреждением «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» 01.07.2019 г. был заключен договор субаренды автодрома. Письмом от 12.12.2019 г. №245 Профессиональное образовательное учреждение «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» уведомило АНО ДПО «Авто-Мастер» о расторжении                                                                                                                    вышеуказанного договора с 25.12.2019 г.

22.01.2024 г. от Управления Госавтоинспекции МВД по Республике Мордовия поступили запрошенные документы (вх. №275/24 от 22.01.2024 г.).

16.02.2024 г. от Профессионального образовательного учреждения «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» поступили запрошенные документы и письменные пояснения (вх. №794-ЭП/24 от 16.02.2024 г.), а именно: договор субаренды автодрома №б/н от 10.06.2023 г. заключенный с ООО «Прайд 13»; дополнительное соглашение к договору аренды от 27.12.2018 №2887 (казна Республики Мордовия) от 20.04.2023 г.; договор аренды от 27.12.2018 №2887 (казна Республики Мордовия); соглашение к договору аренды №2887 (казна республики Мордовия) от 27 декабря 2018 г. от 01.04.2019 г.; дополнительное соглашение к договору аренды от 27.12.2018 №2887 (казна Республики Мордовия) от 30.01.2020 г.; письмо Министерства земельных и имущественных отношений Республики Мордовия №1714 от 09.06.2023 г.; письмо Профессионального образовательного учреждения «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» №51 от 25.05.2023 г.; письмо Профессионального образовательного учреждения «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» №106 от 11.05.2022 г.; письмо Профессионального образовательного учреждения «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» №109; письмо Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия №888 от 08.04.2022 г.; письмо Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия №2183 от 13.09.2022 г.; письмо Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия №334 от 19.02.2020 г.; приказ (распоряжение) о приеме работника на работу от 22.03.2022 г.;  договор субаренды автодрома №б/н от 17.05.2019 г., заключенный с ООО «Автошкола Джек Саранск»; договор субаренды автодрома №2 от 24.02.2022 г., заключенный с ООО «Мастер Профи»; устав Профессионального образовательного учреждения «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России».

Рассмотрев представленные сведения, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, Комиссия Мордовского УФАС России приняла решение об отложении рассмотрения дела. 

Определением №ЕЛ/659/24 от 19.02.2024 г. об отложении рассмотрения дела №013/01/17.1-609/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрение дела №013/01/17.1-609/2023 назначено на 02 апреля 2024 года. Кроме того, у Профессионального образовательного учреждения «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», Министерства земельных и имущественных отношений Республики Мордовия, ЧПОУ Учебный центр «Маневр плюс», ЧУПОО «Форсаж», ЧПОУ УЦ «Успех», Местному отделению Общероссийской Общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» г. Рузаевка Республики Мордовия, ООО «Прайд 13», ООО «Мастер Профи», ООО «Автошкола Джек Саранск» были запрошены необходимые для рассмотрения дела сведения.

26.02.2024 года от Профессионального образовательного учреждения «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» поступили запрошенные документы и письменные пояснения (вх. №932/24 от 26.02.2024 г.), а именно: журналы входящей корреспонденции 2018 – 2023 г.; журналы исходящей корреспонденции 2017-2024 г.; копии платежных поручений ООО «Мастер Профи»; копии платежных поручений ООО «Автошкола Джек Саранск».

18.03.2024 года от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Мордовия поступили запрошенные документы и письменные пояснения (вх. №1361/24 от 18.03.2024 г.), а именно: копия представления Прокуратуры Республики Мордовия от 30.10.2023 г. №7-3-2023; письмо Министерства земельных и имущественных отношений Республики Мордовия №4031 от 29.11.2023 г.; письмо Профессионального образовательного учреждения «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» №128 от 13.12.2023 г.   

02.04.2024 года от ООО «Автошкола Джек Саранск» поступили запрошенные документы и письменные пояснения (вх. №1667/24 от 02.04.2024 г.).

Рассмотрев представленные сведения, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, Комиссия Мордовского УФАС России приняла решение об отложении рассмотрения дела. 

Определением №ЕЛ/1260/24 от 04.04.2024 г. об отложении рассмотрения дела №013/01/17.1-609/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрение дела №013/01/17.1-609/2023 назначено на 16 мая 2024 года. Кроме того, у Профессионального образовательного учреждения «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», ООО «Прайд 13», ООО «Мастер Профи», ЧПОУ Учебный центр «Маневр плюс», ЧУПОО «Форсаж», ЧПОУ УЦ «Успех», Местному отделению Общероссийской Общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» г. Рузаевка Республики Мордовия были запрошены необходимые для рассмотрения дела сведения.

12.04.2024 года от Профессионального образовательного учреждения «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» поступили запрошенные документы и письменные пояснения (вх. №1878-ЭП/24 от 12.04.2024 г.).

Частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что названный Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

На основании пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В рамках рассмотрения дела № 013/01/17.1-609/2023 составлен отчет по результатам анализа состояния конкуренции, согласно которому установлено следующее.

1. Временной интервал исследования: 24.02.2022 - 31.10.2023 гг.

2. Определение предмета договоров: услуги по передаче автодрома, общей площадью 6219 кв.м., расположенного по адресу: г. Саранск, Пролетарский район, в районе улицы Строительная во временное владение и пользование (субаренда).

3. Состав хозяйствующих субъектов: при отсутствии конкурса или аукциона на право заключения договора субаренды в отношении государственного имущества в состав хозяйствующих субъектов входит неопределенный круг лиц.

Изучив материалы дела, письменные пояснения и заслушав устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия установила следующее.

В статье 17.1 Закона о защите конкуренции установлены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением, в том числе предоставления указанных прав на такое имущество организациям, осуществляющим образовательную деятельность (пункт 6).

В силу части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия (далее – Комитет) от 25.12.2018 г. № 390-У сооружение (автодром) (площадь застройки 6219 кв.м.), являющееся государственной казной Республики Мордовия, расположенное по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Пролетарский район, в районе ул. Строительная, передано в аренду Профессиональному образовательному учреждению «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России».

Сооружение (автодром) передано в аренду ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России» в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, подпунктом 2 пункта 4 Положения о Комитете и заявлением ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России».

Из пункта 6 части 1, пункта 3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции следует, что заключение договоров аренды в отношении государственного имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным бюджетным учреждениям, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество организациям, осуществляющим образовательную деятельность.

В статье 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) даны следующие основные понятия:

3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации;

17) образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;

18) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

19) организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Согласно пункту 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

По пункту 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 18.07.2023 № ЮЭ9965-23-101689247 ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России» создано 25.02.2016 г., учредителем является Общероссийская общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России».

Основным видом деятельности является деятельность школ подготовки водителей автотранспортных средств (85.42.1), в числе дополнительных видов деятельности среди прочих указаны образование дополнительное детей и взрослых (85.41), образование профессиональное дополнительное (85.42).

Согласно пункту 2.1 Устава ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России», утвержденного Бюром Президиума Центрального совета ДОСААФ России (протокол № 86 от 28.12.2015) (далее – Устав), предметом деятельности Учреждения является образовательная деятельность, деятельность в области патриотического (военно-патриотического) и физического воспитания граждан, деятельность в области спорта. 

В соответствии с пунктом 2.2 Устава основной деятельностью Учреждения является осуществление образовательной деятельности по программа профессионального обучения.

Целями деятельности учреждения являются:

- осуществление образовательной деятельности, в том числе профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации водителей транспортных средств;

- осуществление образовательной деятельности по иным образовательным программа, предусмотренным настоящим Уставом;

- подготовка граждан по военно-учетным специальностям для вооруженных сил Российской Федерации, других войск, Воинских формирований и органов;

- сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества;

- удовлетворение потребности личности в физическом, интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;

- удовлетворении потребностей общества в квалифицированных специалистах;

-  распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня, в том числе путем оказания платных образовательных услуг;

- формирование у обучающихся гражданской позиции, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности;

- организация физического воспитания граждан;

- формирование физической и морально-психологической готовности граждан к военной службе;

- постоянное повышение качества подготовки обучающихся с учетом современных требований, новейших достижений науки и техники, формирование у обучающихся стремления к самостоятельному совершенствованию и пополнению своих знаний;

- содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления в проведении мероприятий по мобилизованной подготовке в интересах населения.

ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России» получена лицензия на осуществление образовательной деятельности №Л035-01278-13/00248426 от 21.04.2016 г. на профессиональное обучение.

Из пункта 19 статьи 2 Закона об образовании следует, что ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России относится к организациям, осуществляющим обучение, и является образовательной организацией.

Таким образом, в силу пункта 6 части 1, пункта 3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции возможно заключение договора аренды между Государственным комитетом имущественных и земельных отношений Республики Мордовия (в настоящее время - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Мордовия) и ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России без проведения торгов, поскольку ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России» является организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Государственным комитетом имущественных и земельных отношений Республики Мордовия 27.12.2018 г. заключен договор аренды №2887 (далее – договор аренды) с ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России».

Согласно договору аренды Арендодатель передает во временное владение и пользование сооружение (автодром) общей площадью 6219 кв.м., кадастровый (или условный) номер 13:23:0000000:637, принадлежащее Республике Мордовия на праве собственности, запись регистрации №13-13-01/039/2010-345 от 27 февраля 2010 года, именуемое далее «Имущество», а Арендатор обязуется принять Имущество, использовать его по прямому назначению и современно оплачивать арендную плату (пункт 1.1).  

Имущество расположено по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Пролетарский район, в районе ул. Строительная (пункт 1.2 Договора).

Имущество передается Арендатору для осуществления образовательной деятельности, в том числе подготовки специалистов по военно-учетной специальности для Вооруженных сил Российской Федерации (пункт 1.3 Договора).

Согласно пункту 3.2.10 Договора арендатор обязуется осуществлять любые действия, влекущие отчуждение либо обременение предоставленных Арендатору имущественных прав, в том числе сдавать Имущество в субаренду (поднаем), передавать свои права и обязанности по настоящему Договору другому лицу (перенаем), предоставлять Имущество в безвозмездное пользование только с письменного согласия Арендодателя. Не вносить Имущество в качестве вклада (взноса) в уставный капитал хозяйственных обществ, товариществ и иных юридических лиц. 

Размер годовой арендой платы без учета НДС на дату заключения настоящего Договора согласно прилагаемому расчету (Приложение №2) составляет 429 881 рублей 83 копейки (пункт 4.1 Договора).

Размер арендной платы может изменяться в случаях, предусмотренных Порядком расчета арендной платы за пользование государственным имуществом, составляющим государственную казну Республики Мордовия, утвержденным Правительском Республики Мордовия (пункт 4.4 Договора). 

Между ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России» и Государственным комитетом имущественных и земельных отношений Республики Мордовия (Министерством земельных и имущественных отношений Республики Мордовия) в период с 01.04.2019 по 20.04.2023 г. были заключены соглашения (дополнительные соглашения) к договору аренды №2887 (казна Республики Мордовия) об изменении размера арендной платы.

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Мордовия представило письменные пояснения (вх. №6409/23 от 07.12.2023 г.), согласно которым размер арендной платы может изменяться в случаях, предусмотренных порядком расчета арендной платы за пользование государственным имуществом, составляющим государственную казну Республики Мордовия, утверждаемым Правительством Республики Мордовия (пункт 4.4. договора аренды от 27.12.2018 № 2887).

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Мордовия дополнительно пояснило, что до 20 апреля 2022 г. порядок расчета арендной платы был утвержден постановлением Правительства Республики Мордовия от 18 мая 2009 г. № 217 «О Порядке расчета арендной платы за пользование государственным имуществом, составляющим государственную казну Республики Мордовия, и государственным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за государственными учреждениями Республики Мордовия и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Мордовия».

С 20 апреля 2022 года вступило в силу постановление Правительства Республики Мордовия от 15 апреля 2022 г. № 374 «Об утверждении Порядка расчета арендной платы за пользование государственным имуществом, составляющим государственную казну Республики Мордовия, и государственным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за государственными учреждениями Республики Мордовия, и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Мордовия от 18 мая 2009 г. № 217».

В соответствии с указанными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 18.05.2009 №217, от 15.04.2022 /№374 размер арендной платы по договору аренды увеличивался на индекс потребительских цен в 2020, 2021, 2022, 2023 г.г. (дополнительные соглашения в Договору от 30.01.2020, от 03.02.2021, от 08.02.2022, от 09.03.2023).

В связи с обращениями ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России» (далее – Арендатор) от 10.11.2022 №196 и от 06.03.2023 №13 на основании части 2 пункта 4 постановления Правительства Республики Мордовия от 15 апреля 2022 г. № 374, отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы №22/11/945-н от 05.12.2022 г., Арендатору с 01.03.2023 г. предоставлена льгота в размере 99 процентов от рыночной стоимости арендной платы (дополнительное соглашение к Договору от 10.03.2023).

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Мордовия дополнительно пояснило, что арендная плата ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России» по договору аренды оплачивается несвоевременно. На 01.12.2023 г. задолженность по арендной плате составляет – 1 454 977,87 руб.

По исковым заявлениям Министерства земельных и имущественных отношений Республики Мордовия в отношении ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России» Арбитражным судом Республики Мордовия вынесены следующие решения:

1) решение суда от 14.11.2022 г. по делу №А39-8385/2022 о взыскании с должника задолженности по договору аренды земельного участка №454-З от 27.12.2010 г. за период с 01.01.2021 по 30.06.2022 г. в размере 129 577 рублей 80 копеек, пени за просрочку за период с 16.03.2021 г. по 31.03.2022 г. в размере 6 543 рубля 55 копеек;

2) решение суда от 22.08.2023 г. по делу №А39-5766/2023 о взыскании с должника задолженности по договору аренды земельного участка №454-З от 27.12.2010 г. за период с 01.07.2020 по 30.09.2020 г. и с 01.07.2022 г. по 31.03.2023 г. в размере 137 152 рублей 39 копеек, пени за просрочку за период с 05.05.2021 г. по 16.06.2023 г. в размере 6 359 рубля 01 копейка, пени с 17.06.2023 г. по день фактической оплаты долга, исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период, за каждый день просрочки;

3) решение суда от 20.08.2019 г. по делу №А39-6299/2019 о взыскании с должника задолженности по договору аренды №2887 от 27.12.2018 г. за период с 01.04.2019 по 30.06.2019 г. в размере 43 650 рублей 07 копеек, неустойки за просрочку за период с 10.01.2019 г. по 08.08.2019 г. в размере 60 649 рублей 49 копеек, неустойки в размере 0,2 % от суммы задолженности за каждый день просрочки с 09.08.2019 г. по день фактической оплаты долга. По настоящее время сумма задолженности оплачена частично в размере 32 867 рублей 47 копеек.

4) решение суда от 27.04.2020 г. по делу № А39-2138/2020 о взыскании с должника задолженности по договору аренды № 2887 от 27.12.2018 г. за период с 01.07.2019 г. по 31.12.2019 г. в размере 216 707 рублей 55 копеек, неустойки за просрочку за период с 11.07.2019 г. по 21.02.2020 г. в размере 78 014 рублей 72 копейки, неустойки в размере 0,2 % от суммы задолженности за каждый день просрочки с 22.02.2020 г. по день фактической оплаты долга. По настоящее время сумма задолженности оплачена частично в размере 7 178 рублей 96 копеек.

5) решение суда от 21.09.2023 г. по делу № А39-6330/2023 о взыскании с должника задолженности по договору аренды № 2887 от 27.12.2018 г. за период с 01.07.2020 г. по 31.03.2023 г. в размере 824 300 рублей 18 копеек, неустойки за просрочку за период с 01.07.2020 г. по 31.03.2023 г. в размере 420 603 рублей 36 копеек, неустойки в размере 0,2 % от суммы задолженности за каждый день просрочки с 04.07.2023 г. по день фактической оплаты долга. По настоящее время сумма задолженности оплачена частично в размере 72 712 рублей 19 копеек.

В материалы дела №013/01/17.1-609/2023 представлены сведения, подтверждающие частичную оплату ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России» по договору аренды №2887 от 27.12.2018 г.:

1. Уведомление №77 от 05.07.2019 г. на сумму 143 775,00 рублей;

2. Платежное поручение №57 от 08.04.2020 г. на сумму 111 339, 40 рублей;

3. Уведомление №135 от 24.08.2020 г. на сумму 21 156,12 рублей; 

4. Уведомление №136 от 24.08.2020 г. на сумму 5 496,71 рублей; 

5. Платежное поручение №536167 от 08.09.2020 г. на сумму 2851,09 рублей;

6. Платежное поручение №536402 от 08.09.2020 г. на сумму 4327,87 рублей;

7. Уведомление №147 от 21.09.2020 г. на сумму 1 531,59 рублей; 

8. Уведомление №148 от 21.09.2020 г. на сумму 1 008, 97 рублей; 

9. Уведомление №169 от 24.09.2020 г. на сумму 918,52 рублей; 

10. Уведомление №166 от 24.09.2020 г. на сумму 918, 52 рублей; 

11. Уведомление №167 от 24.09.2020 г. на сумму 918, 52 рублей; 

12. Уведомление №168 от 24.09.2020 г. на сумму 918, 52 рублей; 

13. Платежное поручение №190 от 17.11.2020 г. на сумму 105 209,31 рублей;

14. Платежное поручение №195 от 01.12.2020 г. на сумму 6 130,08 рублей;

15. Платежное поручение №507939 от 15.02.2021 г. на сумму 30 000,00 рублей;

16. Платежное поручение №89 от 11.08.2022 г. на сумму 287 709,00 рублей;

17. Платежное поручение №99 от 22.11.2022 г. на сумму 78 469, 34 рублей.

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Мордовия представило письмо №128 от 13.12.2023 г. (вх. №1361/24 от 18.03.2024 г.), согласно которому ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России» в лице начальника <...> гарантирует оплату имеющейся по состоянию на 01.12.2023 г. задолженности перед Министерством земельных и имущественных отношений Республики Мордовия по договору от 27.12.2018 г. №2887 по передаче в аренду сооружения-автодрома и договору от 27.12.2010 года №454-З на предоставление в аренду земельного участка под ним в размере 1 454 977,87 рублей.

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Мордовия дополнительно пояснило, что задолженность возникла в связи с тяжелым финансовым положением в ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России».  Предложило оплатить сложившуюся задолженность согласно следующему графику:

 

п/п

Дата

Сумма

1

09.01.2024-29.03.2024

250 000,00

2

07.04.2024-28.06.2024

250 000,00

3

01.07.2024-30.09.2024

250 000,00

4

01.10.2024-31.12.2024

250 000,00

 

ИТОГО:

1 000 000,00

 

Согласно представленным Министерством земельных и имущественных отношений Республики Мордовия сведениям, оплата согласно вышеуказанному графику (письмо №128 от 13.12.2023 г.) ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России» не производилась.

В соответствии с частью 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, совершение любых сделок с имуществом, в том числе и передача данного имущества в аренду, безвозмездное пользование хозяйствующим субъектам, должно производиться с соблюдением требований действующего законодательства, включая нормы антимонопольного законодательства.

В случае если предметом заключенного договора фактически является предоставление заинтересованному лицу возможности использовать имущество, находящееся в государственной собственности, предоставление прав владения и (или) пользования в отношении такого имущества должно осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссией Мордовского УФАС России в рамках рассмотрения антимонопольного дела №013/01/17.1-609/2023 установлено, что ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России» с 2018 года заключило 23 договора субаренды автодрома:

1. 01.04.2019 г. с ЧПОУ УЦ «Маневр-плюс»;

2. 01.04.2019 г. с ЧУ ПОО «Автошкола МРО ВОА»;

3. 01.04.2019 г. с АНО ДПО «Авто-Мастер»;

4. 01.04.2019 г. с МО ООГО «ДОСАФ России»;

5. 17.05.2019 г. с ООО «Автошкола Джек Саранск»;

6. 01.06.2019 г. с ЧПОУ УЦ «Успех»;

7. 01.06.2019 г. с ЧУ ПОО «Форсаж»;

8. 01.07.2019 г. с АНО ДПО «Авто-Мастер»;

9. 09.01.2020 г. с ЧПОУ УЦ «Маневр-плюс»;

10. 12.02.2020 г. с ООО «Автошкола Джек Саранск»;

11. 28.02.2020 г. с ЧПОУ УЦ «Маневр Плюс»;

12. 01.03.2020 г. с ООО «Прайд 13»;

13. 27.07.2020 г. с ООО «Автошкола Джек Саранск»;

14. 01.01.2021 г. с ООО «Автошкола Джек Саранск»;

15. 29.01.2021 г. с ЧПОУУЦ «Маневр Плюс»;

16. 01.04.2021 г. с ООО «Автошкола Джек Саранск»;

17. 01.04.2021 г. с ООО «Прайд 13»;

18. 01.05.2021 г. с Местным отделением Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» г. Рузаевки Республики Мордовия;

19. 01.05.2021 г. с ЧПОУ УЦ «Успех»;

20. 24.02.2022 г. с ООО «Мастер Профи»;

21. 25.05.2022 г. с ООО «Прайд 13»;

22. 10.06.2023 г. с ООО «Прайд 13»;

23. 31.10.2023 г. с ЧПОУ УЦ «Маневр Плюс».

ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России» в материалы дела №013/01/17.1-609/2023 представлены документы (платежные поручения, приходные кассовые ордера), подтверждающие оплату ООО «Мастер Профи» и ООО «Автошкола Джек Саранск» по договорам субаренды.

Платежные поручения ООО «Мастер Профи»: №94 от 26.08.2022 г. на сумму 15 000 рублей; №116 от 30.09.2022 г. на сумму 15 000 рублей; №134 от 26.10.2022 г. на сумму 15 000 рублей; №146 от 25.11.2022 г. на сумму 15 000 рублей; №159 от 22.12.2022 г. на сумму 15 000 рублей; №4 от 20.01.2023 г. на сумму 15 000 рублей; №16 от 27.02.2023 г. на сумму 15 000 рублей; №27 от 21.03.2023 г. на сумму 15 000 рублей; №37 от 24.04.2023 г. на сумму 15 000 рублей; №47 от 26.05.2023 г. на сумму 15 000 рублей; №58 от 23.06.2023 г. на сумму 15 000 рублей.

Приходные кассовые ордера ООО «Автошкола Джек Саранск»: №745 от 14.11.2019 г. на сумму 10 450 рублей; №140 от 06.03.2020 г. на сумму 7 500 рублей; №168 от 19.03.2020 г. на сумму 7 500 рублей; №442 от 27.07.20120 г. на сумму 3 400 рублей; №516 от 25.08.2020 г. на сумму 15 000 рублей; №606 от 28.09.2020 г. на сумму 15 000 рублей; №629 от 08.10.2020 г. на сумму 7 500 рублей; №715 от 29.10.2020 г. на сумму 7 500 рублей; №746 от 13.11.2020 г. на сумму 15 000 рублей; №814 от 12.12.2020 г. на сумму 10 000 рублей; №841 от 25.12.2020 г. на сумму 5 000 рублей; №84 от 17.02.2020 г. на сумму 8 000 рублей; №60 от 10.02.2021 г. на сумму 15 000 рублей; №124 от 19.03.2021 г. на сумму 15 000 рублей; №193 от 20.04.2021 г. на сумму 15 000 рублей; №303 от 07.06.2021 г. на сумму 3 000 рублей; №302 от 07.06.2021 г. на сумму 15 000 рублей; №354 от 24.06.2021 г. на сумму 8 000 рублей; №355 от 24.06.2021 г. на сумму 3 000 рублей; №415 от 09.07.2021 г. на сумму 8 000 рублей;  №416 от 09.07.2021 г. на сумму 3 000 рублей; №455 от 09.08.2021 г. на сумму 8 000 рублей; №456 от 09.08.2021 г. на сумму 3 000 рублей; №532 от 10.09.2021 г. на сумму 8 000 рублей; №533 от 10.09.2021 г. на сумму 3 000 рублей; №580 от 05.10.2021 г. на сумму 11 000 рублей; №657 от 17.11.2021 г. на сумму 13 000 рублей; №695 от 22.12.2021 г. на сумму 3 000 рублей; №19 от 22.01.2021 г. на сумму 15 000 рублей.   

Согласно письменным пояснениям начальника ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России» <...> (вх. №794-ЭП/24 от 16.02.2024), в настоящее время только два договора субаренды автодрома являются действующими. Они заключены с ООО «Прайд 13» и ООО «Мастер Профи». Договор с ООО «Прайд 13» заключен после согласования с Министерством земельных и имущественных отношений Республики Мордовия (копия письма №1714 от 09.06.2023 г.), договор с ООО «Мастер Профи» заключал предыдущий начальник ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России».

Согласно письменным пояснениям Министерства земельных и имущественных отношений Республики Мордовия (вх. №5613/23 от 07.11.2023 г.) письмом №1714 от 09.06.2023 г. в адрес ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России» было дано согласие на передачу в субаренду сооружения – автодрома, расположенного по адресу: г. Саранск, Пролетарский район, в районе улицы Строительная, согласно пункту 3.2.10 договора аренды №2887 от 27.12.2018 г. в порядке, установленном статьей 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О Защите конкуренции», то есть на торгах.

В материалы дела представлены письменные обращения ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России» в адрес Министерства земельных и имущественных отношений Республики Мордовия (Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия) о возможности сдачи в субаренду автодрома (№125 от 17.04.2019 г., №51 от 25.05.2023 г., №813 от 10.11.2023 г.).

Также в материалы дела представлены ответы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Мордовия (Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия), направленные в адрес ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России» (№ 804 от 17.05.2019, №1714 от 09.06.2023 г.), согласно которым Министерство не возражает против сдачи в аренду автодрома в порядке, установленном статьей 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О Защите конкуренции».

ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России», в свою очередь, передавало имущество, являющееся объектом аренды, ЧПОУ УЦ «Маневр Плюс», ЧУ ПОО «Автошкола МРО ВОА», АНО ДПО «Авто-Мастер», МО ООГО «ДОСАФ России», ООО «Автошкола Джек Саранск», ЧПОУ УЦ «Успех», ЧУ ПОО «Форсаж», ООО «Прайд 13», Местному отделению Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» г. Рузаевки Республики Мордовия, ООО «Мастер Профи» по договорам субаренды.

При этом вышеуказанные договоры субаренды заключались между ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России» и ЧПОУ УЦ «Маневр Плюс», ЧУ ПОО «Автошкола МРО ВОА», АНО ДПО «Авто-Мастер», МО ООГО «ДОСАФ России», ООО «Автошкола Джек Саранск», ЧПОУ УЦ «Успех», ЧУ ПОО «Форсаж», ООО «Прайд 13», Местным отделением Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» г. Рузаевки Республики Мордовия, ООО «Мастер Профи» без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, как и договор аренды между Комитетом и ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России» от 27 декабря 2018 г.

Сведений и документов, подтверждающих проведение торгов на заключение договоров субаренды сооружения – автодрома, расположенного по адресу: г. Саранск, Пролетарский район, в районе улицы Строительная ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России» не представлено, антимонопольным органом не получено.

Согласно статье 41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

При этом несоблюдение порядка заключения договора аренды, нарушение установленного порядка предоставления государственного имущества не являются длящимися нарушениями, соответственно, указанные вопросы не могут быть рассмотрены антимонопольным орган по истечении сроков давности.

Согласно позиции ФАС России при рассмотрении указанных вопросов юридическое значение имеют также обстоятельства продления (фактического либо путем заключения дополнительного соглашения) договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и заключенных без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В этом случае продление договора следует рассматривать как новый юридический факт, в частности, как совершение действий, которые приводят к последствиям в виде ограничения конкуренции, в связи с чем срок давности рассмотрения дела о совершении данного правонарушения необходимо исчислять с момента такого продления.

При этом при обнаружении антимонопольным органом факта продления договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и заключенных без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, срок давности рассмотрения дела о совершении данного правонарушения необходимо исчислять с момента такого продления.

Также следует учитывать положения постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», согласно которым договор аренды, предусматривающий переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.

Таким образом, ввиду того, что договоры аренды заключены с ЧПОУ УЦ «Маневр-плюс» - 01.04.2019 г.; ЧУ ПОО «Автошкола МРО ВОА» - 01.04.2019 г.; АНО ДПО «Авто-Мастер» - 01.04.2019 г.; МО ООГО «ДОСАФ России» - 01.04.2019 г.; ООО «Автошкола Джек Саранск» - 17.05.2019 г.; ЧПОУ УЦ «Успех» - 01.06.2019 г.; ЧУ ПОО «Форсаж» - 01.06.2019 г.; с АНО ДПО «Авто-Мастер» -  01.07.2019 г.; ЧПОУ УЦ «Маневр-плюс» - 09.01.2020 г.; ООО «Автошкола Джек Саранск» - 12.02.2020 г.; ЧПОУ УЦ «Маневр Плюс» - 28.02.2020 г.; ООО «Прайд 13» - 01.03.2020 г.; ООО «Автошкола Джек Саранск» - 27.07.2020 г.; ООО «Автошкола Джек Саранск» -  01.01.2021 г.; ЧПОУУЦ «Маневр Плюс» - 29.01.2021 г.; ООО «Автошкола Джек Саранск» -  01.04.2021 г.; ООО «Прайд 13» -  01.04.2021 г.;  Местным отделением Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» г. Рузаевки Республики Мордовия - 01.05.2021 г.; ЧПОУ УЦ «Успех» - 01.05.2021, антимонопольным органом не могут быть рассмотрены действия ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России» по заключению указанных договоров субаренды государственного имущества (автодрома, расположенного по адресу: г. Саранск, Пролетарский район, в районе улицы Строительная).

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе:

16) передаваемое в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 настоящей части.

На основании пункта 16 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции муниципальное имущество может быть передано в субаренду без проведения торгов, если арендатор получил такое имущество по результатам торгов.

ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России» получило имущество (автодром, расположенный по адресу: г. Саранск, Пролетарский район, в районе улицы Строительная) без проведения торгов в силу пункта 6 части 1, пункта 3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, заключение договоров субаренды от 24.02.2022 г., 25.05.2022 г., 10.06.2023 г., 31.10.2023 г. между ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России» и ЧПОУ УЦ «Маневр Плюс», ООО «Мастер Профи», ООО «Прайд 13» без проведения торгов является нарушением антимонопольного законодательства.

Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В то же время частью 3 статьи 212 ГК РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в государственной, муниципальной собственности.

Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено, что гражданско-правовой договор может быть заключен путем проведения торгов.

Согласно пункту 2 статьи 447 ГК РФ, организатором торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 447 ГК РФ торги (в том числе электронные) могут проводиться в форме аукциона, конкурса или иной форме, предусмотренной действующим законодательством.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

По результатам аукциона, если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора (пункт 6 статьи 448 ГК РФ).

Особенности заключения договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества определены в статье 17.1 Закона о защите конкуренции.

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.

Указанные требования регулируют обязательственные отношения, связанные с передачей прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и касаются только тех ситуаций, когда такое имущество передается на основании договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров.

Согласно пункту 16 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции допускается передача в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 настоящей части.

Положениями части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, с учетом пункта 16 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, установлено, что в случае, если имущество передается в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта, то передача такого имущества осуществляется без проведения торгов.

Учитывая, что договор аренды от 27 декабря 2018 г. заключен между Комитетом и ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России» без проведения торгов, заключение между ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России» и ЧПОУ УЦ «Маневр Плюс», ООО «Мастер Профи», ООО «Прайд 13» договоров субаренды (автодрома, расположенного по адресу: г. Саранск, Пролетарский район, в районе улицы Строительная) от 24.02.2022 г., 25.05.2022 г., 10.06.2023 г., 31.10.2023 г. без проведения торгов не согласуется с положениями пункта 16 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Однако пункт 6 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяется на договоры субаренды в отношении государственного имущества, права владения и пользования которым первоначальным арендатором приобретены не по результатам торгов, потому что заключение договоров субаренды регулируется специальной нормой, а именно пунктом 16 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, согласно которой в субаренду допускается передача только того государственного имущества, права владения и пользования в отношении которого приобретены первоначальным арендатором по результатам торгов. Передача государственного имущества, приобретенного первоначальным арендатором не по результатам торгов, в субаренду без проведения торгов действующим законодательством не предусмотрена.

В силу части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

В рассматриваемом случае действиями ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России» по заключению договоров субаренды автодрома могут создаваться преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности отдельным хозяйствующим субъектам ввиду предоставления государственного имущества в отсутствие конкурентных процедур и с нарушением требований действующего законодательства, ограничения доступа на товарный рынок.

Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.11.2011 № 8799/11 по делу № А66-7056/2010, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеуказанные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственными или муниципальными предприятиями или учреждениями на торгах, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Таким образом, действия ПОУ «Региональный центр подготовки к ВС и ВПВ ДОСААФ России», выразившиеся в передаче государственного имущества (автодрома, общей площадью 6219 кв.м., расположенного по адресу: г. Саранск, Пролетарский район, в районе улицы Строительная) путем заключения договоров субаренды без проведения торгов, являются нарушением части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Связанные организации

Связанные организации не указаны