Решение №511 Решение по делу № 013/05/19-443/2020 от 24 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 013/05/19-443/2020

24 июля 2020 года                                                                       г. Саранск, проспект Ленина, 14

Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <...> – временно исполняющий обязанности руководителя Управления,

члены Комиссии: <...> - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства, <...> – главный государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

рассмотрев 22 июля 2020 года дело № 013/05/19-443/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по собственной инициативе по факту выдачи Администрацией Рузаевского муниципального района ИП <...> разрешения № 31 от 13.02.2020 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной на земельном участке, принадлежащем ГКУ «Упрдор Республики Мордовия», по адресу: г.Рузаевка, автодорога Рузаевка – Саранск (в 250 м от АЗС «Рузаевка-С» по направлению на восток, правая сторона), с признаками нарушения части 5.1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе»,

в присутствии:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - Администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия <...>, интересы которой представляет <...> (доверенность <...>),

заинтересованных лиц:

Администрация городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия <...>, интересы которой представляет <...> (доверенность <...> выдана сроком на один год),

Индивидуальный предприниматель <...>, не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

Государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» <...>, не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

Индивидуальный предприниматель <...>, ГКУ «Упрдор Республики Мордовия», привлеченные к участию в рассмотрении дела № 013/05/19-443/2020, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, однако на заседание Комиссии Мордовского УФАС России их представители не явились и от названных лиц не поступало ходатайств об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки по уважительным причинам.

Руководствуясь пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Мордовского УФАС России рассматривает настоящее дело в отсутствие ИП <...>, ГКУ «Упрдор Республики Мордовия».

Мордовским УФАС России вынесено определение от 17.06.2020 № 444 о возбуждении дела № 013/05/19-443/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту выдачи Администрацией Рузаевского муниципального района ИП <...> разрешения № 31 от 13.02.2020 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной на земельном участке, принадлежащем ГКУ «Упрдор Республики Мордовия», по адресу: г.Рузаевка, автодорога Рузаевка – Саранск (в 250 м от АЗС «Рузаевка-С» по направлению на восток, правая сторона). Рассмотрение дела откладывалось определением Мордовского УФАС России от 08.07.2020 № 495 об отложении рассмотрения дела № 013/05/19-443/2020.

Исследовав собранные по делу № 013/05/19-443/2020 документы и материалы в их совокупности, выслушав доводы участвующих в деле лиц, и при этом не установив оснований для дальнейшего отложения или приостановления рассмотрения дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В адрес Мордовского УФАС России во исполнение предупреждения <...> о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, поступило письмо Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия <...>, в котором сообщается о выдаче Индивидуальному предпринимателю <...> разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной по адресу: г.Рузаевка, автодорога Рузаевка – Саранск (в 250 м от АЗС «Рузаевка-С» по направлению на восток, правая сторона), с приложением копии такого разрешения.

Из разрешения № 31 от 13.02.2020 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции следует, что Администрация Рузаевского муниципального района разрешает ИП <...> установку и эксплуатацию рекламной конструкции: отдельно стоящая рекламная конструкция формата «Билборд» (тип рекламной конструкции) с площадью информационного поля 36.0 м2 (3.00 х 6.00 м х 2 стороны) в соответствии с паспортом согласования на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории городского поселения Рузаевка от 31.01.2020 г. № 31, расположенной по адресу: г.Рузаевка, автодорога Рузаевка – Саранск (в 250 м от АЗС «Рузаевка-С» по направлению на восток, правая сторона); отдельно стоящая рекламная конструкция размещается на земельном участке, принадлежащем ГКУ «Упрдор Республики Мордовия» (свидетельство о праве на землю бессрочное (постоянное пользование) <...> для эксплуатации автодороги Саранск – Рузаевка), со сроком действия такого разрешения: по согласованию с ГКУ «Упрдор Республики Мордовия», но не более 5 лет.

В адрес Мордовского УФАС России от ГКУ «Упрдор Республики Мордовия» поступило письмо <...>, в котором подтверждается факт согласования на определенных условиях размещения рекламной конструкции Учреждением, направившим ИП <...> такое согласование письмом <...>.

Фактическое использование рассматриваемой рекламной конструкции в целях распространения рекламы подтверждается материалами дела № 013/05/21-87/2020, в рамках рассмотрения которого ИП <...> также предоставлена копия разрешения № 31 от 13.02.2020 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выданного Администрацией Рузаевского муниципального района.

Совокупность имеющихся в распоряжении антимонопольного органа данных свидетельствует о том, что ИП <...> приобрёл право на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, правообладателем которого является ГКУ «Упрдор Республики Мордовия», лишь по согласованию с таким правообладателем.

Согласно постановлению Правительства Республики Мордовия от 16.03.2009 № 100 «Об автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Республики Мордовия» автодорога г.Саранск – г.Рузаевка (Идентификационный номер <...>) закреплена на праве оперативного управления за ГКУ «Упрдор Республики Мордовия», что также подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости <...>.

Соответственно, ГКУ «Упрдор Республики Мордовия» на праве оперативного управления осуществляет эксплуатацию автомобильной дороги г.Саранск – г.Рузаевка, являющейся государственной собственностью, на земельном участке которой размещена рассматриваемая рекламная конструкция.

Согласно части 2 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ установка и эксплуатация рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»).

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия выдала разрешение № 31 от 13.02.2020 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в отсутствие договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в государственной собственности.

Администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия с письмом <...> предоставила объяснения <...> по доводам материалов дела № 013/05/19-443/2020, в которых ссылается на то, что полномочия по подготовке разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского поселения Рузаевка переданы Администрации городского поселения Рузаевка по решению Совета депутатов Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 27.12.2919 № 47/344.

Администрация городского поселения Рузаевка в письме <...> подтвердила факт принятия решения о выдаче разрешения № 31 от 13.02.2020 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на основании письма ГКУ «Упрдор Республики Мордовия» <...>.

На заседании Комиссии представитель Администрации городского поселения Рузаевка <...>, поддержав заявленную Администрацией письменную позицию, признал, что процедура оформления документации для выдачи рассматриваемого разрешения производилась без наличия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в государственной собственности.

На заседании Комиссии представитель Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия <...>, поддержав заявленную Администрацией письменную позицию, признала, что рассматриваемое разрешение выдано в отсутствие договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в государственной собственности, и в отсутствие в утвержденной схеме размещения рекламных конструкций рекламного места, на котором ИП <...> размещена указанная в разрешении рекламная конструкция.

Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Решением Совета депутатов Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 27.12.2019 № 47/344 «О передаче органами местного самоуправления Рузаевского муниципального района Республики Мордовия осуществления части полномочий по решению вопроса местного значения в сфере реализации рекламной деятельности органам местного самоуправления городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия» принято решение о передаче части полномочий органов местного самоуправления Рузаевского муниципального района Республики Мордовия органам местного самоуправления городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, а именно: подготовка разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского поселения Рузаевка; подготовка обоснованного отказа в разрешении на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского поселения Рузаевка; подготовка документации для выдачи предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского поселения Рузаевка; подготовка документации для утверждения схемы размещения рекламных конструкций на территории городского поселения Рузаевка; подготовка, организация и проведение торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в муниципальной собственности городского поселения Рузаевка или государственная собственность на который не разграничена, но расположен на территории городского поселения Рузаевка, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности городского поселения Рузаевка, только в отношении рекламных конструкций, указанных в схеме размещения рекламных конструкций на территории Рузаевского муниципального района; подготовка проектов договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, расположенных на территории городского поселения Рузаевка, заключаемых по результатам торгов; хранение протоколов и иной документации торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, расположенных на территории городского поселения Рузаевка; передача лицам, выигравшим торги, соответствующей разрешительной документации, удостоверяющей купленное ими право на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, расположенных на территории городского поселения Рузаевка; ведение учета договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, расположенных на территории городского поселения Рузаевка, заключенных по результатам торгов; осуществление учета обязательств победителей торгов, определенных договорами на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, расположенных на территории городского поселения Рузаевка, и контроль их исполнения; принятие от победителей торгов отчетных документов, подтверждающих выполнение условий торгов, на территории городского поселения Рузаевка; проведение проверок документов, предоставляемых лицами, выигравшими торги, в подтверждение выполнения условий торгов, а также проверки фактического исполнения условий торгов в месте расположения проверяемых объектов на территории городского поселения Рузаевка; принятие предусмотренных законодательство Российской Федерации и договором на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, расположенных на территории городского поселения Рузаевка, мер воздействия, направленных на устранение нарушений и обеспечение выполнения условий торгов; осуществление контроля за соответствием установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций на территории Рузаевского муниципального района и соответствием рекламной конструкции внешнему архитектурному облику сложившейся застройки городского поселения Рузаевка; демонтаж рекламной конструкции, расположенной на территории городского поселения Рузаевка, ее хранение или уничтожение в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Соглашением о передаче органами местного самоуправления Рузаевского муниципального района Республики Мордовия осуществления части полномочий по решению вопроса местного значения в сфере реализации рекламной деятельности органам местного самоуправления городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 11.02.2020 оформлена передача таких полномочий, действующих по 31 декабря 2022 года включительно, при том, что Администрация муниципального района при осуществлении Администрацией поселения переданной части полномочий обязана осуществлять контроль исполнения Администрацией поселения переданной части полномочий.

Учитывая приведенные нормативные акты, следует признать, что Администрация городского поселения Рузаевка в рамках переданной части полномочий оформила паспорт согласования на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в городском поселении Рузаевка <...> (имеется в материалах настоящего дела), на основании которого подготовила разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Подготовленное Индивидуальному предпринимателю <...> разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции имеет регистрационный № 31, датировано 13.02.2020 и подписано Главой Рузаевского муниципального района <...>, из которого следует, что Администрация Рузаевского муниципального района, руководствуясь статьей 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», разрешает установку и эксплуатацию рекламной конструкции: отдельно стоящая рекламная конструкция формата «Билборд» 36.0 м2 (3.00 х 6.00 м х 2 стороны) в соответствии с паспортом согласования на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории городского поселения Рузаевка; рекламная конструкция расположена по адресу: г.Рузаевка, автодорога Рузаевка – Саранск (в 250 м от АЗС «Рузаевка-С» по направлению на восток, правая сторона); отдельно стоящая рекламная конструкция размещается на земельном участке, принадлежащем ГКУ «Упрдор Республики Мордовия» (свидетельство о праве на землю бессрочное (постоянное пользование) <...> для эксплуатации автодороги Саранск – Рузаевка); срок действия настоящего разрешения: по согласованию с ГКУ «Упрдор Республики Мордовия», но не более 5 лет.

Согласно п.14.1 ч.1 ст.5 Устава Рузаевского муниципального района Республики Мордовия к вопросам местного значения относятся: утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

Тем самым окончательное решение о выдаче ИП Никашкину А.И. разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 31 от 13.02.2020 принято Администрацией Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, действия которой должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.

В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

В соответствии с частью 5.8 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.

В соответствии с частью 6 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» в случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, обладающим правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на такое недвижимое имущество, при наличии согласия такого собственника и с соблюдением требований, установленных частью 5.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В соответствии с частью 17 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В случае, если владелец рекламной конструкции является собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, разрешение выдается на срок, указанный в заявлении, при условии соответствия указанного срока предельным срокам, которые установлены субъектом Российской Федерации и на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а разрешение в отношении временной рекламной конструкции - на срок, указанный в заявлении, но не более чем на двенадцать месяцев. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения. Разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным. Для целей настоящей статьи под временными рекламными конструкциями понимаются рекламные конструкции, срок размещения которых обусловлен их функциональным назначением и местом установки (строительные сетки, ограждения строительных площадок, мест торговли и подобных мест, аналогичные технические средства) и составляет не более чем двенадцать месяцев.

Таким образом, разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции является актом, оформляющим отношения административно-правового характера, возникающие между владельцем рекламной конструкции и уполномоченным органом местного самоуправления, следящим за соблюдением требований технического регламента, правил безопасности движения транспорта, сохранением внешнего архитектурного облика населенного пункта и т.д., тогда как договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке служит основанием для возникновения гражданских отношений, складывающихся по поводу использования чужого недвижимого имущества для размещения средств наружной рекламы.

В силу приведенных законоположений можно констатировать, что необходимыми условиями установки рекламной конструкции являются разрешение, выдаваемое органом местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществить её установку, и заключение договора между владельцем рекламной конструкции и собственником недвижимости (земельного участка), на которой должна быть расположена такая конструкция при том, что срок разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции соотносится со сроком действия соответствующего договора.

Вместе с тем, из вышеприведенных норм права следует, что орган местного самоуправления муниципального района выдаёт разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции только в том случае, если рекламное место, на котором предполагается установка рекламной конструкции, внесено в схему размещения рекламных конструкций, опубликованную на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района в сети «Интернет», и при обязательном наличии договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенного владельцем рекламной конструкции с собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция. При этом договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в государственной собственности, должен заключаться по итогам торгов с лицом, обладающим правом оперативного управления, при наличии согласия собственника, и только после утверждения схемы размещения рекламных конструкций, в которой определены место предполагаемой к размещению рекламной конструкции, её тип и вид, установка которой допускается на данном месте.

В рассматриваемом случае Администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия выдала ИП <...> разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 31 от 13.02.2020, подготовленное Администрацией городского поселения Рузаевка, лишь на основании согласования с ГКУ «Упрдор Республики Мордовия».

Между тем, такое согласование не может подменять собой обязательность заключения по итогам торгов договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в государственной собственности, при том, что место предполагаемой к размещению рекламной конструкции, её тип и вид должны быть определены в утвержденной схеме размещения рекламных конструкций.

В противном случае отсутствие договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в государственной собственности, и рекламного места в утвержденной схеме размещения рекламных конструкций является одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, предусмотренного пунктом 6 части 15 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

Постановлением Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 03.04.2017 № 243 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Рузаевского муниципального района Республики Мордовия» утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, в которую постановлением Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 03.12.2019 № 798 «О внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, утвержденную постановлением администрации Рузаевского муниципального района от 03 апреля 2017 года №243» внесены изменения.

В утвержденной схеме размещения рекламных конструкций на территории Рузаевского муниципального района Республики Мордовия отсутствует место расположения рекламной конструкции по адресу, указанному в разрешении на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 31 от 13.02.2020.

Таким образом, Администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия выдала ИП Никашкину А.И. разрешение № 31 от 13.02.2020 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в отсутствие договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенного владельцем рекламной конструкции с лицом, обладающим правом оперативного управления на земельный участок автодороги г.Саранск – г.Рузаевка, в придорожной полосе которой размещена рекламная конструкция (адрес: г.Рузаевка, автодорога Рузаевка – Саранск (в 250 м от АЗС «Рузаевка-С» по направлению на восток, правая сторона)), и в отсутствие такого рекламного места в схеме размещения рекламных конструкций на территории Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, чем нарушила требования части 5.1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» разрешения, выданные органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа с нарушением требований частей 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи, подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа.

В материалы настоящего дела не предоставлено доказательств, свидетельствующих о прекращении допущенного нарушения части 5.1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать органам местного самоуправления муниципального района или органам местного самоуправления городского округа обязательные для исполнения предписания об аннулировании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

При установленных обстоятельствах усматривается необходимость выдать Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, как органу местного самоуправления муниципального района, выдавшему разрешение № 31 от 13.02.2020 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением части 5.1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», предписание об аннулировании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Руководствуясь статьей 19, пунктами 2 и 9 части 2 статьей 33, статьей 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать не соответствующим законодательству Российской Федерации о рекламе разрешение № 31 от 13.02.2020 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, принятое Администрацией Рузаевского муниципального района Республики Мордовия и выданное владельцу рекламной конструкции Индивидуальному предпринимателю <...>, поскольку данный акт органа местного самоуправления муниципального района противоречит требованиям части 5.1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия <...> предписание об отмене противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта органа местного самоуправления, а именно, об аннулировании разрешения Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия № 31 от 13.02.2020 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Решение изготовлено в полном объеме 24 июля 2020 года (резолютивная часть оглашена 22 июля 2020 года).

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.        

Председатель Комиссии:                                                                            <...>

Члены Комиссии: 

                                                                                                                        <...>

                                                                                                                        <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны