Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания в ви... от 7 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) ., рассмотрев протокол об административном правонарушении № 1 от 15.01.2018г. и материалы дела № 6/1-р/адм об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Кредитного потребительского кооператива «Поддержка» (ИНН/КПП ; ОГРН ; сокращенное наименование – КПК «Поддержка»; дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 27.10.2006; адрес (место нахождения): корпус ; фактический адрес: ), в присутствии директора КПК «Поддержка» Е..... (избрана на должность протоколом заседания Правления КПК «Поддержка» от ., назначена на должность приказом КПК «Поддержка» № 1/15 от 15.06.2015г.), действующей от имени Кооператива на основании Устава КПК «Поддержка» (п.п.8.5-8.7),

УСТАНОВИЛ:

В рамках дела № 498/19-Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе рассмотрены обстоятельства распространения рекламы «Займ под Материнский капитал. Получение денег без справок, без проверки кредитной истории, под любую недвижимость (в соотв. с ФЗ №190 от 18.07.2009). КПК «Поддержка» 89276448095», размещавшейся в еженедельных выпусках газеты «PRO ГОРОД Саранск» №№ 2(175) – 40(213) с 21 января по 14 октября 2017 года. Решением Комиссии Мордовского УФАС России от 28.11.2017 № 733 такая реклама была признана ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». По установленному факту нарушения законодательства о рекламе в отношении КПК «Поддержка» в последующем был составлен протокол об административном правонарушении № 1 от 15.01.2018г., согласно которому названному юридическому лицу вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            К материалам настоящего дела приобщается распечатка сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от. №. (находятся в открытом доступе на сайте Федеральной налоговой службы https://rmsp.nalog.ru/search.html), из которых следует, что КПК «Поддержка» по состоянию на 10.09.2016г. включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве микропредприятия.

            Протокол об административном правонарушении № 1 от 15.01.2018г. составлен в отсутствие законного представителя КПК «Поддержка», надлежащим образом извещенного о составлении такого протокола, копия которого, вместе с определением от 15.01.2018 № 9 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, направлена по юридическому и фактическому адресу КПК «Поддержка» заказными письмами с уведомлением. На основании таких документов от КПК «Поддержка» с письмом от 25.01.2018 № 1 (вх.№280 от 25.01.2018) поступила налоговая декларация за 2017 год.

            Содержание протокола об административном правонарушении № 1 от 15.01.2018г. соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каких-либо нарушений при его составлении не выявлено.

            С учетом изложенного, протокол об административном правонарушении № 1 от 15.01.2018г. рассмотрен в порядке статей 25.15, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в присутствии директора КПК «Поддержка» Е.....

Административное правонарушение выразилось в следующем.

            При проведении специалистами Мордовского УФАС России наблюдения за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе в выпусках газеты «PRO ГОРОД Саранск» №14 (187) 15 апреля 2017, стр.6, №20 (193) 27 мая 2017, стр.10, №35 (208) 9 сентября 2017, стр.9 выявлено распространение рекламы следующего содержания: «Займ под Материнский капитал. Получение денег без справок, без проверки кредитной истории, под любую недвижимость (в соотв. с ФЗ №190 от 18.07.2009). КПК «Поддержка» 89276448095».

            Опубликованная в выпусках газеты «PRO ГОРОД Саранск» информация «Займ под Материнский капитал. Получение денег без справок, без проверки кредитной истории, под любую недвижимость (в соотв. с ФЗ №190 от 18.07.2009). КПК «Поддержка» 89276448095» формирует интерес к предлагаемым КПК «Поддержка» финансовым услугам по предоставлению займа (денег) под реализацию материнского капитала и под любую недвижимость, направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, побуждает потребителей обратиться в КПК «Поддержка» за такими услугами, что способствует продвижению таких услуг на рынке, и тем самым такая информация по всем признакам соответствует понятию рекламы.

            В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

            В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

            Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

            В рассматриваемом случае объектом рекламирования является финансовая деятельность КПК «Поддержка» по предоставлению займов под материнский капитал, под любую недвижимость.

            Реклама КПК «Поддержка» распространена на территории Республики Мордовия в еженедельных выпусках газеты «PRO ГОРОД Саранск» №№ 2(175) – 40(213) с 21 января по 14 октября 2017 года, что подтверждается договором № .г., заключенным между КПК «Поддержка» и ИП А...заявкой № 1 на производство и размещение рекламных и/или информационных материалов, и копиями публикаций рекламы, которые приложены к письму ИП А... (Редакция газеты «PRO ГОРОД Саранск») от 14.11.2017 (вх.№5118 от 14.11.2017).

            Кредитный потребительский кооператив «Поддержка» зарегистрирован в качестве юридического лица .г. за основным государственным регистрационным номером ., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица, выданным Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю, серия <...> и поставлен на учет по месту нахождения . что подтверждается свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения, выданным Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Саранска, серия..

            Согласно сведениям о юридическом лице – КПК «Поддержка», размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы egrul.nalog.ru (распечатка по состоянию на 21.09.2017 имеется в материалах дела),  основным видом деятельности Кооператива является деятельность по предоставлению потребительского кредита (ОКВЭД 64.92.1), дополнительными видами – деятельность по предоставлению денежных ссуд под залог недвижимого имущества (ОКВЭД 64.92.3), деятельность вспомогательная прочая в сфере финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения (ОКВЭД 66.19), деятельность по предоставлению консультационных услуг по вопросам финансового посредничества (ОКВЭД 66.19.4).

            Согласно Уставу КПК «Поддержка» (адрес: 4.) основная цель кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством: объединения паенакоплений и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива и иных денежных средств в порядке, определенном Уставом кредитного кооператива; размещения денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива для удовлетворения их финансовых потребностей (п.1.1 Устава), и при этом не вправе предоставлять займы лицам, не являющимся членами кредитного кооператива (п.2.5.1 Устава).

            Деятельность КПК «Поддержка», заявленная при его государственной регистрации, соответствует основной цели кредитного кооператива, указанной в Уставе КПК «Поддержка», и отвечает специальным требованиям, предъявляемым действующим законодательством к финансовой деятельности кредитного кооператива при предоставлении займов.

   Статьей 4 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» установлено, что кредитный кооператив предоставляет займы своим членам на основании договоров займа, заключаемых между кредитным кооперативом и заемщиком - членом кредитного кооператива (пайщиком).

Согласно статье 6 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный кооператив не вправе предоставлять займы лицам, не являющимся членами кредитного кооператива (пайщиками).

            В силу части 7 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

   Из приведенных норм с очевидностью следует, что кредитный кооператив наделен правом предоставлять займы только членам кредитного кооператива (пайщикам), в том числе путем совершения операций с материнским капиталом, на основании договора займа, заключаемого между кредитным кооперативом и заемщиком - членом кредитного кооператива (пайщиком).

            Следовательно, условием получения займа под материнский капитал и под любую недвижимость в КПК «Поддержка» является обязательное членство в кооперативе, предполагающее уплату вступительного и паевого взносов.

            Однако в рассматриваемой рекламе КПК «Поддержка», информирующей о возможности любого лица воспользоваться финансовой услугой кредитного кооператива по предоставлению займа (денег) под материнский капитал, под любую недвижимость, до сведения потребителей рекламы не доводится обязательное условие, что предлагаемая услуга займа доступна только лицам, которые станут членами кооператива (пайщиками), уплатившими вступительный и паевой взносы. Тем самым потребители рекламы лишены возможности получения информации о специфике предлагаемых услуг займа в полном объеме, что вводит их в заблуждение относительно действительных условий приобретения  предлагаемой финансовой услуги.

            Между тем, действующим законодательством о рекламе закреплена обязанность доводить до потребителей рекламы все необходимые сведения, способные формировать правильное, достоверное представление об объекте рекламирования.

            В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

            В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

            Следовательно, распространявшаяся на территории Республики Мордовия в еженедельных выпусках газеты «PRO ГОРОД Саранск» №№ 2(175) – 40(213) с 21 января по 14 октября 2017 года реклама «Займ под Материнский капитал. Получение денег без справок, без проверки кредитной истории, под любую недвижимость (в соотв. с ФЗ №190 от 18.07.2009). КПК «Поддержка» 89276448095», в которой отсутствует существенная для потребителей рекламы информация о том, что предлагаемые финансовые услуги по предоставлению займа доступны только членам кооператива (пайщикам), уплатившим вступительный и паевой взносы, нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» и поэтому является ненадлежащей рекламой.

            В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 настоящего Федерального закона.

            В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

            В рассматриваемом случае рекламодателем вышеприведенной рекламы является Кредитный потребительский кооператив «Поддержка» (ИНН/КПП .; ОГРН .), чьими действиями опосредовано и выражено распространение ненадлежащей рекламы.

            В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

            Исследовав и оценив обстоятельства настоящего дела в их совокупности, уполномоченное должностное лицо территориального антимонопольного органа пришло к следующим выводам.

            Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов  Российской Федерации  об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

            Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Соответственно, отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

КПК «Поддержка», реализуя свою волю по распространению рассматриваемой рекламы, обязан был учитывать запреты, установленные законодательством Российской Федерации о рекламе, в том числе требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и при этом имел и правовую, и реальную возможность не нарушать их.

Однако, КПК «Поддержка» не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», тем самым Кооператив пренебрежительно отнесся к исполнению своих обязанностей соблюдать требования законодательства о рекламе, вследствие чего распространил ненадлежащую рекламу, в которой отсутствует существенная для потребителей рекламы информация о том, что предлагаемые финансовые услуги по предоставлению займов под материнский капитал, под любую недвижимость доступны только членам кооператива (пайщикам), уплатившим вступительный и паевой взносы.

            Следовательно, в рассматриваемом случае вина юридического лица - КПК «Поддержка» заключается в непринятии им исчерпывающих мер по соблюдению установленных норм и правил рекламного законодательства.

            Учитывая изложенное, следует признать, что рекламодатель - КПК «Поддержка», при попустительстве которого на территории г.Саранска Республики Мордовия продолжительное время - девять месяцев активно распространялась ненадлежащая реклама финансовых услуг займа, умалчивающая существенную информацию о том, что такой заем  доступен только членам кооператива (пайщикам), уплатившим вступительный и паевой взносы, виновен в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена санкциями части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Местом и временем совершения рассматриваемого правонарушения является город Саранск Республики Мордовия, где в еженедельных выпусках газеты «PRO ГОРОД Саранск» №№ 2(175) – 40(213) с 21 января по 14 октября 2017 года распространялась ненадлежащая реклама финансовых услуг КПК «Поддержка» по предоставлению займов под материнский капитал, под любую недвижимость.

            В силу части 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

            С учетом норм части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе исчисляется сроком в один год.

                        Соответственно, на дату вынесения настоящего постановления срок привлечения к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истек.

                        В настоящее время распространение ненадлежащей рекламы финансовых услуг КПК «Поддержка» по предоставлению займов под материнский капитал, под любую недвижимость прекращено. Также в процессе административного производства не установлено фактов привлечения в течение 2017 года и в январе-феврале 2018 года КПК «Поддержка» к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства.

                        Данные обстоятельства, с учетом положений статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимаются как обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

            Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

            КПК «Поддержка» осуществляет предпринимательскую деятельность в качестве микропредприятием, что подтверждается распечаткой сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от ..

            Уполномоченное должностное лицо антимонопольного органа, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, его статус в качестве микропредприятия, находит, что в отношении КПК «Поддержка», виновного в совершении административного правонарушения, санкции по которому предусмотрены частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как к юридическому лицу, относящемуся к субъектам малого предпринимательства, может быть применена мера административного наказания в виде предупреждения.

            В соответствии с частью 1 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

            В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

            В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

   В силу положений части 1 и части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

            На основании приведенных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и установленных в процессе административного производства обстоятельств применение к КПК «Поддержка» административного наказания в виде предупреждения будет отвечать принципам соразмерности и справедливости наказания, соответствующим характеру совершенного административного правонарушения, и при этом позволит достичь предупредительные цели, установленные частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обеспечить соответствующую защиту охраняемым Законом государственным и общественным интересам.

            Руководствуясь частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а также статьями 1.7, 3.1, 3.4, частью 1 статьи 4.1.1, частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

            1. Признать юридическое лицо – Кредитный потребительский кооператив «Поддержка» (ИНН/КПП 5902603944/132801001; ОГРН 1065902056076; сокращенное наименование – КПК «Поддержка»; дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 27.10.2006; адрес (место нахождения): 430004, .; фактический адрес:.) нарушившим часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку им не соблюдены требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

            2. Заменить юридическому лицу – Кредитному потребительскому кооперативу «Поддержка» (ИНН/КПП 5902603944/132801001; ОГРН 1065902056076) наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

            3. В соответствии со статьей 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупредить юридическое лицо –  Кредитный потребительский кооператив «Поддержка» (ИНН/КПП 5902603944/132801001; ОГРН 1065902056076; сокращенное наименование – КПК «Поддержка»; дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 27.10.2006; адрес (место нахождения): .; фактический адрес: .) об административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, предусмотренной статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

           

            В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

            Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны