Определение №172 определение о назначении дела от 4 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № ­____ о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <....>  – руководитель Мордовского УФАС России

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступило обращение <...>вх. от 10.12.2018 года №5362 об уведомлении Администрации г.о. Саранск частными перевозчиками о намерении увеличить тарифы на услуги по перевозке пассажиров на 5 рублей с 25.12.2018 года.  

В ходе рассмотрения представленной информации установлено следующее.

Согласно пояснениям Администрации г.о. Саранск, вх. от 26.12.2018 года №5651 на территории городского округа перевозка пассажиров осуществляется по 50 муниципальным маршрутам регулярных перевозок. Из них на 25 маршрутах действует нерегулируемый тариф, на 25 маршрутах действует регулируемый тариф.

23 ноября 2018 года в Администрацию г.о. Саранск поступили уведомления от <...> исх. от 23.11.2018 года №41/11-18г, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки на муниципальных городских маршрутах по нерегулируемым тарифам, о повышении стоимости перевозки пассажиров с 20 до 25 руб. с 25 декабря 2018 года.

28 ноября 2018 года в Администрацию г.о. Саранск поступило уведомление от ООО «Сигнал-С» (ИНН 1328903742) исх. от 26.11.2018 года №38, осуществляющего регулярные  пассажирские перевозки на муниципальных городских маршрутах по нерегулируемым тарифам, о повышении стоимости перевозки пассажиров с 20 до 23 руб. с 26 декабря 2018 года.

30 ноября 2018 года в Администрацию г.о. Саранск поступило уведомление от ИП  исх. от 28.11.2018 года №2, осуществляющего регулярные пассажирские перевозки на муниципальных городских маршрутах по нерегулируемым тарифам, о повышении стоимости перевозки пассажиров с 20 до 25 руб. с 25 декабря 2018 года.

Индивидуальные предприниматели осуществляют перевозки по следующим маршрутам:

<...> – маршрут №44;

<...> - маршрут №37;

<...> -  маршрут №32;

<...> - маршруты №№18, 21, 40;

<...> -  маршрут №16;

<...> - маршрут №15;

<...> - маршрут №45;

<...> - маршруты №№2, 5, 41.

<...> осуществляет перевозки по маршрутам №№10,19,22, 24, 25, 28, 35, 36, 38.

<...> осуществляет перевозки по маршрутам №№23, 34, 66.

Администрацией г.о. Саранск также представлены сведения о тарифах на муниципальных маршрутах регулярных перевозок в городах ПФО на 29 ноября 2018 года:

Действующий проезд за одну поездку, рублей

Регион

Транспортные средства малого класса (частный транспорт)

Примечание

г. Саранск

20,00-22,00 - наличный расчет

Тариф повышен с 01.07.2018 года

г. Самара

25,00 - наличный расчет

23,00 - по транспортной карте

Тариф регулируемый, повышение не планируется

г. Нижний Новгород

28,00  - наличный расчет

Тариф повышен на 8 рублей с 17.08.2017 года, повышение тарифа не планируется

г. Казань

25,00  - наличный расчет

23,00 (10 поездок) – по транспортной карте

Тариф регулируемый, повышение тарифа не планируется

г. Саратов

23,00 – наличный расчет

21,00 – транспортная карта

Тариф повышен с 01.08.2018 года

г. Киров

22,00 – наличный расчет

Тариф регулируемый

г. Йошкар-Ола

23,00 – наличный расчет

Тариф повышен с 01.08.2018 года

г. Пенза

23,00 – наличный расчет

Тариф повышен с 16.08.2018 года

г. Ульяновск

М3-19,00 – наличный расчет

М2-20,00 – наличный расчет

После 20ч. 00мин. – 24,00

Тариф повышен с 10.04.2018 года, повышение тарифа планируется в 2019 году

 

Согласно имеющимся данным численность населения в перечисленных городах по состоянию на 2018 год следующая: г. Саранск – 318841 чел., г. Пенза – 523553 чел., г. Самара - 1163399 чел., г. Саратов - 844858 чел., г. Нижний Новгород - 1259013 чел., г. Казань – 1231878 чел., г. Киров - 507155 чел.,                           г. Ульяновск - 626540 чел., г. Йошкар – Ола - 268272 чел.

Таким образом, стоимость проезда в 25 рублей в г.о. Саранск не сопоставима со стоимостью проезда в иных городах ПФО с численностью населения большей, чем в г. Саранск.

Согласно пояснениям <...>вх. от 06.02.2019 года №578 увеличение стоимости проезда является экономически обоснованным и обусловлено возрастающими затратами на страхование, техническое обслуживание автотранспортных средств, повышением цен на ГСМ и прочими расходами.

Пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В силу условий статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, соглашением может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов в любой форме, о которой свидетельствуют скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

В целях Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 220-ФЗ).

В соответствии с Законом № 220-ФЗ регулярные перевозки подразделяются на:

- регулярные перевозки по регулируемым тарифам - это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

- регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.

Таким образом, регулированию подлежат только те тарифы, которые устанавливаются в отношении перевозчиков, действующих на основании муниципального контракта.

С 11.01.2016 перевозчики имеют возможность устанавливать цену проезда самостоятельно, при этом дата изменения цены также определяется перевозчиками самостоятельно.

Однако, предоставленное право исключает реализацию данного права путем заключения антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами.

Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципа разумности и обоснованности.

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе, с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов (пункт 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016).

Антиконкурентное соглашение является моделью группового поведения хозяйствующих субъектов, состоящего из повторяющихся (аналогичных) действий, не обусловленных внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка, которая замещает конкурентные отношения между ними сознательной кооперацией, наносящей ущерб гражданам и государству.

Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, ограничивающее конкуренцию соглашение заключается между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке.

Таким образом, о признаках наличия антиконкурентного соглашения свидетельствуют следующие обстоятельства.

<...> обратились в администрацию города с уведомлением о повышении стоимости проезда по обслуживаемым маршрутам до 25 рублей единовременно - 23 ноября 2018 года, <...> - 30 ноября 2018 года.

Необходимо отметить, что уведомления <...> имеют аналогичное содержание, шрифт, стиль оформления.

Непосредственно повышение цены согласно поданным уведомлениям  <...> произошло единовременно с 25 декабря 2018 года.

Антимонопольным органом установлено, что увеличение цены на 5 рублей, что составляет 25% по сравнению с ранее действующей ценой в 2018 года, уровень инфляции за 2018 год по официальным данным Росстата значительно меньше повышения цен на проезд (4,3%).

Все указанные перевозчики обслуживают разное количество маршрутов, эксплуатируют разное число транспортных средств, используемых на каждом обслуживаемом маршруте, численность персонала не является одинаковой, из чего следует, что расходы перевозчиков не могут быть одинаковыми, а повышение стоимости проезда на одну и ту же величину не может быть экономически обоснованной для каждого индивидуального предпринимателя.

Факторы, на которые указывают заявители: повышение стоимости топлива, повышение стоимости запчастей, повышение стоимости услуг страхования, обслуживания автомобилей, повышение налоговых обязательств, накладных расходов, необходимость оснащения камерами могут быть причиной повышения цены проезда, и не исключают факт заключения <...> устного соглашения, поскольку повышение ими цены на 5 рублей произошло одновременно 25 декабря 2018 года.

Необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий соглашения отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям.

В статье 45.1 ФЗ «О защите конкуренции» определено, что используется антимонопольным органом в качестве доказательств при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства. Достаточность доказательств в каждом конкретном случае должна определяться индивидуально на основе оценки всей совокупности факторов. Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании всестороннего изучения и оценки всех обстоятельств дела, а также всей совокупности доказательств, в том числе фактов встреч конкурентов, переписки, результатов проверок, анализа поведения обществ в рамках предпринимательской деятельности с учетом принципов разумности и обоснованности.

Таким образом, вышеуказанные действия <...> свидетельствуют о заключении и участии в соглашении, которое привело к установлению цены на маршрутах г. Саранск в размере 25 рублей и повышению стоимости проезда с 25 декабря 2018 года на одну и ту же величину (с 20 руб. до 25 руб.),

На основании вышеизложенного в действиях <...> присутствуют признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 6 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

  1. Назначить дело №_______________ к рассмотрению на ___ апреля 2019 года на ___ часов ___ минут по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, 14, 2-ой этаж.
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела №_________________ в качестве заявителя <...>
  3. Привлечь к участию в рассмотрении дела №_________________ в качестве ответчиков <...>
  4. Привлечь к участию в рассмотрении дела №________________ в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых обстоятельствах ООО «Сигнал С» (ИНН 1328903742, 430003, г. Саранск, пр. Ленина, 43).
  5. Привлечь к участию в рассмотрении дела №________________ в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых обстоятельствах Администрацию г.о. Саранск.

6. Ответчикам по делу №______________ в срок до ___________2019 года представить следующую информацию (документы и материалы должны быть заверены надлежащим образом):

- мотивированные объяснения по вменяемому нарушению антимонопольного законодательства со ссылкой на нормативно-правовые акты;

- свидетельство о государственной регистрации общества, ОГРНИП;

- устав общества.

7. Администрации г.о. Саранск по делу №_______________ в срок до ___________ 2019 года представить следующую информацию (документы и материалы должны быть заверены надлежащим образом):

- договоры на осуществление перевозок, заключенные с <...>;

- свидетельства на право осуществления перевозок по маршрутам №44, №37, №32, №18, №21, №40, №16, №15, №45, №2, №5, №41, №10,№19,№22, №24, №25, №28, №35, №36, №38, №23, №34, №66;

- карты маршрутов №44, №37, №32, №18, №21, №40, №16, №15, №45, №2, №5, №41, №10,№19,№22, №24, №25, №28, №35, №36, №38, №23, №34, №66;

- реестр муниципальных городских маршрутов по нерегулируемому тарифу.

 

Явка ответчиков по делу или его представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

Связанные организации

Связанные организации не указаны