Определение №648 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о назначении дела № 013/01/16-586/2019 о наруше... от 8 октября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 013/01/16-586/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (...)

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа Мордовского УФАС России от 02.04.2019 года №49-од была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (431440, Республика Мордовия, Рузаевка, ул. Ленина, д.61).

По результатам проведения проверки составлен Акт проверки № 05 от 29.04.2019 г., согласно которому Администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (далее – Администрация) является исполнительно-распорядительным органом. В соответствии с Уставом Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (принят решением Совета депутатов Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 27.12.2005 г. №19/95) Администрация обладает полномочиями по решению вопросов местного значения, а также осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления Рузаевского муниципального района федеральными законами и законами Республики Мордовия.

В статье 31 Устава закреплены полномочия Администрации, в том числе: для решения вопросов местного значения Администрация исполняет бюджет Рузаевского муниципального района и готовит отчет о его исполнении; выступает заказчиком на выполнение работ (оказания услуг), необходимых для удовлетворения потребностей жителей Рузаевского муниципального района, в пределах предметов ведения Рузаевского муниципального района; осуществляет закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Рузаевского муниципального района.

В ходе проведения проверки Администрацией были предоставлены копии муниципальных контрактов, заключенных по результатам проведения закупок у единственного поставщика.

28.11.2018 г. Администрацией был заключен Муниципальный контракт № 40 «Приобретение (выкуп) нежилого здания для размещения детского сада на 70 мест в п. Левженский Рузаевского муниципального района» с АО «ТРАНС-СЕВЕР».

Инспекцией осуществлен осмотр помещения по адресу: 431440, Республика Мордовия, Рузаевка, ул. Ленина, д.61, а именно: рабочий кабинет Заместителя Главы Рузаевского муниципального района по строительству, архитектуре и коммунальному хозяйству (..)

- рабочее место (...)

- рабочий ноутбук;

- электронная почта zamglavrmr@yandex.ru

Инспекцией произведен осмотр компьютерного устройства.

При осмотре содержимого компьютерного устройства Инспекцией были проанализированы следующие документы:

(...). был подготовлен отчет о невозможности (или нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на приобретение нежилого здания для размещения детского сада на 70 мест в п. Левженский Рузаевского муниципального района. Согласно данному отчету приводится обоснование цены контракта на приобретение нежилого здания для размещения детского сада на 70 мест в п. Левженский Рузаевского муниципального района. Начальная (максимальная) цена контракта обоснована на основании акта экспертного заключения «Определение рыночной стоимости здания детского сада на 70 мест, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Рузаевский район, п. Левженский, ул. Школьная, д. 20 без учета земельного участка» от 09.11.2018 г. № 200/01-18. Кроме того, приводится обоснование невозможности (или нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в связи с ограниченными сроками закупки.

Инспекцией был осуществлен осмотр электронной почты zamglavrmr@yandex.ru

Организация служебной переписки осуществляется непосредственно в браузер-интерфейсе почтового сервиса yandex.ru. В качестве программного обеспечения использовался стандартный проводник MSWindows, Яндекс.Браузер. Документы (информация) из почтовых баз данных (в т.ч. программ мгновенного обмена сообщениями и пр.) выведены на печать и являются приложением к Акту проверки.

В ходе анализа электронной почты zamglavrmr@yandex.ru установлена многочисленная переписка с transsever.rm@mail.ru.

Между указанными лицами происходит пересылка проекта контракта, акта приема-передачи, счетов, претензии.

В ходе проведения осмотра электронной почты была обнаружена электронная переписка с ООО «ПРОЕКТ-13» (proekt-13r@mail.ru). Согласно содержанию электронного сообщения от 15.06.2018 г. к письму приложены ссылки на следующие файлы «16-015 Детский сад на 70 мест Левж. э 1кв18.zip (105.2 Мб), а также ссылка для скачивания файлов.

Также была обнаружена электронная переписка с Управлением муниципального заказа, строительства и целевых программ (upravlenie.stroy.adm@yandex.ru). К письму от 09 января приложены следующие документы: «16-015 Детский сад на 70 мест Левж. э 1кв18 22.06.18.zip», «2-ПД (Проектная документация) Детский сад на 70 мест.zip», «Положительное заключение.pdf, «Положительное заключение Достоверность.pdf».

«16-015 Детский сад на 70 мест Левж. э 1кв18 22.06.18.zip» содержит следующие документы:

«Пояснительная.rtf» (Пояснительная записка на «Детский сад на 70 мест, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Рузаевский муниципальный район, п. Левженский, ул. Школьная»);

«сводная-тек 64 595.01+.xls» (Сводный сметный расчет стоимости строительства Детского сада на 70 мест, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Рузаевский муниципальный район, п. Левженский, ул. Школьная с общей сметной стоимостью тыс. руб. 64,595.01);

«сводная баз 9 003.34+.xls» (Сводный сметный расчет стоимости строительства Детского сада на 70 мест, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Рузаевский муниципальный район, п. Левженский, ул. Школьная с общей сметной стоимостью тыс. руб. 9,003.34);

«0 содержание сад 70 мест. rtf»;

«сводная-тек 64 595.01+.rtf» (Сводный сметный расчет стоимости строительства Детского сада на 70 мест, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Рузаевский муниципальный район, п. Левженский, ул. Школьная с общей сметной стоимостью тыс. руб. 64,595.01);

«сводная баз 9 003.34+. rtf (Сводный сметный расчет стоимости строительства Детского сада на 70 мест, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Рузаевский муниципальный район, п. Левженский, ул. Школьная с общей сметной стоимостью тыс. руб. 9,003.34);

«02-01 объектная-тек35966.17+. xls» (Объектный сметный расчет №02-01, Локальная смета №02-01-02);

«ВЕДОМОСТЬ ДОГОВОРНЫХ ЦЕН сад. xls».

«2-ПД (Проектная документация) Детский сад на 70 мест.zip» содержит Проектную документацию Детский сад на 70 мест, подготовленную ООО «Проект-13» в 2016 г.;

«Положительное заключение.pdf» содержит положительное заключение экспертизы ГАУ «Управление государственной экспертизы Республики Мордовия» № 13-1-1-2-0190-17.

Положительное заключение.pdf, «Положительное заключение Достоверность.pdf» содержит положительное заключение экспертизы ГАУ «Управление государственной экспертизы Республики Мордовия» № 13-1-0316-18.

Инспекцией установлено, что проектная и сметная документация направлялись в адрес Администрации. Администрация располагала сведениями об объекте строительства: Детский сад на 70 мест до момента заключения муниципального контракта, принятия решения об инвестировании денежных средств в выкуп нежилого здания.

Кроме того, Инспекцией установлено, что выделение денежных средств осуществлялось до ввода здания в эксплуатацию.

Муниципальный контракт № 40 28.11.2018 г. заключен в соответствии пунктом 31 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»).

В соответствии с Муниципальным контрактом № 40 основанием для его заключения явилось Постановление Администрации от 31.10.2018 г. № 841.

В соответствии с указанным постановлением рассмотрев предложение заместителя Главы Рузаевского муниципального района по строительству, архитектуре и коммунальному хозяйству (..) на основании Постановления Правительства Республики Мордовия от 30.10.2018 г. № 521и Порядка принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности Рузаевского муниципального района от 12.12.2014 г. № 1711 Администрация приняла решение об осуществлении инвестиции за счет средств бюджета Рузаевского муниципального района на приобретение нежилого помещения, предназначенного для размещения детского сада на 70 мест в поселке Левженский Рузаевского муниципального района в муниципальную собственность Рузаевского муниципального района.

Инспекцией установлено, что заключению Муниципального контракта № 40 от 28.11.2018 г., предшествовали следующие действия:

Законом Республики Мордовия от 25.12.2017 № 107-З утвержден республиканский бюджет Республики Мордовия на 2018 г.

Постановлением Правительства РМ от 06.08.2018 № 404 утверждено распределение иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований в Республике Мордовия на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в 2018 году.

Постановление Правительства РМ от 30.10.2018 № 521 в Постановление Правительства РМ от 06.08.2018 № 404 были внесены изменения в распределение, в соответствии с которым предусмотрено распределение межбюджетных трансфертов в объект капитального вложения в Рузаевском муниципальном районе «Детский сад на 70 мест в п. Левженский, Рузаевский муниципальный район». Объем финансового обеспечения на реализацию мероприятий составляет 31 830,3 тыс. руб. за счет средств из федерального бюджета, 32764, 71 тыс. руб. за счет средств из республиканского бюджета Республики Мордовия. Общий объем 64 595, 01 тыс. руб.

Недвижимое имущество - «Детский сад на 70 мест в п. Левженский, Рузаевский муниципальный район» расположено на земельном участке с кадастровым номером 13:17:0122001:867.

В 2016 г. по заказу ООО «Ремонтно-строительная компания «Универсал» ООО «Проект 13» разработана проектная документация «детский сад на 70 мест».

21.07.2017 г. ГАУ «Управление государственной экспертизы Республики Мордовия» выдано Положительное заключение экспертизы №13-1-1-2-0190-17 объекта капитального строительства «Детский сад на 70 мест».

02.07.2018 г. 21.07.2017 г. ГАУ «Управление государственной экспертизы Республики Мордовия» выдано Положительное заключение экспертизы №13-1-0316-18 объекта капитального строительства «Детский сад на 70 мест».

Разрешение на строительство №13-RU13517314-20-2018 выдано 05.10.2018 г.

09.11.2018 г. ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» Центр некоммерческих судебных строительно-технических экспертиз составлен Акт экспертного исследования определения рыночной стоимости здания детского сада на 70 мест, расположенного по адресу: РМ, Рузаевский район, п. Левженский, ул. Школьная, д. 20 без учета земельного участка. Рыночная стоимость детского сада определена в 64 595 010 рублей.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № 13- RU13517314-28-2018 выдано 22.11.2018 г.

Право собственности на объект № 13:17:0122001:1327-13/065/2018-1 зарегистрировано 23.11.2018 г.

Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс РФ) установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений указанного кодекса.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств (часть 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ).

Подготовка и реализация бюджетных инвестиций и представление субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимости имущества в государственную или муниципальную собственность регламентированы статьями 78.2, 79 Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии с частью 1-2 статьи 78.2 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее в настоящей главе - капитальные вложения в объект государственной (муниципальной) собственности) с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у этих предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

Принятие решений о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление за счет предусмотренных настоящей статьей субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и предоставление указанных субсидий осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

В соответствии с частью 1-2 статьи 78.2 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

Объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных (муниципальных) учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у государственных (муниципальных) унитарных предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны.

Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

ФЗ «О контрактной системе» регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 ФЗ «О контрактной системе»).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 ФЗ «О контрактной системе»).

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 названного Федерального закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 ФЗ «О контрактной системе»).

Закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки, а, следовательно, применение такого метода закупок должно осуществляться исключительно в случаях, установленных законом.

Статьей 93 ФЗ «О контрактной системе» определены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), имеющие исключительный характер, когда применение процедур конкурентного отбора невозможно либо нецелесообразно.

В соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе» закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта (часть 3 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе»).

В целях реализации полномочий в рамках пункта 31 части 1 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе» соответствующий объект уже должен существовать как таковой, то есть заказчик не имеет права заключать контракты с единственным поставщиком в случае, если предметом такого контракта является приобретение строящегося (незавершенного) либо несуществующего нежилого здания, строения, сооружения (аналогичный вывод содержится в письмах Минэкономразвития России от 21.11.2016 № Д28и-3029 и от 14.10.2016 № ОГ-Д28-12301).

Вместе с тем, Мордовским УФАС России установлено, что на момент принятия решения об осуществлении инвестиций за счет средств бюджета Рузаевского муниципального района на приобретение нежилого помещения, предназначенного для размещения детского сада, объект продажи имел незавершенный характер, разрешение на ввод его в эксплуатацию было получено 07.11.2018 г., в новой редакции - 22.11.2018 г., следовательно, в рассматриваемой ситуации объект был фактически достроен по заказу заинтересованных лиц.

ФЗ «О контрактной системе» регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно статье 24 ФЗ «О контрактной системе» Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Проведение конкурсов и аукционов является одним из способов экономии бюджетных средств, затрачиваемых при проведении закупок.

Осведомленность каждого из субъектов о согласованных действиях друг друга заранее может быть установлена не только при предоставлении доказательств получения ими конкретной информации, но и исходя из общего положения дел на товарном рынке, которое предопределяет предсказуемость такого поведения как групповой модели, позволяющей за счет ее использования извлекать неконкурентные преимущества.

В результате реализации «антиконкурентного» соглашения, исключается возможность экономии бюджетных средств при закупке, путем исключения конкурентной борьбы между участниками, а создаются условия монополизации изначально конкурентного рынка путем устранения конкуренции (ограничения круга участников торгов), что также не способствует развитию малого и среднего предпринимательства, являющегося одним из приоритетных направлений социально-экономической политики Российской Федерации в целом и региона в частности.

Руководствуясь изложенным, в действиях Администрации, АО «Транс-Север», ООО «Ремонтно-строительная компания «Универсал» выявлены признаки нарушения требований антимонопольного законодательства, а именно, статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 08.10.2019 г. № 122-од о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, АО «Транс-Север», ООО «Ремонтно-строительная компания «Универсал» пункта 4  статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 6 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Назначить дело № 013/01/16-586/2019 к рассмотрению на 28 октября 2019 года на 11 часов 00 минут по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, 14, 2-ой этаж.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 013/01/16-586/2019 в качестве ответчика: Администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (ИНН 1324125347, 431440, Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Ленина, д.61);

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 013/01/16-586/2019 в качестве ответчика: АО «Транс-Север» (ИНН 6617006973, 423001, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Титова, д. 5А);

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 013/01/16-586/2019 в качестве ответчика: ООО «Ремонтно-строительная компания «Универсал» (ИНН 1326217547, 430001, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Пролетарская, д. 130А, оф. 204)

4. Ответчикам в срок до 25 октября 2019 года представить в адрес Мордовского УФАС России следующие документы и сведения:

- письменные объяснения по доводам материалов дела № 013/01/16-586/2019, иные документы и письменные пояснения, которые могут иметь значение для рассмотрения дела по существу.

Явка ответчика по делу или его представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

Документы и материалы должны быть заверены надлежащим образом.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны