Решение №648 Решение по делу № 492 от 25 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                              г. Саранск

Резолютивная часть решения оглашена «16» октября 2018 г.

В полном объеме решение изготовлено «25» октября 2018г.

 

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: <…>, члены Комиссии: <…>

в отсутствии представителей ООО «ИнКомСистемы - Мордовия», ООО «Газпром межрегионгаз Саранск», надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 492 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия поступили обращения ООО «ИнКомСистемы - Мордовия» (вх. № 3321 от 07.08.2018 г.), по подведомственности из Прокуратуры Республики Мордовия (вх. № 3358 от 09.08.2018 г., №3565 от 21.08.2018 г.), в которых указывается на признаки нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» антимонопольного законодательства, выразившиеся в ограничении подачи газа Заявителю.  

На основании полного и всестороннего исследования обстоятельств дела Комиссия пришла к следующим выводам.

ООО «ИнКомСистемы - Мордовия» предоставляет услуги горячего водоснабжения и отопления на территории Чамзинского района Республики Мордовия, а именно: п. Чамзинка, п. Комсомольский, с. Апраксино.

ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» осуществляет поставку газа ООО «ИнКомСистемы – Мордовия» на основании Договора поставки газа от 20.07.2017 г. № 31-5-7862/18-22.

30.07.2018 г. в адрес ООО «ИнКомСистемы - Мордовия» поступило предупреждение ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» о полном ограничении подачи газа через 3 рабочих дня, начиная с 09 часов 00 минут 03.08.2018 г., на основании задолженности за поставленный газ, которая составляет 63 235 480, 50 руб.

02.08.2018 г. на основании Договора возмездного оказания услуг по прекращению, ограничению и возобновлению подачи газа потребителям № 200 от 27.12.2013 г. ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» направило заявку в АО «Газпром газораспределение Саранск» № 03-05/ОРГ-060 на прекращение подачи газа ООО «ИнКомСистемы - Мордовия».

03.08.2018 г. в 09 часов 05 минут представителем филиала АО «Газпром газораспределение Саранск» в п. Чамзинка совместно с представителями территориального участка п. Чамзинка ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» и ООО «ИнКомСистемы - Мордовия» был составлен  Акт об отключении потребителя от 03.08.2018 г., согласно которому произведено ограничение подачи (поставки) газа т/п №2 в п. Комсомольский, ул. Садовая ООО «ИнКомСистемы - Мордовия» путем отключения в ШРП №131 на вводе в теплопункт.

Согласно письменным объяснениям (вх. 3520 от 17.08.2018 г.) ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» в рассматриваемом случае руководствовалось положениями Договора поставки газа от 20.07.2017 г. № 31-5-7862/18-22, а также нормами действующего законодательства.

Согласно представленным ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» документам (вх. 3632 от 24.08.2018 г.) задолженность ООО «ИнКомСистемы-Мордовия» за потребленный газ по Договорам поставки газа от 08.11.2016 г. № 31-5-7862/16, от 20.07.2017 г. № 31-5-7862/18-22 за период с ноября 2017 г. по июль 2018 г. составила 63 080,632 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 3.3 Договора поставки газа от 20.07.2017 г. № 31-5-7862/18-22 поставщик имеет право ограничить и/или полностью прекратить поставку газа покупателю в случае неоднократного (два и более периода платежа) нарушения сроков оплаты за поставляемый газ.

Под нарушением сроков оплаты стороны понимают полное или частичное отсутствие оплаты за газ в сроки, указанные в пункте 5.5.2 настоящего договора.

Решение об ограничении или прекращении поставки газа принимается поставщиком в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для его принятия.

В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 ГК РФ).

При этом согласно пункту 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным данным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

В силу статьи 25 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ №О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении) при несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 № 1245 (далее – Правила ограничения), устанавливают порядок ограничения подачи (поставки) и отбора газа юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее - потребители).

Из содержания «подпункта «е» пункта 2 Правил ограничения основанием для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.

В соответствии с пунктом 8 Правил ограничения поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа.

В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренных приложением, срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.

В соответствии с указанным Приложением к Правилам ограничения организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) теплоснабжения населенных пунктов, относятся к категории потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Вместе с тем, ограничение подачи (поставки) и отбора газа потребителя, неисполняющего или ненадлежащим образом исполняющего обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке не должно нарушать права и законные интересы абонентов, не имеющих задолженности по оплате за газ.

Так согласно пункту 10 Правил ограничения ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов (далее - абоненты, не имеющие задолженности), осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 11 - 13 настоящих Правил.

Пункты 11-13 Правил ограничения устанавливают: потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.

Исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 11 настоящих Правил, может осуществляться потребителем путем:

а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности;

в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте "б" настоящего пункта.

Обязанность по соблюдению прав и законных интересов добросовестных потребителей в отношении некоторых коммунальных ресурсов прямо установлена нормами, регламентирующими ограничение соответствующих ресурсов:

В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, другими федеральными законами.

Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).

Ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается (пункт 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354)

В соответствии с пунктом 3 «Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел» (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 01.02.2012) действия ресурсоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, являются незаконными.

Вместе с тем, в материалы дела ООО «ИнКомСистемы - Мордовия» представлена информация, согласно которой обстоятельства, послужившие основанием для обращения в антимонопольный орган так и не наступили (вх. № 4197 от 28.03.2018 г.).

Также в материалы дела представлены Товарная накладная №19964 от 31.08.2018 г. по поставке за август 2018 г. по договору от 20.07.2017 г. № 31-5-7862/18-22, Счет-фактура «24213 от 31.08.2018 г., Сводный акт сдачи-приемки газа №299 между ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» и ООО «ИнКомСистемы - Мордовия» по договору от 20.07.2017 г. № 31-5-7862/18-22 за август 2018 года, согласно которым в спорный период (август 2018 г.) Поставщик бесперебойно осуществлял передачу газа  Покупателю в объемах, предусмотренных пунктом 2.1.2 договора от 20.07.2017 г. № 31-5-7862/18-22.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ).

К нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

При оценке действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, учитываются положения статьи 10 ГК РФ, положения Закона о защите конкуренции, и в частности, определяются, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Следовательно, злоупотребление доминирующим положением характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:

1) доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

2) совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия);

3) наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей;

4) наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его.

Таким образом, исследовав материалы дела, представленные доказательства, Комиссия приходят к выводу, что в действиях (бездействии) ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» не усматривается фактическое ограничение подачи (поставки) газа ООО «ИнКомСистемы - Мордовия», а также не установлен факт ущемления прав и законных интересов абонентов, своевременно оплачивающих использованные топливно-энергетические ресурсы.

При таких обстоятельствах действия ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» не образуют состава нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Производство по делу № 492 в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.

 

Председатель комиссии                                                                            <…>

 

Члены комиссии:                                                                                     <…>                                                                                                     

Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республике и Мордовия в течение трех месяцев со дня его принятия, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны