Предупреждение №ЕЛ/2038/24 Предупреждение в отношении Администрации Зубово-Поляна от 23 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135 ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) к основным функциям антимонопольного органа относится обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38 ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) органам местного самоуправления в сфере наружной рекламы предоставлены полномочия по утверждению схем размещения рекламных конструкций (часть 5.8 статьи 19 Закона о рекламе), выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (часть 9 статьи 19 Закона о рекламе) и предписаний о демонтаже рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых в отсутствие разрешения, срок действия которого не истек (часть 10 статьи 19 Закона о рекламе); принятию решения об аннулировании разрешений, по основаниям, установленным Законом о рекламе (часть 18 статьи 19 Закона о рекламе), а также право обращаться в суд с иском о признании ранее выданного разрешения недействительным (часть 20 статьи 19 Закона о рекламе).

Надлежащее исполнение органами местного самоуправления обязанностей в сфере контроля за установкой и эксплуатацией рекламных конструкций является основой развития этого сектора экономики, обеспечивает равные условия осуществления предпринимательской деятельности на рынке наружной рекламы, препятствует созданию барьеров входа на указанный рынок и не позволяет создавать условия ограничения или устранения конкуренции.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) в рамках исполнения поручения ФАС России от 12.04.2024 г. № МШ-10279-С/24 были направлены запросы в органы местного самоуправления Республики Мордовия, в том числе о наличии утвержденных схем размещения рекламных конструкций и их публикации в сети «Интернет».

Постановление Администрации Зубово-Полянского муниципального района № 663 от 10.10.2018 г. «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия» на указанном выше сайте не размещено (https://zpolyana-rm.ru/normact/tag/43?filter_month_from=9&filter_year_from=2018&filter_month_to=11&filter_year_to=2018).

Кроме того, на официальном сайте не представляется возможным осуществить поиск схемы размещения рекламных конструкций Зубово-Полянского муниципального района.

Данные обстоятельства подтверждаются письменными пояснениями, представленными Администрацией в адрес Мордовского УФАС России письмом от 27.04.2024 № 1867.

Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований статьи 19 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются.

В соответствии с частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.

Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.

Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.

Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 98-ФЗ) установлено, что до 1 января 2014 года органы местного самоуправления обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона № 98-ФЗ с 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.

Как установлено пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

Как установлено частью 5.1 статьи 19 Закона о рекламе, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

Таким образом, неопубликование схемы размещения рекламных конструкций на территории Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия делает невозможным выдачу разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Из указанного также следует, что неопубликование схемы размещения рекламных конструкций влечет за собой невозможность проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с хозяйствующими субъектами. Также создает условия, которые могут повлечь необоснованный отказ в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций и привести к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов.

В данном случае у хозяйствующих субъектов отсутствует возможность в полном объеме реализовать свои права в отношении размещения рекламных конструкций, в связи с отсутствием у рекламораспространителей полной информации об имеющихся местах размещения рекламных конструкций на территории Зубово-Полянского муниципального района.

Таким образом, у них отсутствует возможность установить необходимую информацию по интересующим рекламным конструкциям.

Хозяйствующие субъекты ограничиваются в своих законных правах на получение прибыли от использования рекламной конструкции. Данное бездействие Администрации является препятствием для осуществления хозяйствующими субъектами своей предпринимательской деятельности.

В силу положений статьи 4 Закона № 98-ФЗ органы местного самоуправления обязаны были разработать и утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе, еще до 1 января 2014 года. Администрацией не представлено доказательств принятия необходимых и исчерпывающих мер для выполнения требований части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе и статьи 4 Закона № 98-ФЗ и своевременной разработки, направления на согласование в уполномоченный орган, на утверждение.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Как установлено пунктом 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», при наличии спора о соответствии статье 15 Закона о защите конкуренции правовых актов, решений, действий (бездействия) антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить угрозу наступления таких последствий на определенном товарном рынке, в том числе в результате нарушения прав и законных интересов отдельных участников рынка, создания для них конкурентных преимуществ или препятствий в конкуренции на товарных рынках.

На основании изложенного, бездействие Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в не размещении постановления Администрации Зубово-Полянского муниципального района № 663 от 10.10.2018 г. «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия», а также в не размещении надлежащим образом и полном объеме схемы размещения рекламных конструкций на территории Зубово-Полянского муниципального района на сайте https://zpolyana-rm.ru/ содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со статьей 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в случае выявления признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом выдается предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с наличием в бездействии Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия по адресу: 431110, Республика Мордовия, р.п. Зубова Поляна, ул. Новикова Прибоя, д. 4 (ИНН 1308049890) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия на основании статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости в срок до 23 июля 2024 года прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выполнив обязанности, предусмотренные частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», а именно:

1. Разместив постановление Администрации Зубово-Полянского муниципального района № 663 от 10.10.2018 г. «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия» на сайте https://zpolyana-rm.ru/

2. Разместив схему размещения рекламных конструкций на официальном сайте Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия после исполнения пункта 1 данного предупреждения.

 

О выполнении предупреждения сообщить в Мордовское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

Примечание: При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции). 

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (часть 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Связанные организации

Администрация Зубово-Полянского муниципального района
ИНН 1308049890, ОГРН 1021300660523