Решение №236 решение по делу от 6 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 013/07/3-224/2022

г. Саранск

Резолютивная часть решения оглашена «31» марта 2022 г.

В полном объеме решение изготовлено «6» апреля 2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

председатель Комиссии: <..> – заместитель руководителя Мордовского УФАС России,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

<...> – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя Общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Бастион» (ООО «ЧОО «Бастион», Заявитель) – <...> (доверенность № б/н от 01.03.2022),

в присутствии представителя федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» (далее – ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва», Заказчик) – <...> (доверенность №01-06-04/136 от 19.11.2021),

при участии заинтересованного лица – представителя общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация «Держава» <...> (доверенность №3 от 01.02.2022),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции», Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «ЧОО «Бастион» (вх. №1851 от 23.03.2022) на действия Заказчика – ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» при проведении открытого конкурса, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, в электронной форме на оказание услуг по обеспечению безопасности объектов ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru № 32211076427),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступила жалоба ООО «ЧОО «Бастион» (вх. №1851 от 23.03.2022) на действия Заказчика – ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» при проведении открытого конкурса, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, в электронной форме на оказание услуг по обеспечению безопасности объектов ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru № 32211076427).

Информация о поступлении жалобы на действия Организатора торгов размещена на официальном сайте Мордовского УФАС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.mordovia.fas.gov.ru.

Сторонам по делу направлено уведомление от 25.03.2022 № 835 о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

В соответствии с уведомлением рассмотрение жалобы назначено на 14 часов 30 минут 31 марта 2022 года.

Согласно части 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы.

В связи с необходимостью получения дополнительных документов Мордовским УФАС России принято решение о переносе срока рассмотрения жалобы по делу №013/07/3-224/2022 на 01 апреля 2022 года на 15 часов 40 минут.

Как следует из жалобы Заявителя, ООО «ЧОО «Бастион» являлся участником конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по обеспечению безопасности объектов ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва».

Согласно протокола №32211076427-2 (1002-2) (2) подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 14 марта 2022 года (опубликован в ЕИС 16.03.2022 г.) определен победитель ООО «Бастион» (660075, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Красной Гвардии, д. 23).

ООО «ЧОО «Бастион» произвело проверку и определило, что организация победитель не имела опыта оказания услуг в количестве и качестве, определённом по критерию в 100 баллов. По мнению Заявителя, Заказчик неверно посчитал баллы по квалификации, не проверил предоставленные участниками документы на соответствие установленным требованиям.

В ответ на доводы, изложенные в жалобе ООО «ЧОО «Бастион» (вх. №1851 от 23.03.2022), Заказчик представил письменные пояснения (вх. №1920 от 28.03.2022), с доводами жалобы не согласен.

Изучив имеющиеся материалы жалобы, представленные доказательства, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Таким образом, статья 18.1 Закона о защите конкуренции не подлежит применению только в отношении жалоб, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Жалобы на торги, проводимые по иным основаниям, подлежат рассмотрению по статье 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных данной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования. Таким образом, комиссия антимонопольного органа не вправе подменять заявителя и рассматривать оспариваемые действия заказчика на предмет иных нарушений, не указанных заявителем.

Часть 2 статьи 1 Закона о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятым в соответствии с ними и утвержденным в установленном порядке правовым актом, регламентирующим правила закупки.

Положение о закупке федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» (далее – Положение о закупке) в действующей редакции утверждено заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации <...> от 20 декабря 2018 года и размещено на сайте http://zakupki.gov.ru/. 29 июня 2021 заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации <...> утверждены изменения в Положение о закупке.

06.03.2022 Заказчиком на официальном сайте https://zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32211076427 (далее – Извещение) и Конкурсная документация на проведение открытого конкурса в электронной форме №1002 на оказание услуг по обеспечению безопасности объектов ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» для нужд федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», утвержденная проректором по административно-хозяйственной работе и безопасности ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева»<...> 05 марта 2022 года (далее – Документация).

Предмет закупки: Оказание услуг по обеспечению безопасности объектов ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва»

Дата начала срока подачи заявок: 27.01.2022.

Дата и время окончания подачи заявок: 11.03.2022 в 10.00 (МСК).

Дата рассмотрения первых частей заявок (по местному времени заказчика): 11.03.2022 (МСК).

Дата рассмотрения вторых частей заявок (по местному времени заказчика): 14.03.2022 (МСК).

Дата подведения итогов: 14.03.2022 (МСК).

Согласно протоколу №32211076427-2 (1002-2) (2) подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 14 марта 2022 года на рассмотрение и оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме были допущены 5 (пять) заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме:

№ п/п

Идентификационный номер заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме

Дата и время регистрации заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме

Наименование участника открытого конкурса в электронной форме

Почтовый адрес участника открытого конкурса в электронной форме

1

1

7 марта 2022 года, 23:51

ООО ЧОО «Держава»

 

2

2

9 марта 2022 года, 10:03

ООО «Бастион»

 

3

3

10 марта 2022 года, 15:33

ООО ЧОО «Бастион»

 

4

4

10 марта 2022 года, 16:41

ООО ЧОП «СИГМА»

 

5

5

10 марта 2022 года, 20:20

ООО ЧОП «Гектор»

 

ООО «Бастион» по результатам оценки заявки был присвоено первый номер.

Согласно представленным пояснениям (вх. №1920 от 28.03.2022) Заказчик подтверждает, что ООО «Бастион» (г. Красноярск, ИНН ), объявленное победителем открытого конкурса не имело самостоятельного опыта оказания услуг охраны, достаточного для получения 100 баллов (60 баллов с учетом значимости) по критерию «Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)».

Однако, заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме ООО «Бастион» (г. Красноярск, ИНН ) содержала договор простого товарищества (совместная деятельность) №03-02 от 03 февраля 2022 года между ООО «Бастион» (г. Красноярск) и ООО ОП «Аргус-92» (г. Санкт-Петербург) (далее – Договор), согласно которому ООО ОП «Аргус-92» предоставляет для участия в конкурсе свой опыт исполнения контрактах (договор).

Согласно пункту 1.1 Договора «Товарищи» обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли. Деятельность осуществляется исключительно в рамках участия в открытом конкурсе в электронной форме №1002 на оказание услуг по обеспечению безопасности объектов ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» для нужд федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», а также если участником открытого конкурса №1002, на стороне которого выступают лица, указанные в преамбуле настоящего Договора и Заказчиком – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» по результатам открытого конкурса №1002, указанного в п. 1.1 настоящего Договора, будет заключен Договор на оказание услуг по обеспечению безопасности ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева».

Согласно пункта 11.6 Документации в случае если на стороне одного участника закупки выступает несколько лиц, заявка на участие в конкурсе должна также включать в себя соглашение лиц, участвующих на стороне такого участника закупки, содержащее следующие сведения:

1) об их участии на стороне одного участника закупки, с указанием количества товара, объема работ, услуг, подлежащих соответственно поставке, выполнению, оказанию каждым из указанных лиц в отдельности в случае, если участником закупки, на стороне которого выступают указанные лица, и заказчиком по результатам проведения конкурса будет заключен договор;

2) о распределении между ними сумм денежных средств, подлежащих оплате заказчиком в рамках заключенного с участником закупки договора, в случае, если участником закупки, на стороне которого выступают указанные лица, и заказчиком по результатам проведения конкурса будет заключен договор; распределение сумм денежных средств указывается в соглашении в процентах от цены договора, предложенной участником закупки в заявке на участие в конкурсе;

3) о распределении между ними обязанности по внесению денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, в случае если в конкурсной документации содержится требование об обеспечении такой заявки; сведения о распределении данной обязанности указываются в соглашении путем определения конкретных сумм денежных средств, которые должны быть перечислены одним или несколькими лицами, выступающими на стороне одного участника закупки;

4) о предоставляемом способе обеспечения исполнения договора и лице (лицах) (из числа лиц, выступающих на стороне одного участника закупки), на которого (которых) возлагается обязанность по предоставлению такого обеспечения, если в конкурсной документации содержится требование об обеспечении исполнения договора;

В соответствии с пунктом 11.7 Документации в случае если на стороне одного участника закупки выступает несколько лиц, информация и документы, предусмотренные подпунктами 1, 4 пункта 11.5 настоящей документации предоставляются в отношении каждого такого лица, а информация и документы, предусмотренные подпунктом 2 пункта 11.5 настоящей документации предоставляются в отношении хотя бы одного из выступающих на стороне участника закупки лиц.

Комиссия Мордовского УФАС России изучила заявку ООО «Бастион» и пришла к выводу, что заявка участника соответствует требованиям, предусмотренным пунктами 11.6 – 11.7 Документации.

Заявитель на заседании Комиссии указал, что в Документации он не обнаружил положений, предусматривающих коллективное участие.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Согласно части 1 раздела 5 Положения о закупке участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Таким образом, возможность подачи заявки от нескольких лиц, выступающих на стороне одного участника предусмотрена законодательством и Положением Заказчика.

Однако, согласно пункту 6.1 Документации участником закупки является любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Следовательно, Документацией не предусмотрена возможность подачи заявки от нескольких лиц, выступающих на стороне одного участника.

Таким образом, право на участие в закупке представлено юридическому лицу, физическому лицо, индивидуальному предпринимателю, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с Положением о закупке. Возможность предоставления коллективной заявки на участие в закупке документацией не предусмотрена. Данное обстоятельство в свою очередь не соответствует Положению о закупках Заказчика, в соответствии которым участником процедуры закупки может являться любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В связи с чем, Комиссия пришла к выводу о несоответствии требования пункта 6.1 Документации Положению о закупках и части 5 статьи 3 Закона о закупках.

Кроме того, действия Заказчика, выразившиеся в установлении противоречивых требований к участникам закупки и требований к заявке, если на стороне одного участника закупки выступает несколько лиц, вводят в заблуждение потенциальных участников конкурса и конкурсную комиссию Заказчика, которая не могла принять обоснованное решение о допуске или об отказе в допуске к участию, так как в пункте 6.1 Документации не предусмотрено коллективное участие, а пунктами 11.6 и 11.7 Документации установлены требования к заявке в случае если на стороне одного участника закупки выступает несколько лиц.

Таким образом, действия Заказчика по установлению в Документации противоречивых и вводящих в заблуждение требований к участникам, являются нарушением пункта 9 части 10 статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В рассматриваемом случае, Комиссия Мордовского УФАС считает необходимым выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мордовского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ЧОО «Бастион» (вх. №1851 от 23.03.2022) обоснованной.

2. Признать действия Заказчика – ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» при проведении открытого конкурса, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, в электронной форме на оказание услуг по обеспечению безопасности объектов ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва», выразившиеся в установлении в Документации противоречивых и вводящих в заблуждение требований к участникам, нарушением пункта 9 части 10 статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику – ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Мордовского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии:

 

Примечание. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны