Решение №ЕЛ/1513/23 Решение от 28 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу № 013/10/18.1-237/2023

                                                                                                                                     г. Саранск

 

Резолютивная часть решения оглашена «25» апреля 2023 г.

В полном объеме решение изготовлено «28» апреля 2023 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель комиссии: <...> – руководитель Мордовского УФАС России;

Члены Комиссии: <...> – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России;

<...> – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России;

<...> – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России;

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России;

в присутствии:

представителей Заказчика АО «Специализированный застройщик «Мордовская ипотечная корпорация» - <...> (доверенность от 19.05.2022 г. № 24), <...> (доверенность от 20.04.2023 г. №13);

ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ», надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения жалобы (уведомление от 18.04.2023 № ЛА/1376/23), явку представителя не обеспечило,

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» (вх. № 1829-ИП/23 от 17.04.2023, вх. № 1830-ИП/23 от 17.04.2023, вх. №1859-ЭП/23 от 17.04.2023, вх. №1891-ЭП/23 от 19.04.2023) на действия Заказчика – Акционерное общество «Специализированный застройщик «Мордовская ипотечная корпорация» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика за 2023 год (извещение в ЕИС № 1209000000123000001),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступила жалоба ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» (вх. № 1829-ИП/23 от 17.04.2023, вх. № 1830-ИП/23 от 17.04.2023, вх. №1859-ЭП/23 от 17.04.2023, вх. №1891-ЭП/23 от 19.04.2023) на действия Заказчика – Акционерное общество «Специализированный застройщик «Мордовская ипотечная корпорация» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика за 2023 год (извещение в ЕИС № 1209000000123000001) (далее – Конкурс).

Сторонам по делу направлено уведомление № ЛА/1376/23 от 18.04.2023 г. о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В соответствии с уведомлением рассмотрение жалобы назначено на 25 апреля 2023 года на 12 часов 00 минут.

Как следует из жалобы Заявителя, Заказчиком при размещении извещения о проведении Конкурса были допущены следующие нарушения действующего законодательства:

1. Заказчик не указал идентификационный код закупки, чем нарушил прямые обязательные требования для электронной формы закупки и затруднил подачу жалобы в УФАС, что делает технически невозможной подачу жалобы через систему ЕИС.

2. Заказчиком установлено требование о включении участника закупки в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.  

3. Показатели оценки «общее количество исполненных участником закупки договоров» и «наличие у участников закупки специалистов определенного уровня квалификации» имеют противоречивый характер.

4. В показателе оценки «общее количество исполненных участником закупки договоров» Заказчик неправомерно установил требование о том, что предметом договоров, представленных к оценке, должны быть «сопоставимые с предметом договора, заключаемого по результатам конкурса: Оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов», так как  МУП , ГУП, государственные корпорации не имеют уставного капитала, но также обязаны раскрывать отчетность с помощью аудита.

Заказчик не согласился с доводами жалобы, представил возражение на жалобу (вх № 1962-ЭП/23 от 24.04.2023 г.)

Изучив имеющиеся материалы жалобы, представленные доказательства, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц»), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции на акты и (или) действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением процедур, осуществляемых государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации), в части: а) нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства; б) предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

В соответствии с пунктом 4 Совместного письма Минфина Российской Федерации № 24-04-06/3691, Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации № РП/4072./18 от 24.01.2018 г. обжалование действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» и указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Комиссией установлено, что Заказчиком на основании части 4 статьи 5 Федерального закона от 20.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», частей 1, 4, 5 статьи 5, статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 30.03.2023 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика за 2023 год (извещение в ЕИС № 1209000000123000001).

Дата начала срока подачи заявок: 30.03.2023 г.        

Дата окончания срока подачи заявок: 17.04.2023 10:00 час.

Предмет договора: Оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика за 2023 год.

Начальная (максимальная) цена договора: 450 000,00 руб.          

Согласно Итоговому протоколу подведения итогов конкурса № 129000000123000001 от 20.04.2023 года на участие в конкурсе были поданы семь заявок. Первое место заняла заявка Общества с ограниченной ответственностью «Аудиторская Фирма «Профи» с итоговым количеством баллов 100 и ценовым предложением 160 000,00 руб. Заявка Заявителя с итоговым количеством баллов 79,66 и ценовым предложением 198 700,00 руб. заняла третье место.

1. Относительно довода Заявителя об отсутствии идентификационного кода закупки и невозможности на этом основании подачи жалобы в антимонопольный орган через личный кабинет в системе ЕИС Комиссия Мордовского УФАС России отмечает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы.

Пунктом 4 приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 10.04.2019 № 55н «Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки» установлено, что формирование идентификационного кода закупки осуществляется заказчиком, иным лицом, осуществляющим закупку в соответствии с Законом о контрактной системе.

На основании пункта 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов Заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 Закона о контрактной системе.

Деятельность Заказчика АО «Специализированный застройщик «Мордовская ипотечная корпорация» регламентируется Положением о закупках, которое утверждено в порядке, определенном частью 2 статьи 2 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц».

Вместе с тем при осуществлении оспариваемой закупки не подлежат применению положения Закона о контрактной системе в части планирования, нормирования закупок, в связи с этим у Заказчика, осуществляющего закупочную деятельность в силу положений Закона о закупках, отсутствует обязанность по указанию ИКЗ.

В частности, данный вывод содержится в решении ФАС России от 24.08.2022 № 223ФЗ-348/22.

При таких обстоятельствах довод жалобы Заявителя в указанной части является необоснованным.

2. Относительно довода Заявителя об установлении Заказчиком требования о включении участника закупки в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, Комиссия Мордовского УФАС России отмечает следующее.

Извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме на право оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика за 2023 год установлены единые требования к участникам закупки (в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе), а также требование в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно Извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме, обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности Акционерного общества «Специализированный застройщик «Мордовская ипотечная корпорация» проводится в рамках аудиторской проверки 2023 года и состоит из нескольких этапов. 

Первый этап: проведение аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности за 9 месяцев 2023 года и текущих документов, отраженных в бухгалтерском учете в четвертом квартале 2023 года до начала аудиторской проверки в соответствии с задачами, определенными в Техническом задании, – с 15 декабря 2023 года по 15 января 2024 года. Результаты проведенного первого этапа аудита оформляются промежуточным актом с приложением замечаний и рекомендациями по устранению выявленных недостатков – не позднее 15 января 2024 года.

Второй этап: проведение аудиторской проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год в целом с 01.01.2023 по 31.12.2023 года, в соответствии с задачами, определенными в Техническом задании, с учетом внесенных изменений и (или) корректировок на основании предложений и рекомендаций (при их наличии), указанных Исполнителем в промежуточном акте по первому этапу, – с 16 января 2024 года по 28 февраля 2024 года. Результат второго этапа оформляется в виде аудиторского заключения и аудиторского отчета – не позднее 28 февраля 2024 года.

Согласно части 2 статьи 5.1 Закон об аудиторской деятельности аудиторские услуги общественно значимым организациям, в том числе общественно значимым организациям, указанным в пунктах 2 - 5 части 1 настоящей статьи, вправе оказывать только аудиторские организации, сведения о которых внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

В соответствии с частью 6 статьи 16 Федерального закона от 02.07.2021 № 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – 359 ФЗ) начиная с отчетности за 2023 год в отношении услуг по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчётности ОЗО и ОЗО ФР с 1 января 2023 года в отношении сопутствующих аудиту услуг, оказываемых ОЗО и ОЗО ФР, будут применяться положения частей 2 и 3 статьи 5.1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон об аудиторской деятельности) только теми аудиторскими организациями, сведения о которых будут внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимыми организациями, и в реестр аудиторских организаций на финансовом рынке, ведение которых предусмотрено статьей 5.4 Закона об аудиторской деятельности.

Таким образом, условием проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций и общественно значимых организаций на финансовом рынке, начиная с отчетности за 2023 год, будет являться внесение сведений об аудиторской организации в соответствующий реестр.

Комиссия Мордовского УФАС отмечает, что объектом рассмотренной закупки является оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика за 2023 год, который будет проходить в несколько этапов, результаты аудиторской проверки оформляются в виде аудиторского заключения и аудиторского отчета не позднее 28 февраля 2024 года. 

На основании изложенного, рассматриваемый довод Заявителя признан Комиссией Мордовского УФАС необоснованным.

3. По доводу жалобы Заявителя о том что, показатели оценки «общее количество исполненных участником закупки договоров» и «наличие у участников закупки специалистов определенного уровня квалификации» имеют противоречивый характер, Комиссия Мордовского УФАС России отмечает следующее.

В соответствии с Законом о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (части 1, 2 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).

Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе (пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о конкурентной системе).

В соответствии со статьей 32 названного Закона о конкурентной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (часть 1). В документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок (часть 4). Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8).

В силу пункта 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Положение № 2604, Положение об оценке).

Пунктом 3 Положения №2604 для оценки заявок применяются следующие критерии оценки:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

В соответствии с пунктом 24 Положения об оценке, для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Заказчиком для определения критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» определены показатели оценки «наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» и «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Приложением № 5 к Извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме на право оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика за 2023 год утверждены критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке.

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

60

Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта

50

Признак №1 (общее количество исполненных участником закупки договоров)

100

БХi=Хi-Хmin×100Хmaxпред-Хmin ,

где:

Хi – значение показателя, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ оценке по показателю;

Хmin – минимальное значение показателя, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ оценке по показателю;

Хmaxпред  – предельное максимальное значение показателя, установленное заказчиком, Хmaxпред=3 договора.

Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

50

Признак №1 (наличие у участников закупки специалистов определенного уровня квалификации)

100

БХi=Хi-Хminпред×100Хmax-Хminпред

где:

Хi – значение показателя, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ оценке по показателю;

Хmax – максимальное значение показателя, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ оценке по показателю;

Хminпред  – предельное минимальное значение показателя, установленное заказчиком, Хminпред=1 специалист.

 

 

Минфин России в письме от 25.02.2022 № 24-06-06/13415 указал, что Заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных пунктом 20 Положения об оценке заявок.

В соответствии с пунктом 20 Положения об оценке заявок, если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки «характеристики объекта закупки» (БХi), рассчитывается по одной из формул, указанных в настоящем пункте.

Для определения наличия у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта Заказчиком была установлена формула, указанная в подпункте «е» пункта 20 Положения №2604.

В случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение ( ) характеристики объекта закупки, - по формуле: 

 

где:

Хi – значение показателя, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ оценке по показателю;

Хmin – минимальное значение показателя, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ оценке по показателю;

Хmaxпред  – предельное максимальное значение показателя, установленное заказчиком, Хmaxпред=3 договора.

Таким образом, в подпункте «е» пункта 20 Положения №2604, предусмотрено право заказчика устанавливать в документации предельное максимальное значение характеристики объекта закупки.

Для определения наличия у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, Заказчиком была установлена формула, указанная в подпункте «ж» пункта 20 Положения №2604.

В случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение ( ) характеристики объекта закупки, - по формуле:

 

 

Таким образом, в подпункте «ж» пункта 20 Положения №2604 предусмотрено право заказчика устанавливать в документации предельное минимальное значение характеристики объекта закупки.

Заказчик самостоятельно выбирает критерии и показатели, являющиеся для него значимыми для определения лучших условий исполнения контракта, руководствуясь собственными потребностями и нуждами, необходимыми для достижения целей, предусмотренных действующим законодательством.  

Основная функция критерия оценки заключается в обеспечении Заказчику возможности из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям Заказчика в качественном и своевременном выполнении работ.

Исходя из анализа приведенных положений Закона о контрактной системе и Положения об оценке, Комиссия Мордовского УФАС пришла к выводу о том, что Заказчик вправе самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели), в том числе наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта и наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановление Правительства от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» не содержат запрета применения различных формул для оценки заявок по детализирующим показателям.

Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России, проанализировав положения Извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме, установила, что предусмотренные критерии и порядок их оценки не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при оказании услуг по объекту закупки. Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства Заказчиком при формировании заявки и установлении критериев оценки заявок, поскольку иное фактически бы противоречило состязательному характеру участия в конкурсе.

На основании изложенного, с учетом пояснений сторон, оспариваемый Заявителем довод о противоречивом характере показателя оценки «общее количество исполненных участником закупки договоров» и «наличие у участников закупки специалистов определенного уровня квалификации» признан Комиссией Мордовского УФАС России необоснованным.

4. Относительно довода Заявителя о том, что в показателе оценки «общее количество исполненных участником закупки договоров» Заказчик неправомерно установил требование о том, что предметом договоров, представленных к оценке, должны быть «сопоставимые с предметом договора, заключаемого по результатам конкурса: Оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов», так как  МУП , ГУП, государственные корпорации не имеют уставного капитала, но также обязаны раскрывать отчетность с помощью аудита, Комиссия Мордовского УФАС России отмечает следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

На заседании Комиссии Мордовского УФАС представитель Заказчика пояснил, что АО «Специализированный застройщик «Мордовская ипотечная корпорация» является общественно значимой организацией, аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, являющейся общественно значимой организацией, существенно отличается от аудита иной организации.   

Как следует из представленных Заказчикам пояснений, Акционерное общество «Специализированный застройщик «Мордовская ипотечная корпорация» является предприятием с 97,25% долей государственной собственности.

Согласно письму Минфина России № 24-04-06/3691, ФАС России РП\4072\18 от 24.01.2018 и учитывая, что часть 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности устанавливает обязанность указанных в данной части юридических лиц (за исключением заказчиков в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о контрактной системе) заключать договор в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения открытого конкурса, Минфин России и ФАС России считают, что в отношении таких юридических лиц применяются положения Закона о контрактной системе исключительно в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, а также соответствующие нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок.

Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает заказчика в выборе и установлении показателей, позволяющих подтвердить квалификацию участников закупки. При этом отсутствие в заявке на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) сведений и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, не может являться основанием для отстранения такого участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

Учитывая изложенное, в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при оценке заявок заказчик может установить показатели нестоимостного критерия оценки квалификации участников закупки, позволяющие полно и всесторонне осуществить оценку соответствия уровня квалификации участника и минимизировать, тем самым, количество недобросовестных участников при определении поставщика.

Так, организации с долей государственной собственности не менее 25% обладают определенной спецификой и для проведения аудита в таких организациях аудиторам необходимо иметь специальные знания в области бюджетного законодательства, порядка выдачи и получения субсидий и т.п.

Детализирующие показатели, установленные Приложением №5 к Извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме по критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», соответствует потребностям Заказчика и позволяет определить его сопоставимость с наименованием объекта закупки «Оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика за 2023 год», в том числе исходя из вида деятельности аудируемой организации - АО «Специализированный застройщик «Мордовская ипотечная корпорация», а также имеющего в уставном капитале долю государственной собственности 97,25%.

На основании изложенного, с учетом пояснений сторон, оспариваемый Заявителем установленный Приложением №5 к Извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме по критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» детализирующий показатель признан Комиссией Мордовского УФАС не противоречащим Закону о контрактной системе, Положению об оценке заявок.

Учитывая вышеизложенное, рассматриваемый довод заявителя признан необоснованным.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» (вх. № 1829-ИП/23 от 17.04.2023, вх. № 1830-ИП/23 от 17.04.2023, вх. №1859-ЭП/23 от 17.04.2023, вх. №1891-ЭП/23 от 19.04.2023) на действия Заказчика – Акционерное общество «Специализированный застройщик «Мордовская ипотечная корпорация» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика за 2023 год (извещение в ЕИС № 1209000000123000001) необоснованной.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны