Решение №254 Решение от 10 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

                                                   РЕШЕНИЕ

                                                                                                                               г. Саранск

 

Резолютивная часть решения оглашена «07» апреля 2020 года

В полном объеме решение изготовлено «10» апреля 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Комиссия Мордовского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: председатель Комиссии: <…> - заместитель руководителя Мордовского УФАС России; члены Комиссии: <…> - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; <…> - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; <…> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

в отсутствие представителя организатора торгов - Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы;

в отсутствие индивидуального предпринимателя <…>, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу индивидуального предпринимателя <…> (вх. №1577 от 20.03.2020 года) на действия организатора торгов – Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия при проведении торгов в форме аукциона по предоставлению права пользования участком недр местного значения (сайт http://torgi.gov.ru извещение №290120/0503949/01, лот №1),

 

                                               УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступила жалоба индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>, Заявитель) (вх. №1577 от 20.03.2020 года) на действия организатора торгов – Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее - Минлесхоз РМ, Организатор торгов, Министерство) при проведении торгов в форме аукциона по предоставлению права пользования участком недр местного значения, с целью разведки и добычи строительных песков на Болотниковском  - 2 месторождении участок 1, расположенный в 2,0 км. юго-западнее с. Аполлоновка Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (сайт http://torgi.gov.ru извещение №290120/0503949/01, лот №1).

Информация о принятой к рассмотрению жалобе Заявителя (вх. №1577 от 20.03.2020 года) и ее содержании размещена на официальном сайте Мордовского УФАС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.mordovia.fas.gov.ru 24.03.2020 года.

Уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу исх. №679 от 24.03.2020 года рассмотрение жалобы было назначено на 30.03.2020 года на 15 часов 30 минут, о чем уведомлены Заявитель, Организатор торгов в соответствии с частью 11 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции».

25 марта 2020 года ИП <…> было представлено дополнение к жалобе (вх. №1720 от 25.03.2020 года).

Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 г. №206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» с 30 марта по 3 апреля 2020 года на территории Российской Федерации установлены нерабочие дни. В связи c мероприятиями по предотвращению распространения коронавирусной инфекции (2019-nCOV) 27.03.2020 года Мордовским УФАС России рассмотрение жалобы ИП <…> (вх. №1577 от 20.03.2020 года) и дополнения к жалобе (вх. №1720 от 25.03.2020 года) было перенесено на 06.04.2020 года на 14 часов 30 минут.

Согласно части 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы.

В связи с необходимостью принятия мер по нераспространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCOV) Мордовским УФАС России было рекомендовано сторонам воздержаться от личного присутствия при рассмотрении жалоб (вх. № 1577 от 20.03.2020 года; вх. №1720 от 25.03.2020 года). Сторонам было рекомендовано обеспечить участие в рассмотрении указанных жалоб в дистанционном режиме 07.04.2020 года в 12 часов 00 минут и своевременно направить документы, ходатайства, заявления, иные материалы, имеющие значение для рассмотрения указанной жалобы и дополнения к жалобе, посредством почтовой связи или на электронный почтовый адрес Мордовского УФАС России to13@fas.gov.ru.

Стороны были уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, участие в рассмотрении жалобы в дистанционном режиме не обеспечили.

           Из жалобы Заявителя (вх. №1577 от 20.03.2020 года) и дополнения к жалобе (вх. №1720 от 25.03.2020 года) следует следующее.

1. Аукционной комиссией необоснованно объявлялись перерывы в проведении аукциона. По мнению Заявителя, действия по отложению проведения аукциона без каких-либо причин привело к недопущению подачи участниками аукциона ценовых предложений и ограничению повышения размера разового платежа за право пользования недрами.

2. Заявитель указал на нарушение Организатором торгов процедуры проведения аукциона, в частности, о нарушении состава числа членов аукционной комиссии.

3. В аукционной документации отсутствуют сведения о порядке работы аукционной комиссии и принятия решений аукционной комиссией, а также дата проведения аукциона.

4. Согласно дополнению к жалобе (вх. №1720 от 25.03.2020 года) была нарушена процедура регистрации и присвоения регистрационного номера для участия в аукционе 17.03.2020 года.

Организатор торгов представил письменные возражения на жалобу и дополнение к жалобе (вх. №1826 от 30.03.2020 года; №1827 от 30.03.2020 года).

Изучив имеющиеся материалы жалобы, представленные доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.

Приказом Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 28.01.2020 года №72 «О проведении аукциона на право пользования недрами» принято решение о проведении аукциона по предоставлению права пользования участком недр местного значения и утверждена аукционная документация о проведении данного аукциона.

Порядок организации и проведения аукциона на право пользования недрами определяется Законом Российской Федерации от 21.02.1992 года №2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), Порядком проведения аукционов о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в утвержденный Перечень участков недр местного значения, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 16.04.2012 года №137 «О регулировании недропользования в Республике Мордовия» (далее – Порядок), Административным регламентом Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия по предоставлению государственной услуги по предоставлению права пользования участками недр местного значения, утвержденным приказом Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 31.07.2012 года №646 (далее – Административный регламент).

29 января 2020 года на официальном сайте https://torgi.gov.ru Организатором торгов было опубликовано извещение о проведении торгов №290120/0503949/01 и аукционная документация по предоставлению права пользования Болотниковским – 2 месторождением участок 1 строительных песков, расположенном в 2,0 км. юго-западнее с. Аполлоновка Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (далее – Аукционная документация).

Предмет аукциона: определение пользователя участком недр местного значения с целью разведки и добычи строительных песков на Болотниковском - 2 месторождении участок 1, расположенный в 2,0 км. юго-западнее с. Аполлоновка Лямбирского муниципального района Республики Мордовия. Согласно извещению о проведении аукциона от 29.01.2020 года разовый платеж составляет 169 712,4 руб., шаг аукциона - 8 485,62 руб., срок договора - 25 лет. Дата окончания приема заявок – 10 марта 2020 года, дата и время проведения аукциона – 17 марта 2020 года в 11:00 минут.

Согласно протоколу заседания аукционной комиссии №5 от 02.03.2020 года заявка ООО «НЕОН-СТРОЙ» принята к участию в аукционе (№290120/0503949/01).

Согласно протоколу заседания аукционной комиссии №6 от 11.03.2020 года заявка ИП <…> принята к участию в указанном аукционе.

В соответствии с протоколом заседания аукционной комиссии №7 от 11.03.2020 года ООО «Вепрь» отказано в принятии заявки на участие в аукционе на право пользования участком недр местного значения. Согласно указанному протоколу заявка ООО «Вепрь» не соответствует требованиям подпункта 4 пункта 18 Порядка. Отказ аукционной комиссии был мотивирован тем, что в нарушение подпункта 4 пункта 18 Порядка и подпункта 1 пункта 18 Административного регламента в заявке ООО «Вепрь» не указана подпись уполномоченного должностного лица Заявителя. 12 марта 2020 года Организатор торгов уведомил ООО «Вепрь» о принятом решении.

Как следует из представленных в материалы рассмотрения жалобы документов и протокола №8 от 19.03.2020 года заседания аукционной комиссии (далее – протокол №8 от 19.03.2020 года), на участие в аукционе были поданы заявки от следующих претендентов:

  1. ООО «НЕОН-СТРОЙ» (заявка №1; вх. №742 от 25.02.2020 года);
  2. ИП <…> (заявка №2; вх. №1129 от 10.03.2020 года).

           Аукцион проводился 17.03.2020 года в 11 часов 00 минут. Комиссией было принято решение сделать перерыв в проведении аукциона до 16 часов 00 минут 17.03.2020 года. Далее после перерыва заседание аукционной комиссии продолжилось.

           17 марта 2020 года в 16 часов 05 минут аукционной комиссией было принято решение сделать перерыв до 15 часов 00 минут 19.03.2020 года.

          19 марта 2020 года в 15 часов 00 минут на процедуре аукциона присутствовал участник торгов под регистрационным номером №1 – ООО «НЕОН-СТРОЙ». Участник под регистрационным номером №2 - ИП <…> не явился.  Таким образом, победителем аукциона признан участник под №1 с ценой предмета аукциона (разовый платеж) в размере 305 482,32 рубля.

1. Согласно доводу Заявителя, аукционной комиссией Министерства необоснованно объявлялись перерывы в проведении аукциона.

Как установлено Комиссией Мордовского УФАС России аукционной комиссией Министерства дважды объявлялся перерыв в проведении аукциона 17.03.2020 года в 11:07 и 17.03.2020 года 16:05.

Согласно пояснениям Организатора торгов (вх. №1827 от 30.03.2020 года) в Законе о недрах, Порядке и Административном регламенте не содержится запретов на перерывы в аукционных торгах. Всем допущенным участникам аукциона аукционной комиссией были обеспечены равные права при проведении аукциона, информация о точном времени, дате и месте продолжения аукционных торгов оглашалась секретарем аукционной комиссии при проведении торгов. Каких-либо вопросов от участников аукциона о том, что они не поняли оглашенную аукционной комиссией информацию о дате и времени продолжении проведения аукционных торгов, от участников аукциона не поступало.

Учитывая изложенное, Комиссия Мордовского УФАС России считает, что в действиях Организатора торгов по объявлению перерывов в проведении аукциона отсутствует нарушение законодательства по предоставлению права пользования участком недр местного значения, а длительность самого аукциона не привела к нарушению прав и законных интересов Заявителя.

2. Заявитель указал на нарушение Организатором торгов процедуры проведения аукциона, в частности, о нарушении состава числа членов аукционной комиссии.

Согласно пункту 15 Порядка, пункту 40 Административного регламента одновременно с принятием решения о проведении аукциона Министром лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия утверждается аукционная комиссия для организации и проведения каждого аукциона в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и членов Комиссии.

В соответствии с пунктом 16 Порядка, пунктом 41 Административного регламента комиссия должна состоять из нечетного числа Комиссии (не более 7 членов Комиссии). Комиссия правомочна приступить к работе при наличии не менее половины членов Комиссии. Решения принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии.

Приложением №1 к приказу Минлесхоза РМ от 28.01.2020 года №72 утвержден состав аукционной комиссии при проведении аукциона (№290120/0503949/01). В состав аукционной комиссии входят шесть членов (председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, секретарь и три члена комиссии).

Согласно пояснениям Организатора торгов (вх. №1826 от 30.03.2020 года) на процедуре проведения торгов присутствовали 5 членов Комиссии. Представленные в материалы дела протоколы заседания комиссии утверждались нечетным числом членов комиссии (пятью членами аукционной комиссии Минлесхоза РМ). Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.

3. В аукционной документации отсутствуют сведения о порядке работы аукционной комиссии и принятия решений аукционной комиссией, а также дата проведения аукциона.

Согласно пункту 9 Порядка, пункту 34 Административного регламента извещение о проведении аукциона должно включать следующие сведения:

- наименование предмета (объекта) аукциона;

- критерии выявления победителя аукциона и условия предоставления ему лицензии на право пользования недрами;

- дату окончания приема заявок на участие в аукционе;

- дату и место проведения аукциона;

- стартовый размер разового платежа за пользование недрами, размер государственной пошлины за выдачу лицензии в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, а также размер сбора за участие в аукционе;

 - телефон и адрес для получения информации.         

Согласно пункту 12 Порядка, пункту 37 Административного регламента Министерство обязано подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать:

- сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке и сроках ее подачи;

- общие сведения об участке недр;

- геологическую характеристику участка недр;

 - условия пользования участками недр;

- порядок работы и принятия решений аукционной комиссией;

- критерии определения победителя аукциона;

 - порядок и условия признания аукциона несостоявшимся;

 - ограничение на участие в аукционе;

- сведения о размере сбора за участие в аукционе и стартового размера разового платежа при пользовании недрами, а также порядок и сроки их внесения;

- реквизиты Министерства для оплаты сбора на участие за участие в аукционе и разового платежа за пользование недрами;

- сведения о величине повышения начальной цены предмета аукциона («шага аукциона»). Величина шага аукциона устанавливается в размере не менее 5% от стартового размера разового платежа за пользование недрами.

Согласно возражениям Организатора торгов (вх. №1826 от 30.03.2020 года) порядок работы аукционной комиссии детально регламентирован в разделе 5 Аукционной документации.

Раздел 5 «Порядок проведения аукциона» Аукционной документации содержит следующую информацию: обязанность Организатора торгов по ведению журнала регистрации поступивших заявок участие в аукционе (пункт. 5.8); обязанность по принятию решения о приеме либо отказе в приеме заявки которое оформляется протоколом (пункт 5.8); обязанность Организатора торгов известить заявителя о приеме заявки на участие в аукционе или отказе в ее приеме в течение 7 календарных дней со дня ее поступления (пункт 5.11) и иные.

Порядок принятия решений аукционной комиссией также регламентирован в разделе 5 Аукционной документации.

Аукционные торги проводятся в открытой форме путем подтверждения участниками аукциона предложенного размера разового платежа за пользование недрами в соответствии с требованиями указанных условий аукциона (пункт 5.16).

Победителем аукциона признается его участник, предложивший наибольшую величину разового платежа за право пользования недрами.

Аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона на «шаг аукциона». Если после троекратного объявления начальной цены предмета ни один из участников не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по начальной цене, аукцион признается несостоявшимся.

В случае если после троекратного объявления последнего предложения участника аукциона о цене предмета аукциона ни один из участников аукциона не предложил более высокую цену предмета аукциона, комиссия объявляет данного участника аукциона победителем аукциона (пункт 5.17).

Результаты аукциона оформляются протоколом, который подписывается в двух экземплярах членами комиссии и победителем аукциона (его полномочным представителем) в день проведения аукциона. Один экземпляр протокола о результатах аукциона передается победителю аукциона (пункт 5.18).

В соответствии с пунктом 5.19 Аукционной документации аукцион признается несостоявшимся в случае, если:

1) в аукционе участвовали менее чем два участника аукциона;

2) после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по его начальной цене.

В случае, если аукцион признан несостоявшимся по причине участия в нем менее, чем двух участников аукциона, победителем аукциона признается единственный участник аукциона по начальной цене предмета аукциона.

Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о выполнении со стороны Министерства требований о раскрытии в Аукционной документации «порядка работы и принятия решений аукционной комиссией».

Согласно доводу жалобы Заявителя, в аукционной документации отсутствует дата проведения аукциона.

Как установлено материалами дела №013/10/18.1-248/2020 в извещении о проведении торгов №290120/0503949/01 от 29.01.2020 года указана дата проведения торгов – 17.03.2020 года 11:00. Согласно пункту 12 Порядка, пункту 37 Административного регламента Министерство обязано подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать, в частности, дату проведения торгов. Как установлено Комиссией Мордовского УФАС России, Аукционная документация не содержит даты проведения аукциона. Вместе с тем, как установлено материалами жалобы, извещение о проведении торгов и Аукционная документация размещены одновременно 29.01.2020 года на официальном информационном ресурсе (сайт http://torgi.gov.ru). Таким образом, Заявитель обладал сведением о дате проведения торгов. ИП <…> подал в установленное время заявку на участие в торгах и был признан участником торгов.

Кроме того, Комиссией Мордовского УФАС России при рассмотрении жалобы ИП <…> учтено следующее.

В пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 года №101 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными торгов, проводимых в рамках исполнительного производства» разъяснено, что нарушение порядка проведения торгов не может являться основанием для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются  и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки, поэтому лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права и интереса. Согласно пункту 5 указанного информационного письма при рассмотрении вопроса о недействительности публичных торгов ввиду допущенных нарушений подлежит выяснению вопрос о том, являются ли допущенные нарушения существенными и повлияли ли они на результат торгов.

В связи с этим решение антимонопольного органа о признании или непризнании факта нарушения организатором торгов порядка организации и проведении торгов должно зависеть от того, являются ли такие нарушения формальными или существенными, либо от того, повлияли ли такие нарушения на результат торгов.

Таким образом, в данном случае имеет место формальное нарушение Организатором торгов требований Порядка и Административного регламента, не повлекшее за собой нарушение результата торгов, и, как следствие, не повлекшее нарушений прав иных лиц, в том числе и лица, обратившегося с жалобой.

4. Согласно дополнению к жалобе (вх. №1720 от 25.03.2020 года) регистрация и присвоения регистрационного номера для участия в аукционе 17.03.2020 года Организатором торгов не производилась.

В соответствии с пунктом 30 Порядка, пунктом 59 Административного регламента, пунктом 5.14 Аукционной документации после подтверждения полномочий лица на участие в аукционных торгах ему присваивается регистрационный номер для участия в аукционных торгах и выдается табличка с регистрационным номером.

Согласно пункту 31 Правил, пункту 60 Административного регламента, пункту 5.14 Аукционной документации регистрация участников проводиться по месту проведения аукционных торгов, начинается за 30 минут и заканчивается за 5 минут до начала аукционных торгов.

В соответствии с пунктом 32 Правил, пунктом 61 Административного регламента, пунктом 5.14 Аукционной документации после окончания регистрации секретарь комиссии передает список зарегистрировавшихся участников аукционных торгов и документы, подтверждающие полномочия представителей участников аукционных торгов, представителю комиссии по проведению аукциона. Представители участников аукционных торгов, не представившие при регистрации документы, подтверждающие их полномочия, к участию в аукционных торгах не допускаются.

Из пояснений Организатора торгов (вх. №1826 от 30.03.2020 года) следует, что аукционной комиссией в полном объеме были соблюдены требования Порядка, Административного регламента и Аукционной документации, регламентирующие порядок регистрации участников аукциона, что подтверждается списком зарегистрировавшихся участников аукционных торгов, составленным секретарем аукционной комиссии и аудиозаписью аукциона (копии списков зарегистрировавшихся участников аукциона от 17.03.2020 года и 19.03.2020 года и аудиозапись торгов содержаться в материалах жалобы). Кроме того, ни Порядком, ни Административным регламентом, ни Аукционной документацией не установлено требование о том, что участник аукциона обязан проходить повторную регистрацию при каждом продолжении проведения аукционных торгов.

На основании вышеизложенного Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.

Учитывая изложенное, а также руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу индивидуального предпринимателя <…> (вх. №1577 от 20.03.2020 года) и дополнение к жалобе (вх. №1720 от 25.03.2020 года) на действия организатора торгов – Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия при проведении торгов в форме аукциона по предоставлению права пользования участком недр местного значения (сайт http://torgi.gov.ru извещение №290120/0503949/01, лот №1) необоснованными.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                         <…>

 

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                 <…>

 

                                                                                                                               <…>

 

   <…>

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны