Решение №ДМ/2914/23 Решение от 10 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель Комиссии:

- <...> – временно исполняющий обязанности руководителя Мордовского УФАС России,

члены Комиссии:

- <...>  – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

- <...> – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

- <...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

- <...> – специалист – эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

при участии посредством видеоконференц-связи представителя ООО «Ручейки Ополья» – <...> (доверенность от 24.07.2023 №б/н),

в присутствии представителя конкурсного управляющего <...> – <...> (доверенность от 27.07.2023 г. №б/н),

до перерыва при участии посредством видеоконференцсвязи представителя электронной торговой площадки «Евразийская торговая площадка» – <...> (доверенность от 02.08.2023 №б/н),

до перерыва с участием конкурсного управляющего <...>, 

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – «О защите конкуренции») жалобу ООО «Ручейки Ополья» (вх. № 3491-ЭП/23 от 20.07.2023) на действия организатора торгов – конкурсного управляющего <...> при проведении торгов посредством публичного предложения по продаже имущества ООО «Ручейки» (Лот №1) (извещение на сайте ЕФРСБ № 11828470),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступила жалоба ООО «Ручейки Ополья» (вх. № 3491-ЭП/23 от 20.07.2023) на действия организатора торгов при проведении торгов посредством публичного предложения по продаже имущества ООО «Ручейки» (Лот №1) (извещение на сайте ЕФРСБ № 11828470), а также на технический сбой в работе оператора электронной торговой площадки.

В связи с поступлением жалобы ООО «Ручейки Ополья» (вх. № 3491-ЭП/23 от 20.07.2023) Мордовским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции) в адрес Заявителя, оператора электронной торговой площадки «Евразийская торговая площадка» направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу от 21.07.2023 № ЛА/2604/23. В соответствии с уведомлением рассмотрение жалобы назначено на 27 июля 2023 года на 11 часов 00 минут.

В связи с необходимостью получения дополнительных документов на основании части 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Мордовским УФАС России принято решение о продлении срока принятия решения и переносе срока рассмотрения жалобы по делу № 013/10/18.1-445/2023 на 07 августа 2023 года на 10 часов 00 минут.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что согласно подпункту «а» пункта 3.1, пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, выдаче обязательных для исполнения предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

В силу положений статей 110, 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) проведение торгов в рамках процедуры банкротства является обязательным.

В правовых позициях, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 № 17974/13 по делу № А39-3314/2012, пункте 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, указано, что рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов, проводимых в рамках конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве, относится к компетенции антимонопольного органа.

При этом важно отметить, что статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен особый самостоятельный порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов, который не относится к порядку возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции (указанная позиция подтверждается судебными актами Верховного Суда Российской Федерации по делу № АКПИ20-632).

Таким образом, антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта «а» пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов.

По смыслу положений Закона о банкротстве задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры - получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов - определение победителя на конкурентной основе.

Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 № 3 (2018).

Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.

Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителя Заявителя, представителя электронной торговой площадки «Евразийская торговая площадка», представителя конкурсного управляющего <...>, конкурсного управляющего <...>, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.

29.06.2023 в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве организатором торгов - Арбитражным управляющим <...> было опубликовано сообщение № 11828470 о проведении торгов.

Состав имущества реализуемый в рамках проведения торгов посредством публичного предложения Лот №1: Квартира (пл.42,4 кв.м, 00001692); Квартира (пл.43,5 кв.м., 00001883); Здание механическая мастерская на 25 тракторов, гараж на 20 автомашин (литера В, В1. площадь 717,9 кв.м, 00002692); Механическая мастерская незавершенное производство (литер Ж, площадь 629,7 кв.м., 00002691); Земельный участок (кадастровый № 33:04:090101:0301); Земельный участок (кадастровый № 33:04:062201:1707); Земельный участок (кадастровый № 33:04:090101:1030); Земельный участок (кадастровый № 33:04:090101:1029); Тракторный прицеп-емкость ПСЕ-12,5, 00001924; Трактор Т-150 К, 00000045; Погрузчик универсальный АМКОДОР-352С-02, 00002213; Трактор CASE IH 195 PUMA, 00002562; Прицеп-навозоразбрасыватель ПРТ-10, 00002564; Прицеп тракторный ПИМ-40, заводской №20937, 00002207; Культиватор вертикально-фрезерный KUHN 4001, б/у, 00001957; Комбайн кормоуборочный самоходный К-Г-6-К42 на базе универсального энергосредства «УЭС-280», 00-000859; Захват для тюков в пленке 2364610(5573602), 00000112; Мини пресс-гранулятор МZ 20, 00-000573; Трясилка льняная ТЛ-135, 00-000917; Опрыскиватель самоходный «Туман-2», 00001836; Аппарат высокого давления, 00000838; Бетономешалка «Eckart MR500», 00000082; Борона дисковая БДТ-3, 00002559; Бочка МЖТ-10, 00000093; Вакуумная установка НВУ-70, 00000103; Вакуумная установка НВУ-70, 00000133; Генератор дизельный АД-30 (Д 401-РП), 00002573; Горелка газовая RS 70 ТС, 00002145; Дисковая борона HORSCH Joker 8RT, 00002551; Дробилка ДПМ-22, 00002004; Жатка зерновая 3P30VA/309992035, 00002077; Загрузчик сеялок ЗСК-20, 00002202; Зерновая жатка(71504402) TUCANO/LEXION 9.0м, 00001054; Ковш 2,4 м увеличенный погрузчика, 00001882; Ковш 342С 6100000 с увеличенной высотой разгрузки, 00002002; Ковш грейферный 1,8 м, 00002201; Ковш захват 1,6 м Н, 00000106; Комплект оборудования для первичной переработки тресты в волокно, 00002651; Разбрасыватель минеральных удобрений МВУ-6, 00002078; Компрессор ХУ, 00000058; Конвейер скрепковый навозоуборочный КСГ-1-01, 00000097; Конвейер скрепковый навозоуборочный КСГ-1-01, 00000092; Конвейер скрепковый навозоуборочный КСГ-1-01(ТСН-2Б), 00000064; ПКУ-0,8 (ковш 0,92 куб.м), 00000072; Конвейер скрепковый навозоуборочный КСГ-1-01(ТСН-2Б), 00000065; Котел KSO-50 (58 кВт), 00001583; Протравливатель семян ПС-5 фермер, 00001877; Лазерный пилот (навесное оборудование для жатки), 00001094; Элеватор ковшовый (нория тип НБ) 20.20.8000, 00-000649; Нория НПК-50-М-12,8, 00002140; Печь разогрева для ПАВ 600/1100, 00-000893; Обмотчик рулоннов навесной Z-560 MF, 00002135; Пеллетный котел Kiturami KRP 20 А, 00002685; Плуг чизельный ПЧ-4,5, 00002561; Погрузчик фронтальный ТВР-229дл. с ковшом 2,2 м, 00002144; Пресс-подборщик WELGER RP 415, 00002574; Прицеп ГКБ8527 - самосвал, 00001831; Прицеп ОЗТП-9555, 00002565; Прицеп тракторный 1 ПТС-9, 00000109; Прицеп тракторный 1 ПТС-9, 00002693; Прицеп тракторный бочка МЖТ-10 (форшрит), 00002203; Прицеп тракторный ПИМ-40, заводской №28047, 00002205; Прицеп тракторный ПИМ-40, заводской №28052, 00002211; Прицеп тракторный ПИМ-40, заводской №28497, 00002209; Прицеп тракторный ПТС, 00000063; Прицеп тракторный САРМАТ-9557, 00002652; Прицеп-цистерна, 00002138; Протравливатель семян ПС-20, 00000111; Полуприцеп тракторный самосвальный ПТС-10, 00001068; Разбрасыватель удобрений «AMAZONE ZA-M», 00000050; Расбрасыватель минеральных удобрений МВУ- 6, 00000054; Тракторный прицеп ПРТ-10, 00001938; Цистерна емкостью 1500л на ригелях, 00001212; Щетка МКУ, 00001879; П/прицеп герметичный ППГ-8,0, 00000074; Полевой каток «VADERSTAD RX 620 Cambridge», 00000052; Разбрасыватель РОУ-15, 00000083; Прицеп ПГ-8287 на 900 л., 00001211; Прицеп тракторный ПТС-9, 00000062; Шнек-загрузчик Т-458, 4 метра, оцинкованный комплект, 00-000759; Шнек-загрузчик Т-458, 4 метра, оцинкованный комплект, 00-000760; Опрыскиватель ОП-24-3000, 00-000788; Опрыскиватель ОВС-800, 00-000812; Полуприцеп-цистерна марки МАЗ-938920-010, Г6-ОПА-93, 00-000891; Формирователь к ПАВ 600УС-ШВТ-П 16/20Атм, 00-000892; Жатка кукурузная, 00-001052; Культиватор блочно-модульный прицепной КПМ-8, 00-000980; Элеватор ковшовый (нория тип Е180), 00-001114; Устройство для транспортировки зерновой жатки(71924999), 00001055; Устройство для переворота тюков, 00000120; Сцеп борон СП 11, 00-000758; Автомобиль ВАЗ-111130 М461НХ33, 00001653; Автомобиль ВАЗ-21053 О245ОО33, 00000327; Автомобиль ГАЗ-САЗ 35071 В567ОН33, 00000088; Автомобиль ГАЗ-3302(дв. Штаер,дизель (с молочной емкостью 1200л.) К734НВ, 00001053; Автомобиль ГАЗ-2310 К508НВ33, 00001991; Автомобиль LADA-2107 Х024КС33, 00001878; Автомобиль ВАЗ-2107, 00001845; ГАЗ 5312 (У 271 АТ), 00-000813; Автомобиль ГАЗ-31105 А745МХ33, 00002079; Автомобиль LADA-210740 В946КР33, 00001876; Автомобиль ВАЗ-111130 №064, 00-000878; Набор для осеменения, 00000076; Станок для обработки копыт, 00001655; Компьютер Samsung Syns Master 920N, 00000060; Анализатор молока Соматос, 00000075; Права по договору аренды №354-ф, находящегося в федеральной собственности земельного участка от 05.10.2006 г., возникающие в будущем.

Торги проводятся на Электронной торговой площадке «Евразийская торговая площадка».

Дата и время начала подачи заявок: 10.07.2023 10:00.

Дата и время окончания подачи заявок: 13.07.2023 12:00.

Дата и время торгов: 13.07.2023 12:00.

Начальная цена - 85 588 000,00 руб., размер задатка - 20%.

Торги проводятся в соответствии с Законом о банкротстве, Порядком проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 (далее - Порядок), Требованиями к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 (далее - Требования), Регламентом электронной торговой площадки «Евразийская торговая площадка» (далее - Регламент).

1. Согласно доводу жалобы Заявителя, ООО «Ручейки Ополья» не смогло реализовать свое право на участие в торгах посредством публичного предложения по продаже имущества ООО «Ручейки» и подать заявку на электронной торговой площадке «Евразийская торговая площадка», поскольку 13.07.2023 г. в 11 час. 14 мин. статус торгов отображался как «Завершенные».

В подтверждение вышеуказанного Заявителем в составе жалобы приложены скриншоты персонального компьютера представителя Заявителя (далее - скриншоты), а также протокол осмотра доказательств от 17.07.2023 г., заверенный нотариусом.

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка для участия в торгах заявитель с помощью программно-аппаратных средств сайта представляет оператору электронной площадки заявку на участие в торгах и прилагаемые к ней документы, соответствующие требованиям, установленным статьями 110 и 139 Закона о банкротстве и пунктом 4.1 Порядка, в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью заявителя.

В соответствии с подпунктами «а», «б», «в», «д», «ж», «з», «и» пункта 2.1 Требований электронная площадка должна обеспечивать, в том числе:

- возможность проведения торгов в соответствии с Порядком;

- функционирование электронной площадки в режиме круглосуточной непрерывной работы в течение семи дней в неделю, за исключением времени проведения профилактических работ или технического сбоя в работе электронной площадки в результате действий третьих лиц, препятствующих функционированию электронной площадки;

- равные возможности доступа всех лиц к участию в торгах;

- свободный круглосуточный бесперебойный доступ к электронной площадке через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в течение всего времени проведения торгов, в том числе участникам торгов;

- обслуживание не менее 50 000 http-запросов в час к любым веб-страницам электронной площадки;

- одновременное участие в работе электронной площадки не менее чем пятисот пользователей, зарегистрированных на электронной площадке, и пятисот пользователей, не зарегистрированных на электронной площадке, со временем ответа на обращение к электронной площадке не более 3 000 мс. Работа на электронной площадке зарегистрированных на электронной площадке лиц должна обеспечиваться вне зависимости от числа обращений к электронной площадке не зарегистрированных на электронной площадке лиц (за исключением случаев возникновения технических сбоев в работе электронной площадки в результате действий третьих лиц);

- непрерывность проведения торгов, в том числе посредством использования независимо расположенных и имеющих отдельные каналы связи основного и резервного серверов, бесперебойность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения торгов (за исключением случаев возникновения технических сбоев в работе электронной площадки в результате действий третьих лиц).

Согласно положению о порядке, условиях и сроках продажи имущества ООО «Ручейки», утвержденному комитетом кредиторов ООО «Ручейки» 20.07.2023 г. (далее – Положение), торги проводятся на электронной площадке – ООО «Евразийская торговая площадка».

Согласно пункту 3.4.10 Положения, для проведения торгов организатор торгов обязан использовать информационные системы, обеспечивающие:

- свободный и бесплатный доступ к информации о проведении торгов, правилах работы с использованием такой системы;

- право участия в торгах без взимания платы;

- возможность представления заявки на участие в торгах и прилагаемых к ней документов, их копий в форме электронных документов;

-  хранение и обработку в электронной форме заявок на участие в торгах и иных документов, представляемых заявителями, с использованием сертифицированных в установленном законодательство Российской Федерации порядке средств криптографической защиты информации;

- защиту информации (заявок на участие в торгах и иных документов), представляемой заявителями, в том числе сохранность этой информации, предупреждение уничтожения информации, ее несанкционированного изменения и копирования;

 - создание, обработку, хранение и представление в электронной форме информации и документов. В том числе протоколов комиссии о результатах проведения торгов;

- бесперебойное функционирование таких систем и доступ к ним пользователей, в том числе заявителей. В течение всего срока проведения торгов.

Согласно Регламенту электронной торговой площадки «Евразийская торговая площадка», электронная площадка предоставляет своим пользователям следующие условия:

а) возможность проведения торгов в соответствии с Порядком проведения торгов (п.7-13) в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденным настоящим приказом (далее - порядок проведения торгов);

б) открытый доступ к электронной площадке через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», а также функционирование электронной площадки в режиме круглосуточной непрерывной работы в течение семи дней в неделю, за исключением времени проведения профилактических работ или технического сбоя в работе электронной площадки в результате действий третьих лиц, препятствующих функционированию электронной площадки;

в) равные возможности доступа всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации о проведении торгов, без взимания с них платы;

г) наличие у каждого зарегистрированного на электронной площадке лица рабочего раздела («личного кабинета»), доступ к которому может иметь только указанное лицо, а также наличие административного раздела, доступ к которому может иметь только оператор электронной площадки;

д) свободный круглосуточный бесперебойный доступ к электронной площадке через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в течение всего времени проведения торгов организаторам торгов, заявителям на участие в торгах, а также участникам торгов в соответствии с правами, предоставленными указанным лицам согласно законодательству Российской Федерации, в том числе согласно порядку проведения торгов;

е) доступ к размещаемой на электронной площадке информации посредством использования распространенных веб-обозревателей, в том числе: Internet Explorer 8.0 и выше, Mozilla FireFox 12.0 и выше, Google Chrome 28.0 и выше, Opera 18.0 и выше, Safari 5.0 и выше;

ж) обслуживание не менее 50000 http-запросов в час к любым веб-страницам электронной площадки. Среднее время реакции программного обеспечения от момента поступления http-запроса до момента начала отправки запрошенных данных не превышает 1500 мс. Время такой реакции при нагрузке, не превышающей 50000 http-запросов в час, к любым веб-страницам электронной площадки не превышает 7000 мс (за исключением случаев возникновения технических сбоев в работе электронной площадки в результате действий третьих лиц);

з) одновременное участие в работе электронной площадки не менее чем пятисот пользователей, зарегистрированных на электронной площадке, и пятисот пользователей, не зарегистрированных на электронной площадке, со временем ответа на обращение к электронной площадке не более 3000 мс. Работа на электронной площадке зарегистрированных на электронной площадке лиц должна обеспечиваться вне зависимости от числа обращений к электронной площадке не зарегистрированных на электронной площадке лиц (за исключением случаев возникновения технических сбоев в работе электронной площадки в результате действий третьих лиц);

и) непрерывность проведения торгов, в том числе посредством использования независимо расположенных и имеющих отдельные каналы связи основного и резервного серверов, бесперебойность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения торгов (за исключением случаев возникновения технических сбоев в работе электронной площадки в результате действий третьих лиц).

На заседании комиссии Мордовского УФАС России представитель ООО «Евразийская торговая площадка» сообщил, что для обеспечения возможности использования электронной площадки заинтересованным лицом, в том числе для подачи заявки, оператор электронной площадки проводит его регистрацию на электронной площадке. В срок не позднее трех рабочих дней со дня наступления заявления на регистрацию оператор электронной площадки обязан его рассмотреть и принять решение о регистрации либо об отказе в регистрации лица на электронной площадке. При внесении изменений в данные личного кабинета заинтересованное лицо повторно отправляется на аккредитацию. При аккредитации ООО «Ручейки Ополья» ЭТП «Евразийская торговая площадка» действовало строго в соответствии с регламентом.

Представитель ООО «Евразийская торговая площадка» пояснил, что на момент проведения открытого аукциона посредством публичного предложения №407 с 10.07.2023 г. по 13.07.2023 г. ООО «Ручейки Ополья» многократно вносило изменения в личные данные и не было аккредитовано на ЭТП.

Также представитель ООО «Евразийская торговая площадка» пояснил, что во время проведения торгов посредством публичного предложения по продаже имущества ООО «Ручейки» технического сбоя при работе ЭТП зафиксировано не было, аккредитованные на ЭТП пользователи имели возможность подачи заявок для участия в торгах посредством публичного предложения по продаже имущества ООО «Ручейки».

На заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель заявителя пояснил, что ООО «Ручейки Ополья» выполнило все зависящие от него действия для обеспечения своего участия в торгах, однако организатор торгов и торговая площадка отказались от решения проблемы технического сбоя и уклонились от принятия мер по допуску ООО «Ручейки Ополья» к участию в торгах.

Представитель ООО «Ручейки Ополья» на заседании Комиссии Мордовского УФАС России озвучил содержание письма электронной торговой площадки «Евразийская электронной площадка» от 31.07.2023 г. о том, что аккаунт ООО «Ручейки Ополья» на eurtp.ru подтвержден, а также приложена распечатка электронного письма в материалы дела.

Также представитель ООО «Ручейки Ополья» указал, что подать заявку на участие в торгах по установленной форме через электронную торговую площадку «Евразийская торговая площадка» ООО «Ручейки Ополья» не имело технической возможности, так как по состоянию на 11 час. 00 мин. 13.07.2023 г. на сайте ЭТП была размещена информация о статусе торгов «завершенные» и подать заявку было невозможно, в то время как согласно сообщению о торгах, заявки должны были приниматься до 12 час. 00 мин. 13.07.2023 г.

Комиссия Мордовского УФАС России в рамках рассмотрения жалобы ООО «Ручейки Ополья» изучила представленный в составе жалобы протокол осмотра доказательств от 17.07.2023 г., согласно которому, нотариусом Юрьев-Польского нотариального округа Владимирской области произведен осмотр доказательств в виде интернет-сайта адрес: https://web.whatsapp.com, а именно переписки (чат) с <...> от 13.07.2023 г. 11 час. 30 мин.

Представитель Заявителя пояснил, что представителем ООО «Ручейки Ополья» направлялись в адрес конкурсного управляющего <...> фотоматериалы, содержащие сведения о статусе торгов «Завершенные».

На заседании комиссии Мордовского УФАС России конкурсный управляющий <...> не отрицал тот факт, что ему направлялись фотоматериалы, содержащие сведения о статусе торгов «Завершенные» в 11 час. 00 мин.

Комиссией Мордовского УФАС России в ходе изучения документов и сведений, представленных сторонами, установлено, что ООО «Ручейки Ополья» пыталось принять участие в торгах посредством публичного предложения по продаже имущества ООО «Ручейки» (Лот №1) (извещение на сайте ЕФРСБ № 11828470).

 Согласно скриншотам, представленным Заявителем в составе жалобы, 13.07.2023 г. в 11 час. 14 мин. на электронной торговой площадке «Евразийская электронной площадка» торги имели статус «Завершённые».  Согласно сообщению о проведении Торгов, дата и время начала подачи заявок: 10.07.2023 10:00, дата и время окончания подачи заявок: 13.07.2023 12:00, дата и время торгов: 13.07.2023 12:00.

Таким образом, оператором электронной торговой площадки «Евразийская электронной площадка» торги были завершены до истечения срока, установленного в сообщении о проведении торгов, в связи с чем у заявителя отсутствовала возможность надлежащим образом подать заявку на участие в торгах.

Учитывая изложенное, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что при проведении торгов электронной торговой площадкой «Евразийская торговая площадка» не были соблюдены положения Требований и Регламента.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о том, что рассматриваемый довод заявителя является обоснованным.

2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в сообщении о проведении торгов по продаже имущества ООО «Ручейки», размещенном в газете «Коммерсантъ», неверно указан срок представления заявок на участие в торгах, а также не раскрыта информация   о составе имущества, реализуемого на торгах, сроках приема заявок для участия в торгах, дате проведения торгов. 

В соответствии с частью 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

Торги в форме публичного предложения по своей природе являются третьими в ходе реализации лота имущества должника, что исключает необходимость длительного периода со дня опубликования сообщения о проведении торгов как до начала торгов, так и до их завершения. К моменту опубликования сообщения о проведении торгов в форме публичного предложения заинтересованные лица обладают информацией о продаже имущества должника в течение длительного времени, обусловленного двумя предыдущими процедурами торгов на повышение цены.

На основании части 8 статьи 110 Закона о банкротстве, срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем двадцать пять рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов.

Анализ вышеуказанных положений Закона о банкротстве позволяет сделать вывод о том, что к процедуре продажи имущества должника посредством публичного предложения не установлено требование о приеме заявок на участие процедуре в течение 25 дней. При этом, определение участников торгов осуществляется по окончании соответствующего периода проведения торгов.

Не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов их организатор обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона (абзац 1 части 9 статьи 110 Закона о банкротстве).

Вместе с тем Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что согласно Определению Верховного Суда РФ от 27.07.2015 № 310-КГ15-9228 по делу № А14-2428/2014 положение законодательства о необходимости публикации сообщения о продаже имущества должника не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов не применяется к продаже имущества должника посредством публичного предложения. В противном случае публикация сообщения о публичном предложении не позднее чем за тридцать дней до даты его размещения приведет к необоснованному затягиванию срока конкурсного производства и увеличению соответствующих расходов.

Поскольку в данном случае проводились торги именно в форме публичного предложения, Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что положение законодательства о необходимости публикации сообщения о продаже имущества должника не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов не применяется к настоящим торгам.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о том, что рассматриваемый довод заявителя является необоснованным.

3. Согласно доводу жалобы Заявителя, в сообщении о проведении торгов по продаже имущества ООО «Ручейки», размещенном в газете «Коммерсантъ» не раскрыта информация о составе имущества, реализуемого на торгах, сроках приема заявок для участия в торгах, дате проведения торгов. 

В силу пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться:

- сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием;

- сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия;

- требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги;

- условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса;

- порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений. В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается);

- порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;

- размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток;

- начальная цена продажи предприятия;

- величина повышения начальной цены продажи предприятия («шаг аукциона») в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия;

- порядок и критерии выявления победителя торгов;

- дата, время и место подведения результатов торгов;

- порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия;

- сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи;

- сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

Согласно пункту 3.1 Порядка для проведения торгов организатор торгов представляет оператору электронной площадки с помощью программно-аппаратных средств сайта заявку на проведение торгов в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью организатора торгов.

В соответствии с пунктом 3.1.1 Порядка в заявке на проведение торгов указываются сведения, которые включаются в сообщение о продаже имущества или предприятия должника, подлежащее опубликованию в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве), дата публикации такого сообщения в официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Законом о несостоятельности (банкротстве), и дата его размещения в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

Системный анализ приведенных норм, позволяет сделать вывод, что законодателем определено три источника информации: газета Коммерсант, единый федеральный реестр сведений о банкротстве, сайт оператора электронной площадки.

При этом обязанность опубликованию информации в указанных источниках лежит на организаторе торгов (пункт 8 статьи 110 Закона о несостоятельности).

В силу пункта 7 статьи 110 Закона о банкротстве, торги по продаже предприятия проводятся в электронной форме.

Является очевидным при проведении торгов в электронной форме, первоочередным источником информации является сайт оператора электронной площадки.

Учитывая цели и задачи конкурсного производства и работы конкурсного управляющего, любое изменение существенной для торгов информации должно быть опубликовано в кратчайшие сроки.

Необходимо отметить, что законодательство не содержит требований о детальном описании реализуемого имущества.

Таким образом, достаточных и достоверных доказательств нарушений действующего законодательства Заявителем не представлено, Комиссией Мордовского УФАС не установлено.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о том, что рассматриваемый довод заявителя является необоснованным.

4. Согласно доводу жалобы Заявителя, в объявлении о проведении торгов по продаже имущества ООО «Ручейки» не была указана величина снижения начальной цены продажи имущества.

Согласно пункту 4 статьи 139 Закона о банкротстве, при продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов на ряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 Закона о банкротстве, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена.

Согласно подпункту «а» пункта 3.1.2 Порядка проведения торгов в случае проведения торгов посредством публичного предложения в заявке на проведение торгов указываются дата и точное время начала и окончания представления заявок на участие в торгах для каждого периода проведения торгов, по истечении которого последовательно снижается начальная цена продажи имущества или предприятия должника.

Согласно пункту 6.3 Положения, снижение начальной цены продажи имущества Должника осуществляется последовательно через каждый 1 (один) день на следующую величину:

Первый шаг – первый день, интервал с 10 час. 00 мин. до 23 час. 59 мин. (по московскому времени), цена продажи Имущества Должника 85 588 000 (восемьдесят пять миллионов пятьсот восемьдесят восемь тысяч) рублей;

Второй шаг – второй день, интервал с 00 час. 00 мин. до 23 час. 59 мин. (по московскому времени), цена продажи Имущества Должника 65 046 880 (шестьдесят пять миллионов сорок шесть тысяч восемьсот восемьдесят) рублей Интервал торгов с 11:00 до 12:00 (по московскому времени);

Третий шаг – третий день, интервал с 00 час. 00 мин. до 23 час. 59 мин. (по московскому времени), цена продажи Имущества Должника 44 505 760 (сорок четыре миллиона пятьсот пять тысяч семьсот шестьдесят) рублей;

Четвертый шаг – четвертый день, интервал с 00 час. 00 мин. до 12 час. 00 мин. (по московскому времени), цена продажи Имущества Должника 3 423 520 (три миллиона четыреста двадцать три тысячи пятьсот двадцать) рублей.

Комиссия Мордовского УФАС России установила, что в сообщении о проведении торгов указана информация о снижении НЦ продажи - производится последовательно через каждый 1 (один) день. При этом конкретной информации об интервалах снижения (дате и времени) снижения цены в информационных источниках не указано, также не указана информация о сроке, по истечении которого последовательно снижается начальная цена.

Пунктом 9 статьи 110 Закона о банкротстве предусмотрено, что Организатор торгов обязан осуществлять разумные необходимые действия для поиска и привлечения покупателей с учетом особенностей выставленного на торги имущества должника.

Вместе с тем довод Организатора торгов о размещении всей информации, предусмотренной Законом о банкротстве об интервалах снижения цены, оценивается Комиссией критически. Сообщение в таком виде обязывает участника торгов рассчитывать соответствующие абсолютные сроки интервалов для подачи заявки самостоятельно.

Указанные обстоятельства приводят к ограничению круга возможных покупателей и отсутствию спроса на приобретение имущественного комплекса на торгах. Эти действия создают условия для воспрепятствования участия в торгах неограниченного круга лиц, так как обязывают участника торгов рассчитывать соответствующие сроки интервалов для подачи заявки, а также цену продаваемого имущества самостоятельно.

Указанная информация должна быть доведена до участников торгов должным образом, обеспечивающим им возможность понять, когда начинается и заканчивается конкретный период подачи заявок на участие в торгах, а также цену реализации имущества Должника.

Таким образом, в действиях Организатора торгов установлено нарушение положений пункта 4 статьи 139 Закона о банкротстве.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о том, что рассматриваемый довод заявителя является обоснованным.

Организатор торгов – конкурсный управляющий <...> в своих возражениях ссылается на определение Верховного суда Российской Федерации №309-ЭС21-27706 от 26 апреля 2022, где суд разграничил возможность проведения антимонопольного контроля в рамках защиты публичного и частного интересов, отнеся к последнему интерес должника и его конкурсных кредиторов. Суд в определении указал, что в отличие от антимонопольного контроля, целью которого является защита публичного интереса, контроль за торгами по продаже имущества в процедурах банкротства должника преследует цель защиты частного интереса.

Организатор торгов на заседании Комиссии Мордовского УФАС России подчеркнул, что поскольку «антимонопольный контроль за торгами, проводимыми в рамках дел о банкротстве, не является безусловным», в жалобе, подаваемой в УФАС, необходимо доказать, что исход торгов повлияет на конкурентный рынок.

Рассмотрение антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалобы ООО «Ручейки Ополья» на бездействие организатора торгов в проводимых в рамках процедуры банкротства, не противоречит изложенной правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, поскольку в данном случае рассматривается вопрос о продаже имущества коммерческой организации – общества с ограниченной ответственностью «Ручейки». Характер имущества – недвижимое имущество, земельные участки, сельскохозяйственная техника и оборудование, транспортные средства, не предполагает его использование потенциальным покупателем в личных целях. Данные варианты предполагают целью извлечение прибыли от использования имущества. Эти обстоятельства предполагают наличие круга профессиональных участников указанной деятельности, следовательно – наличия соответствующего товарного рынка. Неправомерные действия (бездействие) организатора торгов влекут (могут повлечь) недопущение, ограничение конкуренции на соответствующем товарном рынке. 

Как следует из материалов дела, основным видом деятельности ООО «Ручейки Ополья» является «Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока» (ОКВЭД 01.41), в совокупности с другими видами деятельности, указанными в ЕГРЮЛ, указанное обстоятельство свидетельствует о профессиональном участии ООО «Ручейки Ополья» на товарном рынке племенного животноводства.     

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2019 № 768-р «Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации» рынок племенного животноводства, рынок семеноводства относятся к перечню товарных рынков для содействия развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации.

Характер предмета торгов (продажа имущества сельскохозяйственной организации) предполагает участие в торгах профессиональных участников соответствующего товарного рынка. Что заведомо предполагает, как общее требование антимонопольного законодательства, обеспечение конкуренции на товарном рынке. Такое требование в рассматриваемом случае должно приниматься во внимание и в случае проведения торгов в рамках дела о банкротстве сельскохозяйственной организации.

Кроме того, согласно позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, высказанной в определениях от 06.06.2022 № 305-ЭС22-763, от 26.04.2022 № 309-ЭС21-27706, антимонопольный контроль за торгами, в том числе контроль за соблюдением процедуры торгов, ограничен случаями, когда результаты проведения определенных торгов способны оказать влияние на состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках.

То есть осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дел о банкротстве, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования со стороны антимонопольного органа с точки зрения реализации целей Закона о защите конкуренции.

Таким образом, анализ разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что как не является безусловным антимонопольный контроль в рамках процедур, проводимых в деле о банкротстве, так и не является безусловным положение об отсутствии полномочий у антимонопольного органа на рассмотрение жалоб в рамках таких процедур, на которое в своих возражениях указывает Организатор торгов.

Как указано в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2022 № 308-ЭС22-2357 по делу № А32-37905/2020 лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем, то есть обеспечена конкуренция (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 и от 11.03.2014 № 16034/13, определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2017 № 305-КГ16-16409 и от 27.12.2021 № 310-ЭС21-17478).

Следовательно, торги по продаже имущества юридического лица, которое включает в себя недвижимое имущество, земельные участки, сельскохозяйственную технику и оборудование, транспортные средства, подлежащие проведению в соответствии с Законом о банкротстве и являющиеся обязательными в силу закона, могут относиться к сфере антимонопольного контроля.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мордовского УФАС России,

РЕШИЛА:

 1. Признать жалобу ООО «Ручейки Ополья» (вх. № 3491-ЭП/23 от 20.07.2023) на действия конкурсного управляющего <...>, электронной торговой площадки «Евразийская торговая площадка» при проведении торгов посредством публичного предложения по продаже имущества ООО «Ручейки» (Лот №1) (извещение на сайте ЕФРСБ № 11828470) обоснованной.

2. Признать действия конкурсного управляющего <...>, выразившиеся в неуказании величины снижения начальной цены продажи имущества и срока, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена, нарушением пункта 4 статьи 139 Закона о банкротстве.

3. Признать действия электронной торговой площадки «Евразийская торговая площадка», выразившиеся в ограничении доступа лиц к участию в торгах, нарушением положения Требований и Регламента.

4. Выдать обязательное для исполнения предписание.

5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Мордовского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны