Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 722/18-Р от 27 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии  - руководитель Управления,

члены Комиссии:  – заместитель руководителя Управления – начальник отдела контроля рекламы и рынка финансовых услуг,  – главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и рынка финансовых услуг, . - старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и рынка финансовых услуг,

рассмотрев 16 января 2017 года дело № 722/18-Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по заявлению гр. К. от 17.11.2016г. (вх.№5411 от 18.11.2016), в котором сообщается о факте распространения рекламы «ПАМЯТНИКИ гранит мрамор самые низкие цены скидки рассрочка 0% бесплатное хранение на складе 30-80-98», сопровождаемой тремя фотообразцами памятников и стрелкой-указателем, с использованием выносного штендера, установленного в непосредственной близости от входа в магазин похоронных принадлежностей «Памятники ограды фотокерамика таблички», под который переоборудовано помещение гаража (гаражный кооператив «Восток», находящийся рядом с жилым домом 80 по ул.Володарского в г.Саранске Республики Мордовия), с признаками нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

в присутствии:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе -  Индивидуального предпринимателя Ш. (ИНН; ОГРНИП; адрес (место регистрации):),

УСТАНОВИЛА:

            Гр. К., привлеченная к участию в рассмотрении дела № 722/18-Р в качестве заявителя, надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения настоящего дела, однако на заседание Комиссии Мордовского УФАС России гр. К. не явилась и от неё не поступало ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки по уважительным причинам.

            Руководствуясь пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Мордовского УФАС России рассматривает настоящее дело в отсутствие заявителя – гр. К.

 

            В Мордовское УФАС России поступило заявление гр. К. от 17.11.2016г. (вх.№5411 от 18.11.2016), в котором сообщается о факте размещения на выносном штендере, установленном в непосредственной близости от входа в магазин по продаже ритуальных принадлежностей, под который переоборудован крайний гараж (ориентировочный адрес: г.Саранск, ул.Полежаева, 23), рекламы памятников из гранита и мрамора с указанием на «самые низкие цены», тогда как заявитель утверждает, что в других магазинах видела более низкие цены на памятники. К такому заявлению приложена фотография рекламного штендера.

            Поступившие сведения стали поводом для проведения специалистами Мордовского УФАС России осмотра гаражного массива, находящегося в центральной части территории городского округа Саранск Республики Мордовия на улице Полежаева, в результате которого было подтверждено распространение заявленной рекламы (акт осмотра от 09.12.2016г.).

            По факту распространения заявленной рекламы вынесено определение Мордовского УФАС России от 19.12.2016 № 1318 о возбуждении дела № 722/18-Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

            В рамках возбужденного дела Индивидуальный предприниматель Ш., привлеченная к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе,  предоставила письменные объяснения от 10.01.2017 б/н (вх.№76 от 11.01.2017) с приложением к ним копии: прейскуранта цен на памятники от 01.11.2016г. и от 17.11.2016г., квитанции-договора ., договора купли-продажи товаров с условием оплаты в рассрочку от., свидетельства о государственной регистрации права от 19.10.2015, свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации серия <...> свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серия <...> письма Мордовиястат от с информацией о присвоенных кодах Общероссийских классификаторов.

            Вместе с тем, к материалам дела приобщены письмо Регионального отделения по РМ Поволжского филиала ПАО «МегаФон» от 06.12.2016 № 5/701СЕО-Исх-00447/16 (вх.№5757 от 07.12.2016) со сведениями о владельце абонентского номера 30-80-98, а также копия протокола заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Мордовском УФАС России от 15.12.2016г., распечатка сведений об индивидуальном предпринимателе – Ш (по состоянию на 09.12.2016), размещенных на официальном сайте Федеральной налоговой службы egrul.nalog.ru, и предоставленная по запросу Мордовского УФАС России от 16.12.2016 № 2110 информация со сведениями о ценах на надгробные памятники (гранит, мрамор), реализуемые рядом организаций.

            Индивидуальный предприниматель Ш. на заседании Комиссии поддержала предоставленные ею письменные объяснения от 10.01.2017 б/н (вх.№76 от 11.01.2017), а также устно пояснила, что в рекламе использовалось выражение «самые низкие цены» в период действия осенне-зимних скидок, когда цены на памятники были снижены до возможного минимума, и использование такого выражения произошло по незнанию требований Закона, нарушение которого она признаёт как совершённое неумышленно, рекламный штендер с такой информацией выставлялся у входа в помещение, где расположен стол заказов (бокс гаража №2 ГК «Восток») только с ноября по декабрь 2016 года, и в январе текущего года уже прекращено его использование ввиду согласия с тем, что указание на самые низкие цены является нарушением рекламного законодательства.

            Исследовав документы и материалы в их совокупности, Комиссия пришла к следующим выводам.

            На выносном штендере, который выставлялся в период с ноября по декабрь 2016 года в часы работы магазина по продаже ритуальных принадлежностей (стола заказов) «Памятники ограды фотокерамика таблички», расположенного в помещении (боксе) гаража №2 ГК «Восток» (г.Саранск, ул.Володарского, рядом с жилым домом 80), демонстрируется текстовая информация «ПАМЯТНИКИ гранит мрамор самые низкие цены скидки рассрочка 0% бесплатное хранение на складе 30-80-98», сопровождаемая тремя фотообразцами памятников и стрелкой-указателем.

            Распространяемая с использованием выносного штендера информация обращает внимание неопределенного круга лиц к конкретному товару – памятникам из гранита и мрамора, а также продавцу такого товара, формирует и поддерживает к ним интерес, способствует их продвижению на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.

            В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

            В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

            Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

            В рассматриваемом случае объектом рекламирования рассматриваемой рекламы являются памятники, реализуемые в магазине похоронных принадлежностей «Памятники ограды фотокерамика таблички» (г.Саранск, ул.Володарского, бокс гаража №2 ГК «Восток», рядом с жилым домом 80).

            Бокс гаража №2 ГК «Восток» принадлежит Ш., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.10.2015, которая в помещении гаража организовала торговую деятельность по реализации похоронных принадлежностей, в том числе памятников, и для привлечения внимания к которой используется выносной штендер с рассматриваемой рекламой.

            Ш зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером индивидуального предпринимателя , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, выданным  Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Мордовия, серия.

            Согласно сведениям об индивидуальном предпринимателе - Ш (по состоянию на 09.12.2016), размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы egrul.nalog.ru, основным видом деятельности названного ИП является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг (ОКВЭД 96.03), дополнительными видами деятельности – производство прочих металлических изделий (ОКВЭД 25.99.2), предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки (ОКВЭД 96.09), торговля розничная сувенирами, изделиями народных художественных промыслов (ОКВЭД 47.78.3), торговля розничная предметами культового и религиозного назначения, похоронными принадлежностями в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.78.4).

            Следовательно, реклама с предложением памятников из гранита и мрамора по самым низким ценам распространена в предпринимательских интересах ИП Ш., выступившей рекламодателем и рекламораспространителем такой рекламы.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

            В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

            Использованное в рассматриваемой рекламе выражение «самые низкие цены» указывает на то, что предлагаемые памятники из гранита и мрамора реализуются по постоянно более низким ценам, которые не могут предложить другие продавцы, чем формируется мнение потребителей о преимуществе рекламируемых памятников перед находящимися в обороте памятниками других продавцов.

            Такая реклама была предметом рассмотрения на Экспертном совете по применению законодательства о рекламе при Мордовском УФАС России (протокол заседания от 15.12.2016г.), по результатам которого эксперты единогласно выразили мнение, что рекламное утверждение  «…самые низкие цены…» указывает на ценовое преимущество предлагаемых товаров и из-за отсутствия объективного критерия сопоставления носит признаки недостоверности.

            Из предоставленных продавцом – ИП Ш. прейскурантов цен на памятники от 01.11.2016г. и от 17.11.2016г. следует, что названный продавец реализует рекламируемые памятники из гранита и мрамора трех видов: комплект мраморный – стандартный (без керамики), комплект гранитный – стандартный (прямоугольный с худож. портретом ручной гравировки, ФИО, даты, эпитафия. крестик, свеча+гвоздики (розы)), а также с односторонней полировкой. При этом цены на памятники из гранита и мрамора варьируются в пределах от 6000 до 73100 рублей, которые зависят от комплекта, отделки и размера изделий при том, что цены на работы и услуги по доставке и установке реализуемых памятников устанавливаются отдельно, что, в частности, следует из квитанции-договора.

            Из информации, предоставленной рядом организаций по запросу Мордовского УФАС России от 16.12.2016 № 2110, следует, что в г.Саранске в схожем ценовом диапазоне работают и другие продавцы. Так, из письма ООО «Гранит» от 26.12.2016 б/н, к которому приложены прейскуранты цен, следует, что названное Общество реализует памятники из мрамора и гранита по ценам базовых комплектов в диапазоне от 5000 до 48000 рублей, зависящим не только от комплекта, отделки и размера изделий, но и от места (страны) происхождения изделия (Карелия, г.Уфалей, с.Коелга, страна Китай).

            Учитывая фактически установленные обстоятельства, следует признать, что цены,  по которым на локальном рынке г.Саранска реализуются памятники из гранита и мрамора, напрямую зависят от комплекта, отделки размера и от места (страны) происхождения изделий, на которые также могут влиять дополнительные работы и услуги.

            Между тем, в рассматриваемой рекламе памятники из гранита и мрамора продвигаются как товары по самым низким ценам по сравнению с аналогичными товарами других продавцов, и в такой рекламе отсутствуют критерии, по которым приводится такое сравнение, что способствует неверному представлению потребителей по поводу цены на предлагаемые памятники из гранита и мрамора.

            Следовательно, рекламное утверждение о том, что у продавца – ИП Ш. на памятники из гранита и мрамора «самые низкие цены», для оценки которых отсутствует объективное подтверждение, не соответствует действительности.

            В пункте 29 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено следующее.

            Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

            В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производится с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

            Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

   В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

   В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

            Таким образом, реклама «ПАМЯТНИКИ гранит мрамор самые низкие цены скидки рассрочка 0% бесплатное хранение на складе 30-80-98», сопровождаемая тремя фотообразцами памятников и стрелкой-указателем, распространенная в ноябре – декабре 2016 года с использованием выносного штендера, устанавливаемого в часы работы магазина по продаже ритуальных принадлежностей (стола заказов) «Памятники ограды фотокерамика таблички», расположенного в помещении (боксе) гаража №2 ГК «Восток» (г.Саранск, ул.Володарского, рядом с жилым домом 80), с недостоверными сведениями о преимуществе предлагаемых памятников по самым низким ценам, нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» и поэтому является ненадлежащей.

            В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

            В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.

            Материалами дела установлено, что распространение ненадлежащей рекламы опосредовано и выражено в действиях рекламодателя - Индивидуального предпринимателя Ш (ИНН; ОГРНИП), одновременно выступающей в качестве рекламораспространителя, которой надлежит выдавать предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства, поскольку в материалы дела не предоставлены доказательства устранения допущенного нарушения.

            Вместе с тем, усматривается необходимость передачи материалов дела для рассмотрения вопроса о привлечении виновного лица к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

            1. Признать ненадлежащей рекламу «ПАМЯТНИКИ гранит мрамор самые низкие цены скидки рассрочка 0% бесплатное хранение на складе 30-80-98», сопровождаемую тремя фотообразцами памятников и стрелкой-указателем, распространенную на территории города Саранска Республики Мордовия в ноябре – декабре 2016 года с использованием выносного штендера, устанавливаемого в часы работы магазина по продаже ритуальных принадлежностей (стола заказов) «Памятники ограды фотокерамика таблички», расположенного в помещении (боксе) гаража №2 ГК «Восток» (г.Саранск, ул.Володарского, рядом с жилым домом 80), поскольку в такой рекламе содержатся недостоверные сведения о преимуществе предлагаемых памятников по самым низким ценам, чем нарушаются требования  пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

            2. Выдать рекламодателю и рекламораспространителю – Индивидуальному предпринимателю Ш (ИНН; ОГРНИП; адрес (место регистрации):) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

            3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мордовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лица, в действиях которого присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

            Решение изготовлено в полном объеме 18 января 2017 года.

            Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.        

 

 

 

Председатель Комиссии:                                                                    

 

Члены Комиссии: 

                                                                                                           

 

                                                                                                                  

 

                                                                                                                             

Связанные организации

Связанные организации не указаны