Решение №296 Решение по делу № 013/05/28-80/2022 от 12 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 013/05/28-80/2022

12 мая 2022 года                                                                         г. Саранск, проспект Ленина, 14

Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <...> – заместитель руководителя Управления,

члены Комиссии: <...> – заместитель руководителя Управления, <...> - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства, <...> – главный государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

рассмотрев 25 апреля 2022 года дело № 013/05/28-80/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы Кредитного потребительского кооператива «Народный» с предложением финансовых услуг по приему сбережений по ставкам 13% годовых, 17% годовых, размещавшейся в региональных рекламных блоках телеканалов «Первый» и «НТВ», в которой усматриваются признаки нарушения требований пункта 6 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»,

в присутствии:

заинтересованных лиц:

Общество с ограниченной ответственностью «Медиа Галерея» <...>, интересы которого путем присоединения к сеансу видеоконференцсвязи по ссылке <...> представляют генеральный директор ООО «Медиа Галерея» <...>, действующая на основании Устава Общества, и <...> по доверенности <...>, предъявлены паспорта,

Индивидуальный предприниматель К<...> <...>, представляет интересы лично путем присоединения к сеансу видеоконференцсвязи по ссылке <...>, предъявлен паспорт,   

УСТАНОВИЛА:

КПК «Народный», АО «Первый канал», АО «Телекомпания НТВ», ООО «Газпром-Медиа», ООО «НРА», привлеченные к участию в рассмотрении дела № 013/05/28-80/2022, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, однако на заседание Комиссии Мордовского УФАС России их представители не явились, и от названных лиц не поступало ходатайств об участии в дистанционном режиме рассмотрения дела, а также об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки по уважительным причинам.

Руководствуясь пунктом 31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Мордовского УФАС России рассматривает настоящее дело в отсутствии КПК «Народный», АО «Первый канал», АО «Телекомпания НТВ», ООО «Газпром-Медиа», ООО «НРА».

Производство по делу возбуждено определением Мордовского УФАС России от 14.02.2022 № 77 о возбуждении дела № 013/05/28-80/2022 и назначении дела к рассмотрению. Рассмотрение дела откладывалось определением Мордовского УФАС России от 10.03.2022 № 184 об отложении рассмотрения дела № 013/05/28-80/2022, а также определением Мордовского УФАС России 31.03.2022 № 243 об отложении рассмотрения дела № 013/05/28-80/2022.

Согласно пункту 3 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее - Правила), дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, за исключением случаев, указанных в пунктах 4, 5 и 7 настоящих Правил.

Пунктом 5 Правил определено, что в случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.

Поводом для возбуждения дела № 013/05/28-80/2022 послужил факт распространения в январе 2022 года в региональных рекламных блоках телеканала «Первый канал», транслируемых на территории г. Саранска Республики Мордовия, рекламы КПК «Народный» со сведениями о приеме сбережений под 13% годовых. Распространение такой рекламы подтверждено документами и материалами, в том числе рекламными видеороликами, предоставленными с письмами ООО «Медиа Галерея» <...>, <...>.

При данных обстоятельствах настоящее дело возбуждено и рассматривается Мордовским УФАС России, поскольку реклама КПК «Народный», содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, распространена только на территории г. Саранска Республики Мордовия.

В рамках разбирательства по делу № 013/05/28-80/2022 лица, участвующие в рассмотрении дела, дополнительно предоставили документы и материалы: <...>.

На заседании Комиссии заслушаны доводы лиц, присутствующих при рассмотрении дела.

Генеральный директор ООО «Медиа Галерея» <...> и представитель ООО «Медиа Галерея» <...> выразили мнение, что в рассматриваемой рекламе КПК «Народный» демонстрируемая в ней информация читается и воспринимается в полном объеме, и при этом отметили, что достоверность рекламного утверждения о застрахованности сбережений кооператива подтверждается действием договора страхования, срок которого продлен предоставленным в материалы дела дополнительным соглашением, а именно с 28.03.2021 по 27.03.2022.

ИП К<...> поддержал выраженное представителями ООО «Медиа Галерея» мнение, а также устно пояснил, что с его стороны и со стороны его заказчика приложены все усилия для распространения рекламы КПК «Народный», соответствующей требованиям действующего законодательства, посредством которой продвигается программа сбережений «Пенсионный», о чем сообщается в тексте рекламных видеороликов.

Комиссия, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, а также исследовав собранные по настоящему делу документы и материалы в их совокупности, и при этом не установив оснований для дальнейшего отложения или приостановления рассмотрения настоящего дела, приходит к следующим выводам.

На телеканалах «Первый» и «НТВ», в региональных рекламных блоках, транслируемых на территории г. Саранска Республики Мордовия, осуществлено размещение рекламных видеороликов (продолжительностью 15 секунд) в интересах КПК «Народный», обеспеченное взаимосвязанностью гражданско-правовых отношений по ряду договоров, а именно: <...>. При этом оказание услуг по размещению рекламных видеороликов подтверждается эфирными справками, графиками размещения, актами выполненных работ, счетами на оплату, платежными документами (имеются в материалах дела).

Совокупность имеющихся в материалах дела документов свидетельствует о том, что на телеканалах «Первый» и «НТВ», в транслируемых на территории г. Саранска региональных рекламных блоках, осуществлено вариативное размещение трёх рекламных роликов:

1) в период с 27.10.2021 по 17.12.2021 демонстрировался сюжетный видеоролик продолжительностью 15 секунд следующего содержания:

1 видеоряд (3 секунды):

картинка с образами девушки, держащей в руках копилку-поросенка, и улыбающегося пожилого мужчины, указательным пальцем показывающего в сторону девушки с копилкой, сопровождается озвученным мужским голосом текстом «Деньги можно просто хранить, а можно приумножать! Как?» с одновременной демонстрацией надписей «ДЕНЬГИ МОЖНО ПРОСТО ХРАНИТЬ А МОЖНО ПРИУМНОЖАТЬ! КАК?»;

2 видеоряд (6 секунд):

картинка, состоящая из двух частей, левая часть которой содержит логотип «Н» и надписи «Народный кредитный потребительский кооператив 13% принимаем сбережения годовых г. Саранск пр. Ленина, 33 телефон (8342) 54-62-92 KPK-NARODNIY.RU ВСЕ СБЕРЕЖЕНИЯ ЗАСТРАХОВАНЫ», а в правой части изображены улыбающиеся мужчина и женщина, держащие в руках бланки с логотипами «Н», сопровождается озвученным мужским голосом текстом «КПК Народный принимает сбережения под тринадцать процентов годовых все сбережения застрахованы»;

3 видеоряд (6 секунд):

картинка сопровождается озвученным мужским голосом текстом «город Саранск проспект Ленина тридцать три телефон пятьдесят четыре шестьдесят два девяносто два», и при этом состоит из двух частей, в верхней части которой на белом фоне нанесены логотип «Н» и надпись «Народный кредитный потребительский кооператив», а также выполненные синим цветом и чёткими, крупными буквами надписи «г. Саранск пр. Ленина, 33 телефон (8342) 54-62-92 KPK-NARODNIY.RU», а в нижней части на синем фоне белыми, мелкими буквами нанесен текст «КРЕДИТНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ «НАРОДНЫЙ» ИНН5515014155, ОГРН 1195543023257. ОКАЗЫВАЕТ УСЛУГИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЧЛЕНАМ КПК, КОТОРЫМИ МОГУТ СТАТЬ ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА (ОТ 16 ПОЛНЫХ ЛЕТ). СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПЕНСИОННЫЙ», СТАВКА 13% ГОДОВЫХ. СРОК СБЕРЕЖЕНИЯ 12-36 МЕСЯЦЕВ. МАКСИМАЛЬНАЯ ВНОСИМАЯ СУММА 3500000 (ТРИ МИЛЛИОНА ПЯТЬСОТ ТЫСЯЧ) РУБ.. МИНИМАЛЬНАЯ ВНОСИМАЯ СУММА НЕ МЕНЕЕ 10000 (ДЕСЯТИ ТЫСЯЧ) РУБ. ПРИ ДОСРОЧНОМ РАСТОРЖЕНИИ ДОГОВОРА СТАВКА ПЕРЕРАСЧЕТА 3% ГОДОВЫХ. ЧЛЕНСТВО В КПК МОЖЕТ ПОВЛЕЧЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ. ПАЙЩИКИ КООПЕРАТИВА СОЛИДАРНО С ДРУГИМИ ЧЛЕНАМИ КООПЕРАТИВА НЕСУТ СУБСИДИАРНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ КООПЕРАТИВА В ПРЕДЕЛАХ НЕВНЕСЕННОЙ ЧАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВЗНОСА. ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ НУЖЕН ПАСПОРТ И ПЕНСИОННОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ. СТАВКА ПОДЛЕЖИТ ИЗМЕНЕНИЮ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ КЛЮЧЕВОЙ СТАВКИ ЦБ РФ. ЧАСТИЧНОЕ СНЯТИЕ СУММЫ СБЕРЕЖЕНИЙ ДОПУСКАЕТСЯ, В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ СНЯТИЕ ЕДИНОРАЗОВОЕ И СОСТАВЛЯЕТ НЕ БОЛЕЕ 50% (ПЯТИДЕСЯТИ ПРОЦЕНТОВ) ОТ СУММЫ СБЕРЕЖЕНИЙ. ПРИ ЭТОМ РАЗМЕР ПРОЦЕНТОВ НЕ ПЕРЕСЧИТЫВАЕТСЯ.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕЙСТВУЕТ С 25.10.2021Г. ПО 17.12.2021Г. С ПОДРОБНЫМИ УСЛОВИЯМИ ПРОГРАММ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И УСЛОВИЯМИ ЧЛЕНСТВА МОЖНО ОЗНАКОМИТЬСЯ ПО ТЕЛЕФОНУ: (8342)54-62-92. СТРАХОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ НКО «МОВС».

2) в период с 22.12.2021 по 25.01.2022 демонстрировался сюжетный видеоролик продолжительностью 15 секунд следующего содержания:

1 видеоряд (3 секунды):

картинка с образами девушки, держащей в руках копилку-поросенка, и улыбающегося пожилого мужчины, указательным пальцем показывающего в сторону девушки с копилкой, сопровождается озвученным мужским голосом текстом «Деньги можно просто хранить, а можно приумножать! Как?» с одновременной демонстрацией надписей «ДЕНЬГИ МОЖНО ПРОСТО ХРАНИТЬ А МОЖНО ПРИУМНОЖАТЬ! КАК?»;

2 видеоряд (6 секунд):

картинка, состоящая из двух частей, левая часть которой содержит логотип «Н» и надписи «Народный кредитный потребительский кооператив 13% принимаем сбережения годовых г. Саранск пр. Ленина, 33 телефон (8342) 54-62-92 KPK-NARODNIY.RU ВСЕ СБЕРЕЖЕНИЯ ЗАСТРАХОВАНЫ», а в правой части изображены улыбающиеся мужчина и женщина, держащие в руках бланки с логотипами «Н», сопровождается озвученным мужским голосом текстом «КПК Народный принимает сбережения под тринадцать процентов годовых все сбережения застрахованы»;

3 видеоряд (6 секунд):

картинка сопровождается озвученным мужским голосом текстом «город Саранск проспект Ленина тридцать три телефон пятьдесят четыре шестьдесят два девяносто два», и при этом состоит из двух частей, в верхней части которой на белом фоне нанесены логотип «Н» и надпись «Народный кредитный потребительский кооператив», а также выполненные синим цветом и чёткими, крупными буквами надписи «г. Саранск пр. Ленина, 33 телефон (8342) 54-62-92 KPK-NARODNIY.RU», а в нижней части на синем фоне белыми, мелкими буквами нанесен текст «КРЕДИТНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ «НАРОДНЫЙ» ИНН5515014155, ОГРН 1195543023257. ОКАЗЫВАЕТ УСЛУГИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЧЛЕНАМ КПК, КОТОРЫМИ МОГУТ СТАТЬ ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА (ОТ 16 ПОЛНЫХ ЛЕТ). СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПЕНСИОННЫЙ», СТАВКА 13% ГОДОВЫХ. СРОК СБЕРЕЖЕНИЯ 12-36 МЕСЯЦЕВ. МАКСИМАЛЬНАЯ ВНОСИМАЯ СУММА 3500000 (ТРИ МИЛЛИОНА ПЯТЬСОТ ТЫСЯЧ) РУБ.. МИНИМАЛЬНАЯ ВНОСИМАЯ СУММА НЕ МЕНЕЕ 10000 (ДЕСЯТИ ТЫСЯЧ) РУБ. ПРИ ДОСРОЧНОМ РАСТОРЖЕНИИ ДОГОВОРА СТАВКА ПЕРЕРАСЧЕТА 3% ГОДОВЫХ. ЧЛЕНСТВО В КПК МОЖЕТ ПОВЛЕЧЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ. ПАЙЩИКИ КООПЕРАТИВА СОЛИДАРНО С ДРУГИМИ ЧЛЕНАМИ КООПЕРАТИВА НЕСУТ СУБСИДИАРНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ КООПЕРАТИВА В ПРЕДЕЛАХ НЕВНЕСЕННОЙ ЧАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВЗНОСА. ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ НУЖЕН ПАСПОРТ И ПЕНСИОННОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ. СТАВКА ПОДЛЕЖИТ ИЗМЕНЕНИЮ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ КЛЮЧЕВОЙ СТАВКИ ЦБ РФ. ЧАСТИЧНОЕ СНЯТИЕ СУММЫ СБЕРЕЖЕНИЙ ДОПУСКАЕТСЯ, В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ СНЯТИЕ ЕДИНОРАЗОВОЕ И СОСТАВЛЯЕТ НЕ БОЛЕЕ 50% (ПЯТИДЕСЯТИ ПРОЦЕНТОВ) ОТ СУММЫ СБЕРЕЖЕНИЙ. ПРИ ЭТОМ РАЗМЕР ПРОЦЕНТОВ НЕ ПЕРЕСЧИТЫВАЕТСЯ.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕЙСТВУЕТ С 18.12.2021Г. ПО 11.02.2022Г. С ПОДРОБНЫМИ УСЛОВИЯМИ ПРОГРАММ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И УСЛОВИЯМИ ЧЛЕНСТВА МОЖНО ОЗНАКОМИТЬСЯ ПО ТЕЛЕФОНУ: (8342)54-62-92. СТРАХОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ НКО «МОВС».

3) в период с 26.01.2022 по 11.02.2022 демонстрировался сюжетный видеоролик продолжительностью 15 секунд следующего содержания:

1 видеоряд (3 секунды):

картинка с образами девушки, держащей в руках копилку-поросенка, и улыбающегося пожилого мужчины, указательным пальцем показывающего в сторону девушки с копилкой, сопровождается озвученным мужским голосом текстом «Деньги можно просто хранить, а можно приумножать! Как?» с одновременной демонстрацией надписей «ДЕНЬГИ МОЖНО ПРОСТО ХРАНИТЬ А МОЖНО ПРИУМНОЖАТЬ! КАК?»;

2 видеоряд (6 секунд):

картинка, состоящая из двух частей, левая часть которой содержит логотип «Н» и надписи «Народный кредитный потребительский кооператив 17% принимаем сбережения годовых г. Саранск пр. Ленина, 33 телефон (8342) 54-62-92 KPK-NARODNIY.RU ВСЕ СБЕРЕЖЕНИЯ ЗАСТРАХОВАНЫ», а в правой части изображены улыбающиеся мужчина и женщина, держащие в руках бланки с логотипами «Н», сопровождается озвученным мужским голосом текстом «КПК Народный принимает сбережения под семнадцать процентов годовых все сбережения застрахованы»;

3 видеоряд (6 секунд):

картинка сопровождается озвученным мужским голосом текстом «город Саранск проспект Ленина тридцать три телефон пятьдесят четыре шестьдесят два девяносто два», и при этом состоит из двух частей, в верхней части которой на белом фоне нанесены логотип «Н» и надпись «Народный кредитный потребительский кооператив», а также выполненные синим цветом и чёткими, крупными буквами надписи «г. Саранск пр. Ленина, 33 телефон (8342) 54-62-92 KPK-NARODNIY.RU», а в нижней части на синем фоне белыми, мелкими буквами нанесен текст «КРЕДИТНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ «НАРОДНЫЙ» ИНН5515014155, ОГРН 1195543023257. ОКАЗЫВАЕТ УСЛУГИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЧЛЕНАМ КПК, КОТОРЫМИ МОГУТ СТАТЬ ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА (ОТ 16 ПОЛНЫХ ЛЕТ). СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПЕНСИОННЫЙ», СТАВКА 13% ГОДОВЫХ. СРОК СБЕРЕЖЕНИЯ 12-36 МЕСЯЦЕВ. МАКСИМАЛЬНАЯ ВНОСИМАЯ СУММА 3500000 (ТРИ МИЛЛИОНА ПЯТЬСОТ ТЫСЯЧ) РУБ.. МИНИМАЛЬНАЯ ВНОСИМАЯ СУММА НЕ МЕНЕЕ 10000 (ДЕСЯТИ ТЫСЯЧ) РУБ. ПРИ ДОСРОЧНОМ РАСТОРЖЕНИИ ДОГОВОРА СТАВКА ПЕРЕРАСЧЕТА 3% ГОДОВЫХ. ЧЛЕНСТВО В КПК МОЖЕТ ПОВЛЕЧЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ. ПАЙЩИКИ КООПЕРАТИВА СОЛИДАРНО С ДРУГИМИ ЧЛЕНАМИ КООПЕРАТИВА НЕСУТ СУБСИДИАРНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ КООПЕРАТИВА В ПРЕДЕЛАХ НЕВНЕСЕННОЙ ЧАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВЗНОСА. ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ НУЖЕН ПАСПОРТ И ПЕНСИОННОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ. СТАВКА ПОДЛЕЖИТ ИЗМЕНЕНИЮ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ КЛЮЧЕВОЙ СТАВКИ ЦБ РФ. ЧАСТИЧНОЕ СНЯТИЕ СУММЫ СБЕРЕЖЕНИЙ ДОПУСКАЕТСЯ, В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ СНЯТИЕ ЕДИНОРАЗОВОЕ И СОСТАВЛЯЕТ НЕ БОЛЕЕ 50% (ПЯТИДЕСЯТИ ПРОЦЕНТОВ) ОТ СУММЫ СБЕРЕЖЕНИЙ. ПРИ ЭТОМ РАЗМЕР ПРОЦЕНТОВ НЕ ПЕРЕСЧИТЫВАЕТСЯ. НАЧИСЛЕНИЕ И ВЫПЛАТА ПРОЦЕНТОВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЕЖЕМЕСЯЧНО.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕЙСТВУЕТ С 19.01.2022Г. ПО 11.02.2022Г. С ПОДРОБНЫМИ УСЛОВИЯМИ ПРОГРАММ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И УСЛОВИЯМИ ЧЛЕНСТВА МОЖНО ОЗНАКОМИТЬСЯ ПО ТЕЛЕФОНУ: (8342)54-62-92 И ПО АДРЕСУ: Г. САРАНСК, ЛЕНИНСКИЙ РАЙОН, ПР. ЛЕНИНА, ДОМ 33, ПОМЕЩЕНИЕ 2.

СТРАХОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ НКО «МОВС».

Комиссия отмечает, что видеоролики состоят из трех сюжетных частей, динамично меняющихся в течение нескольких секунд, в первой, второй и в верхней половине кадра третьей части которых используются текстовые надписи, выполненные достаточно крупным, выделяющимся шрифтом, одновременно озвученные информацией аналогичного содержания, что делает их заметными и запоминающимися, и тем самым прочитываются и воспринимаются без затруднения. При этом присутствующие в нижней половине кадра третьей части видеороликов текстовые надписи, выполненные мелким шрифтом, содержание которых не озвучивается, из-за массива их информационного наполнения и демонстрации в несколько секунд невозможно воспринять обычным образом и осмыслить обычным человеком при телесмотрении.

Демонстрируемые на телеканалах «Первый» и «НТВ» вариативные сюжетные видеоролики с заметной и запоминающейся информацией о Кредитном потребительском кооперативе «Народный», с которым можно приумножать деньги, о его месте нахождения, телефоне и сайте «г. Саранск <...> телефон <...>», а также о том, что КПК «Народный» принимает сбережения под тринадцать процентов годовых «13%», под семнадцать процентов годовых «17%» при том, что «все сбережения застрахованы», направленно привлекают внимание неопределенного круга лиц к деятельности такого кооператива и предлагаемым им услугам, поддерживают к ним интерес, способствуют их продвижению на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемом случае объектом рекламирования является деятельность Кредитного потребительского кооператива «Народный» (г. Саранск, <...>) и предлагаемые им финансовые услуги по приему сбережений на условиях 13% годовых, 17% годовых с гарантией того, что все сбережения застрахованы.

Учитывая содержание рассматриваемой рекламы, а также вышеприведенные договоры, в рамках которых организовано размещение такой рекламы в региональных рекламных блоках телеканалов «Первый» и «НТВ», следует признать, что рекламодателем выступил Кредитный потребительский кооператив «Народный» (КПК «Народный»), а рекламораспространителями - Акционерное общество «Первый канал» (АО «Первый канал») и Акционерное общество «Телекомпания НТВ» (АО «Телекомпания НТВ»).

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Вариативные рекламные предложения КПК «Народный» мотивируют потребителей рекламы обращаться к такому кооперативу с целью передачи ему сбережений на хранение под привлекательные проценты – 13% годовых, 17% годовых, и предлагаемые такой рекламой услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств, в силу буквального содержания распространяемой рекламы, воспринимаются как предложение финансовых услуг.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Вместе с тем, в подпункте д пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

В данном случае финансовые услуги по приему сбережений под 13% годовых, 17% годовых посредством распространяемой в пределах территории г. Саранска рекламы на телеканалах «Первый» и «НТВ» предлагает Кредитный потребительский кооператив «Народный», обращаться к которому можно по адресу: г. Саранск, <...>, по телефону <...>, а также через сайт <...>, и который гарантирует, что все сбережения застрахованы.

Кредитный потребительский кооператив «Народный» является юридическим лицом, действующим на основании Устава (утв. решением Общего собрания членов КПК «Народный», протокол <...>), включен в Единый государственный реестр юридических лиц 04.09.2019 за основным государственным регистрационным номером <...>, ИНН <...>, КПК <...>, и с 04.09.2019 значится в Реестре финансовых организаций, сведения о которых опубликованы на официальном сайте Банка России www.cbr.ru.

Соответственно, КПК «Народный», состоящий в государственном реестре кредитных кооперативов, ведение которого осуществляет Банк России, имеет специальный статус финансовой организации, наделенной правом привлекать денежные средства на основании договоров передачи личных сбережений только членов кооператива (пайщиков), что предусмотрено Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» и соответствует уставной деятельности такого кооператива.

КПК «Народный» предоставило с письменными пояснениями <...> сведения об условиях внесения сбережений по четырём программам: «Пенсионный», «Премиальный», «Оптимальный», «До востребования».

Из предоставленных данных следует, что КПК «Народный» при заключении с членами кооператива договоров передачи личных сбережений только по программе «Пенсионный», доступной исключительно лицам, имеющим пенсионное удостоверение: 1) с 23.07.2021г. применял размер процентной ставки 13% годовых, при том, что определены и другие условия такой программы, влияющие на сумму доходов по таким договорам, а именно: срок действия договора от 12 до 36 мес., начисление/выплата процентов ежемесячно, минимальный размер сбережений 10000 руб., возможность пополнения вложений в сумме от 1000 руб., при досрочном расторжении договора, допустимом только по истечении 12 мес., процентная ставка 3% годовых; 2) с 19.01.2022г. применяет размер процентной ставки 17% годовых, при том, что определены и другие условия такой программы, влияющие на сумму доходов по таким договорам, а именно: срок действия договора 36 мес., начисление/выплата процентов ежемесячно, минимальный размер сбережений 10000 руб., возможность пополнения вложений в сумме от 1000 руб., при досрочном расторжении договора, допустимом только по истечении 12 мес., процентная ставка 3% годовых.

Тем самым посредством рассматриваемой рекламы с предложением о приеме сбережений под 13% годовых, под 17% годовых продвигаются финансовые услуги КПК «Народный» по программе «Пенсионный», доступной только членам кооператива (пайщикам), имеющим пенсионное удостоверение.

Форма и условия размещения рекламы КПК «Народный» о приеме сбережений под 13% годовых, под 17% годовых, активно распространявшейся с 27.10.2021 по 11.02.2022 в региональных рекламных блоках телеканалов «Первый канал» и «НТВ», транслируемых на территории г. Саранска Республики Мордовия, не позволяют потребителям рекламы при обычном телесмотрении (на расстоянии 1,5 – 2 м от экрана телевизора) воспринять (прочитать) приведенный на десятой секунде демонстрации рекламного видеоролика (общей продолжительностью 15 секунд), в нижней половине рекламного поля, массив текстовых надписей (титров), выполненных мелким шрифтом, время для считывания которых ограничивается оставшимися 5 секундами рекламного ролика, в течение которых не представляется возможным распознать и уяснить содержание большого количества сплошного текста, выполненного мелким шрифтом, тогда как, в отличие от трудно поддающихся восприятию титров, информация о процентных ставках по приему сбережений под 13% годовых, под 17% годовых, озвученная и продемонстрированная в первых девяти секундах видеоролика крупным, контрастным шрифтом, концентрирует внимание потребителей именно на такой информации и отвлекает от возможности рассмотреть мелкие титры.

Дополнительно следует принять во внимание, что программой «Пенсионный» может воспользоваться особая категория граждан – физические лица, имеющие пенсионные удостоверения, то есть потребители пенсионного возраста, которые при телесмотрении рассматриваемой рекламы могут относиться с ещё меньшей степенью внимательности к сплошному тексту титров, выполненных мелким шрифтом, по сравнению с выделяемыми озвучкой и крупным текстом сведениями о процентных ставках по приему сбережений.

Тем самым потребители не получают демонстрируемую информацию в полном объеме рекламного сюжета, а ассоциативно запоминают лишь привлекающую их внимание, выделенную в рекламе, информацию о процентных ставках по приему сбережений под 13% годовых, под 17% годовых.

При установленных обстоятельствах следует признать, что приведенные в рассматриваемой рекламе мелкие титры, недоступные для прочтения потребителям и нераспознаваемые в момент демонстрации рекламы, не доводят до потребителей рекламы суть излагаемой в них информации надлежащим образом, в связи с чем потребители такую информацию фактически не получают.

В свете изложенного следует особо подчеркнуть, что содержание мелких титров можно уяснить лишь путем просмотра рекламного видеоролика на персональном компьютере опосредованно через функцию «пауза», позволяющую в статичном состоянии изучить информационное наполнение таких титров.

Следовательно, в рассматриваемой рекламе КПК «Народный» с предложением о приеме сбережений по ставкам 13% годовых и 17% годовых, которые в зависимости от сроков действия программы «Пенсионный» являются одним из условий такой программы, предназначенной только для членов кооператива, имеющих пенсионные удостоверения, умалчиваются иные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.

Поскольку подача рекламной информации направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться финансовыми услугами КПК «Народный» о приеме сбережений под 13% годовых, под 17% годовых, поэтому существенной является не только информация о привлекательных условиях, но и информация, способная обмануть их ожидания, сформированные такой рекламой.

Размещение привлекательной для потребителей информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие, не допустимо.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Сообщаемая в рекламе информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной, и не должна вводить в заблуждение потребителей.

В рассматриваемой рекламе Кредитного потребительского кооператива «Народный» указание размера процентной ставки по приему сбережений – 13% годовых, 17% годовых направлено исключительно на привлечение внимания потребителей к предлагаемым финансовым услугам и на формирование у них желания воспользоваться такими услугами по указанным процентным ставкам, поэтому существенной является не только информация, привлекательная для потребителей, но и информация об иных условиях, при которых применяется рекламируемая процентная ставка. Отсутствие сведений об иных условиях рекламируемых услуг по приему сбережений, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, способно обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы, о действительных потребительских свойствах таких услуг, доступных по программе «Пенсионный» только пайщикам кооператива, имеющим пенсионные удостоверения, что лишает потребителей возможности оценить в полном объеме все условия предлагаемых финансовых услуг, и тем самым искажает смысл рекламного предложения и вводит в заблуждение потребителей рекламы, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

Действующим законодательством о рекламе закреплена обязанность доводить до потребителей рекламы все необходимые сведения, способные формировать правильное (достоверное) представление об объекте рекламирования. При этом к рекламе финансовых услуг предъявляются специальные требования.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна: умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В рассматриваемом случае фактически установлено, что в рекламе КПК «Народный» в доступной форме вариативно сообщаются лишь привлекательные условия о процентных ставках по приему сбережений – под 13% годовых, под 17% годовых.

Текст с иными условиями финансовых услуг по приему сбережений, влияющими на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, такими, как срок действия договора передачи личных сбережений, лимит суммы передаваемых сбережений, пониженный размер процентной ставки при досрочном расторжении договора, допустимом только по истечении 12 месяцев, а также особенности применения рекламируемых процентных ставок только по программе «Пенсионный», действующей в определенный период и предназначенной исключительно для членов кооператива, имеющих пенсионные удостоверения, размещен в рекламных роликах в виде поясняющих сносок, выполненных трудным для восприятия способом, и поэтому существенная часть информации об иных условиях рекламируемых финансовых услуг фактически отсутствует.

Соответственно, в рекламе КПК «Народный» при указании одного из условий, влияющих на доходность вложений, умалчиваются остальные условия рекламируемых финансовых услуг по приему сбережений под привлекательные проценты, и при телепросмотре такой рекламы, из-за недоступности для прочтения мелких титров, потребители не получают необходимую для осознанного выбора информацию об всех условиях финансовых услуг КПК «Народный», что способно привести к формированию у потенциальных потребителей неверного представления о потребительских свойствах финансовых услуг кооператива и введению их в заблуждение относительно объекта рекламирования.

Наряду с этим, в рекламе финансовых услуг по приему сбережений по ставкам 13% годовых, 17% годовых акцентируется внимание потребителей на то, что «все сбережения застрахованы» (в рекламных видеороликах присутствуют хорошо читаемые текстовые надписи и голосовая озвучка), и такое утверждение ассоциативно воспринимается как безусловная гарантия сохранности в полном объеме денежных средств (сбережений), переданных на хранение КПК «Народный», что стимулирует желание потребителей довериться кооперативу и осуществить денежные вложения.

КПК «Народный» предоставило с письменными пояснениями <...>, уточненными письмом <...>, договор <...> страхования гражданской ответственности кредитного потребительского кооператива за нарушение договоров, на основании которых привлекаются денежные средства членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), заключенный между НКО Межрегиональное потребительское общество взаимного страхования» (Страховщик) и КПК «Народный» (Страхователь), и дополнительное соглашение <...> к такому договору, из которых следует, что страховым случаем по настоящему договору является возникновение гражданской ответственности Страхователя, вызванное причинением ущерба Выгодоприобретателю в связи с нарушением Страхователем обязательств по возврату денежных средств, переданных Выгодоприобретателем Страхователю на основании договоров займа и договоров передачи личных сбережений, указанных в реестре, вследствие несостоятельности (банкротства) Кредитного кооператива, не связанной с умышленными действиями контролирующих лиц Кредитного кооператива <...>, согласно названному договору под ущербом понимаются убытки в размере суммы основного долга Страхователя без учета процентов и платы за пользование денежными средствами по договорам займа и договорам передачи личных сбережений, причиненные членам Кредитного кооператива (Выгодоприобретателям), вследствие неисполнения Страхователем обязательств по договорам передачи личных сбережений и по договорам займа вследствие признания Страхователя несостоятельным (банкротом) <...>. При этом страховой случай считается наступившим со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о признании Кредитного кооператива (Страхователя) банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства в пределах срока действия настоящего договора страхования <...>, который определен с 00:00 часов 28 марта 2021 года до 24:00 часов 27 марта 2022 года включительно <...>. По настоящему договору не подлежит страховому возмещению ущерб, если в отношении Страхователя применяется процедура ликвидации (по решению общего собрания пайщиков Кредитного кооператива или суда), а также процедура банкротства иная, чем конкурсное производство <...>. Застрахованной является ответственность (риск неисполнения обязательств) Страхователя по договорам, на основании которых привлекаются денежные средства членов кооператива (пайщиков), заключенным и действующим на момент заключения настоящего договора и по договорам, заключенным после даты заключения договора страхования <...> при том, что предельный размер обязательств Страховщика в возмещении вреда каждому выгодоприобретателю составляет 5,656 % по конкретному договору передачи личных сбережений <...>.

Следовательно, в реальности пайщики КПК «Народный», только в случае признания Кооператива банкротом в рамках конкурсного производства, могут рассчитывать лишь на незначительное возмещение денежных средств – не более 5,656 % по конкретному договору передачи личных сбережений, без учета процентов, в период действия договора страхования.

С учетом изложенного, страхование обязательств кооператива по договорам передачи личных сбережений не является безусловной гарантией сохранности в полном объеме переданных на хранение КПК «Народный» денежных средств (сбережений) пайщиков, в связи с чем рекламное утверждение «все сбережения застрахованы» не соответствует действительности.

В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара.

Таким образом, распространявшаяся на территории г. Саранска Республики Мордовия в периоды с 27 октября по 17 декабря 2021 года, с 22 декабря 2021 года по 25 января 2022 года, с 26 января по 11 февраля 2022 года в региональных рекламных блоках телеканалов «Первый» и «НТВ» реклама Кредитного потребительского кооператива «Народный» с вариативным предложением финансовых услуг по приему сбережений под 13% годовых, под 17% годовых, не позволяющая получить существенную часть информации об иных условиях рекламируемых финансовых услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, таких, как срок действия договора передачи личных сбережений, лимит суммы передаваемых сбережений, пониженный размер процентной ставки при досрочном расторжении договора, допустимом только по истечении 12 месяцев, а также особенности применения таких условий только по программе «Пенсионный», действующей в определенный период и предназначенной исключительно для членов кооператива, имеющих пенсионные удостоверения, а также с не соответствующим действительности утверждением, что все сбережения застрахованы, нарушает требования пункта 6 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», и поэтому является ненадлежащей рекламой.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 3 и 7 статьи 5, статьей 28 настоящего Федерального закона.

В рассматриваемом случае рекламодателем является КПК «Народный» <...>, чьими действиями опосредовано и выражено распространение ненадлежащей рекламы.

Комиссия, учитывая продолжающееся действие договорных отношений по оказанию рекламных услуг в региональном вещании телеканалов «Первый» и «НТВ», а также действие договора <...>, заключенного между ИП К<...> и КПК «Народный», во исполнение которого ИП К<...> в любое время может направить заявку в рамках публичной оферты ООО «Медиа Галерея» на оказание услуг по размещению рекламы, действующей бессрочно, усматривает необходимость выдать рекламодателю - КПК «Народный», как лицу, допустившему распространение ненадлежащей рекламы, и рекламораспространителям – АО «Первый канал» и АО «Телекомпания НТВ» как лицам, способным устранить распространение ненадлежащей рекламы, предписания о прекращении нарушения рекламного законодательства.

Вместе с тем, усматривается необходимость передачи материалов дела для рассмотрения вопроса о привлечении рекламодателя - КПК «Народный» к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 6 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами с пунктами 42 – 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу Кредитного потребительского кооператива «Народный» с предложением финансовых услуг по приему сбережений под 13% годовых, под 17% годовых, распространявшуюся на территории г. Саранска Республики Мордовия в периоды с 27 октября по 17 декабря 2021 года, с 22 декабря 2021 года по 25 января 2022 года, с 26 января по 11 февраля 2022 года в региональных рекламных блоках телеканалов «Первый» и «НТВ», в которой содержится не соответствующее действительности утверждение, что все сбережения застрахованы, и которой потребители вводятся в заблуждение из-за отсутствия в ней части существенной информации об остальных условиях рекламируемых финансовых услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, таких, как срок действия договора передачи личных сбережений, лимит суммы передаваемых сбережений, пониженный размер процентной ставки при досрочном расторжении договора, допустимом только по истечении 12 месяцев, а также особенности применения рекламируемых процентных ставок, действующих в определенный период, только по программе «Пенсионный», предназначенной исключительно для членов кооператива, имеющих пенсионные удостоверения, что нарушает требования пункта 6 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать рекламодателю – Кредитному потребительскому кооперативу «Народный» <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Выдать рекламораспространителю – Акционерному обществу «Первый канал» <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4. Выдать рекламораспространителю – Акционерному обществу «Телекомпания НТВ» <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

5. Передать материалы дела № 013/05/28-80/2022 уполномоченному должностному лицу Мордовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по месту совершения административного правонарушения (г. Саранск Республики Мордовия) в отношении лица, в действиях которого присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Резолютивная часть решения объявлена 25 апреля 2022 года.

Решение изготовлено в полном объеме 12 мая 2022 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.        

Председатель Комиссии:                                                  <...>   

Члены Комиссии: 

                                                                                             <...>

                                                                                             <...>

                                                                                                       <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны