Решение №254 решение по жалобе на действия заказчика АО "Россельхозбанк" от 8 мая 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии:

от Заказчика:<...> (доверенность от 23.01.2018 года №603/325),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») жалобу <...> (вх. №1974 от 24.04.2019 года) на действия заказчика – АО «Российский сельскохозяйственный банк» (119034, г. Москва, пер. Гагаринский, д. 3) в лице Мордовского регионального филиала АО «Россельхозбанк» (430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Советская, 47А) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг ответственного хранения и транспортировки залогового имущества для нужд Мордовского регионального филиала АО «Россельхозбанк» №ЗКЭФ136/19-РЭ (извещение на сайте www.zakupki.gov.ru №31907765752),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступила жалоба <...> (вх. №1974 от 24.04.2019 года) на действия заказчика – АО «Российский сельскохозяйственный банк» (119034, г. Москва, пер. Гагаринский, д. 3) в лице Мордовского регионального филиала АО «Россельхозбанк» (430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Советская, 47А) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг ответственного хранения и транспортировки залогового имущества для нужд Мордовского регионального филиала АО «Россельхозбанк» №ЗКЭФ136/19-РЭ.

Уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. №1123 от 25.04.2019 года) рассмотрение жалобы было назначено на 11 часов 30 минут 07 мая 2019 года, о чем уведомлены Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1ФЗ «О защите конкуренции».

Как следует из жалобы Заявителя (вх. №1974 от 24.04.2019 года), Заказчиком при проведении запроса котировок в электронной форме (извещение на сайте www.zakupki.gov.ru №31907765752) необоснованно установлены в конкурсной документации в пунктах 15.1.7, 16.1.7 для участников торгов требования об опыте исполнения договоров с приложением справки за 2017,2018,2019 гг., сопоставимых с предметом запроса котировок (оказание услуг ответственного хранения и транспортировки имущества) на общую сумму не менее суммы максимального значения цены договора, включая НДС).

Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчиком необоснованно ограничивается конкуренция путем установления требования к участнику Закупки о наличии опыта выполнения работ.

Исследовав жалобу и выслушав представителя Заказчика, Комиссия установила следующее.

12 апреля 2019 года Заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение №31907765752 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг ответственного хранения и транспортировки залогового имущества для нужд Мордовского регионального филиала АО «Россельхозбанк»(номер запроса котировок №ЗКЭФ136/19-РЭ) (далее – Извещение от 12.04.2019 года).

В соответствии с пунктом 5 Извещения от 12.04.2019 года предмет договора: оказание услуг ответственного хранения и транспортировки залогового имущества для нужд Мордовского регионального филиала АО «Россельхозбанк».

Дата начала срока подачи заявок: 13.04.2019 года.

Дата и время окончания подачи заявок: 22.04.2019 года 11ч.00мин.

Дата и время окончания срока рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок: 22.04.2019 года 11ч.00 мин.

Максимальное значение цены договора 5 000 000,00 руб. Запрос котировок проводится путем снижения общей начальной (максимальной) цены единиц каждой услуги.

Настоящий запрос котировок проводится с использованием электронной торговой площадки ООО «ЭТП» в сети «Интернет» по адресу:www.etprf.ru.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011                      № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ, Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки - положение о закупке.

Решением Наблюдательного совета АО «Россельхозбанк» (протокол о 29.11.2018 №22) утверждено Положение об организации закупочной деятельности в АО «Россельхозбанк» №409-П.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки:

- обладать правоспособностью на заключение договора в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе, предоставить документы, содержащие сведения о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), документ, удостоверяющий личность (для физических лиц);

- не находиться в процессе ликвидации (для юридического лица), не быть признанным по решению Арбитражного суда несостоятельным (банкротом), не являться лицом, в отношении которого открыто конкурсное производство;

- не являться организацией, на имущество которой наложен арест по решению суда, административного органа и (или) экономическая деятельность которой приостановлена;

- не числиться в реестрах недобросовестных поставщиков, которые ведутся в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»;

- не иметь задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды, размер которой превышает 25 % (двадцать пять) процентов балансовой стоимости активов участника процедуры закупки, определяемой по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник процедуры закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в процедуре закупки не принято;

- наличие у участника процедуры закупки положительной деловой репутации: отсутствие вступивших в законную силу судебных решений не в пользу участника процедуры закупки в качестве ответчика, связанных с оказанием услуг транспортировки и хранения имущества, за 2017, 2018, 2019 гг., отсутствие неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения участником процедуры закупки обязательств по договорам, заключенным с АО «Россельхозбанк»;

- должен иметь опыт исполнения договоров за 2017, 2018, 2019 гг., сопоставимого с предметом Запроса котировок характера и объема (оказание услуг ответственного хранения и транспортировки имущества) на общую сумму не менее суммы максимального значения цены договора (включая НДС);

- должен иметь достаточное для исполнения договора количество собственных и/или арендованных материально-технических ресурсов для оказания услуг, в том числе: не менее 1 (одного) капитального строения площадью е менее 100 кв.м., площадку, на территории, прилегающей к капитальному строению, площадью не менее 1000 кв.м., не менее 1 (одного) транспортного средства, предназначенного для перевозки имущества;

- относиться к числу субъектов малого и среднего предпринимательства, и соответствовать критериям отнесения их к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;

- привлекаемые к исполнению обязательств по договору третьи лица (субподрядчики, субисполнители) должны соответствовать следующим требованиям: не числиться в реестрах недобросовестных поставщиков, которые ведутся в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062.

Пункт 16 извещения содержит раздел «документы, подтверждающие соответствие участников процедуры закупки, привлекаемых к исполнению обязательств по договору третьих лиц (субподрядчиков, субисполнителей),  требованиям пункта 15 настоящего Извещения, необходимые для представления в составе заявки».

Подпункт 16.1.7 пункта 16 извещения устанавливает наличие справки об опыте исполнения договоров за 2017, 2018, 2019 гг., сопоставимого с предметом Запроса котировок характера и объема (оказание услуг ответственного хранения и транспортировки имущества) на общую сумму не менее суммы максимального значения цены договора (включая НДС).

При установлении требований к участникам закупки и перечня документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям Заказчик обязан руководствоваться принципами части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, включая отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

 На основании части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Закон № 223-ФЗ не содержит закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам и предмету закупки, либо прямого запрета на применение к ним какого-либо требования. Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями данного закона, в том числе, создавая условия для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 № 11017 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Таким образом, законодатель наделил заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок и определять перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям, руководствуясь собственными потребностями.

Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона № 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Наличие опыта у участника закупки позволяет судить о его способности выполнить объем работ, предусмотренный закупочной документацией, в связи с чем использование названного критерия допуска к участию в закупке является обоснованным.

Таким образом, проведенный Заказчиком запрос котировок в электронной форме (извещение на сайте www.zakupki.gov.ru №31907765752) призван определить участников, обладающих достаточной квалификацией для оказания услуг ответственного хранения и транспортировки залогового имущества для нужд Мордовского регионального филиала АО «Россельхозбанк», являющихся предметом закупки, на уровне, отвечающем законным интересам общества.

При данных обстоятельствах, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о том, что пункты 15.1.7, 16.1.7 извещения не противоречат положениям законодательства в сфере закупок и защиты конкуренции и является критерием, при установлении которого заказчик вправе предъявлять необходимые требования к участнику закупки, исходя из характеристики выполняемых работ, показателей, имеющих значение при осуществлении закупки.

        Учитывая изложенное, а также руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

признать жалобу <...>(вх. №1974 от 24.04.2019 года) необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны