Решение №ЛА/1670/22 Решение от 11 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Саранск

Резолютивная часть решения оглашена «27» сентября 2022 г.

В полном объеме решение изготовлено «11» октября 2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), в составе:

председатель Комиссии: <...>– заместитель руководителя Мордовского УФАС России,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

<...> – заместитель начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

<...> – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

в присутствии представителей АО «Ельниковская ДСПМК» по деверенности – <...> (доверенность от 16.02.2022 № 16/02/22), <...> (доверенность от 18.02.2022 № 18/02/22).

ООО «Мордовдорстрой», надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела (определение об отложении рассмотрения дела от 07.09.2022 г. № ЛА/1141/22), явку представителя не обеспечило,

рассмотрев дело № 013/01/10-38/2022, возбужденное в отношении АО «Ельниковская ДСПМК» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В связи с обнаружением признаков нарушения антимонопольного законодательства АО «Ельниковская ДСПМК», на основании докладной записки от 27.01.2022 г. и экспертного заключения от 27.01.2022 г., приказом Мордовского УФАС России от 28.01.2022 № 17-од возбуждено дело № 013/01/10-38/2022 и создана Комиссия по его рассмотрению. Приказами от 10.02.2022 г. № 26-од, от 06.04.2022 г. № 98-од внесены изменения в приказ от 28.01.2022 № 17-од, в части состава Комиссии.

Основанием для возбуждения дела послужило заявление ООО «МОРДОВДОРСТРОЙ» от 28.10.2021 № 739 (вх. № 5623 от 28.10.2021 г.).

В своем обращении ООО «МОРДОВДОРСТРОЙ» указывает на установление АО «Ельниковская ДСПМК» и поддержание монопольно высокой цены на строительный щебень.

Комиссия, установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, выслушав ответы и пояснения ответчика по делу, установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Мордовское УФАС России в ходе рассмотрения настоящего антимонопольного дела провело исследование товарного рынка строительного щебня в Республике Мордовия (аналитический отчет приобщен к материалам дела) в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок).

Согласно пункту 1.3 Порядка, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;

д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

е) определение уровня концентрации товарного рынка;

ж) определение барьеров входа на товарный рынок;

з) установление доминирующего положения (при его наличии) хозяйствующего субъекта;

и) оценка состояния конкуренции на товарном рынке;

к) составление аналитического отчета.

Руководствуясь частью 9 статьи 5 Закона о защите конкуренции, пунктом 2.2 Порядка, временной интервал изучения товарного рынка определен как ретроспективный - период 2020-2021 гг.

Продуктовыми границами исследуемого товарного рынка является строительный щебень марок прочности М300, М400.

По информации, представленной Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия АО «Ельниковский ДСПМК» выданы 2 лицензии на добычу карбонатных пород на территории Республики Мордовия:

Будаевское (уч-к Лесной), расположено в 3,2 км северо-восточнее с. Будаево Ельниковского муниципального района Республики Мордовия;

Будаевское (уч-к, Собственно-Будаевский) расположено в 0,3 км северо-западнее с. Будаево Ельниковского муниципального района Республики Мордовия.

При определении географических границ товарного рынка использовался метод установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке.

По данным, представленным АО «Ельниковская ДСПМК» в 2021 году общество осуществляло поставку строительного щебня 61 хозяйствующему субъекту, из них 47 расположены на территории Республики Мордовия, 14 – в других регионах Российской Федерации. Таким образом, 77,05 % покупателей на рассматриваемом рынке расположены на территории Республики Мордовия.

На основании изложенного, географическими границами товарного рынка строительного щебня марок прочности М300, М400 являются территориальные границы Республики Мордовия.

Согласно сведениям, представленным Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия, на территории Республики Мордовия деятельность по производству и продаже строительного щебня осуществляет одно предприятие – АО «Ельниковская ДСПМК».

Согласно сведениям, представленным Министерством строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия, добычу низкопрочного известнякового щебня марок М300-400 на территории Республики Мордовия осуществляет АО «Ельниковское ДСПМК».

Согласно сведениям, представленным Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, лицензии на добычу карбонатных пород выданы АО «Ельниковское ДСПМК» (от 17.04.2002 № СРН 00440 ТЭ, от 05.04.2007 № СРМ 00014 ТЭ).

Иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие добычу строительного щебня М300-400 и/или имеющие лицензию разработку карьера для добычи щебня, на территории Республики Мордовия, не выявлены.

Таким образом, единственным хозяйствующим субъектом, выступающим в качестве продавца на рассматриваемом товарном рынке, является АО «Ельниковское ДСПМК».

Проведённый анализ состояния конкуренции на рынке строительного щебня марок М300, М400 на территории Республики Мордовия показал:

1. Рынок строительного щебня марок М300, М400 на территории Республики Мордовия относится к рынкам с высоким уровнем концентрации, на котором действует хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение – АО «Ельниковское ДСПМК».

2. Рынок строительного щебня марок М300, М400 на территории Республики Мордовия характеризуется наличием экономических барьеров, препятствующих входу на рынок новых хозяйствующих субъектов.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В связи с вышеизложенным, Комиссия устанавливает, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение АО «Ельниковская ДСПМК» на рынке реализации щебня является доминирующим с долей более 50%.

Таким образом, на АО «Ельниковская ДСПМК» распространяется запреты на действия, установлены статьей 10 Закона о защите конкуренции, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

АО «Ельниковская ДСПМК» письмом 07.12.2021 № 272 (вх. № 6334 от 07.12.2021) были представлены данные об утверждении прайс-листа на строительный щебень, в соответствии с которым установлены следующие цены:

№ п/п

Наименование продукции

Цена с НДС согласно утвержденного прайса, установленная с 03.07.2020 (руб./тн.)

Цена с НДС согласно утвержденного прайса, установленная с 01.04.2021 (руб./тн.)

Цена с НДС согласно утвержденного прайса, установленная с 17.05.2021 (руб./тн.)

Цена с НДС согласно утвержденного прайса, установленная с 12.10.2021 (руб./тн.)

1.

Щебень М300 фр. 5-20 мм.

550

580

650

748

2.

Щебень М300 фр. 20-40 мм.

600

630

690

794

3.

Щебень М300 фр. 40-70 мм.

570

620

660

759

Значительное увеличение стоимости строительного щебня, согласно позиции АО «Ельниковская ДСПМК», направленной в письме от 16.02.2022 г. № 32 (вх. № 926 от 17.02.2022 г.), в первую очередь было обусловлено информационным письмом Межрайонной ИФНС № 7 по Республике Мордовия от 14.07.2021 № 06-13/02519 (далее – Письмо ИФНС № 7), согласно которому, АО «Ельниковская ДСПМК» было неверно рассчитана налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в соответствии с пунктом 2 статьи 338 Налогового кодекса Российской Федерации за 2018-2020 гг., в результате чего АО «Ельниковская ДСПМК» необходимо произвести доначисление в сумме 7 776 040 руб. в том числе НДС – 2 569 484 руб., по налогу на прибыль организации – 2 684 439 руб. (13 422 194 руб.*20%), по НДПИ – 2 522 117 руб. Данное обстоятельство, по мнению представителей АО «Ельниковская ДСПМК», повлияло на рентабельность от производства щебня, соответственно уменьшив ее, вследствие чего АО «Ельниковская ДСПМК» было вынуждено повысить цену на производимый щебень для исключения получения отрицательного баланса предприятия за 2022 год.

Кроме того, в соответствии с представленными пояснениями от 16.02.2022 г. № 32 (вх. № 926 от 17.02.2022 г.), АО «Ельниковская ДСПМК» также в качестве причины увеличения цены на строительный щебень указывает значительно возросшие цены на расходные материалы для производства щебня, а именно:

– дизельное топливо на 19,3 от средней цены 9 месяцев 2021 года с 55,02 руб./л. до 65,65 руб./л.;

– смазочные материалы: масло гидравлическое, масло моторное, литол, импортные масла в среднем увеличились в 4 квартале 2021 г. на 15 % к средним ценам 9 месяцев 2021 г.;

– увеличение стоимость автошину БЕЛаз на 55,3 % с 89800 руб. до 139 500 руб.;

– стоимость кислорода возросла на 8,1 % с 370,0 руб. до 400,0 руб.;

– увеличись цены на техническое облуживание импортной техники на 15%.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Для исследования всех указанных выше факторов в процессе проведения антимонопольного расследования используются два основных метода определения монопольно высокой цены товара:

1) затратный метод;

2) метод сопоставимых рынков.

Комиссия Мордовского УФАС России, используя затратный метод определения монопольно высокой цены строительного щебня, установила следующее.

Учетной политикой АО «Ельниковская ДСПМК» от 28.12.2020 г. № 38, представленной в письме от 19.09.2022 г. № 187 (вх. № 1624/22 от 20.09.2022 г.), на производство и реализацию щебзавода утвержден раздельный учет доходов и расходов (пункт 2.2. Учетной политики). Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым методом.

Согласно данным, представленным АО «Ельниковская ДСПМК» в письме от 26.01.2022 г. № 18 (вх. № 395 от 27.01.2022 г.), в 2020 году предприятием было реализовано хозяйствующим субъектам строительного щебня фракций 5-20 мм., 20-40 мм., 40-70мм. в общем количестве 48189 т. на общую сумму 27170,5 тыс. руб. (с НДС); в 2021 году – 47407,1 т. на общую сумму 31005,0 тыс. руб. (с НДС).

Фактическая себестоимость щебня за 2020 г. составила 425,86 руб./т., за 9 месяцев 2021 г. – 479,10 руб./т.

При реализации предприятием в 2020 году строительного щебня по средней цене 573,33 руб./т. (средняя цена определена исходя из утвержденного прайс-листа АО «Ельниковская ДСПМК» от 03.07.2020 г.) и сложившейся на предприятии фактической себестоимости данного материала в 2020 году в сумме 425,86 руб./т., прибыль составила 130,90 руб./т., рентабельность 34,63 %.

При реализации предприятием в 2021 году строительного щебня по средней цене 610,00 руб./т. (средняя цена определена исходя из утвержденного прайс-листа от 01.04.2021 г.) и сложившейся на предприятии фактической себестоимости данного материала в 2021 году в сумме 479,10 руб./т., прибыль составила 147,47 руб./т., рентабельность 27,32 %.

При реализации предприятием в 2021 году строительного щебня по средней цене 666,66 руб./т. (средняя цена определена исходя из утвержденного прайс-листа от 17.05.2021 г.) и сложившейся на предприятии фактической себестоимости данного материала в 2021 году в сумме 479,10 руб./т., прибыль составила 187,56 руб./т., рентабельность 39,15 %.

При реализации предприятием в 2021 году строительного щебня по средней цене 767,00 руб./т. (средняя цена определена исходя из утвержденного прайс-листа от 12.10.2021 г.) и сложившейся на предприятии фактической себестоимости данного материала в 2021 году в сумме 479,10 руб./т., прибыль составила 287,90 руб./т., рентабельность 60,09 %.

Согласно представленных АО «Ельниковская ДСПМК» в адрес Мордовского УФАС России калькуляций стоимости строительного щебня фр.5-20мм., 20-40 мм., 40-70 мм. за 2020-2021 гг. с приложением подтверждающих документов (счета на материалы, выписки из приказа о штатном расписании и.т.д.) (вх. № 6334 от 07.12.2021 г., вх. № 6768 от 27.12.2021 г.) установлено, что в себестоимость строительного щебня правомерно включены затраты согласно статьям расходов.

Таким образом, АО «Ельниковская ДСПМК» определен такой уровень прибыли, как необходимый и достаточный для производства и реализации строительного щебня, цены, установленные предприятием в 2020-2021 гг. превысили сумму необходимых расходов и прибыли.

Монопольно высокая цена определяется по критерию ее соответствия сумме необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

В соответствии со статьей 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

В процессе проведения антимонопольного расследования особое внимание было уделено исследованию факторов, установленных частью 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции, согласно которой цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Мордовским УФАС России проведено исследование на предмет выявления сопоставимого рынка строительного щебня фр. 5-20мм., 20-40 мм., 40-70 мм. в географических границах близких по условиям оказания услуг к Республики Мордовия, в границах территорий Приволжского федерального округа. Данными сопоставимыми рынками являются товарные рынки, расположенные в Пензенской, Рязанской и Нижегородской областях.

Мордовским УФАС России были направленны соответствующие запросы в адрес хозяйствующих субъектов, производящих и реализующих строительный щебень марки «М300» следующих фракций: 5-20 мм., 20-40 мм., 40-70 мм.

Согласно информации, представленной в адрес Мордовского УФАС России ООО «Каменищенский карьер» (г. Нижний Новгород») (вх. № 3246 от 19.04.2022 г.), ООО «Иссинский комбинат строительных материалов (Пензенская область) (вх. № 3194 от 15.04.2022 г.) и АО «Сасовский карьер» (Рязанская область) (вх. № 3181 от 14.04.2022 г. ), цены на щебень фр. 5-20 мм., 20-40 мм., 40-70 мм. сформированы в условиях конкуренции в 2020-2022 гг. Данные представлены в таблице:

Наименование хозяйствующего субъекта

Вид строительного щебня

Дата утверждения прайс-листа

Цена

 

09.10.2020

01.01.2021

22.04.2021

06.12.2021

04.03.2022

 

ООО «Каменищенский карьер»

Щебень М300 фр. 5-20 мм.

385

385

385

410

410

 

Щебень М300 фр. 20-40 мм.

350

350

350

600

600

 

Щебень М300 фр. 40-70 мм.

350

350

350

600

600

 
 

01.06.2020

15.08.2020

01.04.2021

11.05.2021

10.10.2021

15.02.2022

ООО «Иссинский комбинат строительных материалов»

Щебень М300 фр. 5-20 мм.

535

590

590

650

650

715

Щебень М300 фр. 20-40 мм.

545

600

600

660

715

785

Щебень М300 фр. 40-70 мм.

570

630

630

690

690

760

 

21.01.2020

12.03.2021

15.12.2021

     

АО «Сасовский карьер»

Щебень М300 фр. 5-20 мм.

624

648

768

     
 

Щебень М300 фр. 20-40 мм.

600

612

720

     

Щебень М300 фр. 40-70 мм.

576

588

660

     

Несмотря, на соседство указанных территорий, они имеют отличные от Республики Мордовия размеры заработной платы, транспортные издержки, цены на сырье, горюче-смазочные материалы, энергоносители и теплоносители, входящие в структуру стоимости нерудных строительных материалов.

Таким образом, проанализировав данные, представленные хозяйствующими субъектами, производящими и реализующими строительный щебень, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что цены на строительный щебень незначительно отличаются от цен, установленных АО. «Ельниковская ДСПМК».

Вместе с тем, Мордовским УФАС в ходе рассмотрения антимонопольного дела при проведении анализа представленных данных АО «Ельниковская ДСПМК» о реализованном строительном щебне за 2021 год (копии счетов, товарных накладных, счетов-фактур, платежных поручений), направленных письмом от 20.01.2022 № 15 (вх. № 231 от 21.01.2022), выявлено несоответствие отпускных цен на строительный щебень фракций 5-20 мм., 20-40 мм., 40-70 мм., утвержденному Обществом прайс-листу, а также установление АО «Ельниковская ДСПМК» разных цен на строительный щебень одной и той же фракции определенным организациям. Сведения о проведенном анализе приведены в таблице:

Наименование организации

№ товарной накладной

Цена

Цена с НДС

Цена, утвержденная согласно прайс-листу на дату реализации

1

ООО «Мордовдорстрой»

Щебень 20-40 мм

000004 от 13.01.2021

454,17

545, 004

600

2

ООО «Мордовдорстрой»

Щебень 20*40

0000009 от 12.02.2021

454,17

545,004

600

3

ООО «Мордовдорстрой»

Щебень 20*40

0000011 от 28.02.2021

454,17

545,004

600

4

ООО «Мордовдорстрой»

Щебень 20*40

0000022 от 31.03.2021

454,17

545,004

600

5

ООО «Мордовдорстрой»

Щебень 20*40

0000037 от 30.04.2021

454,17

545,004

630

6

ООО «Мордовдорстрой»

Щебень 40*70

0000037 от 30.04.2021

475,00

570,00

620

7

ООО «Агростройсервис»

Щебень 5*20

000084 от 09.05.2021

555,83

666,996

580

8

ООО «Агростройсервис»

Щебень 20*40

000084 от 09.05.2021

604,17

725,004

630

9

ООО «ЭТРОН»

Щебень 5*20

000091 от 13.05.2021

541,67

650,004

580

10

ООО «ЭТРОН»

Щебень 5*20

000091 от 13.05.2021

483,33

579,996

580

11

ООО «ПМК Темниковская»

Щебень 20*40

000079 от 22.05.2021

604,17

725,004

690

12

ООО «ПМК Темниковская»

Щебень 20*40

000079 от 22.05.2021

661,67

794,004

690

13

МУП «Стройтранс»

Щебень 20*40

000094 от 22.05.2021

525,00

630,00

690

14

ООО «Мокша»

Щебень 20*40

000081 от 23.05.2021

525,00

630,00

690

15

ООО «Мордовдорстрой»

Щебень 5*20

000078 от 31.05.2021

483,33

579,996

650

16

ООО «ПМК Темниковская»

Щебень 20*40

000080 от 31.05.2021

661,67

794,004

690

17

АО «Мордовавтодор»

Щебень 5*20

000082 от 31.05.2021

483,33

579,996

650

18

АО «Мордовавтодор»

Щебень 20*40

000082 от 31.05.2021

525,00

630,00

690

19

ООО «Агростройсервис»

Щебень 20*40

000085 от 31.05.2021

661,67

794,004

690

20

ООО «Агростройсервис»

Щебень 5*20

000085 от 31.05.2021

623,33

747,996

650

21

ООО «ПМК Темниковская»

Щебень 20*40

000179 от 30.06.2021

661,67

794,004

690

22

ООО «Агростройсервис»

Щебень 5*20

000181 от 30.06.2021

623,33

747,996

650

23

ООО «Агростройсервис»

Щебень 20*40

000181 от 30.06.2021

661,67

794,004

690

24

ООО «Агростройсервис»

Щебень 40*70

000181 от 30.06.2021

633,33

759,996

660

25

ООО «Подсобное хозяйство»

Щебень 5*20

000186 от 30.06.2021

379,17

455,004

650

26

ООО «Агростройсервис»

Щебень 5*20

000243 от 11.07.2021

623,33

747,996

650

27

ООО «ПМК Темниковская»

Щебень 40*70

000229 от 30.07.2021

632,50

759,00

660

28

ООО «Агростройсервис»

Щебень 20*40

000244 от 31.07.2021

661,67

794,004

690

29

ООО «Агростройсервис»

Щебень 5*20

000244 от 31.07.2021

623,33

747,996

650

30

ООО «Подсобное хозяйство»

Щебень 40*70

000246 от 37.07.2021

385,00

462,00

660

31

ООО «ПМК Темниковская»

Щебень 5*20

000324 от 28.08.2021

623,33

747,996

650

32

ООО «ПМК Темниковская»

Щебень 20*40

000324 от 28.08.2021

661,67

794,004

690

33

ООО «ПМК Темниковская»

Щебень 40*70

000324 от 28.08.2021

632,50

759,00

660

34

ООО «ПМК Темниковская»

Щебень 20*40

000317 от 31.08.2021

661,67

794,004

690

35

ООО «Агростройсервис»

Щебень 5*20

000319 от 31.08.2021

623,33

747,996

650

36

ООО «Агростройсервис»

Щебень 20*40

000319 от 31.08.2021

661,67

794,004

690

37

ООО «Агростройсервис»

Щебень 5*20

000329 от 31.08.2021

623,33

747,996

650

38

ООО «Агростройсервис»

Щебень 20*40

000329 от 31.08.2021

661,67

794,004

690

39

ООО «Агростройсервис»

Щебень 20*40

000399 от 12.09.2021

661,67

794,004

690

40

ООО «Агростройсервис»

Щебень 20*40

000400 от 24.09.2021

661,67

794,004

690

41

ООО «ПМК Темниковская»

Щебень 20*40

000378 от 30.09.2021

661,67

794,004

690

42

ООО «ПМК Темниковская»

Щебень 5*20

000378 от 30.09.2021

623,33

747,996

650

43

ООО «ПМК Темниковская»

Щебень 40*70

000324 от 28.08.2021

632,50

759,00

660

44

ООО «Подсобное хозяйство»

Щебень 5*20

000186 от 30.06.2021

379,17

455,004

650

45

ООО «Завод ПромМетИзделий»

Щебень 20*40

000417 от 14.10.2021

575,00

690,00

794

46

ООО «Монтажремстрой»

Щебень 40*70

000438 от 14.10.2021

550,00

660,00

759

47

ООО «Мордовдорстрой»

Щебень 20*40

000436 от 31.10.2021

575,00

690,00

794

48

ООО «Мордовдорстрой»

Щебень 40*70

000436 от 31.10.2021

550,00

660,00

759

49

ООО «Строитель»

Щебень 20*40

000444 от 31.10.2021

575,00

690,00

794

50

ООО «Строитель»

Щебень 40*70

000444 от 31.10.2021

550,00

660,00

759

51

ООО «АРМИД»

Щебень 20*40

000452 от 31.10.2021

575,00

690,00

794

АО «Ельниковская ДСПМК» в силу доминирующего положения обязано соблюдать запреты, установленные статьёй 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов неопределённого круга лиц.

При реализации строительного щебня в 2021 году АО «Ельниковская ДСПМК» установлена различная цена, не соответствующая официально утвержденному прайс-листу, что ставит потребителей (строительные организации) в неравные условия и может повлечь ущемление их интересов.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей в том числе по экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Действия АО «Ельниковская ДСПМК» по необоснованному установлению для потребителей различной цены на один и тот же товар (1 тонну строительного щебня определенной фракции), которое влечёт или может повлечь ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, содержат признаки злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке и нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона.

Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (часть 2 статьи 39.1).

Учитывая вышеизложенное, в связи с наличием в действиях АО «Ельниковская ДСПМК» признаков нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в необоснованном установлении различных цен на один и тот же товар, которое влечёт или может повлечь ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, Мордовским УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции было выдано предупреждение АО «Ельниковская ДСПМК» от 13.07.2022 № ЛА/405/22 о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в срок до 01 августа 2022 года путём установления для всех потребителей одинаковой экономически обоснованной цены на один и тот же вид строительного щебня соответствующей фракции.

АО «Ельниковская ДСПМК» предупреждение исполнило, о чем направило письмо в адрес Мордовского УФАС России от 27.07.2022 г. № 145 (вх. № 632-ЭП/22 от 27.07.2022 г.) с приложением копии приказа от 25.07.2022 № 34 «Об установлении единого прайс-листа», согласно которому с 01.08.2022 г. установлены следующие цена на строительный щебень:

№ п/п

Наименование продукции

Ед. изм.

Цена (с НДС) за ед. изм.

1

Щебень М300 фр. 5-20 мм.

т.

855

2

Щебень М300 фр. 20-40 мм.

т.

945

3

Щебень М300 фр. 40-70 мм.

т.

910

На Заседании Комиссии 27.09.2022 г. представитель АО «Ельниковская ДСПМК» высказал свои доводы по поводу формирования цен на щебень фр. 5-20мм, 20-40 мм., 40-70 мм. с 01.08.2022 г., указывая на то, что увеличение цены на строительный щебень с 01.08.2022 г. обусловлено ростом цен на энергоносители, дизельное топливо, смазочные материалы, на комплектующие запчасти для импортной техники, техническое обслуживание, а также в связи с увеличением минимального размера оплаты труда в Республике Мордовия, и как следствие, увеличение заработной платы рабочих на 7,5 %, а также Письма ИФНС № 7.

Комиссия Мордовского УФАС России не может не согласиться с доводами представителя АО «Ельниковская ДСПМК» в силу того, что документальное подтверждение данного факта было предоставлено и приобщено к материалам дела.

Таким образом, на момент рассмотрения Комиссией настоящего дела цены на строительный щебень установлены на основе необходимых для производства и реализации расходов и прибыли, а также на уровне цен, сформировавшихся в условиях конкурентного рынка.

При таких обстоятельствах действия АО «Ельниковская ДСПМК» не образуют состава нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить производство по делу № 013/01/10-38/2022 в связи с отсутствием в действиях АО «Ельниковская ДСПМК» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Председатель Комиссии<...>

 

Члены Комиссии: <...>

<...>

<...>

<...>

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны