Решение №ЛА/86/23 Решение от 13 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 013/10/18.1-820/2022

                                                                                                                                                г. Саранск

 

Резолютивная часть решения оглашена «10» января 2023 г.

В полном объеме решение изготовлено «13» января 2023 г.

 

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель комиссии: <...> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия;

Члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

<...> – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

<...> – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

при участии

посредством видеоконференцсвязи представителя Заявителя Индивидуального предпринимателя <...> – <...> (доверенность от 26.12.2022 г. № б/н),

представителей Организатора торгов Государственного автономного учреждения Республики Мордовия «Республиканский спортивно-тренировочный центр «Старт» – <...> (доверенность от 20.12.2022 г. № б/н, доверенность от 09.01.2023 г. № б/н), <...> (доверенность от 20.12.2022 г. № б/н, доверенность от 09.01.2023 г. № б/н),

представителя участника торгов общества с ограниченной ответственностью «СИМ» - <...> (доверенность от 28.12.2022 г. № 88),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу Индивидуального предпринимателя <...> (вх. № 3251/22 от 22.12.2022) на действия организатора торгов – Государственного автономного учреждения Республики Мордовия «Республиканский спортивно-тренировочный центр «Старт» (далее - ГАУ РМ «РСТЦ «Старт») при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по эксплуатации объекта ГАУ РМ «РСТЦ «Старт» - стадион «Мордовия Арена» в 2023 году (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru  № 32211898225),

УСТАНОВИЛА:

 

 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступила жалоба Индивидуального предпринимателя <...> (вх. № 3251/22 от 22.12.2022) (далее – Заявитель) на действия Организатора торгов – Государственного автономного учреждения Республики Мордовия «Республиканский спортивно-тренировочный центр «Старт» (далее - ГАУ РМ «РСТЦ «Старт», Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по эксплуатации объекта ГАУ РМ «РСТЦ «Старт» - стадион «Мордовия Арена» в 2023 году (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru  № 32211898225) (далее – Конкурс, Закупка). 

Сторонам по делу направлено уведомление от 26.12.2022 г. № ЛА/2606/22 о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

В соответствии с уведомлением рассмотрение жалобы назначено на 29 декабря 2022 года на 15 часов 30 минут. В связи с необходимостью получения дополнительных документов на основании части 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Мордовским УФАС России принято решение о продлении срока принятия решения и переносе срока рассмотрения жалобы Заявителя на 10 марта 2022 года на 14 часов 30 минут. 

Сторонам по делу направлено уведомление от 29.12.2022 №ЛА/2666/22 о продлении срока принятия решения и переносе срока рассмотрения жалобы на 10 марта 2022 года на 14 часов 30 минут.

По мнению Заявителя при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по эксплуатации объекта ГАУ РМ «РСТЦ «Старт» - стадион «Мордовия Арена» в 2023 году (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru  № 32211898225) Организатором торгов были допущены следующие нарушения:

1) оценка заявок произведена в нарушение подраздела 2.7 «Оценка и сопоставление заявок, подведение итогов конкурса» документации о закупке;

2) сведения о закупке опубликованы с нарушением постановления Правительства РФ от 11.12.2014 №1352 (ред. от 08.07.2022 г.) «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

3) закупка не соответствует пункту 9.4 положения о закупках ГАУ РМ «РСТЦ «Старт»;

4) критерий оценки «Объем выполнения идентичных/однородных работ (оказания услуг)» содержит признаки нарушения пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

5) в закупке объединены технологически не связанные виды работ, что противоречит положениям Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».     

В связи с изложенным Заявитель просит провести комплексную проверку по всем доводам жалобы, а также проверить документацию о закупке № 32211898225 и положение о закупках ГАУ РМ «РСТЦ «Старт», аннулировать протоколы, составленные в ходе закупки № 32211898225, а также саму закупку, рассмотреть вопрос о проведении проверки по закупке № 32211898225 на предмет нарушения п. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Представитель Заявителя на заседаниях Комиссии Мордовского УФАС России доводы жалобы поддержал, просил признать жалобу Заявителя обоснованной.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения (вх. № 3337/22 от 27.12.2022, № 3397/22 от 29.12.2022), в которых просил признать жалобу Заявителя необоснованной.

Представители Организатора торгов на заседаниях Комиссии Мордовского УФАС России против доводов жалобы возражали, просили признать жалобу Заявителя необоснованной.

Представитель ООО «СИМ» на заседаниях Комиссии Мордовского УФАС России также возражал против доводов жалобы и просил признать жалобу Заявителя необоснованной.

Изучив имеющиеся материалы жалобы, представленные доказательства, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»  (далее – Закон о закупках) предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

ГАУ РМ «РСТЦ «Старт» относится к субъектам, осуществляющим закупки товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями Закона о закупках.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.  

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятым в соответствии с ними и утвержденным в установленном порядке правовым актом, регламентирующим правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом требований действующего законодательства, однако они должны соответствовать положению о закупке заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

При осуществлении закупочной деятельности ГАУ РМ «РСТЦ «Старт» руководствуется Положением о закупках товаров, работ, услуг Государственного автономного учреждения Республики Мордовия «Республиканский спортивно-тренировочный центр «Старт», утвержденным наблюдательным советом ГАУ РМ «РСТЦ «Старт», с изменениями, утвержденными Наблюдательным советом ГАУ РМ «РСТЦ «Старт», Протокол №26 от 20 декабря 2019 г., Протокол №30 от 09.06.2020 г., Протокол №35 от 30.12.2020 г., Протокол №2 от 21.06.2021 г., Протокол №6 от 12.10.2021 г., Протокол №12 от 27.05.2022 г., Протокол №14 от «12» сентября 2022 г. (далее – Положение о закупках).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Закона о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи.

Под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора (части 16 статьи 3.2 Закона о закупках).

29.11.2022 Заказчик разместил в ЕИС Извещение № 32211898225 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по эксплуатации объекта ГАУ РМ «РСТЦ «Старт» - стадион «Мордовия Арена» в 2023 году (далее – Извещение) и Документацию для проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по эксплуатации объекта ГАУ РМ «РСТЦ «Старт» - стадион «Мордовия Арена» в 2023 году, утвержденную Вр.и.о. директора ГАУ РМ «РСТЦ «Старт» 08.12.2022 (далее – Документация, Конкурсная документация)

Приказами №0612001 от «06» декабря 2022 года, №0812003 от «08» декабря 2022 года Заказчком в указанное извещение № 32211898225 и Документацию были внесены изменения. Согласно Извещению в редакции от 08.12.2022:

Дата начала срока подачи заявок: 29.11.2022 года.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 19.12.2022 года, 09 часов 00 минут (московское время).

Дата рассмотрения первых частей заявок: 19.12.2022 года.

Дата рассмотрения вторых частей заявок: 19.12.2022 года.

Дата подведения итогов: 19.12.2022 года.

Место подведения итогов: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Красная, д.22.

Начальная (максимальная) цена договора: 51 819 879 (Пятьдесят один миллион восемьсот девятнадцать тысяч восемьсот семьдесят девять) рублей 72 коп.

Согласно протоколам заседания Комиссии по осуществлению закупок ГАУ РМ «РСТЦ «Старт» по рассмотрению первых, вторых частей заявок и подведению итогов от 19.12.2022 на участие в конкурсе было подано 2 заявки: ООО «СИМ» (8916), ценовое предложение: 44 570 880,00 руб. – заявке присвоен порядковый номер 1; ИП <...> (5213), ценовое предложение: 48 128 170,68 руб. – заявке присвоен порядковый номер 2. Все указанные заявки были признаны соответствующими законодательству и допущены к участию в конкурсе.

Решением Комиссии по осуществлению закупок ГАУ РМ «РСТЦ «Старт» победителем Конкурса было признано ООО «СИМ» (8916).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующим выводам.

1. По мнению Заявителя, протокол подведения итогов Конкурса, размещенный на сайте https://zakupki.gov.ru под номером №32211898225-03, содержит неверный расчет итогового рейтинга заявки (пункт 6.3 протокола), поскольку при осуществлении оценки заявок участников конкурса Организатором торгов не был учтен коэффициент значимости критерия «Ценовое предложение участника закупки»: 0,7 (пункт 2.7.3.1 Документации). В связи с чем, Заявитель считает, что при расчете итогового рейтинга его заявки, должна применяться следующая формула: Rитог=Ra/l00*70*0,7+С2/100*30*0,3, в соответствии с которой итоговый балл равен 4,35.

Порядок расчета итогового рейтинга заявки и определение победителя торгов установлен пунктом 2.7.3.3 Конкурсной документации (часть III Приложения №3 к Положению о закупках).

Согласно пункту 2.7.3.3. Конкурсной документации для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга i-ой заявки.

Итоговый рейтинг i-го заявки рассчитывается по формуле:

Rитогi= Rai * Каi+ Rbi * Kbi + Rci * Кci + Rdi * Kdi

где:

Rитог i – итоговый рейтинг i-ой заявки.

i – порядковый номер заявки участника.

Kai – коэффициент значимости i-ой заявки по критерию «Ценовое предложение участника закупки»;

Kbi – коэффициент значимости i-ой заявки по критерию «Деловая репутация участника закупки»;

Kci – коэффициент значимости i-ой заявки по критерию «Квалификация участника закупки»;

Kdi –коэффициент значимости i-ой заявки по критерию «Срок предоставления гарантии качества работ (услуг)».

Заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер. В порядке убывания итоговых рейтингов, заявкам участников закупки могут присваиваться соответствующие номера – второй, третий и т.д.

Участник закупки, чья заявка получила наибольший итоговый рейтинг, признается победителем.

При равенстве итоговых рейтингов, победителем признается участник, заявка которого получила наибольшее количество баллов по критерию «Ценовое предложение участника закупки» в случае, если этот критерий был указан в извещении и (или) документации.

При равенстве итоговых рейтингов заявкам участников закупки могут присваиваться соответствующие номера в порядке убывания рейтингов по критерию «Ценовое предложение участника закупки» в случае, если этот критерий был указан в извещении и (или) документации.

В случае равенства итоговых рейтингов, а также равенства баллов по критерию «Ценовое предложение участника закупки», победителем признается участник, заявка которого получена ранее по времени.  При этом заявкам участников закупки могут присваиваться соответствующие номера в порядке подачи заявок.

Согласно пункту 6.3 протокола заседания Комиссии по осуществлению закупок ГАУ РМ «РСТЦ «Старт» от 19.12.2022 г. итоговые рейтинги заявок участников составили:   

 

Порядковый номер заявки

Наименование Участника

Итоговый рейтинг i-ой заявки 

1

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СИМ» (8916)

Rитог1=39,79

2

ВОЛКОВА ЕКАТЕРИНА АНАТОЛЬЕВНА (5213)

Rитог2=7,85

 

В соответствии с пунктом 12.1.4. Положения о закупках, для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, Комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по критериям, указанным в конкурсной документации.

В конкурсной документации необходимо указать критерии, используемые для определения победителя, величины значимости этих критериев. Не указанные в конкурсной документации критерии и величины значимости этих критериев не могут применяться для целей оценки заявок.

Приложением №3 к Положению о закупках установлена балльная методика оценки и сопоставления заявок на выполнение работ, оказание услуг, передачу прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Согласно части I Приложения №3 к Положению о закупках оценка заявок производится по перечню критериев и их значимости, установленных в извещении и (или) документации. Количество критериев может быть от двух до четырех. Состав критериев определяется в зависимости от предмета закупки. Рейтинг по каждому критерию представляет собой оценку в баллах. Возможно дробное значение рейтинга (пункты 3, 4 части I).

Диапазон значимости критериев и коэффициентов значимости критериев приведен в Таблице №2. В извещении и (или) документации значимость критериев устанавливается в процентах (пункт 5 части I).

ТАБЛИЦА №2

№ п/п

Наименование критерия оценки заявок

Значимость критерия, %

Коэффициент значимости критериев, К

1

Ценовое предложение участника закупки

(не менее 70)

(не менее 0,7)

2

Деловая репутация участника закупки

(не более 20)

(не более 0,2)

3

Квалификация участника закупки

(не более 30)

(не более 0,3)

4

Срок предоставления гарантии качества работ (услуг

(не более 20)

(не более 0,2)

 

Критерии оценки заявок при проведении Конкурса приведены в пункте 2.7.3 Документации, а именно:

  1. Критерий оценки: «Ценовое предложение участника закупки» (пункт 2.7.3.1 Конкурсной документации)

Рейтинг в баллах, присуждаемый заявке по критерию «Ценовое предложение участника закупки», определяется по формуле:

Rai =(Amax – Ai): Amax*100

где:

Rai – рейтинг в баллах, присуждаемый i-ой заявке по указанному критерию;

Amax – начальная (максимальная) цена договора, установленная в извещении и (или) документации, руб.;

Ai – ценовое предложение i–го участника закупки, руб.;

i – порядковый номер заявки участника.

Значимость критерия «Ценовое предложение участника закупки»: 70%

Коэффициент значимости критерия: 0,7

  1. Критерий оценки: «Квалификация участника закупки» (пункт 2.7.3.2 Конкурсной документации)

Рейтинг в баллах, присуждаемый i-ой заявке по критерию «Квалификация участника закупки», определяется по формуле:

Rci = (C1i*K1кв) + (C2i*K2кв) + … + (Cni*Knкв)

где:

Rci – рейтинг в баллах, присуждаемый i-ой заявке по указанному критерию;

C1i, C2i, C3i– значения в баллах  по 1, 2 и 3 подкритерию i-ой заявки;

K1кв, K2кв, K3кв– коэффициенты значимости 1,2 и 3 подкритерия

i – порядковый номер заявки участника.

Значимость критерия «Квалификация участника закупки»: 30%

Коэффициент значимости критерия: 0,3

2.1) Для критерия оценки «Квалификация участника закупки» устанавливается подкритерий: «Объем выполнения идентичных/однородных работ (оказания услуг)» (пункт 2.7.3.2 Конкурсной документации)

Подкритерий «Объем выполнения идентичных/однородных работ (оказания услуг)» оценивается исходя из анализа общей стоимости исполненных договоров на выполнение идентичных/однородных работ (услуг), заключенных за период не более 3 лет до даты окончания приема заявок, на основании документов, подтверждающих исполнение и представленных в составе заявки (акты приемки, товарно-транспортные накладные и т.п.)и рассчитывается по формуле:

С2i = (1 – (dmax - di) : dmax) *100

где:

С2i – количество баллов по подкритерию «Объем выполнения идентичных/однородных работ (оказания услуг)», рассчитанное по  i-ой заявке;

dmax – наибольшая общая стоимость договоров на выполнение идентичных/однородных работ (услуг) одного из участников.  Определяется исходя из анализа представленных в составе заявки участника документов, подтверждающих исполнение договора (актов о приемке выполненных работ, актов об оказанных услугах и т.п.) и рассчитывается как общий стоимостной объем выполненных работ (услуг) по представленным в составе заявки договорам, руб.;

di – общая стоимость договоров на выполнение идентичных/однородных работ (услуг), одного из участников. Определяется исходя из анализа представленных в составе заявки участника документов, подтверждающих исполнение договора (актов о приемке выполненных работ, актов об оказанных услугах и т.п.) и рассчитывается как общий стоимостной объем выполненных работ (услуг) по представленным в составе заявки договорам, руб.;

i – порядковый номер заявки участника.

Значимость подкритерия «Объем выполнения идентичных/однородных работ (оказания услуг)»: 100%

Коэффициент значимости подкритерия: 1.

Таким образом, в Документации установлены конкретные критерии и величины их значимости, которые Комиссия заказчика должна использовать для оценки, сопоставления заявок участников и определения победителя конкурса.

Представитель Заказчика в письменных возражениях на жалобу пояснил, что Заявитель использовал в расчетах показатели, которых нет в формуле итогового рейтинга, а также ошибочно использовал в расчетах показатели значимости критерия, тогда как формулой предусмотрено умножение только на коэффициенты значимости критериев, что четко указано в формуле.

В свою очередь Заявитель, как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства, однако такие доказательства представлены не были.

На заседаниях Комиссии представитель Заявителя не смог пояснить значение показателей, приведенных в формуле, которая, по мнению Заявителя, подлежит применению для расчета итогового рейтинга заявок.

Необходимо отметить, что оценивая заявки участников по критериям «Ценовое предложение участника закупки», «Квалификация участника закупки» и подкритерию  «Объем выполнения идентичных/однородных работ (оказания услуг)» Заказчик действовал в соответствии с порядком оценки заявок, который соответствует Конкурсной документации и Положению о закупках Заказчика, а также что критерии и порядок оценки заявок, установленные в Документации, применялись комиссией Заказчика в равной степени ко всем участникам конкурса.

Таким образом, довод Заявителя о нарушении Заказчиком положений подраздела 2.7 Документации при оценке заявок участников конкурса не нашел своего подтверждения, в связи с чем Комиссия Мордовского УФАС России признает указанный довод необоснованным.

2. Из содержания довода жалобы следует, что опубликованный Заказчиком во исполнение требований пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 №1352 (ред. от 08.07.2022 г.) «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление Правительства РФ №1352)  перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у субъектов малого и среднего предпринимательства, не содержит следующих кодов: 37.00.11.150, 43.22.12.120, 33.14.11, 43.29.19.110, 43.29.19.120.

Перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства на 2022-2024 г., утвержден приказом Вр.и.о. директора ГАУ РМ «РСТЦ «Старт» №1002002 от 08.12.2022 г. (далее – Перечень) и размещен Заказчиком в ЕИС 08.12.2022.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства РФ №1352 для осуществления закупок в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 настоящего Положения (закупки, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства) заказчики утверждают перечень товаров, работ, услуг. При этом допускается осуществление закупки товаров, работ, услуг, включенных в такой перечень, у любых лиц, в том числе не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Перечень составляется на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и включает в себя наименования товаров, работ, услуг и соответствующий код (с обязательным указанием разделов, классов и рекомендуемым указанием подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ) (пункт 9 Постановление Правительства РФ №1352).

Заказчик размещает перечень в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд или до ввода в эксплуатацию единой информационной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт), а также на сайте заказчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 9 Постановление Правительства РФ №1352).

Представитель Заказчика пояснил, что при сопоставлении кодов Заказчик ориентировался на опыт других Заказчиков при проведении закупок идентичных/однородных услуг, чьи закупки не были обжалованы и отменены, и использовал коды, которые на усмотрение Заказчика наиболее полноценно отражают соответствующие разделы технического задания.

Кроме того, отсутствие кодов, необходимых для проведения торгов, в Перечне привело бы к невозможности опубликования Плана закупок, содержащего позицию по данному конкурсу, поскольку документ не прошел бы этап оценки соответствия, осуществляемый в отношении Заказчика на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. №717-р Министерством экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия.   

Пунктом 9(6) распоряжения Правительства РФ от 19.04.2016 № 717-р  Государственное автономное учреждение Республики Мордовия «Республиканский спортивно-тренировочный центр «Старт» (г. Саранск) включено в Перечень  конкретных заказчиков, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг, проекты планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проекты изменений, вносимых в такие планы, до их утверждения подлежат проводимой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданными ими организациями оценке соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке.

В свою очередь Комиссия отмечает, что в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ №1352 позиция классификатора определяется заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения. 

Комиссия также считает необходимым отметить, что использование Заказчиком кодов, включенных в Перечень, не привело к неправильному выбору способа закупки или к нарушению прав и законных интересов Заявителя, не препятствовало реализации права Заявителя на участие в конкурсе.

В связи с изложенным, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о необоснованности рассматриваемого довода Заявителя.

3. В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона о закупках. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

Для конкурентных закупок с участием СМП в электронной форме Закон о закупках установил исчерпывающий перечень способов конкурентной закупки: конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений в электронной форме (часть 2 статьи 3.4 Закона о закупках).

В соответствии с пунктом 9.2 Положения о закупках конкурентная закупка осуществляется путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений.

Согласно пункту 9.4 Положения о закупках выбор способа закупки осуществляется с учетом фактической целесообразности, сроков Заказчика, экономической эффективности соответствующего способа, специфики каждой закупки, и утверждается приказом руководителя Заказчика (за исключением закупки у единственного поставщика).

При выборе соответствующего способа при осуществлении конкурентной закупки на общих основаниях Заказчик должен также учитывать:

- конкурс проводится при закупках товаров, работ, услуг с начальной (максимальной) ценой договора более 15 000 000 (Пятнадцати миллионов) рублей и предметом закупки являются товары, работы, услуги, в отношении которых эффективнее с точки зрения достижения целей Заказчика проводить оценку по ценовым и неценовым критериям;

- аукцион проводится, если начальная (максимальная) цена договора превышает 15 000 000 (Пятнадцать миллионов) рублей и предметом закупки являются товары, работы, услуги, в отношении которых эффективнее с точки зрения достижения целей Заказчика проводить оценку только по ценовым критериям;

- запрос котировок проводится в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 15 000 000 (Пятнадцать миллионов) рублей и предметом закупки являются товары, работы, услуги, в отношении которых эффективнее с точки зрения достижения целей Заказчика проводить оценку только по ценовым критериям;

- запрос предложений проводится в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 15 000 000 (Пятнадцать миллионов) рублей и предметом закупки являются товары, работы, услуги, в отношении которых эффективнее с точки зрения достижения целей Заказчика проводить оценку по ценовым и неценовым критериям.

Конкурентная закупка, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – СМП), проводится с учетом положений статьи 3.4 Закона о закупках.

Комиссией ранее установлено, что в Конкурсной документации предусмотрено два критерия оценки и сопоставления заявок участников: «Ценовое предложение участника закупки» (ценовой критерий) и «Квалификация участника закупки» (неценовой критерий), а начальная (максимальная) цена договора равна 51 819 879 рублей 72 коп.

Таким образом, выбранный Заказчиком способ закупки при указанных условиях проведения торгов соответствует требованиям Положения о закупках ГАУ РМ «РСТЦ «Старт».

Кроме того, в жалобе Заявитель указывает, что ни критериями закупки, ни требованиями к участнику не рассматриваются вопросы наличия специальных компетенций, кадров и ресурсов, что также подтверждается ответами на поступившие в рамках процедуры запросы разъяснений, а установлен только опыт в виде критерия, при этом Заявитель ссылается на пункт 7.4 Положения о закупках.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что требования к участникам конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты СМП, устанавливаются в соответствии с положениями части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках, в которой установлен исчерпывающий перечень информации и документов, обязанность представления которых заказчик вправе установить в конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 7.4 Положения о закупках, иные единые требования к участникам закупки, в том числе квалификационные требования, устанавливаются в документации о конкурентной закупке в зависимости от технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик товаров, работ, услуг, требований, предъявляемых к их безопасности, и/или иных показателей.

В качестве вышеуказанных требований Заказчик в извещении и (или) документации может установить:

- наличие финансовых ресурсов для исполнения договора;

- наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и/или других материально-технических ресурсов для исполнения договора;

- наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее чем 20 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении, документации о конкурентной закупке. При этом учитывается стоимость всех поставленных, выполненных, оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) товаров, работ, услуг (по выбору участника закупки) по предмету закупки;

- наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора;

- отсутствие просроченной задолженности перед Заказчиком за 3 (Три) года, предшествующие дате размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе;

- отсутствие неисполненных обязательств перед Заказчиком;

- отсутствие фактов причинения вреда имуществу Заказчика.

Комиссия считает необходимым отметить, что в соответствии с Положением о закупках Заказчик вправе устанавливать в документации квалификационные критерии оценки в соответствии со своими требованиями, при условии применения их в равной степени ко всем участникам закупки, при этом из пункта 7.4 Положения о закупках не следует, что Заказчик обязан использовать при проведении конкурса в электронной форме все возможные квалификационные требования, предусмотренные Положением о закупках.

Кроме того, установление в документации о проведении закупки критериев оценки не ограничивает конкуренцию и право хозяйствующих субъектов на участие в процедуре закупки, а преследует цель определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком процедуры закупки.

Процедура оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе направлена на выявление участника, заявка которого содержит лучшее предложение по исполнению договора, в том числе, исходя из опыта, имеющегося у участника Конкурса, и никаким образом не ограничивает участников Конкурса в их праве подать заявку на участие Конкурсе и предложить условия исполнения договора, более выгодные, чем у других участников закупки.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Мордовского УФАС России решила признать рассматриваемый довод жалобы необоснованным.

4. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно пункту 2.7.3.2 Конкурсной документации, оценка заявок по критерию «Квалификация участника закупки» осуществляется с использованием подкритериев оценки заявок, предусмотренных Документацией.

Комиссией ранее установлено, что согласно пункту 2.7.3.2. Документации подкритерий «Объем выполнения идентичных/однородных работ (оказания услуг)» устанавливается для расчета критерия оценки «Квалификация участника закупки».

В соответствии с пунктом 2.7.3.2 Конкурсной документации идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.

Однородными работами, услугами признаются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.

Кроме того, в примечании к пункту 2.7.3.2. Документации указывается, что для получения баллов по данному подкритерию требуется предоставление в составе заявки:

- исполненных договоров (контрактов), заключенных за период не более 3 лет до даты окончания приема заявок на выполнение соответствующих предмету закупки (идентичных/однородных) работ, услуг: услуги по эксплуатации объектов.

- актов приемки, предусмотренных договором (контрактом).

Под исполненными понимаются в том числе и договоры с промежуточными сроками исполнения (по заявкам, графику, календарному плану, с иными промежуточными сроками), срок действия которых не истек, при наличии документов, подтверждающих приемку хотя бы одного предусмотренного договором этапа (выполнения работ, оказания услуг).

Договор (контракт) должны быть предоставлены в полном объеме (с учетом всех приложений и дополнительных соглашений), из которых следует расшифровка и конкретизация предмета договора, и в читаемом виде.

Представитель Заказчика пояснил, что запросов разъяснений в отношении идентичности/однородности услуг подано не было, а Заявитель жалобы представил в составе заявки договоры, соответствующие признакам идентичности/однородности услуги.

Таким образом, Документация конкурса содержит понятия идентичности/однородности, и указание, какие именно услуги признаются Заказчиком как идентичные/однородные.

В связи с изложенным, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о необоснованности рассматриваемого довода Заявителя.

5. Нормы Закона о закупках носят специальный характер, по отношению к Закону о защите конкуренции, поскольку последний устанавливает общие антимонопольные запреты в отношении действий (бездействия) органов власти, хозяйствующих субъектов и иных участников рынка, при этом Закон о закупках закрепляет специфику отношений в сфере осуществления закупочной деятельности, конкретные особенности порядка, в том числе способов и процедур осуществления закупок.

Порядок рассмотрения заявлений, поданных в антимонопольный орган о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также порядок возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства установлен главой 9 Закона о защите конкуренции.

Следовательно, в рамках рассмотрения обозначенного довода жалобы Комиссия Мордовского УФАС России, осуществляющая свои полномочия в рамках норм Закона о закупках, не вправе давать оценку указанным действиям заказчика на предмет наличия нарушений Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь положениями статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мордовского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать жалобу Индивидуального предпринимателя <...> (вх. № 3251/22 от 22.12.2022), на действия Организатора торгов – Государственного автономного учреждения Республики Мордовия «Республиканский спортивно-тренировочный центр «Старт» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по эксплуатации объекта ГАУ РМ «РСТЦ «Старт» - стадион «Мордовия Арена» в 2023 году (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru  № 32211898225) необоснованной.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны