Решение №605 Решение от 9 октября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «07» октября 2019 г.

В полном объеме решение изготовлено «09» октября 2019 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

председатель Комиссии: <...> – заместитель руководителя Управления;

члены Комиссии: <...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства; <...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

в присутствии Заявителя – <...>;

в присутствии от Организатора торгов: <...> – представителя МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области по доверенности (доверенность б/н, б/д), <...> – представителя МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области по доверенности (доверенность от 05.02.2019 № 1252),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – ФЗ «О защите конкуренции», Закон № 135-ФЗ) жалобу <...> (вх. № 5042 от 30.09.2019) на действия организатора торгов – Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области при реализации обращенного в собственность государства имущества стоимостью не более 100 тыс. рублей (извещение № 200819/2854351/03 на сайте www.torgi.gov.ru),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступила жалоба <...> (далее также - <...>, Заявитель, податель жалобы) (вх. № 5042 от 30.09.2019) на действия организатора торгов – Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее также – МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области) при реализации обращенного в собственность государства имущества стоимостью не более 100 тыс. рублей (извещение № 200819/2854351/03 на сайте www.torgi.gov.ru).

 

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, статья 18.1 Закона № 135-ФЗ не подлежит применению только в отношении жалоб, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Жалобы на торги, проводимые по иным основаниям, подлежат рассмотрению по статье 18.1 ФЗ «О защите конкуренции».

 

Жалоба <...> (вх. № 5042 от 30.09.2019) подана в срок, установленный частью 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, подготовлена в соответствии с требованиями части 6 статьи 18.1 данного Закона.

Информация о поступлении жалобы на действия Организатора торгов размещена на официальном сайте Мордовского УФАС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.mordovia.fas.gov.ru 03.10.2019.

В связи с поступлением жалобы <...> (вх. № 5042 от 30.09.2019), Мордовским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» в адрес Заявителя и Организатора торгов было направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 2644 от 03.10.2019).

Рассмотрение жалобы назначено на 07 октября 2019 года на 11 часов 00 минут.

 

Из жалобы <...> (вх. № 5042 от 30.09.2019) следует, что аукцион проводится Организатором торгов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1041 «О порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 909».

Заявитель указывает, что согласно пункту 4 Извещения №2  от 05.09.2019 о проведении аукциона по продаже товаров, задержанных или изъятых таможенными органами, установлены следующие требования о внесении задатка: в соответствии с регламентом торговой секции «Приватизация, аренда и продажа прав» универсальной торговой платформы ЗАО «Сбербанк-АСТ» претендент до подачи заявки осуществляет перечисление денежных средств на банковские реквизиты Организатора торгов, размещенные в открытой части торговой секции. В момент подачи заявки Оператор программными средствами проверяет наличие денежной суммы в размере задатка на лицевом счете Претендента и осуществляет блокирование необходимой денежной суммы. Внесенный победителем аукциона задаток засчитывается в счет оплаты приобретаемого имущества. Данное информационное сообщение является публичной офертой для заключения договора о задатке в соответствии со статьей 437 ГК РФ, а подача претендентом заявки и перечисление задатка являются акцептом такой оферты, после чего договор о задатке считается заключенным в письменной форме. Лицо, выигравшее торги, при уклонении или отказе от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества, невнесении покупной цены утрачивает внесенный им задаток. Реквизиты для оплаты задатка: 430000, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Коммунистическая, д. 50 ИНН 1326211305; КПП 132601001; ОКТМО 89701000; УИН – 0; КБК – 0. УФК по Республике Мордовия (МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области л/с 05091А18320). Банк плательщика: Отделение НБ Республика Мордовия р/с 40302810500001000029 БИК 048952001. Назначение платежа: задаток для участия в аукционе (дата аукциона, № лота, краткое наименование имущества).

Данные требования, по мнению Заявителя, положения указанного требования носят взаимоисключающий характер, поскольку предполагается, что задаток должен быть и у Организатора торгов и у Оператора электронной площадки и противоречат подпункту «г» пункта 9(3) Положения о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1041 «О порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 909» (далее также – Положение) во взаимосвязи с пунктом 12 Положения.

<...> также отмечает, что при системном толковании пункта 13 и ункта 18 Положения можно сделать вывод о том, что прием заявок заканчивается не позднее чем за 3 рабочих дня до дня определения продавцом участников (в терминологии пункта 9 извещения – даты подведения итогов приема заявок). Однако указанный срок Организатором торгов не соблюден и, согласно пунктам 8, 9 извещения, составляет 1 день.

Кроме того, Заявитель указывает, что в соответствии с пунктом 27 Положения по результатам аукциона продавец и победитель аукциона (покупатель) не ранее 10 рабочих дней и не позднее 15 рабочих дней со дня подведения итогов аукциона заключают договор купли-продажи имущества в электронной форме.

Однако указанный срок Организатором торгов также не соблюден. В соответствии с пунктом 14 извещения он установлен Организатором торгов как «в течение 5 дней». Это, по мнению Заявителя, является ограничением прав потенциального победителя торгов и оказывает существенное влияние на круг потенциальных покупателей.

Последним доводом подателя жалобы является тот факт, что в соответствии с абзацем 1 пункта 28 Положения оплата покупателем приобретаемого имущества производится в срок не позднее 10 рабочих дней с даты заключения договора купли-продажи имущества.

Однако указанный срок Организатором торгов также не соблюден. В соответствии с пунктом 14 извещения он установлен Организатором торгов как «не позднее 5 рабочих дней с момента подписания Договора». Это, согласно доводам Заявителя, является ограничением прав потенциального победителя торгов и оказывает существенное влияние на круг потенциальных покупателей.

Не согласившись с доводами Заявителя, МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области представило в адрес антимонопольного органа мотивированный письменный отзыв на доводы жалобы <...> (вх. № 5042 от 30.09.2019), а также документы согласно части 15 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

В своем отзыве (вх. № 5154 от 07.10.2019) Организатор торгов указывает на следующее.

Пункт 4 извещения о проведении аукциона 25.09.2019 по продаже товаров, задержанных или изъятых таможенными органами (далее – Извещение), устанавливает требования как к внесению денежных средств на банковские реквизиты Оператора торговой площадки согласно регламенту торговой платформы ЗАО «Сбербанк-АСТ», так и к внесению задатка. Поскольку из текста пункта 4 Извещения следует, что вышеуказанные денежные средства, перечисляемые Оператору торговой площадки, не являются задатком. Учитывая изложенное, Организатор торгов считает, что положения указанного требования не носят взаимоисключающий характер.

Согласно пунктам 7, 8 Извещения срок приема заявок составляет 26 календарных дней, что не нарушает пункт 13 Положения о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1041 «О порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 909». При этом Организатор торгов считает, что сжатые сроки подведения итогов приема заявок, а именно, 1 день со дня окончания приема заявок не оказывают влияния на круг потенциальных покупателей и на их возможность подать заявку в течение достаточного количества времени.

Согласно пункту 14 Извещения в течение 5 дней со дня подведения итогов аукциона продавец и победитель аукциона заключают договор купли-продажи имущества, а срок оплаты покупателем приобретаемого имущества составляет не позднее 5 рабочих дней с момента подписания договора. Организатор торгов полагает, что вышеуказанные требования не оказывают существенного влияния на круг потенциальных покупателей.

Также МТУ Росимущества сообщает, что <...> не подавал заявку на участие в торгах в течение установленных сроков, его права как потенциального покупателя не были нарушены. Указанная жалоба была направлена лишь после аукциона по повторным торгам со снижением 30 %.

Исследовав жалобу <...> (вх. № 5042 от 30.09.2019), документы и материалы представленные Организатором торгов, выслушав доводы Заявителя и возражения представителей МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области на доводы, изложенные в данной жалобе, Комиссия установила следующее.

Реализация движимого имущества (за исключением акций (долей) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ), обращенного в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации (в том числе конфискованного, движимого бесхозяйного и изъятого имущества, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза) или поступившего в собственность государства в порядке наследования, и кладов, переданных в государственную собственность, осуществляется МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области в соответствии с Положением о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1041 «О порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 909» (далее также – Положение).

В соответствии с пунктом 9 Положения реализация имущества, оценочная стоимость которого составляет свыше 10 тысяч рублей, осуществляется путем проведения аукциона в электронной форме.

Извещение № 200819/2854351/03 размещено Организатором торгов на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru 20.08.2019.

20.08.2019 МТУ Росимущества также размещено извещение № 1 от 20.08.2019 о проведении аукциона 25.09.2019 по продаже товаров, задержанных или изъятых таможенными органами (далее – извещение № 1) на сайте электронной торговой площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» www.utp.sber;bank-ast.ru.

Согласно пункту 4 извещения № 1 «Требование о внесении задатка» в соответствии с регламентом торговой секции «Приватизация, аренда и продажа прав» универсальной торговой платформы ЗАО «Сбербанк-АСТ» претендент до подачи заявки осуществляет перечисление денежных средств на банковские реквизиты Оператора, размещенные в открытой части торговой секции.

В момент подачи заявки Оператор программными средствами проверяет наличие денежной сумы в размере задатка на лицевом счете Претендента и осуществляет блокирование необходимой денежной суммы.

Внесенный победителем аукциона задаток засчитывается в счет оплаты приобретаемого имущества.

Данное информационное сообщение является публичной офертой для заключения договора о задатке в соответствии со статьей 437 ГК РФ, а подача претендентом заявки и перечисление задатка являются акцептом такой оферты, после чего договор о задатке считается заключенным в письменной форме.

Лицо, выигравшее торги, при уклонении или отказе от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества, невнесении покупной цены утрачивает внесенный им задаток.

Проанализировав пункт 4 извещения № 1, Комиссия приходит к выводу, что данный пункт, несмотря на его название «Требование о внесении задатка», фактически устанавливает требования как о внесении непосредственно задатка, который перечисляется на расчетный счет Организатора торгов, указанный в извещении, так и о внесении депозита, перечисляемого Оператору электронной площадки согласно регламенту торговой платформы ЗАО «Сбербанк-АСТ». Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя относительно взаимоисключающего характера приведенных в пункте 4 извещения
№ 1 требований.

Относительно довода жалобы о нарушении МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области пункта 13 Положения о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 13 Положения прием заявок и прилагаемых к ним документов начинается с даты и времени, указанных в информационном сообщении о проведении аукциона, осуществляется в течение не менее 25 календарных дней и заканчивается не позднее чем за 3 рабочих дня до дня определения продавцом участников, за исключением случаев, указанных в пункте 18 настоящего Положения, при которых прием заявок осуществляется в течение 10 рабочих дней с последующим последовательным снижением цены продажи имущества до 90 процентов.

Согласно пункту 8 извещения № 1 дата и время начала приема заявок 20.08.2019 с 14:00, дата и время окончания приема заявок: 23.09.2019 09:00, дата, время проведения аукциона в электронной форме: 25.09.2019 9:00.

Таким образом, Организатором торгов в нарушение требований пункта 13 Положения не выдержаны 3 рабочих дня со дня окончания приема заявок до дня определения продавцом участников.

Данный факт не отрицается Организатором торгов в представленном отзыве. Согласие с допущенным нарушением также выражено представителем МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области в ходе рассмотрения жалобы <...> (вх. № 5042 от 30.09.2019).

Учитывая изложенное, довод подателя жалобы о нарушении Организатором торгов пункта 13 Положения о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, признается Комиссией обоснованным.

Комиссия также признает обоснованным довод <...> о нарушении МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области пункта 27 Положения.

Так, в соответствии с пунктом 27 Положения по результатам аукциона продавец и победитель аукциона (покупатель) не ранее 10 рабочих дней и не позднее 15 рабочих дней со дня подведения итогов аукциона заключает договор купли-продажи имущества в электронной форме.

Вопреки установленному требованию согласно пункту 13 «Срок подписания и оплата по договору купли-продажи. Передача имущества» извещения № 1 по результатам проведения аукциона в электронной форме продавец и победитель аукциона (покупатель) в течение 5 рабочих дней со дня проведения аукциона заключают договор купли-продажи имущества.

Вместе с тем, согласно пункту 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными торгов, проводимых в рамках исполнительного производства» разъяснено, что нарушение порядка проведения торгов не может являться основанием для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки, поэтому лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса. Согласно пункту 5 указанного информационного письма при рассмотрении вопроса о недействительности публичных торгов ввиду допущенных нарушений подлежит выяснению вопрос о том, являются ли допущенные нарушения существенными и повлияли ли они на результат торгов.

В связи с этим решение антимонопольного органа о признании или непризнании факта нарушения Организатором торгов порядка организации и проведения торгов должно зависеть от того, являются ли такие нарушения формальными или существенными, либо от того, повлияли ли такие нарушения на результат торгов.

В данном случае Комиссия приходит к выводу о том, что нарушения требований пунктов 13, 27 Положения о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, допущенные Организатором торгов при проведении аукциона по продаже товаров, задержанных или изъятых таможенными органами, являются формальными, поскольку не повлекли и не могли повлечь за собой изменение результата торгов, и, как следствие, нарушение прав иных лиц, в том числе и лица, обратившегося с жалобой.

Довод Заявителя относительно нарушения Организатором торгов пункта 28 Положения признается Комиссией необоснованным ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 28 Положения о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства внесенный покупателем задаток засчитывается в счет оплаты приобретаемого имущества. Оплата покупателем приобретаемого имущества производится в срок не позднее 10 рабочих дней с даты заключения договора купли-продажи имущества.

В соответствии с пунктом 13 извещения № 1 оплата имущества осуществляется в безналичном порядке, не позднее 5 рабочих дней с момента подписания Договора в соответствии с условиями и порядком, установленными в проекте Договора.

Таким образом, Организатором торгов правомерно установлен срок заключения договора, не превышающий срок, предусмотренный пунктом 28 Положения.

Вместе с тем, Комиссия усматривает в действиях должностных лиц МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области, являющихся членами комиссии о проведении аукциона от 25.09.2019 по реализации имущества, обращенного в собственность государства признаки правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, а также руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу <...> (вх. № 5042 от 30.09.2019) обоснованной.

2. Признать действия организатора торгов – Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области нарушением пунктов 13, 27 Положения о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 № 1041.

3. Предписание не выдавать.

4. Передать материалы рассмотрения настоящей жалобы должностному лицу Мордовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                 <...>

 

Члены Комиссии:                                                                                                             <...>

 

          <...>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны