Решение №440 Решение от 26 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                              г. Саранск

Резолютивная часть решения оглашена «23» июня 2020 г.

В полном объеме решение изготовлено «26» июня 2020 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии: <…> - заместитель руководителя Мордовского УФАС России; члены Комиссии: <…> - начальник отдела Мордовского УФАС России; <…> - главный специалист-эксперт отдела Мордовского УФАС России; <…> - ведущий специалист-эксперт отдела Мордовского УФАС России, рассмотрев дело №013/01/10-570/2019 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» (430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Коммунистическая, 97-15; ИНН 1326232263) (далее – ООО «Энергоресурс», Общество) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции), при участии директора ООО «Энергоресурс» <…> (приказ №1 от 03.12.2019 года),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступило заявление председателя Товарищества собственников жилья «Красносельцовское» <…> (вх. №2798 от 13.06.2019 года) (далее – ТСЖ «Красносельцовское», Заявитель) на неправомерные действия ООО «Энергоресурс», выраженные в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за оказываемые услуги по передаче тепловой энергии в период отопительного сезона 2017-2018 годов многоквартирных домов, расположенных в п. Совхоз «Красное Сельцо» Рузаевского района Республики Мордовия, в частности, по ул. Садовая, дома №6,8,10.

Согласно справке Администрации Красносельцовского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (исх. №183 от 31.10.2018 года) (далее – Администрация) в управлении ТСЖ «Красносельцовское» находятся многоквартирные дома, расположенные в п. Совхоз «Красное Сельцо» Рузаевского района Республики Мордовия, в частности, по ул. Садовая, дома №6,8,10.

          На основании приказа Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия №140 от 16.12.2016 года установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «Энергоресурс» потребителям на 2016-2018 года (с изменениями согласно приказа №162 от 15.12.2017 года).

ООО «Энергоресурс» осуществляло в отопительном периоде 2017-2018 годов теплоснабжение жилых многоквартирных домов в п. Совхоз «Красное Сельцо» Рузаевского района Республики Мордовия на основании договора от 01.10.2017 года №15-ТС на отпуск тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде на нужды отопления (далее - договор №15- ТС от 01.10.2017 года).

В соответствии с пунктом 1.1 договора №15-ТС от 01.10.2017 года ООО «Энергоресурс» (энергоснабжающая организация) через присоединенную тепловую сеть подает ТСЖ «Красносельцовское» (абонент) тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления в размере 3968,12 Гкал за отопительный сезон 2017-2018 годов, а абонент принимает тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления, соблюдая при этом установленный режим потребления, и обязуется оплачивать принятое количество тепловой энергии в размере 7 963 739,07 руб. (упрощенная система налогообложения) в сроки и порядке, установленные настоящим контрактом для потребителей.

Согласно пункту 3.4.1 договора №15-ТС от 01.10.2017 года абонент обязан производить оплату принятой тепловой энергии и теплоносителя за расчетный период в сроки и порядке, указанные в настоящем договоре, по тарифам, установленным для энергоснабжающей организации в соответствии с действующим законодательством РФ.

В силу пункта 5.1 договора №15-ТС от 01.10.2017 года при отсутствии приборов учета на тепловом вводе абонента количество отпускаемой тепловой энергии на отопление рассчитывается энергоснабжающей организацией согласно «Методике определения количеств теплоэнергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения», утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 года №105, и подпункту 3.1.1 настоящего договора.

Однако следует отметить, что включение указанного нормативного правового акта в договор неправомерно, поскольку он не регулирует отношения между ресурсоснабжающей организацией и ТСЖ. Кроме того, приказ Госстроя России от 06.05.2000 года №105 признан утратившим силу в соответствии с приказом Минстроя России от 31.07.2014 №414/пр.

В соответствии с пунктом 3.1.1 договора №15-ТС от 01.10.2017 года ООО «Энергоресурс» обязуется отпускать ТСЖ «Красносельцовское» с 01.10.2017 года тепловую энергию в горячей воде на отопление с максимумом тепловой нагрузки 1.636 Гкал/ч, в том числе на отопление 1.636 Гкал/час.

Подавать ТСЖ «Красносельцовское» тепловую энергию и теплоноситель в соответствии с установленными настоящим договором максимальными часовыми нагрузками и прилагаемым температурным графиком регулирования (приложение №1 «температурный график регулирования отпуска тепловой энергии») для отопления по расчету в зависимости от средней температуры наружного воздуха за месяц согласно СНиП с разбивкой по месяцам (приложение №2).

В соответствии с письмом Общества с ограниченной ответственностью «Технопарк» (исх. №496/1 от 24.05.2018 года) установка общедомовых приборов учета энергии и теплоносителя в многоквартирных домах по адресам: Рузаевский район, п. Совхоз Красное Сельцо, ул. Садовая, д. 6,8,10 не была произведена в связи с отсутствием технической возможности, связанной с конструкцией домов (отсутствуют подвальные помещения). Таким образом, в спорный период в домах по ул. Садовая, дома №6,8,10, находившихся в управлении ТСЖ «Красносельцовское», отсутствовали надлежаще установленные общедомовые приборы учета энергоресурсов. Указанный факт сторонами не оспаривается.

При определении количества оказанных потребителям в п. Совхоз «Красное Сельцо» по ул. Садовой, дома №6,8,10 в отопительном периоде 2017-2018 годов услуг теплоснабжения ООО «Энергоресурс» в отношении объектов потребления, в которых отсутствует общедомовой прибор учета тепловой энергии, был выполнен расчет платы за оказанные услуги исходя из тепловых нагрузок.

Исходя из совокупности норм частей 1 и 2 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, также определены следующие понятия:

теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности;

потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления;

теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

Мордовским УФАС России подготовлен аналитический отчет об анализе конкурентной среды на рынке услуг теплоснабжения в географических границах пос. Красное Сельцо Рузаевского района. Временной интервал исследования – отопительный сезон 2017-2018 года; продуктовые границы рынка – услуга по обеспечению потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности, а именно: производство, передача, сбыт тепловой энергии. Проведенный обзор рынка услуг по теплоснабжению выявил, что ООО «Энергоресурс» осуществляет деятельность по теплоснабжению и в пределах своих сетей занимает доминирующее положение. Доля ООО «Энергоресурс» на исследуемом товарном рынке в 2017-2018 годах составила 100%, Общество являлось единственным участником рынка. Следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. По этой причине ООО «Энергоресурс» при оказании услуг по теплоснабжению обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно письму Администрации (вх. №2713 от 04.05.2020 года) на территории Красносельцовского сельского поселения оказание услуг по теплоснабжению (поставке тепловой энергии) до конечного потребителя тепловой энергии с использованием систем теплоснабжения в географических границах в период с 2017 года по настоящее время осуществляет ООО «Энергоресурс».

Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 08.08.2011 года №13ГА 537700 за Администрацией зарегистрировано право общей долевой собственности (доля в праве ½) блочной котельной жилого фонда (назначение: нежилое; 1-этажная, общая площадь 50,8 кв.м., инв. №89:243:002:000251860, лит. А; адрес объекта: Республика Мордовия, Рузаевский район, поселок совхоз «Красное Сельцо», ул. Гагарина, д. 14 примерно в 30 м. от жилого дома №14 по ул. Гагарина по направлению на север).

ООО «Энергоресурс» владеет тепловым источником и тепловыми сетями.

В материалы дела представлен договор аренды №01/10/2017-КН от 01.08.2017 года между индивидуальным предпринимателем <…> и ООО «Энергоресурс» с актом приема-передачи ½ части нежилого помещения в аренду от 01.08.2017 года. Согласно указанному договору ИП …. (арендодатель) предоставляет ООО «Энергоресурсу» (арендатору) во временное владение и пользование имущество (½ доли здания блочной котельной жилого фонда, адрес: РМ, Рузаевский район, п. Совхоз «Красное Сельцо», дом 14, примерно в 30 метрах от жилого дома №14 по улице Гагарина по направлению на север). Указанное имущество принадлежит ИП <…> на праве общей долевой собственности.

01 октября 2017 года Администрация и ООО «Энергоресурс» заключили договор аренды муниципального нежилого помещения №б/н (далее – договор аренды от 01.10.2017 года).

В соответствии с пунктом 1.2 договора аренды от 01.10.2017 года Администрация (арендодатель) предоставляет ООО «Энергоресурс» (арендатору) во временное владение и пользование ½ доли блочной котельной жилого фонда (нежилое помещение, адрес: РМ, Рузаевский район, п. Совхоз «Красное Сельцо», ул. Гагарина, дом 14, примерно в 30 метрах от жилого дома №14 по ул. Гагарина по направлению на север).

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Мордовского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции со стороны ООО «Энергоресурс», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положении при осуществлении расчетов за оказываемые услуги по передаче тепловой энергии в период отопительного сезона 2017-2018 годов многоквартирных домов, расположенных в п. Совхоз «Красное Сельцо» Рузаевского района Республики Мордовия, в частности, по ул. Садовая, дома №6,8,10, результатом которого является или может являться ущемление интересов жителей указанных домов.

Определением от 17.10.2019 года к участию в деле привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.

Определением от 21.01.2020 года к участию в деле привлечена Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.

Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №354 (далее - Правила №354).

В пункте 2 Правил №354 определено, что норматив потребления коммунальной услуги - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета и в иных случаях, предусмотренных настоящими Правилами.

Раздел VI Правил №354 определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги. Так, абзац второй пункта 42(1) Правил №354 детализирует определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.

Указанной правовой нормой предусмотрено, что в многоквартирном доме при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и (1) приложения №2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги отопления.

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты в течение отопительного периода определяются по формуле 2:

Pi = Si х NT х Тт,

где: Si - общая площадь i-ro помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома; NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; Тт - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ООО «Энергоресурс» в письме (вх. №3414 от 05.07.2019 года) представлены объяснения, из которых следует, что Общество производило начисление за отопление в многоквартирных домах по адресам: Республика Мордовия, Рузаевский район, пос. Красное Сельцо, ул. Садовая, дома №6,8,10, исходя из формулы 20 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила №306), в соответствии с которой часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, определяется исходя из показателей, содержащихся в проектной документации домов. В случае отсутствия проектной документации часовая тепловая нагрузка определяется по паспортам домов. При отсутствии указанных документации и данных часовая тепловая нагрузка (ккал в час) определяется по следующей формуле:

(формула 20)

qmax = qуд. х S,

                                              

где: qУд. - нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал в час на 1 кв. м), предусмотренный в таблице 4; S - общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площадь жилого дома (кв. м). Таким образом, стоимость поставки тепловой энергии, рассчитанной ООО «Энергоресурс» за 7 месяцев, составила 575 647,73 руб.

Согласно пункту 3 Правил №306 нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 Правил №306 установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений (далее - управляющие организации).

Таким образом, законодательство обязывает ресурсоснабжающую организацию («ООО «Энергоресурс») принимать меры по внесению правовой определенности в правоотношения по ресурсоснабжению и установлению нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах. Установленный законодательством порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, позволяет ресурсоснабжающей организации как профессиональному участнику рынка теплоснабжения предпринять меры по установлению указанных нормативов. В то же время указанные нормы законодательства не должны толковаться таким образом, чтобы позволять ООО «Энергоресурс» уклоняться от осуществления действий по установлению нормативов.

Ресурсоснабжающая организация - профессиональный участник рынка теплоснабжения, а потому, приняв на себя обязательства подавать тепловую энергию, при начислении платы за тепловую энергию за отопительный сезон 2017-2018 годов по многоквартирным домам, не оборудованным приборами учета, по адресам: Республика Мордовия, Рузаевский район, пос. Красное Сельцо, ул. Садовая, дома №6,8,10, должна нести определенные риски, связанные с толкованием условий договора в пользу слабой стороны договора, которой является товарищество.

Согласно письму Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 28.01.2020 года №07-20 (вх. №394 от 28.01.2020 года) для многоквартирных жилых домов в с. Красное Сельцо Рузаевского района РМ указанные нормативы не устанавливались, так как вышеуказанные организации за установлением нормативов не обращались.

ООО «Энергоресурс» за установлением нормативов потребления в установленном порядке не обращалось и не оспаривает, что в период отопительного сезона 2017-2018 годов при расчетах с ТСЖ «Красносельцовское» расчеты производились в отсутствие надлежащим образом установленных нормативов. Такие действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке оказания услуг по отоплению, нарушают права потребителей, порядок формирования платы за коммунальную услугу и противоречит пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дела №013/01/10-570/2019 о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу, что действия ООО «Энергоресурс», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за тепловую энергию с  собственниками помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: Республика Мордовия, Рузаевский район, пос. Красное Сельцо, ул. Садовая, дома №6,8,10, квалифицируются как нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 23, статьей 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу. При этом любое предписание должно быть не только законным, но и быть фактически исполненным.

Учитывая, что в период действия договора №15-ТС от 01.10.2017 года норматив потребления тепловой энергии на отопление жилых помещений населения пос. Красное Сельцо утвержден не был, а обязанность по утверждению нормативов относится к полномочиям Республиканской службы по тарифам РМ, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания.

Руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, перед окончанием рассмотрения дела Комиссия направила сторонам по делу заключение об обстоятельствах дела исх. №10 от 09.06.2020 года. Ответчиком были представлены возражения вх. №3769 от 22.06.2020 года в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела. Однако, доводы, изложенные в возражении вх. №3769 от 22.06.2020 года, являлись предметом исследования Комиссии при рассмотрении дела №013/01/10-570/2019 и не свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемых Комиссиях действиях нарушения антимонопольного законодательства.

В заседании Комиссии ответчик, участвующий в рассмотрении дела, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснил, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.

На основании вышеизложенного Комиссия Мордовского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия (бездействие) ООО «Энергоресурс», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за тепловую энергию с собственниками помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: Республика Мордовия, Рузаевский район, пос. Красное Сельцо, ул. Садовая, дома №6,8,10, признаны нарушающими пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание ООО «Энергоресурс» не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мордовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лица, в действии (бездействии) которого присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 14.31 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                 <…>

 

Члены комиссии                                                                                                   <…>        

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                          <…>

 

                                                                                                                           <…>

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подсудны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны