Решение №141 Жалоба признана необоснованной от 29 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 013/07/3-119/2021

                                                                                                                                 г. Саранск

 

Резолютивная часть решения оглашена «24» марта 2021 г.

В полном объеме решение изготовлено «29» марта 2021 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

председатель Комиссии: <...> – Врио руководителя Управления Мордовского УФАС России,

члены Комиссии: <...> – специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; <...> – специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; <...> –специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России, при участии посредством видеоконференцсвязи:

представителей общества с ограниченной ответственностью «Инновационные Системы Контроля» (далее – Заявитель, ООО «ИСК») – <...> (протокол внеочередного собрания участников от 29.12.2018 № 5), <...> (доверенность от 01.02.2021 № 24);

представителей филиала публичного акционерного общества «Россети Волга» - «Мордовэнерго» (далее – Заказчик, «Мордовэнерго») – <...> (доверенность от 08.08.2019 № Д/19-407), <...> (доверенность от 19.03.2021 № 21-юр), <...> (доверенность от 19.03.2021),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») жалобу ООО «ИСК» (вх. № 1157 от 15.03.2021) на действия Заказчика – Филиал Публичного акционерного общества «Россети Волга» - «Мордовэнерго» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по замене блоков СКЗИ тахографов и изготовлению карт водителей (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ №32110061349),

УСТАНОВИЛА:

 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступила жалоба ООО «ИСК» (вх. № 1157 от 15.03.2021) на действия Заказчика – Филиал Публичного акционерного общества «Россети Волга» - «Мордовэнерго» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по замене блоков СКЗИ тахографов и изготовлению карт водителей (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ №32110061349) с дополнением (вх. № 1417 от 23.03.2021).

Информация о поступлении жалобы на действия Организатора торгов размещена на официальном сайте Мордовского УФАС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.mordovia.fas.gov.ru.

В связи с поступлением жалобы ООО «ИСК» (вх. № 1157 от 15.03.2021) Мордовским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» в адрес Заявителя, Заказчика было направлено уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 17.03.2021 г. № 617, рассмотрение жалобы было назначено на 15 часов 00 минут 23 марта 2021 года.

Для получения дополнительной информации Комиссией Мордовского УФАС России рассмотрение жалобы ООО «ИСК» (вх. № 1157 от 15.03.2021) было перенесено на 16 часов 30 минут 24 марта 2021 года.

Как следует из жалобы Заявителя 09.03.2021 г. на официальном сайте https://zakupki.gov.ru/ Заказчиком было размещено извещение № 32110061349 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по замене блоков СКЗИ тахографов и изготовлению карт водителей.

По мнению Заявителя, в закупочной документации содержатся требования, которые ограничивают конкуренцию и являются нарушением:

  1. В пункте 5.7 Технического задания указано, что работы должны быть осуществлены организацией, сведения о которой внесены в «перечень сведений о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов», размещенном на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» в сети Интернет: http://rosavtotransport.ru/, по месту оказания услуг: Республика Мордовия, г. Саранск; наличие лицензии ФСБ России на распространение криптографических средств в соответствии с действующим законодательством РФ в отношении СКЗИ (Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 313, Положение ПКЗ-2005, утвержденное Приказом ФСБ России от 09.02.2005 г. № 66) по месту оказания услуг: Республика Мордовия, г. Саранск.
  2. Наличие квалификационных оценочных требований, несоответствующих характеру проводимых работ.

Заявитель указывает, что в соответствии с условиями лицензии ФСБ России (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 313) требуется наличие в штате лицензиата не менее 2-х имеющих высшее образование по направлению подготовки «Информационная безопасность» в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей и (или) прошедшие переподготовку по одной из специальностей этого направления (нормативный срок – свыше 500 аудиторных часов), а также имеющие стаж в области выполняемых работ в рамках лицензируемой деятельности не менее 3 лет; наличие не менее 1-го сотрудника, обученного в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 17 января 2012 года № 7 «Об утверждении требований к программам подготовки (инструктажа) персонала, осуществляющего установку, проверку, техническое обслуживание и ремонт контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах, эксплуатацию и контроль использования таких контрольных устройств».

Вследствие этого работы с тахографами не подразумевают наличие мастеров по ремонту и слесарей с различными разрядами, а также наличие бокса по мойке транспортных средств, указанных Заказчиком в Приложении № 1 к части II «Информационная карта закупки» Документации, так как такие виды работ проводятся в кабине транспортного средства.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представив пояснения от 18.03.2021 № 701-22 (вх. № 1364 от 22.03.2021), в которых указывает, что адрес, указываемый в выдаваемой Федеральной службой безопасности лицензии, имеет существенное значение при определении возможного места осуществления лицензируемой деятельности.

Следовательно, требование Заказчика о наличии в лицензии ФСБ указания на место осуществления лицензированной деятельности на территории г. Саранска и мастерской на территории г. Саранска, включенной в перечень сведений о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов, основано на положениях нормативных правовых актов РФ, то есть является правомерным и не ограничивает конкуренцию участников закупочной процедуры.

Кроме того, Заказчик указывает, что в связи с тем, что последняя замена блоков СКЗИ в тахографах марки «КАСБИ DT-20М», указанных в техническом задании по лоту «Оказание услуг по замене блоков СКЗИ тахографов и изготовлению карт водителей» для нужд филиала ПАО «Россети-Волга» - «Мордовэнерго» проводилась в марте-апреле 2018 года, то необходимо в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.10.2020 № 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (далее – Приказ Минтранса РФ от 28.10.2020 № 440) раз в три года необходимо менять криптографический модуль и заменить приборы СКЗИ не позднее марта-апреля 2021 года.

Оценка по критерию «Количественные показатели по подкритерию «Наличие кадровых ресурсов» проводится с целью определения возможности контрагента обеспечивать оказание услуг одной или более единиц транспортных средств в один и тот же промежуток времени. Исходя из большого количества замены приборов СКЗИ, срока оказания услуг с учетом качественного выполнения работ, подписания актов оказанных услуг, устранения недостатков и оплаты, было выставлено требование о значительном количестве рабочего персонала, чтобы минимизировать простои транспортных средств.

Оценка по подкритерию «наличие материально-технических ресурсов» обусловлена возможностью принять одно и несколько транспортных средств в одно и то же время на площадке по замене блоков СКЗИ во избежание образования очередей, и как следствие увеличения сроков оказания услуг по замене блоков СКЗИ в тахографах.

Замена блоков СКЗИ в тахографе относится к техническому обслуживанию транспортного средства, перед проведением которого выполняется технологическая мойка транспортного средства, из чего следует, что бокс по мойке транспортных средств необходим для выполнения данной операции.

Изучив имеющиеся материалы жалобы, представленные доказательства и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Мордовского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц»), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика; неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения; предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке; осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений; неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Часть 2 статьи 1 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами.

Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», при закупке товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятым в соответствии с ними и утвержденным в установленном порядке правовым актом, регламентирующим правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок.

В соответствии с выпиской из протокола № 17 от 27.12.2018 Заказчик присоединился к Единому стандарту закупок ПАО «Россети» (далее – Положение о закупке), размещенному в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – ЕИС) 14.01.2019 года.

Запрос предложений проводился Заказчиком в соответствии с требованиями ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», Положения о закупках ПАО «Россети», извещением о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по замене блоков СКЗИ тахографов и изготовлению карт водителей - для нужд филиала ПАО «Россети Волга» - «Мордовэнерго», (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ № 32110061349) и Закупочной документацией запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – Документация).

09 марта 2021 г. Заказчик разместил в ЕИС Извещение и Документацию о проведении Запроса предложений.

Предмет закупки: Оказание услуг по замене блоков СКЗИ тахографов и изготовлению карт водителей.

Дата начала срока подачи заявок: 09 марта 2021 г.

Срок окончания подачи заявок (предложений): 11 час. 00 мин. (по московскому времени) 16 марта 2021 г.          

Рассмотрение первых частей заявок на участие в закупке: 29 марта 2021 г.

Рассмотрение вторых частей заявок на участие в закупке: 12 апреля 2021 г.

Подведение итогов закупки: 13 апреля 2021 г.

11 марта 2021 года на ЭТП (https://www.msp.roseltorg.ru/) по лоту «Оказание услуг по замене блоков СКЗИ тахографов и изготовлению карт водителей» Заказчику был направлен запрос на разъяснение; 12 марта 2021 года Заказчиком в ЕИС был размещен ответ на данный запрос.

Уведомлением о поступлении жалобы и приостановлении торгов № 617 от 17.03.2021 г. Мордовского УФАС России торги были приостановлены до рассмотрения жалобы ООО «ИСК» (вх. № 1157 от 15.03.2021) по существу.

Как указывает Заявитель, Заказчик установил завышенные требования к участникам закупки, а именно: пункт 5.7 Приложения 1 к Документации и критерии оценки «Квалификация участника», указанные в Приложении № 1 к части II «Информационная карта закупки» нарушают требования ФЗ «О защите конкуренции» и ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц».

Согласно пункту 5.7 Приложения 1 к Документации работы должны быть осуществлены организацией, сведения о которой внесены в «Перечень сведений о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов» размещенном на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» в сети Интернет: http://rosavtotransport.ru/, по месту оказания услуг: Республика Мордовия, г. Саранск. Наличие лицензии ФСБ России на распространение криптографических средств в соответствии с действующим законодательством РФ в отношении СКЗИ (Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 313, Положение ПКЗ-2005, утвержденное Приказом ФСБ России от 09.02.2005 г. № 66) по месту оказания услуг: Республика Мордовия, г. Саранск.

В Приложении № 1 к части II «Информационная карта закупки» Документации содержатся следующие критерии оценки «Квалификация участника»:

 

Количественные показатели по подкритерию «Наличие кадровых ресурсов»

Количество персонала, чел.

Оценка предложений,

баллы

1

Наличие персонала (чел.):

- мастер по ремонту (1);

- слесарь по ремонту 1-3 разряда (2);

- слесарь по ремонту 4-6 разряда (2);

5

0

2

Наличие персонала (чел.):

- мастер по ремонту (2);

- слесарь по ремонту 1-3 разряда (4);

- слесарь по ремонту 4-6 разряда (4);

От 6 до 10

5

3

Наличие персонала (чел.):

- мастер по ремонту (3);

- слесарь по ремонту 1-3 разряда (6);

- слесарь по ремонту 4-6 разряда (6);

11 и более

10

 

Количественные показатели по подкритерию «Наличие материально-технических ресурсов»

Количество ресурсов, шт.

Оценка предложений,

баллы

1

Наличие материально-технических ресурсов (шт.):

- Бокс по ТО и ремонту (1);

- Склад запасных частей (1);

- Бокс по мойке транспортных средств (1);

3

0

2

Наличие материально-технических ресурсов (шт.):

- Бокс по ТО и ремонту (2);

- Склад запасных частей (1);

- Бокс по мойке транспортных средств (1);

4

5

3

Наличие материально-технических ресурсов (шт.):

- Бокс по ТО и ремонту (3);

- Склад запасных частей (1);

- Бокс по мойке транспортных средств (1);

5 и более

10

 

В соответствии с подпунктом «г» пункта 5.1.3 Положения о закупках при проведении закупок может быть предусмотрен этап квалификационного отбора участников закупки.

В соответствии с подпунктом «и» пункта 8.1.5.2 Положения о закупках если закупка включает этап, предусмотренный подпунктом «г» 5.1.3 настоящего Стандарта, должны соблюдаться следующие требования:

- ко всем участникам закупки предъявляются единые квалификационные требования, установленные документацией о закупке;

- заявки участников должны содержать информацию и документы, предусмотренные документацией о закупке, подтверждающие соответствие участников единым квалификационным требованиям, установленным документацией о закупке;

- заявки участников, которые не соответствуют квалификационным требованиям, отклоняются.

Требования, предъявляемые Заказчиком к составу заявки при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по замене блоков СКЗИ тахографов и изготовлению карт водителей (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/                    № 32110061349) являются обязательными для всех участников без исключения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При этом довод Заявителя о том, что в Документации установлены завышенные требования к участникам закупки, Комиссия Мордовского УФАС России оценивает с точки зрения соблюдения Заказчиком принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению ко всем участникам закупки при осуществлении оценки и сопоставления заявок.

В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного 16.05.2018 года Президиумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Дополнительные требования к участникам закупки, свидетельствующие о наличии требуемой квалификации и наличии материально-технических ресурсов, направленные на потенциальную предсказуемость надлежащей выполнимости закупки, не нарушают принцип равенства, установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», поскольку в равной степени применимы ко всем участникам закупки.

Таким образом, Заказчик формирует Документацию о проведении закупки в соответствии с собственными потребностями, устанавливая функциональные и технические характеристики оказываемых услуг, а также конкретные условия договора.

Кроме того, согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, содержащейся в определении по делу № А40-3315/2016 от 31.07.2017 г. требования к участникам закупки могут рассматриваться как нарушающие действующее законодательство в случае, если имеются доказательства, что это условие включено в документацию о закупках специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует целям и потребностям проводимых заказчиком процедур.

В своих пояснениях (вх. № 1364 от 22.03.2021) и на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что указанные в Документации требования обоснованы необходимостью оказания услуг одной или более единиц транспортных средств в один и тот же промежуток времени, исходя из большого количества замены приборов СКЗИ, срока оказания услуг с учетом качественного выполнения работ, подписания актов оказанных услуг, устранения недостатков и оплаты, чтобы минимизировать простои транспортных средств.

Доказательств о том, что условия о необходимости выполнения работ организацией, сведения о которой внесены в «перечень сведений о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов», размещенном на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» в сети Интернет: http://rosavtotransport.ru/, по месту оказания услуг: Республика Мордовия, г. Саранск; наличии лицензии ФСБ России на распространение криптографических средств в соответствии с действующим законодательством РФ в отношении СКЗИ (Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 313, Положение ПКЗ-2005, утвержденное Приказом ФСБ России от 09.02.2005 г. № 66) по месту оказания услуг: Республика Мордовия, г. Саранск, а также дополнительные квалификационные требования включены Заказчиком в Закупочную документацию в целях обеспечения победы конкретному хозяйствующему субъекту в ходе рассмотрения жалобы Заявителем не представлено.

На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ИСК» (вх. № 1157 от 15.03.2021) на действия Заказчика – Филиал Публичного акционерного общества «Россети Волга» - «Мордовэнерго» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по замене блоков СКЗИ тахографов и изготовлению карт водителей (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ №32110061349) с дополнением (вх. № 1417 от 23.03.2021) необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны