Решение №ЛА/744/23 по жалобе от 3 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу № 013/07/3-85/2023

                                                                                                                                     г. Саранск

 

Резолютивная часть решения оглашена «2» марта 2023 г.

В полном объеме решение изготовлено «3» марта 2023 г.

 

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель комиссии: <...> – заместитель руководителя Мордовского УФАС России; Члены Комиссии: <...> – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; <...> – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

в присутствии:

представителя заказчика АО «Мордовский проектно-изыскательский институт» - <...> (доверенность от 01.02.2023 г. № 5/23/Д);

ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ», надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения жалобы (уведомление от 21.02.2023 № ЛА/629/23), явку представителя не обеспечило,

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» (вх. № 602-ИП/23 от 10.02.2023, вх. № 609-ЭП/23 от 10.02.2023 года) на действия заказчика – АО «Мордовский проектно-изыскательский институт» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право оказания услуг по проведению обязательной ежегодной аудиторской проверки (финансового аудита) бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020-2024 года (извещение в ЕИС № 32312049181),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступила жалоба ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» (вх. № 602-ИП/23 от 10.02.2023, вх. № 609-ЭП/23 от 10.02.2023 года) на действия заказчика – АО «Мордовский проектно-изыскательский институт» (далее – Заказчик, АО «МПИИ») при проведении открытого конкурса в электронной форме на право оказания услуг по проведению обязательной ежегодной аудиторской проверки (финансового аудита) бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020-2024 года (извещение в ЕИС № 32312049181) (далее – Конкурс).

Сторонам по делу направлено уведомление № ДА/502/23 от 13.02.2023 г. о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

В соответствии с уведомлением рассмотрение жалобы назначено на 20 февраля 2023 года на 15 часов 00 минут. Впоследствии Комиссией рассмотрение жалобы было отложено до 21 февраля 2023 года до 16 часов 30 минут. Уведомлением о продлении срока принятия решения по делу от 21.02.2023 № ЛА/629/23 срок принятия решения по жалобе продлен, рассмотрение жалобы назначено на 2 марта 2023 года на 15 часов 00 минут.

Как следует из жалобы Заявителя, Заказчиком при размещении извещения о проведении Конкурса были допущены следующие нарушения действующего законодательства:

  1. Конкурс опубликован в ЕИС в разделе торгов, проводимых в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вместо раздела для торгов, предусмотренных в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и последствий в виде нарушения электронной формы Конкурса;
  2. Заказчик не указал идентификационный код закупки, чем нарушил прямые обязательные требования для электронной формы закупки и затруднил подачу жалобы в УФАС, что делает технически невозможной подачу жалобы через систему ЕИС.

3. Нарушения в оценочных показателях критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

4. В разделе «Приложение 4, 4.1, 4.2 к Извещению. Порядок рассмотрения и оценки» имеется «Приложение 4.1 к Извещению» Форма сведений для заполнения «общее количество исполненных участником закупки договоров» и является обязательной для заполнения, так как указана в подтверждающих опыт документах.

4. Заказчик нарушил утвержденное Положение о закупке путем проведения закупки по предмету Конкурса в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Заказчик не согласился с доводами жалобы, представил возражения на жалобу (вх № 750-ЭП/23 от 17.02.2023 г.), из которых следует, что при проведении закупки по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчику следует применять лишь процедурные нормы Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регулирующие порядок проведения открытого конкурса.

Акционерное общество «Мордовский проектно-изыскательский институт» является предприятием со 100% долей участия Республики Мордовия, т.е. единственным акционером является Республика Мордовия в лице Минземимущества Республики Мордовия.

20.01.2023 г. на официальном сайте в сети интернет zakupki.gov.ru АО «МПИИ» разместило в разделе торгов по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» извещение № 32312049181 о закупке на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности по итогам 2020 - 2024 годов. Конкурс, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, проводился в электронной форме. Конкурсная документация была разработана в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регламентирующими порядок проведения конкурса. В связи с тем, что обязанности включать данную закупку в план-график в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» у организации отсутствует, ИКЗ данной закупке присвоен не был. АО «МПИИ» не является Заказчиком по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поэтому конкурс размещался в порядке Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

При установлении критериев оценки участника закупки Заказчик руководствуется требованием Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ст. 5 ч. 1 п.п. «а», «б», ст. 5 ч. 4, ст. 5.1, п. 4, ч. 1 п. 4, ст. 5.1. ч.1 п.7), требования к участникам по критерию оценки опыт в отрасли Заказчика, выручки аудируемых организаций и доли государственного участия оценивается на основании электронных данных, либо ссылки на предоставленных участником (многие организации размещают отчётность в ГИРБО, и у других участников не возникает вопросов, какими данными из интернета подтвердить выручку своих клиентов, в т.ч. представляют сканы отчётности из выданных аудиторских заключений).

Дополнительные требования к квалификации специалистов участника закупки Заказчиком при оценке участника по показателю №2 при присвоении баллов не учитываются и не влияют на результат.

Основное место работы специалистов Участника необходимо для понимания заказчика в связи с изменениями в законодательстве в части требований к аудиторским организациям на 2023 и 2024 годы - не менее 3 аудиторов по основному месту работы для сохранения статуса аудиторской организации, так как договор планируется на 5 лет, включая 2023 и 2024 годы.

По критерию «Квалификация участника конкурса» установлены требования для определения максимального балла для оценки, отсутствие указанных специалистов не является основанием для отклонения данного участника, а лишь влияет на количество присвоенных баллов.

Изучив имеющиеся материалы жалобы, представленные доказательства, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц»), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

            В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» на акты и (или) действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением процедур, осуществляемых государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации), в части: а) нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства; б) предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.        

            В соответствии с пунктом 4 Совместного письма Минфина Российской Федерации № 24-04-06/3691, Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации № РП/4072./18 от 24.01.2018 г. обжалование действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» и указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

            20.01.2023 г. Заказчиком в ЕИС опубликовано Извещение о проведении Конкурса, а также Конкурсная документация.

            Дата начала срока подачи заявок: 21.01.2023 г.       

            Дата окончания срока подачи заявок: 10.02.2023 г. 11:00 час.

            Предмет договора: Оказание услуг по проведению обязательной ежегодной аудиторской проверки (финансового аудита) бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020-2024 года.

            Начальная (максимальная) цена договора: 530 000,00 руб.          

            Согласно Итоговому протоколу подведения итогов конкурса № 2627659, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, от 16.02.2023 года на участие в конкурсе были поданы пять заявок. Первое место заняла заявка ООО «АУДИТ-СТАНДАРТ» с итоговым количеством баллов 97 и ценовым предложением 250 000,00 руб. Заявка Заявителя с итоговым количеством баллов 43,61 и ценовым предложением 489 900,00 руб. заняла пятое место.

            1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурс опубликован в ЕИС в рамках ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» вместо раздела, предусмотренного для проведения торгов в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и последствий в виде нарушения электронной формы Конкурса.

            Из конкурсной документации следует, что Конкурс проводится в том числе с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), однако Извещение размещено в разделе ЕИС в рамках ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц».

            Согласно пункту 7 части 4 статьи 1 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон об аудиторской деятельности).

            Согласно части 1 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности:

            1) организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

            2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;

            3) организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;

            4) организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:

            а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;

            б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей;

            5) акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования.

            В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

            Как следует из представленных Заказчикам пояснений, АО «Мордовский проектно-изыскательный институт» является предприятием со 100% долей участия Республики Мордовия, единственным акционером является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Мордовия.

            Согласно письму Минфина России № 24-04-06/3691, ФАС России № РП\4072\18 от 24.01.2018 и учитывая, что часть 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности устанавливает обязанность указанных в данной части юридических лиц (за исключением заказчиков в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о контрактной системе заключать договор в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения открытого конкурса, Минфин России и ФАС России считают, что в отношении таких юридических лиц применяются положения Закона о контрактной системе исключительно в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, а также соответствующие нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок.

            Таким образом, АО «Мордовский проектно-изыскательный институт» обязано провести закупку услуг по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Законом о контрактной системе.

            В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

            Согласно статье 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (статья 7 Закона о контрактной системе).

            Следовательно, как таковое проведение Заказчиком закупки, предусмотренной Законом о контрактной системе, в рамках ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» (в частности, размещение извещения о проведении открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в разделе официального сайта, предназначенного для размещения информации о закупках, проводимых в порядке, предусмотренном Законом о закупках) может привести к ограничению числа участников конкурса, поскольку информация об указанной закупке отсутствует в разделе официального сайта общества для размещения информации в рамках Закона о контрактной системе и недоступна для потенциальных участников открытого конкурса.

            Таким образом, размещение извещения № 32312049181 в разделе ЕИС в рамках ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» является прямым нарушением принципов, установленных Законом о контрактной системе.

            На основании изложенного, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя и нарушении Заказчиком статьи 7 Закона о контрактной системе.

Также Комиссия Мордовского УФАС России, рассматривая довод Заявителя о невозможности подачи жалобы в антимонопольный орган через ЕИС, приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя, поскольку, Заявитель воспользовался правом на подачу жалобы в соответствии со статьей 18.1 ФЗ «О защите конкуренции». Действия Заказчика по проведению конкурса были приостановлены уведомлением Мордовского УФАС России.

2. Относительно довода Заявителя об отсутствии идентификационного кода закупки и невозможности на этом основании подачи жалобы в антимонопольный орган через личный кабинет в системе ЕИС Комиссия Мордовского УФАС России отмечает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы.

Пунктом 4 приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 10.04.2019 № 55н «Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки» установлено, что формирование идентификационного кода закупки осуществляется заказчиком, иным лицом, осуществляющим закупку в соответствии с Законом о контрактной системе.

На основании пункта 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 Закона о контрактной системе.

Деятельность Заказчика АО «Мордовский проектно-изыскательный институт» регламентируется Положением о закупках, которое утверждено в порядке, определенном частью 2 статьи 2 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц».

Вместе с тем, при осуществлении оспариваемой закупки не подлежат применению положения Закона о контрактной системе в части планирования, нормирования закупок, в связи с этим у Заказчика, осуществляющего закупочную деятельность в силу положений Закона о закупках, отсутствует обязанность по указанию ИКЗ.

В частности, данный вывод содержится в решении ФАС России от 24.08.2022 № 223ФЗ-348/22.

При таких обстоятельствах довод жалобы Заявителя в указанной части является необоснованным.

            На этом же основании Комиссия Мордовского УФАС России признает необоснованным довод жалобы Заявителя о том, что отсутствие ИКЗ свидетельствует о том, что конкурс, объявленный Заказчиком не имеет электронной формы в смысле Закона о контрактной системе.

            3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком допущены нарушения в оценочных показателях критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

            Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение о закупке должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

            Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

            1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

            2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

            3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

            4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

            Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

            В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

            Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (далее – Положение об оценке заявок).

            Согласно пункту 3 Положения об оценке заявок, для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:

            а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

            б) расходы;

            в) характеристики объекта закупки;

            г) квалификация участников закупки.

            Пунктом 8 Положения установлено, что в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами «в» и «г» пункта 3 настоящего Положения:

            а) применяются детализирующие показатели;

            б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;

            в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

            Приложением 4 к Извещению об осуществлении открытого конкурса в электронной форме по отбору аудиторской организации для оказания услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Мордовский проектно-изыскательский институт» за 2020-2024 годы Заказчиком установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.

            По критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» установлены следующие значимости показателей:

           

           

Критерий оценки

Значимость критерия оценки, процентов

Показатель оценки

Значимость показателя оценки, процентов

Показатель оценки, детализирующий показатель оценки

Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов

Формула оценки или шкала оценки

1

2

3

4

5

6

7

8

2.

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

60

Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта

 

100

Общее количество исполненных участником закупки договоров (пп. «а»  п. 28 Положения об оценке), подтверждающих проведение обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019-2021 гг., подготовленной в соответствии с РСБУ, организаций с годовой выручкой не менее 800 млн. руб. и являющихся различными юридическими лицами с государственной долей собственности не менее 25 процентов

(единица измерения-штука)

70

Лучшим является наибольшее значение квалификации участника закупки, установлено предельное максимальное значение  квалификации участника закупки по соответствующему показателю, детализирующему показатель критерия оценки «Квалификация участника закупки», в связи с чем значение количества баллов по соответствующему показателю, детализирующему показатель критерия оценки, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом № 44-ФЗ оценке по такому показателю (БХi), рассчитывается по формуле (пп. «е» п.20 Положения об оценке):

 

БХi=Хi-Хminпред×100Хmaxпред-Хminпред , где:

 

Хi – значение показателя, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по показателю;

Хmaxпред  – предельно максимальное значение показателя, установленное заказчиком, Хmaxпред=13 договоров ;

Хminпред  – предельное минимальное значение показателя, установленное заказчиком, Хminпред=10 договоров .

 

Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

Наличие в штате аттестованных аудиторов, опыт работы которых в аудите составляет 10 лет и более, в том числе по аудиту организаций в отрасли Заказчика, для которых данная аудиторская организация является основным местом работы.

15

БХi=Хi-Хmin×100Хmaxпред-Хmin ,

где:

Хi – значение показателя, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом  оценке по показателю

Хmin – минимальное значение показателя, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом  оценке по показателю;

 

Хmaxпред  – предельное максимальное значение показателя, установленное заказчиком, Хmaxпред=8 человек.

 

 

 

 

 

 

Наличие в штате аудиторов с единым квалификационным аттестатом, для которых аудиторская организация является основным местом работы, имеющих опыт проверки организаций, доля государственной собственности или собственности субъекта РФ в уставном капитале которых составляет не менее 25%

15

БХi=Хi-Хmin×100Хmaxпред-Хmin ,

где:

Хi – значение показателя, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом  оценке по показателю

Хmin – минимальное значение показателя, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом  оценке по показателю;

 

Хmaxпред  – предельное максимальное значение показателя, установленное заказчиком, Хmaxпред=4 человека.

 

 

            Исходя из положений извещения, в составе заявки, в качестве подтверждения опыта, а также наличия у участника специалистов, помимо прочего, должно быть подтверждено следующими документами, которые прилагаются к заявке:

 

Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3

Положение о применении критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки

1

2

3

2

Критерий оценки «Квалификация участников закупки».

Показатель оценки «Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта».

Показатель, детализирующий показатель оценки «Общее количество исполненных участником закупки договоров (пп. «а»  п. 28 Положения об оценке), подтверждающих проведение обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019-2021 гг., подготовленной в соответствии с РСБУ, организаций с годовой выручкой не менее 800 млн. руб. и являющихся различными юридическими лицами с государственной долей собственности не менее 25 процентов».

1. Предметом договоров, оцениваемых по данному детализирующему показателю, могут являться только услуги по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, подготовленной в соответствии с РСБУ, организаций с годовой выручкой не менее 800 млн. руб. и являющихся различными юридическими лицами с государственной долей собственности не менее 25 процентов.

2. Для оценки по настоящему показателю в качестве документального подтверждения участник конкурса представляет электронные образы:

1) страниц контрактов, содержащих информацию о заказчике и исполнителе по контракту, сведения о предмете контракта, реквизиты и подписи сторон;

2) документов, содержащих данные о годовой выручке про аудированных организаций и доле государственной собственности (при наличии). При отсутствии таких документов участник указывает ссылку на источник информации в интернете, подтверждающий данные о выручке путем заполнения представленной ниже формы – Приложение 4.1 к Извещению «Общее количество исполненных участником закупки договоров»;

3) актов приемки оказанных услуг;

4) сведений, заполненных участником по представленной ниже форме – Приложение 4.1 к Извещению «Общее количество исполненных участником закупки договоров».

3.  - предельное максимальное значение настоящего детализирующего показателя критерия оценки «Квалификация участника закупки», установленное заказчиком, составляет 13 (тринадцать) исполненных участником закупки договора, подтверждающих проведение обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019-2021 гг., подготовленной в соответствии с РСБУ, организаций с годовой выручкой не менее 800 млн. руб. и являющихся различными юридическими лицами с государственной долей собственности не менее 25 процентов. Документы и сведения в отношении договоров, превышающих установленное предельное максимальное значение настоящего показателя, оценке не подлежат и приравниваются к предельно максимальному значению.

В соответствии с п. 21 Положения об оценке, поскольку установлено предельное максимальное значение показателя, то если в предложении участника закупки содержится значение показателя, которое выше такого предельного значения, баллы по детализирующему показателю присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения показателя.

4. К оценке, в соответствии с пп. «д» п. 28 Положения об оценке, принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Хminпред  - предельное минимальное значение настоящего детализирующего показателя критерия оценки «Квалификация участника закупки», установленное заказчиком, составляет 10 (десять) исполненных участником закупки договора, подтверждающих проведение обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019-2021 гг., подготовленной в соответствии с РСБУ, организаций с годовой выручкой не менее 800 млн. руб. и являющихся различными юридическими лицами с государственной долей собственности не менее 25 процентов. Документы и сведения в отношении договоров, ниже установленного предельно минимального значения настоящего показателя, оценке не подлежат.

В соответствии с п. 21 Положения об оценке, поскольку установлено предельное максимальное значение показателя, то если в предложении участника закупки содержится значение показателя, которое выше такого предельного значения, баллы по детализирующему показателю присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения показателя.

  1.  

Критерий оценки «Квалификация участников закупки».

Показатель оценки «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (п.30 Положения об оценке)».

Показатель, детализирующий показатель оценки «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

1.В качестве штатных квалифицированных специалистов, оцениваемых по настоящему показателю, рассматриваются только штатные аудиторы, имеющие квалификационные аттестаты, а также опыт работы которых в аудите составляет 10 лет и более, в том числе по аудиту организаций в отрасли Заказчика, для которых данная аудиторская организация является основным местом работы.

Для оценки по настоящему показателю в качестве документального подтверждения, в соответствии с пп. «б» п. 30 Положения об оценке, участник конкурса представляет электронные образы:

1) трудовой книжки или сведений о трудовой деятельности, предусмотренных статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации и копии трудовых договоров;

2) документов, подтверждающих предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов - квалификационных аттестатов каждого из аудиторов, сведения о которых представлены Участником в представленной ниже форме – Приложение 4.2 к Извещению «Общее количество штатных квалифицированных специалистов, которые будут привлечены к оказанию услуг, являющихся объектом закупки», а также расширенную выписку из СРО аудиторов;

3) сведений, заполненных участником по представленной ниже форме – Приложение4.2 к Извещению «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

 

Хmaxпред  – предельное максимальное значение показателя, установленное заказчиком по данному критерию 8 человек.

2. Наличие в штате аудиторов с единым квалификационным аттестатом, для которых аудиторская организация является основным местом работы, имеющих опыт проверки организаций, доля государственной собственности или собственности субъекта РФ в уставном капитале которых составляет не менее 25%

Для оценки по настоящему показателю в качестве документального подтверждения, в соответствии с пп. «б» п. 30 Положения об оценке, участник конкурса представляет электронные образы:

1) трудовой книжки или сведений о трудовой деятельности, предусмотренных статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации и копии трудовых договоров;

2) документов, подтверждающих предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов - квалификационных аттестатов (выданных после 01 января 2011 года) каждого из аудиторов, сведения о которых представлены Участником в представленной ниже форме – Приложение 4.2 к Извещению «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

 

Хmaxпред  – предельное максимальное значение показателя, установленное заказчиком по данному критерию 4 человека.

 

В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 28 Положения установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения:

а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

общая цена исполненных участником закупки договоров;

общее количество исполненных участником закупки договоров;

наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;

б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом «а» настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;

в) документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению:

устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);

может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);

г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта «в» настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;

д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;

е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта «в» настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «д» пункта 31, подпунктом «г» пункта 32 и подпунктом «г» пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.

Согласно части 1 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;

3) организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;

4) организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:

а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;

б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 5.1 Закона об аудиторской деятельности для целей настоящего Федерального закона общественно значимыми организациями признаются:

1) публичные акционерные общества;

2) организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумаг;

3) кредитные организации, головные кредитные организации банковских групп, головные организации банковских холдингов;

4) страховые организации, общества взаимного страхования;

5) организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, клиринговые организации, организаторы торговли, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

6) государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании;

7) организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;

8) иные организации, которые представляют и (или) раскрывают отчетность в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

Согласно установленному заказчиком порядку оценки детализирующим показателем «Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта» является общее количество исполненных участником закупки договоров (пп. «а» п. 28 Положения об оценке), подтверждающих проведение обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019-2021 гг., подготовленной в соответствии с РСБУ, организаций с годовой выручкой не менее 800 млн. руб. и являющихся различными юридическими лицами с государственной долей собственности не менее 25 процентов.

Предметом договоров, оцениваемых по данному детализирующему показателю, могут являться только услуги по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, подготовленной в соответствии с РСБУ, организаций с годовой выручкой не менее 800 млн. руб. и являющихся различными юридическими лицами с государственной долей собственности не менее 25 процентов.

Для оценки по настоящему показателю в качестве документального подтверждения участник конкурса представляет электронные образы:

1) страниц контрактов, содержащих информацию о заказчике и исполнителе по контракту, сведения о предмете контракта, реквизиты и подписи сторон;

2) документов, содержащих данные о годовой выручке проаудированных организаций и доле государственной собственности (при наличии). При отсутствии таких документов участник указывает ссылку на источник информации в интернете, подтверждающий данные о выручке путем заполнения представленной ниже формы - Приложение 4.1 к Извещению «Общее количество исполненных участником закупки договоров»;

3) актов приемки оказанных услуг;

4) сведений, заполненных участником по представленной ниже форме - Приложение 4.1 к Извещению «Общее количество исполненных участником закупки договоров».

Предельное максимальное значение настоящего детализирующего показателя критерия оценки «Квалификация участника закупки», установленное заказчиком, составляет 13 (тринадцать) исполненных участником закупки договора, подтверждающих проведение обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019-2021 гг., подготовленной в соответствии с РСБУ, организаций с годовой выручкой не менее 800 млн. руб. и являющихся различными юридическими лицами с государственной долей собственности не менее 25 процентов. Документы и сведения в отношении договоров, превышающих установленное предельное максимальное значение настоящего показателя, оценке не подлежат и приравниваются к предельно максимальному значению.

В соответствии с пунктом 21 Положения об оценке, поскольку установлено предельное максимальное значение показателя, то если в предложении участника закупки содержится значение показателя, которое выше такого предельного значения, баллы по детализирующему показателю присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения показателя.

К оценке, в соответствии с пп. «д» п. 28 Положения об оценке, принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Предельное минимальное значение настоящего детализирующего показателя критерия оценки «Квалификация участника закупки», установленное заказчиком, составляет 10 (десять) исполненных участником закупки договора, подтверждающих проведение обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019-2021 гг., подготовленной в соответствии с РСБУ, организаций с годовой выручкой не менее 800 млн. руб. и являющихся различными юридическими лицами с государственной долей собственности не менее 25 процентов. Документы и сведения в отношении договоров, ниже установленного предельно минимального значения настоящего показателя, оценке не подлежат.

В соответствии с п. 21 Положения об оценке поскольку установлено предельное максимальное значение показателя, то если в предложении участника закупки содержится значение показателя, которое выше такого предельного значения, баллы по детализирующему показателю присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения показателя.

Согласно доводам заявителя, заказчиком установлены избыточные требования в частности требования о размере выручки предприятия и наличия доли государственной собственности в уставном капитале при предоставлении договоров, подтверждающих опыт выполнения аналогичных работ.

Представитель заказчика с доводом жалобы не согласился, представил устные и письменные пояснения. Так, заказчик пояснил, что указанное требование к опыту не противоречит положениям действующего законодательства.

Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает заказчика в выборе и установлении показателей, позволяющих подтвердить квалификацию участников закупки. При этом, отсутствие в заявке на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) сведений и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, не может являться основанием для отстранения такого участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

Учитывая изложенное, в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при оценке заявок заказчик может установить показатели нестоимостного критерия оценки квалификации участников закупки, позволяющие полно и всесторонне осуществить оценку соответствия уровня квалификации участника и минимизировать, тем самым, количество недобросовестных участников при определении поставщика.

Так, организации с долей государственной собственности не менее 25% обладают определенной спецификой и для проведения аудита в таких организациях, аудиторам необходимо иметь специальные знания в области бюджетного законодательства, порядка выдачи и получения субсидий и т.п.

В части требования об аудите организаций с годовой выручкой не менее 800 млн. руб. Комиссия приходит к выводу, что несмотря на то что процедура проведения аудита по своей сути в силу Закона об аудиторской деятельности не отличается от проведения аудита в организациях с годовой выручкой менее 800 млн. руб., вместе с тем указанный процесс является более трудоемким, затрагивает больший объем информации, что может свидетельствовать о наличии наиболее квалифицированных специалистов в организации.

Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что установленные нестоимостные критерии в конкурсной документации не выходят за рамки требований действующего законодательства о контрактной системе и утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 Правил.

Кроме того, установленный заказчиком нестоимостной критерий квалификации применяется ко всем участникам в равной степени.

Учитывая вышеизложенное, рассматриваемый довод заявителя признан необоснованным.

Относительно довода заявителя об установлении заказчиком ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в частности требования о наличии специалистов в отрасли заказчика, так как отраслевая принадлежность заказчика не влияет на стандарты проведения аудиторской проверки.

В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 30 Положения установлено, что в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте «д» пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению, устанавливаются:

а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом «д» пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;

б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта:

- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;

- информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Согласно установленному заказчиком порядку оценки детализирующим показателем также является наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В качестве штатных квалифицированных специалистов, оцениваемых по настоящему показателю, рассматриваются только штатные аудиторы, имеющие квалификационные аттестаты, а также опыт работы которых в аудите составляет 10 лет и более, в том числе по аудиту организаций в отрасли Заказчика, для которых данная аудиторская организация является основным местом работы.

Для оценки по настоящему показателю в качестве документального подтверждения, в соответствии с пп. «б» п. 30 Положения об оценке, участник конкурса представляет электронные образы:

1) трудовой книжки или сведений о трудовой деятельности, предусмотренных статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации и копии трудовых договоров;

2) документов, подтверждающих предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов - квалификационных аттестатов каждого из аудиторов, сведения о которых представлены Участником в представленной ниже форме - Приложение 4.2 к Извещению «Общее количество штатных квалифицированных специалистов, которые будут привлечены к оказанию услуг, являющихся объектом закупки», а также расширенную выписку из СРО аудиторов;

3) сведений, заполненных участником по представленной ниже форме - Приложение 4.2 к Извещению «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Предельное максимальное значение показателя, установленное заказчиком по данному критерию, 8 человек.

Наличие в штате аудиторов с единым квалификационным аттестатом, для которых аудиторская организация является основным местом работы, имеющих опыт проверки организаций, доля государственной собственности или собственности субъекта РФ в уставном капитале которых составляет не менее 25%

Для оценки по настоящему показателю в качестве документального подтверждения, в соответствии с пп. «б» п. 30 Положения об оценке, участник конкурса представляет электронные образы:

1) трудовой книжки или сведений о трудовой деятельности, предусмотренных статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации и копии трудовых договоров;

2) документов, подтверждающих предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов - квалификационных аттестатов (выданных после 01 января 2011 года) каждого из аудиторов, сведения о которых представлены Участником в представленной ниже форме - Приложение 4.2 к Извещению «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

- предельное максимальное значение показателя, установленное заказчиком по данному критерию, 4 человека.

Согласно доводам заявителя, заказчиком установлены избыточные требования, в частности, требования о наличии специалистов в отрасли заказчика, так как отраслевая принадлежность заказчика не влияет на стандарты проведения аудиторской проверки.

Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает заказчика в выборе и установлении показателей, позволяющих подтвердить квалификацию участников закупки. При этом, отсутствие в заявке на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) сведений и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, не может являться основанием для отстранения такого участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

Так, заказчиком установлено, что в качестве штатных квалифицированных специалистов рассматриваются только штатные аудиторы, имеющие опыт работы, которых в аудите составляет 10 лет и более, в том числе по аудиту организаций в отрасли Заказчика, для которых данная аудиторская организация является основным местом работы.

Вместе с тем, Заказчиком указано, что опыт в отрасли заказчика необходим в том числе, но не является обязательным в качестве подтверждения. Следовательно, участники закупки, которые намереваются принять участие в конкурсе имеют право представить сведения о специалистах, имеющих опыт работ в различных областях, а не только в отрасли заказчика.

Установленный показатель не противоречит требованиям действующего законодательства о контрактной системе.

Кроме того, установленный заказчиком показатель применяется ко всем участникам в равной степени.

Кроме того, в соответствии с протоколом подведения итогов Конкурса  на участие в закупке было подано 5 заявок. Все участники согласились с условиями, установленными заказчиком в извещении, в том числе с порядком оценки заявок на участие.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода Заявителя.

  1. Относительно довода об обязательности предоставления в составе заявки Форма сведений для заполнения «общее количество исполненных участником закупки договоров» и является обязательной для заполнения Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.

В Приложении 3 к Извещению указаны требования к содержанию и составу заявки, обязательное требование о предоставления в составе заявки Форма сведений для заполнения «общее количество исполненных участником закупки договоров» в Извещении не содержится.

Кроме того, согласно пункту 5 Приложения 3 вторая часть заявки в электронном виде должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям извещения и Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что данная форма разработана для систематизации большого объема информации, представляемого в составе заявок, за непредставление такой формы Заказчиком заявки не отклонялись.

Таким образом, данный довод признан Комиссией Мордовского УФАС России необоснованным.

            5. Комиссия Мордовского УФАС России, рассмотрев довод жалобы Заявителя о нарушении Положения о закупке путем проведения закупки по предмету Конкурса в рамках закона ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», пришла к следующему выводу.

            Согласно подпункту 6 пункта 1.3.7 Положения о закупке товаров, работ, услуг Акционерного общества «Мордовский проектно-изыскательский институт», утвержденного Советом директоров Акционерного общества «Мордовский проектно-изыскательский институт» протоколом № 3 от 19 декабря 2022 (далее – Положение о закупке) настоящее Положение не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

            Извещением о закупке не предусмотрено, что при осуществлении закупки Заказчик руководствуется нормами ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» либо утвержденным Положением о закупке.

            С учетом изложенного, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Согласно Итоговому протоколу подведения итогов конкурса № 2627659, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, от 16.02.2023 года на участие в конкурсе были поданы пять заявок. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что выявленное нарушение статьи 7 Закона о контрактной системе не нарушило прав ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» на участие в Конкурса, поскольку указанное лицо участвовало в торгах, что подтверждается протоколом подведения итогов конкурса № 2627659, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства от 16.02.2023 (занял 5 место).

Кроме того, документов, свидетельствующих нарушение прав иных лиц на участие в обжалуемом электронном аукционе, в материалах дела отсутствуют.

В связи с этим Комиссия Мордовского УФАС России считает, что в рассматриваемом случае отсутствует необходимость выдачи обязательного для исполнения предписания.

            Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» (вх. № 602-ИП/23 от 10.02.2023, вх. № 609-ЭП/23 от 10.02.2023 года) на действия заказчика – АО «Мордовский проектно-изыскательский институт» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право оказания услуг по проведению обязательной ежегодной аудиторской проверки (финансового аудита) бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020-2024 года (извещение в ЕИС № 32312049181) частично обоснованной.
  2. Признать действия Заказчика АО «Мордовский проектно-изыскательский институт», выразившиеся в опубликовании информации проведении открытого конкурса в электронной форме (извещение в ЕИС № 32312049181) в разделе торгов, проводимых в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», нарушением статьи 7 Закона о контрактной системе.
  3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
  4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Мордовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по факту выявленного нарушения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны