Определение №368 Определение о прекращении производства по делу № 013/05/18-1... от 30 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № 013/05/18-181/2022

30 мая 2022 года                                                                          г. Саранск, проспект Ленина, 14

Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <...> – заместитель руководителя Управления,

члены Комиссии: <...> – заместитель руководителя Управления, <...> - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства, <...> – главный государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства,

рассмотрев 30 мая 2022 года дело № 013/05/18-181/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по электронному обращению гр. У<...> <...> относительно доставленного 30.01.2022 в 17:56 на абонентский номер <...> (Билайн) от имени Rosbank sms-сообщения рекламного характера «<...>, решитесь на перемены с предварительно одобренным кредитом от РОСБАНК! Узнайте Ваши индивидуальные условия в офисе или по т.<...> ПАО РОСБАНК» без предварительного согласия абонента на получение такой sms-рассылки, что носит признаки нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе»,

в присутствии:

заявителя - У<...>, представляет интересы лично путем присоединения к сеансу видеоконференцсвязи по ссылке <...>, предъявлен паспорт,   

лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - Публичное акционерное общество «Росбанк» <...>, интересы которого путем присоединения к сеансу видеоконференцсвязи по ссылке <...> представляет <...> по доверенности <...>, предъявлен паспорт,     

УСТАНОВИЛА:

ПАО «ВымпелКом», привлеченное к участию в рассмотрении дела № 013/05/18-181/2022, надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения настоящего дела, однако на заседание Комиссии Мордовского УФАС России его представитель не явился и от названного лица не поступало ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки по уважительным причинам.

Вместе с тем, ООО «ОСК» в письме <...> ходатайствовало о рассмотрении настоящего дела в отсутствие его представителя.

Руководствуясь пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Мордовского УФАС России рассматривает настоящее дело в отсутствии ООО «ОСК», ПАО «ВымпелКом».

В Мордовское УФАС России поступило электронное обращение гр. У<...> <...>, проживающего в г. Саранске Республики Мордовия, с претензией относительной доставленного на его абонентский номер <...> (Билайн) без его предварительного согласия от имени Rosbank 30.01.2022 в 17:56 sms-сообщения рекламного характера «<...>, решитесь на перемены с предварительно одобренным кредитом от РОСБАНК! Узнайте Ваши индивидуальные условия в офисе или по т.<...> ПАО РОСБАНК».

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения определения Мордовского УФАС России от 05.03.2022 № 179 о возбуждении дела № 013/05/18-181/2022 и назначении дела к рассмотрению. Рассмотрение дела откладывалось определением Мордовского УФАС России от 30.03.2022 № 238 об отложении рассмотрения дела № 013/05/18-181/2022. В назначенном таким определением на 20 апреля 2022 года в 12.00 часов заседании Комиссии объявлялся перерыв до 12.00 часов 26 апреля 2022 года, после чего рассмотрение дела продолжено. Также рассмотрение дела откладывалось определением Мордовского УФАС России от 26.04.2022 № 297 об отложении рассмотрения дела № 013/05/18-181/2022.

Согласно пункту 3 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее - Правила), дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, за исключением случаев, указанных в пунктах 4, 5 и 7 настоящих Правил.

Пунктом 4 Правил установлено, что дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) юридического или физического лица, подавшего заявление в антимонопольный орган, указывающее на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - заявление о нарушении законодательства).

В этой связи настоящее дело возбуждено и рассмотрено Мордовским УФАС России по месту жительства заявителя – гр. У<...>.

К материалам настоящего дела приобщено письмо ПАО «ВымпелКом» <...> с приложениями. В процессе рассмотрения настоящего дела также предоставлены документы и сведения: с письмом ПАО «ВымпелКом» <...>; с письмом ООО «ОСК» <...>; с отзывом ПАО «Росбанк» на определение о возбуждении дела № 013/05/18-181/2022 и назначении дела к рассмотрению <...>; с письменными пояснениями У<...> <...>; с отзывом ПАО «Росбанк» на определение об отложении дела № 013/05/18-181/2022 <...>; с отзывом ПАО «Росбанк» на определение об отложении дела № 013/05/18-181/2022 <...>; с отзывом ПАО «Росбанк» на определение об отложении дела № 013/05/18-181/2022 <...>; с письмом ООО «ОСК» <...>; с отзывом ПАО «Росбанк» на определение об отложении рассмотрения дела № 013/05/18-181/2022 <...>; с отзывом ПАО «Росбанк» на определение об отложении рассмотрения дела № 013/05/18-181/2022 <...>.

На заседании Комиссии заслушаны доводы лиц, присутствующих при рассмотрении дела.

У<...> поддержал в полном объеме электронное обращение <...>, дополненное письменными пояснениями <...> , и устно продолжает настаивать на том, что предварительное согласие от него получено ненадлежащим образом, поскольку ему, как клиенту  Росфинансбанка, для погашения автокредита было предложено заполнить заявление-анкету Росбанка, иначе кредит нельзя было закрыть, и так он стал клиентом Росбанка в конце 2015 года, при подписании заявления-анкеты у него не было возможности отказаться от рекламы, если бы ему устно предложили получать рекламу, он бы не согласился, поэтому его согласие, предусмотренное типовой формой анкеты, от которого он не мог отказаться при её подписании, получено неверным путём, в последующем никаких отношений с Росбанком у него не было, платежных карт Росбанка не заказывал и не имеет, Интеренет-сайтом Росбанка не пользуется, считает доставленное ему sms-сообщение не индивидуальным предложением, а рекламой, направленной на привлечение внимания неопределенного круга лиц воспользоваться кредитом Росбанка. Также У<...> сообщил, что после состоявшегося 26 апреля 2022 года заседания Комиссии он позвонил на телефон Росбанка и устно отказался от дальнейшего получения рекламной рассылки от ПАО «Росбанк».

Представитель ПАО «Росбанк» <...> полностью поддержала предоставленные в материалы дела отзывы ПАО «Росбанк», суть которых сводится к тому, что У<...>, как клиенту банка, с которым был заключен договор комплексного банковского обслуживания, инициировано распространение рассматриваемого sms-сообщения в интересах ПАО «Росбанк», являющегося не рекламой, а индивидуальным предложением, со ссылкой на судебную практику и решения других территориальных антимонопольных органов по аналогичным делам, а также, со ссылкой на предоставленные с отзывами документы, устно пояснила, что Росфинансбанк был реорганизован путем присоединения к Росбанку, соответственно, все данные о клиентской базе и сделках Росфинансбанка на законных основаниях перешли к Росбанку, в том числе по автокредитному договору <...>, заемщиком по которому являлся У<...>, в последующем с клиентом У<...> был заключен договор о комплексном банковском обслуживании физических лиц путем подписания У<...> и уполномоченным сотрудником банка Заявления-Анкеты <...>, который является действующим и в настоящее время, в Заявлении-Анкете У<...> выражено предварительное согласие на обработку его персональных данных и на направление ему рекламных и/или информационных материалов о существующих и новых услугах банка, в том числе с помощью телефонной связи, поэтому на основании имеющегося согласия У<...>, как активному клиенту, осуществлена рассылка с рассматриваемым индивидуальным предложением о предварительно одобренном кредите, сделанным по результатам анализа использования таким клиентом действующих счетов в рамках комплексного банковского обслуживания. При этом <...> заверила, что она не располагает документами, которые могли бы подтвердить, что У<...>, у которого есть возможность отказаться от рекламы, обращался в банк с просьбой об исключении его из рекламной рассылки, и заявила, что инициирует проверку телефонного обращения У<...> и при подтверждении такого факта предпримет меры для прекращения рассылки рекламных материалов на его абонентский номер.

Комиссия, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, а также исследовав собранные по настоящему делу документы и материалы в их совокупности, и при этом не установив оснований для дальнейшего отложения или приостановления рассмотрения настоящего дела, пришла к следующим выводам.

Из электронного обращения гр. У<...> <...> следует, что на его абонентский номер <...> (Билайн) 30.01.2022 в 17:56 от имени Rosbank поступило sms-сообщение «<...>, решитесь на перемены с предварительно одобренным кредитом от РОСБАНК! Узнайте Ваши индивидуальные условия в офисе или по т.<...> ПАО РОСБАНК». В качестве доказательства такой рассылки предоставлен скрин-шот с мобильного телефона с изображением доставленного sms-сообщения, а также детализация услуг по номеру <...> за 30 января 2022 года.

Содержащаяся в отправленном от имени Rosbank sms-сообщении информация о кредите, оформить который предлагается в ПАО «Росбанк», привлекает внимание к банковской деятельности ПАО «Росбанк» и его финансовым услугам по предоставлению кредита, и такое информирование, несмотря на личное обращение (упоминание имени и отчества абонента), не носит персонализированного характера, поскольку формирует интерес потенциальных клиентов к ПАО «Росбанк» и его финансовым услугам по предоставлению кредита, способствует их продвижению на рынке, в связи с чем распространенная посредством рассматриваемого sms-сообщения информация по всем признакам соответствует понятию рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемом случае объектом рекламирования являются финансовые услуги ПАО «Росбанк» по предоставлению кредита, индивидуальные условия по которому предлагается узнать в офисе или по телефону <...>.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Вместе с тем, в подпункте д пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

Комиссия, исходя из выше изложенного, отмечает ошибочность позиции ПАО «Росбанк» о том, что распространенное от имени Rosbank sms-сообщение является индивидуальным предложением, которое не может быть признано рекламой.

Рассматриваемое sms-сообщение о предварительном одобрении кредита является шаблонным для любых клиентов Банка, имя отчество которых может меняться, и распространено по сетям электросвязи в рамках проводимой Банком кампании с целью привлечения внимания клиентов к услугами кредитования и увеличения продаж, что следует из Методики работы по функциональным направлениям аналитического менеджмента и развития отношений с розничными клиентами ПАО РОСБАНК и Порядка предоставления продуктов розничного кредитования  <...> (имеются в материалах настоящего дела). Соответственно, распространенное sms-сообщение, направленное на привлечение внимания к финансовым услугам ПАО «Росбанк» по предоставлению кредита, индивидуальные условия по которому предлагается узнать в офисе или по телефону <...>, носит исключительно рекламный характер.

Рассматриваемая реклама распространена 30.01.2022 в 17:56 посредством рассылки рекламного sms-сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи от имени Rosbank на абонентский номер <...> (Билайн), находящийся в пользовании у гр. У<...>, по месту жительства абонента такого номера в г. Саранске Республики Мордовия.

Рассылка рекламы по сетям электросвязи должна осуществляться с соблюдением специальных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Согласно пункту 22.1 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Федеральный закон «О связи») рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи - автоматическая передача абонентам коротких текстовых сообщений (сообщений, состоящих из букв и (или) символов, набранных в определенной последовательности) по сети подвижной радиотелефонной связи или передача абонентам коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи.

Согласно части 1 статьи 44.1 Федерального закона «О связи» рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи (далее также - рассылка) должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в случае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено.

Согласно части 2 статьи 44.1 Федерального закона «О связи» рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи по инициативе заказчика рассылки осуществляется на основании договора, заключенного с оператором подвижной радиотелефонной связи, абоненту которого предназначена рассылка. Предметом указанного договора являются услуги по осуществлению рассылки оператором связи.

Приведенные нормы Федерального закона «О связи» корреспондируются с требованиями части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Из поступившего в антимонопольный орган обращения гр. У<...> следует, что рассматриваемая sms-реклама поступила на принадлежащий ему абонентский номер без его предварительного согласия и является для него нежелательной.

ПАО «ВымпелКом» (оператор связи Билайн) в письме <...> пояснило, что отправителем рассматриваемой sms-рассылки от имени Rosbank является Абонент – ООО «ОСК», с которым заключен договор об оказании услуг связи «Билайн» <...>, а также дополнительное соглашение <...> к такому договору, из условий которых следует, что ПАО «ВымпелКом», как оператор связи, оказывает услуги «Партнерские SMS-сервисы» путем доступа к своему программно-аппаратному комплексу для формирования и рассылки коротких текстовых сообщений партнерами Абонента и/или Абонентом, который, в свою очередь, осуществляет sms-рассылку на телефонные номера только тех пользователей, которые предоставили Абоненту и/или Партнерам свое предварительное согласие на получение рекламных, информационных и иных материалов, и при этом Абонент признается рекламораспространителем или заказчиком рассылки и несет за свои действия ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В свою очередь, ООО «ОСК» предоставляет за плату услуги по маршрутизации, формированию, доставке и подтверждению о доставке sms-сообщений посредством доступа к своему программному приложению SMSFinance Заказчику – ОАО АКБ «Росбанк» (переименован в ПАО «Росбанк»), что подтверждается договором <...> предоставления услуг <...>, по условиям которого Заказчик обязуется использовать услуги только для передачи информации своим сотрудникам и/или клиентам, не использовать услуги для передачи или приема материалов, противоречащих действующему российскому или международному законодательству, не использовать услуги для распространения ненужной получателю, незапрошенной информации вида СПАМ, в частности, являются не допустимыми следующие действия: рассылка информации получателям, высказавшим ранее явное нежелание получать эту информацию.

Анализ сложившихся договорных отношений свидетельствует о том, что взаимосвязанностью оборудования и последовательных партнерских действий ПАО «Росбанк» и ООО «ОСК» фактически обеспечена sms-рассылка с рассматриваемой рекламой на оборудование оператора связи ПАО «ВымпелКом», с которого такая sms-реклама доставлена на абонентский номер <...> (Билайн), находящийся в пользовании У<...>.

Тем самым ПАО «Росбанк» и ООО «ОСК», осуществившие фактическое доведение рекламных сведений Rosbank до абонента связи Билайн, выступили в качестве рекламораспространителей.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Вместе с тем, ПАО «Росбанк», чьи финансовые услуги продвигаются рассматриваемой sms-рекламой, одновременно выступило рекламодателем.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Договорные обязательства ПАО «Росбанк» перед ООО «ОСК», и ООО «ОСК» перед оператором связи ПАО «ВымпелКом», абоненту которого предназначена рассматриваемая sms-рассылка, предусматривают обязанность каждого из названных лиц осуществлять рассылку sms-сообщений только таким пользователям, которые выразили предварительное согласие на их получение.

Приведенные обязательства согласуются с требованиями части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», запрещающей распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования подвижной радиотелефонной связи, при отсутствии предварительного согласия абонента на получение рекламы. При этом из данной нормы следует, что отсутствие согласия абонента на получение рекламы предполагается, если иное не доказано рекламораспространителем.

Материалами дела установлено, что рассылка sms-сообщения с рассматриваемой рекламой осуществлена по инициативе ПАО «Росбанк» опосредованно через услуги ООО «ОСК», которое, в свою очередь, как абонент Билайн передало sms-рекламу в сеть оператора связи ПАО «ВымпелКом», доставленную абоненту У<...>.

В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено следующее.

Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.

Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.

Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

В рассматриваемом случае под абонентом надлежит понимать гр. У<...>.

Рекламораспространитель, одновременно выступающий рекламадателем, - ПАО «Росбанк» предоставило в материалы дела, наряду с другими документами, Заявление-Анкету в ПАО «Росбанк» на предоставление услуг и осуществление иных действий в рамках договора о комплексном банковском обслуживании физических лиц (далее Заявление-Анкета), содержащее персональные данные о клиенте У<...>, в том числе о его номере мобильного телефона <...>, и датированное <...>, которое подписано клиентом У<...>.

В рамках разбирательства по делу гр. У<...> предоставил в антимонопольный орган письменные пояснения <...>, в которых подтверждает подписание им лично Заявления-Анкеты, однако ссылается на введение его в заблуждение относительно цели полученного при подписании предварительного согласия, поскольку такое согласие начинается согласием на обработку персональных данных, а заканчивается согласием на получение рекламы, отказ от которой в момент такого подписания не предусмотрен, и при этом подтверждает, что в последующем не отзывал такое согласие, полагая, что воспользовался услугами Росбанка однократно. В подтверждение такой позиции гр. У<...>  приложил приходный кассовый ордер <...> и ордер перевода <...>.

При данных обстоятельствах следует признать, что рассматриваемое Заявление-Анкета содержит персональные данные и собственноручные подписи гр. У<...>, обратившегося в антимонопольный орган с электронным обращением <...>.

В подписанном гр. У<...> Заявлении-Анкете предусмотрен раздел «Условия подписания клиентом и банком Заявления-Анкеты», которым У<...> подтверждает, что (далее цитата из Заявления-Анкеты):

«Ознакомлен с Условиями Договора о комплексном банковском обслуживании физических лиц (включая приложения к ним), а также Тарифами, являющимися неотъемлемой частью указанного договора, в том числе применяемым Тарифным планом/Пакетом банковских услуг, Руководством пользователя для работы с Системой «Интернет-Банк/РОСБАНК Онлайн», Руководством пользователя «Мобильное приложение РОСБАНК Онлайн», Руководством пользователя для работы с Системой «Мобильный Клиент-Банк», Руководством пользователя Системы «Телефонный Банк», Руководство пользователя для работы с SMS-запросами в рамках Услуги «SMS-информирование», полностью с ними согласен и обязуюсь неукоснительно их соблюдать.

Подписание мною настоящего Заявления-Анкеты свидетельствует, что мне была предоставлена исчерпывающая информация о характере предоставляемых услуг, об всех подлежащих уплате мною Банку комиссиях, установленных Тарифах, и полностью разъяснены все возникшие у меня в связи с этим вопросы. Я не имею каких-либо заблуждений относительно содержания и юридических последствий, возникающих у меня в результате заключения договора о комплексном банковском обслуживании физических лиц.

Информация, представленная в настоящем Заявлении-Анкете, верна.

Я предоставляю банку право проверить информацию, предоставленную в настоящем Заявлении-Анкете, а также информацию о моем финансовом положении.

Действующие Условия Договора о комплексном банковском обслуживании физических лиц (включая приложения к ним), Тарифы, Руководство пользователя для работы с Системой «Интернет-Банк/РОСБАНК Онлайн», Руководство пользователя «Мобильное приложение РОСБАНК Онлайн», Руководство пользователя для работы с Системой «Мобильный Клиент-Банк», Руководство пользователя для работы с SMS-запросами в рамках Услуги «SMS-информирование», Руководство пользователя Системы «Телефонный Банк» размещаются банком на информационных стендах в банке, на сайте банка в сети Интернет, а также при желании Клиента выдаются ему на бумажном носителе или направляются в электронном виде на адрес электронной почты, указанный Клиентом в Заявлении-Анкете.

Я понимаю и полностью согласен с тем, что Банк будет информировать меня о совершении операций по счетам (в том числе текущим счетам, счетам по вкладам), открытым на мое имя в Банке к моменту подписания настоящего Заявления-Анкеты, а также открываемых после его заключения (в т.ч. об операциях, совершенных с использованием банковской карты/дополнительной банковской карты (далее – Карта), а также с использованием Систем «Интернет-Банк/РОСБАНК Онлайн», «Мобильный Клиент-Банк», «Телефонный Банк» и в рамках предоставления Услуги «SMS-информирование») путем отражения информации в выписке по Карте/счету, которые я могу получить с использованием Системы «Интернет-Банк/РОСБАНК Онлайн».

Вместе с тем, Заявление-Анкета содержит раздел «Согласие клиента», состоящий из трех пунктов, где гр. У<...> свободно, своей волей и в своем интересе предоставляет банку свое согласие на обработку персональных данных в целях исполнения договорных обязательств (пункт 1 такого раздела с собственноручной подписью), на обработку персональных данных в целях продвижения товаров, работ и услуг, в том числе направление рекламных и/или информационных материалов о существующих и новых услугах Банка путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, для реализации статьи 18 Федерального закона «О рекламе» в качестве согласия на получение информации по сетям электросвязи от Банка, а также согласие на получение из бюро кредитных историй кредитного отчета (пункты 2 и 3 такого раздела с собственноручной подписью).

Комиссия, исходя из буквального содержания Заявления-Анкеты, приходит к выводу, что гр. У<...> в достаточной мере был проинформирован о характере заключаемой им с ПАО «Росбанк» сделке, в том числе о целях выраженного им вариативного согласия, невнимательное отношение к деталям которой не умаляет свершившегося факта.

Из Условий Договора о комплексном банковском обслуживании физических лиц следует, что договор является рамочным, заключение которого между Банком и Клиентом осуществляется путем присоединения Клиента к изложенным в Договоре условиям в соответствии со статьей 428 Гражданского кодекса РФ, считается заключенным с момента подписания Клиентом и уполномоченным сотрудником Банка Заявления-Анкеты, содержащего условия о присоединении Клиента к условиям Договора, и действует в течение неопределенного срока при том, что Клиент вправе в одностороннем порядке расторгнуть такой Договор, письменно уведомив Банк о своем решении.

Учитывая вышеприведенные гражданско-правовые отношения, действующие и в настоящее время, следует признать, что гр. У<...>, стал клиентом ПАО «Росбанк» свободно, по собственной воле и в своем интересе, и в любой момент мог отозвать свое согласие на получение информации по сетям электросвязи от Банка либо расторгнуть Договор с Банком, однако не совершил таких действий.

В свою очередь, ПАО «Росбанк», заинтересованное в стимулировании кредитования своего клиента и имеющее подтверждение волеизъявления У<...> на получение рекламы Банка по сетям электросвязи, осуществило на указанный в Заявлении-Анкете абонентский номер <...> рассылку рассматриваемой sms-рекламы с соблюдением требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Комиссия, исходя из фактически установленных обстоятельств, признаёт, что предоставленное ПАО «Росбанк» Заявление-Анкета является достаточным доказательством того, что У<...>, собственноручно подписавший её и присоединившийся к Договору о комплексном банковском обслуживании физических лиц, выразил предварительное согласие на получение рекламных материалов ПАО «Росбанк» по сетям электросвязи, им не отозванное на дату доставки рассматриваемой sms-рекламы, и тем самым необоснованно предъявляет претензии к рассылке такой рекламы без его согласия.

Таким образом, реклама «<...>, решитесь на перемены с предварительно одобренным кредитом от РОСБАНК! Узнайте Ваши индивидуальные условия в офисе или по т.<...> ПАО РОСБАНК», доставленная по сети электросвязи в г. Саранск Республики Мордовия в виде sms-сообщения от имени Rosbank 30.01.2022 в 17:56 на абонентский номер <...> (Билайн), находящийся в пользовании гр. У<...>, распространена при наличии предварительного согласия абонента на получение такой рекламы, что указывает на отсутствие нарушения требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Руководствуясь подпунктом а пункта 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Производство по делу № 013/05/18-181/2022 прекратить.

Председатель Комиссии                                        <...>

Члены Комиссии:

                                                                                  <...>

                                                                                  <...>

                                                                                  <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны