Определение №835 ОПРЕДЕЛЕНИЕ об отложении рассмотрения дела №124 от 28 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении рассмотрения дела №124

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председатель комиссии: <…> Члены комиссии: <…>, рассмотрев дело №124 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» (430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 11Б) пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

После объявленного перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела №124,

в отсутствие <…>., надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела, в отсутствие представителей Заявителя - ООО «ГазТехСтрой» (направили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие №23/11/2017-001 от 23.11.2017 г.).

На заседание Комиссии явились: от ответчика - ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» - <…> (доверенность от 30.12.2016 г. №12-11-89/16); от заинтересованного лица - АО «Газпром газораспределение Саранск» - <…> (доверенность от 30.01.2017 г. №14).

Представитель ответчика с нарушением пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не согласен, поддержал позицию, изложенную ранее в письменных объяснениях (вх. от 10.01.2017 г. №53, от 15.02.2017 г. №693, от 23.03.2017 г. №1327, от 26.04.2017 г. №1677).

Представитель АО «Газпром газораспределение Саранск» поддержал позицию, изложенную ранее в письменных объяснениях (вх. от 21.09.2017 г. №4333).

Дело № 124 возбуждено по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в  необоснованном уклонении от осуществления действий по опломбированию приборов учета газа, установленных  ООО «ГазТехСтрой».

Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ).

К нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

При оценке действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, учитываются положения статьи 10 ГК РФ, положения Закона о защите конкуренции, и в частности, определяются, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 22 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549) (далее также – Правила поставки газа) поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.

В рамках осуществления деятельности по транспортировке газа ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» оказывает услуги по опломбированию приборов учета газа.

ООО «ГазТехСтрой» осуществляет установку приборов учета используемого природного газа в том числе в географических границах Республики Мордовия. Однако ООО «Газпром межрегионгаз Саранск», по-мнению Заявителя,  отказывает в принятии заявлений от граждан на опломбировку приборов учета газа, установленных ООО «ГазТехСтрой».

В материалы дела Заявителем были представлены сведения об абонентах, которым ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» отказало в осуществлении действий по опломбированию приборов учета газа, установленных  ООО «ГазТехСтрой»: <…><…><…><…><…><…><…><…>

В рамках рассмотрения дела №124 у указанных абонентов запрашивались документы и сведения по вопросу опломбирования ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» приборов учета газа, установленных ООО «ГазТехСтрой».

Согласно сведениям, полученными от <…>(вх. №2439 от 24.05.2017 г.), в соответствии с актом выполненных работ 26.12.2016 г. представителями ООО «ГазТехСтрой» были проведены работы по монтажу бытовых газовых счетчиков без применения сварочных работ в квартире<…> с оформлением Актов ввода в эксплуатацию от 26.12.2016 г. и Договора подряда на установку приборов учета расхода газа от 26.12.2016 г.

В период с 28.12.2016 г. по 29.12.2016 г. <…>. обратилась в ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» с заявлением по опломбировке установленных приборов учета газа, с предоставлением пакета документов на установку счетчиков. В январе 2017 г. в адрес <…>поступило письмо, согласно которому опломбирование невозможно, так как счетчики установлены сторонней организацией с нарушением п. 7.10 СП 62.1330-2011.

22.03.2017 г. АО «Саранскмежрайгаз» было выдано предупреждение о нарушении в квартире по адресу: г. Саранск, пр. 50 лет Октября, д. 25, кв. 36 правил пользования газом, а именно: установление единого узла учета в нарушение требований п. 7.10 СП 62.13330.2011. 11.04.2017 г. представителями ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» были опломбированы приборы учета газа и оформлены  акты от 11.04.2017 г.

При этом <…>, а также Заявителем не представлены документы, подтверждающие обращение <…>в ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» в период с 28.12.2016 г. по 29.12.2016 г. с заявлением по опломбировке установленных приборов учета газа, также не представлено письмо ООО «Газпром межрегионгаз Саранск», согласно которому опломбирование невозможно, так как счетчики установлены сторонней организацией с нарушением п. 7.10 СП 62.1330-2011.

Согласно сведениям, полученным от <…> (вх. №4532 от 04.10.2017 г.), в соответствии с актом выполненных работ 06.02.2017 г. представителями ООО «ГазТехСтрой» были проведены работы по монтажу бытовых газовых счетчиков без применения сварочных работ в квартире <…> с оформлением Актов ввода в эксплуатацию 06.02.2017 г. и Договора подряда на установку приборов учета расхода газа  и газового оборудования 06.02.2017 г.

07.02.2017 г. <…> обратился в ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» с заявлением по опломбировке установленных приборов учета газа, с предоставлением пакета документов на установку счетчиков. При этом документов, подтверждающих обращение <…> в ООО «Газпром межрегионгаз Саранск», в материалы дела не представлено.

16.02.2017 г. в адрес <…> поступило письмо ООО «Газпром межрегионгаз Саранск», согласно которому  произвести установку пломбы на прибор учета газа без проведения проверки на предмет соответствия требованиям безопасности не представляется возможным (исх. №342 от 16.02.2017 г.). 06.02.2017 г. представителями ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» были опломбированы приборы учета газа <…> и оформлены  акты от 14.04.2017 г.

Письма ООО «Газпром межрегионгаз Саранск», согласно которым произвести установку пломбы на прибор учета газа без проведения проверки на предмет соответствия требованиям безопасности не представляется возможным, также были направлены в адрес следующих абонентов: <…><…><…><…><…> В рамках осуществления деятельности по опломбированию приборов учета газа ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» руководствуется  Правилами поставки газа, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) (далее также – Правила предоставления коммунальных услуг).

Согласно абзацу второму пункта 27 Правил поставки газа установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку.

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» проводит проверки в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию. В соответствии с пунктом 81(4) проверке подлежат:

а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;

б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;

в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);

г) работоспособность прибора учета.

Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» оповещает абонентов о проведении проверок с целью установления соответствия приборов учета газа требованиям, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг, Правилами поставки газа.

Кроме того, ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» в рамках рассмотрения дела представило копии заявлений об опломбировании приборов учета газа следующих абонентов: <…><…><…><…><…><…><…><…>, а также копии актов о проведении проверки и опломбировки газового счетчика следующих абонентов: <…><…><…><…><…><…><…><…>

25.08.2017 г. определением №593 к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица было привлечено АО «Газпром газораспределение Саранск».

Согласно сведениям, полученным от АО «Газпром газораспределение Саранск», в соответствии с договором на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования  и Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 г. №410) работниками АО «Газпром газораспределение Саранск» в г. Саранске осуществляется техническое обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, установленного в многоквартирных домах и домах индивидуальной застройки, для их безопасного использования гражданами в быту. При техническом обслуживании газового оборудования абонентов: <…><…><…><…><…><…><…><…>были выданы предупреждения о наличие нарушений в системе газоснабжения, а именно пункта 7.10 Свода правил СП 62.13330.2011 «СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы» (Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002, утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2010 г №870), которым предусмотрено, что каждый объект, на котором устанавливается газоиспользующее оборудование, должен быть оснащен единым пунктом учета газа в соответствии с нормативными правовыми документами Российской Федерации. 

Мордовским УФАС России в рамках рассмотрения дела №124 была запрошена информация о взыскании физическими лицами с ООО «ГазТехСтрой» расходов, связанных с установкой приборов учета газа. Информация о возмещении ООО «ГазТехСтрой» абонентам указанных расходов в материалы дела не представлена.

В ответ на запрос от 17.11.2017 г. №2059 ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» направило сведения (вх. №5277 от 20.11.2017 г., №5304 от 21.11.2017 г.) об опломбировке приборов учета газа у абонентов в г. Саранске мест присоединения газа к газопроводу по состоянию на 15.11.2017 г.:

 

Наименование монтажной организации

Подано абонентами заявлений об опломбировке

Опломбировано

1

ООО «ГазТехСтрой»

281

281

2

ООО «Газпремиум»

29

29

3

ООО «ГазТехМонтаж»

235

235

4

ООО «ГорГазТехСтрой»

14

14

5

ООО «ЖУ Областного газа»

157

157

6

ООО «Энергоучет»

31

31

7

АО «Газпром газораспределение Саранск»

3887

3887

8

Монтажная организация не определена на момент подачи заявления

124

124

 

ВСЕГО:

4758

4758

 

Комиссия, проанализировав полученные сведения, установила, что  по состоянию на 15.11.2017 г. в ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» поступило 4758 заявлений абонентов на опломбирование прибора учета газа, из них по 4758 заявлениям  ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» были проведены работы по опломбировке приборов учета газа.

Мордовским УФАС России в ООО «ГазТехСтрой» был направлен запрос от 03.11.2017 г. №1944 о представлении информации об осуществлении в настоящее время ООО «ГазТехСтрой» услуг по установке приборов учета газа на территории Республики Мордовия.

Согласно сведениям, представленным Заявителем, ООО «ГазТехСтрой» в на момент рассмотрения настоящего дела осуществляет работы по установке приборов учета газа и замены газового оборудования на территории г. Саранска и Республики Мордовия (вх. №5195 от 15.11.2017 г.).

Таким образом, исследовав материалы дела, представленные доказательства, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходят к выводу, что в действиях (бездействии) ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» не усматривается уклонение от опломбирования приборов учета газа, установленных ООО «ГазТехСтрой».

На основании вышеизложенного Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» признаков нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, Комиссия усматривает в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Материалами дела было установлено, что 24.09.2016 г. ООО «ГазТехСтрой» в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» направило уведомление о начале осуществления на территории Республики Мордовия деятельности по установке приборов учета используемого природного газа (исх. №23 от 24.09.2017 г.).

ООО «Газпром межрегионгаз Саранск», рассмотрев письмо ООО «ГазТехСтрой» (исх. №23 от 24.09.2017 г.), сообщило, что согласно Федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об энергосбережении»), Перечню видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.13.2009 г. №624), Правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. №549) (далее – Правила поставки газа), Порядку содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации (утв. Приказом Министерства Регионального развития РФ от 26.09.2009 г. № 239) установку приборов учета газа может производить не любое лицо, а только специализированная организация.

На территории Республики Мордовия установку счетчиков газа осуществляют специализированные организации - АО «Газпром газораспределение Саранск» и АО «Саранскмежрайгаз». Абоненты ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» имеют заключенные договоры на техническое обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования с АО «Саранскмежрайгаз» (в г. Саранске) или АО «Газпром газораспределение Саранск», а не с ООО «ГазТехСтрой».

На основании вышеизложенного ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» предложило ООО «ГазТехСтрой» документально подтвердить свой статус в качестве специализированной организации для целей надлежащего обслуживания внутриквартирного газового оборудования у абонентов в Республике Мордовия в части наличия аварийно-диспетчерской службы, а также определить порядок взаимодействия с ГРО - АО «Газпром газораспределение Саранск» и АО «Саранскмежрайгаз» относительно осуществления повторных пусков газа абонентам (исх. №АП-12-09/16-1928 от 13.10.2016 г.).

Кроме того, Мордовским УФАС России было установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» http://www.mordovregiongaz.ru/ содержит информация, согласно которой ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» обращается к гражданам с просьбой быть внимательными при выборе организации для установки приборов учета газа (счетчиков), указывает, на то что в последнее время в Республике Мордовия несколько фирм активно распространяют предложения об установке газовых счетчиков, при этом при установке счетчиков специалистами таких фирм допускаются грубые нарушения, что ставит под угрозу жизнь и безопасность граждан и может привести к печальным последствиям. Работы по отключению и повторному пуску газа при установке приборов учета являются газоопасными и могут производиться только специализированными организациями, оказывающими услуги по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющими в своем составе аварийно-диспетчерскую службу,

Также ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» отмечает, что сторонние организации устанавливают счетчики без оформления соответствующих документов, в то время как установка приборов учета газа относится к работам по переустройству сетей газопотребления. По окончанию работ должен быть оформлен «Акт переустройства сети газопотребления» в соответствии с ГОСТ Р 54961-2012. Если установка газового счетчика произведена с нарушением действующего законодательства в части обеспечения безопасности внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, такой прибор учета газа не может быть принят в эксплуатацию, пока нарушения не будут устранены.

Согласно рассматриваемому информационному сообщению, размещенному на официальном сайте ООО «Газпром межрегионгаз Саранск», на территории г.о. Саранск, Лямбирского и Кочкуровского муниципальных районов Республики Мордовия специализированной организацией по установке приборов учета газа является ОАО «Саранскмежрайгаз». На территории прочих районов Республики Мордовия специализированная организация - ОАО «Газпром газораспределение Саранск».

Мордовским УФАС России установлено, что 17.03.2017 г. деятельность юридического лица – АО «Саранскмежрайгаз» - была прекращена путем реорганизации в форме присоединения. Правопреемником является Акционерное общество «Газпром газораспределение Саранск» (далее также – АО «Газпром газораспределение Саранск»), в состав которого вошел Филиал АО «Газпром газораспределение Саранск» в г. Саранске, правопредшественником которого, в свою очередь, является АО «Саранскмежрайгаз».

Согласно пункту 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание дискриминационных условий.

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о конкуренции дискриминационные условия - это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» Мордовским УФАС России был подготовлен Аналитический отчет состояния конкуренции в рамках рассмотрения дела №124.

Установлено, что ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» занимает доминирующее положение на рынке по опломбировке приборов учета газа.

ООО «ГазТехСтрой» осуществляет деятельность по установке и замене приборов учета газа.

Продуктовые границы рынка, на котором действует ООО «ГазТехСтрой», определены исходя из описания предмета договора подряда на установку приборов учета расхода газа  и газового оборудования ООО «ГазТехСтрой» с абонентами (потребителями газа) как услуги по установке приборов учета газа.

В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению эти границы очерчены классификационной категорией с кодом ОКУН 042305 – Установка (монтаж), накладка, ремонт и обслуживание приборов учета расхода газа.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОКПД-2 данный вид деятельности включен в классификационную группу «Услуги по техническому обслуживанию приборов учета расхода газа» - код 35.22.10.120  по ОКПД-2. Код по ОКВЭД-2 43.22.20 «Работы по монтажу газовых систем».

Согласно сведениям, представленным ООО «Газпром межрегионгаз Саранск», аналогичную деятельность на территории Республики Мордовия осуществляет, в том числе, АО «Газпром газораспределение Саранск», которое, согласно Аналитическому отчету состояния конкуренции в рамках рассмотрения дела №124, занимает доминирующее положение на рынке по установке приборов учета газа.

Таким образом, ООО «ГазТехСтрой» и АО «Газпром газораспределение Саранск» являются конкурентами на рынке услуг по установке приборов учета газа на территории Республики Мордовия.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков:

1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

2) юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица физическое лицо или юридическое лицо;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

3) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом, хозяйственным партнерством) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу, хозяйственному партнерству) обязательные для исполнения указания;

4) юридические лица, в которых более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

5) хозяйственное общество (хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества (хозяйственного партнерства);

6) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;

7) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;

8) лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 настоящей части признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 настоящей части признаку;

9) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 8 настоящей части признаков входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).

В соответствии со сведениями, полученными из Единого государственного реестра юридических лиц  (по состоянию на 16.11.2017 г.) генеральным директором ООО «Газпром межрегионгаз Саранск»  является Автаев Максим Петрович (ИНН 132600229398), Генеральным директором ОАО «Газпром газораспределение Саранск» является Автаев Максим Петрович (ИНН 132600229398).

Таким образом, в соответствии с положениями статьи 9 Закона о защите конкуренции, ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» и АО «Газпром газораспределение Саранск» образуют группу лиц.

При этом по смыслу части 1 статьи 9  Закона о защите конкуренции группа лиц рассматривается как совокупность хозяйствующих субъектов, действующих в едином экономическом интересе. Для группы лиц устанавливается правовой режим единого хозяйствующего субъекта, деятельность которого не запрещена как монополистическое соглашение. При этом лица, входящие в состав группы, между собой не конкурируют.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 22 Правил поставки газа поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.

Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» имеет ресурс (услуга по опломбированию приборов учета газа), необходимый для осуществления деятельности на рынке по установке приборов учета газа. Услуга по опломбированию приборов учета газа, поставляемая ООО «Газпром межрегионгаз Саранск», не может быть ничем заменена при осуществлении деятельности на рынке по установке приборов учета газа.

Деятельность по установке приборов учета газа, а именно заключение договоров ну установку приборов учета газа имеют признаки, в заключении которых имеется заинтересованность группы лиц, выражающиеся в том, что деятельность по установке приборов учета газа, согласно сведениям, размещенным на официальном сайте АО «Газпром газораспределение Саранск» осуществляются на возмездной основе.

Как установило Мордовское УФАС России, из имеющейся информации очевидно, что хозяйствующий субъект – ООО «ГазТехСтрой» - оказывается в невыгодном положении, осуществляя аналогичную деятельность по установке приборов учета газа нежели АО «Газпром газораспределение Саранск», поскольку размещая на своем официальном сайте информацию о конкретных хозяйствующих субъектах (ОАО «Саранскмежрайгаз», АО «Газпром газораспределение Саранск»), осуществляющих на территории Республики Мордовия деятельность по установке приборов учета газа, а также направляя аналогичную информацию в адрес ООО «ГазТехСтрой», ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» при опломбировании приборов учета газа ставит ООО «ГазТехСтрой» в неравное положение по сравнению с АО «Газпром газораспределение Саранск».

Действия ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» по созданию дискриминационных условий приводят к устранению конкуренции на рынке по установке приборов учета газа, и невозможности эффективного конкурирования на рынке по установке приборов учета газа в долгосрочном периоде.

Таким образом, в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Саранск»  содержатся признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании дискриминационных условий хозяйствующим субъектам, осуществляющим услуги по установке приборов учета газа при опломбировании приборов учета газа, результатом чего является ущемление интересов ООО «ГазТехСтрой».

В соответствии с частью 1-3 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

 Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пункта 8 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.

На основании вышеизложенного в соответствии с пунктом 3.105 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утв. Приказом ФАС России от 25.05.2012 №339, статьей 47 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Рассмотрение дела №124 отложить.

2. Назначить рассмотрение дела №124 на 11 декабря 2017 года на 11 часов 30 минут по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, 14, 2 этаж, каб.3.

3. Изменить квалификацию дела №124, возбужденного по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 на часть 8 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

           4. Выдать ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» в соответствии со статьей 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Явка ответчика по делу или его представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

<…><…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны