Решение №178 - от 21 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 013/06/64-156/2019

18 марта 2019 года г. Саранск,

16:30 пр. Ленина, 14

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

председателя Комиссии:

<……..>,

членов Комиссии:

<……..>,

в отсутствии:

представителей ГКУ РМ «Региональный центр организации закупок» (ходатайство №64-03/73 от 18.03.2019),

в присутствии:

<……..> – представителя ГКУ РМ «Служба заказчика органов государственной власти Республики Мордовия в сфере информационно-коммуникационных технологий» (доверенность №460 от 25.09.2018),

<……..> – представителя ГКУ РМ «Служба заказчика органов государственной власти Республики Мордовия в сфере информационно-коммуникационных технологий» (доверенность №606 от 15.11.2018),

<……..> – представителя ООО «Национальный Центр Информатизации» (доверенность №107 от 18.09.2018 года),

рассмотрев 18 марта 2019 года жалобу <……..> на действия ГКУ РМ «Региональный центр организации закупок» (далее – Уполномоченное учреждение), ГКУ РМ «Служба заказчика органов государственной власти Республики Мордовия в сфере информационно-коммуникационных технологий» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона № 0809500000319000171 на оказание услуг по предоставлению информации с передвижных комплексов фотовидеофиксации о скорости движения транспортных средств на автомобильных дорогах Республики Мордовия (далее – Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее - Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

В Мордовское УФАС России 11 марта 2019 года поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения.

Уведомлением о назначении дела № 013/06/64-156/2019 о нарушении законодательства в сфере закупок Мордовского УФАС России от 11 марта 2019 года №202 рассмотрение жалобы назначено на 14 марта 2019 года в 10 часов 00 минут. В процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв до 16 часов 30 минут 18 марта 2019 года.

Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, действия Заказчика, Уполномоченного учреждения, исследовав имеющиеся в деле доказательства, выслушав аргументы представителей, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.

Извещение и документация о проведении Аукциона размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 26.02.2019.

Начальная (максимальная) цена контракта: 69 300 000 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 14.03.2019 09:00.

Дата и время проведения Аукциона: 18.03.2019 11:55.

1. В качестве довода жалобы Заявитель указывает, что количество комплексов, используемых для оказания услуги, является существенным условием контракта и требование п.3.1. Технического задания аукционной документации об увеличении по требованию Заказчика количества комплексов не менее чем в 2 раза является требованием об увеличении объема услуг, что влечет за собой нарушение п.б ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно абзацу второму части 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе условия контракта содержат наименование и описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальную (максимальную) цену контракта, источник финансирования.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

Согласно п.1.1 проекта контракта «Исполнитель в соответствии с требованиями и условиями настоящего Контракта обязуется оказать услуги по предоставлению информации с передвижных комплексов фотовидеофиксации о скорости движения транспортных средств на автомобильных дорогах Республики Мордовия (далее – Услуги) в соответствии с техническим заданием, прилагаемым к настоящему Контракту и являющимся его неотъемлемой частью, а Государственный заказчик обязуется принять Услуги надлежащего качества и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом».

В соответствии с разделом «Термины и определения» Технического задания документации об Аукционе:

«Услуги – предоставление информации с передвижных комплексов фотовидеофиксации о скорости движения транспортных средств на автомобильных дорогах Республики Мордовия.

Единица услуги (по предоставлению информации с передвижных комплексов фотовидеофиксации о скорости движения транспортных средств на автомобильных дорогах Республики Мордовия) – информация о нарушении правил дорожного движения (превышении установленного ограничения скорости движения транспортного средства), ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), явившаяся поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и по которой вынесено одно постановление по делу об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ».

Согласно п.1.5 Технического задания аукционной документации, п.1.3 проекта контракта «Объем услуг: предоставление Исполнителем информации нарушениях ПДД, на основании которой будет обеспечено вынесение должностными лицами Центра 462 000 (четырёхсот шестидесяти двух тысяч) постановлений по делам об административных правонарушениях».

На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что количество комплексов, используемых для оказания услуг не является существенным условием контракта и увеличение их количества не нарушает п.б ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе, так как не влечет к увеличению объема услуг, представляемых в рамках контракта.

В части довода Заявителя о необоснованности требования п.3.1 Техничексого задания аукционной документации об увеличении по требованию Заказчика количества комплексов не менее чем в 2 раза представитель Заказчика пояснил, что данное требование установлено, в частности, по причине увеличения аварийных ситуаций на дорогах Республики Мордовия и в случае необходимости Исполнитель обязан увеличить минимальное количество комплексов (20 штук) до 40 комплексов, в соответствии с согласованным ежемесячно с ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Мордовия планом-заданием.

Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что п.3.1 Технического задания аукционной документации составлен в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что в нарушение требований ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчиком установлено требование о непрерывной охране оборудования, к условиям складского хранения, которые в свою очередь накладывают на Исполнителя дополнительные требования к наличию у них в штате сотрудников охраны и складов для хранения оборудования.

По мнению Заявителя, Заказчик не арендует используемое для оказание услуг Оборудование и не приобретает каких-либо прав на него, не несет никаких обязанностей по его сохранности. Порядок организации процесса работы оборудования для надлежащего, соответствующего требованиям Технического задания аукционной документации, представления информации с него – внутренняя хозяйственная деятельность Исполнителя, организуемая самостоятельно и на свой риск.

В соответствии с ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Пунктом 3.1 Технического задания аукционной документации установлено следующее требование к Исполнителю: «организовать ежедневную (в том числе в выходные и праздничные дни) эксплуатацию Оборудования, в том числе – доставку каждого Комплекса к месту временной дислокации, его установку, настройку и охрану на месте временной дисклокации, доставку от места временной дислокации к месту складского хранения, складское хранение в надлежащих условиях (Исполнитель выполняет самостоятельно, за свой счет)».

В соответствии с пояснениями представителей Заказчика, данное требование установлено на основании того, что в соответствии с п.6.1 проекта контракта Исполнитель гарантирует, что оказываемые Услуги соответствуют требованиям, установленным в Контракте, обязательным нормам и правилам, регулирующим данную деятельность (ГОСТ, ТУ), а также иным требованиям законодательства Российской Федерации.

Все указанные обязанности направлены на качественное исполнение контракта Исполнителем, не являются самостоятельной, дополнительной услугой и выполняются исключительно за свой счет и носят информативный характер.

На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

3. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к гарантийному сроку на оказанные услуги, что привело к увеличению срока предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения контракта на 12 месяцев.

В соответствии с ч.4 ст.33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.

В соответствии с п.5 Технического задания аукционной документации установлены гарантийные обязательства, в том числе, что под гарантией понимается устранение Исполнителем своими силами и за свой счет допущенных по его вине недостатков, выявленных после приемки услуг.

Согласно п.15 информационной карты Аукциона установлено требование к гарантийному сроку работы, услуги и (или) объёму предоставления гарантий их качества:

- Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги: Гарантийный срок на оказанные Услуги составляет 12 (двенадцать) месяцев.

Представители Заказчика пояснили, что установление гарантийных обязательств способствует качественному оказанию услуг. Также пояснили, что выявление фактов некачественного исполнения услуг возможно лишь при последующем обжаловании автовладельцами и отмене постановлений, вынесенных на основании полученных от Исполнителя некачественных материалов фото-видеофиксации.

На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушения требований Закона о контрактной системе в части установления гарантийного срока.

В соответствии с ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В соответствии с п. 8.1 проекта контракта Заказчик предусмотрел обеспечение контракта в виде предоставления банковской гарантии.

Согласно п.9.2 проекта контракта «Контракт действует до 31 декабря 2022 года, но в любом случае, до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту».

Пунктом 8.4 проекта контракта предусмотрено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на 1 (один) месяц.

На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что срок действия банковской гарантии, установленный в проекте контракта, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, при этом Заявителем на заседании Комиссии Мордовского УФАС России иное не доказано, в связи с чем довод Заявителя не находит своего подтверждения.

4. В качестве довода жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком не установлена цена единицы услуги.

Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Как следует из пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении, документации о закупке и проекте контракта должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.

При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Согласно части 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Таким образом, неопределенность сведений о потребности заказчика в услугах, являющихся предметом закупки, может привести к тому, что контракт, по которому не определен его предмет, являющийся существенным условием договора оказания услуг, в соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) может быть признан незаключенным.

Согласно пункту 1 информационной карты предметом контракта является оказание услуг по предоставлению информации с передвижных комплексов фотовидеофиксации о скорости движения транспортных средств на автомобильных дорогах Республики Мордовия для обеспечения нужд Республики Мордовия.

Перечень оказываемых услуг, общие требования к оказанию услуг, требования к качеству, техническим характеристикам услуг, требования к их безопасности, иные показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика, указаны в техническом задании (Раздел № 2) аукционной документации и проекте контракта (Раздел №4).

Согласно пункту 1.5 технического задания количество единиц услуги – 462000 (четыреста шестьдесят две тысячи) постановлений по делам об административных правонарушениях.

В техническом задание определено, что единицей услуги является информация о нарушении правил дорожного движения (превышении установленного ограничения скорости движения транспортного средства), ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), явившаяся поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и по которой вынесено одно постановление по делу об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.

При этом на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представители Заказчика пояснили, что максимальное количество единиц услуги определено с учетом количества правонарушений, выявленных в предыдущие периоды, в том числе исходя из опыта исполнения контракта по аналогичной закупке заказчика в предыдущем периоде.

Таким образом, в документации о закупке определены как наименования услуг по предоставлению информации с передвижных комплексов фото-видеофиксации о скорости движения транспортных средств, так и максимальный объем услуг, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.

Более того, в пункте 2.8 проекта контракта указано, что оплата Услуг по Контракту производится из расчета произведения фактически оказанных Услуг и стоимости одной единицы объема Услуг, ежемесячно, в течение 30 (тридцати) дней после подписания сторонами акта сдачи-приемки оказанных Услуг (Приложение № 3 к Контракту). При этом Приложение №2 к проекту контракта содержит формулу для расчета стоимости единицы услуги.

С учетом изложенного, в ходе исполнения контракта заказчиком будут оплачиваться фактически оказанные услуги исходя из стоимости единицы услуги, что также не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.

Между тем, законодательством о контрактной системе не предусмотрен порядок определения цены единицы услуги при проведении закупок на оказание услуг по предоставлению информации с передвижных комплексов фото-видеофиксации о скорости движения транспортных средств.

На основании вышеизложенного Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

5. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что в нарушение Закона о контрактной системе Заказчиком не определен перечень аварийно-опасных участков автомобильных дорог федерального, регионального и муниципального значения, проходящих по территории Республики Мордовия и ограничивает количество участников закупки, так как такое описание закупки не дает возможности определеить затраты, в т.ч. логистические расходы и иные расходы по перемещению комплексов фиксации в период оказания услуг.

В силу части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Следует отметить, что Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений, связанных с правом заказчика указывать конкретное место выполнения работ, оказания услуг. При этом, заказчик вправе территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, указав границы административного округа (территориального образования).

Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона.

Проанализировав аукционную документацию Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что п.13 информационной карты аукциона содержит следующие сведения относительно места оказания услуг: «Республика Мордовия - аварийно-опасные участки автомобильных дорог федерального, регионального и муниципального значения, проходящие по территории Республики Мордовия, в соответствии с Планом-заданием, согласованным Исполнителем с Центром согласно приложению № 2 к Техническому заданию». Такие же сведения содержатся в извещении о проведении электронного аукциона.

В соответствии с пояснениями представителей Заказчика следует, что указание места оказания услуг в таком виде обусловлено тем, что ситуация с аварийностью на автодорогах Республики Мордовия динамически меняется и определить заранее перечень аварийно-опасных участков невозможно. В тоже время в соответствии с регламентом взаимодействия сторон разработка Плана-задания осуществляется Исполнителем на основе представленной ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Мордовия информации о местах возможной эксплуатации комплексов фиксации.

Таким образом, по мнению представителей Заказчика, Исполнитель имеет возможность влиять на выбор мест дислокации комплексов фиксации и самостоятельно выбирает удобный для себя способ доставки оборудования с учетом предполагаемых логистических расходов.

На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик, не указав в аукционной документации перечень аварийно-опасных участков автомобильных дорог федерального, регионального и муниципального значения, проходящих по территории Республики Мордовия, требования Закона о контрактной системе не нарушил.

Между тем, на участие в Аукционе подано 5 заявок, в том числе заявка <……..>, что свидетельствует об отсутствии сокращения количества участников из-за не указания перечня аварийно-опасных участков автомобильных дорог федерального, регионального и муниципального значения, проходящих по территории Республики Мордовия.

В связи с чем довод жалобы Заявителя является необоснованным.

Руководствуясь п.1 ч.15 ст.99, ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу <……..> на действия ГКУ РМ «Региональный центр организации закупок», ГКУ РМ «Служба заказчика органов государственной власти Республики Мордовия в сфере информационно-коммуникационных технологий» при проведении электронного аукциона № 0809500000319000171 на оказание услуг по предоставлению информации с передвижных комплексов фотовидеофиксации о скорости движения транспортных средств на автомобильных дорогах Республики Мордовия необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

<……..>

Связанные организации

Связанные организации не указаны