Определение №880 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о прекращении дела № 124 о нарушении антимонопо... от 18 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении дела № 124 о нарушении антимонопольного законодательства

 

11 декабря 2017 г.                                                              г. Саранск, пр. Ленина, 14

 

Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дела № 124 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…><…><…>, рассмотрев дело №124 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» (430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 11Б) пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии представителя ответчика - ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» - <…>(доверенность от 30.12.2016 г. №12-11-89/16);

в отсутствие <…><…><…><…><…><…><…><…>, представителей Заявителя - ООО «ГазТехСтрой», представителей АО «Газпром газораспределение Саранск», надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела, (определение №835 от 23.11.2017 г.),

 

УСТАНОВИЛА:

Приказом Мордовского УФАС России от 15.03.2017 № 68-од было возбуждено дело № 124 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» (430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 11Б), пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Изучив в ходе рассмотрения дела № 124 представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении данного дела, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» признаков нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Вместе с тем, Комиссия усмотрела в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением об отложении рассмотрения дела от 23.11.2017 № 835 дело № 124 о нарушении антимонопольного законодательства было переквалифицировано с пункта 9 части 1 статьи 10 на пункт 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Материалами дела было установлено, что 24.09.2016 г. ООО «ГазТехСтрой» в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» направило уведомление о начале осуществления на территории Республики Мордовия деятельности по установке приборов учета используемого природного газа (исх. №23 от 24.09.2017 г.).

ООО «Газпром межрегионгаз Саранск», рассмотрев письмо ООО «ГазТехСтрой» (исх. №23 от 24.09.2017 г.), сообщило, что согласно Федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об энергосбережении»), Перечню видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.13.2009 г. №624), Правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. №549) (далее – Правила поставки газа), Порядку содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации (утв. Приказом Министерства Регионального развития РФ от 26.09.2009 г. № 239) установку приборов учета газа может производить не любое лицо, а только специализированная организация.

На территории Республики Мордовия установку счетчиков газа осуществляют специализированные организации - АО «Газпром газораспределение Саранск» и АО «Саранскмежрайгаз». Абоненты ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» имеют заключенные договоры на техническое обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования с АО «Саранскмежрайгаз» (в г. Саранске) или АО «Газпром газораспределение Саранск», а не с ООО «ГазТехСтрой».

На основании вышеизложенного ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» предложило ООО «ГазТехСтрой» документально подтвердить свой статус в качестве специализированной организации для целей надлежащего обслуживания внутриквартирного газового оборудования у абонентов в Республике Мордовия в части наличия аварийно-диспетчерской службы, а также определить порядок взаимодействия с ГРО - АО «Газпром газораспределение Саранск» и АО «Саранскмежрайгаз» относительно осуществления повторных пусков газа абонентам (исх. №АП-12-09/16-1928 от 13.10.2016 г.).

Кроме того, Мордовским УФАС России было установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» http://www.mordovregiongaz.ru/ содержится информация, согласно которой ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» обращается к гражданам с просьбой быть внимательными при выборе организации для установки приборов учета газа (счетчиков), указывает, на то что в последнее время в Республике Мордовия несколько фирм активно распространяют предложения об установке газовых счетчиков, при этом при установке счетчиков специалистами таких фирм допускаются грубые нарушения, что ставит под угрозу жизнь и безопасность граждан и может привести к печальным последствиям. Работы по отключению и повторному пуску газа при установке приборов учета являются газоопасными и могут производиться только специализированными организациями, оказывающими услуги по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющими в своем составе аварийно-диспетчерскую службу,

Также ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» отмечает, что сторонние организации устанавливают счетчики без оформления соответствующих документов, в то время как установка приборов учета газа относится к работам по переустройству сетей газопотребления. По окончанию работ должен быть оформлен «Акт переустройства сети газопотребления» в соответствии с ГОСТ Р 54961-2012. Если установка газового счетчика произведена с нарушением действующего законодательства в части обеспечения безопасности внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, такой прибор учета газа не может быть принят в эксплуатацию, пока нарушения не будут устранены.

Согласно рассматриваемому информационному сообщению, размещенному на официальном сайте ООО «Газпром межрегионгаз Саранск», на территории г.о. Саранск, Лямбирского и Кочкуровского муниципальных районов Республики Мордовия специализированной организацией по установке приборов учета газа является ОАО «Саранскмежрайгаз». На территории прочих районов Республики Мордовия специализированная организация - ОАО «Газпром газораспределение Саранск».

Мордовским УФАС России установлено, что 17.03.2017 г. деятельность юридического лица – АО «Саранскмежрайгаз» - была прекращена путем реорганизации в форме присоединения. Правопреемником является Акционерное общество «Газпром газораспределение Саранск» (далее также – АО «Газпром газораспределение Саранск»), в состав которого вошел Филиал АО «Газпром газораспределение Саранск» в г. Саранске, правопредшественником которого, в свою очередь, является АО «Саранскмежрайгаз».

Согласно пункту 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание дискриминационных условий.

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о конкуренции дискриминационные условия - это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» Мордовским УФАС России был подготовлен Аналитический отчет состояния конкуренции в рамках рассмотрения дела №124.

Установлено, что ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» занимает доминирующее положение на рынке по опломбировке приборов учета газа.

ООО «ГазТехСтрой» осуществляет деятельность по установке и замене приборов учета газа.

Продуктовые границы рынка, на котором действует ООО «ГазТехСтрой», определены исходя из описания предмета договора подряда на установку приборов учета расхода газа  и газового оборудования ООО «ГазТехСтрой» с абонентами (потребителями газа) как услуги по установке приборов учета газа.

В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению эти границы очерчены классификационной категорией с кодом ОКУН 042305 – Установка (монтаж), накладка, ремонт и обслуживание приборов учета расхода газа.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОКПД-2 данный вид деятельности включен в классификационную группу «Услуги по техническому обслуживанию приборов учета расхода газа» - код 35.22.10.120  по ОКПД-2. Код по ОКВЭД-2 43.22.20 «Работы по монтажу газовых систем».

Согласно сведениям, представленным ООО «Газпром межрегионгаз Саранск», аналогичную деятельность на территории Республики Мордовия осуществляет, в том числе, АО «Газпром газораспределение Саранск», которое, согласно Аналитическому отчету состояния конкуренции в рамках рассмотрения дела №124, занимает доминирующее положение на рынке по установке приборов учета газа.

Таким образом, ООО «ГазТехСтрой» и АО «Газпром газораспределение Саранск» являются конкурентами на рынке услуг по установке приборов учета газа на территории Республики Мордовия.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков:

1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

2) юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица физическое лицо или юридическое лицо;

3) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом, хозяйственным партнерством) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу, хозяйственному партнерству) обязательные для исполнения указания;

4) юридические лица, в которых более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;

5) хозяйственное общество (хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества (хозяйственного партнерства);

6) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;

7) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;

8) лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 настоящей части признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 настоящей части признаку;

9) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 8 настоящей части признаков входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).

В соответствии со сведениями, полученными из Единого государственного реестра юридических лиц  (по состоянию на 16.11.2017 г.) генеральным директором ООО «Газпром межрегионгаз Саранск»  является <…> (ИНН 132600229398), Генеральным директором ОАО «Газпром газораспределение Саранск» является <…> (ИНН 132600229398).

Таким образом, в соответствии с положениями статьи 9 Закона о защите конкуренции, ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» и АО «Газпром газораспределение Саранск» образуют группу лиц.

При этом по смыслу части 1 статьи 9  Закона о защите конкуренции группа лиц рассматривается как совокупность хозяйствующих субъектов, действующих в едином экономическом интересе. Для группы лиц устанавливается правовой режим единого хозяйствующего субъекта, деятельность которого не запрещена как монополистическое соглашение. При этом лица, входящие в состав группы, между собой не конкурируют.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 22 Правил поставки газа поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.

Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» имеет ресурс (услуга по опломбированию приборов учета газа), необходимый для осуществления деятельности на рынке по установке приборов учета газа. Услуга по опломбированию приборов учета газа, поставляемая ООО «Газпром межрегионгаз Саранск», не может быть ничем заменена при осуществлении деятельности на рынке по установке приборов учета газа.

Деятельность по установке приборов учета газа, а именно заключение договоров на установку приборов учета газа имеют признаки, в заключении которых имеется заинтересованность группы лиц, выражающиеся в том, что деятельность по установке приборов учета газа, согласно сведениям, размещенным на официальном сайте АО «Газпром газораспределение Саранск» осуществляются на возмездной основе.

Как установило Мордовское УФАС России, из имеющейся информации очевидно, что хозяйствующий субъект – ООО «ГазТехСтрой» - оказывается в невыгодном положении, осуществляя аналогичную деятельность по установке приборов учета газа нежели АО «Газпром газораспределение Саранск», поскольку размещая на своем официальном сайте информацию о конкретных хозяйствующих субъектах (ОАО «Саранскмежрайгаз», АО «Газпром газораспределение Саранск»), осуществляющих на территории Республики Мордовия деятельность по установке приборов учета газа, а также направляя аналогичную информацию в адрес ООО «ГазТехСтрой», ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» при опломбировании приборов учета газа ставит ООО «ГазТехСтрой» в неравное положение по сравнению с АО «Газпром газораспределение Саранск».

Действия ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» по созданию дискриминационных условий приводят к устранению конкуренции на рынке по установке приборов учета газа, и невозможности эффективного конкурирования на рынке по установке приборов учета газа в долгосрочном периоде.

Таким образом, в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Саранск»  содержатся признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании дискриминационных условий хозяйствующим субъектам, осуществляющим услуги по установке приборов учета газа при опломбировании приборов учета газа, результатом чего является ущемление интересов ООО «ГазТехСтрой».

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом выдается предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, Комиссией в рамках рассмотрения настоящего дела, в связи с наличием в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции», было выдано предупреждение от 23.11.2017 № 2099 путем принятия исчерпывающих мер, исключающих указание сведений о конкретных хозяйствующих субъектах, осуществляющих услуги по установке приборов учета газа, при размещении информационного сообщения на официальном сайте ООО «Газпром межрегионгаз Саранск», а также отзыва у ООО «ГазТехСтрой» (429951, Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, бульвар  Гидростроителей, 4, пом.196) письма.

Письмом от 05.12.2017 № 04-12-10/17-3376 (вх. N 5607 от 06.12.2017, №5586 от 05.12.2017) ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» отчиталось об исполнении выданного антимонопольным органом предупреждения.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь частью 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции, Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

Производство по делу № 124 прекратить.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны