Решение №ЛА/485/23 Решение от 10 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 013/10/18.1-24/2023

                                                                                                                                           

                                                                                                                                               г. Саранск

Резолютивная часть решения оглашена «8» февраля 2023 г.

В полном объеме решение изготовлено «12» февраля 2023 г.

 

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель комиссии: <...> – временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России);

Члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

<...>– заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

в отсутствие организатора торгов – финансового управляющего <...>,

в отсутствие заявителя – <...>,

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобу <...>, направленную для рассмотрения по существу из ФАС России (вх. № 266-ЭП/23 от 23.01.2022), на действия Организатора торгов – Финансового управляющего <...> при проведении торгов по продаже посредством публичного предложения имущества должника <...> (сообщение в ЕФРСБ № 9442193 от 19.12.2022, лот №1),

 

УСТАНОВИЛА:

 

 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) из ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) (вх. № 266-ЭП/23 от 23.01.2022) на действия Организатора торгов – Финансового управляющего <...> (далее – Организатор торгов) при проведении торгов по продаже посредством публичного предложения имущества должника <...> (сообщение в ЕФРСБ № 9442193 от 19.12.2022, лот №1) (далее также – Торги).

Сторонам по делу направлено уведомление от 24.01.2023 г. № ЛА/201/23 о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

В соответствии с уведомлением рассмотрение жалобы назначено на 31 января 2023 года на 11 часов 30 минут.

31.01.2023 Комиссией Мордовского УФАС России рассмотрение жалобы по существу перенесено на 1 февраля 2023 года на 16 часов 00 минут (уведомление № ЛА/286/23 от 31.01.2023).

На заседании комиссии Мордовского УФАС России от 01 февраля 2023 года принято решение о продлении и переносе срока рассмотрения жалобы на 8 февраля 2023 года на 15 часов 00 минут (уведомление № ЛА/304/23 от 01.02.2023).

По мнению Заявителя, при проведении Торгов финансовым управляющим <...> не была обеспечена возможность оплаты задатка на счет, указанный в сообщении о проведении торгов.

Как следует из содержания жалобы, при попытках осуществления Заявителем перевода задатка на счет должника через приложения ПАО «Сбербанк» АО «Тинькофф Банк», АО «Альфа-Банк» для участия в Торгах по лоту №1 появлялись информационные сообщения о неверно указанных реквизитах, о том, что перевод по данным реквизитам невозможен.

16.01.2023 в 15 часов 31 минуту Заявителем был осуществлен звонок Организатору торгов по номеру телефона, указанному на электронной торговой площадке, в ходе которого Организатор торгов пояснил, что в сообщении о проведении торгов указаны верные реквизиты, можно попробовать осуществить перевод через другой банк.

16.01.2023 в 16 часов 16 минут на электронную почту Организатора торгов Заявителем был направлен запрос о предоставлении верных реквизитов, ответ получен Заявителем в 21 час 53 минуты, в котором сообщалось «там указаны верные реквизиты, переводите через отделение банка».

Таким образом, по мнению Заявителя, при проведении Торгов финансовым управляющим <...> не была обеспечена возможность оплаты задатка на счет, указанный в сообщении о проведении торгов, в связи с чем Заявитель просит признать результаты Торгов по лоту №1 недействительными, выдать Организатору торгов предписание антимонопольного органа.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения (вх. № 323-ЭП/22 от 26.01.2023), в которых просил в удовлетворении жалобы отказать, на заседаниях Комиссии Мордовского УФАС России изложенные в письменных возражениях доводы поддержал, просил признать жалобу Заявителя необоснованной.

Изучив имеющиеся материалы жалобы, представленные доказательства, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган уполномочен рассматривать жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

Порядок проведения обязательных торгов в процедуре банкротства регламентирован нормами Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) и Порядком проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (утв. Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 года № 495).

Отношения, связанные с банкротством граждан, регулируются положениями главы X Закона о банкротстве. При этом согласно пункту 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные главой X, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве.

В силу части 3 статьи 213.26 Закона о банкротстве проведение торгов в рамках процедуры банкротства граждан является обязательным, если иное не предусмотрено решением собрания кредиторов или определением арбитражного суда.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен особый порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов, который не относится к порядку возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействия) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, статья 18.1 Закона о защите конкуренции не подлежит применению только в отношении жалоб, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Жалобы на торги, проводимые по иным основаниям, подлежат рассмотрению по статье 18.1 Закона о защите конкуренции.

Поскольку федеральным законодательством предусмотрена возможность обращения в антимонопольный орган с жалобой на действия (бездействие) организатора торгов при проведении обязательных торгов, а также установлен порядок рассмотрения таких жалоб, жалоба <...> рассмотрена антимонопольным органом по существу.

Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 30 мая 2022 г. по делу № А39-11026/2021 <...> признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества. Финансовым управляющим должника – <...> утвержден <...> (ИНН 582601842680, СНИЛС 156-828-510-97 почтовый адрес: 430011, РМ, г. Саранск, ул. Полежаева, 66, а/я 23), член «САМРО» «Ассоциация антикризисных управляющих» (ИНН 6315944042, ОГРН 1026300003751, адрес: 443072, Самара, Московское шоссе, 18 км, литера А, корпус 8.).

В соответствии с пунктом 1 статьи 213.26 Закона о банкротстве в течение одного месяца с даты окончания проведения описи и оценки имущества гражданина финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества. Данное положение утверждается арбитражным судом и должно соответствовать правилам продажи имущества должника, установленным статьями 110, 111, 112, 139 Закона о банкротстве.

Определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 7 декабря 2022 г. по делу № А39-11026/2021 утверждено Положение о порядке, сроках и условиях реализации имущества должника - <...>(далее – Положение о продаже).

В соответствии с приложением №1 Положения о продаже предметом Торгов является лот №1: транспортное средство MAZDA 3, 2008 г.в., VIN: JMZBK12Z581734383.

Пунктами 3.1, 3.2.1 Положения о продаже предусмотрено, что Торги по продаже имущества должника <...> осуществляются в электронной форме на электронной торговой площадке «Фабрикант» посредством публичного предложения.

Организатор торгов согласно пункту 4.4 Положения о продаже опубликовывает сообщение о продаже имущества должника в порядке, предусмотренном статьей 213.7 Закона о банкротстве.

В соответствии с пунктом 4.4 Положения о продаже сообщение о проведении торгов в числе прочего должно содержать размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток (пункт 10 статьи 110 Закона о банкротстве).

Согласно сведениям из ЕФРСБ Организатором торгов в рамках дела о банкротстве № А39-11026/2021 опубликовано сообщение № 9442193 от 19.12.2022 о проведении торгов в форме публичного предложения с открытой формой подачи предложений о цене продажи имущества должника <...> на электронной торговой площадке «Фабрикант» (процедура торгов №5245489-1).    

Дата и время начала подачи заявок: 19.12.2022 19:00

Дата и время окончания подачи заявок: 23.01.2023 19:00

Начальная стоимость 406 600,00 рублей

Задаток: 10%

Информация о снижении цены:

1) 1 период с 19.12.2022 19:00 по 26.12.2022 19:00 цена имущества составляет – 406 600,00 руб.;

2) 2 период с 26.12.2022 19:00 по 02.01.2023 Автомобили 19:00 цена имущества составляет – 325 280,00 руб.;

3) 3 период с 02.01.2023 19:00 по 09.01.2023 19:00 цена имущества составляет – 243 960,00 руб.;

4) 4 период с 09.01.2023 19:00 по 16.01.2023 19:00 цена имущества составляет – 162 640,00 руб.;

5) 5 период с 16.01.2023 19:00 по 23.01.2023 19:00 цена имущества составляет – 81 320,00 руб.;

В данном сообщении о проведении Торгов указаны следующие реквизиты для оплаты задатка:

Банк получателя: ПАО Банк «ФК Открытие»

Счет получателя: 40817810480038192020

БИК: 044525985

ИНН: 7706092528

КПП: 775001001

К/сч.: 3030681030080000001

Ф. И. О. получателя: <...>

Согласно протоколам от 16.01.2023 об определении участников этапа в процедуре торгов «Публичное предложение продавца №5245489-1» и подведении итогов на участие в Торгах была подана одна заявка от физического лица – <...>, действующего на основании агентского договора №11 от 16.01.2023 от имени и за счет <...>, допущенная к участию в Торгах, <...> признан победителем Торгов (сообщение в ЕФРСБ о результатах торгов №9442826 от 16.01.2023). Заявителем заявка на участие в Торгах не направлялась.

16.01.2023 Организатором торгов в адрес <...> направлено предложение о заключении договора купли-продажи предмета Торгов.

16.01.2023 между финансовым управляющим <...> и <...> заключен договор купли-продажи имущества, являвшегося предметом Торгов: транспортного средства MAZDA 3, 2008 г.в., VIN: JMZBK12Z581734383.

Оспаривая действия Организатора торгов Заявитель указал, что осуществлял попытки перевода задатка для участия в Торгах по реквизитам, указанным в сообщении о проведении Торгов, посредством ПАО «Сбербанк», АО «Тинькофф Банк», АО «Альфа-банк».

В подтверждение своих доводов Заявителем в материалы дела представлены шесть скриншотов попыток осуществления переводов задатка посредством мобильных банковских приложений.

При этом, комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что на двух из шести представленных скриншотов не содержится сведений о принадлежности банковского приложения определенному банку, а также не содержится сведений о дате осуществления перевода задатка, в связи с чем не представляется возможным определить, в какую дату были осуществлены указанные переводы. Кроме того, из одного скриншота не представляется возможным определить на какой именно счет были направлены денежные средства, другой скриншот не содержит сведений о размере переводимой суммы и назначения платежа.

Четыре из шести скриншотов содержат сведения о неуспешных попытках перевода 16.01.2023 во временном интервале с 15 часов 12 минут до 15 часов 17 минут задатка в размере 16 264 руб. на счет получателя <...> № 40817810480038192020 для участия в торгах №5245489 посредством мобильного приложения АО «Тинькофф Банк».

Однако, из представленных скриншотов не представляется возможным установить причину неуспешности данных операций по счету Заявителя.

 Исходя из сведений, представленных АО «Тинькофф Банк» (вх. № 576-ЭП/22 от 09.02.2023) по запросу антимонопольного органа (исх. № ЛА/311/23 от 01.02.2023), перевод денежных средств совершен не был в связи с некорректным указанием Заявителем реквизитов получателя.

В соответствии с пунктом 6.4 Положения о продаже документом, подтверждающим поступление задатка на основной расчётный счет должника является копия платежного поручения о перечислении суммы задатка с отметкой банка и (или) выписка со счета.

Для участия в торгах заявители представляют организатору торгов в установленный срок заявку, платежное поручение с отметкой банка об исполнении, подтверждающее внесение заявителем установленной суммы задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемого на торгах имущества, а также иные необходимые документы, указанные в информационном сообщении о проведении торгов (пункт 6.5 Положения о продаже).

В подтверждение довода жалобы Заявителем не представлено платежных поручений или выписок из лицевого счета.

Организатором торгов в материалы дела представлены копии выписки из лицевого счета должника <...> № 40817810480038192020 за период с 30.05.2022 по 24.01.2023, и заявления <...> от 16.01.2023 №7858687, оформленного в Мордовском отделении №8589 ПАО «Сбербанк» г. Саранск, о переводе по реквизитам, указанным в сообщении о проведении Торгов, задатка по лоту №1 в размере 16 264,00 руб.

Согласно представленной выписке Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что на указанный лицевой счет 16 января 2023 года поступили денежные средства (задаток) от лица, имеющего намерение участвовать в торгах по продаже имущества должника, кроме того, за период с 16.01.2023 по 24.01.2023 на счет поступали денежные средства и осуществлялись иные операции по счету, следовательно, счет должника является действующим, возможность внесения задатка на счет имелась.

Функционирование счета также подтверждается представленной Организатором торгов копией чека по операции СБЕРБАНК ОНЛАЙН от 24.01.2023 о переводе денежной суммы в размере 10 руб. на счет должника <...> № 40817810480038192020.

Кроме того, на заседании Комиссии Мордовского УФАС России от 31.01.2023 по рассмотрению жалобы Заявителя Организатор торгов пояснил, что счет должника <...>, реквизиты которого указаны в сообщении о проведении торгов, в период проведения торгов не блокировался, денежные средства от участника торгов поступили на счет.

Таким образом, о верном указании банковских реквизитов для перечисления задатков в сообщении о проведении Торгов и функционировании счета свидетельствует факт поступления 16.01.2023 денежных средств на счет должника <...> № 40817810480038192020, перечисленных участником Торгов по реквизитам, опубликованным в сообщении.

Иных доказательств, подтверждающих невозможность внесения задатка в установленный срок по реквизитам, указанным в сообщении о проведении Торгов, не представлено.

В соответствии с пунктом 8 статьи 110 Закона о банкротстве организатор торгов выполняет следующие функции: опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия и сообщение о результатах проведения торгов; принимает заявки на участие в торгах, предложения о цене предприятия: определяет участников торгов; осуществляет проведение торгов в случае использования открытой формы представления предложений о цене предприятия; определяет победителя торгов и подписывает протокол о результатах проведения торгов; уведомляет заявителей и участников торгов о результатах проведения торгов.

В силу пункта 10 статьи 110  Закона о банкротстве в сообщении о продаже имущества должны быть указаны, в том числе, сведения о размере задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток.

При подготовке к проведению торгов по продаже имущества организатор торгов осуществляет прием заявок на участие в торгах и предложений участников торгов о цене предприятия, а также заключает договоры о задатке.

При рассмотрении жалобы Заявителя Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что указанные выше требования Закона о банкротстве были выполнены Организатором торгов, а именно - в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве опубликовано сообщение № 9442193 от 19.12.2022 г. о проведении торгов по продаже имущества должника, которое содержало в себе указание сведений о размере, сроках, порядке внесения задатка, о реквизитах счета, на который вносится задаток.

Согласно пункту 14 статьи 110 Закона о банкротстве организатор торгов обязан обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации о проведении торгов, и обеспечить право лиц на участие в торгах без взимания с них платы, не предусмотренной Закона о банкротстве.

Вместе с тем, Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что положения Закона о банкротстве не содержат нормы, которая бы предусматривала в числе прочих обязанностей организатора торгов совершение таких действий как «обеспечение» возможности уплаты задатка.

Таким образом, реквизиты счета для зачисления сумм задатков были указаны Организатором торгов в сообщении о проведении Торгов и данный счет являлся действующим, действий, которые могли бы явиться основанием для невозможности зачисления денежных средств на данный счет со стороны Организатора торгов не предпринималось, иным лицом, принявшем участие в Торгах, успешно был внесен задаток по указанным реквизитам.

При указанных обстоятельствах Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о необоснованности рассматриваемого довода Заявителя.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь положениями статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мордовского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу <...> (вх. № 266-ЭП/23 от 23.01.2022) на действия Организатора торгов – Финансового управляющего <...> при проведении торгов по продаже посредством публичного предложения имущества должника <...> (сообщение в ЕФРСБ № 9442193 от 19.12.2022, лот №1) необоснованной.

Председатель комиссии                                                                                                            

Члены комиссии 

Связанные организации

Связанные организации не указаны