Предупреждение №1789 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИ... от 19 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступило заявление ПАО «МегаФон» (вх. № 710-ЭП/22 от 01.08.2022 г.) (далее – Заявитель, Общество) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны Администрации городского округа Саранск в части установления тарифов на платные услуги, оказываемые муниципальным предприятием городского округа Саранск «Горэлектротранс» (далее – Предприятие).

В результате анализа полученных данных было установлено следующее.

Пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон о местном самоуправлении) установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочием по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Согласно статье 16 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского округа отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В силу пункта 6 части 10 статьи 35 Закона о местном самоуправлении в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, муниципальное предприятие городского округа Саранск «ГОРЭЛЕКТРОТРАНС» создано 01.07.2002 г., учредителем является Администрация городского округа Саранск. Основной вид деятельности – регулярные перевозки пассажиров троллейбусами в городском и пригородном сообщении (код ОКВЭД – 49.31.22).

Устав муниципального предприятия городского округа Саранск «ГОРЭЛЕКТРОТРАНС» (далее – Устав) утверждён распоряжением Первого заместителя Главы Администрации городского округа Саранск от 06.09.2012 г. №1410-рз.

Согласно уставу муниципального предприятия городского округа Саранск «ГОРЭЛЕКТРОТРАНС», предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ним собственником имущества. Учредителем и собственником имущества предприятия является муниципальное образование городской округ Саранск в лице Администрации городского округа Саранск, в дальнейшем именуемая «Учредитель». 

Согласно пункту 1.9 устава предприятие самостоятельно осуществляет хозяйственную деятельность на основе переданного ему на праве хозяйственного ведения муниципального имущества. Предприятие владеет, пользуется и распоряжается указанным имуществом с ограничениями, установленными законодательством и настоящим Уставом.

  Согласно пункту 4.1.2 устава предприятие имеет право устанавливать цены и тарифы на все виды производственных работ, услуг, выпускаемую и реализуемую продукцию в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Мордовия и нормативными актами муниципального образования городской округ Саранск.

  Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей связи утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 1284 (далее - Правила недискриминационного доступа) (в тексте Правил недискриминационного доступа отмечено, что они приняты в соответствии с частью 3 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы уполномочены осуществлять государственный контроль за соблюдением требований, определенных Правилами недискриминационного доступа, в пределах установленных полномочий по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях).

Правила недискриминационного доступа делят инфраструктуру для размещения сетей электросвязи на специальные объекты инфраструктуры и сопряженные объекты инфраструктуры. Специальные объекты инфраструктуры - специально созданные или приспособленные для размещения сетей электросвязи объекты инфраструктуры; сопряженные объекты инфраструктуры - объекты инфраструктуры, в том числе созданные для целей, не связанных с оказанием услуг электросвязи, которые могут использоваться для размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, к которым относятся, в том числе, воздушные линии электропередачи и столбовые опоры.

Опоры контактной сети относятся к числу сопряженных объектов инфраструктуры для размещения сетей связи.

Постановлением Администрации городского округа Саранск №513 от 27.03.2020 г. «Об утверждении тарифов на платные услуги, оказываемые муниципальным предприятием городского округа Саранск «Горэлектротранс» утверждены тарифы на платные услуги. Согласно приложению к постановлению Администрации городского округа Саранск от 27 марта 2020 г. № 513, предоставление одной точки на опорах контактной сети составляет 316,00 (без НДС) рублей.

Постановлением Администрации городского округа Саранск №320 от 11.03.2022 г. «О внесении изменения в постановление Администрации городского округа Саранск от 27 марта 2020 года №513 «Об утверждении тарифов на платные услуги, оказываемые муниципальным предприятием городского округа Саранск «Горэлектротранс» внесены изменения в тариф на платные услуги, оказываемые муниципальным предприятием городского округа Саранск «Горэлектротранс». Согласно приложению к постановлению Администрации городского округа Саранск от 11 марта 2022 г. № 320, предоставление одной точки на опорах контактной сети в месяц составляет 357,50 (без НДС) рублей.

В соответствии с письменными пояснениями Администрации городского округа Саранск и муниципального предприятия городского округа Саранск «Горэлектротранс» тариф на предоставление одной точки на опорах контактной сети утвержден в соответствии с отчетом ООО «Рыночные оценочные системы» №22/01/31-н1 от 28.01.2022 г. об оценке рыночной стоимости услуги по предоставлению одной точки на опорах контактной сети, находящейся в хозяйственно ведении МП городского округа Саранск «Горэлектротранс».

Согласно Отчету, для оценки величины стоимости услуги по предоставлению точки на опорах контактной сети сравнительным подходом требуется наличие информации о ценах сделок с объектами недвижимости, являющимися аналогами оцениваемого, при отсутствии информации о ценах сделок допускается использование цен предложения. В результате анализа рынка аналогичных предложений по России была выявлена информация о предложениях аренды объектов, аналогичных оцениваемому. В данном отчете применим сравнительный подход. Оценка на основе сравнительного подхода базируется на анализе рынка предложений по аренде недвижимости, поэтому при наличии активного рынка недвижимости в регионе реально отражает стоимость оцениваемого имущества. В данном случае, сравнительный подход к оценке является единственно возможным, по этой причине весовой коэффициент составляет – 1,0.

Также в соответствии с Отчетом, затратный подход не отражает состояние рынка на сегодняшний день, не учитывает спрос и предложение подобных объектов на рынке и стоимость, полученная затратным подходом, не будет в полной мере отражать состояние рынка, что в свою очередь скажется на итоговом результате рыночной стоимости объекта оценки. Поэтому в настоящем отчете затратный подход применяться не будет. Оценка рыночной стоимости на основе затратного подхода отражает затраты на замещение оцениваемого объекта и его техническое состояние, однако не учитывает рыночной ситуации на дату определения стоимости. В то же время, преимущество применения затратного подхода связано с тем, что недостаточность и/или недостоверность информации о состоявшихся сделках на «пассивных» или малоактивных рынках недвижимости в ряде случаев ограничивает возможность использования других подходов к оценке. В данном случае применение затратного подхода имеет обоснованный отказ, по этой причине весовой коэффициент составляет – 0.

Таким образом, для определения тарифа на платные услуги, оказываемые муниципальным предприятием городского округа Саранск «Горэлектротранс» по предоставлению одной точки на опорах контактной сети, ООО «Рыночные оценочные системы» применило сравнительный подход.

Согласно пунктам 18 и 38 Правил недискриминационного доступа владелец инфраструктуры не вправе обуславливать получение доступа к инфраструктуре получением иных платных услуг, а тариф на доступ к инфраструктуре должен устанавливаться на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли.

Согласно пункту 30 Правил недискриминационного доступа в состав тарифа на доступ к сопряженным объектам инфраструктуры включаются затраты, которые несет владелец инфраструктуры на исполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 30 вышеуказанных Правил, т.е. следующих обязанностей:

- по обеспечению соответствия объектов инфраструктуры требованиям к инфраструктуре;

- по информированию пользователя инфраструктуры об аварийных ситуациях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору;

- по обеспечению на безвозмездной основе беспрепятственного доступа уполномоченного персонала пользователя инфраструктуры к указанной в договоре сети электросвязи, в том числе к ее отдельным элементам, в соответствии с правилами внутреннего распорядка (при их наличии) на объектах инфраструктуры, на которых такие отдельные элементы сети электросвязи размещены.

Экономически обоснованными считаются любые расходы, которые связаны с предпринимательской деятельностью, то есть понесены для получения дохода (письмо Минфина России от 08.07.2019 № 03-03-06/1/50124). Для документального подтверждения понесенных расходов используют первичные документы, доказывающие, что расходы действительно были понесены организацией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Таким образом, экономически обоснованными расходами признаются любые затраты при условии, что они фактически произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, документально подтверждены и являются обоснованными.

Отчет ООО «Рыночные оценочные системы» №22/01/31-н1 от 28.01.2022 г. об оценке рыночной стоимости услуги по предоставлению одной точки на опорах контактной сети, находящейся в хозяйственном ведении МП городского округа Саранск «Горэлектротранс», не содержит сведений об экономически обоснованных затратах и необходимой прибыли в части установления тарифа на предоставление одной точки на опорах контактной сети.

Таким образом, тариф муниципального предприятия городского округа Саранск «Горэлектротранс» в размере 357,50 (без НДС) руб. в месяц за 1 шт, установленный постановлением Администрации городского округа Саранск от 11.03.2022 № 320, не является экономически обоснованным.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции, в том числе являются рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Рассматриваемые действия Администрации городского округа Саранск в части установления приложением к постановлению Администрации городского округа Саранск от 11.03.2022 № 320 цены на предоставление одной точки на опорах контактной сети в размере 357,50 (без НДС) руб. в месяц за 1 шт. приводят (могут привести) к ограничению конкуренции, поскольку установление таких ценовых условий (заградительных тарифов) на Услугу создает дополнительные барьеры для входа хозяйствующим субъектам на рынок оказания услуг связи.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

С учетом совокупности изложенных доказательств в действиях Администрации городского округа Саранск, выразившихся в установлении в приложении к постановлению Администрации городского округа Саранск от 11.03.2022 № 320 экономически необоснованного тарифа на предоставление одной точки на опорах контактной сети в размере 357, 50 (без НДС) рублей в месяц за шт., что приводит (может привести), в том числе к сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, содержатся признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается (часть 2 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции»).

В связи с наличием в рассматриваемых действиях Администрации городского округа Саранск признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Мордовское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Администрацию городского округа Саранск о необходимости прекращения указанных действий путем внесения изменений в Приложение к постановлению Администрации городского округа Саранск от 11.03.2022 г. №320, установив тариф на предоставление одной точки на опорах контактной сети на уровне экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли, рассчитанный на основании фактически произведенных затрат.

Данное предупреждение подлежит исполнению в месячный срок с даты получения настоящего предупреждения.

О принятых мерах по устранению признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и о выполнении настоящего предупреждения сообщить в Мордовское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны