Постановление №121 о назначении административного наказания в виде предупрежден... от 27 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания в виде предупреждения

по делу № 013/04/14.3-59/2019 об административном правонарушении 

27 февраля 2019 года                                                                  г. Саранск, проспект Ленина, 14 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) <...>, рассмотрев протокол об административном правонарушении № 29 от 01.02.2019г. и материалы дела № 013/04/14.3-59/2019 об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица – Индивидуального предпринимателя Е. <...>,

УСТАНОВИЛ:

В рамках дела № 656/18-Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе рассмотрены обстоятельства распространения рекламы «ПИВ&Ко Советское Пролетарская 110» с изображением банки с этикеткой «Советское», наполненной жидкостью янтарного цвета, «ПИВ&Ко •самые• ДЕШЕВЫЕ сами-знаете-что Пролетарская 110» с изображением в специально выделенном круге предмета под знаком вопроса, по своему дизайну явно напоминающему пачку сигарет, которая размещалась с использованием выносного двухстороннего штендера рядом с входом в магазин разливных напитков «ПИВ&Ко» (г.Саранск, ул.Пролетарская, 110), рекламы «ПИВ&Ко •самые• ДЕШЕВЫЕ сами-знаете-что» и с изображением предмета под знаком вопроса и в специально выделенном круге, по своему дизайну явно напоминающему пачку сигарет, которая размещалась на плакате справа от входной двери в магазин разливных напитков «ПИВ&Ко» (г.Саранск, ул.Пролетарская, 110), рекламы образцов торговых марок импортного пива (Stefanus, OeTTINGER Weiss, TIMMERMANS Kriek Lambicus, Gernovar, CARLING Black, HARP, KRUSOVICE, и др.), которая размещалась в витрине справа от входной группы магазина разливных напитков «ПИВ&Ко» (г.Саранск, ул.Пролетарская, 110). Решением Комиссии Мордовского УФАС России от 29.12.2018 № 783 по делу № 656/18-Р такая реклама была признана ненадлежащей, нарушающей требования пункта 8 статьи 7, пункта 6 части 2 и части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

По установленному факту нарушения законодательства о рекламе в отношении рекламодателя и рекламораспространителя - Индивидуального предпринимателя Е. в последующем был составлен протокол Мордовского УФАС России об административном правонарушении № 29 от 01.02.2019г., согласно которому названному должностному лицу вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 и частью 4 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

К материалам настоящего дела приобщается распечатка сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства <...>  (находятся в открытом доступе на сайте Федеральной налоговой службы https://rmsp.nalog.ru/search.html), из которых следует, что Индивидуальный предприниматель Е. по состоянию на 01.08.2016г. включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и относится к категории микропредприятия.

Протокол Мордовского УФАС России об административном правонарушении № 29 от 01.02.2019г. составлен в присутствии Индивидуального предпринимателя Е., объяснившего в протоколе, что с составленным протоколом согласен, 15.12.2018г. нарушение устранил.

Копия составленного протокола Мордовского УФАС России об административном правонарушении № 29 от 01.02.2019г. и определения Мордовского УФАС России от 01.02.2019 № 65 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вручены под расписку лично ИП Е.

Содержание протокола об административном правонарушении № 29 от 01.02.2019г. соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каких-либо нарушений при его составлении не выявлено.

С учетом изложенного, протокол Мордовского УФАС России об административном правонарушении № 29 от 01.02.2019г. рассмотрен в порядке статей 25.15, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отсутствии Индивидуального предпринимателя Е., извещенного о рассмотрении такого протокола в установленном порядке.

Административное правонарушение выразилось в следующем.

На состоявшемся 20 ноября 2018 года заседании Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Мордовском УФАС России предметом обсуждения был фотоматериал от 16.11.2018, которым зафиксирован факт распространения информации «ПИВ&Ко •самые• ? ДЕШЕВЫЕ сами-знаете-что Пролетарская 110», демонстрируемой на выносном штендере у входа в специализированный магазин «ПИВ&Ко» (г.Саранск, ул.Пролетарская, 110). По результатам обсуждения члены Экспертного совета признали, что такая информация по манере её исполнения привлекает внимание потребителей к продавцу «ПИВ&Ко», а содержащееся под знаком вопроса в специально выделенном круге изображение предмета по своему дизайну явно напоминает пачку сигарет, запрещенных к рекламированию, и при одновременном использовании слогана «самые дешевые сами-знаете-что» усиливает эффект акцентирования внимания к такому товару и его продавцу, что способствует их продвижению на рынке, в связи с чем рекомендовали антимонопольному органу рассмотреть необходимость возбуждения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе (протокол Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Мордовском УФАС России от 20.11.2018).

На основании полученных данных о событии, свидетельствующем о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, специалистами Мордовского УФАС России произведен осмотр наружного оформления магазина разливных напитков «ПИВ&Ко» (город Саранск, улица Пролетарская, дом 110) и выносного двухстороннего штендера, выставленного на тротуаре, в зоне пешеходного движения, в непосредственной близости от входа в такой магазин (акт осмотра территории от 22.11.2018), которым установлено следующее:

- на одной стороне выносного штендера демонстрируются надписи «ПИВ&Ко Советское Пролетарская 110» с изображением банки с этикеткой «Советское», наполненной жидкостью янтарного цвета, на другой стороне выносного штендера демонстрируются надписи  «ПИВ&Ко •самые• ДЕШЕВЫЕ сами-знаете-что Пролетарская 110» с изображением в специально выделенном круге предмета под знаком вопроса, по своему дизайну явно напоминающему пачку сигарет;

- справа от входной двери в магазин разливных напитков «ПИВ&Ко» размещен плакат с надписями «ПИВ&Ко •самые• ДЕШЕВЫЕ сами-знаете-что» и с изображением предмета под знаком вопроса и в специально выделенном круге, по своему дизайну явно напоминающему пачку сигарет;

- обзорный вид выносного штендера с той стороны, на которой демонстрируются надписи  «ПИВ&Ко •самые• ДЕШЕВЫЕ сами-знаете-что Пролетарская 110» с изображением в специально выделенном круге предмета под знаком вопроса, по своему дизайну явно напоминающему пачку сигарет, а также обзорный вид плаката с надписями «ПИВ&Ко •самые• ДЕШЕВЫЕ сами-знаете-что» и с изображением предмета под знаком вопроса и в специально выделенном круге, по своему дизайну явно напоминающему пачку сигарет, зрительно совмещаются с витриной магазина, слева от входной группы, за остеклением которой чётко просматривается торговое помещение, оформленное вывесками с названием реализуемого товара «ТАБАК»;

- в витрине магазина разливных напитков «ПИВ&Ко», справа от входной группы, демонстрируются муляжи бутылок с образцами торговых марок импортного пива (Stefanus, OeTTINGER Weiss, TIMMERMANS Kriek Lambicus, Gernovar, CARLING Black, HARP, KRUSOVICE, и др.).

Совокупность демонстрируемой информации обращает внимание неопределенного круга лиц к деятельности магазина разливных напитков «ПИВ&Ко» и реализуемому в нём товару, визуализированному названием пива «Советское» и изображением банки пива с надписью «Советское», муляжами бутылок импортного пива общеизвестных торговых марок (Stefanus, OeTTINGER Weiss, TIMMERMANS Kriek Lambicus, Gernovar, CARLING Black, HARP, KRUSOVICE, и др.), а также изображением под знаком вопроса предмета, по своему дизайну напоминающего пачку сигарет, который при наличии слогана «сами-знаете-что» и просматриваемой через витрину надписи «ТАБАК» явно отождествляется с табачной продукцией, поддерживает интерес к такому магазину и предлагаемому товару (пиво, табак), формирует и поддерживает к ним интерес, тем самым способствует их продвижению на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Объектом рекламирования рассматриваемой рекламы является торговая деятельность, осуществляемая в магазине разливных напитков «ПИВ&Ко» со специализированной направленностью на реализацию пива, в том числе разливного, и табачной продукции.

В магазине разливных напитков «ПИВ&Ко» (г.Саранск, ул.Пролетарская, 110) под таким коммерческим обозначением предпринимательскую деятельность осуществляет Индивидуальный предприниматель Е., что подтверждается договором аренды нежилого помещения <...>, заключенным между ИП Ф. и ИП Е., и договором коммерческой концессии, заключенным между ООО «Пивная Коллекция» и ИП Е.

Е. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 11 марта 2016 года за основным государственным регистрационным номером <...>, что подтверждается выданным Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саранска свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, <...>.

В Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (общий доступ через официальный сайт ФНС России egrul.nalog.ru) имеются сведения об индивидуальном предпринимателе - Е. <...>, согласно которым основным видом деятельности ИП является торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями (ОКВЭД 45.3), дополнительными видами - торговля оптовая пивом (ОКВЭД 46.34.23), торговля оптовая табачными изделиями (ОКВЭД 46.35), торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами (ОКВЭД 46.71), торговля оптовая неспециализированная (ОКВЭД 46.90), торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах (ОКВЭД 47.19), торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.25.1), торговля розничная пивом в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.25.12), торговля розничная безалкогольными напитками в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.25.2), торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.26), торговля розничная прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.29), торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.30), деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (ОКВЭД 56.10), подача напитков (ОКВЭД 56.30), аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом (ОКВЭД 68.20).

Предоставленный ИП Е. прейскурант продукции (полный ассортиментный перечень, в том числе пива, табачной продукции), реализуемой в магазине разливных напитков «ПИВ&Ко» (г.Саранск, ул.Пролетарская, д.110), подтверждает, что такой продавец в действительности осуществляет торговлю пивом (пиво в бутылках и в разлив, в частности, пиво из кеги «Советское»), а также торговлю табачными изделиями (сигареты, в частности, сигареты Marlboro).

Следовательно, посредством используемой в наружном оформлении магазина разливных напитков «ПИВ&Ко» рекламы продвигается торговая деятельность продавца ИП Е., специализирующегося, среди прочего, на продаже пива и табачных изделий, который в своих интересах осуществил размещение рассматриваемой рекламы и тем самым выступил в качестве рекламодателя и рекламораспространителя.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Комплексный анализ сообщаемых в распространяемой рекламе продавца «ПИВ&Ко» сведений свидетельствует о следующем.

Изображенный на плакате и на штендере предмет в специально выделенном круге, обозначенный знаком вопроса и сопровождаемый слоганом «самые ДЕШЕВЫЕ сами-знаете-что», очевидно воспроизводит внешний вид пачки (упаковки) сигарет общеизвестной торговой марки (Marlboro) - белый цвет острой стрелой врезается в красный, и, несмотря на используемую завуалированность, создает эффект привлечения внимания к демонстрируемому предмету, ассоциативно воспринимаемому как пачка «самых дешевых» сигарет в «ПИВ&Ко». При этом восприятие таких сведений о реализуемой табачной продукции снаружи магазина усиливается обзорным видом плаката и штендера, зрительно совмещаемого с витриной магазина «ПИВ&Ко», за остеклением которой чётко просматривается торговое помещение, оформленное вывесками с названием реализуемого товара «ТАБАК».

Такая подача рекламной информации акцентирует  внимание потребителей рекламы на торговую деятельность продавца «ПИВ&Ко» по реализации табачной продукции, завуалированной под знаком вопроса и надписью «ПИВ&Ко •самые• ДЕШЕВЫЕ сами-знаете-что Пролетарская 110».

В силу норм статьи 2 Федерального закона от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» табачная продукция - табачное изделие, упакованное в потребительскую тару; табачные изделия - продукты, полностью или частично изготовленные из табачного листа в качестве сырьевого материала, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья; вид табачного изделия - совокупность курительных и некурительных табачных изделий, сходных по потребительским свойствам и способу потребления. К ним относятся сигареты, сигары, сигариллы (сигариты), папиросы, табак для кальяна, табак курительный тонкорезаный, табак трубочный, биди, кретек, табак сосательный (снюс), табак жевательный, табак нюхательный, насвай и другие табачные изделия.

Согласно статье 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака. Запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с пунктом 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 16 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Следовательно, в рассматриваемом случае вопреки законодательно установленному запрету распространяется реклама табачной продукции и продавца такого товара («ПИВ&Ко •самые• ДЕШЕВЫЕ сами-знаете-что», «ПИВ&Ко •самые• ДЕШЕВЫЕ сами-знаете-что Пролетарская 110»).

Вместе с тем, нанесенное на штендере изображение банки с этикеткой «Советское», наполненной жидкостью янтарного цвета, которое сопровождается надписями «ПИВ&Ко Советское Пролетарская 110», а также демонстрируемые снаружи через остекление витрины магазина «ПИВ&Ко» образцы бутылок (в виде распечатанных картинок в натуральную величину) нескольких сортов импортного пива (Stefanus, OeTTINGER Weiss, TIMMERMANS Kriek Lambicus, Gernovar, CARLING Black, HARP, KRUSOVICE, и др.) акцентируют внимание потребителей на конкретный товар – средства индивидуализации пива определенных торговых марок (названий) и формируют желание приобрести такое пиво в магазине разливных напитков «ПИВ&Ко».

Пиво относится к алкогольной продукции, что следует из норм статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Статьей 21 Федерального закона «О рекламе» к рекламе алкогольной продукции установлены специальные требования и ограничения.

В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться: в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.

В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Однако рассматриваемая реклама продавца «ПИВ&Ко», в которой используется изображение пива «Советское» (наполненная банка с надписью «Советское») и образцов импортного пива Stefanus, OeTTINGER Weiss, TIMMERMANS Kriek Lambicus, Gernovar, CARLING Black, HARP, KRUSOVICE, и др., не сопровождается предупреждением о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции и такая реклама размещена снаружи магазина разливных напитков «ПИВ&Ко» (г.Саранск, ул.Пролетарская, 110), через дорогу от которого, согласно сведениям, предоставленным Администрацией городского округа Саранск с письмом <...>, на расстоянии 95,7 метров находится образовательная организация - МОУ «Лицей № 43» (г.Саранск, ул.Пролетарская, д.101А), то есть на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемого образовательной организацией здания.

ИП Е. в письменных объяснительных <...> и пояснениях <...> указал, что рассматриваемая реклама с октября 2018 года использовалась в наружном оформлении магазина разливных напитков «ПИВ&Ко», в котором реализуется табак и пиво, в том числе осуществляется продажа пива «Советское» (разливается как в ПЭТ тару  объемом 1 и 1,5 литра, так и в стеклянную тару (банку) объемом 3 литра), и удалена 15.12.2018, что подтверждено фотоотчетом, свидетельствующим об устранении рассматриваемой рекламы.

Таким образом, распространявшаяся на территории городского округа Саранск Республики Мордовия в период с октября и до 15 декабря 2018 года реклама «ПИВ&Ко Советское Пролетарская 110» с изображением банки с этикеткой «Советское», наполненной жидкостью янтарного цвета, «ПИВ&Ко •самые• ДЕШЕВЫЕ сами-знаете-что Пролетарская 110» с изображением в специально выделенном круге предмета под знаком вопроса, по своему дизайну явно напоминающему пачку сигарет, которая размещена с использованием выносного двухстороннего штендера рядом с входом в магазин разливных напитков «ПИВ&Ко» (г.Саранск, ул.Пролетарская, 110), реклама «ПИВ&Ко •самые• ДЕШЕВЫЕ сами-знаете-что» и с изображением предмета под знаком вопроса и в специально выделенном круге, по своему дизайну явно напоминающему пачку сигарет, которая размещена на плакате справа от входной двери в магазин разливных напитков «ПИВ&Ко» (г.Саранск, ул.Пролетарская, 110), реклама образцов торговых марок импортного пива (Stefanus, OeTTINGER Weiss, TIMMERMANS Kriek Lambicus, Gernovar, CARLING Black, HARP, KRUSOVICE, и др.), которая размещена в витрине справа от входной группы магазина разливных напитков «ПИВ&Ко» (г.Саранск, ул.Пролетарская, 110), нарушает требования пункта 8 статьи 7, пункта 6 части 2 и части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», и поэтому является ненадлежащей рекламой.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 7, частью 3 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 7, частями 2 и 3 статьи 21 настоящего Федерального закона.

В рассматриваемом случае установлено, что рекламодателем и одновременно рекламораспространителем рассматриваемой рекламы «ПИВ&Ко» является ИП Е. <...>, при попустительстве которого опосредовано и выражено распространение рассматриваемой ненадлежащей рекламы.

ИП Е. имел и правовую, и реальную возможность выполнить обязанность по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о рекламе и при этом учитывать особенности места распространения рекламы пива, а также прямой запрет на рекламу табачной продукции, однако не проявил разумной заботливости и осмотрительности по соблюдению требований пункта 8 статьи 7, пункта 6 части 2 и части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», следствием чего стало распространение ненадлежащей рекламы, за что предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Исследовав и оценив обстоятельства настоящего дела в их совокупности, уполномоченное должностное лицо территориального антимонопольного органа пришло к следующим выводам.

Индивидуальный предприниматель Е., реализуя свою волю по распространению рассматриваемой рекламы, не предпринял все зависящие от него меры по соблюдению требований пункта 8 статьи 7, пункта 6 части 2 и части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», при том, что имел возможность не нарушать их, тем самым пренебрёг законодательно установленным запретом на рекламу табака, а также ограничениями и требованиями, предъявляемыми к рекламе пива, следствием чего стало распространение ненадлежащей рекламы.

Установленные обстоятельства свидетельствуют о совершении рекламодателем и рекламораспространителем – Индивидуальным предпринимателем Е. <...> виновных действий, которые посягают на установленный, регламентированный государством, порядок распространения рекламы и создают существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, направленным на ограничение потребления алкоголя и сокращение спроса на табак с целью защиты здоровья и законных интересов граждан.

Уполномоченное должностное лицо территориального антимонопольного органа, принимая во внимание существенность угрозы охраняемым общественным отношениям и учитывая отсутствие исключительности рассматриваемого случая, не усматривает оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.

Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов  Российской Федерации  об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В рассматриваемом случае вина должностного лица - Индивидуального предпринимателя Е. заключается в пренебрежительном отношении к обязанности соблюдать требования, установленные пунктом 8 статьи 7, пунктом 6 части 2 и частью 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», и непринятии им исчерпывающих мер по соблюдению установленных норм и правил рекламного законодательства.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, охраняющие право потребителей на получение рекламы, соответствующей требованиям рекламного законодательства.

Объективная сторона административного правонарушения состоит в распространении ненадлежащей рекламы «ПИВ&Ко Советское Пролетарская 110» с изображением банки с этикеткой «Советское», наполненной жидкостью янтарного цвета, «ПИВ&Ко •самые• ДЕШЕВЫЕ сами-знаете-что Пролетарская 110» с изображением в специально выделенном круге предмета под знаком вопроса, по своему дизайну явно напоминающему пачку сигарет, которая размещена с использованием выносного двухстороннего штендера рядом с входом в магазин разливных напитков «ПИВ&Ко» (г.Саранск, ул.Пролетарская, 110), реклама «ПИВ&Ко •самые• ДЕШЕВЫЕ сами-знаете-что» и с изображением предмета под знаком вопроса и в специально выделенном круге, по своему дизайну явно напоминающему пачку сигарет, которая размещена на плакате справа от входной двери в магазин разливных напитков «ПИВ&Ко» (г.Саранск, ул.Пролетарская, 110), реклама образцов торговых марок импортного пива (Stefanus, OeTTINGER Weiss, TIMMERMANS Kriek Lambicus, Gernovar, CARLING Black, HARP, KRUSOVICE, и др.), которая размещена в витрине справа от входной группы магазина разливных напитков «ПИВ&Ко» (г.Саранск, ул.Пролетарская, 110), нарушающей требования пункта 8 статьи 7, пункта 6 части 2 и части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

Субъектом административного правонарушения является рекламодатель и рекламораспространитель - Индивидуальный предприниматель Е. <...>, определивший содержание рассматриваемой рекламы и осуществивший её распространение в своих интересах.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется виной рекламодателя и рекламораспространителя – ИП Е., который, имея возможность соблюдать требования законодательства о рекламе, пренебрежительно отнесся к исполнению обязанностей соблюдать такие требования и совершил административное правонарушение по неосторожности, поскольку не предвидел возможности наступления вредных последствий своих действий, хотя должен был и мог их предвидеть.

Временем совершения ИП Е. административного правонарушения является период распространения ненадлежащей рекламы: с октября и до 15 декабря 2018 года.

Местом совершения административного правонарушения является место распространения ненадлежащей рекламы: 430016, Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Пролетарская, д.110, магазин разливных напитков «ПИВ&Ко» (место осуществления предпринимательской деятельности ИП Е.).

В силу части 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

С учетом норм части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе исчисляется сроком в один год.

Соответственно, на дату вынесения настоящего постановления срок привлечения к административной ответственности по статье 14.3 и части 4 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истек.

ИП Е. прекращено распространение ненадлежащей рекламы табака и пива в наружном оформлении магазина  разливных напитков «ПИВ&Ко», о чем свидетельствуют материалы дела № 656/18-Р, ставшие основанием для возбуждения и рассмотрения настоящего административного производства.

Также в процессе административного производства не установлено фактов привлечения в течение 2018 года и за истекший период 2019 года Индивидуального предпринимателя Е. к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства.

Данные обстоятельства, с учетом положений статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимаются как обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

В соответствии с частью 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел которых подведомственно одному и тому же органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.

Исходя из приведенных законоположений, в рассматриваемом случае в отношении ИП Е., совершившего одно действие по распространению ненадлежащей рекламы, содержащее составы административных правонарушений по части 1 статьи 14.3 и по части 4 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  должно быть назначено наказание в виде наибольшего административного штрафа в денежном выражении, предусмотренного санкциями части 4 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Уполномоченное должностное лицо антимонопольного органа, оценив характер и конкретные обстоятельства совершённого правонарушения, роль правонарушителя, его статус в качестве микропредприятия, находит, что в отношении Индивидуального предпринимателя Е., виновного в совершении административного правонарушения, к которому в данном случае применим наибольший административный штраф по санкциям части 4 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как лица, относящегося к субъектам малого предпринимательства, возможна замена административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу положений части 1 и части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

На основании приведенных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и установленных в процессе административного производства обстоятельств применение к Индивидуальному предпринимателю Е. административного наказания в виде предупреждения будет отвечать принципам соразмерности и справедливости наказания, соответствующим характеру совершенного административного правонарушения, и при этом позволит достичь предупредительные цели, установленные частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обеспечить соответствующую защиту охраняемым Законом государственным и общественным интересам.

Руководствуясь пунктом 8 статьи 7, пунктом 6 части 2 и частью 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», а также статьями 1.7, 3.1, 3.4, частью 1 статьи 4.1.1, частью 1 статьи 14.3, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать должностное лицо - Индивидуального предпринимателя Е. <...> нарушившим часть 1 статьи 14.3 и часть 4 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку им не соблюдены требования пункта 8 статьи 7, пункта 6 части 2 и части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

2. Заменить должностному лицу – Индивидуальному предпринимателю Е. <...> наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

3. В соответствии со статьей 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупредить должностное лицо - Индивидуального предпринимателя Е. <...> об административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, предусмотренной статьей 14.3 и частью 4 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Руководитель Управления                                                                   <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны