Решение б/н Решение от 12 января 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 013/10/18.1-821/2022

г. Саранск

Резолютивная часть решения оглашена «10» января 2023 г.

В полном объеме решение изготовлено «12» января 2023 г.


 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

председатель Комиссии: [........] – заместитель руководителя Мордовского УФАС России,

члены Комиссии:

[........]. – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

[........] – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

[........] – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России;

[........] – специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России;

в присутствии до переноса рассмотрения жалобы представителя Организатора торгов – Конкурсного управляющего МУП Совхоз «Коммунальщик» [........] – [........] (доверенность от 09.01.2023 г. № б/н),

при участии посредством видеонференцсвязи:

представителя Оператора электронной торговой площадки АО «Центр дистанционных торгов» – [........] (доверенность от 02.02.2022 г.),

[........], надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела (уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу от 26.12.2022 № ЛА/2621/22, уведомление о переносе срока рассмотрения жалобы по делу от 09.01.2023 года № ЛА/9/23), явку не обеспечил, направил ходатайства об отложении заседания комиссии (вх. № 15-ЭП/22 от 09.01.2023 года, вх. № 14-ЭП/22 от 09.01.2023),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу Шайдорова М.А. (вх. № 3285/22 от 23.12.2022) на действия Организатора торгов – Конкурсного управляющего МУП Совхоз «Коммунальщик» [........], оператора электронной площадки - АО «Центр дистанционных торгов» при проведении торгов на электронной торговой площадке АО «Центр дистанционных торгов» в форме публичного предложения по Лоту № 1 - Право требования МУП Совхоз «Коммунальщик» к [........] (код торгов 142757 на сайте: https://bankrot.cdtrf.ru/; сообщение на сайте ЕФРСБ № 9738595 от 28.09.2022),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия поступила жалоба [........] (вх. № 3285/22 от 23.12.2022) (далее – Заявитель) на действия Организатора торгов – конкурсного управляющего МУП Совхоз «Коммунальщик» [........] (далее – Организатор торгов, КУ [........]) и оператора электронной площадки АО «Центр дистанционных торгов» (далее – Оператор электронной площадки, АО «Центр дистанционных торгов») при проведении торгов на электронной торговой площадке АО «Центр дистанционных торгов» в форме публичного предложения по Лоту № 1 - Право требования МУП Совхоз «Коммунальщик» к [........] (код торгов 142757 на сайте: https://bankrot.cdtrf.ru/; сообщение на сайте ЕФРСБ № 9738595 от 28.09.2022) (далее – Публичное предложение).

Сторонам по делу направлено уведомление от 26.12.2022 г. № ЛА/2621/22 о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

В соответствии с уведомлением рассмотрение жалобы назначено на 9 января 2023 года на 11 часов 00 минут. Уведомлением о переносе срока рассмотрения жалобы по делу от 09.01.2023 года № ЛА/9/23 рассмотрение жалобы перенесено на 10 января 2023 года на 16 часов 30 минут.

Как следует из довода жалобы Заявителя (вх. № 3285/22 от 23.12.2022), в рамках проводимых торгов нарушена конфиденциальность предложений участников Публичного предложения.

Оператор электронной площадки с доводами жалобы не согласился, представил возражения на жалобу (вх. № 3368-ЭП/22 от 29.12.2022).

В ходе заседания комиссии Мордовского УФАС России представитель Организатора торгов представил документы по жалобе Заявителя. Письменные пояснения не представил. Представитель Организатора торгов дал устные пояснения на заседании комиссии Мордовского УФАС России. С доводами жалобы не согласился.

Изучив имеющиеся материалы жалобы, представленные доказательства, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия Мордовского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействия) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По смыслу положений Закона о банкротстве задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры — получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов — определение победителя на конкурентной основе.

Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 № 3 (2018).

Порядок проведения обязательных торгов в процедуре банкротства регламентирован общими нормами Гражданского законодательства РФ, Федеральным законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - ФЗ «О банкротстве») и Порядком проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (утв. Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 года №495) (далее – Приказ № 495).

Решением Арбитражного суда Орловской области по делу № 48-1256/2014 от 01.12.2014 МУП совхоз «Коммунальник» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Определением суда от 03.12.2020 конкурсным управляющим должника утвержден [........].

Согласно пункту 8 статьи 110 ФЗ «О банкротстве» в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника. Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника, кредиторов, внешнего управляющего.

Согласно части 2 статьи 140 ФЗ «О банкротстве» продажа прав требования должника осуществляется конкурсным управляющим в порядке и на условиях, которые установлены статьей 139 настоящего Федерального закона, если иное не установлено федеральным законом или не вытекает из существа требования.

Из части 3 статьи 139 ФЗ «О банкротстве» следует, что продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 – 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Согласно абзацу 1 части 8 статьи 10 ФЗ «О банкротстве» в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника. Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника, кредиторов, внешнего управляющего.

Согласно части 4 статьи 139 ФЗ «О банкротстве» при продаже имущества должника в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае не заключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

28.09.2022 года КУ [........] на сайте ЕФРСБ размещена информация о проведении торгов в форме публичного предложения по продаже имущества МУП Совхоз «Коммунальник» - Лот №1: Право требования МУП Совхоз «Коммунальник» к [........] (ИНН [........]) в размере 2 324 023,65 руб. с начальной ценой продажи – 2 324 023,65 руб. (сообщение на сайте ЕФРСБ № 9738595 от 28.09.2022). Торги проводятся на ЭТП АО «Центр дистанционных торгов» bankrot.cdtrf.ru (код торгов 142757).

Дата и время начала подачи заявок: 05.10.2022 13:00 час.

Дата и время окончания подачи заявок: 24.12.2022 13:00 час.

За период с 04.12.2022 13:00:00 по 14.12.2022 13:00:00 на участие в Публичном предложении было подано 3 заявки. Заявка [........], действующего в интересах Заявителя на основании агентского договора с ценовым предложением 953 600,00 руб., подана 14.12.2022 в 12:50:35 час., отозвана в 12:55:38 час. Повторно подана 14.12.2022 в 12:58:32 час. с ценовым предложением 1 003 500,00 руб.

Согласно протоколу об определении участников торгов №142757 за период с 04.12.2022 13:00:00 по 14.12.2022 13:00:00 от 21.12.2022 года на участие в Публичном предложении было подано 3 заявки. 2 Заявки допущены к участию, в том числе заявка агента Заявителя.

В соответствии с протоколом о результатах проведения торгов № 142757 от 21.12.2022 года заявка ООО «Электронный Брокер», действующего на основании агентского договора с ООО «Караван», с ценовым предложением 1025001,00 руб. признана победителем торгов, заявка [........], действующего в интересах Заявителя на основании агентского договора, с ценовым предложением 1003500,00 руб. заняла второе место.

Как следует из доводов жалобы Заявителя, в рамках проведения Публичного предложение нарушена конфиденциальность предложений участников торгов. Иным участникам торгов было известно о ценовом предложении [........], действующего в интересах Заявителя на основании агентского договора.

В соответствии с абзацем 6 пункта 4 статьи 139 ФЗ «О банкротстве» в случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.

Согласно Приказу № 495 оператор электронной площадки направляет организатору торгов все зарегистрированные заявки на участие в торгах, представленные и не отозванные до окончания срока представления заявок для определенного периода проведения торгов, и приложенные к ним документы с указанием даты и точного времени представления заявки на участие в торгах, порядкового номера регистрации каждой заявки не позднее тридцати минут после наступления одного из следующих случаев:

- завершения торгов вследствие поступления электронного сообщения, указанного в абзаце шестом пункта 6.1.3 настоящего Порядка;

- окончания периода проведения торгов.

Соответственно организатор торгов не располагает сведениями о цене предложенной участником до окончания периода приема заявок.

Согласно абзацу 2 пункта 6.1.2. Приказа № 495 при проведении торгов с использованием закрытой формы представления предложений о цене указанные предложения не подлежат разглашению до начала проведения торгов. Оператор электронной площадки обеспечивает конфиденциальность таких предложений.

Пунктом 10.6 Регламента проведения открытых и закрытых торгов в электронной форме на электронной площадке «Центр дистанционных торгов», размещенной на сайте https://cdtrf.ru/ в сети интернет от 12.08.2021 года также предусмотрено, что в случае использования закрытой формы предоставления предложений о цене имуществ, заявка на участие в открытых или закрытых торгах, содержащая предложение о цене имущества, не подлежит разглашению до начала проведения открытых или закрытых торгов.

Следовательно, ни нормами действующего законодательства, ни положениями электронной торговой площадки не предусмотрено раскрытие ценовых предложений участников торгов.

Комиссией Мордовского УФАС России также установлено, что АО «Центр дистанционных торгов» является членом Саморегулируемой организации «Союз операторов торговых площадок».

Согласно пункту 2 Порядка подтверждения соответствия оператора электронной площадки условиям членства в Союзе Операторов Электронных Площадок, утвержденного Решением Общего собрания членов СОЭП от «27» января 2022 г. (Протокол №24), основанием для подтверждения соответствия оператора электронной площадки и используемой им для проведения торгов в электронной форме электронной площадки, в том числе технологических, программных, лингвистических, правовых и организационных средств проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требованиям, установленным в соответствии с пунктами 14 и 20 статьи 110 Закона о банкротстве, является решение Комиссии Министерства экономического развития Российской Федерации, принятое в соответствии с Порядком подтверждения соответствия электронных площадок и операторов электронных площадок установленным Требованиям (Приложение № 3 к Приказу Минэкономразвития России 3 от 15.02.2010 № 54 «Об утверждении Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к электронным площадкам и операторам электронных площадок при проведении открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также Порядка подтверждения соответствия электронных площадок и операторов электронных площадок установленным Требованиям»), подтверждающее соответствие оператора электронной площадки и электронной площадки Требованиям в отношении оператора электронной площадки и электронной площадки.

Таким образом, членство АО «Центр дистанционных торгов» в Саморегулируемой организации «Союз операторов торговых площадок» подтверждает соответствие Оператора торговой площадки требованиям действующего законодательства, в том числе в части обеспечения безопасности и защиты информации при проведении торгов.

Комиссия отмечает, что Заявитель, как податель жалобы в антимонопольный орган, и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства, так как Комиссия Мордовского УФАС России принимает решение на основании представленных доказательств и сведений.

Заявителем в материалы жалобы не было представлено доказательств, подтверждающих факт возможной осведомленности участников торгов о ценовом предложении Заявителя, а довод, указанный в жалобе носит лишь предположительный характер.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

В свою очередь довод жалобы [........] на возможный сговор оператора электронной площадки - АО «Центр дистанционных торгов», участников торгов, а также иных хозяйствующих субъектов не может быть рассмотрен комиссией Мордовского УФАС России в порядке статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции».

Пунктом 3.12 Приказа ФАС России от 25.05.2012 № 339 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации» (далее – Административный регламент) заявление, материалы, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства, подаются:

- в соответствующий территориальный орган по месту совершения нарушения либо по месту нахождения (жительства) лица, в отношении которого подается заявление, материалы;

- в ФАС России независимо от места совершения нарушения либо места нахождения (жительства) лица, в отношении которого подается заявление, материалы.

В соответствии с пунктом 3.13 Административного регламента заявление, материалы, указывающие на то, что нарушение антимонопольного законодательства совершено на территории двух и более субъектов Российской Федерации, направляются соответствующими территориальными органами в ФАС России для решения вопроса о рассмотрении этого заявления, материалов, уведомив об этом заявителя.

В ходе анализа обращения (вх. № 3285/22 от 23.12.2022) установлено, что возможное нарушение АО «Центр дистанционных торгов», участниками торгов, а также иными хозяйствующих субъектов антимонопольного законодательства совершено на территории двух или более субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, Мордовское УФАС России на основании пункта 3.13 Административного регламента перенаправило жалобу [........] (вх. № 3285/22 от 23.12.2022) в ФАС России для рассмотрения в пределах компетенции в части возможного нарушения антимонопольного законодательства.

09.01.2023 года в адрес Мордовского УФАС России поступили ходатайства от [........] об ознакомлении с материалами дела, а также об отложении рассмотрения дела на 7 дней (вх. № 14-ЭП/22 от 09.01.2023, вх. № 15-ЭП/22 от 09.01.2023).

Рассмотрев представленные ходатайства, комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.

Согласно пункту 3 Письма ФАС России от 20.04.2022 № ГМ/39356/22 ознакомление с документами и сведениями, представленными на рассмотрение Комиссии в ходе рассмотрения жалобы, положениями статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не предусмотрено.

Пунктом 14 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 настоящей статьи.

В настоящее время основания для продления срока рассмотрения жалобы отсутствуют.

На основании изложенного Заявителю отказано в удовлетворении заявленных ходатайств.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мордовского УФАС России,

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу [........] (вх. № 3285/22 от 23.12.2022) на действия Организатора торгов – Конкурсного управляющего МУП Совхоз «Коммунальщик» [........]., оператора электронной площадки - АО «Центр дистанционных торгов» при проведении торгов на электронной торговой площадке АО «Центр дистанционных торгов» в форме публичного предложения по Лоту № 1 - Право требования МУП Совхоз «Коммунальщик» к [........] (код торгов 142757 на сайте: https://bankrot.cdtrf.ru/; сообщение на сайте ЕФРСБ № 9738595 от 28.09.2022) необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны