Решение б/н Решение по делу от 30 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Саранск

Резолютивная часть решения оглашена «23» апреля 2019 г.

В полном объеме решение изготовлено «13» мая 2019 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

в отсутствии: Заявителя – ООО «ЭТП 24», Ответчика – Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения настоящего дела (Определение от 09.04.2019 г. № 268),

рассмотрев дело 013/01/17-122/2019 по признакам нарушения Межрегиональным территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее – Росимущество) части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия поступило заявление ООО «ЭТП 24» (вх. № 449 от 30.01.2019 г., № 477 от 31.01.2019 г.), в котором указывается, что между Межрегиональным территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее – МТУ Росимущество) и ООО «СТРОЙ СИТИ» заключен государственный контракт № 0109100002018000096-0045693-01 от 09.01.2019 г. на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество. Заявитель считает, что требование государственного контракта об организации и проведении торгов по продаже имущества на электронной торговой площадке www.rts-tender.ru/ нарушает положения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заявитель указывает, что ООО «ЭТП 24» является многоотраслевой универсальной электронной торговой площадкой, которая соответствует всем требованиям, предъявляемым действующим законодательством Российской Федерации, необходимым для проведения торгов в электронной форме. ООО «ЭТП 24» осуществляет организацию и проведение торгов любой сложности как оператор и владелец электронной торговой площадки (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2010618025 от 13.12.2010 г.).

Согласно заявлению (вх. № 449 от 30.01.2019 г., № 477 от 31.01.2019 г.) ООО «ЭТП 24» было сделано коммерческое предложение поверенной компании, которая оказывала услуги МТУ Росимуществу. Был получен ответ, согласно которому сотрудничать с ООО «ЭТП 24» в части размещения на электронной торговой площадке не представляется возможным в связи с тем, что согласно государственному контракту, заключенному между МТУ Росимуществом и поверенной организацией, организацию и проведение торгов по продаже имущества необходимо проводить на электронной торговой площадке www.rts-tender.ru/.

ООО «ЭТП 24» считает, что требования об организации и проведении торгов на электронной торговой площадке www.rts-tender.ru/ ограничивают возможности электронных торговых площадок, соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия, и являются существенным нарушением антимонопольного законодательства.

На основании приказа Мордовского УФАС России от 28.02.2019 г. № 33-од возбуждено дело № 013/01/17-122/2019 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Кроме того, в отдел контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства поступила служебная записка из отдела контроля закупок, в которой указывается на признаки нарушения МТУ Росимущество антимонопольного законодательства, установленные в ходе рассмотрения жалобы ООО «Вектор Плюс» и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

В рамках рассмотрения дела № № 013/01/17-122/2019 в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции был подготовлен аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции.

В соответствии с пунктом 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов;

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах).

Временной интервал исследования определен как 2018-2019 гг.

Предмет торгов «оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество».

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, участвующие в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах): ООО «Строй Сити»; ООО «А-ВИА»; ИП Коновалов Константин Евгеньевич; ООО «СК «Аслер Строй»; ИП Майоров Игорь Владимирович; ООО «Недвижимость Плюс»; ООО «ИНТЕРА»; ООО «АЙБ БЕН ГИМ ЧЕБОКСАРЫ»; ООО «Кавказская кухня "АРЗУ»; ООО «Исма-Мед».

Из представленных заявителем и собранных Управлением документов и информации установлено следующее.

МТУ Росимуществом 11.12.2018 г. было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право оказания услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решение об обращении взыскания на имущество на территории Чувашской республики (за счет средств 2019 г.) № 0109100002018000096, а также Документация об аукционе в электронной форме № 77-ЭА-2018/РАИ.

Открытый аукцион проводился в соответствии с нормами Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1.12 Документация об аукционе в электронной форме № 77-ЭА-2018/РАИ требования к качеству, техническим характеристикам товаров, работ или услуг, требования к их безопасности и результатам и иные показатели, связанные с определением соответствия поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг потребностям Заказчика, указаны в Части 3 (Техническое задание) настоящей документации об аукционе.

Разделом 8 Части 3 (Техническое задание) Документации об аукционе в электронной форме № 77-ЭА-2018/РАИ установлены требования к проведению торгов. Согласно пункту 8.1 Аукционной документации организация и проведение торгов по продаже имущества в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Гражданского кодекса Российской Федерации на электронной торговой площадке www.rts-tender.ru. Исполнитель должен иметь аккредитацию на данной электронной торговой площадке или получить аккредитацию в течение 14 дней с момента заключения Контракта.

Кроме того, в составе аукционной документации размещен Проект государственного контракта (Часть 5. Проект контракта). Согласно пункту 8.1 Приложения № 1 к государственному контракту (Техническое задание) организация и проведение торгов по продаже имущества в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Гражданского кодекса Российской Федерации на электронной торговой площадке www.rts-tender.ru. Исполнитель должен иметь аккредитацию на данной электронной торговой площадке или получить аккредитацию в течение 14 дней с момента заключения Контракта.

Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.12. 2018 г., Протоколу подведения итогов электронного аукциона № № 77-ЭА-2018/РАИ от 24.12.2018 г. для участия в открытом аукционе поступило девять заявок. На основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе соответствующими требованиям аукционной документации были признаны заявки: ООО «СТРОЙ СИТИ» (предложение о цене контракта - 439 272, 59), ООО «А-ВИА» (предложение о цене контракта - 436 779, 13), ИП Коновалов К.Е. (предложение о цене контракта - 184 940, 09), ООО «Интера» (предложение о цене контракта - 100 097, 24), ООО «СК «Аслер Строй» (предложение о цене контракта - 100 000, 00), ИП Майоров И.В. (предложение о цене контракта - 171 252, 67).

По результатам проведения открытого аукциона между МТУ Росимуществом и ООО «СТРОЙ СИТИ» был заключен государственный контракт № 0109100002018000096-0045693-01 от 09.01.2019 г. с ценного контракта 439 272,59 руб.

Комиссией Мордовского УФАС России проанализирована информация, размещенная на сайте http://zakupki.gov.ru/ и установлено, что МТУ Росимуществом в период с декабря 2018 г. по февраль 2019 г. были проведены открытые аукционы (0109100002019000010, 0109100002018000097, 0109100002018000095) на право оказания услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решение об обращении взыскания на имущество.

04.02.2019 г. МТУ Росимуществом размещено извещение о проведении открытого аукциона № 0109100002019000010 на право оказания услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решение об обращении взыскания на имущество на территории Республики.

Пункт 7.1 Части 3 (Техническое задание) Документации об аукционе в электронной форме № 5-ЭА-2019/РАИ устанавливает, что организация и проведение торгов по продаже имущества в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Гражданского кодекса Российской Федерации на электронной торговой площадке www.rts-tender.ru. Исполнитель должен иметь аккредитацию на данной электронной торговой площадке или получить аккредитацию в течение 14 дней с момента заключения Контракта.

11.12.2018 г. МТУ Росимуществом размещено извещение о проведении открытого аукциона № 0109100002018000097 на право оказания услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решение об обращении взыскания на имущество на территории Республики Марий Эл (за счет средств 2019 года).

Пункт 8.1 Части 3 (Техническое задание) Документации об аукционе в электронной форме № 78-ЭА-2018/РАИ устанавливает, что организация и проведение торгов по продаже имущества в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Гражданского кодекса Российской Федерации на электронной торговой площадке www.rts-tender.ru. Исполнитель должен иметь аккредитацию на данной электронной торговой площадке или получить аккредитацию в течение 14 дней с момента заключения Контракта.

11.12.2018 г. МТУ Росимуществом размещено извещение о проведении открытого аукциона № 0109100002018000095 на право оказания услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решение об обращении взыскания на имущество на территории Чувашской Республики (за счет средств 2019 года).

Пункт 8.1 Части 3 (Техническое задание) Документации об аукционе в электронной форме № 76-ЭА-2018/РАИ устанавливает, что организация и проведение торгов по продаже имущества в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Гражданского кодекса Российской Федерации на электронной торговой площадке www.rts-tender.ru. Исполнитель должен иметь аккредитацию на данной электронной торговой площадке или получить аккредитацию в течение 14 дней с момента заключения Контракта.

Таким образом, установлено, что при проведении открытых аукционов на право оказания услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решение об обращении взыскания на имущество МТУ Росимуществом установлены требования исключительно на электронной торговой площадке www.rts-tender.ru.

Согласно пояснениям МТУ Росимущества № 2308 от 25.02.2019 г. (вх. № 1008 от 26.02.2019 г.) требование об организации и проведении торгов по продаже имущества исключительно на электронной торговой площадке www.rts-tender.ru установлено в связи с тем, что на указанной электронной торговой площадке отсутствует плата за совершение действий заказчика и исполнителя, оплату осуществляет только покупатель.

Правила взимания операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, установлены Постановлением Правительства РФ от 10.05.2018 № 564 «О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров».

На официальном сайте электронной торговой площадки www.rts-tender.ru размещены сведения о тарифах ООО «РТС-тендер» на участие в аукционах по продаже арестованного имущества, по продаже имущества, обращенного в собственность государства, по продаже лесных насаждений и по аренде лесных участков, аукционах с закрытой подачей ценовых предложений по продаже арестованного имущества, аукционах по реализации древесины, а также на участие в аукционах с подачей заявок двумя частями на право размещения нестационарного торгового объекта и на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, утвержденные Приказом Генерального директора № 01/П-19 от 17.01.2019 г.

Согласно сведениям с официального сайта www.rts-tender.ru вознаграждение с Продавцов и Арендодателей не взимается.

Мордовским УФАС России проанализированы условия размещения информации о проведении торгов по реализации арестованного имущества на электронной торговой площадки ЭТП 24 http://www.etp24torg.ru/ и установлено следующее.

На сайте электронной торговой площадки ЭТП 24 http://www.etp24torg.ru/ размещен Регламент проведения торгов в электронной форме по реализации арестованного имущества, Соглашение о гарантийном обеспечении на электронной площадке «ЭТП 24» по реализации арестованного и конфискованного имущества.

Регламент устанавливает правила проведения открытых торгов в электронной форме при реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на электронной площадке ООО «ЭТП 24», правила взаимодействия организаторов открытых торгов, операторов электронных площадок, лиц, заинтересованных в регистрации на электронной площадке, лиц, представляющих заявки на участие в открытых торгах, участников открытых торгов в процессе их организации и проведения.

Соглашение о гарантийном обеспечении устанавливает порядок внесения Претендентом гарантийного обеспечения оплаты оказания услуг Оператору торговой площадки; порядок принятия, учёта и сбережения гарантийного обеспечения оплаты оказания услуг Оператором; порядок взимания (удержания) гарантийного обеспечения оплаты оказания услуг с участника торгов, ставшего победителем торгов; порядок возврата обеспечения Оператором Претенденту, не ставшему победителем торгов; порядок и условия внесения, списания и возврата денежных средств в размере стоимости услуг Оператора.

Под претендентом понимается физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, чья заявка на участие в торгах принята и зарегистрирована Оператором ЭТП в журнале приема и регистрации заявок, и имеющее намерение стать участником процедуры торгов, проводимой на ЭП, и выдать для этих целей задаток Продавцу/Организатору торгов, присоединившееся к Соглашению в установленном им порядке.

Приложением № 1 к Соглашению о внесении гарантийного обеспечения установлены тарифы гарантийного обеспечения оплаты услуг Оператора электронной площадки «ЭТП 24». Вознаграждение, взимаемое с Участника торгов, признанного победителем торгов, тарифицируется в зависимости от начальной (минимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении торговой процедуры.

Таким образом, при организации и проведении торгов в электронной форме по реализации арестованного имущества на электронной торговой площадке ЭТП 24 также отсутствует плата за совершение действий заказчика и исполнителя, оплату осуществляет только претендент.

Требование Аукционной документации об организации и проведении торгов по продаже имущества исключительно на электронной торговой площадке www.rts-tender.ru/ не носит объективного характера, что влечет за собой (может повлечь) недопущение, ограничение, устранение конкуренции, противоречит требованиям действующего законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства.

В соответствии со статей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с пунктами 1-2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

На основании статьи 48.1 Закона о защите конкуренции приведённые выше фактические и иные обстоятельства дела, а также доказательства по делу были изложены в Заключении об обстоятельствах дела от 09.04.2019 г. №02. В указанном заключении об обстоятельствах дела Комиссия пришла к выводу о необходимости квалифицировать действия МТУ Росимущества по части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Каких-либо пояснений, доводов и возражений в отношении обстоятельств, изложенных в Заключении от 09.04.2019 г. №02, от ответчика и заявителя в Мордовское УФАС России не поступало.

Таким образом, действия МТУ Росимущества, выразившиеся в установлении требования об организации и проведении торгов по продаже имущества исключительно на электронной торговой площадке www.rts-tender.ru/, нарушают требования части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Учитывая, что по итогам открытых аукционов заключены государственные контракты №№ 1132621130519000006, 1132621130519000055, 1132621130519000011, 1132621130519000010, Комиссия приняла решение не выдавать предписание.

Учитывая вышеизложенное, а также руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать действия Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, выразившиеся в установлении при проведении открытых аукционов №№ 0109100002018000096, 0109100002019000010, 0109100002018000097, 0109100002018000095 требования об организации и проведении торгов по продаже имущества исключительно на электронной торговой площадке www.rts-tender.ru/, нарушением части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Основания для прекращения дела отсутствуют.
  3. Предписание не выдавать.
  4. Передать материалы дела №013/01/17-122/2019 должностному лицу Мордовского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии <…>

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а также в коллегиальный орган ФАС России.

Связанные организации

Связанные организации не указаны