Постановление №97 Поставление о прекращении производства по делу об АП от 21 февраля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

<...> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России), рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 013/04/9.21-753/2019, возбужденного в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Системы жизнеобеспечения РМ» (ИНН 1326218854; ОГРН 1111326001434; сокращенное наименование – ООО «Системы жизнеобеспечения РМ»; юридический адрес: 430005, РМ, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 81 а, оф. 307) по признакам нарушения части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии потерпевшего Волкова М.К., в присутствии защитника ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» <...> (доверенность от 17.02.2020 исх. № 9),

УСТАНОВИЛА:

17.12.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступило заявление гражданина <...> (далее также – Заявитель) (вх. № 6504 от 17.12.2019), в котором сообщается о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «Системы жизнеобеспечения РМ» (далее также – ООО «Системы жизнеобеспечения РМ», Общество) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энерг ии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861).

На основании заявления <...> в отношении ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» было возбуждено дело об административном правонарушении по признакам нарушения части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), проведено административное расследование (Определение от 23.12.2019 № 802). На основании Определения от 21.01.2020 № 38 срок проведения административного расследования продлен.

На основании установленных признаков нарушения части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в отношении ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» был составлен протокол об административном правонарушении от 17.02.2020 № 18.

Протокол об административном правонарушении от 17.02.2020 № 18 составлен в присутствии защитника ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» <...> (доверенность от 17.02.2020 исх. № 9), потерпевшего <...>

Содержание протокола об административном правонарушении от 17.02.2020 № 18 соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, каких-либо нарушений при его составлении не выявлено.

Определением от 17.02.2020 № 114 рассмотрение дела 013/04/9.21-741/2019 об административном правонарушении назначено на 21.02.2020 г. на 11 часов 00 минут.

Материалами дела установлено следующее.

Согласно заявлению <...> 07.10.2019 ООО «Системы жизнеобеспечения РМ», являющееся субъектом естественной монополии, выдало Заявителю технические условия (далее – ТУ) для технологического присоединения к электрическим сетям. Требования данных ТУ, по мнению гражданина <...>, незаконны ввиду следующего.

Согласно выданным ТУ точка присоединения, опора № 2, расположена на расстоянии более 70 м от границы принадлежащего Заявителю земельного участка, на котором расположен жилой дом, для присоединения которого им была подана заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям (адрес объекта: РМ, Ичалковский район, п. Смольный, пл. Мира, 5). По проекту для осуществления технологического присоединения к данной опоре до участка необходимо установить еще две опоры (П31 и А31) и соединить их проводом СИП 2 2*16 длиной 70 метров. При этом Правилами присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (ред. от 22.06.2019) определено, что присоединения не могут располагаться далее 25 м. от границ участка, на которому располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.

Согласно пункту 11.3 ТУ для учета электроэнергии гражданин <...> обязан установить счетчик системы Вавиот на границе разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (опора № 9.2), который должен обеспечить обмен данными. Счетчики указанной системы предназначены для удаленного сбора, обработки, передачи показаний приборов учета электрической энергии, обеспечивают информационный обмен, хранение показаний приборов учета электрической энергии. Это – интеллектуальные системы учета (ИСУ), цена которых значительно выше обычных.

При этом Заявитель указывает, что Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2018 № 937, требования по обязательной установке ИСУ не предусмотрены.

Федеральным законом от 27.12.2018 № 522 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации обязанность по приобретению, установке и эксплуатации ИСУ возложена не на потребителя, а на гарантирующего поставщика и сетевую организацию. С учетом изложенного, как указывает в своем заявлении гражданин <...>, потребителям данная услуга должна предоставляться на безвозмездной основе. Более того, обязательным обеспечение дистанционного учета электроэнергии станет только с 01.01.2022.

Таким образом, рассмотрение в совокупности пунктов 11.1 и 11.3 ТУ доказывает, что ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» злоупотребляет доминирующим положением на рынке оказания услуг по электроснабжению и навязывает потребителю невыгодные условия договора.

23.12.2019 Мордовским УФАС России вынесено определение № 802 о возбуждении дела об административном правонарушении, проведении административного расследования и истребовании сведений, необходимых для разрешения дела № 013/04/9.21-741/2019, которым у ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» запрошены, в том числе, письменные пояснения по заявлению <...>

Согласно письму ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» исх. № 225 от 25.12.2019 в рамках заключенного Договора № 89 (6) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 21.10.2019, заключенным между сетевой организацией и <...>, скорректированы ранее выданные Технические условия для технологического присоединения от 07.10.2019 и направлены заявителю.

При этом сведения о системе учета и точке подключения включались в ранее выданные технические условия на основании устного заявления <...>, который в последующем обратился за внесением соответствующих изменений.

Также ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» заявило о том, что к моменту направления в адрес Мордовского УФАС России письма исх. № 225 от 25.12.2019 (вх. № 6665 от 25.12.2019) мероприятия по технологическому присоединению выполнены сетевой организацией в полном объеме.

<...> во исполнение определения Мордовского УФАС России № 802 представлены копии документов, подтверждающих право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: РМ, с. Ичалки, пл. Мира, 5 (Договор купли-продажи земельного участка; выписка из Единого государственного реестра недвижимости).

Письмом от 09.01.2020 (вх. № 10 от 09.01.2020) <...> также сообщил следующее.

31.12.2019 почтовым отправлением Потерпевшим от ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» были получены новые технические условия для технологического присоединения к электрическим сетям и письмо, в котором сообщалось, что мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные договором № 89 (6) от 21.10.2019 выполнены в полном объеме.

<...> указывает на то, что согласно выданным техническим условиям, реализация электроснабжения объекта в соответствии с проектом, разработанным ООО «Теплогазпроект». При этом, в соответствии с ТУ <...> должен осуществить присоединение от проектируемой опоры б/н, которой в проекте не существует.

Кроме того, Потерпевший указывает, что согласно ТУ для учета электроэнергии он осуществляет установку счетчика на границе разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (опора б/н). Между тем в соответствии с пунктом 1.5.6 Правил устройства электроустановок (далее – ПУЭ), установка счетчиков на границе раздела сети носит рекомендательный характер. Пунктом 1.5.27 определено, что счетчики электроэнергии должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях с температурой в зимнее время не ниже 0 °С. Таким образом, в случае размещения электросчетчика на столбе, по мнению <...>, потребитель вынужден больше платить за содержание утепленного бокса для прибора и нести ответственность за его сохранность.

Кроме того, согласно письму <...> (вх. № 10 от 09.01.2020), указывая на выполнение сетевой организацией всех мероприятий по договору на технологическое присоединение № 89 (6) от 21.10.2019, ООО «Системы жизнеобеспечения» предварительно установило на принадлежащем ему земельном участке опору ЛЭП, согласия на установку которой он не давал.

В целях всестороннего и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении № 013/04/9.21-741/2019 у ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» письмом от 14.01.2020 № 56 были дополнительно запрошены следующие документы и сведения:

1. копия проекта, разработанного ООО «Теплогазпроект», в соответствии с которым ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» осуществляет реализацию электроснабжения объекта <...>, расположенного по адресу: РМ, Ичалковский район, п. Смольный, пл. Мира, 5;

2. правовые основания (с приложением подтверждающих документов) для обязания <...> осуществить присоединение от проектируемой опоры б/н, которая, по данным <...>, отсутствует в проекте;

3. пояснения (в письменном виде) относительно установки на земельном участке
<...>, расположенном по адресу: РМ, Ичалковский район, п. Смольный, пл. Мира, 5, опоры ЛЭП без согласия собственника.

Письмом исх. № 27 от 10.01.2020 (вх. № 215 от 17.01.2020) ООО «Системы жизнеобеспечения пояснило следующее.

1. Электроснабжение потребителей п. Смольный осуществляется в рамках реализации инвестиционной программы по строительству объекта: ВЛ – 0,4 кв по ул. Тополей, ул. Набережная, ул. Школьная, ул. Центральная, ул. Спортивная, ул. Дружбы, ул. Солнечная, ул. Новая.

В целях выполнения мероприятий, предусмотренных техническими условиями, заявителями, в том числе <...>, подготавливают проект электроснабжения по своему желанию. Он не является обязательным. Техническими условиями, подготовленными для электроснабжения <...>, проект не предусмотрен.

2. Присоединение заявителем объекта электроснабжения от проектируемой опоры б/н ВЛ – 0,28 до ВРУ 0,22 кв носит условный характер, так как установка дополнительных отводящих опор от магистральной ЛЭП осуществляется в случае технической необходимости.

Сетевой организацией обеспечивается наличие технической возможности подключения объекта заявителя на границе земельного участка. Вопрос способа подключения посредством размещения опоры ЛЭП, подземного кабеля и т.д. носит только технический характер.

3. В границах земельного участка заявителя опора ЛЭП ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» не располагается. В настоящее время с <...> ведется обсуждение вида возможного подключения, как с наличием опоры на его земельном участке, так и посредством подведения силового кабеля без дополнительной опоры к границе от земельного участка.

В рамках проведения административного расследования по делу № 013/04/9.21-741/2019 установлено следующее.

Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии определены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861).

01.10.2019 <...> обратился в ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» с заявлением о технологическом присоединении к электрическим сетям земельного участка, расположенного по адресу: РМ, Ичалковский район, п. Смольный, пл. Мира, 5, в пределах которого планируется возведение капитального строения – жилого дома.

Согласно заявке № 89 (6) максимальная мощность энергопринимающих устройств (присоединяемых и ранее присоединенных) составляет 5 кВт, при напряжении 0,22 кв.

Согласно пункту 14 Правил № 861, в заявке, направляемой заявителем – физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:

а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия <...> номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) место жительства заявителя;

в) сведения, предусмотренные подпунктами «б», «и» и «л» пункта 9 настоящих Правил;

г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.

Данные требования исполнены <...> в полном объеме.

В соответствии с пунктом 15 Правил № 861 в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.

В материалы дела № 013/04/9.21-741/2019 представлены копии следующих документов:

1) Технические условия для технологического присоединения к электрическим сетям от 07.10.2019;

2) Договор № 89 (6) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 21.10.2019.

Вместе с тем, в материалы дела № 013/04/9.21-741/2019 не представлены копии почтовой квитанции, подтверждающей соблюдение ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» 15-тидневного срока для направления в адрес <...> 2-х экземпляров проекта договора и технических условий как неотъемлемого приложения к данному договору, что может свидетельствовать о нарушении ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» требований абзаца 1 пункта 15 Правил № 861.

В соответствии с пунктом 16 Правил № 861 Договор должен содержать следующие существенные условия:

а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;

б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев – для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В соответствии с пунктом 5 Договора № 89 (6) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет четыре месяца со дня заключения настоящего договора.

Таким образом на момент возбуждения дела № 013/04/9.21-741/2019 срок исполнения Договора № 89 (6) не истек.

Вместе с тем, Заявителем и сетевой организацией в материалы дела № 013/04/9.21-741/2019 представлены копии Технических условий № 89 (6) от 07.10.2019, не являющихся идентичными.

Так, согласно пункту 10 Технических условий, представленным <...>, сетевая организация осуществляет:

– проверку выполнения заявителем технических условия;

– осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств;

– акт о выполнении технических условий;

– подключение электроустановки Заявителя к ВЛ-0,38 кВ (производит персонал Ичалковского участка ООО «Системы жизнеобеспечения РМ») после заключения договора на электроснабжение с энергосбытовой компанией

Согласно пункту 11 данных Технических условия заявитель осуществляет:

Реализацию электроснабжения объекта в соответствии с проектом, которым необходимо предусмотреть:

11.1. Присоединение от опоры № 9.2, ВЛ-0,38 кВ до ВРУ-0,22 кВ объекта самонесущим проводом (СИП).

11.2. Монтаж заземляющего устройства, установку на вводе ВРУ- 022 кВ устройства защитного отключения (УЗО), аппарата защиты от токов короткого замыкания и ограничителя импульсного перенапряжения.

11.3 Для учета электроэнергии установку счетчика на границе разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (опора № 9.2)

  • класс точности – 1,0;
  • номинальный (максимальный) ток – 5 (60) А;
  • номинальное напряжение – 230 В;
  • поддержка обмена данными, система Вавиот.

В свою очередь пункт 10 Технических условий, представленных ООО «Системы жизнеобеспечения РМ», выглядит следующим образом:

Сетевая организация осуществляет:

– монтаж ВЛИ-0,38 кВ, с применением провода СИП-70 м;

– проверку выполнения заявителем технических условий;

– осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств;

– акт о выполнении технических условия;

– подключение электроустановки Заявителя к ВЛ-0,38 кВ (производит персонал Ичалковского участка ООО «Системы жизнеобеспечения РМ») после заключения договора на электроснабжение с энергосбытовой компанией.

В соответствии с пунктом 11 Технических условий Заявитель осуществляет:

Реализацию электроснабжения объекта в соответствии с проектом, которым необходимо предусмотреть:

11.1. Присоединение от проектируемой опоры № б/н, ВЛ-0,38 кВ до ВРУ-022 кВ объекта самонесущим изолированным проводом (СИП).

11.2. Монтаж заземляющего устройства, установку на вводе ВРУ кВ устройства защитного отключения (УЗО), аппарата защиты от токов короткого замыкания и ограничителя импульсного перенапряжения.

11.3. Для учета электроэнергии установку счетчика на границе разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (опора № б/н)

  • класс точности – 2,0 и выше;
  • номинальный (максимальный) ток 5 (60) А;
  • номинальное напряжение – 230 В.

Вместе с тем установлено, что данные Технические условия являются приложением к письму ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» исх. № 225 от 25.12.2019 (вх. № 6665 от 25.12.2019) из которого следует, что в рамках заключенного Договора № 89 (6) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 21.10.2019 между ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» и <...> скорректированы ранее выданные Технические условия для технологического присоединения. Таким образом, актуальными на сегодняшний день являются Технические условия, представленные ООО «Системы жизнеобеспечения РМ». Данные технические условия не содержат обязанности Волкова М.К. установить для учета электроэнергии счетчик на границе разграничения балансовой принадлежности сетей системы «Вавиот».

Согласно объяснениям <...>, зафиксированным в протоколе № 18 по делу № 013/04/9.21-741/2019 об административном правонарушении, пунктом 144 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 приборы учета подлежат установке на границе балансовой принадлежности (на границе участка, а также в иных местах с соблюдением требований, установленных законодательством РФ, к местам установки приборов учета).

Установка на опоре счетчика нарушает, по мнению Потерпевшего, пункт 145 Правил розничного рынка, пункт 1.5.6 ПУЭ-7, статью 210 ГК РФ.

21.12.2019 опора ЛЭП, по данным <...>, была установлена ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» без его согласия на принадлежащем ему земельном участке, чем были нарушены требования пункта 25 (1) Постановления Правительства № 861.

Согласно пункту 7 технических условий точка присоединения – опора б/н. Однако фактически нужно выбрать одну опору из нескольких опор. В договоре № 89 (6) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям точка присоединения не указана.

При подписании протокола от 17.02.2020 № 18 защитник ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» <...> (доверенность от 17.02.2020 исх. № 9) дополнительно пояснил, что в действиях ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» не содержатся признаки административного правонарушения ввиду следующего.

Сведения о приборе учета системы «Вавиот», указанные сетевой организацией в первоначальных технических условиях, носили рекомендательный характер и заявлялись из-за возможности магистральной сети принимать данные удаленно. В последующем, во избежание разногласий с Заявителем сведения о приборе учета системы «Вавиот» из технических условий исключены.

Технические условия содержат сведения о точке подключения, которая должна быть расположена не далее 25 метров от границы земельного участка Заявителя. При этом на момент составления протокола по делу об административном правонарушении № 013/04/9.21-741/2019 мероприятия по технологическому присоединению со стороны сетевой организации выполнены в полном объеме. Кабель СИП подведен к границе земельного участка <...> Заявитель же ошибочно определяет точку подключения от самой магистральной ЛЭП, расположенной на расстоянии 70 метров от принадлежащего ему земельного участка.

Опора ЛЭП, по данным ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» расположена сетевой организацией не на земельном участке <...>, а в 10 метрах от него.

Не соглашаясь с несоблюдением ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» срока направления в адрес Заявителя, установленного абзацем 1 пункта 15 Правил № 861, защитник Общества указывает, что с заявкой о технологическом присоединении от 01.10.2019 Волков М.К. обратился только 07.10.2019. В качестве подтверждения в материалы дела об административном правонарушении № 013/04/9.21-741/2019 представлена копия заявки с отметкой о ее принятии инженера ПТО Зубенкова А.С. от 07.10.2019. Таким образом, пятнадцатидневный срок, установленный абзацем 1 пункта 15 Правил № 861, сетевой организацией соблюден. Договор № 89 (6) об осуществлении технологического присоединения с <...> заключен 21.10.2019.

В связи с вышеизложенным, должностное лицо Мордовского УФАС России не усматривает в действиях ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих электросетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 861) и приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 24.5 КоАП, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 29.4 КоАП при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Учитывая изложенное, а также руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, статьей 24.5, частью 2 статьи 29.4 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛА:

Дело об административном правонарушении 013/04/9.21-753/2019, возбужденное в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Системы жизнеобеспечения РМ» (ИНН 1326218854; ОГРН 1111326001434), прекратить в связи отсутствии в действиях ООО «Системы жизнеобеспечения РМ» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Заместитель руководителя

Мордовского УФАС России                                                                                          <...>

 

 

Постановление вступило в законную силу                                «___» _______________ 2020 года.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны