Определение №83 Определение от 15 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Врио руководителя Управления ***

 

УСТАНОВИЛ:

 

            В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) из Следственного управления по Республике Мордовия (далее – СУ СК России по Республике Мордовия) поступило обращение генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «УФ ТЕХНОЛОГИИ» - *** (далее – ООО «УФ ТЕХНОЛОГИИ», Заявитель) (от 18.11.2021 года вх. № 5942) на действия Общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт источников света имени А. Н. Лодыгина» (далее – ООО «НИИИС им. А.Н. Лодыгина»), указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в распространении письма № 10-01/1064 от 02.11.2021, содержащего ложные, неточные и искаженные сведения о качестве и потребительских свойствах выпускаемых Заявителем ламп типа СМ и СГ: СМ 6.3-1.4 (ТУ 16-91 ИКВА.675162.013 ТУ); СМ 27-1.5 (ТУ 16-675.224-87); СМ 27-1.5-1 (ТУ 16-675.224-87); СМ 28-0,05 (ТУ 16-87 ИТЛЮ.675160.001 ТУ); СМ 28-0,05-1 (ТУ 16-87 ИТЛЮ.675100.001 ТУ); СМ 28-1,4-1 (ТУ 16-535.831-74); СМ 28-1,5 (ТУ 16-88 ИТЛЮ.675100.001 ТУ); СГ 24-1,2 (ТУ 16-535.259-75).

            Как следует из обращения Заявителя, ООО «УФ ТЕХНОЛОГИИ» имеет статус резидента ТОСЭР в г. Рузаевка и реализует свой инвестиционный проект по созданию и производству медико-профилактических приборов на основе УФ-излучения. Согласно представленной скан-копии письма №10-01/1064 от 02.11.2021 г., подписанного генеральным директором ООО «НИИИС им. А.Н. Лодыгина», выпускаемые Заявителем лампы типа СМ и СГ возможно иностранного производства (КНР) и ненадлежащего качества. Данная информация по мнению Заявителя бездоказательна, не имеет под собой никаких оснований и является ложью, наносит серьезный ущерб репутации ООО «УФ ТЕХНОЛОГИИ».       

В ходе рассмотрения поступившего обращения, Мордовским УФАС России установлено следующее.

Согласно письменным пояснениям ООО «НИИИС им. А.Н. Лодыгина» (вх. №6250 от 02.12.2021 г.), генеральным директором ООО «УФ Технологии» *** в адрес ООО «Би Титрон» было направлено письмо исх. №213-08/21 от 09.08.2021 г. о том, что УФ ТЕХНОЛОГИИ с апреля 2021 г. запустило в производство серию самолетных и сигнальных ламп накаливания:

-СМ 6.3-1.4 (ТУ 16-91 ИКВА.675162.013 ТУ);

- СМ 27-1.5 (ТУ 16-675.224-87);

- СМ 27-1.5-1 (ТУ 16-675.224-87);

- СМ 28-0,05 (ТУ 16-87 ИТЛЮ.675160.001 ТУ);

- СМ 28-0,05-1 (ТУ 16-87 ИТЛЮ.675100.001 ТУ);

- СМ 28-1,4-1 (ТУ 16-535.831-74);

- СМ 28-1,5 (ТУ 16-88 ИТЛЮ.675100.001 ТУ);

- СГ 24-1,2 (ТУ 16-535.259-75).

Перечисленные выше изделия относятся к комплектующим изделиям межотраслевого применения военного назначения, для которых порядок разработки, освоения, постановки на производство, ведения и утверждения конструкторской документации (включая технические условия), порядок производства и контроля качества определены требованиями Министерства обороны и закреплены в государственных военных стандартах и иных нормативных документах.

В актуализированной терминологии эти изделия относятся к электронной компонентной базе (далее – изделия ЭКБ). Перечень электронной компонентной базы, разрешенной для применения при разработке, модернизации, производстве и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники, ведется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее – перечень ЭКБ 20-2020).

Учитывая сферу применения вышеуказанных ламп – военная и специальная техника, ООО «НИИИС им. А.Н. Лодыгина» направило в адрес отдельных предприятий информационное письмо исх. №10-01/1064 от 02.11.2021 г. исходя из следующего.

Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 2.114-2016 «Единая система конструкторской документации Технические условия», технические условия являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика и/или изготовителя или по требованию заказчика (потребителя) продукции.

Технические условия являются неотъемлемой частью комплекта конструкторской или другой технической документации на продукцию, а при отсутствии документации должны содержать полный комплекс требований к продукции. Ее изготовлению, контролю и приемке.

Технические условия разрабатывают на одно конкретное изделие, материал, вещество или несколько конкретных изделий, материалов, веществ и т.п. (тогда указывается код ОКПД2 на каждое изделие, материал и пр.). Требования, установленные техническими условиями, не должны противоречить обязательным требованиям государственных или межгосударственных стандартов, распространяющихся на данную продукцию.

В соответствии с п. 5.24 ГОСТ Р 2.903-96 «Единая система конструкторской документации Правила поставки документации» размножение и рассылку документации на изделия военной техники заинтересованным предприятиям, не состоящим на абонементном учете производят только с разрешения заказчика или представителя заказчика (по указанию заказчика) и при наличии у заинтересованного лица предприятия лицензии на право деятельности по производству изделий военной техники.

Информация о лампах типов СМ 6.3-1.4 (ТУ 16-91 ИКВА.675162.013 ТУ), СМ 27-1.5 (ТУ 16-675.224-87), СМ 27-1.5-1 (ТУ 16-675.224-87), технических условиях, содержится в актуализированном Перечне ЭКБ редакции 20-2020, ООО «НИИИС им. А.Н. Лодыгина» является производителем изделий и калькодержателем технических условий.

ООО «УФ ТЕХНОЛОГИИ» не состоит на абонентном учете у ООО «НИИИС им. А.Н. Лодыгина». Договор на выполнение работ по изготовлению копий для обслуживания учтенной документации между ООО «НИИИС им. А.Н. Лодыгина» и УФ ТЕХНОЛОГИИ не заключался. Дубликаты или копии какой-либо конструкторской документации УФ ТЕХНОЛОГИИ не передавались.

В связи с отсутствием у УФ ТЕХНОЛОГИИ учтенных копий соответствующей конструкторской документации на лампы типов СМ 6.3-1.4 (ТУ 16-91 ИКВА.675162.013 ТУ), СМ 27-1.5 (ТУ 16-675.224-87), СМ 27-1.5-1 (ТУ 16-675.224-87), УФ ТЕХНОЛОГИИ не могло осуществить производство таких ламп в соответствии с заявленными в их письме исх. №213-08/21 от 09.08.2021 г. техническим условиям, являющимися неотъемлемой частью конструкторской документации.

Кроме того, ООО «НИИИС им. А.Н. Лодыгина» провело измерения электрических и световых параметров ламп типа СМ 6,3-1,4 (ТУ 16-91 ИКВА.675162.013 ТУ), приобретенных у УФ ТЕХНОЛОГИИ третьими лицами для ООО «НИИИС им. А.Н. Лодыгина». Согласно протоколу №3056 от 01.11.2021 г. образцы ламп №6098/2 и №6098/7 не горят, световые параметры, а именно световой поток образца №6098/6 меньше предельного значения, что не соответствует требованиям технических условий ТУ 16-91 ИКВА.675162.013 ТУ (пункт 1.1).

Также, в рамках приемо-сдаточных испытаний ламп типа СМ 6,3-1,4 (ТУ 16-91 ИКВА.675162.013 ТУ), ООО «НИИИС им. А.Н. Лодыгина» было установлено отличие в конструкции ножки собранной в части расположения токовых вводов, держателей тела накала (спирали), в связи с чем тело накала имеет форму отличную от формы, содержащейся в конструкторской документации на данный тип ламп (пункт 2.2.1).

По лампам типа СМ 28-0,05 (ТУ 16-87 ИТЛЮ.675160.001 ТУ), СМ 28-0,05-1 (ТУ 16-87 ИТЛЮ.675100.001 ТУ), СМ 28-1,4-1 (ТУ 16-535.831-74), СГ 24-1,2 (ТУ 16-535.259-75) принято решение по порядку воспроизводства ламп накаливания миниатюрных самолетных, ранее выпускаемых ОАО «Владикавказский электроламповый завод».

Сведения о лампе типа СМ 25-1,5 (ТУ 16-88 ИТЛЮ.675100.001 ТУ) в письме исх. №10-01/1064 от 02.11.2021 г. ООО «НИИИС им. А.Н. Лодыгина» были указаны неверны, в связи с чем, подготовлено уточняющее письмо, которое направлено в адрес получателя.

В соответствии с представленным ООО «НИИИС им. А.Н. Лодыгина» протоколом №3056 от 01.11.2021 г., производилось измерение электрических и световых параметров ламп накаливания миниатюрных самолетных СМ 6,3-1,4 на соответствие п. 1.1 техническим условиям ТУ 16-91 ИКВА.675162.013 ТУ. Сведений подтверждающих, что исследованию подвергались лампы накаливания производства ООО «УФ ТЕХНОЛОГИИ» в Мордовское УФАС России не представлено.  

Таким образом протокол измерений электрических и световых параметров №3056 от 01.11.2021 г. нельзя считать надлежащим подтверждением несоответствия техническим условиям ламп накаливания миниатюрных самолетных СМ 6,3-1,4, произведенных ООО «УФ ТЕХНОЛОГИИ».   

ООО «НИИИС им. А.Н. Лодыгина» в отношении указанной в письме исх. №10-01/1064 от 02.112021 г. формулировки «и возможно иностранного производства (КНР)» пояснили, что было высказано предположение о возможном иностранном происхождении товара. Какого-либо утверждения указанная формулировка не содержит.  

Рассмотрение заявления и материалов позволяет прийти к следующим выводам.

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 5 названной статьи хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Из пункта 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» следует, что конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «УФ ТЕХНОЛОГИИ» является производство облучающего и электротерапевтического оборудования, применяемого в медицинских целях (ОКВЭД 26.60), дополнительные виды деятельности: производство элементов электронной аппаратуры (ОКВЭД 26.11), производство электронных печатных плат (ОКВЭД 26.12), производство электрических ламп и осветительного оборудования (ОКВЭД 27.40), производство бытовых электрических приборов (ОКВЭД 27.51), производство оборудования и установок для фильтрования или очистки жидкостей (ОКВЭД 28.29.12), торговля оптовая электрической бытовой техников (ОКВЭД 46.43.1), торговля оптовая неспециализированная (ОКВЭД 46.90) и пр.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «НИИИС им. А.Н. Лодыгина» является производство электрических ламп и осветительного оборудования (ОКВЭД 27.40), дополнительные виды деятельности: производство элементов электронной аппаратуры (ОКВЭД 26.11), производство электронных печатных плат (ОКВЭД 26.12), производство бытовых электрических приборов (ОКВЭД 27.51), производство оборудования и установок для фильтрования или очистки жидкостей (ОКВЭД 28.29.12), торговля оптовая электрической бытовой техников (ОКВЭД 46.43.1), торговля оптовая неспециализированная (ОКВЭД 46.90) и пр.

В силу указанных положений ООО «УФ ТЕХНОЛОГИИ» и ООО «НИИИС им. А.Н. Лодыгина» являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность на одном товарном рынке (производство электрических ламп и осветительного оборудования) в пределах одних географических границ (Республика Мордовия, Российской Федерации), следовательно, являются конкурентами по отношению друг к другу.

Согласно пункту 1 статье 14.1 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей.

Действия ООО «НИИИС им. А.Н. Лодыгина» по распространению не достоверных сведений о несоответствии продукции ООО «УФ ТЕХНОЛОГИИ» техническим условиям подрывает доверие контрагентов к конкуренту и его продукции, а также способствует формированию негативного отношения, ввиду искажения информации о происхождении товара, путем указания в письме исх. №10-01/1064 от 02.112021 г. ложных сведений о возможном производстве продукции ООО «УФ ТЕХНОЛОГИИ» на территории КНР.  

Такие действия способны оказать влияние на конкуренцию, то есть непосредственно предоставить лицу, распространившему информацию, преимущества над конкурентом и причинить ему вред.

В связи с этим, действия ООО «НИИИС им. А.Н. Лодыгина» по распространению информационного письма исх. №10-01/1064 от 02.11.2021 г., содержат признаки нарушения пункта 1 статьи 14.1 Федерального Закона «О защите конкуренции».

Заявитель и ООО «НИИИС им. А.Н. Лодыгина» являются конкурентами, как хозяйствующие субъекты, осуществляющие аналогичную деятельность в пределах одних и тех же товарных рынков, а именно на рынке производства электрических ламп и осветительного оборудования. 

Действия ООО «НИИИС им. А.Н. Лодыгина», выразившееся, в распространении письма № 10-01/1064 от 02.11.2021, содержащего ложные, неточные и искаженные сведения о качестве и потребительских свойствах выпускаемых Заявителем ламп типа СМ и СГ: СМ 6.3-1.4 (ТУ 16-91 ИКВА.675162.013 ТУ); СМ 27-1.5 (ТУ 16-675.224-87); СМ 27-1.5-1 (ТУ 16-675.224-87); СМ 28-0,05 (ТУ 16-87 ИТЛЮ.675160.001 ТУ); СМ 28-0,05-1 (ТУ 16-87 ИТЛЮ.675100.001 ТУ); СМ 28-1,4-1 (ТУ 16-535.831-74); СМ 28-1,5 (ТУ 16-88 ИТЛЮ.675100.001 ТУ); СГ 24-1,2 (ТУ 16-535.259-75) направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и противоречат вышеперечисленным нормам закона.

В связи с изложенным, в вышеуказанных действиях ООО «НИИИС им. А.Н. Лодыгина» усматриваются признаки нарушения пункта 1 статьи 14.1 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона (далее - предупреждение).

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для выдачи ООО «НИИИС им. А.Н. Лодыгина», в соответствии со статьей 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», предупреждения о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. № 32 от 12.01.2021) в срок до 02.02.2022.

ООО «НИИИС им. А.Н. Лодыгина» указанное предупреждение в установленный срок не исполнило.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного издан приказ Мордовского УФАС России от 14.02.2022г. № 30-од о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «НИИИС им. А.Н. Лодыгина» пункта 1 статьи 14.1 ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь частью 13 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 013/01/14.1-82/2022 к рассмотрению на 01 марта 2022 года на 15 часов 00 минут по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, д. 14, 2 этаж.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела 013/01/14.1-82/2022 в качестве заявителя ООО «УФ ТЕХНОЛОГИИ» (431443, Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Луговая, д. 2а).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела 013/01/14.1-82/2022 в качестве ответчика ООО «НИИИС им. А.Н. Лодыгина» (430034, Республика Мордовия, г. Саранск, улица Лодыгина, д. 3 корпус опыт. зав эт/пом 1/17).                                                     

4. ООО «НИИИС им. А.Н. Лодыгина»  представить в Мордовское УФАС России в срок до 25.02.2021 г. следующие документы (заверенные копии) и информацию:

4.1. Перечень основных видов деятельности. Период времени и территориальные границы их осуществления. Разрешительные документы на их осуществление (лицензии, свидетельства и т.д.).

4.2. Представить копии писем № 10-01/1064 от 02.11.2021.

4.3. Документальное подтверждение достоверности всех фактов, изложенных в письмах с приложением подтверждающих документов.

5. ООО «УФ Технологии» представить в Мордовское УФАС России в срок до 25.02.2021 г. следующие документы (заверенные копии) и информацию:

5.1. Перечень основных видов деятельности. Период времени и территориальные границы их осуществления. Разрешительные документы на их осуществление (лицензии, свидетельства и т.д.).

5.2. Документальное подтверждение недостоверности фактов, изложенных в письмах с приложением подтверждающих документов.

5.3. Представить список контрагентов, которые, получив спорные письма, потребовали расторжения договора и возврата денежных средств либо замены продукции. Представить письменные пояснения данных контрагентов.

Одновременно разъясняем, что все лица, участвующие в деле 013/01/14.1-82/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, вправе представить на заседание комиссии письменные мотивированные пояснения с нормативно-правовым обоснованием своих доводов, с приложением подтверждающих документов, а также заверенные копии иных, помимо истребованных комиссией по антимонопольному делу документов, касающихся рассматриваемых обстоятельств.

Напоминаем, что частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность должностных и юридических лиц за непредставление в антимонопольный орган сведений (информации) по требованию антимонопольного органа, а равно представление заведомо ложных сведений (информации).

Явка представителя ответчика (с доверенностью на участие) на заседание Комиссии обязательна.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны