Решение б/н по делу от 8 апреля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

   

РЕШЕНИЕ

 

г. Саранск

Резолютивная часть решения оглашена «25» марта 2020 г.

В полном объеме решение изготовлено «08» апреля 2020 г.

Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дела № 013/01/10-668/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

(...) рассмотрев 25 марта 2020 года дело № 013/01/10-668/2019 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Рузаевское канализационное предприятие» (431444, Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Кутузова, д. 89) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) из Рузаевской межрайонной прокуратуры письмом от 21.08.2019
№ 25-1-2019/4138 (вх. № 4249 от 26.08.2019) перенаправлено заявление Общества с ограниченной ответственностью «Стекольная компания «РАЗВИТИЕ» (далее также – ООО «СК «РАЗВИТИЕ», Заявитель) на действия Общества с ограниченной ответственностью «Рузаевское канализационное предприятие» (далее также – ООО «Рузканал», Общество) (431444, Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Кутузова, д. 89), выразившиеся в предъявлении необоснованных и не подтвержденных в части объемов и сумм счетов за водоотведение, несмотря на то, что до настоящего времени условия договора водоотведения № 270 от 29.05.2019 в части даты начала приема сточных вод и объемов сточных вод между сторонами не согласованы. При этом ООО «СК «РАЗВИТИЕ» предоставило Обществу необходимую информацию и документы, подтверждающие дату начала сброса сточных вод в канализацию с 03.06.2019, а не с 05.04.2019 как это необоснованно, по мнению Заявителя, указывается Обществом в проекте Договора водоотведения, а также в проектной документации относительно объема сброса сточных вод в канализацию.

На основании приказа Мордовского УФАС России от 10.03.2020 г. № 39-од в отношении ООО «Рузканал» возбуждено дело № 013/01/10-668/2019 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В рамках рассмотрения дела № 013/01/10-668/2019 в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции был подготовлен аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции.

В соответствии с главой 1 Порядка №220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, анализ состояния конкуренции на товарном рынке должен включать следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции установлено следующее:

Временной интервал исследования: 2018-2019 гг.

Продуктовые границы товарного рынка определены как оказание услуг водоотведения с использованием централизованных систем для осуществления предпринимательской деятельности.

Географические границы: рынка водоотведения с использованием централизованных систем определены до границ города Рузаевки Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, в пределах территории пролегания сетей водоотведения ООО «СК «РАЗВИТИЕ».

Из представленных заявителем и ответчиком, и собранных Управлением документов и информации установлено следующее.

Согласно сведениям, представленным в Мордовское УФАС России ООО «Рузканал», 05.04.2019 ООО «СК «РАЗВИТИЕ» был заключен договор аренды № 01/19-АР, согласно которому ООО «СК «РАЗВИТИЕ» (Арендатор) получает во временное владение и пользование недвижимое имущество, расположенное по адресу: РМ, г. Рузаевка, ул. Станиславского, д. 22.

Пунктом 2.2 договора аренды № 01/19-АР предусмотрено условие о заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями для обеспечения водоотведения арендуемого недвижимого имущества в объемах и лимитах, необходимых для осуществления производственной деятельности.

У ООО «Рузканал» отсутствовала информация о начале производственной деятельности на предприятии.

03.06.2019 был осуществлен официальный пуск предприятия, а к этому дню велась работа по подготовке предприятия, следовательно, и потребление ресурсов.

Пунктом 5.1. Договора водоотведения № 270 для учета объемов принятых сточных вод используют приборы учета холодного и горячего водоснабжения. Пунктом 5.5. указанного договора предусмотрено условие, согласно которому сторона, осуществляющая коммерческий учет отведенных сточных вод, снимает показания приборов учета на последнее число расчетного периода, установленного настоящим договором, либо осуществляет, в случаях, предусмотренных правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденных Правительством Российской Федерации, расчет объема отведенных сточных вод расчетным способом, а также вносит показания приборов учета в журнал учета принятых сточных вод и передает эти сведения в Организацию ВКХ не позднее 25 числа текущего месяца.

Показания приборов учета должны передаваться абонентом даже в случае, если расход ресурса нулевой. Кроме того, доступ к прибору учета (№ 120055976), расположенному на месте врезки в центральный водопровод был получен только 14.06.2019. Доступ к прибору учета холодной воды (№ 136049), установленному на артезианской скважине, ООО «Рузканал» получил 26.06.2019. Прибор учета был опломбирован после поверки 28.08.2019.

Данный факт не дает информации о неиспользовании водных источников в период с 05.04.2019, так как приборы учета воды были не опломбированы и показания приборов учета ООО «СК «РАЗВИТИЕ» не передавались.

Соответственно, по мнению ООО «Рузвода», ООО «СК «РАЗВИТИЕ» достоверных фактов о неполучении услуги по водоотведению в апреле и мае 2019 года не представило, а также своевременно не предоставляло информацию об объеме этой услуги с июня 2019 года.

Ввиду отсутствия достоверных фактов начала осуществления рабочей деятельности расчет начисления за водоотведение за апрель, май, июнь, июль 2019 года по предприятию ООО «СК «РАЗВИТИЕ» был произведен по нормативному водопотреблению, составил 275,50 куб. м. в сутки и начислялся с 05.04.2019.

Письмом № 151 от 12 августа 2019 г. ООО «СК «РАЗВИТИЕ» просило явиться представителей ООО «Рузаевское канализационное предприятие» 13 августа 2019 г. на предприятие с целью опломбирования счетчика учета сточных вод. Явка представителей ООО «Рузаевское канализационное предприятие» не была обеспечена.

13 августа 2019 г. счетчик учета сточных вод был введен ООО «СК «РАЗВИТИЕ» в эксплуатацию, о чем был составлен акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором были указаны марка, тип прибора учета, его заводской номер <...> место установки прибора учета, дата проведения государственной поверки и т.д.

Письмом исх. № 197 от 27.08.2019 г. ООО «СК «РАЗВИТИЕ» уведомило ООО «Рузканал» о введении счетчика учета сточных вод в эксплуатацию, приложив к письму копию акта. Каких-либо обоснованных возражений относительно места установки прибора учета сточных вод от ООО «Рузканал» не поступало.

Письмом № 344 от 27.08.2019 г. ООО «Рузканал» попросило предоставить допуск их представителям на территорию ООО «СК «РАЗВИТИЕ» к сетям водоотведения. Допуск представителям был обеспечен. Со стороны ООО «СК «РАЗВИТИЕ» им была предоставлена на изучение проектная документация.

По результатам совместной встречи был составлен протокол осмотра канализационных сетей, в котором в том числе было определено место установки прибора учета сточных вод. Данный протокол был направлен на подписание ООО «Рузканал» письмом исх. № 217 от 29.08.2019 г. Однако протокол не был подписан со стороны ООО «Рузканал». При этом каких-либо возражений относительно его содержания, в том числе к месту установки счетчика, не было представлено.

Письмами (исх. № 259 от 17.09.2019 г., исх. № 430 от 06.11.2019 г.) ООО «СК «РАЗВИТИЕ» направило заявки в ООО «Рузканал» на допуск к эксплуатации узла учета сточных вод, однако заявки ООО «Рузканал» были отклонены.

05.12.2019 г. по обращению ООО «СК «РАЗВИТИЕ» о проведении совместной встречи, ООО «Рузканал» было подтверждено, что к моменту установки прибора учета сточных вод ООО «СК «РАЗВИТИЕ» в контрольном колодце К1 у них нет претензий (протокол совместной встречи от 05.12.2019 г.).

В письме исх. № 518 от 09.12.2019 (вх. № 6422 от 11.12.2019) ООО «СК «РАЗВИТИЕ» сообщает в Мордовское УФАС, что в настоящее время ООО «Рузканал» продолжает выставлять неправомерные счета на оплату и акты оказанных услуг.

В частности, ООО «СК «РАЗВИТИЕ» получен счет на оплату № 4524 от 30 ноября 2019 г. за водоотведение за сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 г. на сумму 606455,40 рублей и акт № 4507 от 30 ноября 2019 г. на аналогичную сумму.

ООО «СК «РАЗВИТИЕ» представило сведения о направлении в адрес ООО «Рузканал» данных и показаний поднятой ООО «СК «РАЗВИТИЕ» из артезианской скважины воды и сброшенной в канализацию воды согласно показаниям счетчиков за сентябрь, октябрь, ноябрь (письма исх. № 294 от 27.09.2019 г., исх. № 392 от 28.10.2019 г., исх. № 496 от 28.11.2019 г.).

По мнению ООО «СК «РАЗВИТИЕ», данные счетчиков (ни по поднятой воде, ни о сброшенной) не были учтены ООО «Рузканал» при выставлении счета и акта за сентябрь, октябрь и ноябрь 2019 г.

До момента выставления счета на оплату № 4524 от 30 ноября 2019 г. и акта № 4507 от 30 ноября 2019 г. каких-либо вопросов в связи с представленными ООО «СК «РАЗВИТИЕ» данными и показаниями счетчиков за сентябрь, октябрь и ноябрь 2019 г. от ООО «Рузаевское канализационное предприятие» не поступало.

Письмом исх. № 517 от 06.12.2019 г. ООО «СК «РАЗВИТИЕ» сообщило ООО «Рузканал» о том, что счет на оплату № 4524 от 30 ноября 2019 г. за водоотведение за сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 г. на сумму 606455,40 рублей и акт № 4507 от 30 ноября 2019 г. на аналогичную сумму являются необоснованными и не будут подписаны и оплачены со стороны ООО «СК «РАЗВИТИЕ».

Письмом исх. № 542 от 20.12.2019 г. ООО «СК «РАЗВИТИЕ» предоставило ООО «Рузканал» очередные показания счетчиков и данные по объемам водоподъема и водоотведения. Согласно представленным данным по состоянию на 20.12.2019 г. показания счетчика, установленного на артезианской скважине, составили 10491 м³. Показания счетчика водоотведения составили 857 м³.

Письмом № 236 от 25.06.2019 г. ООО «Рузканал» уведомило ООО «СК «РАЗВИТИЕ» о том, что до 26.08.2019 г. ему необходимо оборудовать канализационные выпуски приборами учета отводимых сточных вод. Данное требование было исполнено ООО «СК «РАЗВИТИЕ» в срок до 26.08.2019 г. Письмом исх. № 151 от 12.08.2019 г. представители ООО «Рузканал» приглашались для совместного опломбирования установленного счетчика учета сточных вод. Однако явку своих представителей ООО «Рузканал» не обеспечило.

В дальнейшем ООО «СК «РАЗВИТИЕ» направляло в адрес ООО «Рузканал» заявку на допуск к эксплуатации узла учета сточных вод (исх. № 259 от 17.09.2019 г.).

17.09.2019 г. ООО «СК «РАЗВИТИЕ» была направлена заявка на допуск к эксплуатации узла учета сточных вод.

Вместе с тем письмом исх. № 374 от 20.09.2019 г. заявка была отклонена ООО «Рузканал».

В частности, ООО «Рузканал» в данном письме (исх. № 350 от 29.08.2019 г.) указывает на нормы Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 г. №776.

06 ноября 2019 г. ООО «СК «РАЗВИТИЕ» предоставило в адрес ООО «Рузканал» повторную заявку на допуск к эксплуатации узла учета сточных вод (исх. № 430 от 06.11.2019 г.).

Письмом (исх. № 459 от 08.11.2019) ООО «Рузканал» вновь отказало в рассмотрении вопроса относительно допуска прибора учета сточных вод в эксплуатацию.

В протоколе совместной встречи от 05 декабря 2019 г. ООО «Рузканал» признало, что ООО «СК «РАЗВИТИЕ» установило счетчик учета сточных вод в надлежащем месте.

20 декабря 2019 г. представителями ООО «Рузвода» и ООО «СК «РАЗВИТИЕ» были зафиксированы показания счетчика, установленного на артезианской скважине, подтверждающие объем поднятой воды, которые составили 10491 м³.

Ранее письмами исх. № 469 от 15.11.2019 г, № 481 от 19.11.2019 г., ООО «СК «РАЗВИТИЕ» просило явиться представителей ООО «Рузканал» 19 ноября и 21 ноября 2019 г. на предприятие с целью урегулирования возникших разногласий и вопросов. Однако в указанные даты явка представителей не была обеспечена со стороны ООО «Рузканал».

Отстаивая свою позицию в рамках рассмотрения дела № 013/01/10-668/2019, представители ООО «Рузканал» неоднократно заявляли о том, что установленный ООО «СК «РАЗВИТИЕ» счетчик Woltman WI-N100 не может использоваться для учета количества сточных вод, поскольку он предназначен для измерения объема холодной питьевой воды и воды в тепловых сетях систем теплоснабжения.

Кроме того данный счетчик, по сведениям ООО «Рузканал», установлен ООО «СК РАЗВИТИЕ» на полностью затопленном сточными водами трубопроводе.

В целях объективного и всестороннего рассмотрения дела Мордовским УФАС России был направлен запрос от 28.01.2020 № 167 в фирму-производитель счетчика Woltman WI-N100 типа ZR (ООО «ЦЕННЕР-Центр Санкт-Петербург») с целью выяснения возможности использования данного счетчика в качестве прибора учета отводимых сточных вод.

Согласно письму ООО «ЦЕННЕР-Центр Санкт-Петербург» исх. № 11 от 29.01.2020 (вх. № 423 от 29.01.2020) учет канализационных стоков в хозяйственно-бытовой и ливневой канализации – прямое назначение счетчиков Woltman WI-N100 типа ZR. Конструктивно данный прибор учета имеет высоко расположенную турбинку, что допускает прохождение сильно загрязненной воды и ее учет. При этом основное условие при монтаже для корректной работы счетчика – это полное заполнение условного прохода, так как турбинка расположена на самом верху условного прохода.

Данное условие было в полном объеме соблюдено ООО «СК «РАЗВИТИЕ» при монтаже прибора учета сточных вод, а именно: на высоте счетчика был установлен фланец стальной приварной с отводом, который обеспечивает полное заполнение условного прохода счетчика, поскольку турбинка расположена на самом верху условного прохода (копии подтверждающих фотоснимков приложены к письму ООО «СК «РАЗВИТИЕ» исх. № 122 от 17.02.2020 и имеются в материалах дела).

Кроме того, представителями Мордовского УФАС России осуществлен выезд на территорию ООО «СК «РАЗВИТИЕ».

Установлено, что счетчик Woltman WI-N100 типа ZR установлен в канализационном люке на границе эксплуатационной ответственности ООО «СК «РАЗВИТИЕ» и ООО «Рузканал».

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;

11) манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее — Постановление № 30), исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также исходя из буквального толкования положений Постановления № 30 антимонопольному органу в рамках рассмотрения дела необходимо определить, были ли действия субъекта, занимающего доминирующие положение, совершены в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо им налагаются на контрагентов неразумные ограничения либо ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее — Постановление № 30), исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также исходя из буквального толкования положений Постановления № 30 антимонопольному органу в рамках рассмотрения дела необходимо определить, были ли действия субъекта, занимающего доминирующие положение, совершены в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо им налагаются на контрагентов неразумные ограничения либо ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Таким образом, в силу своего доминирующего положения ООО «Рузканал» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Федерального закона № 135-ФЗ, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

На основании статьи 48.1 Закона о защите конкуренции приведённые выше фактические и иные обстоятельства дела, а также доказательства по делу были изложены в Заключении об обстоятельствах дела от 11.03.2020 г. № 6. В указанном заключении об обстоятельствах дела Комиссия пришла к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО «Рузканал в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона №135 «О защите конкуренции».

Каких-либо пояснений, доводов и возражений в отношении обстоятельств, изложенных в Заключении от 11.03.2020 г. № 6, от ответчика в Мордовское УФАС России не поступало.

Таким образом, в силу своего доминирующего положения ООО «Рузканал» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Федерального закона № 135-ФЗ, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В результате анализа документов и сведений, представленных в материалы дела
№ 013/01/10-668/2019, проведения анализа состояния конкуренции Комиссия приходит к выводу о том, что изложенная выше хронология действий подтверждает, что последовательные действия ООО «Рузканал» были направлены на затягивание процедуры согласования условий договора водоотведения № 270 от 29.05.2019 в части даты начала приема сточных вод и объемов сточных вод, срока ввода в эксплуатацию прибора учета сточных вод Woltman WI-N100 типа ZR, установленного ООО «СК «РАЗВИТИЕ», и выставлении счетов за водоотведение без учета показаний счетчика, с целью расчета услуг за водоотведение в завышенных объемах.

ООО «Рузканал» ставятся необоснованные условия реализации ООО «СК «Развитие» своих прав, в связи с чем в данных действиях содержатся признаки нарушения запрета, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Учитывая вышеизложенное, а также руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать действия ООО «Рузаевское канализационное предприятие», выразившиеся в затягивании процедуры согласования условий договора водоотведения № 270 от 29.05.2019 в части даты начала приема сточных вод и объемов сточных вод, срока ввода в эксплуатацию прибора учета сточных вод, и выставлении счетов за водоотведение без учета показаний счетчика, с целью расчета услуг за водоотведение в завышенных объемах, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.Выдать ООО «Рузаевское канализационное предприятие» обязательное для исполнения предписание.

3.Передать материалы дела № 013/01/10-668/2019 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии со статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а также в коллегиальный орган ФАС России.

Связанные организации

Связанные организации не указаны