Решение №342 Решение от 29 июня 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Мордовского УФАС России по рассмотрению дела № 013/01/16-852/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии: (..........) – Врио руководителя Управления Мордовского УФАС России;

члены Комиссии: (..........) – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; (..........) – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; (..........) – специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

            в отсутствие представителя Министерства образования Республики Мордовия, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела № 013/01/16-852/2020,

 рассмотрев дело № 013/01/16-852/2020 по признакам нарушения Министерством образования Республики Мордовия ((..........)) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

           

В адрес Мордовского УФАС России поступили заявления ООО «Центр инжиниринг» (вх. №3141 от 27.05.2020 г., вх. №3639 от 17.06.2020 г.), генерального директора ООО «Альтернатива» (..........), перенаправленное из Прокуратуры Республики Мордовия №7-р-2020/10568 от 14.07.2020 года, №7-р-2020/11386 от 22.07.2020 года (вх. №4304 от 16.07.2020 г., вх. №4577 от 28.07.2020 г.) об организации проверки соблюдения требований антимонопольного законодательства при проведении торгов по организации питания в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия хозяйствующими субъектами: Обществом с ограниченной ответственностью «Феникс групп» ((..........)) и Обществом с ограниченной ответственностью «Мордовская кейтеринговая компания» ((..........)) (далее – ООО «Мордовская кейтеринговая компания»).

На основании требования Прокуратуры Республики Мордовия № 9 от 24.08.2020 года, Мордовским УФАС России приказом от 04.09.2020 года №114-од инициирована внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Мордовская кейтеринговая компания» для установления наличия/отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам проверки (Акт проверки от 26.10.2020 № 15) в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Спартак» (далее – ООО «Спартак») и Министерства образования Республики Мордовия, Мордовским УФАС России усмотрено наличие признаков заключения, запрещенного антимонопольным законодательством соглашения, при заключении договоров на поставку продуктовых наборов в образовательные учреждения Республики Мордовия. Мордовским УФАС России приказом от 08.12.2020 года № 187-од возбуждено дело № 013/01/16-852/2020 в отношении Министерства образования Республики Мордовия и ООО «Спартак» по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

            Определением № 911 от 21.12.2020 года о назначении дела № 013/01/16-852/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, Мордовским УФАС России в качестве ответчиков были привлечены Министерство образования Республики Мордовия и ООО «Спартак». Рассмотрение дела № 013/01/16-852/2020 назначено на 28.01.2021 года.

            Кроме того, были запрошены следующие сведения:

            1) у ООО «Спартак»:

            - письменные пояснения по доводам определения;

            - копия письма ООО «Спартак» №001 от 16.04.2020 года адресованное руководителям муниципальных органов Республики Мордовия;

            - реестр заключенных договоров на поставку продуктовых наборов для обучающихся образовательных учреждений Республики Мордовия заключенных с апреля 2020 года по настоящее время (с указанием даты заключения, цены контракта, срока поставки товара, наименование образовательной организации, сведений о дате выполнения условий договора и оплаты);

            - иная информация и документы, имеющие отношение к рассматриваемому делу, в том числе любые иные доказательства, которые, по мнению ответчика, свидетельствуют об отсутствии нарушения.

            2) у Министерства образования Республики Мордовия:

            - письменные пояснения по доводам определения;

            - порядок формирования и утверждения составов продуктовых наборов;

            - расчеты по формированию цены договоров на поставку продуктовых наборов;

            - порядок определения в качестве поставщика продуктовых наборов в общеобразовательные учреждения Республики Мордовия ООО «Спартак»;

            - иная информация и документы, имеющие отношение к рассматриваемому делу, в том числе любые иные доказательства, которые, по мнению ответчика, свидетельствуют об отсутствии нарушения.

15.01.2021 года в адрес Мордовского УФАС России поступило ходатайство от ООО «Спартак» (вх. № 113 от 15.01.2021 года) о переносе срока предоставления запрашиваемых Определением № 911 от 21.12.2020 года сведений на 18.01.2021 года, а также об ознакомлении с материалами дела № 013/01/16-852/2020.

 Во исполнения Определения № 911 от 21.12.2020 года ООО «Спартак» представило запрашиваемые сведения (вх. № 140 от 18.01.2021 года).

Однако, реестр заключенных договоров на поставку продуктовых наборов, представлен не в полном объеме (отсутствует информация о договорах заключенных в мае, июне 2020 года), в том числе указанные даты заключения договоров на поставку продуктовых наборов являются недостоверными.

20.01.2021 года в адрес Мордовского УФАС России поступило ходатайство от ООО «Альтернатива» (вх. № 177 от 20.01.2021 года) о привлечении ООО «Альтернатива» в качестве заинтересованного лица к рассмотрению дела № 013/01/16-852/2020.

 Во исполнения Определения № 911 от 21.12.2020 года Министерство образования Республики Мордовия представило письменные пояснения по вменяемым признакам нарушения антимонопольного законодательства (вх. № 140 от 18.01.2021 года).

Необходимо отметить, что основанием для возбуждения дела № 013/01/16-852/2020 являлись, в том числе, результаты внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Мордовская кейтеринговая компания», проведенной на основании приказа Мордовского УФАС России от 04.09.2020 года №114-од «О проведении внеплановой выездной проверки».

            На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России пришла к выводу приобщить к материалам дела № 013/01/16-852/2020 часть материалов (переписку с электронной почты) внеплановой выездной проверки, проведенной в отношении ООО «Мордовская кейтеринговая компания» на основании приказа Мордовского УФАС России от 04.09.2020 года №114-од «О проведении внеплановой выездной проверки», с целью полного и всестороннего рассмотрения указанного дела.

            Кроме того, Комиссия Мордовского УФАС России приняла решение не удовлетворять ходатайство ООО «Альтернатива» о привлечении их в качестве заинтересованного лица к рассмотрению дела № 013/01/16-852/2020.

            В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, приобщение материалов проверки, руководствуясь пунктом 2 части 1, частью 5 статьи 47 частью Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Определением №35 от 28.01.2021 года Комиссия Мордовского УФАС России определила:

            1) Отложить рассмотрение дела № 013/01/16-852/2020.

            2) Назначить дело № 013/01/16-852/2020 к рассмотрению на 16 февраля 2021 года на 15 часов 00 минут по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, 14, 2 этаж.

            3) Приобщить к материалам дела № 013/01/16-852/2020 необходимую часть материалов (переписку с электронной почты) внеплановой выездной проверки, проведенной в отношении ООО «Мордовская кейтеринговая компания» на основании приказа Мордовского УФАС России от 04.09.2020 года №114-од «О проведении внеплановой выездной проверки», с целью полного и всестороннего рассмотрения указанного дела.

            4) ООО «Спартак» в срок до 10 февраля 2021 года представить следующие документы и сведения:

 - информацию, документы, пояснения и иные доказательства, которые по мнению ответчика будут способствовать полному и всестороннему рассмотрению дела.

            - копию письма ООО «Спартак» №003 от 22.04.2020 года, адресованное руководителям муниципальных органов Республики Мордовия.

            - реестр заключенных договоров на поставку продуктовых наборов для обучающихся образовательных учреждений Республики Мордовия заключенных с апреля 2020 года по настоящее время (с указанием: даты заключения, цены контракта, срока поставки товара, наименование образовательной организации (в разбивке по районам), сведений о дате выполнения условий договора и оплаты, порядка заключения договоров).

            5) Министерству образования Республики Мордовия в срок до 10 февраля 2021 года представить следующие документы и сведения:

            - копию Положения Министерства образования Республики Мордовия.

            - копии Протоколов совещаний с муниципальными районами Республики Мордовия за период с 01.03.2020 года по 01.05.2020 года.

            - штатный состав сотрудников Министерства образования Республики Мордовия за период с 01.03.2020 года по 01.05.2020 года.

  - информацию, документы, пояснения и иные доказательства, которые по мнению ответчика будут способствовать полному и всестороннему рассмотрению дела.

  - перечень подведомственных Министерству образования Республики Мордовия образовательных организаций.

            09.02.2021 года в адрес Мордовского УФАС России поступили запрашиваемые сведения, ходатайство от ООО «Спартак» об ознакомлении с материалами дела № 013/01/11-851/2020 и продлении срока предоставлении реестра договоров до 16.02.2021 года (вх. № 544 от 09.02.2021 года).

            15.02.2021 года в адрес Мордовского УФАС России поступили запрашиваемые сведения от Министерства образования Республики Мордовия (вх. № 667 от 15.02.2021 года).

            16.02.2021 года в адрес Мордовского УФАС России поступили пояснения, ходатайство от ООО «Спартак» о продлении срока предоставления реестра договоров (вх. № 702 от 16.02.2021 года).

            Представители Министерства образования Республики Мордовия на заседании Комиссии представили в материалы дела дополнительные сведения: список работников аппарата Министерства образования Республики Мордовия за период с 01.03.2020 года по 01.05.2020 года; Приказ Министерства образования Республики Мордовия от 26.04.2020 года № 386 «Об установлении стоимости питания»; Приказ Министерства образования Республики Мордовия от 03.04.2020 года № 346 «Об организации образовательной деятельности в образовательных организациях Республики Мордовия с 04 апреля 2020 г. по 30 апреля 2020 г.»; письмо руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования № 1974 от 17.04.2020 года о направлении рекомендаций по обеспечению продуктовыми наборами обучающихся из малоимущих семей.

            В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, Комиссия Мордовского УФАС России, руководствуясь пунктом 2 части 1, частью 5 статьи 47 частью Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Определением №84 от 16.02.2021 года определила:

            1) Отложить рассмотрение дела № 013/01/16-852/2020.

            2) Назначить дело № 013/01/16-852/2020 к рассмотрению на 17 марта 2021 года на 15 часов 00 минут по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, 14, 2 этаж.

            3) ООО «Спартак» в срок до 10 марта 2021 года представить не представленные документы и сведения, запрашиваемые Определением № 35 от 28.01.2021 года.

            4) Министерству образования Республики Мордовия в срок до 10 марта 2021 года представить следующие документы и сведения:

            - письменные пояснения об исполнении абзаца 1, 2 пункта 15 Указа Главы Республики Мордовия от 17.03.2020 № 78-УГ (в ред. от 11.04.2020 года) «О введении на территории Республики Мордовия режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

            - письменные пояснения о порядке заключения договоров на поставку продуктовых наборов в подведомственных Министерству образования Республики Мордовия государственных учреждениях, с указанием поставщика данных услуг.

            11.03.2021 года в адрес Мордовского УФАС России от ООО «Спартак» поступил реестр заключенных договоров на поставку продуктовых наборов (вх. № 1093 от 11.03.2021 года).

            16.03.2021 года в адрес Мордовского УФАС России поступили пояснения от Министерства образования Республики Мордовия (вх. № 1222 от 16.03.2021 года).

            17.03.2021 года в адрес Мордовского УФАС России поступили пояснения от ООО «Спартак» (вх. № 1247 от 17.03.2021 года).

            В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, Комиссия Мордовского УФАС России, руководствуясь пунктом 2 части 1, частью 5 статьи 47 частью Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Определением №167 от 17.03.2021 года определила:

            1) Отложить рассмотрение дела № 013/01/16-852/2020.

            2) Назначить дело № 013/01/16-852/2020 к рассмотрению на 06 мая 2021 года на 15 часов 00 минут по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, 14, 2 этаж.

            3) ООО «Спартак» в срок до 22 апреля 2021 года представить следующие сведения:

            - пояснение о порядке формирования состава продуктовых наборов, представленного в письме №001 от 16.04.2020 года адресованного Руководителям муниципальных органов Республики Мордовия;

            - пояснения о направлении заместителем директора ООО «Спартак» Фионовым Т.В.  с электронной почты fionovtv@gmail.ru на электронную почту jurist@mkk.ru информации касающейся формирования продуктовых наборов, в том числе по наличию сведений о количестве детей из малообеспеченных семей обучающихся в подведомственных Министерству образования Республики Мордовия учреждениях, до заключения договоров на поставку продуктовых наборов.

            4) Министерству образования Республики Мордовия в срок до 22 апреля 2021 года представить следующие документы и сведения:

            - сведения о заключённых договорах на поставку продуктовых наборов в подведомственных Министерству образования Республики Мордовия государственных учреждениях, с указанием поставщика данных услуг;

            - сведения, полученные с муниципальных районов Республики Мордовия по Приложение № 2 к письму Министерства образования РМ № 1974 от 17.04.2020 года.

  Определением № 168 от 17.03.2021 года срок рассмотрения дела № 013/01/11-851/2020 был продлен до 21 сентября 2021 года.

            19.03.2021 года в адрес Мордовского УФАС России поступило ходатайство от ООО «Спартак» об ознакомлении с материалами дела № 013/01/11-851/2020 (вх. № 1316 от 19.03.2021 года).

            21.04.2021 года в адрес Мордовского УФАС России поступили пояснения от ООО «Спартак» (вх. № 2058 от 21.04.2021 года).

            От Министерства образования Республики Мордовия запрашиваемые сведения не поступали.

            В соответствии с Указом Президента РФ от 23.04.2021 года № 242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 г.» с 4 по 7 мая 2021 года включительно, установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.

            Как следует из Приказа ФАС России № 408/21 от 27.04.2021 года «Об организации работы территориальных органов ФАС России в период с 4 по 7 мая 2021 г.»,  в целях обеспечения законных прав и интересов лиц, участвующих в рассмотрении дел о нарушении законодательства в сфере деятельности территориальных органов ФАС России, дел об административных правонарушениях, комиссиях ФАС России (в том числе комиссиях по рассмотрению жалоб, комиссиях по контролю в сфере закупок), принять меры по переносу дат рассмотрений, ранее назначенных на период с 4 по 7 мая 2021 г., на рабочие дни.

 Согласно графику работы государственных служащих и работников Мордовского УФАС России от 28.04.2021 года, определён штат сотрудников, осуществляющих служебную деятельность в период с 4 по 7 мая 2021 года включительно, в связи с чем отсутствует кворум для принятия решения.

В соответствии с частью 6.1 статьи 40 Закона «О защите конкуренции» в случае отсутствия кворума для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства присутствующие на заседании члены комиссии принимают решение об отложении рассмотрения этого дела и о назначении новой даты его рассмотрения, которое оформляется определением.

Руководствуясь Указом Президента РФ от 23.04.2021 № 242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 г.», Приказом ФАС России № 408/21 от 27.04.2021 года «Об организации работы территориальных органов ФАС России в период с 4 по 7 мая 2021 г.», частью 6.1 статьи 40, частью 5 статьи 47 частью Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Определением № 322 от 06.05.2021 года Комиссия Мордовского УФАС России определила:

            1) Отложить рассмотрение дела № 013/01/16-852/2020.

            2) Назначить дело № 013/01/16-852/2020 к рассмотрению на 27 мая 2021 года на 15 часов 00 минут по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, 14, 2 этаж.

            Комиссия Мордовского УФАС России изучив имеющиеся материалы и пояснения, руководствуясь статьей 39.1, 42, 47 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Определением № 382 от 28.05.2021 года определила:

 1) Изменить квалификацию дела, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Спартак» ((..........)), Министерства образования Республики Мордовия ((..........)) по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

            2) Прекратить участие в деле № 013/01/16-852/2020 качестве ответчика Общество с ограниченной ответственностью «Спартак» ((..........)).

            3) Отложить рассмотрение дела № 013/01/16-852/2020.

            4) Выдать Министерству образования Республики Мордовия предупреждение о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.

             5)  Назначить рассмотрение дела № 013/01/16-852/2020 на 21 июня 2021 г. в 16 час. 00 мин.

            Предупреждением от 28.05.2021 года № 1259 Министерство образования Республики Мордовия было предупреждено о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

            Письмом №3157 от 10.06.2021 года (вх. № 3138 от 11.06.2021 года) Министерство образования представила сведения об исполнении предупреждения.

 

Изучив материалы дела, письменные пояснения и выслушав устные пояснения ответчика по делу, Комиссия установила следующее.

 

Актом проверки от 26.10.2020 года № 15 установлено, что хозяйствующие субъекты ООО «Мордовская кейтеринговая компания» и ООО «Спартак» осуществляют совместную деятельность на товарном рынке.

В ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Мордовская кейтеринговая компания», инспекцией Мордовского УФАС России при исследовании электронной почты ООО «Мордовская кейтеринговая компания» обнаружено письмо от ООО «Спартак» № 001 от 16.04.2020 года, адресованное руководителям муниципальных органов Республики Мордовия (электронное письмо от 16.04.2020 года 16.16 час., с приложениями: Письмо ООО Спартак.pdf, Письмо ООО Спартак.docx).

Как следует из указанного письма, ООО «Спартак» будет организовывать формирование и доставку продуктовых наборов для детей из малообеспеченных семей, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья. На данный момент, необходимо в ускоренном режиме заключить договора поставки между ООО «Спартак» (в дальнейшем – Поставщик) и Образовательным учреждением (в дальнейшем – Заказчик). Готовые договора необходимо выслать на согласование Юристу. 

17.04.2020 года 11.51 час с электронной почты (..........) был направлен типовой договор поставки продуктовых наборов, где в качестве поставщика выступает ООО «Спартак» (электронное письмо от 17.04.2020 года 11.51 час., с приложением: Типовой договор поставки Продуктовых наборов..docx).

В дальнейшем по вопросу формирования продуктовых наборов на электронную почту (..........) поступали следующие сведения:

- по формированию продуктовых наборов, методические рекомендации Министерства образования Республики Мордовия по обеспечению продуктовыми наборами обучающихся из малоимущих семей в период их обучения c применением форм электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, проект контракта на поставку продуктовых наборов 21.04.2020, контакты директоров школ;

 - информация по питанию детей из малообеспеченных семей, которые обучаются в профессиональных образовательных организациях, подведомственных Министерству образования Республики Мордовия;

 - сведения о количестве детей из малообеспеченных семей, обучающиеся в общеобразовательных организациях интернатного типа, подведомственных Министерству образования Республики Мордовия.

23.04.2020 года электронным письмом от 23.04.2020 года в 10.37 час. с электронной почты (..........) на имя руководителей муниципальных органов Республики Мордовия было направлено письмо от имени ООО «Спартак» № 003 от 22.04.2020 года о необходимости в ускоренном режиме заключить договора поставки (через портал малые закупки Мордовия) между ООО «Спартак» и Образовательным учреждением.

 Кроме того, в письме указано, что договора будут заключаться через портал «малые закупки Республики Мордовия» (ссылка на сайт http://goszakaz44.e-mordovia.ru/smallpurchases/Menu/Page/1), оферта на портале уже создана:

 - Оферта: № оф-2020-002730

 - Действительна до 26.04.2020 (но договора необходимо подписать уже 23.04.2020 – 24.04.2020г.)

 Приложение №1 к данному письму содержит готовый контракт, в котором как указано в письме, со стороны учреждений необходимо будет заполнить лишь несколько пунктов, а именно:

1. Наименование заказчика.

2. Цена контракта.

3. Место поставки товара

4. Адреса и банковские реквизиты

5. Спецификация.

Приложение №1 содержит «Руководство по работе в модуле Малые закупки», с подробным описанием заключения договора по Оферте.

В дальнейшем на электронную почту(..........) направлялись и согласовывались договора от муниципальных образовательных учреждениях Республики Мордовия.

Мордовским УФАС России на основании части 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») были направлены запросы в муниципальные районы Республики Мордовия и г. о. Саранск о предоставлении сведений по порядку организации питания в образовательных учреждения Республики Мордовия, в том числе, порядок заключения и исполнения контрактов, а также сведения о заключении договоров на поставку продуктовых наборов в образовательные учреждения Республики Мордовия с апреля 2020 года.

 Согласно представленной некоторыми Администрациями муниципальных районов информации, договора на поставку продуктовых наборов были заключены по рекомендациям Министерства образования Республики Мордовия с ООО «Спартак» (Администрация Ельниковского муниципального района Республики Мордовия вх. № 6611 от 29.10.2020 года, Администрация Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия вх. № 6696 от 03.11.2020 года).

 В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 Гражданского Кодекса РФ).

Признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции»).

Согласно части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Достаточным основанием для наличия признаков нарушении части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

            В соответствии частью 1 Указа Главы РМ от 17.03.2020 № 78-УГ «О введении на территории Республики Мордовия режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» на территории Республики Мордовия введен режим повышенной готовности.

            Согласно абзацу 2 части 15 Указа Главы РМ от 17.03.2020 № 78-УГ (ред. от 08.04.2020) «О введении на территории Республики Мордовия режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» Министерству образования Республики Мордовия во взаимодействии с главами муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск было поручено организовать работу в муниципальных общеобразовательных организациях по выдаче продуктовых наборов обучающимся из малоимущих семей в период их обучения с применением форм электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В соответствии с частью 1 Постановления Правительства Республики Мордовия от 19.10.2006 № 453 «Об утверждении Положения о Министерстве образования Республики Мордовия» (далее – Положение) Министерство образования Республики Мордовия является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, реализующим на территории Республики Мордовия государственную политику в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования.

   Как следует из части 3 Положения, Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия, органами местного самоуправления Республики Мордовия, общественными объединениями и организациями.

Согласно части 5 Положения в непосредственном ведении Министерства находятся образовательные организации общего, профессионального образования, дополнительного образования, дополнительного профессионального образования и образовательные организации, осуществляющие обучение и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным образовательным программам, финансируемые за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия.

Указанным Положением к полномочиям Министерства не относится дача поручений (указаний) в адрес образовательных учреждений муниципальных районов Республики Мордовия и муниципальных районов Республики Мордовия, а также отсутствует какое-либо прямое подчинение.

            Как установлено Мордовским УФАС России, договоры на поставку продуктовых наборов были заключены общеобразовательными учреждениями муниципальных районов Республики Мордовия с единственным поставщиком на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в том числе с использованием подсистемы малых закупок региональной информационной системы в сфере закупок Республики Мордовия (далее – Малые закупки). Контракты были заключены с ООО «Спартак» на основании предложенной ООО «Спартак» оферты на портале Малых закупок.

            Министерство образования Республики Мордовия в адрес Мордовского УФАС России представило пояснения по вопросу направления рекомендаций по заключению договоров на поставку продуктовых наборов с ООО «Спартак» (вх. № 207 от 21.01.2021 года), из которых следует, что состав продуктовых наборов и поставщик определялся образовательными организациями самостоятельно с учетом требований Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исходя из санитарно-эпидемиологических норм и правил, коммерческих предложений поставщиков продуктов питания, с учетом рекомендаций Министерства образования Республики Мордовия и Управления Роспотребнадзора по Республики Мордовия, направленных для использования в работе, не носящих нормативного характера.

Вместе с тем, представленная в Мордовское УФАС России информация от муниципальных районов подтверждает, что договоры были заключены с ООО «Спартак» именно по рекомендации Министерства образования Республики Мордовия.

            На основании изложенного, Мордовское УФАС России приходит в выводу, что рекомендации Министерства образования Республики Мордовия по заключению договоров на поставку продуктовых наборов с конкретным поставщиком, были направлены в целях исполнения пункта 15 Указа Главы РМ от 17.03.2020 № 78-УГ «О введении на территории Республики Мордовия режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

            На основании изложенного, Мордовским УФАС России установлены признаки нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в действиях Министерства образования Республики Мордовия, выразившееся в направлении рекомендаций в муниципальные районы Республики Мордовия по заключению договоров на поставку продуктовых наборов с ООО «Спартак».

            В соответствии с частью 1 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона.

            Согласно части 3 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.

   28.05.2021 года Мордовским УФАС России в адрес Министерства образования Республики Мордовия было направлено предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 28.05.2021 года № 1259, путем направления соответствующих писем в общеобразовательные учреждения муниципальных районов Республики Мордовия и администрации муниципальных районов Республики Мордовии, об отзыве ранее направленных рекомендаций по заключению договоров на поставку продуктовых наборов с ООО «Спартак».

   11.06.2021 года Министерство образования Республики Мордовия представила в Мордовское УФАС России сведения об исполнении указанного предупреждения.

            В силу пункта 13 письма ФАС России от 24.12.2015 года № ИА/74666/15 «О применении «четвертого антимонопольного пакета» и в соответствии с частью 7 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в случае исполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мордовского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

            Дело № 013/01/16-852/2020, возбужденное в отношении Министерства образования Республики Мордовия ((..........)) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией обстоятельствах.

Связанные организации

Связанные организации не указаны