Решение №ЛА/1189/23 Решение от 5 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №013/07/3-166/2023

                                                                                                     

                                                                                                                                       г. Саранск

Резолютивная часть решения оглашена «31» марта 2023 г.

В полном объеме решение изготовлено «5» апреля 2023 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель Комиссии:

<...> – Врио руководителя Мордовского УФАС России,

члены Комиссии:

<...> – заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

<...> – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

в присутствии представителя Заказчика – Муниципального предприятия городского округа Саранск «Горэлектротранс» – <...> (доверенность от 28.03.2023 г. №4),

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «Газпром газомоторное топливо» – <...> (доверенность от 24.01.2023 г. №3), <...> (доверенность от 29.03.2023 г. №15),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – «О защите конкуренции») жалобу ООО «Газпром газомоторное топливо» (Средневолжский филиал) от 23.03.2023 г. вх. № 1367-ЭП/23 на действия Заказчика – Муниципальное предприятие городского округа Саранск «Горэлектротранс» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку сжиженного углеводородного газа через АГНКС для нужд МП «Горэлектротранс» (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ № 32312147083),

 

УСТАНОВИЛА:

23.03.2023 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступила жалоба ООО «Газпром газомоторное топливо» в лице Средневолжского филиала (далее - Заявитель) под входящим номером № 1367-ЭП/23 на действия Заказчика – Муниципальное предприятие городского округа Саранск «Горэлектротранс» (далее – Заказчик) при проведении Аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку сжиженного углеводородного газа через АГНКС для нужд МП «Горэлектротранс» (далее – Аукцион).

В связи с поступлением жалобы, Мордовским УФАС России, на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и необходимости приостановления торгов до рассмотрения жалобы по существу от 24.03.2023 № ЛА/1013/23. Рассмотрение жалобы было назначено на 30 марта 2023 года на 11 часов 20 минут, в ходе заседания Комиссии был объявлен перерыв до 31 марта 2023 года до 12 час. 00 мин.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Согласно первому доводу жалобы, представленным дополнительно пояснениям (вх. №1499-ЭП/23 от 30.03.2023, вх. №1518-ЭП/23 от 31.03.2023) и позиции Заявителя, устно выраженной его представителями на заседании Комиссии, в пункте 1 Технического задания, являющегося неотъемлемой частью Аукционной документации, прописано ограничение по территориальному признаку, а именно: наличие не менее двух заправочных станций в радиусе 10 км от местонахождения Заказчика, расположенного по адресу: Россия, г. Саранск, ул. Осипенко, 95.

Данное требование, по мнению Заявителя, неправомерно ограничило возможность его участия в Аукционе, так как на территории г.о. Саранск в эксплуатации у Заявителя находится АНГКС-1, способная обеспечить потребность Заказчика в полном объеме.

Заказчик с рассматриваемым доводам Заявителя не согласился и представил письменные пояснения (вх. №1472/23 от 28.03.2023 г., №1519/23от 31.03.2023 г.), на заседании Комиссии устно выразил позицию, в которой указал на то, что наличие в Техническом задании пункта «Наличие в транспортной доступности (не более 10 км) минимум двух заправочных станций (далее - ЗС) для обеспечения потребностей предприятия» необходимо для обеспечения надлежащего исполнения контракта, а исключение данного пункта Заказчик считает невозможным.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.

27.02.2023 года на сайте https://zakupki.gov.ru МП «Горэлектротранс» размещено извещение № 32312147083 о проведении Аукциона и Аукционная документация.

Дата размещения извещения: 27.02.2023 года.

Дата размещения текущей редакции извещения: 23.03.2023 года.

Дата начала срока подачи заявок: 27.02.2023 года в 00:00.

Дата и время окончания подачи заявок: 31.03.2023 года в 09:00.

Место подведения итогов: 430007, Республика Мордовия, г Саранск, ул. Осипенко, д. 95, помещ. 1.

Дата подведения итогов: 03.04.2023 года.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

При этом, в соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации должны быть указаны, в том числе место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

В соответствии с пунктом 10 Информационной карты Документации место поставки товаров/выполнения работ/оказания услуг: поставщик обязан обеспечить заправку транспортных средств заказчика на АГЗС, расположенных на расстоянии не более чем 10 км от места нахождения Заказчика, находящегося по адресу: Россия, г. Саранск, ул. Осипенко, 95, наличие не менее 2 (двух) заправочных станций для обеспечения потребностей предприятия.

Требования к месту, условиям, срокам поставки товаров, и (или) последовательность их поставки определены в Описании предмета закупки (Раздел 3 документации об аукционе) и проекте договора (Раздел 4 документации об аукционе). Порядок приемки товара, выполнения работ, оказания услуг определен в проекте договора (части 4 документации об аукционе).

Согласно пункту 1.5 проекта договора, место отпуска товара: Стационарные автомобильные газозаправочные станции - место заправки автотранспорта Заказчика. Территориальное месторасположение необходимой для поставки Товара стационарной автомобильной газозаправочной станции – не более 10 км. от места нахождения Заказчика, находящегося по адресу: Россия, г. Саранск, ул. Осипенко, 95, наличие не менее 2 (двух) заправочных станций, для обеспечения потребностей предприятия.

Таким образом Заказчик установил к участникам закупки требование о наличии не менее двух заправочных станций в радиусе 10 км от местонахождения Заказчика, обосновывая (в письменных и устных пояснениях) такое требование, следующими потребностями Заказчика:

- исключение из Технического задания ограничения по территориальной доступности приведет к дополнительным расходам предприятия, связанным с заправкой транспортных средств. В частности, предприятие понесет финансовые потери при оплате труда водителей автобусов. А также увеличение расстояния ведет к росту времени, требуемого на заправку одного транспортного средства, что повлечет за собой нарушение графиков выпуска автобусов на маршрут. Данный факт приведет к значительным экономическим и репутационным рискам и нарушению условий четырех действующих Муниципальных контрактов;

- исключение из Технического задания ограничения на количество заправочных станций может привести к возможным перебоям в работе предприятия и нарушению условий муниципальных контрактов. Если в Техническом задании будет указана только одна заправочная станция, то при выходе из строя или приостановке ее деятельности работа предприятия будет частично парализована. Для недопущения описанных рисков в Техническом задании было предусмотрено наличие двух заправочных станций.

Заказчик письмом (исх. №62 от 30.03.2023 г.)  и устно на заседании Комиссии пояснил, что в его штате числятся 4 водителя-перевозчика, время работы которых ограничено ночными часами, т.е. временем, когда транспорт Заказчика не используется для исполнения муниципальных контрактов.

Данное обстоятельство позволяет Комиссии сделать вывод о том, что действительная потребность Заказчика сводится к возможности одновременной заправки 4 транспортных средств в ограниченный промежуток времени с минимальными временными и финансовыми затратами на маршрут следования до ЗС.

Однако, каких-либо требований кроме наличия 2 отдельно стоящих ЗС, к производственной мощности ЗС, количеству колонок, позволяющих осуществлять одномоментную заправку транспортных средств, пропускной способности ЗС, скорости заправки на ЗС, наличию оборудования, позволяющего обеспечить бесперебойное исполнение договора в случае возникновения аварийных ситуаций на ЗС в Аукционной документации не установлено.

Заявитель, в свою очередь, представил сведения о производственной мощности ЗС, находящейся у него в эксплуатации (наличие 3 используемых компрессорных установок и 2 резервных на случай выхода оборудования из строя; 8 заправочных постов), которая способна обеспечить фактическую потребность Заказчика и надлежащее исполнение контракта.

При изложенных обстоятельствах Комиссия Мордовского УФАС России не может признать требование к участникам закупки о наличии двух ЗС, без указания требований к производственной мощности, отвечающим фактическим и заявленным потребностям Заказчика.

Кроме того, Заказчиком, при предъявлении требования о наличии не менее двух заправочных станций в радиусе 10 км от местонахождения Заказчика, не предусмотрено измерение расстояния с учетом естественных преград, маршрута по автодорогам, пропускной способности автодорог и других характеристик, фактически влияющих на расстояние до ЗС, время, затрачиваемое водителем-заправщиком в пути до ЗС, а, следовательно, и финансовые расходы Заказчика.

Вместе с тем, в разделе «Место поставки» Технического задания, являющегося неотъемлемой частью Документации, Заказчик указал на то, что автозаправочные станции должны находиться в пределах территории г.о. Саранск, работать круглосуточно.

Таким образом, в Техническом задании содержится информация, отличная от Информационной карты и Проекта договора, содержится противоречивая информация о требованиях к наличию АГЗС у участника закупки, так как расстояние 10 км от местонахождения Заказчика, согласно данным из открытых источников (сервис поисково-информационной картографической службы «Яндекс Карты»), в некоторых направлениях, движения выходит за пределы г.о. Саранск, а некоторые ЗС, в том числе ЗС, эксплуатируемая Заявителем, расположены в пределах г.о. Саранск, но далее, чем в 10 км от места расположения Заказчика.

Само по себе требование о наличии ЗС в г.о. Саранск Комиссия признает надлежащим, так как согласно устава МП г.о. Саранск «Горэлектротранс», утвержденного распоряжением Первого заместителя Главы Администрации городского округа Саранск от 6 сентября 2012 года №1410-рз, предметом деятельности Предприятия является организация транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом и городским электрическим транспортном в границах муниципального образования. Следовательно, наличие ЗС в г.о. Саранск отвечает потребности заказчика и может позволить сэкономить временные и финансовые затраты Заказчика на прибытие к месту заправки транспортных средств при осуществлении уставной деятельности.

Однако, указание в Аукционной документации противоречащих друг другу требований к участникам закупки вводит в заблуждение участников закупки и не позволяет должным образом сформировать заявку на участие в Аукционе, о чем свидетельствует отсутствие поданных заявок.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

С учетом фактических обстоятельств дела Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика по установлению в составе Аукционной документации требований к участникам Аукциона, противоречащих друг другу и не отвечающих фактическим потребностям Заказчика, не отвечают принципам, установленным пунктами 2, 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также являются нарушением пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

На основании изложенного, рассматриваемый довод Заявителя признан Комиссией Мордовского УФАС обоснованным.

Во втором доводе Заявитель также указывает на противоречивость информации, которая вводит в заблуждение потенциальных участников закупки, а именно предмет закупки, размещенный на сайте на сайте https://zakupki.gov.ru/ - поставка сжиженного углеводородного газа через АГНКС, отличается от информации, указанной в Техническом задании, являющимся неотъемлемой частью Аукционной документации, где предметом поставляемого товара указан компримированный природный газ (КПГ). 

Заказчик в письменных возражениях не согласился с рассматриваемым доводом и пояснял, что различие в наименовании является орфографической составляющей и не изменяет техническое и предметное содержание закупки, а используемые понятия являются идентичными по содержанию.    

Однако на заседании Комиссии представитель Заказчика согласился с доводом Заявителя и признал факт допущения технической ошибки при оформлении Аукционной документации.

Комиссией Мордовского УФАС установлено, что в аукционной документации имеются разночтения в части указания предмета договора, а именно:

- в Извещении, Информационной карте, Документации и проекте договора предметом закупки является поставка сжиженного углеводородного газа через АГНКС;

- в Техническом задании, являющимся неотъемлемой частью Документации, наименование продукции - компримированный природный газ (КПГ).

Согласно пункту 3 части 3 статьи 3 Закона о закупках описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе следующим правилом:

в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

При изложенных обстоятельствах, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации противоречивых сведений, которые вводят в заблуждение участников закупки, не отвечают принципам информационной открытости закупки, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, и являются нарушением  части 8 статьи 4 Закона о закупках.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о том, что рассматриваемый довод заявителя является обоснованным.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мордовского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

 1. Признать жалобу ООО «Газпром газомоторное топливо» в лице Средневолжского филиала (вх. № 1367-ЭП/23 от 23.03.2023) на действия Заказчика – Муниципальное предприятие городского округа Саранск «Горэлектротранс» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку сжиженного углеводородного газа через АГНКС для нужд МП «Горэлектротранс» (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ № 32312147083) обоснованной.

2. Признать действия Заказчика - Муниципального предприятия городского округа Саранск «Горэлектротранс»:

- выразившиеся в установлении в составе Аукционной документации требований к участникам Аукциона, противоречащих друг другу и не отвечающих фактическим потребностям Заказчика, не отвечающим принципам, установленным пунктами 2, 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также нарушением пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках;

- выразившиеся в  установлении в аукционной документации противоречивых сведений, которые вводят в заблуждение участников закупки, не отвечающим принципам информационной открытости закупки, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушением  части 8 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику - Муниципальному предприятию городского округа Саранск «Горэлектротранс» обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Мордовского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны