Решение №619 Решение по жалобе ООО "ТРБ" от 18 сентября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
г. Саранск
Резолютивная часть решения оглашена «16» сентября 2020 г.
В полном объеме решение изготовлено «18» сентября 2020 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:
Председатель комиссии: (......) – Врио руководителя Мордовского УФАС России; Члены Комиссии: (......) – Врио начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; (......) - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; (......) - специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России, при участии:
представителя Средне-Волжского института (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» - (......)(доверенность от 31.08.2020 г. № 13),
заявителя – генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Технологии развития Бизнеса» (......) (действующего на основании решения №1 единственного учредителя Общества с ограниченной ответственностью «Технологии развития Бизнеса») посредством подключения по видеоконференцсвязи,
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Технологии развития Бизнеса» (далее – ООО «ТРБ», Заявитель) (вх. № 5358 от 08.09.2020 г.) на действия заказчика – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», в лице уполномоченного филиала заказчика - Средне-Волжский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста) России)» (далее - Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по ремонту фасада (утепление наружных стен) здания Средне-Волжского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) по адресу: г. Саранск, ул. Розы Люксембург, дом 2 (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок (далее –ЕИС) № 32009449708),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) поступила жалоба ООО «ТРБ» (вх. № 5358 от 08.09.2020 г.) на действия заказчика – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», в лице уполномоченного филиала заказчика - Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по ремонту фасада (утепление наружных стен) здания Средне-Волжского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) по адресу: г. Саранск, ул. Розы Люксембург, дом 2 (извещение в ЕИС № 32009449708) (далее – Запрос предложений).
Сторонам по делу было направлено уведомление от 09.09.2020 г. № 2364 о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В соответствии с уведомлением рассмотрение жалобы назначено на 16.09.2020 г. Заявителем направлено ходатайство о дистанционном рассмотрении жалобы (вх № 5472 от 11.09.2020 г.). Мордовским УФАС России ходатайство было удовлетворено.
Как следует из жалобы Заявителя, «01» сентября 2020 года на официальном сайте http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 32009449708 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по ремонту фасада (утепление наружных стен) здания Средне-Волжского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) по адресу: г. Саранск, ул. Розы Люксембург, дом 2.
В процессе изучения извещения, документации и приложений к нему выявлено, что Заказчиком установлены излишние требования к участникам закупки и критерии оценки заявок участников, влекущие за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
Заказчик не согласился с доводами жалобы, представил возражения на жалобу (вх № 5522 от 15.09.2020 г.), в которой пояснил следующее.
Закупка проведена в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА минюста России)».
Документацией о закупке установлены одинаковые требования к участникам закупки: обязательные, в соответствии с п.9.1. Положения о закупке, и дополнительные, в соответствии с п.9.2. Положения о закупке, с учетом целей, установленных Положением о закупке.
При установлении требований к участникам предусмотрены особенности планируемых работ и условий исполнения договора – выполнение работ в здании, где будет осуществляться непрерывный образовательный процесс по программам профессионального образования, где могут находиться несовершеннолетние обучающиеся, что требует не только дополнительного положительного профессионального опыта, но и наличия необходимого оборудования, специалистов, финансовых ресурсов. Кроме того, подрядчик должен обеспечить выполнение работ не менее чем в течение тридцати дней за счет собственных средств, при этом срок выполнения работ является одним из критериев оценки предложений.
Указанные в документации требования к участникам, предусмотренные документацией критерии соответствуют положениям Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и размещенному в единой информационной системе Положению о закупке товаров, работ, услуг для нужд федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА минюста России)».
В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Кроме того, Заказчик указывает, что ни одно из условий ограничения конкуренции не связано с проведением обжалуемой закупки. По результатам размещения закупки подано три заявки от различных хозяйствующих субъектов, соответствующих, по их мнению, требованиям документации о закупке. Поданные заявки подтверждают отсутствие ограничивающих конкуренцию требований.
Изучив имеющиеся материалы жалобы, представленные доказательства, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц»), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Запрос предложений проводился Заказчиком в соответствии с требованиями ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА минюста России)» (далее – Положение о закупке), извещения по проведению открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора среди субъектов малого и среднего предпринимательства по выполнению работ по ремонту фасада (утепление наружных стен) здания Средне-Волжского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) по адресу: г. Саранск, ул. Розы Люксембург, дом 2 (извещение в ЕИС № 32009449708) (далее – Извещение) и документации по проведению открытого запроса предложений в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по выполнению работ по ремонту фасада (утепление наружных стен) здания Средне-Волжского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) по адресу: г. Саранск, ул. Розы Люксембург, дом 2 (далее – Документация)
В соответствии с пунктом 16.4 Положения о закупке информация о проведении запроса предложений, включая извещение о проведении запроса предложений, документацию о запросе предложений, проект договора, размещается ВГУЮ (РПА Минюста России) в ЕИС не менее чем за пять дней до установленного в документации о запросе предложений дня окончания подачи заявок на участие в запросе предложений.
27 августа 2020 года года. Заказчик разместил в ЕИС Извещение и Документацию о проведении Запроса предложений.
Предмет закупки: Выполнение работ по ремонту кровли (утепление кровли по плитам перекрытия) здания Средне-Волжского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) по адресу: г. Саранск, ул. Розы Люксембург, дом 2.
Дата начала срока подачи заявок: 28 августа 2020 года.
Дата начала срока предоставления разъяснений положений Документации: 28 августа 2020 года.
Дата окончания срока предоставления разъяснений положений Документации: 01 сентября 2020 года, включительно.
Срок окончания подачи заявок (предложений): 04 сентября 2020 г., в 09:00 час.
На основании Приказа Средне-Волжского института (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста) России)» от 01 сентября 2020 года № 13/0107 «О внесении изменений в извещение и документацию процедуры «Открытый запрос предложений в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства»», в связи с регламентными работами в ЕИС, назначен новый срок подачи заявок.
Дата публикации Извещения и Документации: 01 сентября 2020 года.
Дата начала срока подачи заявок: 02 сентября 2020 года.
Дата начала срока предоставления разъяснений положений Документации: 02 сентября 2020 года.
Дата окончания срока предоставления разъяснений положений Документации: 04 сентября 2020 года, включительно.
Срок окончания подачи заявок (предложений): 09 сентября 2020 г., в 09:00 час.
Жалоба поступила в Мордовское УФАС России 08.09.2020 г., то есть за 1 день до окончание срока подачи заявок.
В жалобе Заявитель оспаривает положения Документации, которые, по его мнению, влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Заявитель пояснил, что заявку на участие в закупке не подавал.
В соответствии с частью 10 статьи 3 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
- осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
- нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
- неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
- предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
- осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
- неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статьей 1 частью 1 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» определены установленные этим законом цели регулирования, к которым отнесены обеспечение единства экономического пространства; создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков закупок в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности; эффективное использование денежных средств; расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия; развитие добросовестной конкуренции; обеспечение гласности и прозрачности закупки; предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
По смыслу статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции», чтобы признать за лицом, не подававшим заявку на участие в торгах, право на обращение в антимонопольный орган, необходимо установить, какие права и законные интересы указанного лица могут быть ущемлены в результате нарушения порядка организации или проведения торгов. В связи с этим жалоба такого лица должна содержать фактическое обоснование возникновения у него права обратиться в антимонопольный орган с такой жалобой за защитой конкретных нарушенных прав, поскольку круг таких лиц законодателем ограничен в названной норме. Такое ограничение субъектного состава предполагает также наличие у подателя жалобы действительного (а не мнимого) интереса и законных прав, подлежащих публичной (государственной) защите в порядке, предусмотренном ФЗ «О защите конкуренции».
Следовательно, с учетом положений действующего законодательства для рассмотрения жалобы в порядке статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольному органу в целях недопущения злоупотреблений со стороны указанного лица, а также исходя из положений части 2 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» следует установить, что обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов свидетельствуют о нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах; реальные законные права и интересы заявителя, которые могут быть ущемлены или нарушены в результате указанных в жалобе действия (бездействие) организатора торгов.
Кроме того, стоит отметить, что Заявитель предварительно не обращался к Заказчику за разъяснениями положений Документации при наличии действительного интереса для участия в торгах.
С учетом изложенного, указанные в жалобе обстоятельства не являются нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах (применительно к части 2 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции»).
Вместе с тем, лица, не подавшие заявки на участие в публичных процедурах, в жалобе должны указать на обстоятельства, свидетельствующие о нарушении установленного порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, если таковые воспрепятствовали им подать заявку. Таких обоснований в жалобы не приведено.
При этом необходимо учитывать, что согласно части 13 статьи 3 ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Как было сказано выше, в последний день срока подачи заявок Заявитель обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия Заказчика, указав, что Заказчиком установлены излишние требования к участникам закупки и критерии оценки заявок участников, влекущие за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
Заявитель на заседании Комиссии Мордовского УФАС России каких-либо сведений, подтверждающих обоснованность довода жалобы, а также нарушение своих прав и законных интересов, не представил. Доказательств отсутствия возможности подать заявку, а также создания Заказчиком объективных препятствий для участия в спорной закупке, не представил.
Таким образом, Заявитель не доказал наличие защищаемого права и возможности его восстановления.
Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Технологии развития Бизнеса» (вх. № 5358 от 08.09.2020 г.) на действия заказчика – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», в лице уполномоченного филиала заказчика - Средне-Волжский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста) России)» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по ремонту фасада (утепление наружных стен) здания Средне-Волжского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) по адресу: г. Саранск, ул. Розы Люксембург, дом 2 (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок № 32009449708) необоснованной.