Постановление №ЛА/1521/22 Постановление о назначении административного наказания в вид... от 4 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания в виде предупреждения

по делу № 013/04/14.3-583/2022 об административном правонарушении 

04 октября 2022 года                                                                 г. Саранск, проспект Ленина, 14 

Временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) <...>, рассмотрев протокол об административном правонарушении № 1101/22 от 06.09.2022г. и материалы дела № 013/04/14.3-583/2022 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Кредитного потребительского кооператива «Народный» <...>,

УСТАНОВИЛ:

В рамках дела № 013/05/28-80/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе рассмотрены обстоятельства распространения на территории на территории г. Саранска Республики Мордовия в периоды с 27 октября по 17 декабря 2021 года, с 22 декабря 2021 года по 25 января 2022 года, с 26 января по 11 февраля 2022 года в региональных рекламных блоках телеканалов «Первый» и «НТВ» рекламы Кредитного потребительского кооператива «Народный» с предложением финансовых услуг по приему сбережений под 13% годовых, под 17% годовых, в которой содержалось не соответствующее действительности утверждение, что все сбережения застрахованы, и которой потребители вводились в заблуждение из-за отсутствия в ней части существенной информации об остальных условиях рекламируемых финансовых услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, таких, как срок действия договора передачи личных сбережений, лимит суммы передаваемых сбережений, пониженный размер процентной ставки при досрочном расторжении договора, допустимом только по истечении 12 месяцев, а также особенности применения рекламируемых процентных ставок, действующих в определенный период, только по программе «Пенсионный», предназначенной исключительно для членов кооператива, имеющих пенсионные удостоверения. Решением Комиссии Мордовского УФАС России от 12.05.2022 № 296 по делу № 013/05/28-80/2022 такая реклама была признана ненадлежащей, нарушающей требования пункта 6 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». Данный факт нарушения законодательства о рекламе стал поводом для составления в отношении рекламодателя – КПК «Народный» <...> протокола Мордовского УФАС России об административном правонарушении № 1101/22 от 06.09.2022г., согласно которому названному юридическому лицу вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении № 1101/22 от 06.09.2022г. составлен в отсутствие законного представителя юридического лица – КПК «Народный», в установленном порядке извещенного о времени и месте составления такого протокола об административном правонарушении. Копия составленного протокола об административном правонарушении № 1101/22 от 06.09.2022г. вместе с копией определения Мордовского УФАС России от 06.09.2022 № 1102/22 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении направлены в установленные сроки по юридическому адресу КПК «Народный» заказным письмом через Почту России (штриховой почтовый идентификатор (ШПИ) <...>; неудачная попытка вручения), а также по фактическому адресу КПК «Народный» заказным письмом с уведомлением через Федеральную почтовую службу (Заказ <...>; вручен адресату 09.09.2022).

При изложенных обстоятельствах, в силу положений части 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, приведенных в абзаце 3 пункта 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в данном случае следует считать, что КПК «Народный» надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения настоящего дела.

Рассмотрение дела № 013/04/14.3-583/2022 об административном правонарушении состоялось в назначенное время, к которому также приобщены материалы дела № 013/05/28-80/2022.

Содержание протокола об административном правонарушении № 1101/22 от 06.09.2022г. соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каких-либо нарушений при его составлении не выявлено.

Статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса.

Согласно нормам части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе исчисляется сроком в один год.

На момент составления и рассмотрения протокола об административном правонарушении № 1101/22 от 06.09.2022г. срок исковой давности еще не истек.

С учетом изложенного, протокол об административном правонарушении № 1101/22 от 06.09.2022г. рассматривает временно исполняющий обязанности руководителя Мордовского УФАС России <...> по месту совершения административного правонарушения в порядке статьи 25.15, части 2 статьи 29.5, статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отсутствии законного представителя, извещенного о рассмотрении такого протокола в установленном порядке.

Оценив в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеющиеся в материалах настоящего дела доказательства, уполномоченное должностное лицо территориального антимонопольного органа пришло к следующим выводам.

В региональных рекламных блоках телеканалов «Первый» и «НТВ», транслируемых на территории г. Саранска Республики Мордовия, осуществлялось вариативное размещение рекламных видеороликов (продолжительностью 15 секунд):

1) в период с 27.10.2021 по 17.12.2021 демонстрировался сюжетный видеоролик продолжительностью 15 секунд следующего содержания:

1 видеоряд (3 секунды):

картинка с образами девушки, держащей в руках копилку-поросенка, и улыбающегося пожилого мужчины, указательным пальцем показывающего в сторону девушки с копилкой, сопровождается озвученным мужским голосом текстом «Деньги можно просто хранить, а можно приумножать! Как?» с одновременной демонстрацией надписей «ДЕНЬГИ МОЖНО ПРОСТО ХРАНИТЬ А МОЖНО ПРИУМНОЖАТЬ! КАК?»;

2 видеоряд (6 секунд):

картинка, состоящая из двух частей, левая часть которой содержит логотип «Н» и надписи «Народный кредитный потребительский кооператив 13% принимаем сбережения годовых г. Саранск <...> телефон <...> <...> ВСЕ СБЕРЕЖЕНИЯ ЗАСТРАХОВАНЫ», а в правой части изображены улыбающиеся мужчина и женщина, держащие в руках бланки с логотипами «Н», сопровождается озвученным мужским голосом текстом «КПК Народный принимает сбережения под тринадцать процентов годовых все сбережения застрахованы»;

3 видеоряд (6 секунд):

картинка сопровождается озвученным мужским голосом текстом «город Саранск <...> телефон <...>», и при этом состоит из двух частей, в верхней части которой на белом фоне нанесены логотип «Н» и надпись «Народный кредитный потребительский кооператив», а также выполненные синим цветом и чёткими, крупными буквами надписи «г. Саранск <...> телефон <...> <...>», а в нижней части на синем фоне белыми, мелкими буквами нанесен текст «КРЕДИТНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ «НАРОДНЫЙ» <...>. ОКАЗЫВАЕТ УСЛУГИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЧЛЕНАМ КПК, КОТОРЫМИ МОГУТ СТАТЬ ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА (ОТ 16 ПОЛНЫХ ЛЕТ). СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПЕНСИОННЫЙ», СТАВКА 13% ГОДОВЫХ. СРОК СБЕРЕЖЕНИЯ 12-36 МЕСЯЦЕВ. МАКСИМАЛЬНАЯ ВНОСИМАЯ СУММА 3500000 (ТРИ МИЛЛИОНА ПЯТЬСОТ ТЫСЯЧ) РУБ.. МИНИМАЛЬНАЯ ВНОСИМАЯ СУММА НЕ МЕНЕЕ 10000 (ДЕСЯТИ ТЫСЯЧ) РУБ. ПРИ ДОСРОЧНОМ РАСТОРЖЕНИИ ДОГОВОРА СТАВКА ПЕРЕРАСЧЕТА 3% ГОДОВЫХ. ЧЛЕНСТВО В КПК МОЖЕТ ПОВЛЕЧЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ. ПАЙЩИКИ КООПЕРАТИВА СОЛИДАРНО С ДРУГИМИ ЧЛЕНАМИ КООПЕРАТИВА НЕСУТ СУБСИДИАРНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ КООПЕРАТИВА В ПРЕДЕЛАХ НЕВНЕСЕННОЙ ЧАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВЗНОСА. ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ НУЖЕН ПАСПОРТ И ПЕНСИОННОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ. СТАВКА ПОДЛЕЖИТ ИЗМЕНЕНИЮ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ КЛЮЧЕВОЙ СТАВКИ ЦБ РФ. ЧАСТИЧНОЕ СНЯТИЕ СУММЫ СБЕРЕЖЕНИЙ ДОПУСКАЕТСЯ, В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ СНЯТИЕ ЕДИНОРАЗОВОЕ И СОСТАВЛЯЕТ НЕ БОЛЕЕ 50% (ПЯТИДЕСЯТИ ПРОЦЕНТОВ) ОТ СУММЫ СБЕРЕЖЕНИЙ. ПРИ ЭТОМ РАЗМЕР ПРОЦЕНТОВ НЕ ПЕРЕСЧИТЫВАЕТСЯ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕЙСТВУЕТ С 25.10.2021Г. ПО 17.12.2021Г. С ПОДРОБНЫМИ УСЛОВИЯМИ ПРОГРАММ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И УСЛОВИЯМИ ЧЛЕНСТВА МОЖНО ОЗНАКОМИТЬСЯ ПО ТЕЛЕФОНУ: (8342)54-62-92. СТРАХОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ НКО «МОВС».

2) в период с 22.12.2021 по 25.01.2022 демонстрировался сюжетный видеоролик продолжительностью 15 секунд следующего содержания:

1 видеоряд (3 секунды):

картинка с образами девушки, держащей в руках копилку-поросенка, и улыбающегося пожилого мужчины, указательным пальцем показывающего в сторону девушки с копилкой, сопровождается озвученным мужским голосом текстом «Деньги можно просто хранить, а можно приумножать! Как?» с одновременной демонстрацией надписей «ДЕНЬГИ МОЖНО ПРОСТО ХРАНИТЬ А МОЖНО ПРИУМНОЖАТЬ! КАК?»;

2 видеоряд (6 секунд):

картинка, состоящая из двух частей, левая часть которой содержит логотип «Н» и надписи «Народный кредитный потребительский кооператив 13% принимаем сбережения годовых г. Саранск <...> телефон <...> <...> ВСЕ СБЕРЕЖЕНИЯ ЗАСТРАХОВАНЫ», а в правой части изображены улыбающиеся мужчина и женщина, держащие в руках бланки с логотипами «Н», сопровождается озвученным мужским голосом текстом «КПК Народный принимает сбережения под тринадцать процентов годовых все сбережения застрахованы»;

3 видеоряд (6 секунд):

картинка сопровождается озвученным мужским голосом текстом «город Саранск <...> телефон <...>», и при этом состоит из двух частей, в верхней части которой на белом фоне нанесены логотип «Н» и надпись «Народный кредитный потребительский кооператив», а также выполненные синим цветом и чёткими, крупными буквами надписи «г. Саранск <...> телефон <...> <...>», а в нижней части на синем фоне белыми, мелкими буквами нанесен текст «КРЕДИТНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ «НАРОДНЫЙ» <...>. ОКАЗЫВАЕТ УСЛУГИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЧЛЕНАМ КПК, КОТОРЫМИ МОГУТ СТАТЬ ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА (ОТ 16 ПОЛНЫХ ЛЕТ). СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПЕНСИОННЫЙ», СТАВКА 13% ГОДОВЫХ. СРОК СБЕРЕЖЕНИЯ 12-36 МЕСЯЦЕВ. МАКСИМАЛЬНАЯ ВНОСИМАЯ СУММА 3500000 (ТРИ МИЛЛИОНА ПЯТЬСОТ ТЫСЯЧ) РУБ.. МИНИМАЛЬНАЯ ВНОСИМАЯ СУММА НЕ МЕНЕЕ 10000 (ДЕСЯТИ ТЫСЯЧ) РУБ. ПРИ ДОСРОЧНОМ РАСТОРЖЕНИИ ДОГОВОРА СТАВКА ПЕРЕРАСЧЕТА 3% ГОДОВЫХ. ЧЛЕНСТВО В КПК МОЖЕТ ПОВЛЕЧЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ. ПАЙЩИКИ КООПЕРАТИВА СОЛИДАРНО С ДРУГИМИ ЧЛЕНАМИ КООПЕРАТИВА НЕСУТ СУБСИДИАРНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ КООПЕРАТИВА В ПРЕДЕЛАХ НЕВНЕСЕННОЙ ЧАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВЗНОСА. ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ НУЖЕН ПАСПОРТ И ПЕНСИОННОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ. СТАВКА ПОДЛЕЖИТ ИЗМЕНЕНИЮ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ КЛЮЧЕВОЙ СТАВКИ ЦБ РФ. ЧАСТИЧНОЕ СНЯТИЕ СУММЫ СБЕРЕЖЕНИЙ ДОПУСКАЕТСЯ, В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ СНЯТИЕ ЕДИНОРАЗОВОЕ И СОСТАВЛЯЕТ НЕ БОЛЕЕ 50% (ПЯТИДЕСЯТИ ПРОЦЕНТОВ) ОТ СУММЫ СБЕРЕЖЕНИЙ. ПРИ ЭТОМ РАЗМЕР ПРОЦЕНТОВ НЕ ПЕРЕСЧИТЫВАЕТСЯ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕЙСТВУЕТ С 18.12.2021Г. ПО 11.02.2022Г. С ПОДРОБНЫМИ УСЛОВИЯМИ ПРОГРАММ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И УСЛОВИЯМИ ЧЛЕНСТВА МОЖНО ОЗНАКОМИТЬСЯ ПО ТЕЛЕФОНУ: <...>. СТРАХОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ НКО «МОВС»

3) в период с 26.01.2022 по 11.02.2022 демонстрировался сюжетный видеоролик продолжительностью 15 секунд следующего содержания:

1 видеоряд (3 секунды):

картинка с образами девушки, держащей в руках копилку-поросенка, и улыбающегося пожилого мужчины, указательным пальцем показывающего в сторону девушки с копилкой, сопровождается озвученным мужским голосом текстом «Деньги можно просто хранить, а можно приумножать! Как?» с одновременной демонстрацией надписей «ДЕНЬГИ МОЖНО ПРОСТО ХРАНИТЬ А МОЖНО ПРИУМНОЖАТЬ! КАК?»;

2 видеоряд (6 секунд):

картинка, состоящая из двух частей, левая часть которой содержит логотип «Н» и надписи «Народный кредитный потребительский кооператив 17% принимаем сбережения годовых г. Саранск <...> телефон <...> <...> ВСЕ СБЕРЕЖЕНИЯ ЗАСТРАХОВАНЫ», а в правой части изображены улыбающиеся мужчина и женщина, держащие в руках бланки с логотипами «Н», сопровождается озвученным мужским голосом текстом «КПК Народный принимает сбережения под семнадцать процентов годовых все сбережения застрахованы»;

3 видеоряд (6 секунд):

картинка сопровождается озвученным мужским голосом текстом «город Саранск <...> телефон <...>», и при этом состоит из двух частей, в верхней части которой на белом фоне нанесены логотип «Н» и надпись «Народный кредитный потребительский кооператив», а также выполненные синим цветом и чёткими, крупными буквами надписи «г. Саранск <...> телефон <...> <...>», а в нижней части на синем фоне белыми, мелкими буквами нанесен текст «КРЕДИТНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ «НАРОДНЫЙ» <...>. ОКАЗЫВАЕТ УСЛУГИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЧЛЕНАМ КПК, КОТОРЫМИ МОГУТ СТАТЬ ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА (ОТ 16 ПОЛНЫХ ЛЕТ). СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПЕНСИОННЫЙ», СТАВКА 13% ГОДОВЫХ. СРОК СБЕРЕЖЕНИЯ 12-36 МЕСЯЦЕВ. МАКСИМАЛЬНАЯ ВНОСИМАЯ СУММА 3500000 (ТРИ МИЛЛИОНА ПЯТЬСОТ ТЫСЯЧ) РУБ.. МИНИМАЛЬНАЯ ВНОСИМАЯ СУММА НЕ МЕНЕЕ 10000 (ДЕСЯТИ ТЫСЯЧ) РУБ. ПРИ ДОСРОЧНОМ РАСТОРЖЕНИИ ДОГОВОРА СТАВКА ПЕРЕРАСЧЕТА 3% ГОДОВЫХ. ЧЛЕНСТВО В КПК МОЖЕТ ПОВЛЕЧЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ. ПАЙЩИКИ КООПЕРАТИВА СОЛИДАРНО С ДРУГИМИ ЧЛЕНАМИ КООПЕРАТИВА НЕСУТ СУБСИДИАРНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ КООПЕРАТИВА В ПРЕДЕЛАХ НЕВНЕСЕННОЙ ЧАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВЗНОСА. ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ НУЖЕН ПАСПОРТ И ПЕНСИОННОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ. СТАВКА ПОДЛЕЖИТ ИЗМЕНЕНИЮ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ КЛЮЧЕВОЙ СТАВКИ ЦБ РФ. ЧАСТИЧНОЕ СНЯТИЕ СУММЫ СБЕРЕЖЕНИЙ ДОПУСКАЕТСЯ, В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ СНЯТИЕ ЕДИНОРАЗОВОЕ И СОСТАВЛЯЕТ НЕ БОЛЕЕ 50% (ПЯТИДЕСЯТИ ПРОЦЕНТОВ) ОТ СУММЫ СБЕРЕЖЕНИЙ. ПРИ ЭТОМ РАЗМЕР ПРОЦЕНТОВ НЕ ПЕРЕСЧИТЫВАЕТСЯ. НАЧИСЛЕНИЕ И ВЫПЛАТА ПРОЦЕНТОВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЕЖЕМЕСЯЧНО. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕЙСТВУЕТ С 19.01.2022Г. ПО 11.02.2022Г. С ПОДРОБНЫМИ УСЛОВИЯМИ ПРОГРАММ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И УСЛОВИЯМИ ЧЛЕНСТВА МОЖНО ОЗНАКОМИТЬСЯ ПО ТЕЛЕФОНУ: (8342)54-62-92 И ПО АДРЕСУ: Г. САРАНСК, ЛЕНИНСКИЙ РАЙОН, <...>СТРАХОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ НКО «МОВС».

Из содержания видеороликов следует, что они состоят из трех сюжетных частей, динамично меняющихся в течение нескольких секунд, в первой, второй и в верхней половине кадра третьей части которых используются текстовые надписи, выполненные достаточно крупным, выделяющимся шрифтом, одновременно озвученные информацией аналогичного содержания, что делает их заметными и запоминающимися, и тем самым прочитываются и воспринимаются без затруднения. При этом присутствующие в нижней половине кадра третьей части видеороликов текстовые надписи, выполненные мелким шрифтом, содержание которых не озвучивается, из-за массива их информационного наполнения и демонстрации в несколько секунд невозможно воспринять обычным образом и осмыслить обычным человеком при телесмотрении.

Факты размещения сюжетных видеороликов и их содержание подтверждены документами и материалами, предоставленными с письмами ООО «Медиа Галерея» <...> , а также с письмами ИП К<...> <...>, с письмом АО «Первый канал» <...>, с электронным сообщением АО «Телекомпания НТВ» <...>, с письмом ООО «НРА» <...>, с письменными пояснениями КПК «Народный» <...>, с письмом ООО «Газпром-Медиа» <...>.

Транслируемые в региональном вещании телеканалов «Первый» и «НТВ» видеоролики демонстрировались в интересах КПК «Народный», размещение которых обеспечено взаимосвязанностью гражданско-правовых отношений по ряду договоров, а именно: <...>. При этом оказание услуг по размещению рекламных видеороликов подтверждается имеющимися эфирными справками, графиками размещения, актами выполненных работ, счетами на оплату, платежными документами.

Демонстрируемые на телеканалах «Первый» и «НТВ» вариативные сюжетные видеоролики с заметной и запоминающейся информацией о Кредитном потребительском кооперативе «Народный», с которым можно приумножать деньги, о его месте нахождения, телефоне и сайте «г. Саранск <...> телефон <...> <...>», а также о том, что КПК «Народный» принимает сбережения под тринадцать процентов годовых «13%», под семнадцать процентов годовых «17%» при том, что «все сбережения застрахованы», направленно привлекают внимание неопределенного круга лиц к деятельности такого кооператива и предлагаемым им услугам, поддерживают к ним интерес, способствуют их продвижению на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемом случае объектом рекламирования является деятельность Кредитного потребительского кооператива «Народный» (г. Саранск, <...>, телефон <...>, <...>) и предлагаемые им финансовые услуги по приему сбережений на условиях 13% годовых, 17% годовых с гарантией того, что все сбережения застрахованы.

Учитывая содержание рассматриваемой рекламы, а также вышеприведенные договоры, в рамках которых организовано размещение такой рекламы в региональных рекламных блоках телеканалов «Первый» и «НТВ», следует признать, что рекламодателем выступил Кредитный потребительский кооператив «Народный» (КПК «Народный»), а рекламораспространителями - Акционерное общество «Первый канал» (АО «Первый канал») и Акционерное общество «Телекомпания НТВ» (АО «Телекомпания НТВ»).

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Вариативные рекламные предложения КПК «Народный» мотивировали потребителей рекламы обращаться к такому кооперативу с целью передачи ему сбережений на хранение под привлекательные проценты – 13% годовых, 17% годовых, и предлагаемые такой рекламой услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств, в силу буквального содержания распространяемой рекламы, воспринимались как предложение финансовых услуг.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Вместе с тем, в подпункте д пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

В данном случае финансовые услуги по приему сбережений под 13% годовых, 17% годовых посредством распространявшейся в пределах территории г. Саранска рекламы на телеканалах «Первый» и «НТВ» предлагал Кредитный потребительский кооператив «Народный», обращаться к которому можно по адресу: г. Саранск, <...>, по телефону <...>, а также через сайт <...>, и который гарантировал, что все сбережения застрахованы.

Кредитный потребительский кооператив «Народный» является юридическим лицом, действующим на основании Устава (утв. решением Общего собрания членов КПК «Народный», протокол <...>), включен в Единый государственный реестр юридических лиц 04.09.2019 за основным государственным регистрационным номером <...>, ИНН <...>, КПК <...>, и с 04.09.2019 значится в Реестре финансовых организаций, сведения о которых опубликованы на официальном сайте Банка России www.cbr.ru.

Соответственно, КПК «Народный», состоящий в государственном реестре кредитных кооперативов, ведение которого осуществляет Банк России, имеет специальный статус финансовой организации, наделенной правом привлекать денежные средства на основании договоров передачи личных сбережений только членов кооператива (пайщиков), что предусмотрено Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» и соответствует уставной деятельности такого кооператива.

КПК «Народный» предоставило с письменными пояснениями <...> сведения об условиях внесения сбережений по четырём программам: «Пенсионный», «Премиальный», «Оптимальный», «До востребования».

Из предоставленных данных следует, что КПК «Народный» при заключении с членами кооператива договоров передачи личных сбережений только по программе «Пенсионный», доступной исключительно лицам, имеющим пенсионное удостоверение: 1) с 23.07.2021г. применял размер процентной ставки 13% годовых, при том, что определены и другие условия такой программы, влияющие на сумму доходов по таким договорам, а именно: срок действия договора от 12 до 36 мес., начисление/выплата процентов ежемесячно, минимальный размер сбережений 10000 руб., возможность пополнения вложений в сумме от 1000 руб., при досрочном расторжении договора, допустимом только по истечении 12 мес., процентная ставка 3% годовых; 2) с 19.01.2022г. применял размер процентной ставки 17% годовых, при том, что определены и другие условия такой программы, влияющие на сумму доходов по таким договорам, а именно: срок действия договора 36 мес., начисление/выплата процентов ежемесячно, минимальный размер сбережений 10000 руб., возможность пополнения вложений в сумме от 1000 руб., при досрочном расторжении договора, допустимом только по истечении 12 мес., процентная ставка 3% годовых.

Тем самым посредством рассматриваемой рекламы с предложением о приеме сбережений под 13% годовых, под 17% годовых продвигались финансовые услуги КПК «Народный» по программе «Пенсионный», доступной только членам кооператива (пайщикам), имеющим пенсионное удостоверение.

Форма и условия размещения рекламы КПК «Народный» о приеме сбережений под 13% годовых, под 17% годовых, активно распространявшейся с 27.10.2021 по 11.02.2022 в региональных рекламных блоках телеканалов «Первый канал» и «НТВ», транслируемых на территории г. Саранска Республики Мордовия, не позволяли потребителям рекламы при обычном телесмотрении (на расстоянии 1,5 – 2 м от экрана телевизора) воспринять (прочитать) приведенный на десятой секунде демонстрации рекламного видеоролика (общей продолжительностью 15 секунд), в нижней половине рекламного поля, массив текстовых надписей (титров), выполненных мелким шрифтом, время для считывания которых ограничивалось оставшимися 5 секундами рекламного ролика, в течение которых не представлялось возможным распознать и уяснить содержание большого количества сплошного текста, выполненного мелким шрифтом, тогда как, в отличие от трудно поддающихся восприятию титров, информация о процентных ставках по приему сбережений под 13% годовых, под 17% годовых, озвученная и продемонстрированная в первых девяти секундах видеоролика крупным, контрастным шрифтом, концентрировала внимание потребителей именно на такой информации и отвлекала от возможности рассмотреть мелкие титры.

Примечательно, что программой «Пенсионный» могла воспользоваться лишь особая категория граждан – физические лица, имеющие пенсионные удостоверения, то есть потребители пенсионного возраста, которые при телесмотрении рассматриваемой рекламы могли относиться с ещё меньшей степенью внимательности к сплошному тексту титров, выполненных мелким шрифтом, по сравнению с выделяемыми озвучкой и крупным текстом сведениями о процентных ставках по приему сбережений.

Тем самым потребители не получали демонстрируемую информацию в полном объеме рекламного сюжета, а ассоциативно запоминали лишь привлекающую их внимание, выделенную в рекламе, информацию о процентных ставках по приему сбережений под 13% годовых, под 17% годовых.

При таких обстоятельствах приведенные в рассматриваемой рекламе мелкие титры, недоступные для прочтения потребителям и нераспознаваемые в момент демонстрации рекламы, не доводили до потребителей рекламы суть излагаемой в них информации надлежащим образом, в связи с чем потребители такую информацию фактически не получали.

В свете изложенного следует особо подчеркнуть, что содержание мелких титров можно уяснить лишь путем просмотра рекламного видеоролика на персональном компьютере опосредованно через функцию «пауза», позволяющую в статичном состоянии изучить информационное наполнение таких титров.

Следовательно, в рассматриваемой рекламе КПК «Народный» с предложением о приеме сбережений по ставкам 13% годовых и 17% годовых, которые в зависимости от сроков действия программы «Пенсионный» являются одним из условий такой программы, предназначенной только для членов кооператива, имеющих пенсионные удостоверения, умалчивались иные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.

Поскольку подача рекламной информации направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться финансовыми услугами КПК «Народный» о приеме сбережений под 13% годовых, под 17% годовых, поэтому существенной является не только информация о привлекательных условиях, но и информация, способная обмануть их ожидания, сформированные такой рекламой.

Размещение привлекательной для потребителей информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие, не допустимо.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Сообщаемая в рекламе информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной, и не должна вводить в заблуждение потребителей.

В рассматриваемой рекламе Кредитного потребительского кооператива «Народный» указание размера процентной ставки по приему сбережений – 13% годовых, 17% годовых направлено исключительно на привлечение внимания потребителей к предлагаемым финансовым услугам и на формирование у них желания воспользоваться такими услугами по указанным процентным ставкам, поэтому существенной является не только информация, привлекательная для потребителей, но и информация об иных условиях, при которых применялась рекламируемая процентная ставка. Отсутствие сведений об иных условиях рекламируемых услуг по приему сбережений, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, способно обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы, о действительных потребительских свойствах таких услуг, доступных по программе «Пенсионный» только пайщикам кооператива, имеющим пенсионные удостоверения, что лишало потребителей возможности оценить в полном объеме все условия предлагаемых финансовых услуг, и тем самым искажало смысл рекламного предложения и вводило в заблуждение потребителей рекламы, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

Действующим законодательством о рекламе закреплена обязанность доводить до потребителей рекламы все необходимые сведения, способные формировать правильное (достоверное) представление об объекте рекламирования. При этом к рекламе финансовых услуг предъявляются специальные требования.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна: умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В рассматриваемом случае фактически установлено, что в рекламе КПК «Народный» в доступной форме вариативно сообщались лишь привлекательные условия о процентных ставках по приему сбережений – под 13% годовых, под 17% годовых.

Текст с иными условиями финансовых услуг по приему сбережений, влияющими на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, такими, как срок действия договора передачи личных сбережений, лимит суммы передаваемых сбережений, пониженный размер процентной ставки при досрочном расторжении договора, допустимом только по истечении 12 месяцев, а также особенности применения рекламируемых процентных ставок только по программе «Пенсионный», действующей в определенный период и предназначенной исключительно для членов кооператива, имеющих пенсионные удостоверения, размещался в рекламных роликах в виде поясняющих сносок, выполненных трудным для восприятия способом, и поэтому существенная часть информации об иных условиях рекламируемых финансовых услуг фактически отсутствовала.

Соответственно, в рекламе КПК «Народный» при указании одного из условий, влияющих на доходность вложений, умалчивались остальные условия рекламируемых финансовых услуг по приему сбережений под привлекательные проценты, и при телепросмотре такой рекламы, из-за недоступности для прочтения мелких титров, потребители не получали необходимую для осознанного выбора информацию об всех условиях финансовых услуг КПК «Народный», что способно привести к формированию у потенциальных потребителей неверного представления о потребительских свойствах финансовых услуг кооператива и введению их в заблуждение относительно объекта рекламирования.

Наряду с этим, в рекламе финансовых услуг по приему сбережений по ставкам 13% годовых, 17% годовых акцентировалось внимание потребителей на то, что «все сбережения застрахованы» (в рекламных видеороликах присутствуют хорошо читаемые текстовые надписи и голосовая озвучка), и такое утверждение ассоциативно воспринималось как безусловная гарантия сохранности в полном объеме денежных средств (сбережений), переданных на хранение КПК «Народный», что стимулировало желание потребителей довериться кооперативу и осуществить денежные вложения.

КПК «Народный» предоставило с письменными пояснениями <...>, уточненными письмом <...>, договор <...> страхования гражданской ответственности кредитного потребительского кооператива за нарушение договоров, на основании которых привлекаются денежные средства членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), заключенный между НКО Межрегиональное потребительское общество взаимного страхования» (Страховщик) и КПК «Народный» (Страхователь), и дополнительное соглашение <...> к такому договору, из которых следует, что страховым случаем по настоящему договору является возникновение гражданской ответственности Страхователя, вызванное причинением ущерба Выгодоприобретателю в связи с нарушением Страхователем обязательств по возврату денежных средств, переданных Выгодоприобретателем Страхователю на основании договоров займа и договоров передачи личных сбережений, указанных в реестре, вследствие несостоятельности (банкротства) Кредитного кооператива, не связанной с умышленными действиями контролирующих лиц Кредитного кооператива (п.3.1 такого договора), согласно названному договору под ущербом понимаются убытки в размере суммы основного долга Страхователя без учета процентов и платы за пользование денежными средствами по договорам займа и договорам передачи личных сбережений, причиненные членам Кредитного кооператива (Выгодоприобретателям), вследствие неисполнения Страхователем обязательств по договорам передачи личных сбережений и по договорам займа вследствие признания Страхователя несостоятельным (банкротом) (п.2.3 такого договора). При этом страховой случай считается наступившим со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о признании Кредитного кооператива (Страхователя) банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства в пределах срока действия настоящего договора страхования (п.3.2 такого договора), который определен с 00:00 часов 28 марта 2021 года до 24:00 часов 27 марта 2022 года включительно (п.10.1 такого договора). По настоящему договору не подлежит страховому возмещению ущерб, если в отношении Страхователя применяется процедура ликвидации (по решению общего собрания пайщиков Кредитного кооператива или суда), а также процедура банкротства иная, чем конкурсное производство (п.3.5 такого договора). Застрахованной является ответственность (риск неисполнения обязательств) Страхователя по договорам, на основании которых привлекаются денежные средства членов кооператива (пайщиков), заключенным и действующим на момент заключения настоящего договора и по договорам, заключенным после даты заключения договора страхования (п.5.2 такого договора) при том, что предельный размер обязательств Страховщика в возмещении вреда каждому выгодоприобретателю составляет 5,656 % по конкретному договору передачи личных сбережений (п.5.3 такого договора).

Следовательно, в реальности пайщики КПК «Народный», только в случае признания Кооператива банкротом в рамках конкурсного производства, могли рассчитывать лишь на незначительное возмещение денежных средств – не более 5,656 % по конкретному договору передачи личных сбережений, без учета процентов, в период действия договора страхования.

С учетом изложенного, страхование обязательств кооператива по договорам передачи личных сбережений не является безусловной гарантией сохранности в полном объеме переданных на хранение КПК «Народный» денежных средств (сбережений) пайщиков, в связи с чем рекламное утверждение «все сбережения застрахованы» не соответствует действительности.

В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара.

Следовательно, распространявшаяся на территории г. Саранска Республики Мордовия в периоды с 27 октября по 17 декабря 2021 года, с 22 декабря 2021 года по 25 января 2022 года, с 26 января по 11 февраля 2022 года в региональных рекламных блоках телеканалов «Первый» и «НТВ» реклама Кредитного потребительского кооператива «Народный» с вариативным предложением финансовых услуг по приему сбережений под 13% годовых, под 17% годовых, не позволяющая получить существенную часть информации об иных условиях рекламируемых финансовых услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, таких, как срок действия договора передачи личных сбережений, лимит суммы передаваемых сбережений, пониженный размер процентной ставки при досрочном расторжении договора, допустимом только по истечении 12 месяцев, а также особенности применения таких условий только по программе «Пенсионный», действующей в определенный период и предназначенной исключительно для членов кооператива, имеющих пенсионные удостоверения, а также с не соответствующим действительности утверждением, что все сбережения застрахованы, нарушает требования пункта 6 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», и поэтому является ненадлежащей рекламой.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 3 и 7 статьи 5, статьей 28 настоящего Федерального закона.

В рассматриваемом случае рекламодателем является КПК «Народный» <...>, чьими действиями опосредовано и выражено распространение ненадлежащей рекламы.

КПК «Народный» имел и правовую, и реальную возможность выполнить обязанность по соблюдению требований законодательства о рекламе, однако не проявил разумной заботливости и осмотрительности по соблюдению требований, установленных пунктом 6 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», следствием чего стало распространение ненадлежащей рекламы, за что предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 10 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Исследовав и оценив обстоятельства настоящего дела в их совокупности, уполномоченное должностное лицо территориального антимонопольного органа пришло к следующим выводам.

В рассматриваемом случае объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в области рекламы.

Объективная сторона административного правонарушения заключается в нарушении пункта 6 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», выразившегося в распространении рекламы финансовых услуг кооператива по приему сбережений под привлекательные проценты - 13% годовых, 17% годовых при отсутствии в рекламе части существенной информации об иных условиях и особенностях предоставления таких услуг, а также с недостоверными сведениями о том, что все сбережения застрахованы.

Субъектом правонарушения в данном случае является юридическое лицо –рекламодатель КПК «Народный» <...>.

Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В данном случае при реализации рекламодателем - КПК «Народный» своей воли по распространению рассматриваемой рекламы финансовых услуг не установлены обстоятельства, находящиеся вне его контроля и препятствующие исполнению обязанностей по соблюдению законодательства о рекламе.

КПК «Народный», выступая в качестве рекламодателя рассматриваемой рекламы финансовых услуг, обязан был руководствоваться требованиями пункта 6 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», и при этом имел возможность не нарушать законодательно установленные требования, однако не проявил необходимой заботливости и осмотрительности для недопущения нарушения рекламного законодательства, по сути, уклонился от обязанности соблюдать требования рекламного законодательства, и тем самым пренебрежительно отнесся к исполнению возложенных на него Законом обязанностей, вследствие чего распространил ненадлежащую рекламу, чем нарушил права и законные интересы потребителей рекламы, и такими незаконными действиями посягнул на установленный, регламентированный государством, порядок распространения рекламы, создав тем самым существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, направленным на защиту финансовой безопасности и информационного права граждан в области рекламы.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание существенность угрозы охраняемым общественным отношениям и учитывая отсутствие исключительности рассматриваемого случая, оснований для признания малозначительным совершённого правонарушения не усматривается.

В рассматриваемом случае вина юридического лица – рекламодателя КПК «Народный» заключается в непринятии им исчерпывающих мер по соблюдению норм и правил рекламного законодательства.

Учитывая изложенное, следует признать, что КПК «Народный» <...>, при попустительстве которого на территории г. Саранска Республики Мордовия в региональных рекламных блоках телеканалов «Первый» и «НТВ» в нарушение требований пункта 6 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» длительное время интенсивно распространялась ненадлежащая реклама финансовых услуг по приему сбережений под привлекательные проценты (13% годовых, 17% годовых) с отсутствующей частью существенной информации об иных условиях и особенностях предоставления таких услуг и с недостоверными сведениями о том, что все сбережения застрахованы, виновен в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена санкциями части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Временем и местом совершения административного правонарушения является период распространения в региональных рекламных блоках телеканалов «Первый» и «НТВ» рассматриваемой ненадлежащей рекламы с 27 октября по 17 декабря 2021 года, с 22 декабря 2021 года по 25 января 2022 года, с 26 января по 11 февраля 2022 года, г. Саранск Республики Мордовия.

В процессе административного производства не установлено фактов привлечения в течение 2021 года и за истекший период 2022 года КПК «Народный» к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства. При этом КПК «Народный» прекратил распространение рассматриваемой ненадлежащей рекламы. Приведенные обстоятельства принимаются как обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В силу положений части 1 и части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Тем самым правило, по которому административный штраф за впервые совершенное правонарушение при наличии определенных обстоятельств может быть заменен предупреждением, применимо ко всем субъектам административных правонарушений, выявленных в ходе проведения госконтроля, муниципального контроля.

Уполномоченное должностное лицо антимонопольного органа, оценив характер и конкретные обстоятельства совершённого правонарушения, роль правонарушителя, находит, что в отношении КПК «Народный», виновного в совершении административного правонарушения, санкции по которому предусмотрены частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как к юридическому лицу, впервые совершившему административное правонарушение в области рекламы, может быть применена мера административного наказания в виде предупреждения.

На основании приведенных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и установленных в процессе административного производства обстоятельств применение к КПК «Народный» административного наказания в виде предупреждения будет отвечать принципам соразмерности и справедливости наказания, соответствующим характеру совершённого административного правонарушения, и при этом позволит достичь предупредительные цели, установленные частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обеспечить соответствующую защиту охраняемым Законом государственным и общественным интересам.

Руководствуясь пунктом 6 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а также статьями 1.7, 3.1, 3.4, частью 1 статьи 4.1.1, частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать юридическое лицо – Кредитный потребительский кооператив «Народный» <...> нарушившим часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку им не соблюдены требования пункта 6 части 2 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Заменить юридическому лицу – Кредитному потребительскому кооперативу «Народный» <...> наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

3. В соответствии со статьей 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупредить юридическое лицо – Кредитный потребительский кооператив «Народный» <...> об административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, предусмотренной статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Временно исполняющий обязанности

руководителя Управления                                                         <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны