Постановление №344 Постановление о наложении штрафа по делу № 013/04/19.5-275/2... от 1 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 013/04/19.5-275/2021

об административном правонарушении 

01 июля 2021 года                                                                    г. Саранск, проспект Ленина, 14

Временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия <...>, рассмотрев протокол от 15.06.2021 № 81 об административном правонарушении и материалы дела № 013/04/19.5-275/2021 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Потребительского кооператива по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал» <...>,

УСТАНОВИЛ:

16 марта 2021 года Комиссией Мордовского УФАС России принято решение № 90 по делу № 013/05/28-7/2021 о признании ненадлежащей распространяемой на территории городского округа Саранск с ноября 2020 года рекламы «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ ставка до 11,9% ваши сбережения под надежной защитой», «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ Сезонное предложение «ЗОЛОТОЙ ЛИСТОПАД» СТАВКА до 13,5% процентов все сбережения застрахованы», размещенную на двух плакатах, используемых в наружном оформлении окна помещения офиса «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» (г. Саранск, ул. Полежаева, 62), в которой сообщались не соответствующие действительности сведения о продавце и об ассортименте финансовых услуг по приему сбережений под проценты, предлагаемых в месте нахождения такого продавца, гарантирующего защиту и страхование обязательств по таким сбережениям, и в которой не сообщалась существенная часть информации о том, что в программах «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» могут принимать участие только пайщики Кооператива, чьи добровольные паевые взносы, ничем не застрахованные, составляют один из основных источников имущества Кооператива, и формируют собственность Кооператива для ведения им уставной, осуществляемой на свой риск, деятельности, при том, что продавец не правомочен предоставлять рекламируемые финансовые услуги, что нарушает требования пунктов 3, 6, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

На основании такого решения рекламодателю и рекламораспространителю – ПК «Народный капитал» выдано предписание № 8 от 16 марта 2021 года о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в пункте 1 которого предписано в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований пунктов 3, 6, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», выразившееся в распространении на территории городского округа Саранск Республики Мордовия с ноября 2020 года рекламы «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ ставка до 11,9% ваши сбережения под надежной защитой», «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ Сезонное предложение «ЗОЛОТОЙ ЛИСТОПАД» СТАВКА до 13,5% процентов все сбережения застрахованы», размещенной на двух плакатах, используемых в наружном оформлении окна помещения офиса «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» (г. Саранск, ул. Полежаева, 62), а именно:

не допускать распространение любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (во всех источниках распространения) рекламы ПК «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ») с предложением финансовых услуг по приему сбережений под проценты, поскольку ПК «Народный капитал» не отвечает требованиям Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»;

не допускать распространение любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (во всех источниках распространения) рекламы ПК «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ») в качестве продавца, предлагающего финансовые услуги по приему сбережений под проценты в ассортименте («ставка до 11,9%», «Сезонное предложение «ЗОЛОТОЙ ЛИСТОПАД» СТАВКА до 13,5% процентов») с возможностью их приобретения в месте нахождения такого продавца, и при этом гарантирующего защиту и страхование переданных кооперативу сбережений («ваши сбережения под надежной защитой», «все сбережения застрахованы»), поскольку такие сведения не соответствуют действительности;

не допускать распространение любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (во всех источниках распространения) рекламы ПК «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ») с предложением программ Кооператива в отсутствие существенной части информации о том, что в действительности программы «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» распространяются только на пайщиков Кооператива и предусматривают внесение добровольных паевых взносов, риски утраты которых ничем не застрахованы и составляют один из основных источников имущества Кооператива, формируют собственность Кооператива для ведения им уставной, осуществляемой на свой риск, деятельности.

Решение и предписание антимонопольного органа направлены ПК «Народный капитал» по его фактическому адресу (Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Полежаева, 62) заказным письмом с уведомлением через Федеральную почтовую службу <...>, врученным адресату 27.03.2021, о чем свидетельствует отметка в уведомлении о вручении <...> (имеется в материалах дела), а также по его юридическому адресу (Московская обл., г. Подольск, д. Северово, ул. Кутузовская, д.4, пом.3, эт.1) заказным письмом через Почту России (список № 102 (Партия 1569) внутренних почтовых отправлений от 17.03.2021) с присвоением ШПИ (штриховой почтовый идентификатор) <...>, поскольку на дату вынесения решения и предписания, и их почтовой отправки такой юридический адрес значился в Едином государственном реестре юридических лиц (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.01.2021 № ЮЭ9965-21-20033399 имеется в материалах дела).

В силу части 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно абзацу 3 пункта 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение.

В соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Почты России www.pochta.ru (имеются в материалах дела), заказное письмо с почтовым идентификатором <...> из-за неудачной попытки вручения адресату возвращено отправителю 26.04.2021.

При изложенных обстоятельствах решение Мордовского УФАС России от 16.03.2021 № 90 по делу № 013/05/28-7/2021 и предписание Мордовского УФАС России от 16.03.2021 № 8 о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе считаются доставленными 26.04.2021 по юридическому адресу ПК «Народный капитал», которому 27.03.2021 также вручены копии таких решения и предписания по фактическому адресу.

Следовательно, ПК «Народный капитал» обязан был до 06 мая 2021 года включительно, то есть в десятидневный срок, устранить допущенное нарушение рекламного законодательства и с 07 мая 2021 года прекратить распространение ненадлежащей рекламы с предложением финансовых услуг по приему сбережений под проценты.

ПК «Народный капитал» не предоставило в адрес Мордовского УФАС России доказательств исполнения   предписания от 16.03.2021 № 8 о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В этой связи специалистами Мордовского УФАС России проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований (фотоотчет от 18.05.2021), в результате чего выявлено продолжающееся размещение в наружном оформлении окна помещения офиса «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» (фактическое место нахождения ПК «Народный капитал»: г. Саранск, ул. Полежаева, 62) плаката с рекламной информацией следующего содержания: «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ ВАШИ ДОХОДЫ РАСТУТ ставка до 15,5% годовых *программа «весенняя» сумма первоначального паевого взноса от 10 000 рублей; ставка доходности на денежные средства, внесенные в кооператив в качестве обязательного и добровольного паевого взноса до 15,5% годовых, срок размещения от 3 месяцев, выплата процентов ежемесячно или в конце срока договора, при получении процентов ежемесячно ставка 15,0% годовых, при получении в конце срока – 15,5% годовых, автопролонгация есть, капитализации нет, сумма дополнительного взноса от 10 000 рублей, досрочное расторжение предусмотрено по ставке 0,1% годовых, частичное снятие денежных средств не предусмотрено, кооператив удерживает ндфл с начисленных целевых компенсационных выплат по переданному паевому взносу в соответствии с налоговым законодательством российской федерации в размере 13%, только для членов потребительского кооператива по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «народный капитал» (пк «народный капитал»), <...>, членство в пк может повлечь дополнительные расходы, страхование осуществляет нко «мовс» по договору страхования предпринимательских рисков №пр кпо_00050 от 03.09.2020г.».

Плакат с распространяемой информацией обращает внимание неопределенного круга лиц к деятельности «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» и предлагаемым им финансовым услугам по привлечению денежных средств пайщиков по ставке до 15,5% с утверждением такого продавца, что «ВАШИ ДОХОДЫ РАСТУТ», поддерживает интерес к такой деятельности и предлагаемым финансовым услугам, тем самым способствует их продвижению на рынке, поэтому такая информация по всем признакам соответствует понятию рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В данном случае объектом рекламирования является деятельность продавца «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» (ПК «Народный капитал»), предлагающего финансовые услуги по привлечению денежных средств пайщиков по ставке до 15,5% и утверждающего при этом, что «ВАШИ ДОХОДЫ РАСТУТ».

Распространяемое в месте нахождения «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» (ПК «Народный капитал») рекламное предложение мотивирует потребителей обращаться к такому продавцу с целью передачи ему сбережений на хранение под привлекательные проценты, и предлагаемые такой рекламой услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств, в силу буквального содержания распространяемой рекламы, воспринимаются как предложение финансовых услуг.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Вместе с тем, в подпункте д пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

Потребительский кооператив по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал» <...> значится в Едином государственном реестре юридических лиц, сведения о котором размещены на официальном сайте Федеральной налоговой службы egrul.nalog.ru (распечатка выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.01.2021 № ЮЭ9965-21-20033399 приобщена к материалам настоящего дела), и основным видом деятельности которого является деятельность по финансовой взаимопомощи (ОКВЭД 64.99.6), дополнительными видами деятельности – деятельность по оказанию консультационных и информационных услуг (ОКВЭД 63.99.1), капиталовложения в уставные капиталы, венчурное инвестирование, в том числе посредством инвестиционных компаний (ОКВЭД 64.99.3), деятельность в области права (ОКВЭД 69.10), консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (ОКВЭД 70.22), исследование конъюнктуры рынка (ОКВЭД 73.20.1).

Деятельность потребительских кооперативов регулируется Законом Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», в соответствии со статьей 1 которого потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов; пайщик, член потребительского общества - гражданин, юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы и принятые в потребительское общество в установленном уставом потребительского общества порядке; паевой взнос - имущественный взнос пайщика в паевой фонд потребительского общества деньгами, ценными бумагами, земельным участком или земельной долей, другим имуществом либо имущественными или иными правами, имеющими денежную оценку; паевой фонд - фонд, состоящий из паевых взносов, вносимых пайщиками при создании потребительского общества или вступлении в него и являющихся одним из источников формирования имущества потребительского общества; участие в хозяйственной деятельности потребительского общества - приобретение товаров в потребительском обществе, пользование услугами потребительского общества, поставки сельскохозяйственных продукции и сырья потребительскому обществу и (или) иное участие в хозяйственных операциях в качестве потребителя или поставщика.

В статье 5 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» определены правомочия потребительского общества, созданного в форме потребительского кооператива, в силу которых потребительские кооперативы правомочны привлекать заемные средства от пайщиков и других лиц.

Тем самым основная цель деятельности потребительских кооперативов носит узконаправленный характер, то есть осуществляется в интересах только членов данного объединения в рамках целей и задач, определенных Законом о потребительской кооперации, которым не предусмотрена возможность размещения потребительским кооперативом денежных средств под проценты.

Соответственно, ПК «Народный капитал» вправе лишь привлекать заемные средства от пайщиков и других лиц в рамках целей и задач, определенных Законом Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Привлекать денежные средства своих членов на основании договоров передачи личных сбережений правомочны только кредитные потребительские кооперативы, специальные аспекты создания и деятельности которых определены Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

В силу действия норм статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» Банк России ведет государственный реестр кредитных кооперативов на основе сведений, полученных от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, и от саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные кооперативы.

В силу действия норм статьи 7 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» организации, не отвечающие требованиям настоящего Федерального закона, не вправе использовать в своих наименованиях словосочетание «кредитный потребительский кооператив» и (или) слово, образованное сочетанием букв «кпк», либо иным образом указывать на осуществление деятельности кредитного кооператива, предусмотренной настоящим Федеральным законом.

Учитывая приведенные законоположения, следует признать, что ПК «Народный капитал», не являющийся кредитным потребительским кооперативом и не состоящий в государственном реестре кредитных кооперативов, ведение которого осуществляет Банк России, тем самым не имеет специального статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации и поэтому не правомочен предоставлять финансовые услуги путем привлечения денежных средств своих членов на основании договоров передачи личных сбережений, поскольку ПК «Народный капитал» не отвечает требованиям Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

Однако, ПК «Народный капитал» («НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ»), не правомочный предоставлять рекламируемые финансовые услуги, продолжает распространять рекламу своей деятельности с предложением финансовых услуг по приему сбережений под проценты вопреки выданному Мордовским УФАС России предписанию № 8 от 16 марта 2021 года о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с частью 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Из предоставленных с письмом ПК «Народный капитал» <...> образцов договоров следует, что Пайщик в соответствии с Уставом Общества и Законом РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» передает в пользование Кооперативу добровольный паевой взнос по определенной в договоре программе приема сбережений, а Кооператив обязуется начислить на переданный паевой взнос в качестве платы (компенсации) за пользование денежными средствами проценты.

Уставом Потребительского кооператива по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал» определено, что минимальные паевые и добровольные паевые взносы членов кооператива являются одним из источников имущества и формируют собственность Кооператива (п. 23.1 Устава), паевой фонд Кооператива состоит из минимальных паевых и добровольных паевых взносов членов Кооператива, являющихся одним из основных источников формирования имущества Кооператива (п. 26.1 Устава).

Тем самым ПК «Народный капитал» в действительности принимает добровольные паевые взносы своих пайщиков в качестве источника формирования имущества Кооператива.

Однако, из буквального восприятия текста распространяемой рекламы, зафиксированной  фотоотчетом от 18.05.2021, ее потребитель, который является менее защищенной категорией, может счесть, что в данном случае «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ», утверждающий, что  «ВАШИ ДОХОДЫ РАСТУТ», принимает сбережения пайщиков под привлекательные проценты - по ставке до 15,5%, что однозначно воспринимается как предложение воспользоваться именно финансовыми услугами по хранению денежных средств, которые продавец, в силу требований действующего законодательства, не вправе предоставлять.

Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе и качестве оказываемых им услуг.

Рассматриваемая реклама, сообщающая о привлечении денежных средств (сбережений) под привлекательные проценты, создаёт неверное представление о фактически осуществляемой деятельности ПК «Народный капитал», не наделенного правом специализированного кредитного кооператива предоставлять такие финансовые услуги. Соответственно, сообщаемые в такой рекламе сведения об «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» как о продавце финансовых услуг по приему денежных средств (сбережений) под проценты - по ставке до 15,5%, которые можно было бы приобрести в месте нахождения такого продавца, не соответствуют действительности, что не допустимо.

В соответствии с пунктами 3, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока, об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.    

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В силу требований части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Следовательно, зафиксированная 18 мая 2021 года реклама «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ ВАШИ ДОХОДЫ РАСТУТ ставка до 15,5% годовых *программа «весенняя» сумма первоначального паевого взноса от 10 000 рублей; ставка доходности на денежные средства, внесенные в кооператив в качестве обязательного и добровольного паевого взноса до 15,5% годовых, срок размещения от 3 месяцев, выплата процентов ежемесячно или в конце срока договора, при получении процентов ежемесячно ставка 15,0% годовых, при получении в конце срока – 15,5% годовых, автопролонгация есть, капитализации нет, сумма дополнительного взноса от 10 000 рублей, досрочное расторжение предусмотрено по ставке 0,1% годовых, частичное снятие денежных средств не предусмотрено, кооператив удерживает ндфл с начисленных целевых компенсационных выплат по переданному паевому взносу в соответствии с налоговым законодательством российской федерации в размере 13%, только для членов потребительского кооператива по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «народный капитал» (пк «народный капитал»), <...>, членство в пк может повлечь дополнительные расходы, страхование осуществляет нко «мовс» по договору страхования предпринимательских рисков №пр кпо_00050 от 03.09.2020г.», размещаемая с использованием плаката, вывешенного в наружном оформлении окна помещения офиса «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» (г. Саранск, ул. Полежаева, 62), в которой содержатся не соответствующие действительности сведения о продавце, предоставляющем финансовые услуги по приему сбережений под проценты, предлагаемых в месте нахождения такого продавца, при том, что продавец не правомочен предоставлять рекламируемые финансовые услуги, нарушает требования пунктов 3, 20 части 3 статьи 5, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», и поэтому такая реклама является ненадлежащей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В рассматриваемом случае рекламодателем рассматриваемой рекламы «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» является ПК «Народный капитал», чья деятельность продвигается такой рекламой, который, используя в наружном оформлении своего офиса такую рекламу для привлечения внимания к своей деятельности, одновременно выступил и рекламораспространителем.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Тем самым фактически установленные обстоятельства указывают на то, что распространение ненадлежащей рекламы ПК «Народный капитал» с предложением финансовых услуг «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» по приему сбережений под проценты - по ставке до 15,5%, сопровождаемой пометкой «только для членов потребительского кооператива по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «народный капитал» (пк «народный капитал»)», продолжается и после истечения десятидневного срока, определенного предписанием Мордовского УФАС России № 8 от 16.03.2021, то есть рекламодатель и рекламораспространитель - ПК «Народный капитал» с 07 мая 2021 года не прекратил нарушение требований пунктов 3, 20 части 3 статьи 5, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Такие данные, свидетельствующие о продолжающемся нарушении законодательства о рекламе, послужили поводом для вынесения определения Мордовского УФАС России от 21.05.2021 № 361 о возбуждении дела об административном правонарушении № 013/04/19.5-275/2021 и проведении административного расследования.

В соответствии с частью 4 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное расследование проведено по месту выявления административного правонарушения.

По окончании административного расследования в отношении юридического лица - ПК «Народный капитал» составлен протокол об административном правонарушении № 81 от 15.06.2021г., согласно которому в действиях ПК «Народный капитал» присутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Копии составленного протокола об административном правонарушении № 81 от 15.06.2021г. и определения Мордовского УФАС России от 15.06.2021 № 423 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении направлены по адресу юридического лица (Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Полежаева, 62), который с 21.05.2021 значится в Едином государственном реестре юридических лиц (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 15.06.2021 № ЮЭ9965-21-159076139 имеется в материалах дела), через Федеральную почтовую службу заказным письмом с уведомлением <...>.

Согласно справке об отправке/доставке почтового отправления <...> (распечатка от 01.07.2021 имеется в материалах настоящего дела), сформированной на сайте Интернет-отслеживания Федеральной почтовой службы 85.95.177.113/search, такое почтовое отправление не вручено адресату из-за неудачной попытки вручения ввиду временного отсутствия адресата.

При изложенных обстоятельствах, в силу положений части 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, приведенных в абзаце 3 пункта 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», считается, что ПК «Народный капитал» надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения настоящего дела.

Рассмотрение настоящего административного дела состоялось в назначенное время.

Протокол об административном правонарушении № 81 от 15.06.2021г. составлен в отсутствие законного представителя ПК «Народный капитал», извещенного о составлении такого протокола в установленном порядке, копия которого направлена по юридическому адресу ПК «Народный капитал» в установленные сроки.

Содержание протокола об административном правонарушении № 81 от 15.06.2021г. соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каких-либо нарушений при его составлении не выявлено.

С учетом изложенного, протокол об административном правонарушении № 81 от 15.06.2021г. рассмотрен в порядке статей 25.15, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отсутствие законного представителя № 81 от 15.06.2021г., извещенного о рассмотрении такого протокола в установленном порядке.

Оценив в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеющиеся в материалах настоящего дела доказательства, уполномоченное должностное лицо территориального антимонопольного органа пришло к следующим выводам.

ПК «Народный капитал» имел возможность для выполнения правил и норм, установленных законодательством о рекламе с учетом выданного ему Мордовским УФАС России предписания № 8 от 16 марта 2021 года о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, однако не принял всех зависящих от него мер по их соблюдению и продолжил распространение вышеназванной ненадлежащей рекламы и с 07 мая 2021 года, то есть после истечения десятидневного срока для исполнения такого предписания, что зафиксировано в протоколе Мордовского УФАС России от 15.06.2021 № 81 об административном правонарушении.

В соответствии с частью 4 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе подлежит исполнению в срок, который указан в предписании. Такой срок не может составлять менее чем пять дней со дня получения предписания.

В соответствии с частью 5 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе считается неисполненным, если по истечении срока исполнения такого предписания продолжается распространение ненадлежащей рекламы.

В соответствии с частью 8 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» неисполнение предписаний антимонопольного органа, выданных на основании настоящего Федерального закона, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом правонарушения по части 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).

Объективная сторона такого правонарушения выражается в невыполнении в установленный срок предписания, решения федерального антимонопольного органа, его территориального органа об устранении нарушений законодательства о рекламе.

Материалами настоящего дела доказано, что в рассматриваемом случае распространение ненадлежащей рекламы «НК НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ» (ПК «Народный капитал»), предлагающего финансовые услуги по привлечению денежных средств пайщиков по ставке до 15,5% и утверждающего, что «ВАШИ ДОХОДЫ РАСТУТ», с нарушением требований пунктов 3, 20 части 3 статьи 5, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» ПК «Народный капитал» продолжается после 07 мая 2021 года, то есть после даты, с которой ПК «Народный капитал» должен был исполнить выданное ему предписание Мордовского УФАС России от 16.03.2021 № 8 о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ПК «Народный капитал» не предоставил доказательства, подтверждающие, что им предприняты все зависящие от него меры по прекращению распространения ненадлежащей рекламы, и им не предоставлены доказательства невозможности исполнения предписания в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые ПК «Народный капитал» не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Напротив, ПК «Народный капитал» продолжил распространять ненадлежащую рекламу, игнорируя исполнение выданного ему предписания о прекращении допущенного нарушения, и такими незаконными действиями нарушил права и законные интересы потребителей рекламы, а также посягнул на установленный, регламентированный государством общественный порядок, создав тем самым существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, направленным на защиту информационного права граждан в области рекламы.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание существенность угрозы охраняемым общественным отношениям и учитывая отсутствие исключительности рассматриваемого случая, оснований для признания малозначительным совершённого правонарушения не усматривается.

Таким образом, по вине ПК «Народный капитал» <...> не прекращено нарушение требований пунктов 3, 20 части 3 статьи 5, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» и не выполнено выданное ему предписание об устранении таких нарушений в установленный территориальным антимонопольным органом срок, за что предусмотрена административная ответственность по части 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Местом совершения административного правонарушения является г. Саранск Республики Мордовия.

Время совершения административного правонарушения – 07 мая 2021 года.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

На дату вынесения постановления по настоящему делу двухмесячный срок исковой давности еще не истек.

В силу пункта 1 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относится продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его.

В рассматриваемом случае продолжающееся со стороны ПК «Народный капитал» противоправное поведение, выраженное в распространении ненадлежащей рекламы, несмотря на выданное предписание, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

В процессе настоящего административного производства не выявлено фактов привлечения в течение 2020 года и за истекший период 2021 года юридического лица – ПК «Народный капитал» к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства и за невыполнение в срок законного предписания антимонопольного органа по постановлению о назначении административного наказания, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что принимается как обстоятельство, смягчающее административную ответственность.

Согласно выписке из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 01.07.2021 № ЮЭ9965-21-12866216 (имеется в материалах настоящего дела), Потребительский кооператив по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал» <...> является микропредприятием.

В соответствии с частью 1 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 13.37, 14.31 - 14.33, 14.56, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса.

Тем самым, в отношении юридического лица - ПК «Народный капитал», являющегося субъектом малого предпринимательства и совершившего административное правонарушение, предусмотренное частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не применимы положения части 1 статьи 4.1.1 настоящего Кодекса, поэтому административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение.

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», а также частью 2.4 статьи 19.5, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать юридическое лицо – Потребительский кооператив по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал» <...> нарушившим часть 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку им не исполнено в установленный срок предписание Мордовского УФАС России от 16.03.2021 № 8 о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Применить к юридическому лицу – Потребительскому кооперативу по развитию экономических и социальных программ для пайщиков «Народный капитал» <...> меры административной ответственности в виде административного штрафа в размере трёхсот тысяч (300000) рублей.

Сумму штрафа необходимо перечислить на счет казначейства:

Получатель: <...>; Назначение платежа: Денежные взыскания (штрафы) по постановлению Мордовского УФАС России от 01.07.2021 № 344 о наложении штрафа по делу № 013/04/19.5-275/2021 об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей должностное лицо, вынесшее постановление, направляет в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а также составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Временно исполняющий обязанности

руководителя Управления                                          <...>         

Связанные организации

Связанные организации не указаны