Решение №208 решение по делу от 23 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена: «15» апреля 2021 г.

В полном объеме решение изготовлено: «23» апреля 2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии: <...> – ВрИО руководителя Мордовского УФАС России;

Члены комиссии: <...> – специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; <...> – специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; <...> – специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,

в присутствии представителей Министерства здравоохранения Республики Мордовия – начальника отдела лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения Республики Мордовия – <...> (доверенность №11 от 21.04.2020), юрисконсульта отдела ведомственного контроля ГАУЗ Республики Мордовия «Медицинский информационно-аналитический центр» – <...> (доверенность №17 от 10.12.2020).

рассмотрев дело № 013/01/16-665/2020 по признакам нарушения Министерством здравоохранения Республики Мордовия (далее – Министерство, Минздрав РМ) пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа Мордовского УФАС России от 25.02.2020 года № 29-од была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Государственного унитарного предприятия Республики Мордовия «Фармация» (430034, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. 1-ая Промышленная, д. 8, ИНН 1300002949).

По результатам проведения проверки составлен Акт проверки №03 от 10.04.2020 г., согласно которому Инспекцией Мордовского УФАС России установлены признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»).

Установленные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела и создания Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ГУП Республики Мордовия «Фармация» (далее – ГУП РМ «Фармация») (430034, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. 1-ая Промышленная, д. 8, ИНН 1300002949), Министерством здравоохранения Республики Мордовия (430005, Республика Мордовия, город Саранск, Коммунистическая, дом 33, стр. 2, ИНН 1325126625) пункта 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции» (Приказ № 128-од от 16.09.2020 г.).

В рамках рассмотрения дела, с учетом представленных пояснений, а также документов и сведений, Комиссия пришла к выводу об отсутствии признаков нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением № 111 от 25.02.2021 г. об отложении рассмотрении дела №013/01/16-665/2020 изменена квалификация дела на пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», возбужденного в отношении Министерства здравоохранения Республики Мордовия.

Согласно пункту 5.1. статьи 45 ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов;

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах).

По результатам проведения анализа состояния конкуренции (дело № 013/01/16-665/2020) установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен как 2018-2020 гг.

2. Предмет торгов: оказание услуг по приемке, хранению, учету, доставке и отпуску лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания льготным категориям граждан, в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно, Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врача с 50-процентной скидкой, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»

3. Состав хозяйствующих субъектов, участвовавших в торгах: ГУП РМ «Фармация». Вместе с тем, в соответствии со сведениями, представленными из Территориального органа Федеральной службы Госстатистики по Республике Мордовия, есть иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на данном товарном рынке, однако, они не располагают тем количеством аптечных учреждений в разрезе муниципальных образований в том количестве, в котором требовали условия технических заданий.

Из представленных заявителем и собранных Управлением документов, и информации установлено следующее.

В ходе проведения проверки в отношении ГУП РМ «Фармация» установлено следующее.

В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте в сети Интернет по адресу: http://farmacia-rm.ru/ ГУП РМ «Фармация» создавалось и действует для достижения целей охраны здоровья граждан, наиболее полного удовлетворения потребности населения и медицинских организаций республики в качественных лекарственных препаратах и осуществляет следующие виды деятельности:

Фармацевтическая деятельность

Оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения:

- хранение лекарственных средств для медицинского применения;

- перевозка лекарственных средств для медицинского применения;

- розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения;

- хранение лекарственных препаратов для медицинского применения;

- отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения;

- изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения;

- изготовление асептических лекарственных препаратов для медицинского применения;

- приобретение и розничная продажа наряду с лекарственными препаратами для медицинского применения медицинских изделий, дезинфицирующих средств, предметов и средств личной гигиены, посуды для медицинских целей, предметов и средств, предназначенных для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковой оптики и средств ухода за ней, минеральных вод, продуктов лечебного, детского и диетического питания, биологически активных добавок, парфюмерных и косметических средств, медицинских и санитарно-просветительных печатных изданий, предназначенных для пропаганды здорового образа жизни.

Деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ

- распределение, отпуск, перевозка, приобретение, реализация, уничтожение, хранение.

Деятельность по производству медицинской техники - очки корригирующие.

Медицинская деятельность - организация здравоохранения и общественного здоровья, офтальмология.

Исполнение государственных контрактов по оказанию услуг по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан по рецептам врача бесплатно, в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 5 октября 1998 г. № 462 «О совершенствовании лекарственного обеспечения населения Республики Мордовия».

Исполнение государственных контрактов по оказанию услуг по доставке, хранению, учету и отпуску лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания льготным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Исполнение государственных контрактов по оказанию услуг по доставке, хранению, учету и отпуску лекарственных средств, предназначенных для лечения больных злокачественными образованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей.

Исполнение государственного контракта по Федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями» (подпрограмма «Сахарный диабет»).

Доставка лекарственных препаратов по Федеральной целевой программе «Национальный календарь профилактических прививок».

В составе предприятия – 67 аптек и аптечных пунктов.

В соответствии со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ГУП РМ «Фармация» является торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках).

Министерство здравоохранения Республики Мордовия, как государственный заказчик, в целях обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания льготных категорий граждан ежегодно проводит, в том числе, электронные аукционы на оказание услуг по приемке, хранению, учету, доставке и отпуску лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания льготным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон №178-ФЗ) и на оказание услуг по приемке, хранению, учету, доставке и отпуску лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания льготным категориям граждан, в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно, Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врача с 50-процентной скидкой, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее – Аукционы).

В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ государственная помощь в виде набора социальных услуг осуществляется на уровне субъектов Российской Федерации, и предусматривает: организацию размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов; организацию обеспечения населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей- инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление указанных в части 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (части 2 - 5 статьи 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ).

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ, набора социальных услуг включается социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебнопрофилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей- инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 указанного Федерального закона, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (пункт 2 статьи 6.2 указанного Федерального закона).

В целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в части обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется ведение Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 12 Правил ведения Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 № 165 «Об утверждении Правил ведения Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации» Федеральный регистр содержит сведения о следующих категориях граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации:

а) инвалиды, дети-инвалиды;

б) граждане, имеющие право на получение государственной социальной помощи в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, указанные в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона «О государственной социальной помощи», за исключением лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта;

в) граждане, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами в соответствии с частью 7 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

г) лица, инфицированные вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и C, обеспечение которых антивирусными лекарственными препаратами для медицинского применения осуществляется в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

д) лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больные туберкулезом, в том числе с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, обеспечение которых антибактериальными и противотуберкулезными лекарственными препаратами для медицинского применения осуществляется в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и пунктом 4 статьи 14 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»;

е) граждане, страдающие заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

ж) граждане, обеспечение которых при оказании паллиативной медицинской помощи медицинскими изделиями, предназначенными для поддержания функций органов и систем организма человека, для использования на дому по перечню, утвержденному Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также лекарственными препаратами при посещениях на дому, осуществляется в соответствии с частью 4 статьи 36 и частью 2 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

з) категории граждан, имеющие право на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»;

и) категории граждан, не указанные в подпункте «з» настоящего пункта, имеющие право на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями бесплатно или с пятидесятипроцентной скидкой в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации или субъектов Российской Федерации.

Таблица №1

п/п

Наименование района

Количество лиц, сохранивших право на бесплатное лекарственное обеспечение на 2017 г. (чел.)

Количество лиц сохранивших право на бесплатное лекарственное обеспечение на 2018 г. (чел.)

Количество лиц сохранивших право на бесплатное лекарственное обеспечение на 2019 г. (чел.)

Количество лиц сохранивших право на бесплатное лекарственное обеспечение на 2020 г. (чел.)

1

Ардатовский

366

270

363

234

2

Атюрьевский

129

94

139

90

3

Атяшевский

286

220

291

206

4

Б. Березниковский

417

343

383

216

5

Б.Игнатовский

116

119

144

87

6

Дубенский

337

309

363

224

7

Ельниковский

366

354

382

205

8

Зубово-Полянский

733

436

687

435

9

Инсарский

257

196

260

211

10

Ичалковский

256

191

273

199

11

Ковылкино

518

417

577

437

12

Кочкуровский

160

114

164

133

13

Краснослободский

349

291

382

286

14

Лямбирский

483

387

532

408

15

Ромодановский

309

251

318

252

16

Рузаевка

1114

848

1065

926

17

Старо-Шайговский

211

191

218

176

18

Темниковский

215

185

242

214

19

Теньгушевский

189

148

199

146

20

Торбеевский

259

201

261

199

21

Чамзинский

397

306

409

337

22

Кадошкинский

99

84

113

92

23

го Саранск

6921

5536

6714

5329

В соответствии с представленными документами реестр федеральных льготников представлен в разрезе по муниципальным районам Республики Мордовия. Кроме того, представлены сведения о численности льготной категории граждан в разрезе по медицинским учреждениям, без привязки к каким-либо населенным пунктам.

Таблица №2

п/п

 

Наименование медицинских организаций

Количество (чел.)

1

 

2

3

1

 

ГБУЗ РМ «Ардатовская районная больница»

720

2

 

ГБУЗ РМ «Атяшевская районная больница»

545

3

 

ГБУЗ РМ «Дубенская районная больница»

523

4

 

ГБУЗ РМ «Зубово-Полянская районная больница»

1212

5

 

ФКУЗ МСЧ -13 Федеральной службы исполнения наказаний России

222

6

 

ГБУЗ РМ «Инсарская районная больница»

547

7

 

ГБУЗ РМ «Ичалковская центральная районная больница»

1267

9

 

ГБУЗ РМ «Ковылкинская центральная районная больница»

1410

10

 

ГБУЗ РМ «Кочкуровская поликлиника»

611

11

 

ГБУЗ РМ «Краснослободская центральная районная больница»

1427

12

 

ГБУЗ РМ «Ромодановская поликлиника»

686

13

 

ГБУЗ РМ «Рузаевская центральная районная больница»

3855

14

 

Частное учреждение здравоохранения «РЖД-Медицина г.

Рузаевка»

446

15

 

ГБУЗ РМ «Старошайговская районная больница»

603

16

 

ГБУЗ РМ «Темниковская районная больница им А И Рудявского»

822

17

 

ГБУЗ РМ «Теньгушевская районная больница»

477

18

 

ГБУЗ РМ «Торбеевская центральная районная больница»

1026

20

 

ГБУЗ РМ «Комсомольская центральная районная больница»

1569

21

 

ГБУЗ РМ «Республиканский гериатрический центр»

535

22

 

ГБУЗ РМ «Поликлиника №4»

1857

23

 

ГБУЗ РМ «Поликлиника №2»

4837

24

 

ГБУЗ РМ «Детская поликлиника № 1»

2108

25

 

ГБУЗ РМ «Детская поликлиника № 2»

3315

26

 

ГБУЗ РМ «Детская поликлиника № 3»

5025

27

 

ГБУЗ РМ «Детская поликлиника № 4»

5361

28

 

ГБУЗ РМ «Республиканская клиническая больница им. С.В. Каткова»

1107

29

 

ГБУЗ РМ «Республиканская клиническая больница № 5»

4634

30

 

ГБУЗ РМ «Мордовский республиканский центр профилактики и борьбы со СПИД»

832

31

 

ГБУЗ РМ «Республиканская клиническая больница № 1»

1881

32

 

ГБУЗ РМ «Республиканский онкологический диспансер»

28890

33

 

ГБУЗ РМ «Республиканская клиническая больница №4»

612

34

 

ГБУЗ РМ «Мордовская республиканская клиническая

психиатрическая больница»

393

35

 

ГБУЗ РМ «Мордовский республиканский кожно-венерологический диспансер»

60

36

 

ГБУЗ РМ «Мордовская республиканская центральная клиническая больница»

19

На заседании Комиссии Мордовского УФАС России представители Министерства подтвердили, что информация о льготниках поступает в Министерство в разрезе по муниципальным районам, и у Министерства при формировании аукционных документаций отсутствуют сведения о льготниках в каждом из населенных пунктов.

В период с 2017 по 2020 гг. Минздравом РМ проводились Аукционы. Одним из требований к оказанию услуг является наличие аптечных организаций на территории Республики Мордовия согласно «Перечню населенных пунктов с минимальным количеством аптечных организаций, в которых должны осуществляться доставка, хранение, учет и отпуск лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания льготным категориям граждан» (далее – Перечень).

В 2017 году Министерством были проведены Аукционы № 145-ЭА-17/ОУ, № 2008-ЭА-17/ОУ, №1431-ЭА-17/ОУ. Перечень был представлен следующим образом:

Наименование населенных пунктов

Минимальное количество аптечных организаций

1

2

3

 

г.о Саранск

20

 

г. Ардатов Ардатовского района

2

 

с. Атюрьево, Атюрьевского района

1

 

п. Атяшево Атяшевского района

2

 

с. Большие Березники Большеберезниковского района

2

 

с. Большое Игнатово Большеигнатовского района

1

 

с. Дубенки Дубенского района

1

 

с. Ельники Ельниковского района

1

 

г. Инсар Инсарского района

2

 

с. Кемля Ичалковского района

1

 

п. Кадошкино Кадошкинского района

2

 

г. Ковылкино Ковылкинского района

2

 

с. Кочкурово Кочкуровского района

1

 

с. Краснослободск Краснослободского района

1

 

с. Лямбирь Лямбирского района

1

 

п. Ромоданово Ромодановского района

2

 

г. Рузаевка Рузаевского района

3

 

с. Старое Шайгово Старошайговского района

2

 

г. Темников Темниковского района

1

 

с. Теньгушево Теньгушевского района

1

 

п.Торбеево Торбеевского района

2

 

п. Комсомольский Чамзинского района

2

 

п. Чамзинка Чамзинского района

1

 

П. Зубова поляна Зубово-Полянского района

1

Во всех районах Республики Мордовия местом расположения аптечных организаций является районный центр. Кроме, п. Комсомольский Чамзинского района.

В 2018 году ГУП РМ «Фармация» создает аптечную организацию в п. Явас (вх. №6345 от 16.10.2020 г.).

В 2018 году Министерство проводит Аукционы №№ 19-ЭА-18/ОУ, 1833-ЭА-18/ОУ, 134-ЭА-19/ОУ. Перечень был представлен следующим образом:

Наименование населенных пунктов

Минимальное количество аптечных организаций

1

2

3

 

г.о Саранск

14

 

г. Ардатов Ардатовского района

1

 

с. Атюрьево, Атюрьевского района

1

 

п. Атяшево Атяшевского района

1

 

с. Большие Березники Большеберезниковского района

1

 

с. Большое Игнатово Большеигнатовского района

1

 

с. Дубенки Дубенского района

1

 

с. Ельники Ельниковского района

1

 

г. Инсар Инсарского района

1

 

с. Кемля Ичалковского района

1

 

п. Кадошкино Кадошкинского района

1

 

г. Ковылкино Ковылкинского района

1

 

с. Кочкурово Кочкуровского района

1

 

г. Краснослободск Краснослободского района

1

 

с. Лямбирь Лямбирского района

1

 

п. Ромоданово Ромодановского района

1

 

г. Рузаевка Рузаевского района

3

 

с. Старое Шайгово Старошайговского района

1

 

г. Темников Темниковского района

1

 

с. Теньгушево Теньгушевского района

1

 

п.Торбеево Торбеевского района

1

 

п. Комсомольский Чамзинского района

1

 

п. Чамзинка Чамзинского района

1

 

п. Зубова поляна Зубово-Полянского района

1

 

р.п. Явас, Зубово-Полянского района

1

Кроме того, в 2018 году Министерством был проведен Аукцион на 2019 год. Перечень был представлен следующим образом:

Наименование населенных пунктов

Минимальное количество аптечных организаций

1

2

3

 

г.о Саранск

14

 

г. Ардатов Ардатовского района

1

 

с. Атюрьево, Атюрьевского района

1

 

п. Атяшево Атяшевского района

1

 

с. Большие Березники Большеберезниковского района

1

 

с. Большое Игнатово Большеигнатовского района

1

 

с. Дубенки Дубенского района

1

 

с. Ельники Ельниковского района

1

 

г. Инсар Инсарского района

1

 

с. Кемля Ичалковского района

1

 

п. Кадошкино Кадошкинского района

1

 

г. Ковылкино Ковылкинского района

1

 

с. Кочкурово Кочкуровского района

1

 

г. Краснослободск Краснослободского района

1

 

с. Лямбирь Лямбирского района

1

 

п. Ромоданово Ромодановского района

1

 

г. Рузаевка Рузаевского района

3

 

с. Старое Шайгово Старошайговского района

1

 

г. Темников Темниковского района

1

 

с. Теньгушево Теньгушевского района

1

 

п.Торбеево Торбеевского района

1

 

п. Комсомольский Чамзинского района

1

 

п. Чамзинка Чамзинского района

1

 

п. Зубова поляна Зубово-Полянского района

1

 

р.п. Явас, Зубово-Полянского района

2

Министерством письмом вх. №686 от 15.02.2021 г. представлены сведения о проведенных аукционах в период 2020-2021 гг.

В 2019-2020 году Министерством были проведены Аукционы №№1695-ЭА-19/ОУ, № 98-ЭА-20/ОУ. Перечень был представлен следующим образом:

Наименование населенных пунктов

Минимальное количество аптечных организаций

Наименование аптечной организации, адрес*

1

2

3

 
 

г.о. Саранск

14

 
 

г. Ардатов Ардатовского района

1

 
 

с. Атюрьево, Атюрьевского района

1

 
 

п. Атяшево Атяшевского района

1

 
 

с. Большие Березники Большеберезниковского района

1

 
 

с. Большое Игнатово Большеигнатовского района

1

 
 

с. Дубенки Дубенского района

1

 
 

с. Ельники Ельниковского района

1

 
 

г. Инсар Инсарского района

1

 
 

с. Кемля Ичалковского района

1

 
 

п. Кадошкино Кадошкинского района

1

 
 

г. Ковылкино Ковылкинского района

1

 
 

с. Кочкурово Кочкуровского района

1

 
 

г. Краснослободск Краснослободского района

1

 
 

с. Лямбирь Лямбирского района

1

 
 

п. Ромоданово Ромодановского района

1

 
 

г. Рузаевка Рузаевского района

3

 
 

с. Старое Шайгово Старошайговского района

1

 
 

г. Темников Темниковского района

1

 
 

с. Теньгушево Теньгушевского района

1

 
 

п.Торбеево Торбеевского района

1

 
 

п. Комсомольский Чамзинского района

1

 
 

п. Чамзинка Чамзинского района

1

 
 

п. Зубова поляна Зубово-Полянского района

1

 
 

р.п. Явас, Зубово-Полянского района

1

 

Стоит отметить, что согласно Уставу ГУП РМ «Фармация», ГУП РМ «Фармация» находится в ведомственном подчинении Министерства. Следовательно, Министерству известно о количестве аптечных организаций ГУП РМ «Фармация». Требование о количестве аптечных организаций в п. Явас было включено в документацию только после того, как ГУП РМ «Фармация» открыло аптечную организацию.

Кроме того, в 2020 г. были проведены Аукционы № 820-ЭА-20/ОУ, № 1208-ЭА-20/ОУ, № 1498-ЭА-20/ОУ, № 1566-ЭА-20/ОУ, № 1334-ЭА-20/ОУ. Количество необходимых аптечных организаций изменилось только в г. Саранск.

Вместе с тем, потребность в обеспечении лекарственными средствами льготных категорий граждан значительно изменялась ежегодно (Таблица №1). Таким образом, Министерство при определении требований к количеству и месту расположения аптечных организаций не руководствовалось фактической потребностью в обеспечении населения льготными лекарственными препаратами.

Согласно пункту 13 Протокола совещания у Председателя Правительства Республики Мордовия по вопросам совершенствования системы лекарственного обеспечения в Республике Мордовия от 08.02.2019 г. Министерству здравоохранения Республики Мордовия было поручено подготовить и представить Председателю Правительства Республики Мордовия информацию о размещении аптечных пунктов и аптек ГУП РМ «Фармация» в разрезе лечебных учреждений и муниципальных образований.

Что также подтверждает наличие у Министерства исчерпывающей информации о количестве аптечных организаций, принадлежащих ГУП РМ «Фармация» в разрезе муниципальных образований.

Согласно Протоколам рассмотрения единственной заявки на участие в электронных аукционах № 145-ЭА-17/ОУ от 16.01.2017 г., № 2008-ЭА-17/ОУ от 10.11.2017 г., №1431-ЭА-17/ОУ от 16.08.2017 г., № 19-ЭА-18/ОУ от 02.03.2018 г., № 1833-ЭА-18/ОУ от 18.12.2018 г., № 134-ЭА-19/ОУ от 14.02.2018 г., № 1695-ЭА-19/ОУ от 18.11.2019 г., № 98-ЭА-20/ОУ от 04.02.2020 г., № 820-ЭА-20/ОУ от 06.07.2020 г., № 1208-ЭА-20/ОУ от 29.09.2020 г., № 1498-ЭА-20/ОУ от 20.11.2020 г., № 1566-ЭА-20/ОУ от 03.12.2020 г., № 1334-ЭА-20/ОУ от 22.10.2020 г. заявки поступили только от ГУП РМ «Фармация». Аукционное предложение в части наличия минимального количества аптечных организаций ГУП РМ «Фармация» в населенных пунктах соответствует требованиям Технического задания.

По результатам указанных электронных аукционов заключены Государственные контракты от 27.01.2017 г., от 21.11.2017 г., от 28.08.2017 г., от 13.03.2018 г., от 29.12.2018 г., от 25.02.2019 г., от 29.11.2019 г., от 17.02.2020 г. от 17.07.2020 г., от 12.10.2020 г., от 01.12.2020 г., от 14.12.2020 г., от 02.11.2020 г. с ГУП РМ «Фармация».

Согласно статьи 41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства – со дня окончания нарушения или его обнаружения.

По состоянию на дату вынесения настоящего заключения об обстоятельствах дела № 013/01/16-665/2020 трехлетний срок давности истек для рассматриваемых электронных аукционов: № 145-ЭА-17/ОУ от 16.01.2017 г., № 2008-ЭА-17/ОУ от 10.11.2017 г., №1431-ЭА-17/ОУ от 16.08.2017 г. Данные аукционы выходят за рамки трехлетнего срока давности, установленного статьей 41.1 Закона о защите конкуренции, в связи с этим действия участников данных аукционов предметом рассмотрения Комиссией Мордовского УФАС России не являются.

Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что Министерство осуществляло формирование закупочной документации без учета потребности населения в получении льготных лекарственных препаратов. Кроме того, Министерство не располагало сведениями о потребности льготников по каждому муниципальному образованию, в том числе, в п. Явас раздельно и, включая с 2018 года требования о наличии аптечного учреждения в п. Явас, а таже не изменяя требования к количеству аптечных организаций по мере изменения потребностей, создавало ГУП РМ «Фармация» преимущественные условия участия в электронных аукционах № 19-ЭА-18/ОУ от 02.03.2018 г., № 1833-ЭА-18/ОУ от 18.12.2018 г., № 134-ЭА-19/ОУ от 14.02.2018 г., № 1695-ЭА-19/ОУ от 18.11.2019 г., № 98-ЭА-20/ОУ от 04.02.2020 г., № 820-ЭА-20/ОУ от 06.07.2020 г., № 1208-ЭА-20/ОУ от 29.09.2020 г., № 1498-ЭА-20/ОУ от 20.11.2020 г., № 1566-ЭА-20/ОУ от 03.12.2020 г., № 1334-ЭА-20/ОУ от 22.10.2020 г.

Такие действия содержат признаки ограничения конкуренции и приводят (могут приводить) к сокращению количества участников закупки, тем самым ограничивая доступ на товарный рынок оказания услуг по приемке, хранению, учету, доставке и отпуску лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания льготным категориям граждан.

Кроме того, аукционные предложения на право заключения контракта ГУП РМ «Фармация» при участии во всех вышеприведенных аукционах являлись идентичными начальной (максимальной) цене контракта, отраженных в извещении. Следовательно, ГУП РМ «Фармация» предполагало или могло предполагать об отсутствии иных хозяйствующих субъектов, желающих стать участником аукционов, что позволило ему предлагать цену равную установленной начальной (максимальной) цене контракта. Заключение государственного контракта, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) между Министерством и хозяйствующим субъектом, заявка которого являлась единственной, то есть с лицом, которому фактически не пришлось конкурировать с иными участниками данного товарного рынка.

В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Формируя закупочную документацию и определяя предмет закупки, заказчик должен руководствоваться основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

Согласно пункту 40 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №4 от 04.03.2021 г. пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлены запреты на осуществление организатором обязательных процедур, конкурентных закупок или заказчиком действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, включая запреты на координацию деятельности участников, создание преимущественных условий участия для отдельных ее участников (в том числе посредством открытия доступа к информации), нарушение порядка определения победителя.

По смыслу указанных норм не допускаются к участию в обязательных процедурах, конкурентных закупках организатор, заказчик, работники организатора или заказчика, а также иные лица, которым организатор или заказчик имеют фактическую возможность давать обязательные для исполнения указания или иным образом определять их действия. Осуществление фактического контроля возможно вне зависимости от наличия (отсутствия) формально-юридических признаков связанности (например, через родство или свойство с лицами, входящими в состав органов управления участника, прямое или опосредованное участие в капитале либо в управлении). При установлении такого контроля судам необходимо проверить, насколько значительным было влияние связанного с ним лица на принятие решений, касающихся участия в обязательной процедуре, конкурентной закупке.

В рассматриваемом случае, согласно Уставу ГУП РМ «Фармация», ГУП РМ «Фармация» находится в ведомственном подчинении Министерства, кроме того, Министерство осуществляет функции и полномочия собственника в отношении ГУП РМ «Фармация».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Под созданием преимущественных условий, запрещенных указанной нормой, понимаются различные действия, главным результатом которых является неравенство участников торгов, то есть любые действия, которые ставят конкретного участника торгов в привилегированное положение.

Анализ положений статьи 17 Закона о защите конкуренции свидетельствует о том, что запреты, предусмотренные пунктом 1 части 1 (в части запрета на координацию деятельности участников), пунктами 2 - 4 части 1, а также частями 2 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции являются безусловными запретами.

Следовательно, правонарушение, выразившееся в нарушении данных запретов, носит формальный характер и не требует оценки последствий для конкуренции в связи с таким нарушением, доказывания наступления фактических или возможных негативных последствий от совершения таких действий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

В рассматриваемом случае имеет место создание преимущественных условий.

Действия по созданию для ГУП РМ «Фармация» преимущественных условий участия в торгах, осуществлялись Министерством здравоохранения Республики Мордовия в одностороннем порядке.

На основании статьи 48.1 Закона о защите конкуренции приведенные выше фактические и иные обстоятельства дела, а также доказательства по делу были изложены в Заключении об обстоятельствах дела от 25.03.2021 №3 и направлены Министерству. В указанном Заключении об обстоятельствах дела Комиссия пришла к выводу о необходимости квалифицировать действия Министерства, как нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В ответ на Заключение об обстоятельствах дела Министерство направило замечания (вх. №1884 от 14.04.2021 г.). Согласно представленным замечаниям, Министерство при формировании заявок на указанные услуги руководствовалось основными принципами охраны здоровья. Согласно статье 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323–ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются в том числе и предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Для льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на всей территории Республики Мордовия одним из обязательных требований к оказанию услуг установлено требование о наличии аптечных организаций на территории Республике Мордовия, для этого сформирован минимальный Перечень населенных пунктов с минимальным количеством аптечных организаций, в которых должны осуществляться доставка, хранение, учет и отпуск лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания льготным категориям граждан.

При формировании данного перечня Министерство исходило из количества медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь отдельным категориям граждан, проживающим на всей территории Республики Мордовия и их территориальной расположенности.

При этом руководствовалось, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации Методическими рекомендациями от 16 октября 1997 г. №97/111 «О принципах размещения фармацевтических (аптечных) организаций и нормативах развития сети аптек, обслуживающих население» которыми определены принципы размещения фармацевтических (аптечных) организаций.

Построение сети аптек, аптечных пунктов, аптечных киосков в сельской местности в первую очередь должно быть увязано с размещением поликлиник, амбулаторий, центральных районных и участковых больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, а также с местами небольшого скопления людей. В населенных пунктах, имеющих фельдшерско-акушерские пункты, следует открывать аптечные пункты при фельдшерско-акушерских пунктах.

В сельских поселениях могут размещаться аптеки различных организационно-правовых форм, одна из которых обязательно должна быть государственной.

Технические задания аукционов содержат условие, которое предполагает, чтобы участник аукциона обеспечил отпуск льготных лекарств через минимальное количество аптечных организаций, расположенных в соответствующих населенных пунктах, при этом эти аптечные организации не обязательно должны быть составной частью организации-участника аукциона.

В проектах Контрактов предусмотрена возможность привлечения соисполнителей к исполнению государственного контракта, как раз в том случае, если у участника аукциона полностью или частично отсутствуют приспособленные к отпуску льготных лекарств собственные аптечные организации, расположенные в соответствующих населенных пунктах.

В период проведения электронных аукционов ни одного запроса на разъяснение документации и жалоб не поступало от потенциальных участников, торги не были приостановлены, что доказывает отсутствие преимущественных условий со стороны Заказчика.

Таким образом, техническое задание содержит описание того, что нужно заказчику, и процесс достижения необходимого результата. Техническое задание разрабатывается на конкретную закупку в целом.

Основной задачей закупок является, эффективное использование бюджета, а не обеспечение возможности для участия максимального количества претендентов. Если у каких-либо участников нет возможности поставить товар, выполнить работы или оказать услуги, это не значит, что их права нарушены или ограничена конкуренция.

На территории Республики Мордовия функционируют 346 аптечных организаций, государственной и негосударственной форм собственности, из них 115 юридических лиц, осуществляющие фармацевтическую деятельность (приложение), что позволяет сделать вывод об участии неограниченного круга лиц в электронных аукционах.

Учитывая вышеизложенное, Министерство здравоохранения Республики Мордовия не согласно с выводом о нарушении антимонопольного законодательства в сфере закупок в части пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и считает, что в рамках проведенных открытых аукционов была обеспечена возможность участия в них неопределенного числа участников при соответствии их критериям, удовлетворяющим потребности заказчика, в связи с этим, доступ к соответствующей закупке был открытым и неограниченным.

Комиссия Мордовского УФАС, рассмотрев представленные пояснения, приходит к следующим выводам.

В соответствии с имеющейся информацией (письмо из Территориального органа Федеральной службы Госстатистики по Республике Мордовия вх. № 991 от 20.02.2020 г.) только ГУП РМ «Фармация» имеет необходимое количество аптечных организаций, в результате чего другие участники могут понести наибольшие затраты, привлекая соисполнителей к исполнению государственного контракта.

При этом основной задачей законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является обеспечение максимально широкого круга участников закупок и выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность, в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Комиссия приходит к выводу о том, что действия Министерства, выразившиеся в установлении в рассматриваемых Аукционах требований в документации о наличии аптечных организаций на территории Республики Мордовия согласно Перечню, ограничивают круг потенциальных участников закупок, ставят конкретного участника – ГУП РМ «Фармация» в привилегированное положение, поскольку создают для данного лица преимущественные условия участия в торгах, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, данными действиями Минздрав РМ создал преимущественные условия для участника рассматриваемых аукционов ГУП РМ «Фармация», который явился единственным участником данных Аукционов и заключившего государственные контракты на оказание услуг для государственных нужд по начальной (максимальной) цене контракта.

Факт создания Минздравом РМ ГУП РМ «Фармация» преимущественных условий участия в торгах подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.

В связи с тем, что государственные контракты по результатам аукционов №19-ЭА-18/ОУ от 02.03.2018 г., № 1833-ЭА-18/ОУ от 18.12.2018 г., № 134-ЭА-19/ОУ от 14.02.2018 г., № 1695-ЭА-19/ОУ от 18.11.2019 г., № 98-ЭА-20/ОУ от 04.02.2020 г., № 820-ЭА-20/ОУ от 06.07.2020 г., № 1208-ЭА-20/ОУ от 29.09.2020 г., № 1498-ЭА-20/ОУ от 20.11.2020 г., № 1566-ЭА-20/ОУ от 03.12.2020 г., № 1334-ЭА-20/ОУ от 22.10.2020 г. заключены, предписание об устранении нарушений не выдавать.

На основании изложенного, в соответствии со статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, Комиссия Мордовского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать действия Министерства здравоохранения Республики Мордовия по созданию преимущественных условий для ГУП РМ «Фармация» участия в аукционах № 19-ЭА-18/ОУ от 02.03.2018 г., № 1833-ЭА-18/ОУ от 18.12.2018 г., № 134-ЭА-19/ОУ от 14.02.2018 г., № 1695-ЭА-19/ОУ от 18.11.2019 г., № 98-ЭА-20/ОУ от 04.02.2020 г., № 820-ЭА-20/ОУ от 06.07.2020 г., № 1208-ЭА-20/ОУ от 29.09.2020 г., № 1498-ЭА-20/ОУ от 20.11.2020 г., № 1566-ЭА-20/ОУ от 03.12.2020 г., № 1334-ЭА-20/ОУ от 22.10.2020 г. нарушением пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Основания для прекращения дела отсутствуют.

3. Обязательное для исполнения предписание Министерству здравоохранения Республики Мордовия не выдавать.

4. Передать материалы дела №013/01/16-665/2020 уполномоченному должностному лицу Мордовского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии:

 

 

 

 

Примечание. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны